Т.А. КАЧУ РИН А
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ИТАЛИИ В КОНЦЕ XX ВЕКА
УДК 378:001.891:378.4
Рассматриваются особенности системы высшего образования в Италии в конце XX в. Автор описывает становление и развитие трех главных секторов высшего образования. Приводится в пример один из основных университетов, осуществляющих подготовку студентов сферы туризма.
Ключевые слова: высшее образование в Италии, европейское образование, закон об образовании в Италии, университеты Италии, Sapienza — Universita ’ del Turismo di Roma.
This article presents the peculiarities of the Italian system of education. The Author touches upon the history and the development of the three sectors of the secondary education. One of the leading Universities of Tourism is shown here as an example.
Key words: secondary education in Italy, European education, the education law in Italy, the Italian Universities, Sapienza— Unh’ersita' del Turismo di Roma.
Италия — страна богатая своей историей, архитектурой, искусством, кулинарией, модой и т.д. Все это вызывает огромный интерес у людей и ежегодно привлекает большое количество абитуриентов. Италия — государство с укоренившейся моделью европейского образования, которая имеет свои национальные особенности. Сегодня система высшего образования Италии состоит из университетского сектора, неунивсрси-тетского сектора и сектора профессионального образования.
Всего в Италии 52 государственных университета, 3 технических университета, 3 университетских института и 2 университета для иностранцев.Самыми престижными всегда считались «первые университеты», ведущие свое происхождение от схоластических школ.Особый статус «первых университетов» объясняется их вкладом не только в итальянскую, но и в мировую историю и традиции.
Второй сегмент системы высшего образования Италии — неуниверситетский сектор, представленный академиями и высшими школами. В основном задача
этих учебных заведений состоит в подготовке специалистов узкой квалификации. К таким вузам относятся Академия искусств, Национальная академия драмы. Государственная музыкальная консерватория, Национальная академия танца, Высшая школа переводчиков. Высшая школа хореографии. Национальная школа кинематографии. Абитуриентам предоставляются как краткосрочные образовательные программы, по окончании которых выдаются сертификаты, так и долгосрочные двухуровневые программы (3 и 5 лет), по окончании которых выдаются дипломы, соответствующие университетским степеням.
Согласно ст. 33 итальянской Конституции, негосударственные вузы обладают теми же правами, что и государственные учебные заведения. В 1991 г. был принят Закон № 243, гарантирующий частным университетам и высшим школам автономию и взамен требующий соответствия их образовательных программ и систем оценок государственным стандартам.
Особый интерес вызывает третий сектор — сектор высшего профессиональ-
ПЕДАГОГИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1 25
ного образования. В отличие от многих стран Организации экономического сотрудничества и развития, в системе высшего образования Италии данный сектор фактически отсутствовал до конца XX в. Это связано с тем, что исторически система итальянского высшего образования в меньшей степени являлась функциональным способом подготовки кадров, и в большей — механизмом воспроизводства социальной структуры. Представителям среднего класса были доступны образовательные программы, предлагаемые специальными профессиональными школами (Scuolc dircttc afini speciali, Sdafs).Связь этих школ с высшими учебными заведениями была крайне слабой. Исключение составляла только сфера медицины, где классическое университетское и прикладное образование были всегда тесно связаны.
В начале 1990-х гг. в Италии насчитывался 41 государственный университет, из них 20 были основаны до 1600 г. Крупнейшие университеты находятся в Риме, Неаполе, Милане, Болонье и Падуе. Кроме того, функционировали политехнические институты в Милане и Турине, а также ряд частных университетов, включая самый большой — Католический университет в Милане.Во многих итальянских городах имеются консерватории и художественные институты. Болонский университет, основанный в XI в., был широко известен еще в Средние века. Другие старинные университеты были основаны в Парме (962), Модене (1175), Перудже (1200), Падуе (1222), Неаполе (1224), Сиене (1240), Мачератс (1290), Риме (1303). Флоренции (1321), Камерино (1336), Пизе (1343), Павш1 (1361) и Ферраре (1391).
В начале 1990-х гг. во всех высших учебных заведениях Италии обучалось около 1,2 млн студентов (из них более 1 млн — в государственных университетах) против 75 тыс. в конце 1930-х гг. Рост числа учащихся во многом связан с вовлечением женщин в систему высшего образова-
ния. В конце 1930-х гг.на их долю приходилось лишь 20%, а в конце 1970-х— более 40%. Несмотря на эти достижения, Италия продолжает отставать от ведущих европейских стран по размерам расходов на высшее образование и числу дипломированных специалистов.
Срок обучения на большинстве факультетов университетов рассчитан на четыре года, однако на химическом, инженерном и архитектурном факультетах он составляет пять, а на медицинском — шесть лет. С 1963 г. студенты, имеющие оценки выше средних и нуждающиеся в средствах, получают небольшие стипендии. Вначале 1990-х гг. в итальянских университетах обучались более 25 тыс. иностранных студентов. Некоторые универси-тсты предлагают для иностранцев специальные программы по итальянскому языку, литературе, искусству и культуре.
Надо отмстить, что благодаря большому рекреационному потенциалу Италии именно здесь пользуются большим спросом туристские специальности. Однако университетов, которые готовят таких специалистов, не так много, при этом наблюдается большой конкурс среди абитуриентов. Один из самых престижных университетов, специализирующихся натуризме, — Sapienza— Universita’ del Turismo di Roma. Факультет туризма ставит своей задачей подготовить специалистов по туризму со знаниями истории, архитектуры, археологии, искусства и т.д. Срок обучения — три года, за которые студенты изучают в первую очередь территориальные особенности, как национальные, так и интернациональные. Учебный план данного факультета состоит из следующих дисциплин: экономика предприятия, география туризма, организация туристсюгх услуг, история Греции, Рима и религии, искусство и археология, психология и педагогика туризма и туристских продаж, развитие искусства разных направлений (кино, телевидение, фотоискусство, театр). Особое внимание уделяется иностранным языкам.Студен-
там предлагается список иностранных языков, из которого они должны выбрать два. К моменту получения диплома обучающиеся на данном факультете должны сдать в общей сложности 180 зачетов и экзаменов. По окончании обучения студенты получают возможность работать в региональном и национальном управлениях по туризму, туристских агентствах, музеях, местах культурного отдыха и т.д.
Таким образом, сильно дифференцированная система итальянских стспе-
ней одновременно соответствует европейским стандартам и отвечает требованиям современной экономической и культурной ситуации в Италии, способствуя развитию как академического образования и научно-исследовательской деятельности, так и профессионального, прикладного высшего образования. Опыт Италии в подготовке специалистов по туризму может быть полезен для улучшения системы образования в нашей стране.
ЛИТЕРАТУРА
1. Джуринский А. Н. Развитие образования в современном мире: учеб. пособие. М.: ВЛА-ДОС, 2009.
2. Маклакова Е.В., Мишина Е.А. Ресииза-ция принципов Болонского процесса в нормативных актах ресрорм национального высшего образования Италии и Венгрии: сб. науч.-практ. межд\нар. конф. М.: МГУТУ, 2008.
3. Педагогический энцик.юпедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая российская энци/сюпедия, 2010.
4. Формирование общеевропейского пространства высшего образования. Задачи для российской высшей школы. М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2009.
5. La Sapienza nella citta universitaria, 1935/1985: mostra tenutasi presso 1'Universita di Roma La Sapienza, Palazzo del Rettorato, 28 giugno — 15 novembre 1985, curatori del catalogo: Enrico Guidoni, Marina Regni Sennato, Roma, Multigrafica, 19S5.