Научная статья на тему 'История становления в России института социальной адаптации несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы'

История становления в России института социальной адаптации несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
250
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История становления в России института социальной адаптации несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы»

Полковник внутренней службы Б. П. КОЗАЧЕНКО, доцент кафедры уголовно-исполнительного права Академии ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент

Старший лейтенант внутренней службы Е. Ю. БИРЮКОВА, адъюнкт Академии ФСИН России

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ В РОССИИ ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ

СВОБОДЫ

Проблема исполнения уголовных наказаний имеет особую значимость для борьбы с преступностью. В истории развития общественных формаций эволюция наказания в виде лишения свободы происходила параллельно изменению понимания самой цели наказания. Первоначально это была кара, возмездие за содеянное, а в дальнейшем и средство предупреждения преступлений. Новые, гуманистические взгляды на цели наказания возникли в эпоху Возрождения. В то время достижение цели уголовных наказаний видели в нравственном исправлении и перевоспитании преступников [1]. В России

стремление государства и общества к принятию необходимых мер для восстановления социально полезных связей ранее судимых лиц и безболезненного вхождения их в новые условия жизни стало проявляться со второй половины XVIII века. Как нам представляется, именно с этого момента зарождается правовое регулирование в современном понимании социальной адаптации лиц, готовящихся к освобождению, в том числе несовершеннолетних.

В дореволюционной России существовали различные учреждения, предназначенные для оказания постпенитенциарной помощи освобождаемым осужденным, форма деятельности которых в основном представляла собой патронат. Помощь выражалась, как правило, в моральной поддержке арестантов, создании приютов для лиц, освободившихся из мест заключения. Этой деятельности придавалось большое значение как важной форме предупреждения рецидивной преступности [2]. При этом несовершеннолетние преступники, освобождаемые из мест лишения свободы, в особую категорию не выделялись.

В истории пенитенциарной системы Российского государства положение малолетних и взрослых преступников не всегда было одинаковым. Например, особенностью законодательных актов Древней Руси, включавших в себя «Русскую Правду» Ярослава Мудрого [3], судебники и иные законы, было отсутствие в них каких-либо предписаний, указывающих на отличительные условия назначения

О ш О

О <

О ©

и исполнения наказаний в отношении различных категорий осужденных.

Аналогичный подход к назначению и исполнению уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних сохранился и в Соборном уложении 1649 года. В нем указывалось, что в Московском государстве суд и расправа во всяких делах всем равна [4]. Только в 1742 году были определены возрастные границы и сформулировано положение, в соответствии с которым лица, не достигшие 17-летнего возраста, не могли быть подвергнуты определенным видам наказаний наравне со взрослыми правонарушителями [5]. В Указе Сената от 26 июня 1765 года были не только пересмотрены условия назначения и исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних, но и решен вопрос об окончательном изолировании малолетних и несовершеннолетних арестантов от взрослых преступников [6].

Новое российское законодательство XIX века предусматривало, что несовершеннолетние в возрасте от 17 лет до 21 года могли содержаться во всех местах заключения отдельно от других осужденных, в результате чего эта категория нарушителей закона была избавлена от пагубного влияния уголовной среды.

Хотелось бы обратить внимание на то обстоятельство, что в России на протяжении довольно длительного исторического периода отсутствовали как правовые нормы, так и специальные исправительные учреждения для содержания малолетних правонарушителей. Справедливости ради следует отметить, что попытки разработки проблем принудительного пребывания несовершеннолетних преступников в государственных исправительных учреждениях предпринимались, но для оптимального решения этого вопроса не хватало реального опыта, достаточного финансирования, мешал отечественный бюрократизм. Однако, несмотря на все трудности и преграды, в России стала постепенно складываться система детских приютов и колоний.

В 50-х годах XIX века в Санкт-Петербурге была создана первая в России колония для несовершеннолетних правонарушителей (в Германии попытки создания исправительных учреждений для содержания таких правонарушителей предпринимались еще в 1603 году [7]). В основу деятельности колонии были положены идеи трудового воспитания осужденных, уважения их личности, самоуправления, со-

трудничества педагогов и воспитанников. Огромную роль в организации работы колонии сыграло издание Временных правил исправительных приютов для несовершеннолетних от 5 декабря 1866 года, которые обязывали обучать подростков, находящихся в таких учреждениях, ремеслам, сельскому хозяйству, грамоте. Бесспорно, это был важный начальный этап в решении вопроса социальной адаптации несовершеннолетних правонарушителей не только в колонии, но и после освобождения из нее, хотя должного законодательного, научного и практического сопровождения этого процесса, к сожалению, не было.

Несмотря на эти начинания, наиболее важную роль в борьбе с преступностью малолетних по-прежнему играла тюрьма, так как перевести их из общих мест заключения не представлялось возможным. Устав о содержании под стражей не считался с особенностями быта заключенных, а наоборот, совершенно их игнорировал. В местах отбывания наказания в общих камерах со взрослыми арестантами содержались и дети в возрасте до 10 лет. Это явление не было изжито до последнего дня существования самодержавия, ибо число исправительных учреждений для малолетних было невелико. (К концу 1901 года функционировало лишь 41 подобное заведение.)

Преобладающая часть несовершеннолетних преступников отбывала уголовное наказание в виде лишения свободы в особых отделениях тюрем. Туда могли быть направлены на срок от двух до пяти лет 14-летние подростки, которым смертная казнь, каторжные работы либо ссылка были заменены лишением свободы. Подростки в возрасте 14-17 лет подлежали заключению в тюрьму на срок от 8 до 12 лет, каторжным работам на 15-20 лет или без срока, если закон устанавливал за совершенные преступления смертную казнь. Говорить в данном контексте о какой-либо социальной адаптации несовершеннолетних осужденных к условиям отбывания наказания и после освобождения не приходится. Конечно же, в тюрьмах не проводились мероприятия, способствовавшие подготовке подростков к жизни на свободе, восстановлению ими социально полезных связей. В связи с этим возникла необходимость в создании специализированных учреждений, в которых не только занимались бы исправлением несовершеннолетних преступников, но и помогали им обрести себя в об-

ществе законопослушных граждан, получить образование, устроиться на работу, решить трудовые и бытовые вопросы после освобождения. Однако срок существования первых исправительных заведений для подростков был очень недолог. Они создавались, как правило, по частной инициативе, и на государственном уровне вопросы их функционирования практически не решались, а соответствующие нормативные документы отсутствовали. Между тем заинтересованные лица осознавали необходимость правового упорядочения деятельности специальных заведений для несовершеннолетних и предпринимали для этого отдельные попытки.

Наконец, Уголовное уложение 1903 года определило характер заведений для юных преступников, назвав их воспитательно-исправительными. Новый нормативный акт российского законодательства предусматривал не только обеспечение процесса исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних и предупреждение совершения новых преступлений, но и подготовку их к жизни на свободе, то есть социальную адаптацию в обществе правопо-слушных граждан. Для этих целей предусматривалась целая система мер воспитательно-исправительного воздействия, которая включала в себя порядок и условия отбывания наказания (режим), общественно полезный труд, нравственно-религиозное воспитание и профессиональное обучение.

Таким образом, в России постепенно создавалась правовая основа деятельности исправительных заведений для несовершеннолетних и в соответствии с ней формировалась и расширялась их сеть, а сотрудники стали заниматься отдельными вопросами социальной адаптации освобождаемых подростков.

Советское государство с первых лет своего существования проводило гуманную политику правовой и социальной защиты детства. Все несовершеннолетние, содержащиеся в тюрьмах и арестных домах, были освобождены, проведены мероприятия по коренной реорганизации и созданию новых воспитательных учреждений. Уголовная ответственность подростков исключалась до 17-летнего возраста [8]. Учреждение «Первый российский реформаторий» было создано в Москве в декабре 1918 года и просуществовало лишь до ноября 1919 года, так как его деятельность

не была подкреплена законодательством того времени.

При изучении проблемы социальной адаптации несовершеннолетних преступников особый интерес вызывает ст. 227 ИТК РСФСР 1924 года [9], посвященная организации помощи заключенным и освобожденным из мест заключения, то есть решению проблем их трудового и бытового устройства. В ней закреплено положение о том, что освобождаемым из мест лишения свободы оказывается материальная помощь при возвращении к месту постоянного жительства, на первое время предоставляются помещение и питание на льготных условиях. Так отечественный законодатель впервые закрепил элементы подготовки несовершеннолетнего осужденного к освобождению и его социальной адаптации (что характерно, это было осуществлено в годы, которые никак нельзя назвать экономическим расцветом молодого Советского государства).

В конце 20-х годов в связи с реализацией программы индустриализации страна нуждалась в квалифицированных кадрах. В этих целях создавались школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), где обучались несовершеннолетние осужденные в возрасте от 15 до 18 лет [10]. Были пересмотрены и усовершенствованы методы исправительного воздействия, организован режим содержания несовершеннолетних осужденных, но вопросы организации помощи при освобождении в законодательстве вообще не рассматривались, хотя рецидив среди освобожденных из ФЗУ был значительно ниже, чем среди освобожденных из других мест лишения свободы.

Великая Отечественная война, бесспорно, внесла существенные коррективы в содержание карательной политики государства в отношении преступников, не достигших совершеннолетия, и практику ее реализации. В условиях военного времени работу детских колоний не всегда удавалось организовать должным образом. Свидетельством тому могут служить возникавшие в них массовые беспорядки. Как показало расследование комиссии НКВД СССР, для подростков не были созданы нормальные жилищно-бытовые условия, общежития находились в антисанитарном состоянии, допускались факты преступной связи вольнонаемных работников с осужденными, процветала картежная игра. Говорить о социальной адаптации несовершеннолетних

О

ю

О

О И

А

О

©

преступников к условиям содержания вообще не приходилось.

С принятием Основ исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик [11], а затем исправительно-трудовых кодексов союзных республик [12] трудовые колонии для несовершеннолетних были переименованы в воспитательно-трудовые колонии (ВТК) со своими методами, формами и средствами исправления и перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей. Именно эти учреждения существовали до недавнего времени и были аналогом современных воспитательных колоний.

ИТК РСФСР 1970 года впервые в истории в гл. 18 достаточно подробно рассмотрел вопросы помощи лицам, освобождаемым от отбывания наказания. Они обеспечивались бесплатным проездом к месту жительства или работы, а также продуктами питания или деньгами. При отсутствии необходимой по сезону одежды, обуви и средств на их приобретение освобождаемые снабжались одеждой и обувью бесплатно. Им могло быть выдано единовременное денежное пособие из специального фонда, предоставлена возможность трудоустроиться, а в некоторых случаях выделена жилая площадь.

Законодательство практически не разграничивало освобождение несовершеннолетних и взрослых осужденных, за исключением Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве лицам, отбывшим наказание, и порядке сообщения о них органам внутренних дел (далее - Инструкция), утвержденной приказом МВД СССР от 2 сентября 1977 года. Инструкция более подробно, чем ИТК РСФСР 1970 года, разъясняла порядок подготовки осужденных к освобождению и самого освобождения. В ней указывалось, что подготовка к освобождению лиц, отбывающих наказание в исправительно-трудовых учреждениях, начинается не позднее чем за три месяца до окончания срока. Подростки, подлежащие освобождению из ВТК, направляются, как правило, к месту жительства родителей или лиц, их заменяющих. Если их направление к прежнему месту жительства нецелесообразно из воспитательных соображений, администрация колонии с учетом желания освобождаемых принимает меры по их трудовому и бытовому устройству, в том числе по месту расположения колонии, а в некоторых случа-

ях они могут быть в установленном порядке направлены в интернат либо переданы на попечение. Если у освобождаемых нет родителей или лиц, их заменяющих, либо их направление к ним нецелесообразно в воспитательных целях, то администрация колонии вместе с органами местного самоуправления решает вопросы устройства таких лиц на работу или учебу и обеспечения их жилой площадью.

Аналогичные тезисы были изложены в положениях о комиссиях по делам несовершеннолетних [13] и об общественных воспитателях несовершеннолетних [14]. Кроме решения вопросов подготовки к освобождению несовершеннолетних осужденных и проблем, связанных с их трудовым и бытовым устройством, комиссии могли давать согласие администрации воспитательно-трудовой колонии на предоставление осужденным права передвижения без сопровождения за пределами колонии и на оставление осужденных, достигших 18-летнего возраста, в воспитательно-трудовой колонии. Таким образом, органы внутренних дел контролировали процесс не только освобождения несовершеннолетних осужденных, но и их социальной адаптации к условиям отбывания наказания в ВТК, что, на наш взгляд, является положительным этапом в подготовке подростков к жизни в обществе законопослушных граждан.

На основе анализа исторического опыта правового регулирования социальной адаптации несовершеннолетних осужденных на этапе подготовки к освобождению можно сделать следующие выводы.

1. В дореволюционной России существовали различные учреждения, предназначенные для оказания постпенитенциарной помощи освобождаемым из мест лишения свободы, форма деятельности которых в основном представляла собой патронат и была важной составляющей предупреждения рецидивной преступности.

2. Положение в местах лишения свободы несовершеннолетних и взрослых осужденных не всегда было одинаковым. Кроме этого, нами было отмечено, что со второй половины XVIII века в России начинается правовое регулирование (в современном понимании) социальной адаптации лиц, готовящихся к освобождению, в том числе несовершеннолетних.

3. Переломный рубеж в развитии института лишения свободы в отношении несовершен-

Ф Ведомости уголовно-исполнительной системы № 12 - 2011 vedomosty@orfsin.ru www.orfsin.ru

нолетних внес ИТК РСФСР 1970 года. Он определил два вида воспитательно-трудовых колоний (общего и усиленного режимов) и впервые на законодательном уровне в истории Российского государства подробно рассмотрел вопросы оказания социальной помощи лицам, освобождаемым от отбывания наказания.

В настоящее время в соответствии с Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года осуществляется тщательный поиск путей оптимизации деятельности пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних, предполагающий их поэтапное преобразование в воспитательные центры (ВЦ) с обязательным функционированием социально-реабилитационных участков для подростков, освобождаемых из льготных условий отбывания наказания. В целях апробации всех направлений деятельности по совершенствованию процесса исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних по инициативе ФСИН России на базе ряда воспитательных колоний проводится эксперимент, предварительные результаты которого весьма оптимистичны. На наш взгляд, ВЦ в перспективе станут новыми для нашего Отечества местами отбывания наказания для несовершеннолетних.

1. Лучинский Н. Ф. Основы тюремного дела. - СПб., 1904. - С. 4344.

2. Трубников В. М. Понятие социальной адаптации освобожденных от наказания // Правоведение. - 1984. № 1. - С. 70.

3. Русская правда // Российское законодательство Х-ХХ веков: в 9 т. Т. 1: Законодательство Древней Руси. - М.: Юрид. лит., 1984. - С. 47-49.

4. Соборное уложение 1649 года // Российское законодательство Х-ХХ веков: в 9 т. Т. 4: Акты земских соборов. - М.: Юрид. лит., 1985. -С. 102.

5. Указ Сената от 23 августа 1742 г. // Полн. собр. законов Российской империи. - СПб., 1857. Т. 11.

6. Указ Сената от 26 июня 1765 г. // Полн. собр. законов Российской империи. - СПб., 1857. Т. 12.

7. Гришко А. Я. Исполнение наказания в виде лишения свободы в Германии (на примере федеральной земли Бавария): Учеб. пособие. - Рязань, 2009. С. 5.

8. О суде: Декрет ВЦИК // Собр. узаконений РСФСР. 1918. № 16. Ст. 17; О делах несовершеннолетних, обвиняемых в общеопасных действиях: Декрет СНК РСФСР от 4 марта 1920 г. № 26. Ст. 1.

9. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1924 г. // Собр. узаконений РСФСР. 1924. № 86. Ст. 870.

10. Об утверждении Исправительно-трудового кодекса РСФСР 1933 г.: Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 1 августа 1933 г. // Собр. узаконений РСФСР. 1933. № 48. Ст. 208.

11. Ведомости Верховного Совета СССР. 1969. № 29. Ст. 247.

12. Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1970. № 51. Ст. 1220.

13. Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних: Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1967. № 23. Ст. 536.

14. Об утверждении Положения об общественных воспитателях несовершеннолетних: Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 13 декабря 1967 г. (с изм. от 1 октября 1985 г.) // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1967. № 51. Ст. 1239; 1985. № 40. Ст. 1400. ^

ФОТОАРХИВ

Брянская ВК, 2010 год. Компьютерный класс Фото В. К. Никифорова

О

ю

О

О И

А

О

©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.