УДК 340.12
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА В РОССИИ СОВЕТСКОГО И ПОСТСОВЕТСКОГО ПЕРИОДА
И.С. КАРА
Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского
е-таИ:котогзкауа86@таИ.ги
В работе рассматриваются вопросы реализации идеи создания для несовершеннолетних правонарушителей специальных учебно-воспитательных учреждений образовательно-исправительного характера в СССР и в современной России.
Ключевые слова: несовершеннолетние правонарушители, трудновоспитуемые дети и подростки, исправление, перевоспитание, специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.
После Октябрьской революции в России советское руководство во многом стало отказываться от предыдущего опыта профилактической деятельности в отношении несовершеннолетних правонарушителей и начало создавать новые подходы такой деятельности. Декретом Совнаркома от 14 января 1918 г.1 суды и тюремное заключение для малолетних и несовершеннолетних упразднялись. Дела несовершеннолетних обоего до 17 лет, совершивших общественно опасное деяние, передавались в ведение создаваемых комиссий по делам несовершеннолетних. Эти комиссии находились в ведении Народного Комиссариата общественного презрения.
Постановлением Народного Комиссариата Государственного Презрения РСФСР от 25 января 1918 г.2 при Народном Комиссариате Государственного Презрения был создан Отдел призрения несовершеннолетних, в ведение которого переходили все сохранившиеся исправительно-воспитательные приюты, колонии для несовершеннолетних. Содержание всех приютов, колоний и учреждений презрения всех категорий для детей, малолетних и несовершеннолетних переходило на «общегосударственные средства по Народному Комиссариату Государственного Презрения3. Для заведывания всеми приютами и учреждениями призрения несовершеннолетних создавалась особая «Коллегия призрения несовершеннолетних». Все приюты и учреждения для несовершеннолетних не принятые в заведывание Коллегии презрения несовершеннолетних, не зависимо от источника обеспечения, подлежали закрытию, а их имущество и капиталы переходили в собственность Республики и передавались в распоряжение Коллегии презрения несовершеннолетних. Следовательно, государство брало под свой контроль и руководство все приюты, колонии и учреждения несовершеннолетних.
В п. 6 вышеуказанного Постановления от 26 января 1918 г. говорилось, что несовершеннолетние могли быть помещены Коллегией в приюты, колонии, санатории, учреждения для больных и дефективных детей и другие учреждения.
Одновременно стали проводиться мероприятия по коренной реорганизации и созданию новых советских учреждений для несовершеннолетних правонарушителей. Так Наркомат Юстиции во временной инструкции от 23 июля 1918 г.4 предусматривал введение в качестве мест лишения свободы реформаториев и земледельческих колоний, обозначаемых как «учреждения воспитательно-карательные, в особенности для молодых преступников». Первый реформаторий был создан в Москве и функционировал с декаб-
1 Декрет СНК РСФСР от 14 января 1918 г. «О комиссиях для несовершеннолетних» / / СУ РСФСР , 1918. № 16. ст. 227.
постановление Народного Комиссариата Государственного Презрения РСФСР от 25 января 1918 г. «Об Отделе презрения несовершеннолетних» / / СУ РСФСР. 1918. № 19. Ст. 287.
3Постановление Народного Комиссариата Государственного Презрения РСФСР от 26 января 1918 г. «Об переходе в ведение Народного Комиссариата Государственного Презрения всех учреждений презрения несовершеннолетних и малолетних детей и об об учреждении Коллегии презрения несовершеннолетних» // СУ РСФСР. 1918. № 22. Ст. 321.
постановление Наркомюста РСФСР от 23 июля 1918 г. «О лишении свободы, как о мере наказания, и о порядке отбывания такового (временная инструкция)» / / СУ РСФСР. 1918. № 53. Ст. 598.
ря 1918 г. до ноября 1919 г. на основе специального устава о нем. Организаторы реформатория ставили перед собой задачу: «Изъять из тюрьмы молодых людей в возрасте от 17 до 21 года и переместить последних в учебно-воспитательное заведение в целях обучения, воспитания и подготовки их к трудовой жизни, путем преподавания практических знаний и путем расширения общего интеллектуального развития»5.
В пункте 13 Руководящих начал по уголовному праву6 было определено, что «несовершеннолетние до 14 лет не подлежат суду и наказанию. К ним применяются лишь воспитательные меры (приспособления). Такие же меры применяются в отношении лиц переходного возраста 14 - 18 лет, действующих без разумения». Но в этом нормативном акте не содержалось перечня воспитательных мер (приспособления)7. За совершение умышленного преступления несовершеннолетние могли быть повергнуты уголовному наказанию.
Декрет Совнаркома РСФСР от 4 марта 1920 г.8 подтвердил ранее установленное положение о том, что суды и тюремные заключения для малолетних и несовершеннолетних упраздняются, а дела о несовершеннолетних обоего пола до 18 лет9, совершивших общественно-опасное деяние, подлежали ведению комиссии о несовершеннолетних. Однако в силу огромного количества беспризорных детей и высокого уровня преступности среди несовершеннолетних, совершавших и особо опасные преступления и не желали исправляться, а комиссии для несовершеннолетних не могли со всем этим справиться, Декрет указал, что «при рассмотрении дел о несовершеннолетних в возрасте 14-18 лет, если комиссией будет установлена невозможность применения к несовершеннолетнему мер медико-педагогического воздействия, дело передается комиссией в Народный Суд» для назначения уголовного наказания10. Эта идея нашла свое подтверждение в Инструкции Комиссиям по делам о несовершеннолетних11. Инструкция более четко определила состав комиссии по делам несовершеннолетних, состоящих из трех членов: председателя-педагога, (представителя Отдела народного образования), врача и народного судьи. Каждая Комиссия должна была иметь соответствующий штат обследователей-воспитателей и канцелярию. Члены Комиссии должны были быть преимущественно постоянными членами Приемных и Наблюдательных пунктов.
Инструкция указывала перечень мер медико-педагогического характера применяемых комиссией о несовершеннолетних12, среди которых указывалась «передача несовершеннолетних вместе с делом в народный суд, в случае признания недостаточными вышеуказанных мер: при упорных рецидивах систематических побегах из детских домов, при явной опасности для окружающих оставления несовершеннолетнего на свободе».
Декрет от 4 марта 1920 г. указывал, что учебно- и лечебно-воспитательные учреждения находятся в ведении Народных Комиссариатов Просвещения и Здравоохранения по принадлежности и поручал Народному Комиссариату Юстиции совместно с Народным комиссариатом просвещения приступить к организациям соответствующих учреждений (реформаториев).
5Материалы ННКЮ, вып. 8, 1920. С. 71 / См.: Астемиров З.А. Из истории развития учреждений для несовершеннолетних правонарушителей в СССР // Предупреждение преступности несовершеннолетних. Сб. статей. М.: Изд-во «Юрид. литература», 1965. С.254-255.
6 Постановление Наркомюста РСФСР от 12 декабря 1919 г. «Руководящие начала по уголовному праву РСФСР» // СУ РСФСР, 1919. № 66. Ст. 590.
7 В УК РСФСР 1922 г. (Постановление ВЦИК от 01.06.1922 «О введении в действие Уголовного Кодекса РСФСР») тоже не были перечислены виды мерам медико-педагогического воздействия, в отношении несовершеннолетних преступников.
8 Декрет СНК РСФСР от 4 марта 1920 г. «О делах о несовершеннолетних, обвиняемых в общественно--опасных действиях»// СУ РСФСР, 1920. № 13. Ст. 83.
9 В Декрете СНК РСФСР от 14 января 1918 г. «О комиссиях для несовершеннолетних» указывался верхний возрастной предел несовершеннолетия 17 лет.
10 Народный Комиссариат Юстиции обязывался помещать этих несовершеннолетних отдельно от взрослых.
11 Постановление Наркомпроса РСФСР, Наркомздрава РСФСР, Наркомюста РСФСР от 30 июля 1920 г. «Инструкция Комиссиям по делам о несовершеннолетних» / / СУ РСФСР, 1920. № 68. Ст. 308.
12 См. ст. 16 Инструкции Комиссиям по делам о несовершеннолетних от 30 июля 1920 г.
Серия Философия. Социология. Право. 2014. № 16 (187). Выпуск 29
Народным Комиссариатом просвещения создавались новые типы учреждений для трудновоспитуемых детей и подростков и для несовершеннолетних правонарушителей -детские колонии, трудовые коммуны и институты трудового воспитания для «особо трудных подростков». Несовершеннолетние правонарушители направлялись в эти учреждения по решениям комиссий по делам несовершеннолетних. Одновременно развивались и учреждения для осужденных несовершеннолетних. Для этой цели наиболее целесообразным с педагогической точки зрения был признан тип трудовых домов и колоний. Предусматривалось, что трудовой дом для несовершеннолетних, лишенных свободы, -это воспитательно-исправительное (медико-педагогическое) заведение, которое организовалось по преимуществу в городе. Воспитанники здесь обучались квалифицированным видам ремесленного труда. Трудовая колония для несовершеннолетних, лишенных свободы, - это воспитательно-исправительное (медико-педагогическое) заведение, устроенное вне города. Воспитанники здесь пользовались относительной свободой передвижения в пределах территории колонии и обучались преимущественно сельскохозяйственному труду13.
Следовательно, несовершеннолетние преступники в зависимости от тяжести совершенного преступления, их роли в преступлении, прошлой жизни и судимости14 могли быть помещены в воспитательные учреждения с разной степенью режима изоляции. И независимо от интенсивности режима и изоляции в этих учреждениях несовершеннолетним давалось общее образование, профессиональное обучение и обязательно привлекались к труду. Такой подход к воспитанию несовершеннолетних деликвентов был в колонии имени М. Горького и коммуне имени Ф.Э. Дзержинского, организованных А.С. Макаренко.
Наряду с указанными выше учреждениями для несовершеннолетних правонарушителей Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1924 г. предусматривал в качестве мест лишения свободы такие учреждения для применения мер социальной защиты медико-педагогического характера:
1) трудовые дома для несовершеннолетних правонарушителей,
2) трудовые дома для правонарушителей из рабоче-крестьянской молодежи15.
В трудовые дома: а) для несовершеннолетних правонарушителей помещались несовершеннолетние в возрасте от 14 до 16 лет, приговоренные судом к лишению свободы, а также несовершеннолетние того же возраста, состоящие под следствием и числящиеся за судебными и следственными органами, и б) для правонарушителей из рабоче-крестьянской молодежи помещались лишенные свободы правонарушители рабоче-крестьянского происхождения в возрасте от 16 до 20 лет. Будучи под следствием или при отсутствии специальных трудовых домов несовершеннолетние должны были содержаться отдельно от взрослых16.
Совнарком в постановлении от 17 июля 1929 г. предоставил право окружным и вышестоящим комиссиям по делам о несовершеннолетних «в тех случаях, когда к правонарушителям в возрасте от 14 до 16 лет были без достаточного результата применены все медико-педагогические меры и выявилась невозможность оставления последних в воспитательных учреждениях Народного комиссариата просвещения, выносить постановления о помещении указанных подростков в трудовые дома для несовершеннолетних правонарушителей Народного комиссариата внутренних дел РСФСР на срок не более достижения ими восемнадцати лет»17. При этом местные комиссии по делам несовершенно-
13 Астемиров З.А. Из истории развития учреждений для несовершеннолетних правонарушителей в СССР // Предупреждение преступности несовершеннолетних. Сб. статей. М.: Изд-во «Юрид. литература», 1965. С. 256.
14 См.: Статья 10 Инструкции Комиссиям по делам о несовершеннолетних от 30 июля 1920 г.
15 См.: Статья 46 ИТК РСФСР (Постановление ВЦИК от 16 октября 1924 г. «Об утверждении Исправительно-Трудового Кодекса РСФСР» // СУ РСФСР. 1924. № 86. Ст. 870.
16 См.: Статья 47, и 174 ИТК РСФСР (Постановление ВЦИК от 16 октября 1924 г. «Об утверждении Исправительно-Трудового Кодекса РСФСР» // СУ РСФСР. 1924. № 86. Ст. 870.
17 Статья 1 Постановления СНК РСФСР от 17 июля 1929 г. «О предоставлении комиссиям по делам о несовершеннолетних права помещать правонарушителей в возрасте от 14 до 16 лет в трудовые дома для несовершеннолетних правонарушителей Народного комиссариата внутренних дел РСФСР» // СУ
летних уже лишались права самим направлять дела о несовершеннолетних правонарушителях в суд или в другие административные органы, которыми они обладали с 1926 г.18. С 1931 г. городские и районные комиссии по делам о несовершеннолетних в случае необходимости могли возбуждать ходатайства перед краевыми (областными) комиссиями по делам о несовершеннолетних «о направлении отдельных трудновоспитуемых несовершеннолетних правонарушителей в исправительно-трудовые учреждения для несовершеннолетних Наркомюста»19.
В декабре 1930 г. были ликвидированы Народные комиссариаты внутренних дел РСФСР, союзных и автономных республик20 [20], все исправительно-трудовых колоний, находившихся в ведении Наркоматов внутренних дел были переданы под управление Наркоматов юстиции21[21], а на Наркомюст РСФСР было возложено общее руководство исправительно-трудовой политикой и проведение в жизнь исправительно-трудового законодательства; организация и руководство местами лишения свободы, отбыванием иных видов наказания; организация помощи освобождаемым из мест лишения свободы; руководство изучением преступности и методов борьбы с ней22.
Относительно несовершеннолетних от 16 до 18 лет, в зависимости от их индивидуальных особенностей, распределительная комиссия в каждом отдельном случае решала вопрос о направлении их в трудовые дома для несовершеннолетних правонарушителей или другое исправительно-трудовое учреждение (ст. 174 ИТК). Распределительные комиссии были упразднены, а их функции были переданы наблюдательным комиссиям23.
В трудовые дома для правонарушителей из рабоче-крестьянской молодежи принимались приговоренные к лишению свободы заключенные в возрасте от 16 до 20 лет, если они, происходя из трудовых слоев населения и не будучи правонарушителями-рецидивистами, совершили преступление вследствие малосознательности, нужды или случайно (ст. 189 ИТК).
Цель помещения несовершеннолетних в трудовой дом - обучить их квалифицированным видам труда, расширить их умственный кругозор путем общего и профессионального образования и создать из них самодеятельных и сознающих свои права и обязанности граждан, а также вместе с тем дать им физическое воспитание и оздоровить их посредством гимнастики, спорта и гигиены тела. Трудовые дома для правонарушителей из рабоче-крестьянской молодежи преследовали цель, помимо общего исправительно-трудового воздействия, приучение к дисциплинированности, сознательности в отношениях к трудовому обществу и выдержанности в поступках (ст.ст. 175, 190 ИТК).
В 1930 г., видимо исходя из специфичности преследуемых целей, начался процесс реорганизации трудовых домов для несовершеннолетних правонарушителей в особые школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ)24.
РСФСР, 1929. № 58. Ст. 571. Положения этого Постановления были отражены в УК и ИТК РСФСР (Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 30 октября 1929 г. «Об изменении ст. ст. 12 и 50 Уголовного кодекса и ст. ст. 47 и 174 Исправительно-трудового кодекса РСФСР» // СУ РСФСР, 1929. № 82, Ст. 796).
18 См.: Декрет СНК РСФСР от 26 марта 1926 г. «О местных комиссиях по делам о несовершеннолетних» // СУ РСФСР, 1926. № 19. Ст. 148.
19 См.: Статью 17 Постановления СНК РСФСР от 11 июля 1931 г. «Об утверждении Положения о комиссиях по делам о несовершеннолетних» // СУ РСФСР. 1931. № 38. Ст. 301.
20 Постановление ЦИК и СНК Союза ССР от 15 декабря 1930 г. «О ликвидации наркомвнуделов союзных и автономных республик // СЗ, 1930. № 60. Ст. 640.
21 Постановление ЦИК и СНК СССР от 15 декабря 1930 г. «О передаче исправительно-трудовых колоний, находившихся в ведении НКВД, под управление НКЮ республик».
22 Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 31 декабря 1930 г. «О мероприятиях, вытекающих из ликвидации Наркомвнудела РСФСР и наркомвнуделов автономных республик» // СУ РСФСР, 1931. № 4. Ст. 38.
23 Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 30 октября 1929 г. «Об упразднении распределительных комиссий при инспекциях мест заключения»( СУ РСФСР. 1929. № 81. Ст. 795).
24 Школы фабрично-заводского ученичества еще начали образовываться на основании Декрета СНК РСФСР от 31 июля 1925 г. «О порядке организации школ ученичества (фабрично-заводского, сельскохозяйственного и конторско-торгового) при предприятиях и учреждениях, находящихся в ведении народных комиссариатов и кооперативных центров» (СУ РСФСР, 1925. № 56. Ст. 433) и Декрета СНК РСФСР от 7 апреля 1925 г. «Положение о школах рабочих подростков» (СУ РСФСР, 1925. № 22. Ст. 162) при соответствующих предприятиях и учреждениях.
Серия Философия. Социология. Право. 2014. № 16 (187). Выпуск 29
В основе исправления несовершеннолетних в трудовых домах должен был лежать труд, трудовое воспитание подростков. Однако трудовые дома оказались не в состоянии обеспечить надлежащее трудовое воспитание правонарушителей в тех условиях, в которых подростки работали. Они готовили несовершеннолетних в основном к кустарным и ремесленным профессиям. Это объяснялось, прежде всего, тем, что трудовые дома не располагали необходимой материально-технической и учебно-производственной базой, чтобы готовить квалифицированные индустриальные кадры. В этой связи и было признано необходимым для успешного решения задачи исправления и воспитания несовершеннолетних правонарушителей превратить эти учреждения в школы ФЗУ особого типа. При этом не стоит забывать, что руководство народного хозяйства СССР взяло курс на индустриализацию. Преимущественное развитие получила тяжелая промышленность и в первую очередь машиностроение. Для реализации данного экономического курса страны необходимы было подготовить большое количество квалифицированных кадров. Это мысль подтверждают и некоторые положения Постановления СНК СССР от 8 июня 1931 г.25. Так, в Постановлении говорилось, что для подготовки «рабочих дефицитных специальностей и в особенности станочников» «основных отраслей промышленности» были предусмотрен ряд мероприятий по оборудованию школ фабрично-заводского ученичества новыми и свободными станками, другим оборудованием, пригодными для обучения помещениями, жильем и т.д. Возраст приема в школы фабрично-заводского ученичества установили 15 - 17 лет, а для горячих цехов и вредных профессий 17 - 18 лет, со сроком обучения до 2-х лет в зависимости от специальности (ранее до 3-4-х лет). Время распределялось между производственным и теоретическим обучением в основном поровну. Специальным предметам уделялось не менее 25% всего времени, отводимого на теоретическое обучение. Обеспечивался немедленный переход учащихся школ фабрично-заводского ученичества, после получения предварительной производственной подготовки, из учебных производственных мастерских в производственные цеха для продолжения производственного обучения.
При реорганизации трудовых домов широко был использован опыт работы учреждений для несовершеннолетних правонарушителей системы Наркомпроса, и особенно трудовых коммун ОГПУ. Трудкоммуны ОГПУ положили удачное начало смелому опыту перевоспитания наиболее трудно поддающихся исправлению молодых рецидивистов, имеющих крепкие связи с преступной средой. Молодые рецидивисты в возрасте от 16 до 23 лет набирались в коммуны из мест лишения свободы независимо от сроков их содержания26.
Первая такая коммуна была основана еще в 1924 г. на ст. Болшево Московской области. Организаторы коммуны поместили в нее группу преступников, отобранных из московских мест лишения свободы. Последующие наборы в коммуну производились самими членами коммуны, на основе принципа полной добровольности27.
Подобная же коммуна была основана на Украине в декабре 1927 г. недалеко от Харькова А. С. Макаренко, который на протяжении восьми лет ею непосредственно руководил. Она носила имя Ф.Э. Дзержинского, который впервые выдвинул идею о создании таких коммун и проявил личную инициативу в организации первых из них. Организовав обучение и труд несовершеннолетних правонарушителей, А.С. Макаренко большое внимание уделял патриотическому воспитанию, как важнейшей составляющей полноценной личности28.
25 Постановление СНК СССР от 8 июня 1931 г. № 33 «О мероприятиях по улучшению работы школ фабрично-заводского ученичества, находящихся в ведении Высших советов народного хозяйства Союза ССР и союзных республик» // СЗ СССР. 1931. № 41. Ст. 285.
26 Шестакова А. Принципы организации исправительно-трудовых учреждений для молодежи, «От тюрем к воспитательным учреждениям». М., 1934. С. 334.
27 См.: Астемиров З.А. Из истории развития учреждений для несовершеннолетних правонарушителей в СССР // Предупреждение преступности несовершеннолетних. Сб. статей. М.: Изд-во «Юрид. литература», 1965. С.254-255.
28 Подробнее о роли патриотического воспитания см.: Ткаченко В.В. Патриотическое воспитание молодежи // Вестник Брянского государственного университета. 2011. № 2. С.133-140.
Деятельность трудовых коммун основывалась на принципах высокого чувства ответственности членов коммуны за свои поступки перед всем коллективом, широкого самоуправления в сочетании со строгой дисциплиной, возможно полного самообслуживания, оказания большого доверия членам коммуны. По мнению А.С. Макаренко «трудовая подготовка, воспитание трудового качества человека - это подготовка и воспитание не только будущего хорошего или плохого гражданина, но и воспитание его будущего жизненного уровня, его благосостояния»29.
В основе исправления и перевоспитания молодых правонарушителей лежал производственный труд. С этой целью в трудовых коммунах организовывались предприятия по типу завода,- фабрики или совхоза.
К марту 1931 г. по существу была закончена работа по практической перестройке всех трудовых домов в школы ФЗУ. Одновременно с этим шел процесс организации новых школ ФЗУ Наркомюста. Непосредственная связь школ ФЗУ с крупными промышленными предприятиями, с коллективами трудящихся позволяла лучше осуществлять трудовое и нравственное воспитание несовершеннолетних правонарушителей.
В школы ФЗУ НКЮ принимались несовершеннолетние правонарушители в возрасте от 15 до 18 лет на основании: а) приговоров судов; б) постановлений комиссий по делам несовершеннолетних; в) постановлений других уполномоченных на то органов. Для дифференцированной организации процесса исправления и перевоспитания различных категорий правонарушителей предусматривалось несколько видов школ ФЗУ НКЮ: закрытые; полуоткрытые; открытые.
Школы ФЗУ закрытого типа предназначались для содержания: особо социально-запущенных несовершеннолетних правонарушителей с неоднократной судимостью, приводами и длительным уличным стажем; несовершеннолетних правонарушителей, которые содержались в школах других типов, но по постановлениям педагогического совета и совета командиров, утвержденным начальником школы, были признаны разлагающе действующими на остальных воспитанников и подлежащими переводу в школу ФЗУ закрытою типа.
Школы ФЗУ полуоткрытого типа предназначались для несовершеннолетних «с меньшей степенью социальной запущенности и с меньшим уличным стажем», а также для подростков, переведенных из школ других типов.
В школы открытого типа направлялись несовершеннолетние правонарушители «с незначительной социальной запущенностью, без уличного стажа или незначительным уличным стажем, а также по постановлениям педагогических советов переведенные из других школ»30.
В связи с тем, что сроки судебных приговоров в отношении лишенных свободы несовершеннолетних не всегда соответствовали срокам обучения их в школах ФЗУ, что не давало возможности доводить до конца производственное обучение, встал вопрос о необходимости обязательного завершения производственного обучения каждого воспитанника школы независимо от установленного приговором срока лишения свободы, что нашло соответствующее правовое регулирование в ИТК РСФСР 1933 г. Статья 42 ИТК РСФСР устанавливала: «Если срок приговора несовершеннолетнего оканчивается ранее окончания обучения в школе и если нет возможности обеспечить его дальнейшее обучение, педагогический совет может установить обязательный срок обучения, независимо от срока приговора, с тем, однако, чтобы все время обучения не превышало трех лет»31.
29 Макаренко А.С. Воспитание гражданина / Сост. Р.М. Бескина, М.Д. Виноградова. М.: Просвещение, 1988. С. 227.
30 См.: Астемиров З.А. Из истории развития учреждений для несовершеннолетних правонарушителей в СССР // Предупреждение преступности несовершеннолетних. Сб. статей. М.: Изд-во «Юрид. литература», 1965. С.262.
31 Статья 42 ИТК РСФСР устанавливала: «Если срок приговора несовершеннолетнего оканчивается ранее окончания обучения в школе и если нет возможности обеспечить его дальнейшее обучение, педагогический совет может установить обязательный срок обучения, независимо от срока приговора, с тем, однако, чтобы все время обучения не превышало трех лет» См.: Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 1 августа 1933 г. «Об утверждении Исправительно-трудового кодекса РСФСР» // СУ РСФСР, 1933. № 48. Ст. 208.
Серия Философия. Социология. Право. 2014. № 16 (187). Выпуск 29
По окончании школы ФЗУ бывшие правонарушители сразу попадали в здоровую среду заводских рабочих.
До 1935 года несовершеннолетние правонарушители содержались в воспитательно-исправительных учреждениях различных типов: специальных детских домах, школах-коммунах, находившихся в ведении органов просвещения; трудовых домах и школах ФЗО особого типа в системе органов юстиции; трудовых коммунах и колониях в системе органов внутренних дел. Но дальнейшее расширение сети школ ФЗУ было связано с большими трудностями, так как по своему характеру они требовали высокой технической оснащенности и высококвалифицированных кадров специалистов. Встал вопрос о новом типе учреждений, которые можно было бы открыть во всех областях и республиках и, в которых можно было бы содержать большее число осужденных32.
Итак, процесс ликвидации подростковой преступности уже в первой половине 1930-х гг. начинал развиваться в двух направлениях. С одной стороны, совершенствовались воспитательно-педагогические методы воздействия на несовершеннолетних правонарушителей. С другой стороны, судебная практика после принятия постановления ЦИК и Совнаркома СССР от 7 апреля 1935 г. «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних»33 значительно расширяла применение уголовного наказания в виде лишения свободы к подросткам, уже начиная с 12-летнего возраста34. Несовершеннолетние, достигшие 12-летнего возраста, уличенные в совершении краж, в причинении насилия, телесных повреждений, увечий, в убийстве или попытке к убийству, стали к уголовному суду с применением всех мер наказания35[35].
Руководство СССР в отношении несовершеннолетних правонарушителей выдвинуло новую цель: быстрейшая ликвидация преступности среди несовершеннолетних, детской беспризорности и безнадзорности. Для этого были предприняты ряд мер: усиливалась уголовная ответственность несовершеннолетних, ликвидировались комиссии по делам несовершеннолетних правонарушителей при отделах народного образования36, устанавливалась особая ответственность (в том числе и уголовная ответственность (ст. 158.1 УК РСФСР) председателей сельсоветов и назначенных сельсоветами опекунов, не принявших мер охраны и заботы о воспитании детей, оставшихся сиротами, и допустивших вступление их на путь бродяжничества, усиливалась имущественная и административная ответственность родителей за правонарушения детей, устанавливался четкий перечень типов детских учреждений.
В период Великой Отечественной войны существенно увеличилось число беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, которые находясь в тяжелом положении, могли перейти к преступному образу жизни. В связи с этим СНК СССР принял постановление от 15 июня 1943 г. № 659 «Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством»37. В нем говорилось, что «в целях усиления мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и преступностью ... разрешить НКВД СССР в дополнение к трудовым колониям, существующим для содержания детей и подростков, осужденных судами, организовать в 1943 году трудовые воспитательные колонии для содержания в них беспризорных и безнадзорных детей, а также детей и подростков, неоднократно замеченных в мелком хулиганстве и других незначительных преступ-
32 Кудимов А.Ф. Историческая справка о создании и организации пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей // Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних. М.: «Права человека», 2000. С. 25.
33 Постановление ЦИК СССР № 3, СНК СССР № 598 от 7 апреля 1935 г. «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних» // СЗ СССР, 1935. № 19. Ст. 155.
34 См.: Бубличенко В.Н. Создание и развитие детских закрытых учреждений НКВД - МВД СССР на Европейском Севере России (1935-1956 гг.). моногр. Ухта, 2010. С. С. 23.
35 См.: Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 25 ноября 1935 г. «Об изменении действующего законодательства РСФСР о мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних, с детской беспризорностью и безнадзорностью» // СУ РСФСР, 1936. № 1. Ст. 1.
36 См.: Статья 21 Постановления СНК СССР, ЦК ВКП(б) от 31 мая 1935 г. «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» // СЗ СССР, 1935. № 32. Ст. 252.
37 См.: Постановления Совета Народных Комиссаров СССР за июнь 1943 г.
лениях...». В создаваемые в детские трудовые воспитательные колонии НКВД СССР предписывалось направлять следующие категории подростков в возрасте от 11 до 16 лет:
а) беспризорных детей, не имеющих родителей вовсе или длительное время живущих без родителей и не имеющих определенного местожительства;
б) задержанных за хулиганство, мелкие кражи и другие незначительные преступления, возбуждение уголовного преследования против которых будет признано нецелесообразным;
в) воспитанников детских домов, систематически нарушающих внутренний распорядок и дезорганизующих нормальную постановку учебы и воспитания в детском доме.
Для осуществления деятельности трудовых воспитательных колоний для несовершеннолетних Главное управление трудовых резервов при Совнаркоме СССР обязывалось передать НКВД СССР по списку, согласованному с последним, часть ремесленных училищ, годных для организации трудовых воспитательных колоний, вместе с их оборудованием; наркомпросы союзных республик обязывались выделять по заявкам НКВД СССР наиболее подготовленных учителей для работы в школах трудовых воспитательных колоний; обеспечить указанные колонии библиотеками, предоставив начальникам колоний право комплектования этих библиотек через коллекторы Наркомпроса; обеспечивать школы трудовых воспитательных колоний учебниками, учебными наглядными пособиями, школьными принадлежностями и тетрадями наравне со школами системы Наркомпроса; Наркомздрав СССР обязывался выделить по заявкам НКВД СССР необходимое количество медицинских работников для обеспечения санитарно-профилактических и оздоровительных мероприятий в трудовых воспитательных колониях НКВД СССР.
Выделялись трудовые колонии для несовершеннолетних открытого типа (для несовершеннолетних с одной судимостью) и закрытого типа (для несовершеннолетних от 12 до 18 лет, имеющих большое количество приводов и несколько судимостей и содержащиеся в условиях особого режима) Согласно Докладу заместителя начальника ГУЛАГа Ле-пилова на имя Берии, Круглова, Чернышова и Кобулова о работе ГУЛАГа, март 1940 г. на момент доклада в системе ГУЛАГа действовали 50 трудовых колоний закрытого и открытого типа для несовершеннолетних38.
Однако одними мерами изоляции несовершеннолетних преступников нельзя было в полной мере разрешить проблему защиты общества от подростковой преступности. Соответствующая защита общества может быть разной:
Поверхностной - путем временной изоляции несовершеннолетнего правонарушителя;
Гарантированная (полная) защита - это перевоспитание и реабилитация подростка.
Одной только изоляцией от общества несовершеннолетних преступников можно добиться некоторой защиты общества на определенное время. Необходима была по возможности наиболее полная реабилитация и ресоциализация несовершеннолетних правонарушителей.
В последнем случае это благо и для подростка и для общества. Общество ограждается от преступного поведения и к тому же получает полезную для себя личность. Следовательно, защита общества должна быть не метафизической - через изоляцию, а диалектической - через перевоспитание и реабилитацию. Этого можно было бы добиться кардинальным изменением и совершенствованием ведущей сферы жизнедеятельности несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом. Для подросткового возраста такой ведущей сферой является учебная деятельность, которая для этого возраста выступает личностно формирующей. У отечественного законодателя к средине 60-х годов созрело такое понимание решения проблемы борьбы с несовершеннолетней преступно-стью39. Это понимание отразилось в том, что Советом Министров РСФСР было принято постановление «О преобразовании воспитательных колоний для несовершеннолетних в специальные школы и специальные профессионально-технические училища» от 2 октября 1964 г. № 1233. Согласно этому постановлению Министерство охраны общественного
38 См.: ГУЛАГ 1918-1960. С. 731.
39 Были возобновлены комиссии по делам несовершеннолетних См.: Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 августа 1961 г. «Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних»
Серия Философия. Социология. Право. 2014. № 16 (187). Выпуск 29
порядка (МВД) РСФСР обязывалось передать к 1 января 1965 г. воспитательные колонии для несовершеннолетних в ведение Министерство просвещения РСФСР и Главного управления профессионально-технического образования при Совете Министров РСФСР. Новые специальные школы и специальные профессионально-технические училища по мере необходимости должны были впредь открываться Министерством просвещения РСФСР и Главным управлением профессионально-технического образования при Совете Министров РСФСР. Органы исполнительной власти автономных республик, краев, областей должны были «выделять для вновь организуемых специальных школ и специальных профессионально-технические училищ земельные участки с комплексом оборудованных зданий для учебных, учебно-производственных целей, медико-санитарного и коммунально-бытового обслуживания, культурных и спортивных сооружений и жилых помещений в соответствии с требованиями Положений о специальных школах и специальных профессионально-технических училищах»40.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 1 декабря 1964 г. было утверждено Положение о специальных школах и специальных профессионально-технических учи-
лищах41.
Согласно статье 1 специальная школа являлась учебно-воспитательным учреждением для трудновоспитуемых детей и подростков, а также подростков, совершивших правонарушения, но освобожденных от уголовной ответственности по возрасту или в связи с нецелесообразностью применения к ним мер уголовного наказания и нуждающихся особых условиях воспитания и строгом педагогическом режиме42.
На сновании постановления комиссии по делам несовершеннолетних, создаваемых при исполкомах районных и городских Советов народных депутатов, дети и подростки в случае совершения ими общественно опасных действий или злостного и систематического нарушения правил общественного порядка в возрасте от 11 до 14 лет могли быть направлены в специальную школу, а в возрасте от 14 до 18 лет - в специальное профессионально-техническое училище43. В специальные училища несовершеннолетние правонарушители также могли быть направлены по определению суда44.
Особые условия воспитания, строгий педагогический режим, отличающиеся от обычных условий заключались, по мнению, законодателя в следующем:
- исключалась возможность свободного выхода воспитанников за пределы территории школы;
- осуществлялся круглосуточный надзор за воспитанниками;
- все воспитанники включались в повседневный посильный производительный
- обеспечивалась широкая возможность (штаты, учебно-материальная база) охвата воспитанников системой внеклассных мероприятий;
- во всей системе воспитания сочетался принцип добровольности (убеждения) с принципом обязательности (принуждения);
-обеспечивалась повышенная ответственность коллектива за поступки отдельного воспитанника и каждого воспитанника за свои поступки перед коллективом45.
40 Статья 5 постановления Советом Министров РСФСР от 2 октября 1964 г. № 1233 «О преобразовании воспитательных колоний для несовершеннолетних в специальные школы и специальные профессионально-технические училища» // Систематическое собрание законов РСФСР, Указов Президиума Верховного Совета РСФСР и решений правительства РСФСР. М., 1969. Т. XII. С. 287-289.
41 Постановление Совета Министров РСФСР от 1 декабря 1964 г. № 1494 «Об утверждения Положения о специальной школе» и Положения о специальном профессионально-техническом училище» // Систематическое собрание законов РСФСР, Указов Президиума Верховного Совета РСФСР и решений правительства РСФСР. М., 1969. Т. XII. С. 289-319.
42 См.: статья 1 Положения о специальной школе. Постановление Совета Министров РСФСР от 1 декабря 1964 г. № 1494// Систематическое собрание законов РСФСР, Указов Президиума Верховного Совета РСФСР и решений правительства РСФСР. М., 1969. Т. XII. С. 289-303.
43 См.: Пункт «и» статьи 18 Указа Президиума ВС РСФСР от 3 июня 1967 г.»Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних» / / «Ведомости ВС РСФСР», 1967, № 23, ст. 536.
44 См.: Пункт 1.1. Письма Минпроса СССР № 51-М, Госпрофобра СССР № 181 от 11августа 1981 г. «О направлении Инструкции о порядке оформления личных дел несовершеннолетних, направляемых в специальные учебно-воспитательные учреждения».
45 См.: статью 3 Положения о специальной школе // Постановление Совета Министров РСФСР от 1 декабря 1964 г. № 1494.
труд;
В 1992 г. был издан Закон РФ «Об образовании»46. В соответствии с этим Законом в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа могли быть помещены несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода. При этом указанный Закон не разъясняет, что следует понимать под «особыми условиями воспитания, обучения» и кого следует относить к «несовершеннолетним, требующим специального педагогического подхода»47.
В 1995 г. Правительством РФ было принято Постановление «Об утверждении Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением»48. Согласно указанного Постановления Типовое положение было призвано регулировать образовательную, воспитательную и хозяйственно-экономическую деятельность государственных и муниципальных специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от нормы, общественно опасное) поведением (ст. 1). Законодатель расширил понимание де-виантного поведения под которой понимается не только общественно опасное, но и отклоняющееся от нормы поведение.
Типовое положение распространялось на следующие виды учреждений:
- специальную общеобразовательную школу открытого типа;
- специальное профессиональное училище открытого типа;
- специальную общеобразовательную школу закрытого типа;
- специальное профессиональное училище закрытого типа;
- специальную (коррекционную) общеобразовательную школу и специальное (кор-рекционное) профессиональное училище для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития и легкими формами умственной отсталости), совершивших общественно опасные деяния только закрытого типа.
В Типовом положении говорится, что учреждение открытого типа выполняет функции профилактического учреждения и создается для детей и подростков:
- с устойчивым противоправным поведением;
- подвергшихся любым формам психологического насилия;
- отказывающихся посещать общеобразовательные учреждения, испытывающих трудности в общении с родителями, т.е. как указывалось «нуждающихся в особой заботе и защите» (ст. 13). В такие учреждения помещаются дети и подростки в возрасте от 8 до 18 лет (с 14 лет с их согласия) (ст. 25) .
Учреждение закрытого типа создается для несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода (ст. 14). Несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет, совершившие общественно опасное деяние, по решению суда направляются в учреждение закрытого типа (ст. 25).
В 1999 г. был принят Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»49. Закон более четко прописывает основания и категории несовершеннолетних, помещаемых в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа:
1) не подлежащие уголовной ответственности в связи с тем, что к моменту совершения общественно опасного деяния не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
46 Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» // Российская газета. № 172, 31.07.1992.
47 См.: Помогалова Ю.В. Направление несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа органов образования: процессуальный и профилактический аспекты // Административное право и процесс. 2007. № 6.
48 Постановление Правительства РФ от 25апкеля 1995 г. № 420 (ред. от 10.03.2009) «Об утверждении Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением» // Собрание законодательства РФ. 01.05.1995, № 18, ст. 168.
49 Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства РФ. 28.06.1999. № 26, ст. 3177.
Серия Философия. Социология. Право. 2014. № 16 (187). Выпуск 29
2) достигшие возраста, предусмотренного чч. 1 или 2 ст. 20 УК РФ, и не подлежащие уголовной ответственности в связи с тем, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими;
3) осужденные за совершение преступления средней тяжести или тяжкого преступления и освобожденные судом от наказания в порядке, предусмотренном частью второй статьи 92 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Исходя из сказанного, законодатель Типовым положением и Федеральным законом № 120-ФЗ от 24 июня 1999 г. сузил категорию несовершеннолетних, направляемых в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа только теми, кто совершил предусмотренное Уголовным законом деяние. При этом в оном учреждении сосредоточены дети от 11 до 18 лет. Большая криминальная зараженность, педагогическая и социальная запущенность, огромный возрастной разрыв между воспитанниками специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа создают дополнительные (нередко непреодолимые) трудности в деле перевоспитания и исправления этих воспитанников. Эффективность деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа снижается, несмотря на то, что доля рецидива среди бывших воспитанников этих учреждений гораздо меньшая по сравнению с теми, кто отбыл наказание в воспитательных колониях.
Итак, важнейшую роль в деле в исправления и перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей играет специально организованные образование и трудовая деятельность. Эти идеи начали практически воплощаться в нашей стране еще в XIX в., например, путем открытия исправительных приютов для несовершеннолетних. В 20 -начале 30-х гг. в СССР некоторые советские педагоги стали реализовывать дореволюционный опыт, например, колония и коммуна, организованные А.С. Макаренко. С средины 30-х до средины 60-х гг. основной упор в воспитательной работе с несовершеннолетними преступниками делался больше на меры репрессивного воздействия. После опять наблюдается усиление педагогической составляющей в перевоспитании несовершеннолетних. В настоящее время вновь необходимо вернуться к увеличению трудового воспитания как неотъемлемой составляющей всей системы воспитания и исправления несовершеннолетних деликвентов.
1. Декрет СНК РСФСР от 14 января 1918 г. «О комиссиях для несовершеннолетних» // СУ РСФСР , 1918. № 16. ст. 227.
2. Постановление Народного Комиссариата Государственного Презрения РСФСР от 25 января 1918 г. «Об Отделе презрения несовершеннолетних» // СУ РСФСР. 1918. № 19. Ст. 287.
3. См.: Постановление Народного Комиссариата Государственного Презрения РСФСР от 26 января 1918 г. «Об переходе в ведение Народного Комиссариата Государственного Презрения всех учреждений презрения несовершеннолетних и малолетних детей и об об учреждении Коллегии презрения несовершеннолетних» // СУ РСФСР. 1918. № 22. Ст. 321.
4. См.: Постановление Наркомюста РСФСР от 23 июля 1918 г. «О лишении свободы, как о мере наказания, и о порядке отбывания такового (временная инструкция)» // СУ РСФСР. 1918. № 53. Ст. 598.
5. Материалы ННКЮ, вып. 8, 1920. С. 71 / См.: Астемиров З.А. Из истории развития учреждений для несовершеннолетних правонарушителей в СССР // Предупреждение преступности несовершеннолетних. Сб. статей. М.: Изд-во «Юрид. литература», 1965. С.254-255.
6. Постановление Наркомюста РСФСР от 12 декабря 1919 г. «Руководящие начала по уголовному праву РСФСР» // СУ РСФСР, 1919. № 66. Ст. 590.
7. В УК РСФСР 1922 г. (Постановление ВЦИК от 01.06.1922 «О введении в действие Уголовного Кодекса РСФСР») тоже не были перечислены виды мерам медико-педагогического воздействия, в отношении несовершеннолетних преступников.
8. Декрет СНК РСФСР от 4 марта 1920 г. «О делах о несовершеннолетних, обвиняемых в общественно-опасных действиях»// СУ РСФСР, 1920. № 13. Ст. 83.
9. В Декрете СНК РСФСР от 14 января 1918 г. «О комиссиях для несовершеннолетних» указывался верхний возрастной предел несовершеннолетия 17 лет.
Список литературы
10. Народный Комиссариат Юстиции обязывался помещать этих несовершеннолетних отдельно от взрослых.
11. Постановление Наркомпроса РСФСР, Наркомздрава РСФСР, Наркомюста РСФСР от 30 июля 1920 г. «Инструкция Комиссиям по делам о несовершеннолетних» // СУ РСФСР, 1920. № 68. Ст. 308.
12. См. ст. 16 Инструкции Комиссиям по делам о несовершеннолетних от 30 июля 1920 г.
13. Астемиров З.А. Из истории развития учреждений для несовершеннолетних правонарушителей в СССР // Предупреждение преступности несовершеннолетних. Сб. статей. М.: Изд-во «Юрид. литература», 1965. С. 256.
14. См.: Статья 10 Инструкции Комиссиям по делам о несовершеннолетних от 30 июля 1920 г.
15. См.: Статья 46 ИТК РСФСР (Постановление ВЦИК от 16 октября 1924 г. «Об утверждении Исправительно-Трудового Кодекса РСФСР» // СУ РСФСР. 1924. № 86. Ст. 870.
16. См.: Статья 47, и 174 ИТК РСФСР (Постановление ВЦИК от 16 октября 1924 г. «Об утверждении Исправительно-Трудового Кодекса РСФСР» // СУ РСФСР. 1924. № 86. Ст. 870.
17. Статья 1 Постановления СНК РСФСР от 17 июля 1929 г. «О предоставлении комиссиям по делам о несовершеннолетних права помещать правонарушителей в возрасте от 14 до 16 лет в трудовые дома для несовершеннолетних правонарушителей Народного комиссариата внутренних дел РСФСР» // СУ РСФСР, 1929. № 58. Ст. 571. Положения этого Постановления были отражены в УК и ИТК РСФСР (Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 30 октября 1929 г. «Об изменении ст. ст. 12 и 50 Уголовного кодекса и ст. ст. 47 и 174 Исправительно-трудового кодекса РСФСР» // СУ РСФСР, 1929. № 82, Ст. 796).
18. См.: Декрет СНК РСФСР от 26 марта 1926 г. «О местных комиссиях по делам о несовершеннолетних» // СУ РСФСР, 1926. № 19. Ст. 148.
19. См.: Статью 17 Постановления СНК РСФСР от 11 июля 1931 г. «Об утверждении Положения о комиссиях по делам о несовершеннолетних» // СУ РСФСР. 1931. № 38. Ст. 301.
20. Постановление ЦИК и СНК Союза ССР от 15 декабря 1930 г. «О ликвидации наркомвнуделов союзных и автономных республик // СЗ, 1930. № 60. Ст. 640.
21. Постановление ЦИК и СНК СССР от 15 декабря 1930 г. «О передаче исправительно-трудовых колоний, находившихся в ведении НКВД, под управление НКЮ республик».
22. Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 31 декабря 1930 г. «О мероприятиях, вытекающих из ликвидации Наркомвнудела РСФСР и наркомвнуделов автономных республик» // СУ РСФСР, 1931. № 4. Ст. 38.
23. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 30 октября 1929 г. «Об упразднении распределительных комиссий при инспекциях мест заключения»( СУ РСФСР. 1929. № 81. Ст. 795).
24. Школы фабрично-заводского ученичества еще начали образовываться на основании Декрета СНК РСФСР от 31 июля 1925 г. «О порядке организации школ ученичества (фабрично-заводского, сельскохозяйственного и конторско-торгового) при предприятиях и учреждениях, находящихся в ведении народных комиссариатов и кооперативных центров» (СУ РСФСР, 1925. № 56. Ст. 433) и Декрета СНК РСФСР от 7 апреля 1925 г. «Положение о школах рабочих подростков» (СУ РСФСР, 1925. № 22. Ст. 162) при соответствующих предприятиях и учреждениях.
25. Постановление СНК СССР от 8 июня 1931 г. № 33 «О мероприятиях по улучшению работы школ фабрично-заводского ученичества, находящихся в ведении Высших советов народного хозяйства Союза ССР и союзных республик» // СЗ СССР. 1931. № 41. Ст. 285.
26. Шестакова А. Принципы организации исправительно-трудовых учреждений для молодежи, «От тюрем к воспитательным учреждениям». М., 1934. С. 334.
27. См.: Астемиров З.А. Из истории развития учреждений для несовершеннолетних правонарушителей в СССР // Предупреждение преступности несовершеннолетних. Сб. статей. М.: Изд-во «Юрид. литература», 1965. С.254-255.
28. Подробнее о роли патриотического воспитания см.: Ткаченко В.В. Патриотическое воспитание молодежи // Вестник Брянского государственного университета. 2011. № 2. С.133-140.
29. Макаренко А.С. Воспитание гражданина / Сост. Р.М. Бескина, М.Д. Виноградова. М.: Просвещение, 1988. С. 227.
30. См.: Астемиров З.А. Из истории развития учреждений для несовершеннолетних правонарушителей в СССР // Предупреждение преступности несовершеннолетних. Сб. статей. М.: Изд-во «Юрид. литература», 1965. С.262.
31. Статья 42 ИТК РСФСР устанавливала: «Если срок приговора несовершеннолетнего оканчивается ранее окончания обучения в школе и если нет возможности обеспечить его дальнейшее обучение, педагогический совет может установить обязательный срок обучения, независимо от срока приговора, с тем, однако, чтобы все время обучения не превышало трех лет» См.: Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 1 августа 1933 г. «Об утверждении Исправительно-трудового кодекса РСФСР» // СУ РСФСР, 1933. № 48. Ст. 208.
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ ря Серия Философия. Социология. Право. 145
IЩ I 2014. № 16 (187). Выпуск 29
32. Кудимов А.Ф. Историческая справка о создании и организации пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей // Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних. М.: «Права человека», 2000. С. 25.
33. Постановление ЦИК СССР № 3, СНК СССР № 598 от 7 апреля 1935 г. «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних» // СЗ СССР, 1935. № 19. Ст. 155.
34. См.: Бубличенко В.Н. Создание и развитие детских закрытых учреждений НКВД - МВД СССР на Европейском Севере России (1935-1956 гг.): моногр. Ухта, 2010. С. С. 23.
35. См.: Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 25 ноября 1935 г. «Об изменении действующего законодательства РСФСР о мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних, с детской беспризорностью и безнадзорностью» // СУ РСФСР, 1936. № 1. Ст. 1.
36. См.: Статья 21 Постановления СНК СССР, ЦК ВКП(б) от 31 мая 1935 г. «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» // СЗ СССР, 1935. № 32. Ст. 252.
37. См.: Постановления Совета Народных Комиссаров СССР за июнь 1943 г.
38. См.: ГУЛАГ 1918-1960. С. 731.
39. Были возобновлены комиссии по делам несовершеннолетних См.: Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 августа 1961 г. «Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних»
40. Статья 5 постановления Советом Министров РСФСР от 2 октября 1964 г. № 1233 «О преобразовании воспитательных колоний для несовершеннолетних в специальные школы и специальные профессионально-технические училища» // Систематическое собрание законов РСФСР, Указов Президиума Верховного Совета РСФСР и решений правительства РСФСР. М., 1969. Т. XII. С. 287-289.
41. Постановление Совета Министров РСФСР от 1 декабря 1964 г. № 1494 «Об утверждения Положения о специальной школе» и Положения о специальном профессионально-техническом училище» // Систематическое собрание законов РСФСР, Указов Президиума Верховного Совета РСФСР и решений правительства РСФСР. М., 1969. Т. XII. С. 289-319.
42. См.: статья 1 Положения о специальной школе. Постановление Совета Министров РСФСР от 1 декабря 1964 г. № 1494// Систематическое собрание законов РСФСР, Указов Президиума Верховного Совета РСФСР и решений правительства РСФСР. М., 1969. Т. XII. С. 289-303.
43. См.: Пункт «и» статьи 18 Указа Президиума ВС РСФСР от 3 июня 1967 г. «Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних» // «Ведомости ВС РСФСР», 1967, № 23, ст. 536.
44. См.: Пункт 1.1. Письма Минпроса СССР № 51-М, Госпрофобра СССР № 181 от 11августа 1981 г. «О направлении Инструкции о порядке оформления личных дел несовершеннолетних, направляемых в специальные учебно-воспитательные учреждения».
45. См.: статью 3 Положения о специальной школе // Постановление Совета Министров РСФСР от 1 декабря 1964 г. № 1494.
46. Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» // Российская газета. № 172, 31.07.1992.
47. См.: Помогалова Ю.В. Направление несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа органов образования: процессуальный и профилактический аспекты // Административное право и процесс. 2007. № 6.
48. Постановление Правительства РФ от 25апкеля 1995 г. № 420 (ред. от 10.03.2009) «Об утверждении Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением» // Собрание законодательства РФ. 01.05.1995, № 18, ст. 168.
49. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства РФ. 28.06.1999. № 26, ст. 3177.
HISTORY OF THE CREATION OF SPECIAL CLOSED EDUCATIONAL HOUSES IN RUSSIA
IN SOVIET AND POST-SOVIET PERIOD
I.S. KARA
Bryansk State University named after academician I.G. Petrovsky
e-mail:komovskaya86@mail.ru
This article is devoted on the questions of implementation of the idea of creation for juvenile offender a special educational houses with correctional nature in the USSR and modern Russia.
Key words: juvenile offenders, intractable children and adolescents, correction, correctional education, special closed educational house.