Научная статья на тему 'Этапы создания специальных учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей в России советского и постсоветского периода'

Этапы создания специальных учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей в России советского и постсоветского периода Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2096
491
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ПРАВОНАРУШИТЕЛИ / ТРУДНОВОСПИТУЕМЫЕ ДЕТИ И ПОДРОСТКИ / ИСПРАВЛЕНИЕ / ПЕРЕВОСПИТАНИЕ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА / JUVENILE OFFENDERS / INTRACTABLE CHILDREN AND ADOLESCENTS / CORRECTION / CORRECTIONAL EDUCATION / SPECIAL CLOSED EDUCATIONAL HOUSE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кара С.В., Кара И.С.

В работе рассматривается реализация идеи создания для несовершеннолетних правонарушителей специальных учебно-воспитательных учреждений образовательно-исправительного характера в России советского периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted on the questions of implementation of the idea of creation for juvenile offender a special educational houses with correctional nature in the USSR and modern Russia.

Текст научной работы на тему «Этапы создания специальных учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей в России советского и постсоветского периода»

УДК 343.81

ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ В РОССИИ СОВЕТСКОГО И ПОСТСОВЕТСКОГО ПЕРИОДА

С.В. Кара, И.С. Кара

В работе рассматривается реализация идеи создания для несовершеннолетних правонарушителей специальных учебно-воспитательных учреждений образовательно-исправительного характера в России советского периода.

Ключевые слова: несовершеннолетние правонарушители, трудновоспитуемые дети и подростки, исправление, перевоспитание, специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.

После Октябрьской революции советское руководство во многом отказалось от накопленного в Российской Империи опыта профилактической деятельности в отношении несовершеннолетних правонарушителей и начало создавать новые подходы такой деятельности. Декретом Совнаркома от 14 января 1918 г.[1] суды и тюремное заключение для малолетних и несовершеннолетних упразднялись. Упразднялись специализированные суды для несовершеннолетних с их особыми процедурами судебного производства, специально организованные для подростов условия реализации лишения свободы.

Дела несовершеннолетних до 17 лет обоего пола, совершивших общественно опасное деяние, передавались в ведение создаваемых в стране комиссий по делам несовершеннолетних. Эти комиссии находились в ведении Народного Комиссариата общественного презрения.

Постановлением Народного Комиссариата Государственного Презрения РСФСР от 25 января 1918 г.[2] при Народном Комиссариате Государственного Презрения был создан Отдел призрения несовершеннолетних, в ведение которого переходили все сохранившиеся исправительно-воспитательные приюты, колонии для несовершеннолетних. Материальное обеспечение всех приютов, колоний и учреждений презрения всех категорий для детей, малолетних и несовершеннолетних должно было осуществляться из общегосударственных средств Народного Комиссариата Государственного Презрения[3]. Для заведывания всеми приютами и учреждениями призрения несовершеннолетних создавалась особая «Коллегия призрения несовершеннолетних». Все приюты и учреждения для несовершеннолетних не принятые Коллегией презрения несовершеннолетних под заведывание подлежали закрытию, не зависимо от источника их финансирования, а имущество и капиталы этих воспитательных заведений переходили в собственность Республики с передачей в распоряжение Коллегии презрения несовершеннолетних. Следовательно, Советское государство брало под свой контроль и руководство все приюты, колонии и учреждения несовершеннолетних.

В п. 6 вышеуказанного Постановления от 26 января 1918 г. говорилось, что несовершеннолетние могли быть помещены Коллегией в приюты, колонии, санатории, учреждения для больных и дефективных детей и другие учреждения.

Одновременно стали проводиться мероприятия по коренной реорганизации старых и созданию новых «советских» учреждений для несовершеннолетних правонарушителей. Так Наркомат Юстиции во временной инструкции от 23 июля 1918 г.[4] предусматривал введение в качестве мест лишения свободы реформаториев и земледельческих колоний, обозначаемых как «учреждения воспитательно-карательные, в особенности для молодых преступников». Первый реформаторий был создан в Москве и функционировал с декабря 1918 г. до ноября 1919 г. Организаторы реформатория ставили перед собой задачу: «Изъять из тюрьмы молодых людей в возрасте от 17 до 21 года и переместить последних в учебно-воспитательное заведение в целях обучения, воспитания и подготовки их к трудовой жизни, путем преподавания практических знаний и путем расширения общего интеллектуального развития»[5].

В п. 13 Руководящих начал по уголовному праву[6] было определено, что «несовершеннолетние до 14 лет не подлежат суду и наказанию. К ним применяются лишь воспитательные меры (приспособления). Такие же меры применяются в отношении лиц переходного возраста 14 - 18 лет, действующих без разумения». Но в этом нормативном акте не содержалось перечня воспитательных мер (приспособления)[7]. За совершение умышленного преступления несовершеннолетние могли быть повергнуты уголовному наказанию.

Декрет Совнаркома РСФСР от 4 марта 1920 г [8] подтвердил ранее установленное положение о том, что суды и тюремные заключения для малолетних и несовершеннолетних упраздняются, а дела о несовершеннолетних обоего пола до 18 лет[9], совершивших общественно-опасное деяние, находятся в ведении комиссии о несовершеннолетних. Однако комиссии для несовершеннолетних не смогли справиться с возложенной на них профилактической миссией. Это стало следствием огромного количества беспризорных детей и высокого уровня преступности среди несовершеннолетних, совершавших нередко особо опасные преступления и упорно не желавших исправляться и в силу отсутствия в арсенале работы Комиссий действенных мер исправительно-принудительного воздействия и отсутствия опыта работы с малолетними де-ликвентами. Декрет указал, что «при рассмотрении дел о несовершеннолетних в возрасте 14 - 18 лет, если комиссией будет установлена невозможность применения к несовершеннолетнему мер медико-педагогического воздействия, дело передается комиссией в Народный Суд» для назначения уголовного наказания[10]. Это узаконение нашло свое подтверждение в Инструкции Комиссиям по делам о несовершеннолетних[11]. Инструкция содержала перечень мер медико-педагогического характера, применяемых комиссией о несовершеннолетних[12]. Комиссия осуществляла передачу несовершеннолетних вместе с делом в народный суд, в случае признания недостаточными применение мер медико-педагогического характера: «при упорных рецидивах систематических побегах из детских домов, при явной опасности для окружающих оставления несовершеннолетнего на свободе».

Декрет от 4 марта 1920 г. установил, что учебно- и лечебно-воспитательные учреждения находятся в ведении Народных Комиссариатов Просвещения и Здравоохранения по принадлежности и поручал Народному Комиссариату Юстиции совместно с Народным комиссариатом просвещения приступить к организации соответствующих учреждений (реформаториев).

Народным Комиссариатом просвещения стали создаваться новые типы учреждений для трудновоспитуемых детей и подростков, а также и для несовершеннолетних правонарушителей - детские колонии, трудовые коммуны и институты трудового

воспитания для «особо трудных подростков». Несовершеннолетние правонарушители направлялись в эти учреждения по решению комиссий по делам несовершеннолетних. Наряду с ними создавались и учреждения для осужденных несовершеннолетних. Наиболее целесообразными с педагогической точки зрения были признаны трудовые дома и колонии. Считалось, что трудовой дом для несовершеннолетних, лишенных свободы, - это воспитательно-исправительное (медико-педагогическое) заведение. Так как такие трудовые дома создавалось по преимуществу в городе, то воспитанники в них обучались квалифицированным видам ремесленного труда. Воспитательно-исправительные (медико-педагогические) заведения - Трудовые колония для несовершеннолетних, лишенных свободы, создавалась в сельской местности. Воспитанники в ней пользовались относительной свободой передвижения в пределах территории колонии и обучались преимущественно сельскохозяйственному труду[13].

Следовательно, несовершеннолетние преступники в зависимости от тяжести совершенного преступления, их роли в совершенном преступлении, прежнего образа жизни и судимости[14] могли быть помещены в воспитательные учреждения с различным уровнем изоляции. Однако независимо от интенсивности режима и уровня изоляции в этих учреждениях несовершеннолетним подопечным предоставлялось общее школьное образование, профессиональное обучение и обязательное привлечение к труду.

Наряду с указанными выше видами учреждений для несовершеннолетних правонарушителей Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1924 г предусматривал в качестве мест лишения свободы такие учреждения для применения мер социальной защиты медико-педагогического характера как:

1) трудовые дома для несовершеннолетних правонарушителей,

2) трудовые дома для правонарушителей из рабоче-крестьянской молодежи[15].

В трудовые дома: а) для несовершеннолетних правонарушителей помещались несовершеннолетние в возрасте от 14 до 16 лет, приговоренные судом к лишению свободы, а также несовершеннолетние того же возраста, состоящие под следствием и числящиеся за судебными и следственными органами, и б) для правонарушителей из рабоче-крестьянской молодежи помещались лишенные свободы правонарушители рабоче-крестьянского происхождения в возрасте от 16 до 20 лет. Будучи под следствием или при отсутствии специальных трудовых домов несовершеннолетние должны были содержаться отдельно от взрослых[16].

Совнаркомом в Постановлении от 17 июля 1929 г. предоставлялось право окружным и вышестоящим комиссиям по делам о несовершеннолетних «в тех случаях, когда к правонарушителям в возрасте от 14 до 16 лет были без достаточного результата применены все медико-педагогические меры и выявилась невозможность оставления последних в воспитательных учреждениях Народного комиссариата просвещения, выносить постановления о помещении указанных подростков в трудовые дома для несовершеннолетних правонарушителей Народного комиссариата внутренних дел РСФСР на срок не более достижения ими восемнадцати лет»[17]. При этом местные комиссии по делам несовершеннолетних уже лишались права самим направлять дела о несовершеннолетних правонарушителях в суд или в другие административные органы, которыми они обладали с 1926 г.[18]. С 1931 г. городские и районные комиссии по делам о несовершеннолетних в случае необходимости могли возбуждать ходатайства перед краевыми (областными) комиссиями по делам о несовершеннолетних «о направлении отдельных трудновоспитуемых несовершеннолетних правонарушителей в исправительно-трудовые учреждения для несовершеннолетних Наркомюста»[19].

В декабре 1930 г. были ликвидированы Народные комиссариаты внутренних дел РСФСР, союзных и автономных республик[20], все исправительно-трудовых колоний, находившихся в ведении Наркоматов внутренних дел были переданы под управление Наркоматов юстиции[21], а на Наркомюст РСФСР было возложено общее руководство исправительно-трудовой политикой и проведение в жизнь исправительно-трудового законодательства; организация и руководство местами лишения свободы, отбыванием иных видов наказания; организация помощи освобождаемым из мест лишения свободы; руководство изучением преступности и методов борьбы с ней[22].

Относительно несовершеннолетних от 16 до 18 лет, в зависимости от их индивидуальных особенностей, распределительная комиссия в каждом отдельном случае решала вопрос о направлении их в трудовые дома для несовершеннолетних правонарушителей или другое исправительно-трудовое учреждение (ст. 174 ИТК). Распределительные комиссии были упразднены, а их функции были переданы наблюдательным комиссиям[23].

В трудовые дома для правонарушителей из рабоче-крестьянской молодежи принимались приговоренные к лишению свободы заключенные в возрасте от 16 до 20 лет, если они, происходя из трудовых слоев населения и не будучи правонарушителями-рецидивистами, совершили преступление вследствие малосознательности, нужды или случайно (ст. 189 ИТК).

Цель помещения несовершеннолетних в трудовой дом - обучить их квалифицированным видам труда, расширить их умственный кругозор путем общего и профессионального образования и создать из них самодеятельных и сознающих свои права и обязанности граждан, а также вместе с тем дать им физическое воспитание и оздоровить их посредством гимнастики, спорта и гигиены тела. Трудовые дома для правонарушителей из рабоче-крестьянской молодежи преследовали цель, помимо общего исправительно-трудового воздействия, приучение к дисциплинированности, сознательности в отношениях к трудовому обществу и выдержанности в поступках (ст.ст. 175, 190 ИТК).

Вероятно, исходя из специфичности преследуемых целей в 1930 г., начался процесс реорганизации трудовых домов для несовершеннолетних правонарушителей в особые школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ)[24].

В основой исправления несовершеннолетних в трудовых домах, предполагалось трудовое воспитание подростков их привлечение к труду. Однако трудовые дома оказались не в состоянии в тех условиях, в которых работали подростки, обеспечить их надлежащее трудовое обучение. Они готовили несовершеннолетних в основном к кустарным и ремесленным профессиям. Это объяснялось, прежде всего, тем, что трудовые дома не располагали необходимой материально-технической и учебно-производственной базой, для того чтобы подготовить квалифицированных работников для советской индустрии. В этой связи и было признано необходимым для успешного решения задач подготовки специалистов для промышленности, исправления и перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей преобразовать трудовые дома в школы ФЗУ особого типа, с использованием фабрично-заводского оборудования. Эти изменения проводились в русле решения руководства народного хозяйства СССР, взявшего курс на форсирование темпов индустриализации страны. Для реализации указанного курса возникала потребность в подготовке большого количества квалифицированных рабочих. Эти выводы подтверждают положения Постановления СНК СССР

от 8 июня 1931 г. [25]. Так, в Постановлении говорилось, что для подготовки «рабочих дефицитных специальностей и в особенности станочников» «основных отраслей промышленности» были предусмотрен ряд мероприятий по оборудованию школ фабрично-заводского ученичества новыми и свободными станками, другим оборудованием, пригодными для обучения помещениями, жильем и т.д. Возраст приема в школы фабрично-заводского ученичества установили 15 - 17 лет, а для горячих цехов и вредных профессий 17 - 18 лет, со сроком обучения до 2-х лет в зависимости от специальности (ранее до 3-4-х лет). Время распределялось между производственным и теоретическим обучением в основном поровну. Специальным предметам уделялось не менее 25% всего времени, отводимого на теоретическое обучение. Обеспечивался немедленный переход учащихся школ фабрично-заводского ученичества, после получения предварительной производственной подготовки, из учебных производственных мастерских в производственные цеха для продолжения производственного обучения.

При реорганизации трудовых домов широко был использован опыт работы учреждений для несовершеннолетних правонарушителей системы Наркомпроса, и особенно трудовых коммун ОГПУ Трудкоммуны ОГПУ положили удачное начало смелому опыту перевоспитания наиболее трудно поддающихся исправлению молодых рецидивистов, имеющих крепкие связи с преступной средой. Молодые рецидивисты в возрасте от 16 до 23 лет набирались в коммуны из мест лишения свободы независимо от сроков их содержания[26].

Первая такая коммуна была основана еще в 1924 г. на ст. Болшево Московской области. Организаторы коммуны поместили в нее группу преступников, отобранных из московских мест лишения свободы. Последующие наборы в коммуну производились самими членами коммуны, на основе принципа полной добровольности[27].

Подобная трудовая коммуна ОГПУ имени Ф.Э. Дзержинского была основана на Украине в 1927 г. в пригороде Харькова. С октября 1927 г. до июля 1935 г. одним из руководителей коммуны был А.С. Макаренко1. Организовав обучение и труд несовершеннолетних правонарушителей, А.С. Макаренко большое внимание уделял патриотическому воспитанию, как важнейшей составляющей полноценной личности[28]. Деятельность трудовых коммун основывалась на принципах высокого чувства ответственности членов коммуны за свои поступки перед всем коллективом, широкого самоуправления в сочетании со строгой дисциплиной, возможно полного самообслуживания, оказания большого доверия членам коммуны. По мнению А.С. Макаренко «трудовая подготовка, воспитание трудового качества человека - это подготовка и воспитание не только будущего хорошего или плохого гражданина, но и воспитание его будущего жизненного уровня, его благосостояния»[29]. В основе исправления и перевоспитания молодых правонарушителей лежал производственный труд. С этой целью в трудовых коммунах организовывались предприятия по типу завода,- фабрики или совхоза. Коммуна была прекрасным образцом осуществления идеи соединения обучения, с производственным трудом, нравственным, физическим и эстетическим воспитанием2.

К марту 1931 г по существу была закончена работа по практической перестройке всех трудовых домов в школы ФЗУ Одновременно с этим шел процесс организации новых школ ФЗУ Наркомюста. Непосредственная связь школ ФЗУ с крупными промышленными предприятиями, с коллективами трудящихся позволяла лучше осуществлять трудовое и нравственное воспитание несовершеннолетних правонарушителей.

В школы ФЗУ НКЮ принимались несовершеннолетние правонарушители в возрасте от 15 до 18 лет на основании: а) приговоров судов; б) постановлений комиссий по делам несовершеннолетних; в) постановлений других уполномоченных на то органов. Для дифференцированной организации процесса исправления и перевоспитания различных категорий правонарушителей предусматривалось несколько видов школ ФЗУ НКЮ: закрытые; полуоткрытые; открытые.

Школы ФЗУ закрытого типа предназначались для содержания:

- особо социально-запущенных несовершеннолетних правонарушителей с неоднократной судимостью, приводами и длительным уличным стажем;

- несовершеннолетних правонарушителей, которые содержались в школах других типов, но по постановлениям педагогического совета и совета командиров, утвержденным начальником школы, были признаны разлагающе действующими на остальных воспитанников и подлежащими переводу в школу ФЗУ закрытою типа.

Школы ФЗУ полуоткрытого типа предназначались для несовершеннолетних «с меньшей степенью социальной запущенности и с меньшим уличным стажем», а также для подростков, переведенных из школ других типов.

В школы открытого типа направлялись несовершеннолетние правонарушители «с незначительной социальной запущенностью, без уличного стажа или незначительным уличным стажем, а также по постановлениям педагогических советов переведенные из других школ»[30].

В связи с тем, что сроки судебных приговоров в отношении лишенных свободы несовершеннолетних не всегда соответствовали срокам обучения их в школах ФЗУ, что не давало возможности доводить до конца производственное обучение, встал вопрос о необходимости обязательного завершения производственного обучения каждого воспитанника школы независимо от установленного приговором срока лишения свободы, что нашло соответствующее правовое закрепление в ИТК РСФСР 1933 г. ([31]).

По окончании школы ФЗУ бывшие правонарушители сразу попадали в здоровую среду заводских рабочих.

До 1935 г. несовершеннолетние правонарушители содержались в воспитательно-исправительных учреждениях различных типов: специальных детских домах, школах-коммунах, находившихся в ведении органов просвещения; трудовых домах и школах ФЗО особого типа в системе органов юстиции; трудовых коммунах и колониях в системе органов внутренних дел. Но дальнейшее расширение сети школ ФЗУ было связано с большими трудностями, так как по своему характеру они требовали высокой технической оснащенности и комплектацией высококвалифицированными специалистами. Возник вопрос создании о нового типа учреждений, которые можно было бы открыть во всех областях и республиках и, в которых можно было бы содержать большее число осужденных несоверщеннолетних[32].

Итак, процесс ликвидации подростковой преступности уже в первой половине 1930-х гг. начинал развиваться в двух

1 До работы в трудовой коммуне А.С. Макаренко организовал в 1920 г. и руководил трудовой колонией им. М. Горького трудовую колонию для несовершеннолетних беспризорных и правонарушителей под Харьковом. Она получила всемирную известность благодаря новым подходам к воспитанию и обучению. По настоянию Н.К. Крупской из колонии был уволен А.С. Макаренко, а дальнейшего высокого интереса к последующей деятельности колонии не отмечено. См.: https: ги. wikipedia/org/.

2 См.: https//www.makarenko/edu/ru/dzerd/htm

направлениях. С одной стороны, совершенствовались воспитательно-педагогические методы воздействия на несовершеннолетних правонарушителей. С другой стороны, судебная практика после принятия постановления ЦИК и Совнаркома СССР от 7 апреля 1935 г. «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних»[33] значительно расширяла применение уголовного наказания в виде лишения свободы к подросткам, уже начиная с 12-летнего возраста[34]. Несовершеннолетние, достигшие 12-летнего возраста, уличенные в совершении краж, в причинении насилия, телесных повреждений, увечий, в убийстве или попытке к убийству, привлекались к суду с применением всех без исключения мер уголовного наказания[35].

В отношении несовершеннолетних правонарушителей руководство СССР выдвинуло новую цель - скорейшую ликвидацию преступности среди несовершеннолетних, детской беспризорности и безнадзорности. Для этого были предприняты ряд мер: усиливалась уголовная ответственность несовершеннолетних, ликвидировались комиссии по делам несовершеннолетних правонарушителей при отделах народного образования[36], устанавливалась особая ответственность (в том числе и уголовная ответственность (ст. 158.1 УК РСФСР) председателей сельсоветов и назначенных сельсоветами опекунов, не принявших мер охраны и заботы о воспитании детей, оставшихся сиротами, и допустивших вступление их на путь бродяжничества, усиливалась имущественная и административная ответственность родителей за правонарушения своих детей, устанавливался новый перечень типов детских исправительно-воспитательных учреждений.

В период Великой Отечественной войны существенно увеличилось число беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, которые в силу своего тяжелого положения, могли стать на преступный путь. В связи с этим СНК СССР принял постановление от 15 июня 1943 г. № 659 «Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством»[37]. В нем говорилось, что «в целях усиления мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и преступностью ... разрешить НКВД СССР в дополнение к трудовым колониям, существующим для содержания детей и подростков, осужденных судами, организовать в 1943 году трудовые воспитательные колонии для содержания в них беспризорных и безнадзорных детей, а также детей и подростков, неоднократно замеченных в мелком хулиганстве и других незначительных преступлениях.». В создаваемые в детские трудовые воспитательные колонии НКВД СССР предписывалось направлять следующие категории подростков в возрасте от 11 до 16 лет:

а) беспризорных детей, не имеющих родителей вовсе или длительное время живущих без родителей и не имеющих определенного местожительства;

б) задержанных за хулиганство, мелкие кражи и другие незначительные преступления, возбуждение уголовного преследования против которых будет признано нецелесообразным;

в) воспитанников детских домов, систематически нарушающих внутренний распорядок и дезорганизующих нормальную постановку учебы и воспитания в детском доме.

С целью осуществления деятельности трудовых воспитательных колоний для несовершеннолетних Главное управление трудовых резервов при Совнаркоме СССР обязывалось по списку, согласованному НКВД СССР с последним передать часть ремесленных училищ, годных для организации трудовых воспитательных колоний, вместе с их оборудованием; наркомпросы союзных республик обязывались выделять по заявкам НКВД СССР наиболее подготовленных учителей для работы в школах трудовых воспитательных колоний; обеспечить указанные колонии библиотеками, предоставив начальникам колоний право комплектования этих библиотек через коллекторы Наркомпроса; обеспечивать школы трудовых воспитательных колоний учебниками, учебными наглядными пособиями, школьными принадлежностями и тетрадями наравне со школами системы Наркомпроса; Наркомздрав СССР обязывался выделить по заявкам НКВД СССР необходимое количество медицинских работников для обеспечения санитарно-профилактических и оздоровительных мероприятий в трудовых воспитательных колониях НКВД СССР.

Существовали трудовые колонии для несовершеннолетних открытого типа (для несовершеннолетних с одной судимостью) и закрытого типа (для несовершеннолетних от 12 до 18 лет, имеющих большое количество приводов и несколько судимостей и содержащиеся в условиях особого режима). Согласно Докладу заместителя начальника ГУЛАГа А.П. Лепи-лова на имя Берии, Круглова, Чернышова и Кобулова о работе ГУЛАГа, март 1940 г. на момент доклада в системе ГУЛАГа действовали 50 трудовых колоний закрытого и открытого типа для несовершеннолетних[38].

Однако одними мерами изоляции несовершеннолетних преступников нельзя было в полной мере разрешить проблему защиты общества от подростковой преступности. Соответствующая защита общества может быть разной:

1. поверхностной - путем временной изоляции несовершеннолетнего правонарушителя;

2. гарантированной (полной) защитой - вследствие перевоспитания и реабилитации подростка.

Одной только изоляцией от общества несовершеннолетних преступников можно добиться некоторой защиты общества на определенное время. Необходима же была по возможности наиболее полная реабилитация и ресоциализация несовершеннолетних правонарушителей. В последнем случае это благо и для подростка и для общества. Общество ограждается от преступного поведения и к тому же получает полезную для себя личность. Следовательно, защита общества должна быть не метафизической - через изоляцию, а диалектической - через перевоспитание и реабилитацию. Этого можно было бы добиться кардинальным изменением и совершенствованием ведущей сферы жизнедеятельности несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом. Для подросткового возраста такой ведущей сферой является учебная деятельность, которая для этого возраста выступает личностно формирующей. У отечественного законодателя к средине 60-х годов возобладало такое понимание решения проблемы борьбы с несовершеннолетней преступностью[39]. Это понимание отразилось в том, что Советом Министров РСФСР было принято постановление «О преобразовании воспитательных колоний для несовершеннолетних в специальные школы и специальные профессионально-технические училища» от 2 октября 1964 г. № 1233. Согласно этому постановлению Министерство охраны общественного порядка (МВД) РСФСР обязывалось передать к 1 января 1965 г. воспитательные колонии для несовершеннолетних в ведение Министерства просвещения РСФСР и Главного управления профессионально-технического образования при Совете Министров РСФСР. Новые специальные школы и специальные профессионально-технические училища по мере необходимости должны были впредь открываться Министерством просвещения РСФСР и Главным управлением профессионально-технического образования при Совете Министров РСФСР. Органы исполнительной власти автономных республик, краев, областей РСФСР были обязаны «выделять для вновь организуемых специальных школ и специальных профессионально-технические училищ земельные участки с комплексом оборудованных зданий для учебных, учебно-производственных целей, медико-санитарного и коммунально-

бытового обслуживания, культурных и спортивных сооружений и жилых помещений в соответствии с требованиями Положений о специальных школах и специальных профессионально-технических училищах»[40].

Постановлением Совета Министров РСФСР от 1 декабря 1964 г. было утверждено Положение о специальных школах и специальных профессионально-технических училищах[41].

Согласно статье 1 специальная школа являлась учебно-воспитательным учреждением для трудновоспитуемых детей и подростков, а также подростков, совершивших правонарушения, но освобожденных от уголовной ответственности по возрасту или в связи с нецелесообразностью применения к ним мер уголовного наказания и нуждающихся особых условиях воспитания и строгом педагогическом режиме[42].

На сновании постановления комиссии по делам несовершеннолетних, создаваемых при исполкомах районных и городских Советов народных депутатов, дети и подростки в случае совершения ими общественно опасных действий или злостного и систематического нарушения правил общественного порядка в возрасте от 11 до 14 лет могли быть направлены в специальную школу, а в возрасте от 14 до 18 лет - в специальное профессионально - техническое училище[43]. В специальные училища несовершеннолетние правонарушители также могли быть направлены по определению суда[44].

Особые условия воспитания, строгий педагогический режим, отличающиеся от обычных условий заключались, по мнению, законодателя в следующем:

- исключалась возможность свободного выхода воспитанников за пределы территории школы;

- осуществлялся круглосуточный надзор за воспитанниками;

- все воспитанники включались в повседневный посильный производительный труд;

- обеспечивалась широкая возможность (штаты, учебно-материальная база) охвата воспитанников системой внеклассных мероприятий;

- во всей системе воспитания сочетался принцип добровольности (убеждения) с принципом обязательности (принуждения);

- обеспечивалась повышенная ответственность коллектива за поступки отдельного воспитанника и каждого воспитанника за свои поступки перед коллективом[45].

В 1992 г. был принят Закон РФ «Об образовании»[46]. Согласно этому Закону в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа могли быть помещены несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода. При этом указанный Закон не разъясняет, что следует понимать под «особыми условиями воспитания, обучения» и кого следует относить к «несовершеннолетним, требующим специального педагогического подхода»[47].

В 1995 г. Правительством РФ было принято Постановление «Об утверждении Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением»[48]. Согласно указанному Постановлению Типовое положение было призвано регулировать образовательную, воспитательную и хозяйственно-экономическую деятельность государственных и муниципальных специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от нормы, общественно опасное) поведением (ст. 1). Законодатель расширил понимание девиа-нтного поведения под которой понимается не только общественно опасное, но и отклоняющееся от нормы поведение.

Типовое положение распространялось на следующие виды учреждений:

- специальную общеобразовательную школу открытого типа;

- специальное профессиональное училище открытого типа;

- специальную общеобразовательную школу закрытого типа;

- специальное профессиональное училище закрытого типа;

- специальную (коррекционную) общеобразовательную школу и специальное (коррекционное) профессиональное училище для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития и легкими формами умственной отсталости), совершивших общественно опасные деяния только закрытого типа.

В Типовом положении говорилось, что учреждение открытого типа выполняет функции профилактического учреждения и создается для детей и подростков:

- с устойчивым противоправным поведением;

- подвергшихся любым формам психологического насилия;

- отказывающихся посещать общеобразовательные учреждения, испытывающих трудности в общении с родителями, т.е. как указывалось «нуждающихся в особой заботе и защите» (ст. 13). В такие учреждения помещаются дети и подростки в возрасте от 8 до 18 лет (с 14 лет с их согласия) (ст. 25).

Учреждение закрытого типа создается для несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода (ст. 14). Несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет, совершившие общественно опасное деяние, по решению суда направляются в учреждение закрытого типа (ст. 25).

24 июня 1999 г. был принят Федеральный закон № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»[49]. Закон более четко прописывает основания и категории несовершеннолетних, помещаемых в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа:

1) не подлежащие уголовной ответственности в связи с тем, что к моменту совершения общественно опасного деяния не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

2) достигшие возраста, предусмотренного чч. 1 или 2 ст. 20 УК РФ, и не подлежащие уголовной ответственности в связи с тем, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими;

3) осужденные за совершение преступления средней тяжести или тяжкого преступления и освобожденные судом от наказания в порядке, предусмотренном частью второй статьи 92 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Исходя из сказанного, законодатель Типовым положением и Федеральным законом № 120-ФЗ от 24 июня 1999 г. сузил категорию несовершеннолетних, направляемых в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа только

теми, кто совершил предусмотренное Уголовным законом деяние. При этом в оном учреждении сосредоточивались дети от 11 до 18 лет. Большая криминальная зараженность, педагогическая и социальная запущенность, огромный возрастной разрыв между воспитанниками специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа создают дополнительные (нередко непреодолимые) трудности в деле перевоспитания и исправления этих воспитанников. Эффективность деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа снижается, несмотря на то, что доля рецидива среди бывших воспитанников этих учреждений гораздо меньшая по сравнению с теми, кто отбыл наказание в воспитательных колониях.

Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2014 г. «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»3 признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. № 420 «Об утверждении Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с де-виантным поведением». Нового подобного типового положения, подробным образом регулирующего деятельность специализированных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа не принято, что существенно затрудняет правовое обеспечение деятельности этих заведений.

Итак, важнейшую роль в деле в исправления и перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей играет специально организованные образование в сочетании с трудовой деятельностью. Эта идея начала практически воплощаться в нашей стране еще в XIX в., например, путем открытия исправительных приютов для несовершеннолетних. В 20 - начале 30-х гг. в СССР некоторые советские педагоги стали реализовывать накопленный дореволюционный опыт. С средины 30-х до средины 60-х гг. основной упор в воспитательной работе с несовершеннолетними преступниками делался на меры репрессивного воздействия. После вновь происходит усиление педагогической составляющей в перевоспитании несовершеннолетних. В настоящее время необходимо увеличить долю трудового воспитания как неотъемлемой составляющей всей системы воспитания и исправления несовершеннолетних деликвентов.

This article is devoted on the questions of implementation of the idea of creation for juvenile offender a special educational houses with correctional nature in the USSR and modern Russia.

Keywords: juvenile offenders, intractable children and adolescents, correction, correctional education, special closed educational house.

Список литературы

1. Декрет СНК РСФСР от 14 января 1918 г «О комиссиях для несовершеннолетних» // СУ РСФСР , 1918. № 16. ст. 227.

2. Постановление Народного Комиссариата Государственного Презрения РСФСР от 25 января 1918 г «Об Отделе презрения несовершеннолетних» // СУ РСФСР. 1918. № 19. Ст. 287.

3. См.: Постановление Народного Комиссариата Государственного Презрения РСФСР от 26 января 1918 г. «Об переходе в ведение Народного Комиссариата Государственного Презрения всех учреждений презрения несовершеннолетних и малолетних детей и об об учреждении Коллегии презрения несовершеннолетних» // СУ РСФСР. 1918. № 22. Ст. 321.

4. См.: Постановление Наркомюста РСФСР от 23 июля 1918 г. «О лишении свободы, как о мере наказания, и о порядке отбывания такового (временная инструкция)» // СУ РСФСР. 1918. № 53. Ст. 598.

5. Материалы ННКЮ, вып. 8, 1920. С. 71 / См.: Астемиров З.А. Из истории развития учреждений для несовершеннолетних правонарушителей в СССР // Предупреждение преступности несовершеннолетних. Сб. статей. М.: Изд-во «Юрид. литература», 1965. С.254-255.

6. Постановление Наркомюста РСФСР от 12 декабря 1919 г. «Руководящие начала по уголовному праву РСФСР» // СУ РСФСР, 1919. № 66. Ст. 590.

7. В УК РСФСР 1922 г (Постановление ВЦИК от 01.06.1922 «О введении в действие Уголовного Кодекса РСФСР») тоже не были перечислены виды мерам медико-педагогического воздействия, в отношении несовершеннолетних преступников.

8. Декрет СНК РСФСР от 4 марта 1920 г. «О делах о несовершеннолетних, обвиняемых в общественно-опасных действиях»// СУ РСФСР, 1920. № 13. Ст. 83.

9. В Декрете СНК РСФСР от 14 января 1918 г. «О комиссиях для несовершеннолетних» указывался верхний возрастной предел несовершеннолетия 17 лет.

10. Народный Комиссариат Юстиции обязывался помещать этих несовершеннолетних отдельно от взрослых.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Постановление Наркомпроса РСФСР, Наркомздрава РСФСР, Наркомюста РСФСР от 30 июля 1920 г. «Инструкция Комиссиям по делам о несовершеннолетних» // СУ РСФСР, 1920. № 68. Ст. 308.

12. См. ст. 16 Инструкции Комиссиям по делам о несовершеннолетних от 30 июля 1920 г

13. Астемиров З.А. Из истории развития учреждений для несовершеннолетних правонарушителей в СССР // Предупреждение преступности несовершеннолетних. Сб. статей. М.: Изд-во «Юрид. литература», 1965. С. 256.

14. См.: Статья 10 Инструкции Комиссиям по делам о несовершеннолетних от 30 июля 1920 г

15. См.: Статья 46 ИТК РСФСР (Постановление ВЦИК от 16 октября 1924 г. «Об утверждении Исправительно-трудового Кодекса РСФСР» // СУ РСФСР. 1924. № 86. Ст. 870.

16. См.: Статья 47, и 174 ИТК РСФСР (Постановление ВЦИК от 16 октября 1924 г. «Об утверждении Исправительно-трудового Кодекса РСФСР» // СУ РСФСР. 1924. № 86. Ст. 870.

17. Статья 1 Постановления СНК РСФСР от 17 июля 1929 г «О предоставлении комиссиям по делам о несовершеннолетних права помещать правонарушителей в возрасте от 14 до 16 лет в трудовые дома для несовершеннолетних правонарушителей Народного комиссариата внутренних дел РСФСР» // СУ РСФСР, 1929. № 58. Ст. 571. Положения этого Постановления были отражены в УК и ИТК РСФСР (Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 30 октября 1929 г «Об изменении ст. ст. 12 и 50 Уголовного кодекса и ст. ст. 47 и 174 Исправительно-трудового кодекса РСФСР» // СУ РСФСР, 1929. № 82, Ст. 796).

18. См.: Декрет СНК РСФСР от 26 марта 1926 г. «О местных комиссиях по делам о несовершеннолетних» // СУ РСФСР, 1926. № 19. Ст. 148.

19. См.: Статью 17 Постановления СНК РСФСР от 11 июля 1931 г. «Об утверждении Положения о комиссиях по

3 Постановление Правительства РФ от 29 марта 2014 г. № 245 "О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ,2014, N 14, ст. 1636.

делам о несовершеннолетних» // СУ РСФСР. 1931. № 38. Ст. 301.

20. Постановление ЦИК и СНК Союза ССР от 15 декабря 1930 г. «О ликвидации наркомвнуделов союзных и автономных республик // СЗ, 1930. № 60. Ст. 640.

21. Постановление ЦИК и СНК СССР от 15 декабря 1930 г. «О передаче исправительно-трудовых колоний, находившихся в ведении НКВД, под управление НКЮ республик».

22. Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 31 декабря 1930 г. «О мероприятиях, вытекающих из ликвидации Нарком-внудела РСФСР и наркомвнуделов автономных республик» // СУ РСФСР, 1931. № 4. Ст. 38.

23. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 30 октября 1929 г. «Об упразднении распределительных комиссий при инспекциях мест заключения»( СУ РСФСР. 1929. № 81. Ст. 795).

24. Школы фабрично-заводского ученичества еще начали образовываться на основании Декрета СНК РСФСР от 31 июля 1925 г. «О порядке организации школ ученичества (фабрично-заводского, сельскохозяйственного и конторско-торго-вого) при предприятиях и учреждениях, находящихся в ведении народных комиссариатов и кооперативных центров» (СУ РСФСР, 1925. № 56. Ст. 433) и Декрета СНК РСФСР от 7 апреля 1925 г. «Положение о школах рабочих подростков» (СУ РСФСР, 1925. № 22. Ст. 162) при соответствующих предприятиях и учреждениях.

25. Постановление СНК СССР от 8 июня 1931 г. № 33 «О мероприятиях по улучшению работы школ фабрично-заводского ученичества, находящихся в ведении Высших советов народного хозяйства Союза ССР и союзных республик» // СЗ СССР. 1931. № 41. Ст. 285.

26. Шестакова А. Принципы организации исправительно-трудовых учреждений для молодежи, «От тюрем к воспитательным учреждениям». М., 1934. С. 334.

27. См.: Астемиров З.А. Из истории развития учреждений для несовершеннолетних правонарушителей в СССР // Предупреждение преступности несовершеннолетних. Сб. статей. М.: Изд-во «Юрид. литература», 1965. С.254-255.

28. Подробнее о роли патриотического воспитания см.: Ткаченко В.В. Патриотическое воспитание молодежи // Вестник Брянского государственного университета. 2011. № 2. С.133-140.

29. Макаренко А.С. Воспитание гражданина / Сост. Р.М. Бескина, М.Д. Виноградова. М.: Просвещение, 1988. С. 227.

30. См.: Астемиров З.А. Из истории развития учреждений для несовершеннолетних правонарушителей в СССР // Предупреждение преступности несовершеннолетних. Сб. статей. М.: Изд-во «Юрид. литература», 1965. С.262.

31. Статья 42 ИТК РСФСР устанавливала: «Если срок приговора несовершеннолетнего оканчивается ранее окончания обучения в школе и если нет возможности обеспечить его дальнейшее обучение, педагогический совет может установить обязательный срок обучения, независимо от срока приговора, с тем, однако, чтобы все время обучения не превышало трех лет» См.: Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 1 августа 1933 г «Об утверждении Исправительно-трудового кодекса РСФСР» // СУ РСФСР, 1933. № 48. Ст. 208.

32. Кудимов А.Ф. Историческая справка о создании и организации пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей // Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних. М.: «Права человека», 2000. С. 25.

33. Постановление ЦИК СССР № 3, СНК СССР № 598 от 7 апреля 1935 г. «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних» // СЗ СССР, 1935. № 19. Ст. 155.

34. См.: Бубличенко В.Н. Создание и развитие детских закрытых учреждений НКВД - МВД СССР на Европейском Севере России (1935-1956 гг.). моногр. Ухта, 2010. С. С. 23.

35. См.: Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 25 ноября 1935 г. «Об изменении действующего законодательства РСФСР о мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних, с детской беспризорностью и безнадзорностью» // СУ РСФСР, 1936. № 1. Ст. 1.

36. См.: Статья 21 Постановления СНК СССР, ЦК ВКП(б) от 31 мая 1935 г. «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» // СЗ СССР, 1935. № 32. Ст. 252.

37. См.: Постановления Совета Народных Комиссаров СССР за июнь 1943 г.

38. См.: ГУЛАГ 1918-1960. С. 731.

39. Были возобновлены комиссии по делам несовершеннолетних См.: Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 августа 1961 г. «Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних»

40. Статья 5 постановления Советом Министров РСФСР от 2 октября 1964 г. № 1233 «О преобразовании воспитательных колоний для несовершеннолетних в специальные школы и специальные профессионально-технические училища» // Систематическое собрание законов РСФСР, Указов Президиума Верховного Совета РСФСР и решений правительства РСФСР. М., 1969. Т. XII. С. 287-289.

41. Постановление Совета Министров РСФСР от 1 декабря 1964 г. № 1494 «Об утверждения Положения о специальной школе» и Положения о специальном профессионально-техническом училище» // Систематическое собрание законов РСФСР, Указов Президиума Верховного Совета РСФСР и решений правительства РСФСР. М., 1969. Т. XII. С. 289-319.

42. См.: статья 1 Положения о специальной школе. Постановление Совета Министров РСФСР от 1 декабря 1964 г. № 1494// Систематическое собрание законов РСФСР, Указов Президиума Верховного Совета РСФСР и решений правительства РСФСР. М., 1969. Т. XII. С. 289-303.

43. См.: Пункт «и» статьи 18 Указа Президиума ВС РСФСР от 3 июня 1967 г.»Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних» // «Ведомости ВС РСФСР», 1967, № 23, ст. 536.

44. См.: Пункт 1.1. Письма Минпроса СССР № 51-М, Госпрофобра СССР № 181 от 11августа 1981 г. «О направлении Инструкции о порядке оформления личных дел несовершеннолетних, направляемых в специальные учебно-воспитательные учреждения».

45. См.: статью 3 Положения о специальной школе // Постановление Совета Министров РСФСР от 1 декабря 1964 г № 1494...

46. Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» // Российская газета. № 172, 31.07.1992.

47. См.: Помогалова Ю.В. Направление несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа органов образования: процессуальный и профилактический аспекты // Административное право и процесс. 2007. № 6.

48. Постановление Правительства РФ от 25апкеля 1995 г. № 420 (ред. от 10.03.2009) «Об утверждении Типового

положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением» // Собрание законодательства РФ. 01.05.1995, № 18, ст. 168.

49. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства РФ. 28.06.1999. № 26, ст. 3177.

Об авторах

Кара С.В. - старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского

Кара И.С. - кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского

УДК 331.45

СИСТЕМА СУБЪЕКТИВНЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

С.Н. Кудряшова

Трудовое законодательство включает совокупность норм, имеющих целью обеспечить условия труда, безопасные для жизни и здоровья работников, гарантируя при этом право работника на работу в здоровых и безопасных условиях. Развитие охраны труда в России как важнейшего института трудового права позволит создать базу для всего комплекса мер, направленных на защиту условий труда работников. В настоящей работе рассматриваются и систематизируются субъективные права работников в области охраны труда, урегулированные нормами, имеющими целью обеспечить условия труда, безопасные для жизни и здоровья работников. Ключевые слова: охрана труда, субъективные права работников, безопасность и гигиена труда, система прав работников.

Российское трудовое законодательство включает совокупность норм, имеющих целью обеспечить условия труда, безопасные для жизни и здоровья работников. Таким путем конкретизируется положение Конституции РФ [1] о том, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37).

Трудовой кодекс РФ в ст.2 в одном из принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений закрепляет право каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.

Согласно ст. 21 ТК РФ к основным правам работника относится право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, а также на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте. Гл. 36 ТК РФ регламентирует обеспечение прав работников на охрану труда, при этом ст. 219 ТК РФ закрепляет право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда.

Указанные права работников обеспечиваются соответствующими гарантиями, установленными трудовым законодательством. Гарантии права работников на работу в здоровых и безопасных условиях носят императивный характер [2].

Основными видами гарантий являются: сохранение за работником места работы (должности) и среднего заработка, предоставление работнику другой работы, оплата простоя работника в соответствии с ТК РФ, запрет для работодателя на привлечение работника к дисциплинарной ответственности, в случае его отказа от выполнения работ.

Между тем, субъективные права работников в области охраны труда можно систематизировать [3] следующим образом:

1. Социально-экономические;

2. Охрана жизни и здоровья;

3. Информационно-образовательные;

1. К социально-экономическим правам можно отнести: право на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; гарантии и компенсации, установленные в соответствии с законодательством о труде, если работник занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Регулирование социально-экономических отношений при реализации прав работников на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и установление дополнительных гарантий и компенсаций регулируется рядом специальных законов и подзаконных актов на федеральном, региональном уровне, а также по отраслям народного хозяйства. Вопросы улучшения условий и охраны труда работников и установление дополнительных гарантий и компенсаций могут содержаться в условиях коллективных договоров, соглашениях должностных инструкциях и других локальных нормативных актах организации, содержащих требования охраны труда.

Так, Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» [4] регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» [5] устанавливает в Российской Федерации правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника.

28.12.2013 был принят Федеральный Закон «О специальной оценке условий труда» N 426-ФЗ [6], в соответствии с положениями которого, результаты специальной оценки условий труда имеют непосредственное отношение к отношениям социально - правовым, в том числе реализации прав отдельных категорий работников на досрочное назначение трудовых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.