Научная статья на тему 'Становление и развитие системы воспитательных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей в России'

Становление и развитие системы воспитательных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
134
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ПРЕСТУПНИКИ / ИСПРАВЛЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ИСПРА- ВИТЕЛЬНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / JUVENILE DELINQUENTS / JUVENILE CORRECTION / EDUCATIONAL AND CORRECTIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Козлов Сергей Петрович, Шарапов Алексей Евгеньевич

Дается анализ становления и развития мест лишения свободы для несовершеннолетних преступ- ников в нашей стране. Из-за смены государственного строя в России исправительные учреждения не- однократно меняли свой характер и направление деятельности, что оказывало заметное влияние на воспитание и исправление осужденных подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Козлов Сергей Петрович, Шарапов Алексей Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical aspects of forming and developing the system of correctional institutions for juvenile delinquents in Russia

The process of forming and developing correctional institutions for juvenile delinquents in our country is analyzed. Due to changing political regime in Russia correctional institutions have altered their nature and direction in their activities more than once, and it has dramatically affected the education and correction of convicted delinquents.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие системы воспитательных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей в России»

 ф ■

СЕРГЕИ ПЕТРОВИЧ КОЗЛОВ,

кандидат юридических наук, заместитель начальника отдела ФГКУ «ВНИИ МВД России»;

АЛЕКСЕЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ ШАРАПОВ,

соискатель Московского университета МВД России

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ В РОССИИ

Дается анализ становления и развития мест лишения свободы для несовершеннолетних преступников в нашей стране. Из-за смены государственного строя в России исправительные учреждения неоднократно меняли свой характер и направление деятельности, что оказывало заметное влияние на воспитание и исправление осужденных подростков.

Ключевые слова: несовершеннолетние преступники, исправление несовершеннолетних, исправительные и воспитательные учреждения.

S.P. Kozlov, PHD (Law), Deputy Head, Section, Russia MI FPI National Research Institute; e-mail: vnii59@yandex.ru, tel.: 8 (495) 667-33-75;

A.E. Sharapov, Candidate, Russia MI Moscow University; tel.: 8 (495) 667-33-75.

Historical aspects of forming and developing the system of correctional institutions for juvenile delinquents in Russia.

The process of forming and developing correctional institutions for juvenile delinquents in our country is analyzed. Due to changing political regime in Russia correctional institutions have altered their nature and direction in their activities more than once, and it has dramatically affected the education and correction of convicted delinquents.

Key words: juvenile delinquents, juvenile correction, educational and correctional institutions.

Впервые проблема исправления несовершеннолетних преступников была обозначена политиками и правоведами лишь в первой половине XIX в.1 До этого момента подростки и взрослые содержались в одних и тех же тюремных заведениях, несовершеннолетние наравне со взрослыми входили в этапные партии, испытывали при этом неимоверные страдания и лишения. Такое положение не способствовало профилактике преступности несовершеннолетних, а, наоборот, затрудняло их перевоспитание2. Улучшению участи несовершеннолетних заключенных способствовало попечительское общество о тюрьмах, возникшее по инициативе Венинга в 1819 г Петербургский комитет в своем постановлении проявил особую заботу прежде всего в отношении малолетних заключенных. Предписывалось отделить их от взрослых, учить грамоте и использовать на легкой работе - щипать корпию, водить прогуливаться, обучать их сапожному мастерству, преподавать им русский и немецкий языки и т.д. Для этого было выделено специальное помещение. Сюда доставлялись дети, разысканные членами комитета. Комитет заботился о моральном и физическом состоянии малолетних, исследовал причины их ареста и способствовал осво-

бождению детей, которых «заточили за малые вины». Однако развращающий характер тюрьмы калечил детей нравственно и физически. Выходя из тюрьмы, не имея средств для существования, а также специальности и работы, но зато «обогатившись законами преступного мира», подростки вновь становились на путь правонарушений, но уже более тяжких и квалифицированных.

Требовалось преобразование в вопросах права, просвещения и воспитания несовершеннолетних. Тенденции гуманизации политики государства в отношении несовершеннолетних выдвинули на первый план задачи предупреждения совершения ими повторных преступлений и вывода их из-под влияния взрослых преступников на всех стадиях уголовного процесса и исполнения наказания.

Новая система обращения с молодыми преступниками в нашем государстве начала применяться с 1848 г., когда в Нарве впервые было создано воспитательное заведение для нравственного исправления детей. К середине XIX в. были открыты приюты в Ревеле, близ Петербурга (при Евангелической Лютеранской церкви св. Анны), и в Симоновом монастыре в Москве, а в 1864 г. - приют для нравственно испорченных

s ай S H ай

S

е

о

а С

и <

из О а С

5 ай 5 Н ай

5

е

о

а С

и <

из О а С

девочек в Петербурге и исправительная школа для арестантских детей в Москве. В 1864 г в Высочайших утвержденных Судебных Уставах отмечалось, что и «у нас в государстве настала пора при помощи воспитания и образования доставить возможность молодым преступникам становиться полезными членами общества, а не врагами его, бесследно пропадающими в Сибири или тюрьмах...». В 1866 г. был издан закон, предоставляющий общественным учреждениям и частным лицам право устраивать приюты для нравственного исправления подростков, приговоренных к заключению. С этого времени начали появляться исправительные учреждения для несовершеннолетних - сначала в Москве и Петербурге, а затем и во многих губерниях3.

В приюты для исправления принимались несовершеннолетние преступники, осужденные к заключению судебными учреждениями, а также «несовершеннолетние нищие и бродяги испорченной нравственности, отдаваемые по распоряжению администрации данной губернии».

Цель исправления в таких приютах в основном достигалась правильным религиозно-нравственным, умственным и физическим воспитанием и ремесленным образованием, которое давало возможность питомцам приюта по отбытии наказания честным трудом приобретать себе средства к жизни.

Непосредственное управление приютом осуществлялось смотрителем, на которого возлагались следующие обязанности: ведение воспитания питомцев, заведование хозяйством и денежными расходами по приюту, а также наблюдение за точным выполнением всеми служащими при приюте их функций. Смотрителю назначался помощник из числа лиц, имеющих право на обучение. Кроме того, при приюте состояли воспитатели, мастера (для обучения питомцев ремеслам), священник и прислуга.

Элементарное образование включало в себя изучение закона Божьего, чтения, письма, черчения и рисования, арифметики и получение начальных сведений по естествознанию, истории и географии России, церковное пение. Практи-ческо-ремесленное образование заключалось в обучении питомцев таким ремеслам, которые бы доставляли лучший заработок (столярное и сапожное дело, плетение и огородничество). Большая часть дня посвящалась работам в мастерских, классным занятиям отводилось не менее двух часов в день. Воспитанники приюта исполняли такие работы по дому, как чистка, уборка, отопление и освещение помещения, прислуживание за столом, мытье посуды, помощь на кухне и в прачечной и др.

О положительных результатах функционирования исправительных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей свидетельствуют следующие цифры. Рецидивистов среди выбывших воспитанников оказалось в 1887 г. (первый выпуск) 6%, а затем к 1896 г. эта цифра снизилась до 2%. Около 70% воспитанников, по данным наблюдения, вели себя хорошо и зарабатывали средства на жизнь мастерством, которому обучались в приюте; 40% молодых людей получили свидетельства из Ремесленной Управы на звание подмастерья.

Следующим этапом в развитии законодательства о несовершеннолетних было Уголовное Уложение 1903 г., которое пошло дальше и продолжило начатые реформы. Оно определило характер заведений для несовершеннолетних, назвав их воспитательно-исправительными, что соответствовало духу времени и требованиям науки, ее достижениям, международным взглядам4.

Уголовное Уложение сделало определенный шаг вперед в развитии законодательства о несовершеннолетних, однако многие вопросы не были разрешены. Так, не удалось окончательно вывести несовершеннолетних из мест заключения; не были разрешены вопрос о порядке исполнения наказания в отношении несовершеннолетних, содержащихся в общих местах заключения, и многие другие проблемы5.

В результате упорной работы благотворительных организаций, государственных органов в лице педагогических коллективов исправительных учреждений для несовершеннолетних и представителей Главного тюремного управления появилось Положение о воспитательных исправительных заведениях для несовершеннолетних (1909), подготовленное на основе отдельных уставов конкретных воспитательно-исправительных приютов. В качестве учредителей воспитательно-исправительных учреждений согласно Положению могли выступать правительство, земства, города, духовные учреждения и т.д.6

В вышеназванные учреждения помещались несовершеннолетние от 10 до 17 лет7.

Закон предоставлял право уставами отдельных заведений определять предельный возраст подлежащих приему несовершеннолетних и устанавливать продолжительность пребывания их в учреждениях в зависимости от категории помещаемого и его возраста.

Положением устанавливались также новые важные льготы для воспитательно-исправительных заведений по различным казенным сборам и пошлинам, а равно и почтовой пересылке и значительно увеличивался размер пособий, выделявшихся им от казны.

70

ф ■

В Российской Империи, в отличие от западных стран, постепенно создавалась правовая основа деятельности исправительных заведений для несовершеннолетних и в соответствии с ней формировалась и расширялась их сеть. Практика работы с несовершеннолетними была ориентирована прежде всего на национальные особенности русского характера и включала следующие моменты: изучение их внутреннего мира, обращение к душе подростка; сельскохозяйственный труд; использование коллективных форм деятельности, создание воспитывающей среды как системы взаимоотношений, подвижничество, организованность и бескорыстность8.

К началу 1917 г. в системе Главного тюремного управления функционировало свыше 60 колоний и приютов, в которых содержалось 2570 вос-питанников9.

В условиях социалистического государства начало организованной борьбы с правонарушениями несовершеннолетних было связано с Декретом СНК от 14 января 1918 г. «О комиссиях для несовершеннолетних»10.

Декрет отменил суды и тюремное заключение для несовершеннолетних. Дела последних в возрасте до 17 лет, замеченных в деяниях общественно опасных, подлежали рассмотрению в комиссиях. В их состав входили представители ведомств: общественного призрения, народного образования, юстиции, а также врачи. Разбирая дела несовершеннолетних правонарушителей, комиссия либо освобождала их, либо направляла в одно из убежищ комиссариата общественного призрения (в соответствии с характером совершенного деяния). Декрет обязал комиссии пересмотреть все дела несовершеннолетних, закончившиеся осуждением, а также находящиеся в то время в производстве судов. В соответствии с Декретом уголовной ответственности подлежали лица, которым до совершения преступления исполнилось 17 лет.

Такой подход к решению вопроса об ответственности несовершеннолетних объяснялся тем, что основными причинами преступлений являлись массовая беспризорность, нищета и безнадзорность детей. Число беспризорных детей составляло в 1921 г. 4,5 млн человек, т.е. почти удвоилось по сравнению с 1910 г.11

В отношении несовершеннолетних, не поддающихся медико-педагогическому воздействию, и правонарушителей-рецидивистов в соответствии с Декретом СНК РСФСР от 17 января 1920 г.12 создавались народные суды. Через суд проходили, как правило, дела о несовершеннолетних, совершивших тяжкие преступления, слабо поддающихся мерам медико-педагогического

воздействия. За кражу и другие преступления против собственности осуждалось 83% всех несовершеннолетних (для взрослых этот процент был иным: 22,3% - для мужчин, 64,5% - для женщин). В отчете управления местами заключения НКВД за 1922 г называется количество несовершеннолетних заключенных - 1200 человек (http:// www.hro.org/editions/prison/10/02.htm - 3#3).

Такие подростки направлялись в закрытые воспитательные учреждения системы НКЮ - реформатории и земледельческие колонии, предусмотренные временной инструкцией «О лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания такового».

Первый реформаторий был открыт в Москве в декабре 1918 г Здесь содержались лица в основном 18-летнего возраста и как исключение -до 21 года. Срок пребывания в реформатории определен не был. Суды выносили неопределенные приговоры, и в дальнейшем судьбу воспитанника коллегиально решало правление учреждения.

Организаторы реформаториев ставили перед собой задачу: «Изъять из тюрьмы молодых людей в возрасте от 17 до 21 года и поместить последних в учебно-воспитательное заведение в целях обучения, воспитания и подготовки их к трудовой жизни путем преподавания практических знаний и путем расширения общего их интеллектуального развития».

Однако к концу 1919 г. реформатории стали закрываться в основном из-за тяжелых экономических условий в стране и отсутствия педагогических кадров.

Рост подростковой преступности и изменение ее в сторону увеличения наиболее общественно опасных преступлений побудили законодателя ограничить применение к несовершеннолетним медико-педагогических мер и стать на путь передачи дел о «неподдающихся» подростках на рассмотрение судебных органов. Так, СНК РСФСР принял Декрет от 4 марта 1920 г. «О делах несовершеннолетних, обвиняемых в общественно опасных действиях». В нем говорилось: «...если комиссией будет установлена невозможность применения к несовершеннолетнему мер медико-педагогического воздействия, дело передается комиссией в народный суд». Таких подростков по решению суда помещали в трудовые дома.

В 1921 г. было принято «Положение о трудовых домах для несовершеннолетних». Цель помещения несовершеннолетних в труддома состояла прежде всего в обучении их квалифицированным видам труда, привитии им нравственных устоев, развитии в подростках высших духовных интере-

5 Ы 5 Н

5

е

о

а С

и <

из О а С

5 ай 5 Н ай

S

е

о

а С

и <

из О а С

сов и расширении их умственных способностей путем общего и профессионального образования, а также в формировании из них самодеятельных и сознающих свои права и обязанности граждан Советской республики. В этих целях в трудовых домах функционировали общеобразовательные школы и учебно-производственные мастерские. Воспитанники делились на категории в соответствии со степенью нравственно-педагогической запущенности и возрастом. Кроме того, из воспитанников формировали группы по 10-20 человек, каждая их которых находилась в ведении двух воспитателей, выполнявших свои обязанности поочередно.

Содержание несовершеннолетних в трудовом доме продолжалось до истечения назначенного судебным приговором срока, а в случае необходимости - до исправления, но не дольше достижения ими 20-летнего возраста (http:// www.hro.org/editions/prison/10/02.htm - 6#6).

В 1922 г в ведении ГУМЗ НКВД РСФСР (http:// www.hro.org/editions/prison/10/02.htm - 7#7) находилось 4 трудовых дома для несовершеннолетних (в Москве, Петрограде, Саратове и Иркутске) с общим лимитом в 531 место. В связи с этим в отчете ГУМЗ НКВД РСФСР за 1922 г. говорилось: «Дело принудительного воспитания несовершеннолетних правонарушителей пока еще также не стоит на должной высоте, так как большинство несовершеннолетних заключенных за недостатком специальных учреждений (трудовых домов) находится в особых отделениях исправдомов в условиях, не удовлетворяющих тем задачам, какие ставятся специальным учреждениям по перевоспитанию подростков».

В 1925-1926 гг. на территории РСФСР числилось уже 9 труддомов: 7 - с числом 946 штатных мест для несовершеннолетних в возрасте 14-16 лет, а 2 - для молодежи в возрасте 16-20 лет (такое деление труддомов произошло в 1924 г.)13.

В основе исправления и перевоспитания несовершеннолетних в трудовых домах должен был находиться труд. Однако в тех условиях, в которых они работали, труддома оказались не в состоянии обеспечить надлежащее трудовое воспитание правонарушителей. Мелкое производство труддомов давало воспитанникам лишь элементарные трудовые навыки, готовя из них кустарей. Возникла необходимость реорганизации труддомов в школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ).

При реорганизации трудовых домов был широко использован опыт работы учреждений для несовершеннолетних правонарушителей системы Наркомпроса, и особенно трудовых коммун ОГПУ (например, таких, как трудовая коммуна на

ст. Болшево Московской области, трудовая коммуна имени Ф.Э. Дзержинского, которой руководил А.С. Макаренко).

ИТК РСФСР 1933 г. закрепил сложившуюся систему мест лишения свободы, включив в нее учреждения для несовершеннолетних, лишенных свободы (школы ФЗУ индустриального и сельскохозяйственного типа)14. В указанные учреждения помещались несовершеннолетние правонарушители в возрасте от 15 до 18 лет на основании приговоров суда, постановлений комиссий по делам несовершеннолетних, постановлений других уполномоченных на то органов. Для дифференцированной организации процесса исправления и перевоспитания различных категорий правонарушителей Положение предусматривало несколько видов школ ФЗУ НКЮ: закрытые, полуоткрытые, открытые.

Работа школ ФЗУ строилась во взаимодействии со всей общественно-политической жизнью страны. Непосредственная связь с промышленными предприятиями, с коллективами трудящихся позволяла лучше осуществлять трудовое воспитание. Фабрики и заводы заключали со школами фабрично-заводского ученичества специальные договоры о подготовке высококвалифицированных рабочих требуемых специальностей. По окончании школы бывшие правонарушители сразу попадали в здоровую среду заводских рабочих.

Школы ФЗУ получили всеобщее признание, они открывались довольно быстро и повсеместно. Так, в 1934 г. в РСФСР их было 19, в УССР - 5, в БССР - 2 (http://www.hro.org/editions/ р^оп/10/02.Мт - 10#10).

Таким образом, реализованный в первой половине 30-х годов комплекс правовых и организационных мер способствовал формированию системы социально-правовой защиты детей. К 1935 г. рассматриваемая система мер борьбы с правонарушениями детей, ликвидации беспризорности и безнадзорности позволила взять под контроль преступность несовершеннолетних.

Однако после передачи в 1934 г. мест лишения свободы из НКЮ РСФСР и союзных республик в НКВД СССР изменяется направление деятельности учреждений для несовершеннолетних правонарушителей и фактически они становятся исправительно-трудовыми учреждениями.

Объективности ради следует отметить, что комплектование школ ФЗУ в первое время было неравномерным. Работа осложнялась направлением сюда несовершеннолетних в возрасте 1012 лет, инвалидов, хронически больных, негодных к физическому труду, которые по этим причинам не принимались в учреждения НКПроса, НКЗдра-

72

ф ■

ва и НКСобеса. К тому же в ФЗУ была большая текучесть учащихся, поскольку ранее применялись краткие сроки лишения свободы, а у педагогических советов труддомов было изъято право продления этих сроков до окончания учебы.

Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 31 мая 1935 г. было предусмотрено создание нового типа исправительно-трудовых учреждений для несовершеннолетних. Указанным постановлением в системе НКВД СССР создавались следующие учреждения для несовершеннолетних: изоляторы как места предварительного заключения, трудовые колонии как места лишения свободы и приемники-распределители15.

Основными местами лишения свободы для несовершеннолетних преступников являлись трудовые колонии. В эти учреждения направлялись подростки не только по приговору суда, но и в административном порядке в возрасте от 12 до 16 лет (исключая 1940-1942 гг., когда в них направлялись несовершеннолетние до 18-летнего возраста).

Срок содержания в колонии не всегда зависел от срока, назначенного судебным приговором. Пребывание в этих исправительных учреждениях осужденных определялось не столько сроками наказания по приговору, сколько фактическим достижением цели перевоспитания несовершеннолетнего правонарушителя и обучения его определенной рабочей специальности. Поэтому практиковалось оставление несовершеннолетних в колонии до тех пор, пока они не будут подготовлены к самостоятельной трудовой жизни и не возникнет уверенность, что они не вернутся на путь преступлений.

В период Великой Отечественной войны наряду с трудовыми колониями в 1943 г. создаются колонии для беспризорных и безнадзорных подростков-правонарушителей16. Их создание позволило более дифференцированно организовать содержание и воспитание разных категорий несовершеннолетних правонарушителей, способствовало улучшению деятельности трудовых колоний, куда стали определять лишь несовершеннолетних, лишенных свободы по приговорам суда. В 1948 г. в трудовые колонии направляли всех подростков до 18-летнего возраста, осужденных к лишению свободы.

В 1956 г. были разработаны и приняты новые положения о детских трудовых колониях и детских воспитательных колониях. Трудовые колонии являлись исправительно-трудовыми учреждениями для несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы. В них создавались отделения со строгим режимом, куда направлялись несовершеннолетние, которые злостно наруша-

ли режим или совершали преступления в местах лишения свободы.

Деятельность детских приемников-распределителей, детских воспитательных и трудовых колоний регламентировалась Положением о них, которое утверждалось в законодательном порядке НКВД-МВД СССР17.

Таким образом, была создана стройная система управления воспитательно-трудовыми колониями для несовершеннолетних.

Образование такой системы сделало руководство этими учреждениями более оперативным, обеспечило условия для непосредственного контакта с управляемыми объектами, повысило ответственность за состояние дел в этих учреждениях, позволило сосредоточить внимание на наиболее важных проблемах, более правильно организовать процесс исправления и перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей, придать этому процессу большую психолого-педагогическую направленность.

Вся деятельность колоний основывалась на идее гуманного отношения к несовершеннолетним правонарушителям, допустимости привлечения их к уголовной ответственности только тогда, когда их исправление невозможно без применения мер карательно-воспитательного воздействия. В колониях были созданы учебно-производственные мастерские, профессионально-технические училища, средние образовательные школы, необходимые условия для проведения политико-воспитательной, культурно-массовой и физкультурно-спортивной работы.

Воспитательные колонии являлись открытыми учреждениями для посещения общественностью, шефами, родителями. В них были созданы попечительские советы и родительские комитеты. Ежегодно проводились общественные смотры, родительские конференции, совместные вечера отдыха воспитанников с шефами, спортивные соревнования, в том числе и за пределами колонии. Воспитанники выезжали на экскурсии, с концертами, с докладами рапортов о трудовых делах в другие колонии, принимали участие в оказании помощи совхозам и колхозам в посевной и уборочной кампаниях, в подсобном хозяйстве колонии ухаживали за животными. Подросткам, успешно окончившим среднюю школу, твердо вставшим на путь исправления, разрешалось обучение на заочных отделениях в институтах и техникумах.

С 1 августа 1968 г. было введено в действие новое Положение о трудовых колониях для несовершеннолетних Министерства охраны общественного порядка СССР (МООП СССР)18. Положение стало первым последовательным

5 Ы X Н

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

е

о

а С

и <

из О а С

5 ай 5 Н ай

5

е

о

а С

и <

из О а С

общесоюзным законодательным актом по исполнению уголовного наказания в отношении несовершеннолетних. В нем предусматривалось усиление роли труда, учебно-воспитательной работы в исправлении и перевоспитании несовершеннолетних правонарушителей19.

С принятием 11 июля 1969 г. Основ исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик, а затем - исправительно-трудовых кодексов союзных республик трудовые колонии для несовершеннолетних были переименованы в воспитательно-трудовые колонии (ВТК)20. Последние (в виде воспитательных колоний) существуют до настоящего времени со своими, отличительными от исправительно-трудовых колоний, специфическими формами и средствами исправления и перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей.

Таким образом, в советский период исполнение лишения свободы в воспитательно-трудовых колониях для несовершеннолетних предусматривало, что усилия коллектива воспитателей должны быть направлены на преодоление несовершеннолетними осужденными антиобщественных взглядов и убеждений, ликвидацию социально-нравственной деформации личности, воспитание устойчивой привычки к труду и обучению, формирование твердого убеждения в необходимости соблюдения в дальнейшем норм закона21.

Принятие Декларации о суверенитете России положило начало новейшему этапу создания законодательства по вопросам противодействия преступности и системы регулирования исправительного воздействия (в том числе и на несовершеннолетних). В начале 90-х годов в России серьезно осложнилось положение с преступностью несовершеннолетних. Если в 1981 г. в преступлениях участвовало 100 тыс. подростков, в 1991 г. - 159 тыс. чел., то в 1993 г. - уже 230 тыс. человек. Каждый четвертый из них - учащийся школы, каждый пятый - не учился и не работал. Не менее 60 тыс. человек ежегодно совершали преступления до достижения ими возраста, с которого наступает уголовная ответственность.

В тот же период в России почти 1 млн человек были безработными, среди них - вынужденные заниматься бродяжничеством выпускники детских домов, которые, имея право на получение жилья, не могли реализовать его. Статистика свидетельствует, что через несколько лет после выхода из детских домов, воспитательно-трудовых колоний 30% воспитанников становятся «бомжами», 20% - преступниками, 10% - кончают жизнь самоубийством22.

Указанные негативные тенденции в социальном положении несовершеннолетних обратили

на себя внимание прежде всего исполнительной власти.

В России с 1992 г. продолжались попытки создания нового кодифицированного законодательства. Так, в этом же году по заданию еще существовавшего МВД СССР был подготовлен проект УИК РСФСР23. В названном проекте появилась отдельная глава двенадцатая: «Исполнение наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних осужденных». Местами лишения свободы для осужденных несовершеннолетних являлись и учебно-воспитательные центры, в структуру которых входили: следственный изолятор для несовершеннолетних; участок общего содержания; участок социальной адаптации; участок усиленного надзора; участок для содержания лиц женского пола. Порядок содержания несовершеннолетних, заключенных под стражу и осужденных к лишению свободы, определялся Уставом учебно-воспитательного центра. Установилась аналогия с введением отдельных элементов новой модели ВТК в 1998 г. Проектом впервые вводилась отдельная норма об исполнении наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных женского пола.

Организация учебно-воспитательно-

го процесса в учебно-воспитательном центре осуществлялась на базе учебно-производственного комплекса, включающего кабинет профессиональной ориентации, общеобразовательную школу, профессионально-техническое училище, учебно-производственные мастерские или ученические предприятия. Учебно-производственная нагрузка на осужденного не должна превышать 10 часов в день. Общеобразовательное и профессионально-техническое обучение умственно отсталых осужденных осуществляется в соответствии с установленным законодательством об образовании.

Осужденные из числа сирот и лишенных родительского попечения, не имеющие самостоятельного заработка и денежных средств на лицевых счетах, обеспечиваются материальным пособием. На них распространяются льготы, предусмотренные законодательством для лиц этой категории.

Таким образом, предложенный проект УИК РСФСР в части исполнения наказания в отношении несовершеннолетних становится значительной законодательной поддержкой в уголовно-исполнительной политике.

Последующая реализация международных стандартов в области обращения с несовершеннолетними правонарушителями происходит путем включения в ИТК РСФСР, а затем - в УИК РФ 1997 г. соответствующих изменений и дополне-

74

Н п

ний, направленных на гуманизацию процесса отбывания наказания.

В качестве примера достаточно привести нормы ст. 75 ИТК РСФСР24.

Анализ отдельных норм показывает, что практически всеми видами продовольствия несовершеннолетние обеспечиваются значительно лучше, чем другие лица, находящиеся в местах лишения свободы.

Продолжением деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации основных направлений государственной политики в отношении детей стала разработка федеральной целевой программы «Дети России» на 2003 - 2006 гг. № 73225, действующей по сегодняшний день. Ее основными направлениями являются: 1) обеспечение системности и координации органов и учреждений, реализующих в своей деятельности задачи профилактического значения; 2) совершенствование законодательной базы, регламентирующей функционирование исправительных и воспитательных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей.

В настоящее время на региональных уровнях продолжают действовать свыше 20 различных органов, учреждений, предприятий, общественных организаций, в той или иной степени занимающихся вопросами профилактики правонарушений в исправительных учреждениях для несовершеннолетних. К такому типу организаций относятся: психологические службы, центры временной изоляции, социально-педагогические и реабилитационные центры, такие как «Дети улиц» и пр.

Подводя итог исследованию, посвященному становлению и развитию в России системы воспитательных учреждений для несовершеннолетних, следует отметить, что подходы к решению этой проблемы за исторический путь менялись неоднократно. Однако совершенно очевидно, что спады и подъемы во многом зависели от ряда факторов - прежде всего от состояния экономики страны и формы государственного устройства.

1 Токмаков Г.М. Организация исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних в Российской Империи / Г.М. Токмаков // Ювенальная юстиция и профилактика правонарушений. - СПб., 1999. С. 168.

2 Уголовно-исполнительное право России: Учеб. пособие / Под ред. О.Г. Перминова. - М., 2001. С. 65.

3 Буксгевден О.О. Исправительно-воспитательные приюты / О.О. Буксгевден. - СПб., 1903.

4 Беляева Л.И. Правовые, организационные и педагогические основы деятельности исправительных заведений для несовершеннолетних правонарушителей в России (сер. 19 -нач. 20 века): Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / Л.И. Беляева. -М., 1995. С. 22.

5 Там же / Л.И. Беляева. С. 23.

6 Обзор преобразований по тюремной части при новых законодательных установлениях (1906-1912 гг.) // Тюремный вестник. 1912. № 10. С. 1640.

7 Познышев С.В. Введение к «Курсу практического тюрь-моведения» / С.В. Познышев // Тюремный вестник. Приложение. 1912. № 12. С. 54.

8 Беляева Л.И. Зарождение и развитие в России практики предупреждения преступлений несовершеннолетних / Л.И. Беляева // Организационно-правовые проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних: Материалы межвед. научно-практ. конференции. - М., 1999. С. 59-60.

9 ЦГАОР, ф. 7420, оп. 2, д. 361, л. 1.

10 СУ РСФСР. 1918. № 16. С. 18.

11 Педагогическая энциклопедия. - М., 1964. Т. 1. С. 191.

12 СУ РСФСР. 1920. № 13. Ст. 83.

13 Административный вестник. 1927. № 10-11. С. 50.

14 Статья 28 ИТК РСФСР. 1933.

15 СЗ. 1935. № 32. Ст. 252.

16 Постановление СНК СССР от 15 июня 1943 г.

17 Указ ПВС СССР от 3 июля 1968 г.

18 Указ ПВС СССР от 3 июня 1968 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1968. № 23. МООП СССР 25 ноября 1968 г. переименовано в МВД СССР.

19 Ведомости Верховного Совета СССР. 1968. № 16. Ст.

237.

20 Позднее воспитательно-трудовые колонии стали именоваться воспитательными колониями.

21 Исправительно-трудовое (уголовно-исполнительное) право: Учеб. пособие для учебных заведений МВД России / Под ред. А.В. Маслихина. - Рязань, 1993. С. 205.

22 Представление Генеральной прокуратуры России от 14 мая 1994 г. «О нарушении органами образования страны Закона РФ „Об образовании"».

23 Группой авторов из ВНИИ МВД СССР.

24 В редакции Закона РФ от 12 июня 1992 г. «О внесении изменений и дополнений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 29. Ст. 1687.

25 СЗ РФ. 2202. № 41. Ст. 3984.

Б X

н

X

е

о

а С

ы <

ю О а С

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.