УДК: 323 Елена МАСЛОВА
ИТАЛИЯ: ОБРАЗОВАНИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
После Второй мировой войны Италия пережила глубокие экономические изменения, став одной из крупнейших экономик мира. На 1950-1970-е годы пришёлся расцвет итальянской экономики, период так называемого итальянского экономического чуда, когда страна обогнала по темпам прироста промышленной продукции все западноевропейские страны. Так, Итальянская Республика превратилась из страны среднего уровня промышленного развития в высокоразвитую индустриальную, экономический рост которой продолжался до конца девяностых годов ХХ века. В 2000-е годы итальянская экономика оказалась в фазе стагнации, характеризующейся низкими темпами роста, а в начале XXI века на фоне мирового экономического кризиса вступила в период рецессии.
Согласно экономической теории, одним из ключевых факторов производства является труд. И если раньше этот фактор воспринимался прежде всего с точки зрения количественных показателей (доля экономически активного населения), то в современном мире всё большее значение приобретает его качественное значение. В частности, человеческий капитал и знания становятся одними из важных факторов обеспечения экономического роста страны - начало нового века связывается со становлением и развитием "экономики знаний".
Многочисленные исследования учёных свидетельствуют, что стимуляция высшего образования является приоритетной для экономического роста развитых стран, где на различных стадиях производственного процесса используются всё более сложные технологии, для работы с которыми требуется квалифицированная рабочая сила, без которой невозможно внедрение нововведений, позволяющих экономике эффективно развиваться в современных условиях. Как следствие, существует определённая взаимосвязь и влияние между уровнем образования и науки и уровнем экономического развития страны.
© Маслова Елена Александровна - к. полит. н., научный сотрудник Института Европы РАН; преподаватель МГИМО(У) МИД России. Адрес. 125993, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3В; 119454, Москва, проспект Вернадского, 76. Email: [email protected] Ключевые слова: Италия, образование, высшее образование, Европа-2020, научная политика, экономический рост, человеческий капитал. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope420146169
Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект №12-06-33034.
На фоне этих общемировых тенденций парадоксальным выглядит развитие Италии, имеющей реноме высокоразвитой индустриально-аграрной страны, добившейся высокого уровня ВВП на душу населения, который, как можно естественно предположить, её производственные мощности обеспечили при опоре на знания. Однако, по данным итальянского Национального института статистики, только 20,3% населения в возрасте от 30 до 34 лет имеют законченное высшее образование.
Попробуем разобраться, в чём тут дело.
Италия и мировой экономический кризис
Италия - одна из стран, которую в наибольшей мере затронул экономический кризис начала нового века. В октябре 2008 года тогдашний глава UniCredit Group Алессандро Профумо заявил: "Мы находимся сейчас в кризисе, равного которому не было с 1929 года" (Эксперт Online, 2008). Приведём для наглядности некоторые макро-экономические показатели страны1.
Согласно данным Министерства финансов Италии, государственный долг страны в 2008 году составил около 1,67 трлн евро (105,7% ВВП), в 2011 году - 1,9 трлн евро (120% ВВП), в 2012 году - почти 2 трлн евро (127% ВВП) (Dipartimento del Tesoro, 2013). Больший государственный долг в мире имели только США и Япония. ВВП уменьшался, составив по итогам 2009 года минус 5,1% (IndexMundi). Таких результатов не ожидал никто. В 2009 году на форуме , организованном традиционно Confcommercio (Конфедерация коммерции, туризма, сервиса и малых и средних компаний) в Черноббио на озере Комо, экспертами прогнозировалось сокращение ВВП на 2,3% (Уткин, 2009). По оценкам ISTAT (Национальный институт статистики Италии), это стало самым большим падением за весь период ведения подобной статистики с 1971 года. Международные рейтинговые агентства продолжают снижать рейтинги Италии, прогноз продолжает оставаться негативным.
Мировой финансовый кризис повлёк за собой рост безработицы. Согласно данным ISTAT, в 2007 году безработными являлись 6,1% населения страны (от 15 лет и старше), в 2010 и 2011 годах доля безработных составила 8,4%, а в 2012 году -10,7% (Istat, 2013). За первый квартал 2013 года 12,8% населения искали работу -самый высокий уровень за последние 36 лет (La Repubblica, 2013). В соседних странах Европы дела обстояли ещё хуже. В тот же период безработица в Греции и Испании составляла примерно 27%, около 18% в Португалии (La Repubblica, 2013).
Сильнее всего безработица ударила по молодёжи. В 2013 году число неработающих молодых людей в Италии превысило 3 млн человек: по данным первого триместра 2013 года таковыми в возрасте от 15 до 24 лет официально являлись 41,9% (La Repubblica, 2013). В то время как средний показатель по ЕС был в 1,7 раза меньше
- на уровне 23,5% (La Repubblica, 2013).
Отличительная черта Италии состоит в большом количестве людей, которые не работают и не ищут работу: 44% итальянцев в возрасте от 15 до 74 лет относятся к этой категории (включая пенсионеров, студентов, домохозяек). Кроме того, Италия
- в числе лидеров по количеству молодёжи (от 15 до 29 лет), которая нигде не учится и не работает - так называемые NEET (Not in Education, Employment or Training). По этому показателю среди стран ЕС-27 Италия занимает третье место
1 Более детально с макро-экономической статистикой Италии можно ознакомиться в бюллетенях Банка Италии: Banca d'Italia. Bollettino Economico // URL: http://www.bancaditalia.it/pubblicazioni/econo/bollec.
2 Форум "Market leaders and scenarios for the 21st century".
после Болгарии и Греции: в 2011 году NEET в стране было 22,7% (средний уровень по ЕС - 15,4%) (Istat, 2013).
В Италии около половины населения страны не участвует в общественном производстве, что по существу является упущенной возможностью экономического роста.
Италия: кризис образования
Высшее образование в стране имеет давние традиции. Начиная с XI века на Апеннинах происходило становление университетов, являющихся важными центрами науки современной Италии (университет Болоньи был основан в 1088 г., университет Падуи - в 1222 г., университет Неаполя - в 1224 г.). В 2013 году в Италии официально зарегистрированными считались 96 университетов (67 государственных и 29 частных) (Ministero dell'Istruzione, 2013). Издавна Болонский университет снискал славу одной из лучших юридических школ Европы, однако в целом позиции итальянских университетов в современных мировых рейтингах невысоки.
Одним из наиболее авторитетных рейтингов лучших университетов мира является QS World University Rankings, который составляется и рассчитывается британской консалтинговой компанией Quacquarelli Symonds (QS). Так, по итогам 2012 года в рейтинг QS вошло 25 итальянских университетов. При этом в сотню лучших университетов мира не вошел ни один из университетов Италии, а старейшее учебное заведение страны - Болонский университет - оказался на 194-й позиции. Остальные alma mater расположились за отметкой 200+. Некоторые университеты не предоставили свои данные для рейтинга, например, Коммерческий университет имени Луиджи Боккони - престижный миланский вуз, известный подготовкой специалистов экономического профиля.
Согласно Шанхайскому рейтингу (Academic Ranking of World Universities, ARWU), в 2012 году ни один итальянский университет также не вошёл в лучшую сотню. Всего в топ-500 попало 20 итальянских университетов, большинство из которых заняли позиции с 400 по 500, а четыре университета вошли в топ-200 - Университет Пизы, Ла Сапиенца (г. Рим), Университет Милана и Университет Падуи. С момента создания Шанхайского рейтинга, позиции итальянских вузов ухудшились. Так, например, с 2003 по 2005 год Ла Сапиенца входила в топ-100 (2003 г. -70 место, 2004 г. - 93-е место, 2005 г. - 97-е место), а университеты Турина и Флоренции ранее входили в топ-2001. За все годы существования данного рейтинга в лучшие 200 вузов всегда входили университеты Милана, Падуи и римская Ла Сапиенца (ARWU, 2012).
Сравнительно небольшая часть населения Италии имеет высшее образование. Доклад Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по образованию за 2013 год, свидетельствует, что в 2011 году диплом о высшем образовании имели всего 20,98% молодёжи страны (лица в возрасте от 25 до 34 лет), среди населения от 25 до 64 лет данный показатель был ещё ниже - 14,94% (OECD, 2013). В числе стран, которые принимали участие в исследовании ОЭСР, цифры хуже только у Турции и Бразилии2. При этом - средний уровень по странам ОЭСР составлял
1 Университет Турина входил в топ-200 Шанхайского рейтинга в 2008, 2007, 2006, 2005, 2004 годы. Флорентийский университет входил в топ-200 в 2003, 2006 годах.
2 В этом исследовании ОЭСР принимали участие не только страны ОЭСР, но также Бразилия и Российская Федерация, Аргентина, Китай, Индия, Индонезия, Саудовская Аравия, ЮАР.
38,62% у населения в возрасте от 25 до 34 лет и 31,51% от 25 до 64 лет - почти в два раза выше, чем в Италии (OECD, 2013).
Данные Национального института статистики Италии дают следующую картину. Италия в рамках ЕС-27 является четвёртой1 страной по доле населения, которое имеет главным образом школьное образование. В 2011 году почти половина граждан страны (44%) в возрасте от 25 до 64 лет имела только аттестат о среднем школьном образовании (Istat, 2013). Средний возраст получения диплома первой ступени высшего образования по данным 2011 года составил 26 лет (средний возраст среди стран ОЭСР - 26,5 лет) (OECD, 2013, p. 54). При этом 80% выпускников вузов находятся в возрасте до 29 лет (средний показатель по ОЭСР - 30 лет) (OECD, 2013, p. 54).
Необходимо также иметь в виду, что при обработке данных учитывалась доля иностранных студентов, получавших высшее образование в стране. В докладе ОЭСР отмечается, что иностранные студенты, уже имеющие базовое высшее образование и получающие в стране пребывания второе (post-graduate), при расчёте данных попадают в категорию получающих высшее образование (в данной стране) впервые (OECD, 2013, p. 58). Кроме этого, иностранные студенты, приехавшие с целью получения образования, увеличивают долю выпускников, а также процент студентов от общего населения страны.
В зависимости от развития экономики, приоритетными для её роста являются различные уровни образования. Так, для развивающихся стран приоритетное значение имеет начальное образование, для стран с переходной экономикой - среднее и высшее, для развитых стран - высшее образование. Технологичная и инновационная экономика может развиваться в условиях повышения уровня образованности вовлечённых в неё работников. По оценкам экспертов, в странах с наиболее развитой экономикой в среднем 60% прироста национального дохода определяется приростом знаний и образованности общества (Щетинин, 2001). Италии, где почти половина населения имеет только школьное образование, сложно обеспечить внедрение и изобретение новых технологий и соответственно, создать условия и предпосылки экономического роста. Однако это вовсе не означает, что страна не прилагает усилий по развитию науки и её материальной базы. Вот как это выглядит на деле.
Формирование научной политики и её цели
Организационная структура формирования научной политики в Италии имеет три уровня. Правительство и парламент принимают стратегические решения, касающиеся научно-исследовательской политики страны. Правительство вырабатывает национальную экономико-финансовую программу (DPEF), в которой ставят основные цели и стратегические приоритеты научно-технических исследований, определяет рамки финансовых ресурсов, а также согласовывает с другими национальными политиками. В случае одобрения программы парламентом страны, на её основе на трёхлетний срок принимается национальная программа исследований (PNR), финансирование которой осуществляется из средств государственного бюджета и одобряется каждый год в декабре на парламентской сессии (Ministero dell'Istruzione dell'Universita e della Ricerca, 2011). Координация научной политики в правительстве находится в ведении министерского комитета по экономическому
1 Мальта - 68,5%; Португалия - 65%; Испания - 46,2%. Istat. 25-64enni con livello di istruzione non elevato // URL: http://noi-
italia.istat.it/index.php?id=7&user_100ind_pi1%5Bid_pagina%5D=425&cHash= d76d2afc855ac5630386caf40f6c3bf0.
планированию. Таким образом, парламент и правительство играют главную роль на политическом уровне.
На оперативном (операционном) уровне ключевая роль принадлежит Министерству образования, которое занимается координацией научных мероприятий, распределением выделяемых денежных средств.
На исполнительном уровне наиболее важными и крупными звеньями являются университеты, в стенах которых проводятся исследования, а также другие исследовательские центры и организации.
Министерство образования вместе с Министерством экономического развития осуществляет контроль за реализацией инновационной и научно-технической политики. Департамент развития и социальной сплочённости Министерства экономического развития отвечает за планирование, координацию и управление, ему также отведена особая роль в сфере исследований и инноваций в рамочной программе1.
За оценку качества образования и научных исследований отвечает Национальное агентство оценки системы университетов и исследований (Agenzia Nazionale di Valutazione del Sistema Universitario e della Ricerca, ANVUR).
До 2012 года существовало Агентство по распространению технологий для инноваций (Agenzia per la diffusione delle technologie per l'innovazione), так называемое агентство по инновациям, которое появилось в 2006 году с целью "повышения конкурентоспособности малых и средних предприятий и промышленных округов через распространение новых технологий и их промышленное применение" (Parlamento Italiano, 2005).
В 2012 году было создано Агентство за цифровую Италию (L'Agenzia per l'Italia Digitale), в которое влилось агентство по инновациям. Новое агентство является ответственным за управление и согласование итальянской Цифровой повестки дня (L'Agenda Digitale Italiana, ADI) с общеевропейской2, а также призвано координировать крупные научные исследования и разработки в рамках итальянской Цифровой повестки дня.
Другими структурами, играющими заметную роль в научной политике Италии, являются непрофильные министерства, которые имеют свои исследовательские центры: Министерство здравоохранения и его главный исследовательский центр Высший институт здравоохранения (Istituto Superiore di Sanità, ISS); при Министерстве сельскохозяйственной, продовольственной и лесной политике функционирует Совет по научным исследованиям и экспериментам в области сельского хозяйства (Consiglio per la Ricerca e la sperimentazione in Agricoltura, CRA), а также Национальный институт аграрной экономики (Istituto nazionale di economia agraria, INEA). Кроме этого, научными разработками занимаются Министерство культурного наследия и туризма, Министерство окружающей среды и охраны земельных и морских ресурсов. Стратегии и цели этих министерств координируются Министерством образования в рамках национальной исследовательской программы.
На сегодняшний день ключевыми задачами, стоящими для Италии в сфере образования, являются: изменение баланса между государственным и частным финансированием научных исследований и разработок, который в настоящее время смещён в пользу государства; увеличение числа лиц с высшим образованием; интернационализация исследований и науки; укрепление частно-государственного партнёрства и повышение продуктивности и результативности государственной системы научных исследований (в университетах и специализированных исследовательских институтах); создание системы инструментов адекватного вознаграждения для поддержания исследований на должном уровне (European Commission, 2013).
1 Quadro Strategico Nazionale 2007 - 2013.
2 О Цифровой повестке дня ЕС см.: http://ec.europa.eu/digital-agenda.
Отставание в финансировании науки и университетов
Согласно данным Международного валютного фонда, ВВП Италии в 2012 году составил 2,014 трлн долларов (в 2011 г. — 2,196 трлн долл.). Таким образом, по итогам 2012 года Италия являлась девятой экономикой мира (на строчку выше с ВВП в 2,021 трлн долл. находилась Россия) (International Monetary Fund, 2013).
В 2010 году страны ОЭСР в среднем тратили на образование (всех уровней) 6,3% ВВП. В бюджетах Дании, Исландии, Израиля, Кореи, Новой Зеландии, Норвегии и Соединённых Штатов было заложено более 7% ВВП (OECD, 2013, p. 182). На 2010 год показатель Италии был равен 4,7% ВВП, что немного больше по сравнению с 2000 и 2005 годами - 4,48% и 4,38% ВВП соответственно. Однако это значительно меньше среднего показателя стран ОЭСР. Так, Италия являлась третьей страной ОЭСР c наименьшим финансированием образования (меньше только у Словакии и Венгрии).
Расходы на высшее образование относительно ВВП страны также ниже среднего уровня стран ОЭСР. В Италии этот показатель равен 0,99% ВВП, в то время как средний показатель по ОЭСР - 1,65% ВВП в 2010 году (OECD, 2013, p. 182). Тем не менее, доля ВВП, выделяемая на высшее образование в Италии, незначительно увеличивается: в 2008 году она составила 0,84% ВВП против 0,75% в 2007 году и 0,78% в 1999 году (Claudia Pizzella, 2011, p. 2). Постепенно возрастает частное финансирование высшего образования. В 2010 году из 0,99% ВВП 0,76% финансировалось из бюджетных средств, а 0,23% из частных (OECD, 2013, p. 184). В период между 1999 и 2010 годами наблюдалось постепенное увеличение разрыва между долей финансирования из государственного сектора и частного, который достиг своего максимума в 2002 году (государственное финансирование университетского образования составило 71%, а частное 29%). Тем не менее в этот период объём частного финансирования в реальном выражении сократился на 18%, а доля в общем объёме снизилась на 9 процентных пунктов (Claudia Pizzella, 2011, p. 2).
По уровню расходов на одного учащегося, показатели Италии не сильно менялись в последнее время. По данным Евростата, которые были рассчитаны по паритету покупательной способности, в Италии тратится в среднем чуть меньше 7200 евро в год на одного студента - это на 2000 евро меньше, чем в большинстве стран ЕС. Такая же ситуация при сравнении расходов на одного учащегося к ВВП на душу населения - в Италии этот показатель равен 28%, что значительно меньше среднего показателя по ЕС - 39% (Claudia Pizzella, 2011, p. 2).
Мировой финансовый кризис внёс корректировки в бюджеты стран мира, в которых, в частности, были урезаны расходы на образование. В таких странах, как Греция, Венгрия, Португалия, а также в Италии расходы на образование сократились более чем на 5% в 2010 и 2011 годах (European Commission/EACEA/Eurydice, 2013). В Италии сокращение расходов на образование было обусловлено отрицательной динамикой ВВП.
Как член Евросоюза Италия связывает улучшение ситуации в сфере образования, равно как и подъёма экономики и выхода из экономического кризиса с политикой ЕС в этом направлении и принятой программой до 2020 года.
"Европа-2020" — стратегия роста
Всё вышеизложенное необходимо рассматривать на фоне общеевропейских процессов в этой области. Политика объединённой Европы в области образования начала формироваться вместе с первыми шагами европейской интеграции. В дого-
воре о ЕЭС говорилось, что "сообщество способствует улучшению качества образования путём поощрения сотрудничества между государствами--членами... при этом государства-члены продолжают нести ответственность за содержание обучения и организацию систем образования" (Буторина О.В., 2011).
На сегодняшний день основными документами ЕС, касающимися образования, являются "Стратегия сотрудничества стран ЕС в области образования и профессиональной подготовки до 2020 года" (пришедшая на смену программе "Образование и подготовка 2010"), которая задаёт цели образовательной политики ЕС, а также стратегия "Европа 2020" (продолжающая линию Лиссабонской стратегии 2000 г.), а сейчас являющаяся базовым документов развития ЕС до 2020 года.
Стратегия "Европа 2020" была принята в 2010 году, спустя несколько лет после того, как Европу и мир охватил экономический кризис. Можно сказать, что "Евро-па-2020" - это стратегия выхода ЕС из кризиса и одновременно стратегия роста.
Рост должен быть: "умным" (благодаря развитию экономики, основанной на знаниях и инновациях), устойчивым (за счёт развития низкоуглеродной экономики и рационального использования ресурсов) и всеобъемлющим (путём создания рабочих мест и борьбы с бедностью). Таким образом, Стратегия ориентирована на достижение пяти амбициозных целей в нескольких областях: трудоустройства (занятость 75% населения в возрасте от 20 до 64 лет); инноваций (3% ВВП инвестируется в научные исследования и разработки), энергетики и борьбы с изменением климата (задачи программы ЕС "20-20-20"); образования (40% населения в возрасте от 30 до 34 лет должны иметь оконченное высшее образование (доля учеников, бросивших школы, не должна превышать 10%); борьбы с бедностью (сокращение, как минимум, на 20 млн числа людей, находящихся или рискующих оказаться за чертой бедности) (European Commission, 2011).
Вклад в образование и инновации является главной составляющей обеспечения умного роста Европейского Союза в целом и Италии в частности.
а А А
Стратегия "Европа 2020" была разработана как комплексный документ, в котором заложены условия для обеспечения устойчивого развития и, следовательно, выхода Европы из кризиса. В соответствии с ним Еврокомиссия предложила достичь к 2020 году нескольких показателей, в том числе отчисление 3% ВВП стран Европы на научные разработки и получение как минимум 40% молодёжи высшего образования (European Commission, 2010). Достижение целей стратегии роста, по мнению лидеров ЕС, должно вывести Европу из экономического кризиса и сделать экономику стран ЕС конкурентоспособной.
Это прекрасно понимают и в Италии, как и то, что образование является одним из важнейших факторов экономического роста, без повышения уровня которого страна не сможет поддерживать должную степень технологического развития, необходимую для экономического продвижения вперёд.
Поэтому наряду с другими антикризисными мерами, предпринимаемыми правительством, инвестиции в образование, увеличение доли расходов государства на эти цели должны стать одними из составляющих политики Италии в сфере образования.
Нет сомнений в том, что человеческий капитал и научно-технический прогресс находятся в числе ключевых факторов обеспечения эндогенного роста экономики страны, а финансирование научно-исследовательских разработок и стимулирование высшего образования являются важными инструментами, и, следовательно, должны стать приоритетами в рамках обеспечения прогресса страны.
В сентябре 2013 года бывший министр образования (правительство Энрико Летта) Мария Кьяра Карроцца в одном из своих интервью заявила, что образование может стать ключом для выхода страны из кризиса. По мнению министра, инвестировать в образование - это инвестировать в создание будущего руководящего класса, граждан, которые будут способны производить и создавать (Quotidiano.Net, 2013). Маттео Ренци, занявший кресло премьер-министра в феврале 2014 года, также заявил о том, что школа (как институт) станет одним из главных приоритетов для нового правительства Италии (La Stampa, 2014). Реализация намерения премьера - залог того, что в сфере образования Италии останется меньше загадок, "разгаданных" успехами экономического развития.
Список литературы / References
Буторина О.В., Цибулина. А.Н., 2011. Политика в области образования и культуры. В: Буторина О.В., ред. Европейская интеграция:учебник. Москва: Издательский дом "Деловая литература", p. 385.
Уткин, Е., 2009. Эксперт Online. Кризисный оптимизм. [В Интернете] Available at: http://expert.ru/2QQ9/03/18/italia-krizis-optimizm/ [Дата обращения: 2013].
Щетинин, В., 2001. Человеческий капитал и неоднозначность его трактовки. Мировая экономика и международные отношения, Issue 12.
Эксперт Online, 2008. Ипотечная отсрочка. [В Интернете] Available at: http: // expert. ru/2008/12/4/UniCredit-antikrizis [Дата обращения: 2013].
Butorina O.V., Cibulina. A.N., 2011. Politika v oblasti obrazovanija i kul'tury. V: Butorina O.V., red. Evropejskaja integracija: uchebnik. Moskva: Izdatel'skij dom "Delovaja literatura", p. 385.
Utkin, E., 2009. Jekspert Online. Krizisnyj optimizm. [V Internete] Available at: http://expert.ru/2009/03/18/italia-krizis-optimizm/ [Data obrashhenija: 2013].
Shhetinin, V., 2001. Chelovecheskij kapital i neodnoznachnost' ego traktovki. Mirovaja jekonomika i mezhdunarodnye otnoshenija, Issue 12.
Jekspert Online, 2008. Ipotechnaja otsrochka. [V Internete] Available at: http://expert.ru/2008/12/4/UniCredit-antikrizis [Data obrashhenija: 2013].
ARWU, 2012. Academic Ranking of World Universities - Italy. [В Интернете] Available at: http://www. shanghairanking.com/Country2012Main. jsp?param=Italy [Дата обращения: 2013].
Claudia Pizzella, S. S., 2011. L 'universita in Cifre 2009 - 2010, Roma: Rotoform s.r.l..
Dipartimento del Tesoro, 2013. Ammontare Titoli e Debito Pubblico. [В Интернете] Available at: http://www.dt.tesoro.it/it/debito pubblico/ link rapidi/debito pubblico.html [Дата обращения: 2013].
European Commission/EACEA/Eurydice, 2013. Funding of Education in Europe 2000-2012: The Impact of the Economic Crisis. Eurydice Report, Luxembourg: Publications Office of the European Union.
European Commission, 2010. Europe 2020. A European Strategy for smart, sustainable and inclusive growth, Brussels: б.н.
European Commission, 2011. Europe 2020 targets. EU headline targets for economic growth. [В Интернете] Available at: http://ec.europa.eu/europe2020/targets/eu-targets/ [Дата обращения: 2013].
European Commission, 2013. ERAWATCH. Platform on Research and Innovation policies and systems. Funding Flows. Italy. [В Интернете] Available at:
http://erawatch.jrc.ec.europa.eu/erawatch/opencms/information/country pages/it/country?section=Overview &subsection=FundingFlow [Дата обращения: 2013].
European Commission, 2013. ERAWATCH. Platform on Research and Innovation policies and systems. Overview - Italy.. [В Интернете] Available at:
http://erawatch.jrc.ec.europa.eu/erawatch/opencms/information/country pages/it/country?section=Overview &subsection=Overview [Дата обращения: 2013].
IndeхMundi, б.д. Tasso di crescita del Prodotto Interno Lordo (PIL) (%). [В Интернете] Available at: http://www.indexmundi.com/g/g.aspx?v=66&c=it&l=it [Дата обращения: 2013].
International Monetary Fund, 2013. World Economic Outlook Database. [В Интернете] Available at: http://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2013/01/weodata/index.aspx [Дата обращения: 2013].
Istat, 2013. 25-64enni con livello di istruzione non elevato. [В Интернете] Available at: http://noi-italia.istat.it/index.php?id=7&user 100ind pi1%5Bid pagina%5D=425&cHash=d76d2afc855ac5630386caf4 0f6c3bf0
Istat, 2013. Giovani che abbandonano prematuramente gli studi. [В Интернете] Available at: http://noi-italia.istat.it/index.php?id=7&user 100ind pi1%5Bid pagina%5D=427&cHash=87da9b351120ab7350df2a7 e546cb608 [Дата обращения: 2013].
Istat, 2013. Giovani che non lavorano e non studiano. [В Интернете] Available at: http://noi-italia.istat.it/index.php?id=7&user 100ind pi1%5Bid pagina%5D=430&cHash= d9ac1622a1eabc4f1b6b77888bf7e3d8 [Дата обращения: 2013].
Istat, 2013. Tasso di disoccupazione. [В Интернете] Available at: http://dati.istat.it/Index.aspx?DataSetCode=DCCV TAXDISOCCU [Дата обращения: 2013].
La Repubblica, 2013. Disoccupazione ai massimi dal 1977. Non lavora il 41,9% dei giovani attivi. [В Интернете] Available at: http://www.repubblica.it/economia/2013/05/31/news/disoccupazione giovanile-60037242/ [Дата обращения: 2013].
La Stampa, 2014. La scuola tra le priorita del governo. Renzi: "E il motore dello sviluppo". [В Интернете] Available at: http://www.lastampa.it/2014/02/25/italia/politica/la-scuola-in-primo-piano-il-motore-dello-sviluppo-interverremo-sulledilizia-VIq8OhSA4Gd9B6RA4X4NiM/pagina.html [Дата обращения: 2014].
Ministero deU'Istrazione dell'Umversita e della Ricerca, 2011. Programma Nazionale della Ricerca. [В Интернете] Available at: http://www.miur.it/Documenti/ricerca/pnr 2011 2013/PNR 20112013 23 MAR 2011 web.pdf [Дата обращения: 2013].
Ministero dell'Istruzione, d. e. d. R., 2013. Cerca Universita. [В Интернете] Available at: http://cercauniversita.cineca.it/index.php?module=strutture&page=StructureSearchParams&advanced serch= 1&action=refresh [Дата обращения: 2013].
OECD, 2013. Education at a Glance 2013: OECD Indicators. [В Интернете] Available at: http://dx.doi.org/10.1787/eag-2013-en [Дата обращения: 2013].
Parlamento Italiano, 2005. Legge 23 dicembre 2005, n. 266. " Disposizioni per la formazione del bilancio annuale e pluriennale dello Stato ( legge finanziaria 2006 )".. [В Интернете] Available at: http://www.camera.it/parlam/leggi/05266l.htm [Дата обращения: 2013].
Quotidiano.Net, 2013. Scuola, il ministro Carrozza: "Maipiu a 25 anni senza un giorno di lavoro". [В Интернете] Available at: http://qn.quotidiano.net/cronaca/2013/09/08/946944-scuola-ministro-lavoro-carrozza.shtml [Дата обращения: 2013].
Italy: education and economic development
Author. Elena Maslova, Candidate of Political Science, Researcher, Institute of Europe, RAS; Lecturer at Moscow State Institute of International Relations (MGIMO-University), MFA, Russia. Address: Institute of Europe, Russia, 125993, Moscow, Mokhovaya street, 11-3"B"; (MGIMO-University), 119454, Moscow, Vernadskogo prosp., 76 Email: [email protected]
Abstract. In the modern world, where employment and economic system structures are changing, there is a certain correlation between the country's economic growth and the level of education and science. Being one of the founding members of the European Economic Community and a highly developed industrial-agrarian country with a high GDP per capita, Italy at the same time is a country where only a small proportion of the population has higher education. According to the Italian National Institute of Statistics data, only 20.3% of Italians aged from 30 to 34 years have university degree - it is the lowest rate amongst the EU-27 countries. Such a situation makes Italy a country of particular interest for examining its policy in the field of higher education and science policy.
Key words: Italy, education, higher education, Europe 2020, scientific policy, economic growth, human capital.