Научная статья на тему 'Система учебных заведений профессионально-технического образования в Башкирии в 1920-1930 годы'

Система учебных заведений профессионально-технического образования в Башкирии в 1920-1930 годы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
851
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕРИОДИЗАЦИЯ / ПОТРЕБНОСТЬ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ КАДРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скворцова Светлана Геннадьевна

Исследуемый материал дает возможность глубже понять пути развития советской профессиональной школы, оценить позитивные и негативные результаты социалистического строительства, их долговременные последствия. В работе рассматривается начало становления общей системы среднего профессионального образования в Башкортостане, особенности наращивания сети средних специальных учебных заведений в период 1920-1930 гг. Следует отметить историографический обзор проблемы, указаны и проанализированы типы профессионально-технических учебных заведений Башкирии данного периода, представлена динамика их развития. Основой содержания статьи служат архивные материалы, ранее нигде не публиковавшиеся, соответственно, неизвестные читателю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скворцова Светлана Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система учебных заведений профессионально-технического образования в Башкирии в 1920-1930 годы»

УДК 378+159.923 +37.0

Скворцова Светлана Геннадьевна

Аспирант кафедры педагогики Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы, swetlana_swetik_@mail.ru, Уфа

СИСТЕМА УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛьНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИя В БАШКИРИИ В 1920-1930 ГОДЫ

Аннотация: Исследуемый материал дает возможность глубже понять пути развития советской профессиональной школы, оценить позитивные и негативные результаты социалистического строительства, их долговременные последствия. В работе рассматривается начало становления общей системы среднего профессионального образования в Башкортостане, особенности наращивания сети средних специальных учебных заведений в период 1920-1930 гг. Следует отметить историографический обзор проблемы, указаны и проанализированы типы профессионально-технических учебных заведений Башкирии данного периода, представлена динамика их развития. Основой содержания статьи служат архивные материалы, ранее нигде не публиковавшиеся, соответственно, неизвестные читателю.

Ключевые слова: профессионально-техническое образование, периодизация, потребность народного хозяйства, квалифицированные кадры.

Skvortsova Svetlana Gennadievna

Post-graduate Department of Pedagogy of the Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, swetlana_swetik_@mail.ru, Ufa

SYSTEM OF SCHOOLS VOCATIONAL EDUCATION IN THE YEARS 1920-1930 BASHKIRIA

Abstract: This article discusses the beginning of the formation of the common system of vocational education in the Republic of Bashkortostan, especially building a network of specialized secondary educational institutions in the period of 1920-1930 years.

Keywords: vocational training, periodization, the need for the economy, skilled workforce.

В настоящее время в системе образования происходят существенные изменения, соответственно, выдвигаются новые требования к профессиональной школе. С развитием государства развивается образовательная система, претерпевает изменения и система профессионально-технического образования. Поэтому возрастает потребность обращения к историческому прошлому общества. Значительный интерес представляет изучение системы профессионального образования советского периода, её теории, на которой развивалось профессионально-техническое образование. Теоретическое осмысление развития педагогического образования, трудового воспитания и обучения позволяет извлечь из исторического опыта уроки, которые могут быть полезными для современной России. Богатый материал для изучения путей развития советской профес-

сиональной школы дает возможность глубже понять в целом сущность происходивших социально-экономических, политических, духовно-нравственных и культурных перемен, оценить позитивные и негативные результаты социалистического строительства, их долговременные последствия.

Учеными разработан и систематизирован ряд важных вопросов по истории становления теоретических основ профтехобразования. Это позволяет более детально осветить мероприятия по данной проблеме. Учитывая исторические особенности развития профессионального образования, наиболее значительные изменения, происходившие в нем на разных этапах жизни общества, выделяют периоды в истории советской профтехшколы. В целом выделяют несколько вариантов периодизаций. Так, А. Н. Весёловым предложены следующие периоды:

1 период - 1917-1920 гг. Ломка старой, дореволюционной системы технического образования и бюрократического аппарата управления ею и первые шаги в создании советской системы профессиональных технических учебных заведений в обстановке гражданской войны и общей хозяйственной разрухи.

2 период - 1921-1929 гг. Оформление и укрепление новой, советской системы профессионально-технического образования, массовое открытие низших и средних учебных заведений нового типа (школ фабрично-заводского ученичества и техникумов).

3 период - 1930-1940 гг. Огромный размах профессионально-технического образования. Бурный рост сети учебных заведений по подготовке промышленных кадров. Возникновение острой потребности в обученных рабочих, мастерах и техниках для вновь возникавших заводов, фабрик и новых отраслей промышленности.

4 период - 1941-1958 гг. Создание новой системы низшего профессионально-технического образования в виде многочисленных и разнотипных учебных заведений государственных трудовых резервов.

5 период - с 1959 г. по сей день. Принятие Верховным Советом СССР Закона об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования [3; 7].

Кроме периодизации А.Н.Весёлова, есть подходы Е. Г. Осовского, С. Я. Батышева, З. И. Васильевой и других. Но в целом их взгляды сильно не различаются.

Средние профессиональные учебные заведения советского государства развивались в тесной взаимосвязи с производственными, административными, внутриполитическими, культурными потребностями общества. В начале ХХ века в условиях социально-экономического и культурного развития страны назрела необходимость значительного расширения сети учебных заведений. Однако потребности промышленности, транспорта и сельского хозяйства в техническом персонале не удовлетворялись. Источники указывают на невысокий уровень образованности и элементарной грамотности населения. Профессионально-технические учебные заведения создавались на базе дореволюционных ремесленных заведений - низших

ремесленных школ, школ ремесленных учеников, низших ремесленных училищ, имели неплохой учебный и материально-технический потенциал.

Интересен период становления ремесленного образования в Башкирии в первые годы советской власти. Можно отметить тяжелейшие условия жизни людей данного периода, разруха, эпидемии, прошедшие по Уфимской губернии, голод 1921 года, относительная неразбериха в деятельности социальных институтов, в том числе образовательных учреждений. И как следствие, недостаток квалифицированных работников всех сфер производства. Тем не менее, в начале 20-х годов была проведена большая работа по созданию и открытию новых профессиональных учебных заведений, а также по реорганизации и совершенствованию деятельности существующих.

В начале ХХ века в стране функционировали следующие типы средних учебных заведений: школы ремесленных учеников, низшие ремесленные школы, ремесленные и технические учебные мастерские и курсы. По специальностям профессионально-технические учебные заведения делились на собственно технические (механические, химические, строительные), железнодорожные, горнопромышленные, художественно-промышленные, сельскохозяйственные и лесные, мореходные и судоводительские. Система профессионального образования Башкирии в начале XX века в целом находилась на стадии функционирования и развития. До оформления институтов профессионального образования «в чистом виде» специальные знания, умения, навыки формировались первоначально в обыденном сознании, затем в рамках общеобразовательных учебных заведений. Сначала в конфессиональных школах, где наряду с религиозным и общим развитием идет профессиональная подготовка (богословов, учителей и т.д.), затем в уездных училищах, гимназиях, где в содержании образования присутствуют знания правоведения, бухгалтерии, сельского хозяйства, коммерции, педагогики, ремесел и др. Если же в целом рассматривать эволюцию всего образования, то выявляется следующая схема: доинституци-ональный, общеобразовательный, политехнический, специальный и послевузовский

этапы [2, с. 56]. Согласно сведениям Министерства торговли и промышленности, на 1 января 1910 года в России насчитывалось 3036 различных профессиональных учебных заведений (в том числе технических); из них 355 средних и 2661 низших [7, с. 122]. В 1913 году в Уфимской и Оренбургской губерниях насчитывалось 35 средних учебных заведений [6, с. 43].

Круг специальностей, которым обучали в дореволюционных технических и ремесленных училищах, был ограничен. Для таких отраслей науки, как металлургия, горячая обработка металлов, электротехническое производство технические училища не имели возможности готовить квалифицированные кадры. Рабочие проходили индивидуальное обучение на производстве.

Следует отметить, что учебные заведения повышенного типа оставались малодоступными для детей неимущих сословий. Не было должной преемственности между программами начальных и средних учебных заведений, острой проблемой стояла нехватка педагогических кадров.

Широкие преобразования в области просвещения начались с установлением советской власти. Первым документом о школе стал декрет ВЦИК «Положение о единой трудовой школе РСФСР», утверждённый 30 сентября 1918 года. Где школе отводилась роль носителя новой культуры в целях воспитания поколения; она должна стать единой и трудовой, доступной, обязательной и бесплатной. Вводилась двухступенчатая девятилетняя система обучения, дающая законченное среднее образование.

Система общеобразовательных школ в республике к концу 1920-х годов включала в себя несколько основных типов: начальная школа II ступени, семилетка, девятилетка, школы фабрично-заводского ученичества и школы крестьянской молодёжи [4, с. 154].

Важную роль в это время в подготовке нового пополнения квалифицированных рабочих и специалистов сыграли профтехшколы. Основные трудности заключались в нехватке помещений для занятий, учебников и пособий, а главное, - в недостатке подготовленных учительских кадров.

Немалое внимание уделялось среднему специальному образованию. В 1917 году создавались техникумы как новый тип

среднего профессионально-технического учебного заведения. В Башкирии функционировали техникумы высшего и среднего типа, профессионально-технические школы и показательные мастерские. Из архивных источников известно, что по состоянию на 1922 год в Уфимской губернии имелись 11 технических учебных заведений: 2 техникума (Златоустовский и Катав-Иванов-ский), 3 профтехшколы (Уфимская, Симская и Белебеевская), 6 учебно-показательных мастерских (Ново-Троицкая, Леонидовская, Вольно-Сухаревская, Надеждинская, Уфимская и Булгаковская).

Сеть профессионально-технических учебных заведений расширялась постепенно. Однако её рост отставал от потребностей промышленности, транспорта и сельского хозяйства в техническом персонале. Так, к 1925 году в Башкирии насчитывалось 13 средних профессиональных учебных заведений.

Возникшие в годы первой мировой войны новые типы профессиональных учебных заведений, получившие название техникумов, оказались жизненными. Они были ориентированы на профессионально определившуюся молодёжь, закончившую неполную среднюю школу и по некоторым причинам не готовую обучаться в высших учебных заведениях. На начальном этапе к проблеме изучения сети техникумов в стране обращались, прежде всего, государственные служащие сферы народного образования. Их работы носили научно-популярный, пропагандистский или публицистический характер. В 1920 году принято положение о техникумах, где была определена цель учебных заведений - сообщение специальных технических знаний в определённой области лицам, прошедшим не менее двух лет обучения в школе II ступени или получившим соответствующую подготовку, а также рабочим. Техникумы имели не только очную форму обучения, также имелись заочные и вечерние отделения со сроком обучения шесть лет [5, с. 196]. В техникумах готовили инструкторов производства, мастеров, техников-инженеров узкого профиля. Имея хорошую учебную и материальную базу, достаточно сильный педагогический состав, техникумы оправдывали запросы как производства, так и учащихся. Лучшие техникумы преобразовывали в вузы.

Статья Н. К. Крупской «О системе народного образования» (1928 г.) привлекла внимание к среднему профессиональному образованию в системе советской школы. В статье обосновывалась мысль о связи высокого уровня профессионального образования и достижений в промышленности, сельском хозяйстве и культуре. По предложению Н.К.Крупской была проведена реорганизация части школ II ступени в техникумы, где срок обучения продлевался до 4-х лет, что позволяло оптимально сочетать общегуманитарную и профессиональную подготовку. Реорганизация школ второй ступени создавала дополнительные возможности для увеличения числа молодых специалистов, выпускников профессиональной школы. Работа Крупской носила не только пропагандистский, но и директивный характер для дальнейшего развития среднего звена профессиональной школы.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 11 сентября 1929 года «Об установлении единой системы индустриально-технического образования» были утверждены единые требования к подготовке технических кадров, и техникум повсеместно стал формой среднего профессионального образования [5, с. 197]. В условиях развития народного хозяйства страна остро нуждалась в квалифицированных специалистах: организаторах производства, мастерах, технических руководителях, производителях работ, способных работать с необученными рабочими, не имевшими дело с техникой. Это способствовало интенсивному развитию техникумов. В течение 1930/1931 учебного года определённая часть школ II ступени была преобразована в техникумы. Однако на практике эта реорганизация не всегда была возможна. Не хватало специального оборудования, лабораторий и мастерских, квалифицированных педагогических кадров. Ограниченность учебных планов техникумов не позволяла качественно подготовить молодёжь к поступлению в высшие учебные заведения. Да и рабфаки не могли дать необходимое количество абитуриентов в ВУЗы. Таким образом, практика показала, что подготовка инженерно-технических кадров должна иметь полноценную базу средней общеобразовательной школы.

Проследим динамику развития технику-

мов в целом по стране: в 1921/1922 учебном году - 936 учебных заведений, в 1929/1930 учебном году - 1115 [5, с. 185].

Особое место в 20-е годы среди учреждений народного образования занимали школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). Острая потребность народного хозяйства в квалифицированных кадрах обусловили необходимость развития школ данного типа. В школе ФЗУ молодёжь наряду с овладением профессией получала общеобразовательные знания в объёме, близком к семилетней школе. Созданные при предприятии школы фабрично-заводского ученичества позволяли организовать производственное обучение по специальности используя оборудование предприятия. Изучался широкий круг общеобразовательных, общетехнических и специальных предметов, давали политическое, физическое и эстетическое воспитание [3, с. 158]. Поступавшие в школы ФЗУ подростки одновременно оформлялись как заводские ученики, получая заработную плату, что было важно в условиях безработицы. Но вопрос о расширении сети школ ФЗУ требовал решения.

В 1920/1921 учебном году в РСФСР насчитывалось 43 школы [5, с 206]. Из доклада IV Всебашкирскому съезду советов о деятельности Башнаркомпроса (1 декабря 1923 года) известно, что в 1921 г. в республике было 6 школ фабзавуча, в 1922 - 11, в 1923 - 6 школ [9; л.12]. Согласно архивным данным из списка профессиональных учебных заведений известно, что на 1926 год насчитывалось 7 школ ФЗУ, а в 1927 году - всего 6, что значительно ниже показателей в целом по стране [10; л.46]. В РСФСР к 1928/1929 учебному году насчитывалось до 2519 школ ФЗУ [5; 206]. Несмотря на столь значительный рост, эти темпы не удовлетворяли потребности народного хозяйства. Для обеспечения школ ФЗУ подготовленными учениками, в начале 30-х годов развивались школы ФЗС (фабрично-заводские семилетки) и курсы дозавуча. Таким образом, была предпринята дифференциация школ ФЗУ в конце 20-х - начале 30-х годов, как по задачам, так и по срокам обучения - от трёх лет до года: школ ФЗУ для подготовки высококвалифицированных рабочих-станочников, школ ФЗУ по подготовке универсалов средней квалификации и школ

ученичества массовых профессий. Так к 1931 году уже насчитывалось 3970 школ ФЗУ. Процент охватывающих школой фабрично-заводского ученичества подростков, занятых в производстве, составлял 84,6 [5; 207]. В связи с необходимостью осуществления связи общего образования и совершенствования сельскохозяйственного производства созданы школы крестьянской молодёжи (ШКМ). Они должны были подготовить из сельской молодёжи культурных земледельцев и общественников-кооператоров, вооружить подростков необходимыми знаниями для культурного ведения земледелия на кооперативной основе. ШКМ являлись продолжением школы I ступени и обеспечивали выпускникам возможность получить образование во втором концентре школы II ступени или техникуме. Школы крестьянской молодёжи к концу 1926/1927 учебного года заняли значительное место в системе народного образования, и на XIII Всероссийском съезде Советов было решено постепенно преобразовать все деревенские школы-семилетки и школы II ступени в школы крестьянской молодёжи. В 1930 году они были переименованы в школы колхозной молодёжи.

Следует отметить особую роль рабочих факультетов (рабфаков), их значение в удовлетворении потребности общества в рабоче-крестьянских кадрах специалистов. За 10 лет, с 1919 по 1929 г., рабфаки обучили и выпустили свыше 40000 рабочих и крестьян. Таким образом, индустриально-технические и социально-экономические вузы, готовящие кадры инженеров и руководителей для всех отраслей промышленности, комплектовались на 80-90% за счёт выпускников рабфаков [8, с. 88]. Архивные источники указывают, что в республике в 1922 г., в 1923 г., в 1924 г. насчитывался один рабфак [11; л.93].

Мы согласны с выводами Т. М. Амино-ва о позитивном опыте профессионального образования для современников, что «названное образование было разноуровневым, многообразным, полиморфным, поликонфессиональным, в его развитии прослеживалась тенденция к удовлетворению интересов разных слоёв населения и, что важно, к учёту особенностей регионов. Наряду с этим система исследуемого образования шла по линии создания единого образова-

тельного пространства. Значительную роль в развитии профессионального образования играла общественная инициатива, что нашло проявление и в мусульманском, и в государственном образовании. Данное обстоятельство обусловило то, что управление профессиональным образованием носило государственно-общественный характер» [1].

Можно говорить, что за 1920-1930 гг. профессиональное образование совершает скачок в своём развитии. Несмотря на определенные недостатки, трудности, растет количество техникумов, училищ, вузов. Это время отмечается началом становления общей системы среднего профессионального образования в республике, наращивания сети средних специальных учебных заведений. Если в 1925 г. в Башкортостане имелось 12 техникумов, то в 1940/1941 учебном году их насчитывалось 58. Но, в то же время в период развертывания строительства профессионально-технического образования, средняя профессиональная школа республики не смогла избежать целого ряда ошибок, недостатков и трудностей, характерных для всего образования страны. Оставались актуальными проблемы расширения сети профессионально-технических учебных заведений в соответствии с отраслевыми приоритетами республики, материально-техническое оснащение, формирование контингента учащихся, подбор преподавательских кадров, организация учебно-воспитательного процесса.

В целом в результате многочисленных преобразований и поисков сложилась мно-готипная система профессионального образования, готовившая квалифицированных рабочих для промышленности, строительства, сельского и лесного хозяйства из числа молодёжи. Новые типы учебных заведений оказались временными, отражавшими потребности общественных преобразований. Основные наиболее распространенные профессиональные учебные заведения, прошедшие трудные испытания временем, доказали свою целесообразность.

Библиографический список

1. Аминов Т. М. История профессионального образования в Башкирии. Начало XVII века - до 1917 года. - М. : Наука, 2006. - 231 с.

2. Аминов Т. М. Теоретические и методологические основы историко-педагогического иссле-

дования. //Педагогический журнал Башкортостана. - №2. - 2007. - С. 6- 9.

3. Веселов А. Н. Профессионально-техническое образование в СССР.- М., Просвещение, 1961. - 228 с.

4. История Башкортостана в ХХ веке: учебник для студентов вуза. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2007. - 198 с.

5. История профессионального образования в России - М. :Ассоциация «Проф.обр.», 2003. -219 с.

6. Осовский Е. Г. Развитие теории профессионально-технического образования в СССР (19171940гг.). - М. : Высшая школа, 1980. - 239 с.

7. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX - начало XX в.. - М. : Педагогика, 1991. - 264 с.

8. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1917-1941гг ). - М. : Педагогика, 1980. - 169 с.

9. Beek J.A., Jong F.P.C.M., Minnaert A.E.M.G., Wubbels Th. Teacher practice in secondary vocational education: Between teacher-regulated activities of student learning and student self-regulation // Teaching and Teacher Education. - 2014.

10. Hamalainen J. Developing social pedagogy as an academic discipline // Anders Gustavsson, Hans-Erik Hermansson, Juha Hamalainen (eds.). Perspectives and Theory in Social Pedagogy. -Goteborg, Daidalos, 2003.

11. ЦГИА РБ. Ф. Р-798. О. 1. Д. 57.

12. ЦГИА РБ. Ф. Р-798. О. 1. Д. 23.

13. ЦГИА РБ. Ф. Р-798.О. 1. Д. 42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.