СФЕРА ЭКОНОМИКИ
УДК 371
Агнесса АВИЛОВА
ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА ИТАЛИИ
Аннотация. Человеческий капитал является ведущим фактором производства в XXI веке. Статистические данные о человеческом капитале Италии противоречивы: в международном рейтинге страна занимает высокое место по показателям, характеризующим креативный потенциал населения, и низкое - по качеству институтов, определяющих использование этого ресурса. Италию отличает исторически позднее становление системы образования. Накопленное отставание не преодолено, и образовательный уровень населения остаётся более низким, чем в других ведущих странах ЕС. Несмотря на это, в послевоенный период страна эффективно использовала свой нематериальный человеческий капитал и социальный капитал своих промышленных округов для завоевания позиций на мировом рынке. Университетская реформа, начавшаяся в 1970-х гг., открыла доступ к высшему образованию широким слоям населения. Итальянские университеты не входят в число ведущих в мире, но играют роль инновационных центров на национальном и региональном уровне. Итальянские научные кадры пользуются престижем за рубежом. Производственная система Италии недоиспользует возросший человеческий капитал, что ведёт к его утечке за рубеж. Кризис 2008-2009 гг. оставил за собой высокий уровень безработицы, особенно среди молодежи. Государственная поддержка образования и науки пока недостаточна для обеспечения полноценного использования человеческого капитала.
Ключевые слова: Италия, человеческий капитал, система образования, рынок труда, утечка кадров.
Человеческий капитал занимает центральное место среди факторов, определяющих развитие мировой экономики в XXI веке. Для каждой страны этот накопленный ресурс образует важнейшую часть национального богатства. Проблеме развития человеческого капитала уделяется растущее внимание в международных исследованиях, публикуемых ОЭСР, Всемирным банком, документами ЕС. В каждой стране проблема имеет свою специфику, обусловленную особенностями исторического развития, характером сложившихся институтов, системой государственного регулирования.
Италия может служить примером того, насколько относительное представление о человеческом капитале позволяет составить обычно используемая статистика. Показатели образовательного уровня населения, затрат на НИОКР и т.д. не отра-
© Авилова Агнесса Викторовна — к.э.н., ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН. Адрес: 111997, Москва, Профсоюзная ул. 23. E-mail: [email protected]
жают накопленного на протяжении столетий культурного наследия страны1, креативного потенциала населения, уникальности традиций, стиля и образа жизни. Но именно это образует основу человеческого капитала и остаётся неисчерпаемым источником творчества во всех областях жизни, включая не в последнюю очередь и сферу материального производства. До 1861 г. Италии не было на политической карте Европы, но итальянская культура и её выдающиеся представители всегда занимали видное место в европейской истории, науке и общественной жизни.
После Второй мировой войны полуаграрная Италия за короткое время осуществила стремительный рывок, который ввёл её в круг ведущих стран Запада. Этот взлёт стал возможным благодаря усилиям сотен тысяч мелких предпринимателей, использовавших в качестве конкурентного преимущества художественные традиции своей страны - уникальное ремесло, совершенство дизайна, изобретательность инженерной мысли. Возникли десятки промышленных кластеров, которые сплачивала изнутри особая местная культура производственных отношений и неформальных связей, образующая их социальный капитал. В 1970-1990-х гг. эти кластеры (промышленные округа) производили до 40% национального экспорта. Широкая гамма потребительской продукции - от тканей и обуви до автомашин класса "люкс" - определяла лицо итальянской экономики, выступая на внешнем рынке под коллективным брендом "Made in Italy".
Начавшиеся в 2000-х гг. изменения в конфигурации мирового рынка, вызванные глобализацией и переходом стран-лидеров к инновационной модели роста, поставили перед Италией новые задачи. Сложившийся тип её экспортной специализации чреват застоем: преобладание в структуре ВВП традиционных отраслей и ставка на международный туризм (по сути, получение ренты от обладания богатым культурно-историческим наследием и благоприятными природными ресурсами) снижают стимулы для инвестирования в "экономику знаний". Для сохранения высокого мирохозяйственного статуса стране необходимо наращивать технологическую составляющую своего экспорта. Это придаёт первостепенную значимость инновациям и повышает требования к накоплению и использованию человеческого капитала.
Масштабы проблемы конкурентоспособности стали очевидными в ходе кризиса 2008-2009 гг., с последствиями которого Италии не удаётся справиться до сих пор. Кризис показал, что условия реализации имеющегося в стране человеческого капитала - инвестиционный и политический климат, институты и качество управления экономикой таковы, что этот капитал недоиспользуется.
Международные сопоставления
В докладе Международного экономического форума о состоянии человеческого капитала за 2013 год2 Италия занимает 37-е место среди 122 анализируемых стран с общим индексом 0,266. Индекс строится на основе четырёх составляющих, две из которых имеют противоположные значения: "здоровье и благосостояние" - 0,601; "рабочая сила и её использование" - минус 0, 243. Каждая из этих составляющих,
1 На территории Италии находится более половины объектов из перечня мирового культурного наследия ЮНЕСКО.
2 [World Economic Forum. The Human Capital Report 2013]. В этом докладе приводятся сравнительные страновые оценки общественных институтов, оказывающие влияние на развитие человеческого капитала. Последующие доклады построены по другой методологии.
Современная Европа, 2017, №4
как и две другие - "образование" (0,378) и "инфраструктура хозяйственной деятельности" (0,329) при более дробной разбивке оказывается внутренне разнородной. В сравнении с другими высокоразвитыми странами Италия стоит ниже по уровню образования (40-е место) и состоянию инфраструктуры (39-е), значительно ниже - по ресурсам и использованию рабочей силы (75-е), но выше - по уровню здоровья и благосостояния населения (19-е).
По величине расходов на НИОКР (1,3% ВВП) и ряду других показателей, характеризующих научную сферу, Италия заметно уступает странам-лидерам ЕС, а в некоторых случаях и Испании (таблица 1).
Таблица 1.
Некоторые показатели, характеризующие научную сферу
Италия Германия Франция Швеция Испания
Численность научных ра- 1.690,0 3.780,1 3.689,8 5.017,6 2.931,8
ботников на 1 млн населе-
ния (2002-2010 гг.)
Доля лиц с высшим обра- 20,5 28,6 26,2 25,0 25,3
зованием в отраслях про-
изводства инженерного профиля (%)
Объём полученных роялти 59,8 174,9 240,0 619,4 23,0
и лицензионных платежей
на душу населения (2005-
2011 гг., долл.)
World Economic Forum.The Human Capital Report 2013.
Рейтинг международной конкурентоспособности, ежегодно составляемый Да-восским форумом, в 2013 г. отводил Италии 42-е место среди 144 анализируемых стран [The Global Competitiveness Report 2012-2013]. Здесь снова обнаруживаются контрасты. Выше среднего оценивается способность итальянского бизнеса к инновациям, как и инновационный потенциал страны в целом - соответственно 28-е и 36-е место. Но по качеству институтов Италия находится на 97-м, по макроэкономической стабильности - на 102-м, по развитости финансового рынка - на 111-м, по эффективности рынка труда - на 127-м месте. Сопоставление этих показателей говорит, с одной стороны, о наличии у страны ресурсов (включая человеческий капитал), способных обеспечивать высокий мирохозяйственный статус, с другой - о глубоких институциональных провалах в том, что касается использования этих ресурсов.
Недостаточное "качество институтов" определяется такими критериями, как уровень общественного доверия к политическому классу (131-е место в давосском рейтинге), транспарентность экономической политики государства (139-е), эффективность государственных расходов (126-е), наличие организованной преступности, повышающее издержки бизнеса (131-е), теневые платежи и взятки, сопровождающие деловые операции (68-е).
К преимуществам Италии относятся, безусловно, крупные демографические ресурсы (60 млн человек). Но их использование поставлено в жёсткие рамки: производственные отношения отличаются конфликтностью (127-е место в давосском рейтинге), страна плохо удерживает свои высококвалифицированные кадры и мало
привлекательна для иностранных специалистов (соответственно 99-е и 101-е место). Уровень безработицы высок, особенно среди молодёжи (89-е место).
И тем не менее итоговая оценка человеческого потенциала Италии оказывается высокой: глобальный инновационный индекс ставит страну на 29-е место из 1421. "Индекс дарований" (talent index, оцениваемый в баллах) даёт ей 23-е место, по качеству рабочей силы она на 28-м (из 60)2.
Итальянская статистика оценивает накопленный человеческий капитал страны (по состоянию на 2008 г.) в 13,5 трлн евро, что в 8,5 раза превышает величину национального ВВП. Динамика в докризисное десятилетне была положительной, в чём главную роль играла модернизация системы образования [ISTAT, 2014.].
Этапы и особенности развития системы образования
Италию отличает исторически позднее становление системы народного образования, а также сложившиеся в ней региональные различия. К моменту создания национального государства (1861 г.) обязательное начальное образование имелось только в северной части страны [Schivardi F., Torrini R., 2011]. Вплоть до 1950-х гг. Юг и Север сильно различались по уровню грамотности: на Севере неграмотное население составляло около 3%, на Юге - 24%, при среднем для страны уровне около 13%.
Всеобщее образование до 14 лет было введено только в 1962 г., вместе с упорядоченным разделением школы на начальную и среднюю, включавшую две ступени. С 1968 г. стало формироваться дошкольное звено, до тех пор существовавшее только в виде частных и (изредка) муниципальных учреждений. На доуниверситет-ском уровне начало развиваться профессионально-техническое образование, пока ещё слабое. Крупные компании частного сектора восполняли его нехватку по-своему: например, "Оливетти" с 1950-х гг. сотрудничала с американскими учебными заведениями технического профиля.
Запоздалое становление системы образования было одним из уязвимых мест итальянской экономики. Несмотря на это, она быстро росла, повышался и уровень жизни. Экономический бум на рубеже 1950-1960-х гг. ("экономическое чудо") был вызван опережающим развитием отраслей, использовавших нематериальный человеческий капитал - производственные навыки и ноу-хау, копившиеся в толще народной культуры. Оригинальная, рассчитанная на массовый спрос потребительская продукция быстро завоевывала европейские и мировые рынки. Десятки новых брендов становились лицом итальянского экспорта.
Развитие этих отраслей во многих случаях происходило в рамках промышленных округов (кластеров). Округ представлял собой сетевое объединение большого числа специализированных, часто кооперированных между собой мелких и мельчайших предприятий, в котором шёл непрерывный процесс обновления и передачи производственного опыта. Человеческий капитал был основой их успеха: способности и навыки населения, прочность социальных связей и трудовых мотиваций (социализация молодёжи, как правило, соединялась с профессиональным обучени-
1 Включает семь критериев: институты, человеческий капитал и научные исследования, инфраструктура, сложность рынка, сложность бизнеса, знания и технологии, креативное производство.
2 Количественное и качественное измерение экономических условий, культурной среды и социальных тенденций, открывающих возможность развития природных способностей человека.
ем) в значительной степени компенсировали недостатки национальной системы образования и обеспечивали рост промышленных кластеров, а благодаря им - и экономики в целом.
На рубеже 1960-х - 1970-х гг. в Италии начался университетский бум, захлестнувший высшую школу массой слабо подготовленной молодёжи. На этом этапе стали характерными отсев студентов после первого года обучения и спонтанная смена специализации, что растягивало сроки обучения: средний возраст получения диплома повысился до 27,5 лет. Тем не менее образовательный уровень населения заметно рос: удельный вес лиц с дипломом бакалавра в возрасте до 25 лет увеличился за 2000-2005 гг. с 18,6% до 43,8% [Finocchietti G.,2004).
В 2001 г. итальянские университеты перешли на систему обучения "3+2". Система разрасталась и дифференцировалась за счёт вновь создаваемых подразделений технического профиля и центров профессиональной подготовки, параллельно с заочным образованием появилось обучение по Интернету (с 2004 г.). Важнейшим достижением стало относительное сглаживание территориального и социального неравенства доступа к высшему образованию, открытому теперь и для семей со скромным достатком, а также привлечение большого числа женщин в университетскую среду. За 20 лет численность итальянских университетов увеличилась с 58 до 89, факультетов - с 365 до 629, учебных курсов разной продолжительности, дающих право на получение диплома, - с 898 до 5469 [Cipollone P., Montanaro P., Sestito Р., 2012]. В 2005 г. в университетах уже училось 1,25 млн человек.
Результаты этой реформы были, однако, неоднозначны. Оценивая эволюцию системы образования после 1970 г., эксперты Банка Италии видели в ней череду непоследовательных нововведений и всё меньшую способность определиться в своих главных целях и направлениях. По их мнению, высшая школа постепенно ослабляла стандарты качества, теряя строгость мониторинга и сопоставимость результатов. Повышение градуса эгалитарности сокращало общественную ценность получаемых дипломов, которые к тому же не вполне соответствовали характеру спроса, предъявляемого сферой производства.
Значительная часть итальянского бизнеса была не готова полноценно использовать человеческий капитал, выросший благодаря реформе. По данным Евростата, в 2011 г. среди лиц с высшим образованием в возрасте 25-39 лет в странах ЕС имели работу 86%, тогда как в Италии - 73%. Наличие университетского диплома давало итальянцу прибавку к заработной плате (при равенстве возраста и пола) всего в 30%, против 45% в среднем для ЕС. Эта прибавка была мизерной у возрастного контингента 25-34 года: 11%, против 35% в ЕС. В настоящее время занятость среди лиц 25-34 лет с высшим образованием составляет 64,6% - на 20 п/п меньше, чем в среднем в ЕС. За последние пять лет этот показатель рос во всех странах, но в Италии он сократился на 2,5 п/п [Barbieri F., 2017]. По мнению главы Центрального банка Италии В. Виско, эти данные отражают неблагополучие итальянской производственной системы: избегая найма квалифицированных кадров, которым надо больше платить, многие предприниматели ограничивают вложения в современные технологии. Это чревато возникновением порочного круга, так как сдерживает модернизацию экономики и стимулирует утечку избыточного человеческого капитала [Visco V., 2015].
По приблизительным оценкам, чистый отток итальянского населения за рубеж составил в 2008-2013 гг. 150 тыс. человек. Подсчитано, что утечка кадров была эквивалентна потере 23 млрд евро, затраченных государством на их образование. Только
в 2013 г. в Великобританию таким образом переместилось не менее 1,5 млрд евро, в Германию - 650 млн, в Бразилию - более 100 млн евро [Fubini F., 2015].
Государство в Италии финансирует 2/3 затрат на образование. Кризис серьезно осложнил положение университетов: в 2011 г. в расчёте на одного студента Италия инвестировала на 30% меньше, чем страны ОЭСР, в полтора раза отставая от Франции и Германии и в 2 - 2,5 раза от США. В 2016 г. правительству удалось значительно увеличить ассигнования и снизить плату за обучение для студентов из малообеспеченных семей. Университеты в целях укрепления дисциплины стали вводить вступительные экзамены и ограничивать приём студентов, продолжая в то же время расширять набор преподаваемых дисциплин и практику зарубежных стажировок [Barbieri F., 2017].
Меняющийся рынок труда
В настоящее время грамотность взрослого населения Италии практически равна 100%. Средним школьным образованием охвачено 90% молодёжи соответствующего возраста. Почти всё довузовское обучение и преобладающая часть высшей школы находятся на попечении государства. Но в системе подготовки кадров остаётся много слабых мест, и по большинству показателей она отстаёт от целевых ориентиров, намеченных ЕС на 2020 год. В стране всё ещё относительно высок процент взрослого населения, окончившего только начальную школу, и малообразованный контингент, как правило, не стремится продолжать учёбу. Полное среднее образование имеет лишь около половины населения в возрасте от 25 до 64 лет.
Качество знаний, получаемых в средней школе, по европейским стандартам не оценивается высоко. Международные обследования по системе PISA показывают, что результаты итальянских старшеклассников хуже, чем у их сверстников из других стран. Сходную картину выявили международные обследования функциональной грамотности взрослого населения. В 2013 г. 70% респондентов не умели извлекать и обрабатывать информацию из длинных сложных текстов (средний показатель для 23 стран составлял 49%), примерно такая же часть населения была не способна обрабатывать и резюмировать математический материал, содержащийся в текстовых или графических документах (против 52%). В 2012 г., согласно опросам, более половины итальянцев не прочли ни одной книги (во Франции - менее 1/3, в Германии -менее 1/5). Приобретали книги (кроме учебников) только 8% итальянских семей.
Экономический кризис ускорил перемены на итальянском рынке труда. За 2009 - первую половину 2013 г. в стране закрылось более 1,6 млн предприятий, потеряли работу более 900 тыс. менеджеров. Резко выросла безработица: в настоящее время 24% молодёжи до 30 лет (2,2 млн человек) не работают и не учатся, против 14% в среднем для ЕС [Barbieri F/, 2017]. За 2008-2012 гг. массовая потеря рабочих мест наблюдалась в строительстве (сокращение на 10,8%) и обрабатывающей промышленности (10,2%) и на транспорте (3,8%). Пострадал статус традиционных профессий, прежде всего ремесла: за 2007-2012 гг. сектор ремесленных предприятий сократился почти на 50 тыс., и одной из главных причин стал отток молодёжи. В агропромышленном секторе, наоборот, произошло омоложение занятого контингента и повысился уровень образования. До 40% предприятий возглавляют молодые собственники. Две трети предпринимателей до 25 лет имеют полное среднее образование, 5,2% - высшее. Выросла культура управления, благодаря чему агро-пищевой сектор не потерял своей конкурентоспособности за годы кризиса.
Система образования, и в частности высшая школа, не успевает за переменами на рынке труда. Опрос предпринимателей показал, что даже лучшие выпускники теряются, оказавшись на производстве, потому что их школьные или университетские знания не соответствуют реальным условиям работы. В то же время подавляющее большинство опрошенных (83,7%) высоко оценивают возможности итальянской молодёжи в том, что касается креативности и способности к инновациям [СБ^К, 2014].
Текущие проблемы высшей школы и научной сферы
Одной из проблем высшей школы остаётся неравенство региональных условий. Опросы выявляют характерную для Юга мотивацию к получению не столько знаний, сколько аттестата, открывающего доступ к какой-либо должности в управленческом аппарате1. Негативное влияние оказывает и организованная преступность. Её присутствие снижает стимулы к инвестициям в образование и усиливает отток лучших кадров. В ряде районов создаётся особая, извращенная "культура предпринимательства", формирующая отрицательный человеческий и социальный капитал.
Реформа высшего образования пока не вывела итальянские университеты в число международных лидеров. По версии ведущих рейтинговых агентств, среди 100 лучших университетов мира нет ни одного итальянского, хотя некоторые входят в число первых 200 (таблица 2).
Таблица 2.
Место университетов Италии и других стран среди 100 и 200 лучших университетов мира
Страны World University Shangai-ARWU QS World University
Ranking Ranking
Среди Среди Среди Среди Среди Среди
первых первых первых первых первых первых
100 200 100 200 100 200
Италия - 2 - 4 - 2
Германия 2 12 5 14 5 12
Франция - 1 3 7 2 5
Испания 3 13 - - - 2
Великобритания 5 15 11 19 19 29
Banca d'Italia. Questioni di Economia e Finanza. (Occasional Papers). 2012, N 122.
Итальянская высшая школа всё ещё относительно слабо ориентирована на научные и прикладные исследования, имеющие бизнес-перспективу, и не столь активно воспитывает у студентов навыки включения в деловую среду2. Тем не менее, некоторые университеты уже освоили роль инновационных центров. Лидерами вы-
1 По свидетельству местной печати, государственные расходы на образование и подготовку кадров в расчёте на душу населения в пять с лишним раз меньше на Юге, чем в остальной части страны. Расходы национального бюджета и региональных программ ЕС, направленных на преодоление отсталости Юга, на дают должного эффекта, так как значительная часть ассигнований расхищается [Маггопе в., 2014].
2 Имеются отдельные исключения - как, например, лучшая в стране миланская бизнес-школа Боккони.
ступают политехнические университеты Турина и Милана, среди остальных выделяются Высшая школа св. Анны в Пизе1, политехнический университет области Марке и несколько местных вузов - в Болонье, Падуе, Перудже, Удине, Кальяри, Калабрии, Ферраре. На базе разработанных здесь технологий за 2000-2007 гг. было создано 367 предприятий инновационного профиля (что составляло почти 90% всех малых венчурных предприятий в стране), и в половине случаев университеты приняли долевое участие в их капитале. Университеты участвуют в создании технологических округов, 14 из которых (из общего числа 27) примыкают к ним территориально.
Потенциал итальянской высшей школы может считаться высоким. Италия занимает восьмое место в мире по количеству научных публикаций и ссылок на них в научной литературе. Об адекватности уровня подготовки, получаемой в университетах, говорит успешная деятельность многих итальянских специалистов за рубежом, в том числе в НИИ. По свидетельству министра образования Франции Ф. Профюмо, итальянцы составляют до 40% победителей конкурсов, организуемых французским Национальным исследовательским центром. Среди итальянских студентов, обучающихся за рубежом по программе Erasmus, 51% получают предложение остаться работать - в среднем для ЕС этого удостаиваются всего 30% студентов [Dionigi J., 2017]. В университетах и образовательных центрах США работает 15 тыс. итальянцев [Bernardi S., 2012].
Италия входит в первую пятёрку стран, получающих гранты Европейского совета по научным исследованиям (ERC). За пять лет своей деятельности этот институт профинансировал исследования на сумму около 4 млрд евро, предоставив гранты 2,7 тыс. человек, в том числе 255 итальянским специалистам. Показательна, однако, судьба их проектов: 148 были осуществлены в Италии, 107 - за границей, но только 16 получателей грантов остались работать в итальянских лабораториях2.
В 2016 г. Италия оказалась на третьем месте среди стран, получивших гранты ERC для "продвинутых", то есть лидирующих в своих областях исследователей, но реализация третьей части из этих проектов была перенесена за рубеж.
Эмиграция научных работников вызвана, по данным опросов, отсутствием у них уверенности в успешном развитии карьеры (при больших возможностях за рубежом), малопрозрачностью системы продвижения кадров, слабой финансовой поддержкой научных исследований, вплоть до невозможности их развития в некоторых областях. Работающие за рубежом итальянские исследователи часто отказываются возвращаться, сетуя на засилие бюрократии в системе НИР, иерархический порядок принятия решений в академической среде, нехватку инфраструктуры для научной деятельности (лабораторий, техники), закрытость доступа в сферу университетской науки3.
"Утечка умов" не компенсируется притоком равноценных кадров извне. Согласно одному из исследований, ещё до наступления кризиса страна ежегодно теряла 7% квалифицированных специалистов (против 3,9% для Франции и 2,6% для Испании); доля же таких специалистов в иммиграционном потоке составляла всего
1 В районе Пизы каждый шестой начинающий предприниматель происходит из университетской среды. Более половины местных промышленников имеют высшее образование.
2 Innovazione, il 40% dei vincitori di borse va all'estero.// Il Sole 24 Ore, 26.06.2012. URL: http://library.pressdisplay.com/pressdisplay/ru/showarticle.aspx?article=32f22842-d8
3 Il Sole 24 Ore, 29.07.2013.
12% (против 22% в среднем для ЕС). Потеря человеческого капитала в результате этого неравного обмена может служить мерой снижения конкурентного потенциала итальянской экономики.
Государственная политика в области образования и НИОКР
Экономический кризис и депрессия последних лет обострили для Италии проблему конкурентоспособности и сделали неотложным проведение структурных реформ. Одной из главных задач является модернизация сферы НИОКР и подготовки кадров, различными своими аспектами связанная с рынком труда, бюджетной и пенсионной системами, проблемой повышения эффективности госаппарата и т.д.
Эта реформа, по сути, медленно продвигается с середины 1960-х гг. Она прошла несколько этапов, перемежаясь обострениями социальной обстановки вокруг ключевых нововведений. В фокусе постоянно находилось несколько основных вопросов: нехватка финансирования для школ и университетов, бюрократизация системы управления, слабая связь школы с рынком труда, трудоустройство и безработица молодёжи.
Нехватка финансирования считается серьёзной проблемой для государственных университетов, которых в Италии большинство. Реформа, начавшаяся в условиях кризиса ("декрет Джельмини"), сделала попытку ввести в действие меритократиче-ский принцип оплаты персонала и устранить посредством дебюрократизации климат непотизма и коррупции, сложившийся в вузах за долгие годы. Новое законодательство положило начало составлению баз данных качественной оценки кадров и реорганизации преподавательского корпуса силами экспертов специализированного агентства ЛКУИЯ. Последнему также вменялись в обязанность аккредитация читаемых учебных курсов и разработка правил периодической отчётности вузов.
Разбюрократизирование сферы НИОКР и усиление связей высшей школы с бизнесом были одним из направлений комплексной программы реформ 2011-2012 гг., принятой правительством М. Монти. Новым моментом стало обращение к европейской "Программе 2020", которая предусматривает вложение 80 млрд евро в сферу НИОКР. Программа открывает для Италии возможность использовать средства специализированных фондов ЕС для проведения совместных проектов.
Новое законодательство вводит конкурентный порядок отбора исследовательских проектов, представляемых университетами, и совместное конкурсное назначение внешних руководителей проектов от бизнеса и НИИ, а также оценку результатов работы по общим европейским критериям. Для исследователей моложе 40 лет резервируется 10% ассигнуемых средств. Научные лаборатории получили право открывать временные вакансии, позволяющие расширять набор кадров для включения в исследовательские проекты. Министерству высшего образования и науки (МШЯ) предписано финансировать исследовательские проекты по упрощенной схеме1.
Ещё одно поле работы открылось с приходом к власти правительства М. Ренци, который выступил с программой модернизации школьной системы. Проблема назрела давно: по свидетельству прессы, за последние десять лет в бюрократиче-
1 Barbieri F. La ricerca "taglia" ls burocrazia.// Il Sole 24 Ore, 20.02.2012. http://library.pressdisplay.com/pressdisplay/ru/showarticle.aspx?article=f75f5d22-35f
ских джунглях было заблокировано 2,5 млрд евро, выделенных на школьное строительство [Я^ай М., 2015].
Одной из форм государственной поддержки инноваций в частном секторе является создание инкубаторов и технопарков, выводящих на рынок начинающие малые фирмы. В Италии инкубаторы, в основном государственные, невелики: в большинстве из них насчитывается не более десятка подопечных стартапов, и только половина имеет налаженные связи с университетами или НИИ. Более крупной структурой являются технопарки, но и здесь численность опекаемых фирм в среднем не превышает 30. Присутствие государства заметно в ряде технологических округов, работающих в режиме государственно-частного партнёрства. Их размеры сильно разнятся по регионам.
Общественный климат в Италии за годы кризиса и сменившей его депрессии заметно ухудшился. Доклады социологического института СЕ^К говорят о настроениях разочарования и недовольства, вызванных снижением жизненного уровня большинства населения и ростом социального неравенства. Экономический спад разрушил господствовавшее представление, что в стране растёт средний класс и повышается благосостояние. Эксперты СЕ^К резко критикуют истэблишмент, возлагая на него ответственность за глубину спада и неспособность осуществить модернизацию.
Ростки новой витальности они видят в таких явлениях, как женское предпринимательство, инициатива местных властей, активность итальянских граждан за рубежом - в университетах и в бизнесе. По их мнению, основной ресурс восстановления экономики следует искать в радикальном переустройстве сферы общественных услуг, которая должна опираться на большее личное участие граждан и расширение совместной деятельности (через объединения на местах, волонтёрство), а также на активизацию работы отраслевых и региональных ассоциаций. Ресурс возрождения заложен и в развитии цифровой экономики: от инфраструктурных сетей нового поколения до электронной торговли, инновационной сферы услуг и стремительного численного роста "компьютерных ремесленников". По мнению экспертов СЕ№18, вертикально выстроенная система политических институтов неспособна к самоочищению, и импульс должен исходить от горизонтальных структур, образующих различные подсистемы общественной жизни.
Ход рассуждений итальянских социологов воскрешает в памяти историю промышленных округов, появившихся спонтанно и за короткий срок покрывших своей сетью большую часть страны. Сосредоточенный в них человеческий капитал действительно оказался способным преодолеть институциональные ограничения и вдохнуть жизнь в экономику, нуждавшуюся в ускорении темпов роста. Однако недоиспользование человеческого капитала является, по-видимому, хронической болезнью Италии. Причины лежат в специфике общественных институтов, которым требуется радикальная перестройка - а усилия в этом направлении пока не набирают критической массы.
Список литературы
Капелюшников Р. (2016). Экономические очерки: методология, институты, человеческий капитал. М.: Изд.дом Высшей школы экономики. 574 с.
Клинова М., Сидорова Е. (2012) Человеческий капитал в Европейском Союзе: государственный и наднациональный контексты. Вопросы экономики. № 8. С. 80—97.
Маслова Е. (2014). Италия: образование и экономическое развитие. Современная Европа. №4. С. 61-68.
References
Barbieri F. (2012). In Italia solo il 3% del team ha ricercatori stranieri.// Il Sole 24 Ore, 11.06.2012.
Barbieri, F.(2017). Numero chiuso per quattro lauri su dieci.// Il Sole 24 Ore, 12.06.2017.
Barbieri, F. (2017). In Italia record di "Neet": 2,2 milioni di giovani senza studio ne' lavoro. // Il Sole 24 Ore, 1.05.2017.
Bernardi S. (2012). Profumo: universita' aperte al mondo.// Il Sole 24 Ore,14.06.2012.
Cipollone P., Montanaro P., Sestito P. (2012). Il capitale umano per la crescita economica: possibili percorsi di miglioramento del sistema d'istruzione in Italia. / Banca d'Italia. Questioni di Economia e Finanza (Occasional Papers). 2012, N 122.
Finocchietti G. (2004). Students and Universities in Italy in the age of reform. // European Journal of Education.2004. N 4.
Fubini,F. (2015).Laureati emigrati, quell capital umano costato 23 miliardi che l'Italia regala. URL: httr://repubblica.it/scuola/2015/03/23/news/110250352
Istat. Il valore monetario dello stock di capitale umano in Italia. Anni 1998-2008. Roma, 2014.
Kapelyushnikov R. (2016). Economicheskije ocherki: metodologija, instituty, chelovecheskij kapital. M.: Izd. Dom Vysshey shkoly ekonomiki, 2016. 574 p.
Klinova M., Sidorova E. (2012). Chelovecheskij capital v Evropejskom sojuze: gosudarstvennyj I nadnacionalnyj konteksty. // Voprosy ekonomiki, 2012. N 8. P. 80-97.
Maslova E. (2014)..Italija: obrazovanije i ekonomicheskoje razvitije. // Sovremennaya Evropa. 2014. N 4. P. 61-68.
Marrone G.(2014). Pochi fondi investiti e i cervelli del Sud fuggono ancora.// Giornale di Sicilia, 10.01.2014.
Mazza C, Quattrone P. E' possibile attrarre capital umano in Italia? URL: www.dps.tesoro.it/documentazione/qsn/seminari/presentazioni/06-Quattrone-Mazza.pdf.
47 Rapporto CENSIS sulla situazione sociale del Paese. Roma, 2014.
Rogari M. (2015). Il governo riparte da scuola e fisco. // Il Sole 24 Ore, 2.06.2015.
Schivardi F., Torrini R.(2011). Cambiamenti strutturali e capitale umano del sistema produttivo italiano.-Banca d'Italia. Questioni di Economia e Finanza (Occasional papers). 2011, N 108.
Visco, V.(2015). Capitale umano e crescita. URL: http://www.bancaditalia.it/pubblicazioni/interventi-gjvernatore/intergov/Visco-30012015.pdf
World Economic Forum. The Human Capital Report 2013.
World Economic Forum. The Global Competitiveness Report. 2012-2013.
Education as a Human Capital factor in Italy
Author. Avilova A., Candidate of Science (Economy), Leading researcher, Institute of World Economy and International Relations (Russian Academy of Sciences). Address: 111997, Moscow, Profsoyuznaya Str., 23. E-mail: [email protected]
Abstract. The article is dedicated to human capital as the leading factor of production in the twenty-first century. Statistics data on human capital in Italy is contradictory. The Italian educational system historically developed late. Despite this, in the postwar period, the country effectively used its "intangible" human and social capital of "industrial districts" to strengthen its positions in the global market. The University reform that began in the 1970s opened the access to higher education to broader segments of the population. Italian universities do not rank among the leading in the world, but they play a role of centers of innovation at national and regional level. The Italian scientific community is highly valued abroad. However, in the opinion of the author, the economic system of Italy does not use efficiently its human capital, and as a consequence it has a problem of brain drain. The crisis of 2008-2009 has led to a high unemployment rate, especially among young people. The present level of state support of education and science cannot ensure the full use of human capital.
Key words: Italy, human capital, educational system, labour market, brain drain.