СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СТРАН ГРУППЫ ВОСЬМИ: ИТАЛИЯ
А.В. Борисенкова
Современная система высшего образования Италии сложилась на фоне, с одной стороны, широкомасштабных государственных реформ, связанных с реструктуризацией политического устройства и изменением приоритетов экономического развития и, с другой стороны, реформ, обусловленных Болонским процессом и стремлением к включению Италии в общеевропейское образовательное пространство. Таким образом, внутренние факторы становления итальянской образовательной системы и внешние стимулы ее развития оказались взаимодополняющими.
Италия успешно участвует в формировании общеевропейского пространства высшего образования, эффективно реализует стратегию интернационализации и в то же время сохраняет специфику национального образования.
В Италии накоплен значительный опыт реализации международных образовательных проектов, открывающих перспективы сотрудничества итальянских и других европейских вузов и создающих благоприятные условия для мобильности студентов и преподавателей. Интерес представляет своеобразная образовательная экспансия Италии, в частности создание Сети университетов Адриатико-Ионического региона.
Интересен также итальянский опыт реформ, направленных на регионализацию высшего образования и повышение роли вузов в региональном развитии, а также на повышение эффективности финансового менеджмента в системе высшего образования.
Особого внимания заслуживает роль «первых университетов», занимающих важное место в культурной и общественной жизни Европы — Италия, будучи родиной европейской университетской традиции, пытается выработать такую стратегию модернизации и интернационализации, которая способствовала бы сохранению ее исторического наследия.
1. Институты высшего образования
Сегодня система высшего образования Италии состоит из университетского сектора, неуниверситетского сектора и сектора профессионального образования.
Всего в Италии 52 государственных университета, 3 технических университета, 3 университетских института и 2 университета для иностранцев1. Самыми престижными всегда считались «первые университеты», ведущие происхождение от схоластических школ. Особый статус «первых университетов» объясняется их вкладом не только в итальянскую, но и в мировую историю и традиции. Именно первые европейские университеты способствовали размыванию государственных границ и созданию единого европейского образовательного пространства в Средние века. Университеты Болоньи и Салерно, располагавшиеся на пересечении основных путей сообщения и привлекавшие студентов из всех стран Европы, стали законодателями традиционной модели обучения (Gimnasium Omnium Disciplinarum), впоследствии распространившейся во всем мире.
Так, в Университете Болоньи (http://www.unibo.it), основанном в 1088 г., традиционно сильно преподавание гуманитарных дисциплин философского цикла и медицины (в XV— XVII вв. языками преподавания были признаны древнегреческий и древнееврейский). Здесь получали образование Данте Алигьери, Франческа Петрарка, Пико делла Мирандола, Николай Коперник, Альбрехт Дюрер.
Исторически сложилось, что в качестве достойного конкурента Университета Болоньи выступает Университет Падуи (http://www.unipd.it), основанный в 1222 г. после изгнания группы преподавателей и студентов из Университета Болоньи (причины конфликта остаются предметом споров, но чаще всего среди них упоминаются попытки покушения городских
1 OECD / IMHE. Draft survey on higher education systems, 2004.
властей на академические привилегии студентов и преподавателей). Университет Падуи достиг своего расцвета в XVI—XVIII вв. в период наибольшего политического влияния Венецианской Республики, в конце XVIII в. на базе университета была создана известная в Европе Астрономическая обсерватория. Сегодня Университет Падуи предлагает широкий спектр гуманитарных и технических специализаций.
Университетские города развивались на всей территории современной Италии (Павия, Урбино), формируя центры сосредоточения образовательных и экономических ресурсов.
Если до XIX в. университеты на Апеннинском полуострове рассматриваются как наднациональные институты, создающие условия для научной коммуникации между представителями разных стран и не участвующие в политической жизни, то во второй половине XIX в. ситуация меняется. «Закон Касати», изданный в 1859 г. королем Эммануэлем, ставит иные цели перед системой высшего образования — способствовать централизации итальянского королевства и воспитывать новую государственную элиту. Появляется новое поколение университетов, которое, во-первых, отвечает требованиям сложившейся экономической ситуации и, во-вторых, обладает достаточными средствами для обучения элиты. Проводниками такой политики стали Университет в Триесте (http://www.univ.trieste.it), знаменитый факультетами права и естественных наук, и Технический университет Милана (http://www.unimi.it), ведущий вуз в области подготовки инженеров, архитекторов и дизайнеров.
Большое количество университетов появляется в 1960—1970-х гг. Не претендуя на звание основателей европейской культуры и «воспитателей элиты», эти вузы выбирают другую стратегию, предполагающую сотрудничество с бизнес-структурами. К этому поколению вузов относятся Университет Вероны (http://www.univr.it), Университет Боккони в Милане (http://www.uni-bocconi.it), Университет Луис в Риме (http://www.luiss.it), Международный университет Луис Гидо Карли (http://www.liuc.it). В частности, Университет Луис Гидо Карли (Luis Guido Carli) был основан на средства группы бизнесменов, рассматривавших создание университета как инвестицию в подготовку нового класса управленцев. Впоследствии в этом проекте приняли участие представители промышленных предприятий и банковских структур. В результате Университет Луис Гидо Карли стал лидером в сфере программ международного образования.
В 1990-х гг. создаются новые типы университетов — университеты для иностранных учащихся и университеты дистанционного образования. Первые являются ответом итальянской системы высшего образования на вызовы интернационализации. Университеты для иностранных учащихся — государственные вузы, специализирующиеся на преподавании итальянского языка и исследованиях в области лингвистики. Одна из задач этих университетов — подготовка молодежи из других стран к обучению в итальянских вузах. Кроме того, на сегодняшний день особой популярностью у итальянских абитуриентов пользуются совместные образовательные проекты европейских вузов, такие как Франко-итальянский университет и Немецко-итальянский университет. Франко-итальянский университет (ttp://www.universite-franco-italienne.org) был создан в 1998 г. по инициативе Министерства иностранных дел Италии и ведущих французских вузов. Основные его задачи заключаются в развитии сотрудничества двух стран в сфере высшего образования и научно-исследовательской деятельности. Франко-итальянский университет поддерживает связь с 82 французскими университетами и 127 инженерными школами, 45 итальянскими университетами. Сегодня в Университете учатся около 9 млн. студентов из Италии, Франции и других европейских стран.
Деятельность университетов дистанционного образования отражает политику Министерства образования, университетов и науки Италии по обеспечению доступности высшего образования для различных слоев населения. Открытый университет Италии
(NETTUNO, http://www.uninettuno.it) был основан в 1992 г. по инициативе Министерства образования и науки на средства Национального Совета университетов (National University Council) и крупных промышленных предприятий. Открытый Университет Италии является ведущим университетом дистанционного образования, его программы функционируют при поддержке двух спутниковых телевизионных каналов (RAI NETTUNO SET 1 и RAI NETTUNO SET 2). Университет предлагает программы для получения степеней бакалавра и магистра, а также профессиональные курсы и курсы повышения квалификации.
Второй сегмент системы высшего образования Италии — неуниверситетский сектор, представленный академиями и высшими школами. В основном, задача этих учебных заведений состоит в подготовке специалистов узкой квалификации. К таким вузам относятся Академия искусств, Национальная академия драмы, Государственная музыкальная консерватория, Национальная академия танца, Высшая школа переводчиков, Высшая школа хореографии, Национальная школа кинематографии. Абитуриентам предоставляются как краткосрочные образовательные программы, по окончании которых выдаются сертификаты, так и долгосрочные двухуровневые программы (3 и 5 лет), по окончании которых выдаются дипломы, соответствующие университетским степеням.
Согласно ст. 33 Итальянской Конституции, негосударственные вузы обладают теми же правами, что и государственные учебные заведения. В 1991 г. был принят Закон № 243, гарантирующий частным университетам и высшим школам автономию и взамен требующий соответствия их образовательных программ и систем оценок государственным стандартам.
Особый интерес вызывает третий сектор — сектор высшего профессионального образования. В отличие от многих стран ОЭСР, в системе высшего образования Италии данный сектор фактически отсутствовал до конца XX в. Это связано с тем, что исторически система итальянского высшего образования в меньшей степени являлась функциональным способом подготовки кадров, и в большей — механизмом воспроизводства социальной структуры. Представителям среднего класса были доступны образовательные программы, предлагаемые Специальными профессиональными школами (Scuole dirette a fini speciali, Sdafs). Связь этих школ с высшими учебными заведениями была крайне слабой. Исключение составляла только сфера медицины, где классическое университетское и прикладное образование были всегда тесно связаны.
Вследствие этого университетское образование сформировалось как достаточно замкнутое и относительно дистанцированное от рынка труда. В 1990-х гг. в связи с принятым итальянским правительством курсом на либерализацию экономики и развитие свободного рынка (стимулом для этого послужили инфляция, валютный кризис и программа ЕС по созданию Европейского валютного союза) потребность государства в новом поколении специалистов стала очевидной.
В 1990 г. решением Министерства образования, университетов и науки Италии был принят Закон №341 о реформе уровня профессиональных образовательных программ и введении новой трехгодичной программы в университетах, по окончании которой выпускникам выдается университетский диплом о высшем профессиональном образовании (Diploma Universitario). Эта программа считается альтернативой классическому университетскому образованию, она рассчитана на студентов, желающих за недолгий срок получить прикладные знания по специальности, соответствующие требованиям рынка труда.
В результате соглашения между центральным правительством и правительствами регионов в 1996 г. создается отдельный неуниверситетский сектор высшего профессионального образования (IFTS, Istruzione e Formazione Tecnica Superiore). Этот сектор складывается на основе взаимодействия университетов, центров профессиональной переквалификации и дополнительного образования, социальных организаций, профсоюзов,
бизнес-структур. Сектор высшего профессионального образования находится под контролем региональных органов управления образованием и Министерства труда.
2. Политический контекст и управление высшим образованием
В 1993—1999 гг. в Италии началась широкомасштабная реформа, главной целью которой является модернизация системы высшего образования при одновременном сохранении существующих традиций. Реформы образования происходили на фоне важнейших политических и экономических изменений: падения Первой и становление Второй Итальянской республики.
На протяжении столетия своего существования Италия представляла собой унитарное государство. Крайняя степень государственной монополизации экономики в конце 1980-х гг. привели к росту госдолга, инфляции, и, в результате, — к тяжелому экономическому и политическому кризису. Появилась необходимость глубоких преобразований в политической структуре и нахождения нового вектора экономического развития. Произошедшие перемены можно рассматривать как тенденцию федерализации. На политическом уровне произошла децентрализация власти: регионы получили большие законодательные, административные полномочия. Свидетельством федерализации стала смена «пропорциональной» парламентской системы на «мажоритарную» в 1993 г., что позволило представителям регионов получить большее влияние в Парламенте.
Изменение политического контекста повлияло на характер образовательных реформ. Исторически сложилось так, что все университеты и профессиональные школы подчинялись непосредственно Министерству образования. В 1999 г. в связи с реструктуризацией правительства и сокращением числа министерств Министерство образования объединилось с Министерством университетов, научных и технологических исследований. В результате сформировался центральный орган управления — Министерство образования, университетов и науки (http://www.miur.it).
Наряду с процессами реструктуризации происходят процессы регионализации высшего образования. В том же 1999 г. значительная доля ответственности за распределение финансирования и управление средними школами и вузами была возложена на региональные органы управления образованием. Задачи Министерства образования, университетов и науки теперь заключаются в координации деятельности департаментов образования провинций и регионов, а также определении общеобразовательной политики государства, разработке стратегий взаимодействия итальянских образовательных учреждений с вузами других европейских стран.
Активное участие в управлении системой высшего образования также принимают учрежденные консультативные органы: Национальный совет университетов и Национальный студенческий совет, состоящие из различных категорий административного, преподавательского состава университетов и представителей студенческих организаций; Собрание ректоров итальянских университетов (СЯШ), которое представляет собой структуру взаимодействия ректоров государственных и частных университетов всех итальянских регионов и провинций. Задачей консультативных органов является определение общих интересов и стратегий модернизации университетского образования. Основную роль в управлении неуниверситетским сектором играет Национальный Совет по вопросам искусства и музыкального образования.
Сегодня итальянские высшие учебные заведения — автономные административные учреждения, обладающие правом распределения финансов, самостоятельно разрабатывающие образовательные программы, ведущие научно-исследовательскую деятельность. Основополагающие принципы деятельности институтов высшего образования Италии отражены в Конституции 1947 г., а также в Акте № 168 от 1989 г. Конституция 1947 г. провозгласила право институтов высшего образования на автономию и самостоятельную
организацию учебной деятельности в соответствии с целями и задачами существующего законодательства. Акт № 168 от 1989 г. закрепил права институтов высшего образования на осуществление образовательной деятельности, ведение научно-исследовательских разработок, а также право на перераспределение бюджета. В соответствии с принятым законодательством, институтам высшего образования (в частности, университетам) было предоставлено право учреждения органов управления вузов.
Главой университета является Ректор, руководящий академическим Сенатом (Senato accademico) и Советом правления (Consiglio di Administrazione). В состав Сената входят представители академического сообщества, занимающие позиции в соответствии с их статусом. Задача Сената заключается в контроле процесса обучения и научно-исследовательской деятельности. Совет правления несет ответственность за администрирование и распределение бюджета университета. Он представлен Ректором, Директором, представителями академического сообщества и бизнес-структур.
После провозглашения автономии университетов единственным представителем центральной власти в университете является Главный секретарь, назначаемый Министерством образования, университетов и науки. Его задача состоит в экспертной оценке качества образовательных программ университета и их соответствия общим государственным стандартам.
3. Финансирование высшего образования
Отправной точкой реформ в сфере образования можно считать принятие в 1994 г. нового Закона о финансировании институтов высшего образования, в соответствии с которым произошел переход от централизованной системы государственного сметного финансирования к системе единовременного финансирования (lump sum budget system), основанной на принципе целевого планирования и использования бюджетных средств. В настоящее время структура финансирования институтов высшего образования складывается из средств федерального бюджета и из непосредственного бюджета университетов. В 2002 г. расходы государства на образование (начальное, среднее и высшее) составили 9,9% всех государственных расходов или 4,7% от ВВП , из которых менее 1% от ВВП пришлось на высшее образование. В этот же период годовые расходы государства на обучение одного студента вуза составили 8331 долл. и 305 долл. на дополнительные нужды, включая питание и транспорт . Эти показатели вполне сопоставимы с показателями других стран ОЭСР.
При этом с 1995 по 2002 г. доля государства в общих расходах на высшее образование уменьшилась, в то время как расходы негосударственного сектора (негосударственные фонды, частные платежи) на образование увеличились с 17% до 23%4. Эта тенденция характерна исключительно для сегмента высшего образования. Начальное, среднее и профессиональное образование финансируются в основном из средств государственного бюджета; расходы негосударственного сектора на довузовское образование составляют менее 5% всех расходов на этот уровень образования5. Такие показатели свидетельствуют о большей степени финансовой самостоятельности вузов по сравнению с институтами школьного и профессионального образования.
Сегодня итальянские вузы стремятся привлекать все больше внешних инвестиций из негосударственного сектора, используя их в комплексе со средствами государственного бюджета. В качестве основных источников дополнительного финансирования институтов высшего образования (в частности, университетов) выступает проектная и исследовательская
2 Education at a Glance. OECD, 2005. P. 205.
3 Для сравнения: в Нидерландах расходы на обучение одного студента составили 7977 долл. (Ibid. Р. 225).
4 Ibid. P. 194.
5 Ibid. P. 194.
деятельность. Необходимо отметить, что новая система распределения бюджета не оставляет научно-исследовательскому сектору других альтернатив. Согласно показателям 2002 г., государство не выделило вузам средств на развитие научно-исследовательских разработок6 (исключением являются индивидуальные гранты, предоставляемые молодым ученым). Однако обратной стороной роста объема негосударственного финансирования, в том числе в научно-исследовательском секторе, становится растущая зависимость от внешних инвесторов и отсутствие у вузов уверенности в устойчивом развитии.
Кроме того, в университетах и высших школах изменились принципы найма профессорско-преподавательского состава. По мнению реформаторов, преобладание «контрактников», работающих по договорам, над «кадровыми» профессорами и исследователями положительно влияет на общую динамику преподавательской и исследовательской деятельности в вузах, создавая условия для более активного взаимодействия вузов и внешних инвесторов (бизнес-стуктур, фондов)7.
4. Система обучения. Дипломы и степени
В 1999 г. в Италии началась работа по реструктуризации национальной системы высшего образования в соответствии с приоритетами формирования общеевропейского образовательного пространства. Серьезным этапом на пути выполнения Болонской декларации стала реформа системы обучения, дипломов и степеней.
В 1999 г. Декретом 508/99 была установлена новая система кредитов, получившая название Crédito formative universario, которая позволила унифицировать существующие в итальянских вузах системы кредитов и сделать их сопоставимыми с европейской моделью распределения учебной нагрузки и накопления кредитов (ECTS).
Большинство университетов начали использовать Medito formativo universario в качестве эксперимента в 2000—2001 г. В неуниверситетском секторе данная система оценок используется с 2002—2003 г.
Однако, несмотря на стремление к унификации, отдельные университеты и факультеты интерпретируют европейскую систему кредитов (ECTS) по-разному, что нередко вызывает необходимость во внешней аккредитации образовательных программ, в частности, привлечении экспертов из Национального комитета оценки системы образования (CNVSU, Comitato Nazionale per la Valutazione del Sistema Universitario).
На сегодняшний день переход к двухуровневой модели обучения «бакалавриат — магистратура» практически завершен. До реформы 1999 г. итальянские университеты присуждали 4 типа степеней: профессиональную степень Diploma Universitario, академическую степень Diploma di laurea (после 4—5 лет обучения), профессиональную степень Diploma di Specializzazione (после 7 лет обучения) и академическую степень Dottorato di Ricerca (после 8 лет обучения и написания диссертации). Как результат активной реформаторской политики центрального министерства в Италии формируется единая система степеней и дипломов в соответствии с Болонской декларацией. Однако прежняя система степеней еще признается Министерством образования, и студенты, начавшие обучение на традиционных образовательных программах, имеют право их окончить без изменения учебного плана и системы зачетных кредитов.
Теперь первая университетская степень (она сохраняет прежнее название Laurea) приравнивается к европейской степени бакалавра. Для ее получения необходимо окончить трехлетнюю образовательную программу и набрать 180 кредитов (ECTS). Эта программа предназначена для получения необходимого комплекса знаний по специальности и навыков для осуществления профессиональной деятельности.
6 Ibid. P. 194.
7 International Higher Education, 2002. (http://www.bc.edu/bc_org/avp/soe/cihe/newsletter/News26/text002.htm).
Существует два типа степеней, эквивалентных европейской степени магистра. Одна из самых популярных — Laurea Specialistica (LS). Она присваивается по окончании академически ориентированной двухгодичной программы и соответствует 120 кредитам (ECTS) при условии написания квалификационной работы.
Другая степень — Diploma di Specializzazione di Primo Livello (DS1). Программа, предшествующая получению этой степени, профессионально ориентирована и предназначена для узкоквалифицированных специалистов. Хотя данная степень официально признается Министерством образования, университетов и науки, учебный план такой программы на сегодняшний день недостаточно разработан и апробирован.
Выпускники Laurea имеют возможность также получить степень Master Universitario di Primo Livello. Несмотря на схожее название, эта программа отличается от европейской магистратуры. Она рассчитана на один учебный год и соответствует всего 60 кредитам (ECTS). Целью данной программы является дополнительная профессиональная подготовка или переквалификация, а не получение академического образования.
Третья ступень образовательного цикла представлена несколькими видами образовательных программ.
Dottorato di Ricerca — степень, эквивалентная европейской степени PhD. На нее могут поступать выпускники Laurea Specialistica, предполагающие заниматься научно-исследовательской деятельностью. Программа рассчитана на три года и включает написание диссертационной работы.
Corsi di Specializzazione di 2 Livello (DS2) предназначена для выпускников второй степени, специализирующихся в особых областях, например, медицине.
Третьей ступенью также считается Corsi di Master Universitario di 2 Livello (MU2). Она представляет собой программу дополнительного образования и не требует защиты диссертации.
Таким образом, сильно дифференцированная система итальянских степеней одновременно соответствует европейским стандартам и отвечает требованиям современной экономической ситуации в Италии, способствуя развитию как академического образования и научно-исследовательской деятельности, так и профессионального, прикладного высшего образования.
5. Доступность образования и равенство образовательных возможностей
На сегодняшний день обеспечение доступности высшего образования для различных слоев населения является одной из наиболее важных проблем, стоящих перед итальянской системой высшего образования. Со времен монархии и в период фашистского правления университетское образование способствовало развитию будущей социальной элиты и, по сути, этим его функции ограничивались. Возможностью обучения в университетах обладали лишь высокостатусные и наиболее обеспеченные слои населения. После провозглашения Республики в 1947 г. был введен принцип политики открытого доступа, который действует и сейчас. При поступлении в высшее учебное заведение в Италии не используется система вступительных экзаменов и тестирования. Основное требование к абитуриентам при поступлении в вуз — аттестат о полном среднем образовании (право на получение общего среднего образования для всех граждан Италии было провозглашено Конституцией в 1947 г.). В 2003 г. около 54% молодых людей в возрасте 19—20 лет поступили в вузы (на первую ступень обучения) после окончания старшей средней школы или профессиональных учебных заведений8.
Однако вопрос об эффективности такой политики до сих пор обсуждается представителями центральных и региональных органов управления образованием в связи со
8 Education at Glance. OECD. 2005. P. 235, 249.
стремительным ростом количества студентов и недостаточным финансированием высшего образования, которые уже были причиной массовой безработицы среди высококвалифицированных выпускников вузов во время экономического кризиса 1990-х гг.9 Поэтому по инициативе Министерства образования, университетов и науки, и региональных департаментов образования было решено ввести ограничения на набор студентов на определенные специальности (numerus clausus), в частности, медицинские10.
Доступность высшего образования регулируется Министерством образования, университетов и науки, региональными органами власти и органами университетского управления.
Высшее образование в Италии не является бесплатным, что представляет собой существенное препятствие к его получению для необеспеченных слоев населения и представителей экономически менее благополучных южных провинций. Плата за обучение в высших учебных заведениях Италии составляет 500—700 евро в год.
Ответственность за социальное обеспечение и благополучие студентов итальянских вузов возложена на региональные правительства. Региональные органы управления высшим образованием и органы управления университетов контролируют условия размещения студентов, медицинское обслуживание, транспортные вопросы.
Разработаны специальные программы государственных стипендий и субсидий на получение высшего образования.
Национальный фонд дополнительной студенческой поддержки осуществляет инициативу государства по предоставлению грантов и стипендий на обучение в вузах разным категориям студентов. Программы фонда реализуются за счет средств государственного бюджета, распределяемых между отдельными регионами. В 2002 г. около 15,8% всех расходов государства на высшее образование приходилось на финансирование затрат, связанных с обеспечением адекватных жилищно-бытовых условий студентов, а оставшиеся 84,2% покрывали отдельные расходы университетов и оплату обучения студентов, получивших грант. По сравнению с Нидерландами и Великобританией (где университетское образование считается одним из самых дорогих в Европе, а расходы государства на жизнеобеспечение студентов составляют соответственно 8% и 2% от всех расходов на образование), вклад итальянского государства в поддержание жилищно-бытовых условий студентов является весьма существенным11. Однако в отличие от этих стран, в Италии недостаточно развита практика образовательного кредитования, и стратегия обеспечения доступности высшего образования ограничивается разработкой программ безвозвратных субсидий и стипендий.
Университеты и региональные фонды дополнительной студенческой поддержки реализуют совместно программы грантовой поддержки студентов, стремящихся продолжить обучение в аспирантуре, на курсах повышения квалификации, а также способствуют развитию университетской науки за счет предоставления исследовательских грантов молодым ученым.
Согласно Закону 17/99, в университетах создаются специальные организации — Делегации Ректоров по вопросам обеспечения доступности высшего образования для людей с ограниченными возможностями. Их цель заключается в контроле и поддержке всех программ, предназначенных для этой категории людей. Службы выполняют следующие задачи: обеспечение учебной деятельности (предоставление необходимого оборудования,
9 Luzatto G. Higher Education in Italy 1985—1995: An overview // European Journal of Education. 1996. № 31 (3). P. 371—378.
10 Ibid.
11 Ibid. P. 214.
услуги сурдопереводчика и т.д.); проведение внеклассных тьюторских занятий; поддержание связи с семьей студента; работа с преподавателями и администраторами; психологическое консультирование и трудоустройство.
Однако, несмотря на принимаемые меры, вопрос о целесообразности политики открытого доступа все еще остается нерешенным. Недостаток средств, выделяемых государством на расходы университетов, препятствует снижению стоимости обучения в ближайшем будущем, что противоречит принципам политики открытого доступа к образованию.
6. Система обеспечения качества
В связи с возросшей автономией вузов система оценки качества итальянского высшего образования основывается на процедуре самооценки. Начиная с 1996 г., в структуре каждого университета Италии создается свой департамент по оценке качества, самостоятельно контролирующий процедуры оценки уровня образовательных программ.
Для контроля деятельности университетских подразделений по оценке качества образования Министерством образования, университетов и науки был учрежден Национальный институт оценки системы высшего образования (INVALSI, Instituto Nazionale per la Valutazione del Sistema dell'Istruzione). В число главных задач Национального института оценки входят:
- разработка единых методов и процедур оценки качества;
- ежегодный мониторинг качества деятельности университетов по специально разработанным индикаторам;
- анализ отчетов по оценке качества образовательных программ, ежегодно предоставляемых университетами, и разработка на их основе проекта национального доклада;
- разработка рекомендаций по внедрению новых образовательных программ, ведущих к получению ученой степени.
Качество исследовательских проектов, реализуемых как университетами, так и научно-исследовательскими организациями, контролируется Комитетом по оценке качества исследовательской деятельности.
Италия входит в состав Европейской Сети оценки качества высшего образования (European Network for Quality Assurance in Higher Education). В 1999 г. была создана специальная организация-посредник — Национальный комитет оценки системы высшего образования (CNVSU), задача которого заключается в проверке соответствия уровня итальянского высшего образования общеевропейским стандартам.
Для Италии качество образовательных программ высшего образования является важным национальным приоритетом. Согласие относительно присуждаемых академических степеней на уровне региональных департаментов образования и органов управления университетов сохраняется благодаря активной работе вышеперечисленных органов по унификации аккредитационных стандартов и процедур. Такое согласие способствует сотрудничеству университетов из разных регионов и провинций, и создает условия для внутренней мобильности студентов и выпускников.
7. Интернационализация высшего образования
Выход на международный рынок образовательных услуг является одной из важных задач, стоящих перед итальянской системой высшего образования. Количество иностранных студентов, обучающихся в итальянских вузах, возросло за 2001—2003 гг. с 9855 до 10982 человек12. Реализации этой задачи способствует быстрое развитие совместных международных образовательных проектов (например, уже упоминавшиеся Франко-
12 WENR. World Educational News & Reviews. May / June 2004 (http://www.wes.org/ewenr/04May/Italy.htm).
итальянский университет и Немецко-итальянский университет). В эти же годы в связи с введением «контрактной системы» среди профессорско-преподавательского состава в итальянских вузах увеличилось количество иностранных преподавателей с 1493 до 1650 человек13. Одновременно возросло количество итальянских студентов, получающих образование за границей — с 13950 до 15225 человек14. Этому в значительной степени способствовало активное участие Италии в международных программах мобильности «Erasmus Mundus», «Socrates», «Tempus». По сравнению с изменениями, произошедшими в Германии, Австрии, Франции за тот же период, итальянские показатели роста студенческой и преподавательской мобильности могут показаться незначительными, однако эти показатели полностью не отражают деятельность Министерства образования, университетов и науки Италии по интернационализации высшего образования, в том числе нарастающего использования форм дистанционного обучения.
В связи со значительным развитием информационно-коммуникационных технологий в конце 1990-х гг. в Италии появилось множество программ дистанционного обучения, предназначенных для иностранных студентов. Основанный итальянским правительством консорциум 24 университетов ICON (Italian Culture on the Net, http://www.italicon.it) реализует программы дистанционного обучения, ориентированные, прежде всего, на ознакомление молодежи из других стран с итальянской культурой и на изучение итальянского языка. Консорциум предлагает курсы итальянского языка для начинающих, а также специализированные курсы для специалистов узкой квалификации (финансистов, специалистов в области банковского дела). Консорциум 24 университетов также предлагает программы по изучению итальянского языка и итальянской культуры, по окончании которой присваиваются академические степени. Такие программы рассчитаны на иностранных граждан, проживающих в Италии, и этнических итальянцев, живущих в других странах. Магистерские программы на дистанционной основе предоставляются консорциумом университетов FOR.COM (The Consorzio FOR.COM, http://www.for.com.it).
Кроме того, Италия реализует еще одну достаточно успешную стратегию интернационализации с целью позиционирования собственной системы высшего образования в Европе. Являясь ядром Сети университетов Адриатико-Ионического региона (UniAdrion, http://www.uniadrion.it), Италия становится центром сосредоточения многообразных образовательных и культурных ресурсов, а также служит ориентиром и образцом для развития систем высшего образования других стран Адриатики: Албании, Греции, Боснии и Герцеговины, Сербии, Словении, Македонии. Решение о создании данной сети было принято на Конференции в Равенне в 2000 г. В рамках сети университетов разрабатываются совместные учебные и исследовательские проекты, организуются семинары, конференции, летние школы, регулярно осуществляется студенческий и преподавательский обмен.
Заключение. Вызовы итальянской системе высшего образования
К числу позитивных результатов реформ итальянской системы образования можно отнести возросшую автономию университетов, становление сектора профессионального высшего образования, организацию многоуровневой системы оценки качества высшего образования, включающую процедуры самооценки, контроль национальных агентств-посредников, участие в европейской системе оценки качества образования), развитие эффективных стратегий интернационализации и позиционирования итальянских вузов в европейском образовательном пространстве.
Следствием сокращения государственных расходов на высшее образование и обратной стороной увеличившейся автономии вузов становится растущая неуверенность вузов в
13 Ibid.
14 Ibid.
стабильном долгосрочном развитии и недостаточное обеспечение их устойчивой научно-исследовательской деятельности. Результатом проводимой политики в области финансирования высшего образования также становится непоследовательная политика по обеспечению доступности высшего образования. Недостаток государственных средств на высшее образование и нестабильность внешних негосударственных источников препятствуют снижению стоимости обучения и, соответственно, полноценной реализации политики открытого доступа в высшие учебные заведения.
От того, как Италии удастся реализовать задачи по обеспечению конкурентоспособности национальной системы образования в рамках общеевропейского пространства и за его пределами зависит будущее итальянского сектора высшего образования, а также, в определенной степени, будущее образовательного сектора всего Адриатико-Ионического региона.