Научная статья на тему 'Историко-правовые аспекты развития системы исполнения лишения свободы в отношении несовершеннолетних в советской России (1918 г. - начало 1930-х годов)'

Историко-правовые аспекты развития системы исполнения лишения свободы в отношении несовершеннолетних в советской России (1918 г. - начало 1930-х годов) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
265
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / РЕФОРМАТОРИИ / ТРУДОВЫЕ ДОМА И ТРУДОВЫЕ КОЛОНИИ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО УЧЕНИЧЕСТВА / THE CORRECTIVE-LABOR LEGISLATION / REFORMATORY / LABOR HOUSES AND LABOR COLONIES FOR JUVENILES / VOCATION SCHOOLS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Михеенков Егор Геннадьевич

в статье рассматриваются историкоправовые аспекты развития системы исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних в период с 1918 г. до начала 1930-х годов, создание системы исправительных учреждений для несовершеннолетних на территории Западной Сибири, изменение видов исправительных учреждений на различных исторических этапах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Михеенков Егор Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND LEGAL ASPECTS OF PENAL SYSTEM FOR JUVENILES DEVELOPMENT IN SOVIET RUSSIA (1918-th - THE BEGINNING OF THE 1930-th)

in the article the author considers historical and legal aspects of development of penal system concerning juveniles since 1918-th till the beginning of 1930-th, creation of penal institutions system for juveniles on the territories of Western Siberia, change of types of penal institutions at different historical stages

Текст научной работы на тему «Историко-правовые аспекты развития системы исполнения лишения свободы в отношении несовершеннолетних в советской России (1918 г. - начало 1930-х годов)»

УДК 343.815-1 E.g. MIHEENKOV*

ББК 67.409-1 М69

HISTORICAL AND LEGAL ASPECTS OF PENAL SYSTEM FOR JUVENILES DEVELOPMENT IN SOVIET RUSSIA (1918-th - THE BEGINNING OF THE 1930-th)

Аннотация: в статье рассматриваются историко- Annotation: in the article the author considers

правовые аспекты развития системы исполненияна- historical and legal aspects of development of penal

казаний в отношении несовершеннолетнихв период system concerning juveniles since 1918-th till the

с 1918 г. до начала 1930-х годов, создание системы beginning of 1930-th, creation of penal institutions

исправительных учреждений для несовершеннолет- system forjuveniles on the territories of Western Siberia,

них на территории Западной Сибири, изменение ви- change of types of penal institutions at different historical

дов исправительных учреждений на различных исто- stages.

рических этапах. Key words: the corrective-labor legislation,

Ключевые слова: исправительно-трудовоезаконо- reformatory, labor houses and labor colonies for

дательство, реформатории, трудовые дома и трудо- juveniles, vocation schools.

вые колонии для несовершеннолетних школы фабрично-заводского ученичества ,-r г\ г - inn

r J После Октябрьской революции 1917 г. и установле-

ния власти Советов в стране происходят существенные изменения в применении наказаний в отношении несовершеннолетних преступников.

Временная инструкция Народного комиссариата юстиции (НКЮ) от 23 июля 1918 г. «О лишении свободы, как мере наказания, и о порядке отбывания тако-вого»1 - один из первых нормативных актов советско-ЕГОР го исправительно-трудового права, касающихся несовершеннолетних преступников, - предусматривала со' ЕННАмЬЕВИ‘ здание реформаториев и земледельческихколоний как МИХЕЕНКОВ* воспитательно-карательных учреждений для молодых преступников. Такие учреждения, хотя и не повсеместно, появились и определенное время функционировали. Однако мер, предпринимаемых реформаториями, были явно недостаточно для эффективной борьбы с

ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ подростковой преступностью после окончания Гражданской войны. В 1921 г. лишь беспризорников на тер-АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ритории РСФСР насчитывалось 4,5 млн. Их количе-

СИСТЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ ство практически удвоилось по сравнению с 1910 г.2

В связи с этим встал вопрос об ином типе исправи-ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ тельных учреждений для несовершеннолетних.

В ОТНОШЕНИИ Обсуждение вопроса о типе таких учреждений про-iruurknrTuiiiv исходило на первом Всероссийском съезде заведующих НЕСОВЕРШЕННОЛЕ Т НИХ карательными отделами в сентябре 1920 г. На нем были В СОВЕТСКОЙ РОССИИ приняты специальные тезисы «О трудовых домах и колониях для несовершеннолетних, лишенных свободы», (1918 г. — НАЧАЛО в которыхсодержались основные принципы устройства 1930-х годов) указанных заведений. Трудовым домом для несовершеннолетних преступников признавалось «воспитательно-исправительное (медико-педагогическое) заведение, устроенное по преимуществу в городе, воспитанники здесь абсолютно лишены свободы и обучаются квалифицированным видам ремесленного труда». Трудовой колонией называлось «воспитательно-исправительное

* Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник (Томский филиал Кузбасскогоинститута ФСИН России).

E-mail: [email protected]

Проблемы уголовно9исполнительного права

Проблемы уголовно-исполнительного права

(медико-педагогическое) заведение, устроенное вне города. Воспитанники здесь пользуются относительной свободой передвижения в пределах территории колонии и обучаются преимущественно сельскохозяйственному труду». При этом большинство собравшихся делегатов признавали, что «наиболее желательным является сочетание трудового дома и трудовой колонии в одном заведении»3.

В принятых тезисах обозначались отличительные признаки нового типа учреждений для несовершеннолетних, принципы их функционирования, а именно: режим; распределение воспитанников по разрядам с постепенным восхождением из низшего разряда в высший; обучение и профессиональное образование с физическим воспитанием; культурно-просветительная деятельность; психологическое исследование воспитанников и наблюдение за ними, а также попечение о вышедших на свободу воспитанниках.

Материалы съезда послужили основой для принятия НКЮ РСФСР в 1921 г. специального нормативного акта - Положения о трудовых домах для несовершеннолетних, лишенных свободы (далее - Положение)4. Таким образом, в качестве типа учреждения для осужденных несовершеннолетних был принят трудовой дом, независимо от места расположения: в городе или сельской местности. «Содержание несовершеннолетнего в трудовом доме продолжается до истечения назначенного судебным приговором срока, а в случаях присуждения впредь до исправления - до признания его досрочно исправившимся, но не долее, однако, достижения им двадцатилетнего возраста» (ст. 3).

Немаловажным фактором воспитательного процесса несовершеннолетних осужденных в трудовых домах было приучение подростков к труду и обучение их какой-либо специальности. Кроме того, предполагалось возместить посредством труда несовершеннолетних (возможно, частично) расходы государства на их содержание.

Определенный интерес для исследователя представляет классификация правонарушителей, зафиксированная в Положении 1921 г. В ней предусматривалось, что после прохождения новици-ата (отделения для вновь прибывших осужденных) несовершеннолетние подразделяются на группы «... на основании однородностиумствен-ных и нравственных интересов, характера и степени испорченности, возраста и т. п.». Если такое деление оказывалось невозможным, то предлагалось распределять воспитанников по установившемуся в общих местах заключения порядку, то

есть по разрядам (испытуемые, исправляющиеся, образцовые и штрафные). При этом в первом случае каждая классификационная группа должна была быть изолирована от другой как на работах, так и в остальное время5.

Исправительно-трудовой кодекс (ИТК) РСФСР 1924 г. внес изменения в систему исправительных учреждений для несовершеннолетних, предусмотрев возможность создания исправительно-трудовых домов различного вида в зависимости от возраста, социальной характеристики осужденного и специфики совершенного им преступления. Так, создавались трудовые дома для лиц в возрасте от 14 до 16 лет с возможностью содержания в них по достижении подростком двадцатилетнего возрас-та6. Кроме того, создавались специализированные трудовые дома для правонарушителей из рабоче-крестьянской молодежи, в которые помещались лишенные свободы правонарушители рабоче-крестьянского происхождения в возрасте от 16 до 20 лет.

В соответствии с ИТК РСФСР каждый осужденный зачислялся в определенный разряд в зависимости от своего поведения. Существовало три основных разряда: начальный, средний и высший, а перевод из них осуществлялся распределительной комиссией. Каждый из осужденных, относящихся к тому или иному разряду, обладал отличными от другого разряда преимуществами и режимными послаблениями. При этом в ИТК РСФСР было указано, что «применение мер социальной защиты в исправительно-трудовых учреждениях организуется по прогрессивной системе». В законе предусматривалось, что при переводе из разряда в разряд должны были учитываться возраст, характер, иные особенности личности, прежние судимости.

Положение заключенного при переводе его в более высокий разряд существенно улучшалось. При переводе в средний разряд количество предоставляемых осужденному свиданий и выписок удваивалось, а при переводе в высший - увеличивалось в четыре раза по сравнению с первоначальным. Осужденные высшего разряда могли получать передачи в два раза чаще, чем в начальном и среднем разрядах, свидания им предоставлялись непосредственные. Более того, осужденным среднего и высшего разрядов мог быть предоставлен отпуск соответственно не более 7 и 14 дней. Если осужденные начального разряда могли расходовать 1/3 заработанных денег, то среднего - 1/2, а высшего - 2/3.

Система изменения условий содержания осужденных в пределах одного учреждения, выражающаяся в переводах из разряда в разряд, действовала, главным образом, в местах заключения с общим режимом, к которым относились исправительно-трудовые дома, а также с некоторыми особенностями - в трудовых домах для правонарушителей из рабоче-крестьянской молодежи и в трудовых колониях.

Одной из особенностей правового регулирования деятельности мест лишения свободы в 1920-х годах было широкое нормотворчество местных органов власти. Например, в 1918 г. съездом комиссаров юстиции Сибири, Урала и Туркестана было принято региональное Положение

о колониях для несовершеннолетних, содеявших преступное деяние. Таким образом, в ряде областей страны наряду с реформаториями и трудовыми домами открывались и колонии для несовершеннолетних правонарушителей.

Особый интерес представляли трудовые коммуны ОГПУ, в связи с тем что они имели дело с наиболее общественно опасной категорией несовершеннолетних и молодых преступников, с рецидивистами из этой среды. Своеобразие их деятельности заключалось прежде всего в том, что их работа не была связана юридическими рамками закона7. Молодые рецидивисты в возрасте от 16 лет до 21 года набирались в коммуны из других мест заключения независимо от сроков наказания. К 1928 г. в них содержалось более 12 000 человек8.

В 1928 г. Томским окружным отделом ОГПУ в 6 км от Томска за р. Томь была организована Томская трудовая коммуна (по примеру Болшевской коммуны) для перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей. Согласно докладу начальника учебно-воспитательной части коммуны Афанасьева к июню 1933 г. в коммуне находилось 373 коммунара, из них членов коммуны - 238, кандидатов в коммунары - 145; женщин - 69, мужчин - 304, членов актива - 81, ударников труда - 161, выпускников - 13, из них комсомольцев - 6, учащихся техникумов - 6, учащихся вузов - 1 человек. Из общего количества коммунаров: семейных - 42, из них женатых на вольнонаемных - 28 человек.

Необходимо отметить, что Томская коммуна располагала хорошей материальной базой. К июню 1933 г. в ее распоряжении имелось

2 обувные фабрики, кожевенный завод, столярный цех и лесопилка, подсобное хозяйство9. Организация трудового воспитания на основе сложного и современного производства требовала

квалифицированных рабочих кадров, которые преимущественно подбирались из членов коммуны. Наиболее способные и талантливые из них направлялись на рабфаки, в техникумы и вузы.

Отличительной особенностью коммуны было широкое самоуправление ее воспитанни -ков. Так, активу Томской коммуны принадлежало право наложения дисциплинарных взысканий, решения вопросов о возбуждении ходатайств для снятия судимости с коммунаров, рассмотрения вопросов о заключении браков коммунаров и др. В дальнейшем на базе Томской коммуны была организована трудовая колония для несовершеннолетних подростков.

Однако, несмотря на многие положительные стороны трудовых коммун, они не смогли стать основным типом учреждений лишения свободы несовершеннолетних. На наш взгляд, причин для этого было несколько. Во-первых, трудовые коммуны как вид исправительного заведения для несовершеннолетних явно не вписывались в формирующуюся в стране с середины 1930-х годов систему исправительных заведений, для которых была характерна централизация управления, нашедшая свое логическое воплощение в организации Главного управления лагерей и принудительных работ НКВД. Следует отметить, что до 1934 г. существовало две системы исправительно-трудовых учреждений для несовершеннолетних, находящихся в подчинении НКЮ и НКВД. Однако с 1934 г. они передавались в подчинение НКВД, что приводило к унификации исправительных учреждений для несовершеннолетних в виде трудовых колоний. С 1939 г. трудовые колонии для несовершеннолетних включались в общую систему мест лишения свободы. На них также распространялись требования режима охраны, соблюдения правил внутреннего распорядка осужденными, что приводило к полной изоляции несовершеннолетних преступников. Во-вторых, ставка на доверие к правонарушителям себя не оправдала. Наконец, повсеместное превращение коммун и ФЗУ в колонии для несовершеннолетних с присущими исправительным учреждениям атрибутами стало своеобразным проявлением репрессивной уголовной и уголовно-исполнительной политики Советского государства 1930-1950-х годов.

С 1930-х годов трудовые дома для несовершеннолетних правонарушителей реорганизовываются в школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) особого типа (согласно п. «д» ст. 28 ИТК РСФСР 1933 г. для несовершеннолетних, лишенных свободы, предусматривалось

Проблемы уголовно-исполнительного права

Проблемы уголовно-исполнительного права

создание фабрично-заводских школ индустриального и сельскохозяйственного типа)10. Одновременно с реорганизацией существовавших трудовых домов создавались и новые учреждения. Появляются также коллекторы - специальные промежуточные учреждения, в которых с подростками велась предварительная работа по изучению их личности и подготовке для направления в школы ФЗУ. Эти коллекторы сыграли определенную роль в перевоспитании правонарушителей и впоследствии превратились в самостоятельные учреждения типа школ ФЗУ. Таких учреждений к 1934 г. в СССР было 26, 19 из которых находились в РСФСР11.

Школы ФЗУ НКЮ особого типа (согласно данным Ю.А. Кашубы, с 1934 г. ФЗУ были переданы из ведения Наркомюста в подчинение НКВД) представляли собой систему исправительно-трудовых учреждений для несовершеннолетних, выгодно отличавшуюся от системы трудовых домов рядом существенных особенностей. Главным положительным моментом их деятельности было то, что в основу решения задачи исправления и перевоспитания бралась подготовка воспитанников к трудовой общественно полезной жизни посредством получения ими необходимогопрофессионально-техни-ческого образования. Воспитательный процесс в школах ФЗУ строился не на изоляции правонарушителей от общественной жизни, а на максимальном вовлечении их в общественную жизнь путем освоения и производства в каждой школе необходимойстране продукции.

Следующая их отличительная черта заключалась в дифференциации содержания в них несовершеннолетних преступников на основе соответствующей классификации и выделения трех видов школ, отвечавших задачам дифференциации. Положение о школе фабрично-заводского ученичества ГУИТУ НКЮ РСФСР предусматривало три вида школ ФЗУ, каждый из которых имел свое назначение: закрытые, полуоткрытые, открытые12. Помещение в них зависело от степени общественной опасности несовершеннолетнего преступника.

Не обошел процесс создания ФЗУ и территорию Западной Сибири. Так, в 1934 г. в Томске на базе бывшей сельскохозяйственной коло-

нии для несовершеннолетних было образовано ФЗУ № 1, основным профилем которого стало швейное производство. В дальнейшем на его базе была образована колония для несовершеннолетних, а с 1935 г. - колония для несовершеннолетних девочек согласно приказу УНКВД по Западно-Сибирскому краю от 3 сентября 1935 г. № 744 «О реорганизации трудовой колонии НКВД для несовершеннолетних»13. Необходимо отметить, что воспитательная колония № 2 УФСИН России по Томской области успешно функционирует в настоящее время, являясь одной из трех воспитательных колоний в Российской Федерации для несовершеннолетних преступниц.

Помимо создания колоний для несовершеннолетних преступников на базе трудовых коммун или ФЗУ, они нередко образовывались путем слияния нескольких детских домов в одно исправительное учреждение. Так, Белореченская воспитательная колония в Краснодарском крае была образована в 1924 г. путем слияния двух детских домов14.

Каждый трудовой дом, школа ФЗУ, трудовая колония были прикреплены к крупным предприятиям данной области, региона. Так, Ленинградская трудовая колония (450 подростков) была прикреплена к Ижорскомузаводу; Вятский трудовой дом Нижегородскогокрая (350 человек) - к Сормовскому заводу. К 1932 г. в системе ГУИТУ действовало 25 отделений и школ ФЗУ, в которых находилось до 8000 несовершеннолетних15. К 1934 г., по подсчетам З.А. Астемирова, они могли размещать до 65 % всех подлежащих лишению свободы несовершеннолетних16.

Таким образом, в 1920-1930-х годах в СССР победу одержал подход ученых-пенитенциари-стов, считавших, что следует максимально дистанцировать процесс перевоспитания несовершеннолетних преступников от тюремной системы, заменив ее прогрессивной системой учреждений, в основу деятельности которых закладывался процесс воспитания и образования несовершеннолетних, привития им осознания необходимоститрудовой деятельности, получения ими профессиональных навыков, способствующих последующей социализации подростка в обществе.

1 См.: О лишении свободы, как мере наказания, и о порядке отбывания такового: Временная инструкция НКЮ от 23 июля 1918 г. // СУ РСФСР. 1918. № 53.

2 См.: Педагогическаяэнциклопедия М., 1964. Т. 1. С. 191.

3 Материалы Народного комиссариатаюстиции М., 1920. Вып. 8. С. 77, 89-90.

4 См.: Сборник основных приказов НКЮ и НКВДРСФСР за 1918-1928 гг. о деятельности мест лишения свободы М., 1959. С. 175.

5 См.: Положение об общих местах заключения РСФСР // Сб. нормат. актов по сов. исправительно-трудовому праву. М., 1959. С. 54-94.

6 См.: Исправительно-трудовойкодексРСФСР // СУ РСФСР. 1924. № 86. Ст. 870.

7 См.: Шестакова А. Принципы организации исправительно-трудовыхучреждений для молодежи // От тюрем к воспитательным учреждениям. М., 1934. С. 330-351.

8 См.: ДерюгаН.Н. Организационно-правовые проблемы занятости осужденных содержащихся в местах лишения свободы Дис. ... д-ра юрид. наук. Хабаровск, 2003. С. 351.

9 См.: Архив Томскогофилиала Кузбасскогоинститута ФСИН России. Оп.1. Д. 3/19. Л. 25-26.

10 См.: Об утвержденииИсправительно-трудовогокодексаРСФСР: Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от

1 августа 1933 г. // СУ РСФСР. 1933. № 48. Ст. 208.

11 См.: КашубаЮ.А. Уголовно-исполнительнаяполитикав отношениинесовершеннолетних Дис. ... д-ра юрид. наук Рязань, 2002. С. 170-171.

12 См.: АстемировЗ.А. Вопросы классификации несовершеннолетнихправонарушителей, осужденных к лишению свободы // Тр. ВНИИ МВД СССР. 1971. № 18. С. 70.

13 См.: Архив Томскогофилиала КузбасскогоинститутаФСИН России. Оп.1. Д. 3/19. Л. 32-33.

14 См.: Там же. Л. 52-53.

15 См: Бабушкин А.В., Невский В.В. Подростоки тюрьма. Проблемы назначения и исполнениянаказаний в отношениинесовершеннолетнихв РоссийскойФедерации М., 2002. С. 60.

16 См.: Астемиров З.А. Проблемы перевоспитания осужденныхнесовершеннолетних М., 1974. С. 36.

Проблемы уголовно-исполнительного права

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.