Научная статья на тему 'Расширение ЕС и ситуация с иммигрантами в Италии (2004-2013)'

Расширение ЕС и ситуация с иммигрантами в Италии (2004-2013) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
448
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / EUROPEAN UNION / РАСШИРЕНИЕ ЕС / EU ENLARGEMENT / ЦВЕ / CEE / ИММИГРАЦИЯ / IMMIGRATION / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / MIGRATION POLICY / РЫНОК ТРУДА / LABOUR MARKET / БЕЗОПАСНОСТЬ / SECURITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Примакова Наталья Сергеевна

В статье рассматривается влияние пятого и шестого этапов расширения Евросоюза на изменение ситуации с иммигрантами в Италии. Анализируется законодательство, регулирующее въезд и пребывание граждан Европейского союза на Апеннинах, а также меры по ограничению трудовой миграции из стран Центральной и Восточной Европы. Приводятся статистические данные о динамике миграционных потоков, их характеристике и направлении. Существенное внимание уделяется отношению итальянского общества и политической элиты к происходящим процессам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Enlargement of the European Union and immigration situation in Italy (2004-2013)

This paper reviews the impact of the fifth and the sixth EU enlargements on the evolution of the immigration situation in Italy. The legislation on the entrance and residence of the EU citizens in the Italian Peninsula as well as restrictive norms for labour immigration from Central and Eastern Europe are analyzed. Some statistical data on the dynamics, characteristics and direction of the migration flows is provided. Special attention is paid to the attitude of the Italian society and political elite towards the process.

Текст научной работы на тему «Расширение ЕС и ситуация с иммигрантами в Италии (2004-2013)»

Н.С. Примакова

Расширение ЕС и ситуация с иммигрантами в Италии (2004-2013)

Аннотация. В статье рассматривается влияние пятого и шестого этапов расширения Евросоюза на изменение ситуации с иммигрантами в Италии. Анализируется законодательство, регулирующее въезд и пребывание граждан Европейского союза на Апеннинах, а также меры по ограничению трудовой миграции из стран Центральной и Восточной Европы. Приводятся статистические данные о динамике миграционных потоков, их характеристике и направлении. Существенное внимание уделяется отношению итальянского общества и политической элиты к происходящим процессам.

Abstract. This paper reviews the impact of the fifth and the sixth EU enlargements on the evolution of the immigration situation in Italy. The legislation on the entrance and residence of the EU citizens in the Italian Peninsula as well as restrictive norms for labour immigration from Central and Eastern Europe are analyzed. Some statistical data on the dynamics, characteristics and direction of the migration flows is provided. Special attention is paid to the attitude of the Italian society and political elite towards the process.

Ключевые слова: Европейский союз, расширение ЕС, ЦВЕ, иммиграция, миграционная политика, рынок труда, безопасность. Keywords: European Union, EU enlargement, CEE, immigration, migration policy, labour market, security.

Исследования общественного мнения в странах ЕС показывают, что в течение десятилетий для более чем 50% респондентов

европейская интеграция ассоциировалась в первую очередь со свободой передвижения в пределах Сообщества (53). Хотя масштаб внутренней миграции до сих пор невелик, а направления потоков остались прежними - с юга на север и с востока на запад, - сам факт, что в любой момент без длительных бюрократических процедур можно оказаться на другом конце континента, греет душу многим европейцам.

Вместе с тем не всегда «соседей» ждут с распростертыми объятьями. Дисбалансы в уровне социально-экономического развития разных государств-членов, сложившиеся в течение столетий стереотипы, традиции, присущие одной национальной культуре и чуждые другой, не могут быть сглажены за десяток лет. Высокое качество жизни было достигнуто в Западной Европе немалым трудом ее жителей, опасающихся, что «орды с востока» лишат их наработанного капитала. Однако насколько его удастся сохранить без помощи «приезжих» в современных условиях, когда население стран - «старых» членов ЕС стремительно стареет, а молодежь, в отличие от прежних поколений, уже не берется за любую работу, -большой вопрос.

Итальянцы в данном случае поступили весьма разумно. Трудовая миграция из стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) на Апеннины, как будет показано ниже, приобрела устойчивый характер к началу 2000-х годов - еще до расширения ЕС в 2004-2007 гг. Без этой рабочей силы ключевые секторы национальной экономики -промышленность, сельское хозяйство - впали бы в глубокий кризис. Поэтому ограничения вводились точечно, по сути в тех сферах, где присутствие мигрантов минимально. Однако такие меры позволили успокоить общество: правительство-де все держит под контролем. И волки сыты, и овцы целы.

Миграционное законодательство: порядок въезда и трудоустройства граждан стран пятого (2004-2007) и шестого (2013) расширения ЕС в Италии

Въезд и проживание граждан государств Европейского союза на Апеннины регулируется Указом президента Итальянской Республики № 54 от 18 января 2002 г. и соответствующим Единым текстом законодательных и регламентационных норм. Согласно Рег-

ламенту 562/2006, эта категория лиц вне зависимости от причины въезда освобождается от необходимости получать визу: достаточно предъявить действительное удостоверение личности (58). Граждане государств ЕС, не входящих в Шенгенскую зону, проходят минимальный пограничный контроль, заключающийся в проверке подлинности и действительности имеющихся документов. В том случае, если они въезжают в Италию из другой страны - участницы Шенгенского соглашения, то освобождаются от досмотра. Свобода передвижения в пределах Евросоюза может быть ограничена только с целью обеспечения общественного порядка, государственной безопасности и охраны здоровья нации (20). Решение о необходимости покинуть территорию страны в отношении гражданина государства - члена ЕС принимается министром внутренних дел Италии или префектом - представителем МВД в соответствующей провинции. Итальянское законодательство также предусматривает возможность высылки граждан ЕС, совершивших особо тяжкие преступления.

Выходцы из Евросоюза имеют право находиться в стране не более трех месяцев без соблюдения каких-либо формальностей. Исключение составляет так называемая декларация о пребывании (¿ИсШатахюпе ¿И ртеэепха), которую необходимо предоставить в местное отделение полиции. В том случае, если срок проживания гражданина ЕС в Италии превышает 90 дней, он обязан иметь медицинскую страховку и достаточные финансовые средства, а также работать по найму, заниматься частной предпринимательской деятельностью, учиться в итальянском учебном заведении или сопровождать члена семьи, имеющего действительное более трех месяцев разрешение на жительство (реттеээо ¿1 soggioтno) на Апеннинах. При этом ему необходимо встать на учет населения в коммуне. Если срок его пребывания в Италии на постоянной основе превышает пять лет, он имеет право на получение постоянного вида на жительство. В соответствии с Директивой 93/109/СЕ граждане Европейского союза, постоянно проживающие в стране, с 1994 г. наделены активным и пассивным избирательным правом на выборах в Европарламент (21), а согласно Директиве 1994/80/СЕ, с 1996 г. они могут избирать и быть избранными в итальянские местные органы власти (22). Для этого необходимо подать соответствующее заявление в мэрию не позднее, чем за 90 дней до намеченной даты выбо-46

ров. Однако уровень активности на выборах среди иммигрантов остается крайне низким: например, только 2% румын, проживающих в Италии, приняли участие в выборах в местные органы власти в 2009 г. (66).

Порядок трудоустройства граждан из стран - «новобранцев» ЕС на первых порах был несколько иным, нежели для «старых» европейцев: опасения по поводу неконтролируемого притока рабочей силы из ЦВЕ заставляли итальянское правительство вводить так называемые переходные периоды. 28 апреля 2004 г. вступил в силу Указ председателя Совета министров Италии, определяющий правила доступа на национальный рынок труда граждан восьми государств Центральной и Восточной Европы - Венгрии, Латвии, Литвы, Польши, Словакии, Словении, Чехии и Эстонии (19). Для выходцев с Мальты и Кипра каких-либо ограничений не вводилось по весьма тривиальной причине - их немногочисленности. В 20042006 гг. на «новобранцев» не распространялось действие ст. 1 и 6 (равенство в правах при трудоустройстве) Регламента № 1612/68 от 15 октября 1968 г. о свободе передвижения трудящихся в границах Сообщества (59). Указ вместе с тем не затрагивал граждан «новых» стран - членов ЕС, работающих в Италии не менее 12 месяцев, а также тех, кто был намерен открыть на Апеннинах собственный бизнес. Тем самым эти две категории получили свободный доступ на итальянский рынок труда наравне с гражданами «старых» государств ЕС. Более того, остальные трудящиеся из ЦВЕ стали приниматься по упрощенной процедуре, в соответствии с которой работодатель направлял по почте в единое миграционное окно1 запрос о разрешении нанять соответствующее лицо. Для них была увеличена квота на 20 тыс. рабочих мест. Переходный период был отменен Циркуляром Министерства труда и социального обеспечения № 21 в 2006 г. (12).

1 Единое миграционное окно (sportello unico per l'immigrazione) - территориальное подразделение, действующее согласно Закону от 30 июля 2002 г. № 189 при провинциальной префектуре и занимающееся приемом и рассмотрением документов трудящихся по найму иммигрантов, иностранцев, прибывших в Италию для воссоединения с семьей, а также проводящее тест на знание итальянского языка. Выносит соответствующие решения в рамках своей компетенции (44).

В свете продолжающегося расширения ЕС 27 декабря 2006 г. на заседании Совета министров Италии было принято решение о введении ограничительных мер в отношении трудовых мигрантов из Болгарии и Румынии1 до 2008 г. Их положение в стране регулировалось совместными циркулярами Министерства внутренних дел и Министерства труда и социального обеспечения № 2 от 28 декабря 2006 г. (11) и № 3 от 4 января 2007 г. (13). Наравне с другими гражданами ЕС румыны и болгары могли обращаться за получением разрешения на жительство через местные отделения полиции и почты. Все решения о выдворении граждан Болгарии и Румынии, за исключением принятых в судебном порядке с целью обеспечения общественной безопасности, утратили силу с 1 января 2007 г. В отличие от мер, введенных в отношении выходцев из восьми стран ЦВЕ, для болгар и румын трудовые квоты были отменены сразу. Кроме того, расширено число категорий трудящихся, на прием которых не распространяются какие-либо ограничения в переходный период. Это касалось работников таких «стратегических» секторов, как машиностроение, строительство, сельское хозяйство и рыболовство, туризм и гостиничный бизнес, уход за больными и престарелыми людьми, бытовое обслуживание. Были сняты ограничения для сезонных и высококвалифицированных работников, частных предпринимателей и менеджеров. При этом кандидат наравне с выходцами из «старых» стран ЕС мог заключать контракт с работодателем напрямую без получения дополнительных разрешений от властей. Для трудящихся других секторов вводилась упрощенная процедура найма. Впоследствии переходный период для болгар и румын в Италии неоднократно продлевался и был отменен с 1 января 2012 г. совместным Циркуляром Министерства внутренних дел и Министерства труда и социального обеспечении № 728 от 3 февраля 2012 г. (15).

1 Прежде действовало «Соглашение между Правительством Итальянской Республики и Правительством Румынии об управлении трудовыми миграционными потоками» от 12 октября 2005 г., предусматривавшее упрощение доступа на национальный рынок труда для граждан - наемных работников государства другой стороны, обмен информацией о спросе на рабочую силу и существующем предложении, организацию курсов повышения квалификации, обеспечение равных с местным населением трудовых прав (2).

С 1 июля 2013 г. по 30 июня 2015 г. в Италии, как и в других 13 странах ЕС, введены ограничения для трудоустройства иммигрантов из Хорватии. Тем самым на них не распространяется действие ст. 45 Лиссабонского договора (17) и Регламент 492/2011 от 5 апреля 2011 г. о свободе передвижения трудящихся в Евросоюзе (60). В соответствии с Циркуляром Министерства внутренних дел и Министерства труда и социальной политики Италии № 3899 от 2 июля 2013 г. (14), как и в случае с болгарами и румынами, для некоторых категорий трудящихся из Хорватии ограничений не вводится. Это - частные предприниматели, исследователи, высококвалифицированные, сезонные и домашние работники, а также занимавшиеся трудовой деятельностью в Италии на момент присоединения Загреба к ЕС не менее 12 месяцев. Как и другие граждане ЕС, они не обязаны ходатайствовать о выдаче разрешения на проживание, а должны лишь встать на учет населения в коммуне.

Итальянское правительство в итоге не ввело жестких мер по ограничению трудовой миграции из ЦВЕ. Для большинства категорий работающих в стране «новых» европейцев каких-либо барьеров вообще не воздвигалось, а оставшиеся бюрократические процедуры приобрели «облегченную форму». По существу, переходный период был номинальным и объявлялся прежде всего для успокоения публики.

Приток в Италию мигрантов из стран пятого и шестого этапов расширения ЕС

В начале XXI в. внутренняя миграция в ЕС не имела широких масштабов: по оценкам Европейской комиссии, в 2000 г. доля внутренних мигрантов в Евросоюзе составляла всего 0,1% населения (24). Расширение Сообщества на восток несколько изменило ситуацию. В 2011 г. этот показатель достиг 2,5% (12,8 млн человек) преимущественно за счет иммиграции румын в Италию и Испанию, а также поляков в Великобританию и Ирландию. Вместе с тем число выходцев из третьих стран было выше и достигло 20,5 млн человек (4,1% населения Европейского союза). В настоящее время за пределами страны происхождения в Сообществе проживают 14 млн граждан ЕС (57), что составляет 38% от общего числа «приезжих» в Евросоюзе (4). В результате внутриевропейские мигранты являются

меньшинством во всех странах - членах ЕС, за исключением Бельгии, Ирландии, Кипра и Люксембурга (67). Подавляющая часть внутренней миграции в ЕС (80%) приходится на пять крупнейших стран - Италию (21% «внутренних» мигрантов), Испанию (21%), Великобританию (18%), ФРГ (16%) и Францию (3%) (4). По данным на 2011 г., самое большое число граждан стран - членов ЕС, проживающих в другом государстве Евросоюза, составляли румыны (2,3 млн), поляки (1,6 млн), итальянцы (1,3 млн), португальцы (1 млн), британцы (900 тыс.) и немцы (800 тыс.). При этом 78% мигрантов из Румынии направлялись в Италию и Испанию, 64% мигрантов из Польши - в Великобританию и ФРГ, 50% мигрантов из Португалии -во Францию (67). Факторами, определяющими выбор страны для переезда, являются географическая и культурная близость, сходство языка, исторические связи между страной происхождения и государством пребывания, внутренняя экономическая и политическая обстановка в них, а также наличие мигрантских сетей.

Еще до пятого расширения ЕС Италия входила в число наиболее привлекательных стран для мигрантов из ЦВЕ. В 1991-2000 гг. число проживающих на Апеннинах румын увеличилось почти на 700%, болгар - на 192, поляков - на 149%. Из 1,4 млн иностранцев, находившихся в Италии в 2000 г., 119 тыс. были гражданами стран, готовящихся к вступлению в Евросоюз. Большинство из них составляли румыны (66 тыс. человек), поляки (30 тыс.) и болгары (12 тыс.). Однако их доля в населении Апеннин была невелика - всего 0,18% (3). С течением времени эти показатели существенно менялись: в 2002 г. число выходцев из восьми стран ЦВЕ, присоединившихся к ЕС в 2004 г., достигало 41,4 тыс. человек, а после расширения Евросоюза выросло до 142,7 тыс., что составило 3,1% от численности иностранцев, проживающих в Италии. Большинство из них в настоящее время составляют поляки - 97,8 тыс. человек (4). Вступление Румынии в ЕС привело к тому, что в 2007-2008 гг. число румынских граждан на Апеннинах выросло на 82,7%, достигнув 625,3 тыс. че-ловек1. (65). Несмотря на разразившийся в Италии финансово-экономический кризис и рост безработицы, приток румын не со-

1 Согласно Национальному институту статистики, уже в 2002 г. румынская диаспора в Италии была третьей по величине после марокканской (160 тыс. человек) и албанской (142 тыс. человек) (45). 50

кратился1: в 2009 г. их численность составила 888 тыс. человек, в 2010 г. - 969 тыс., в 2011-2013 гг. она выросла еще на 20% и достигла 1,07 млн человек (это - почти четверть иностранного населения Италии и более 70% мигрантов из государств Евросоюза) из 2,5 млн румын, проживающих в 27 странах ЕС (36; 62; 65). В ходе пятого расширения Евросоюза каждый четвертый новый иммигрант в Италии был выходцем из Румынии (66). В итоге с 2004 г. иностранное население страны увеличилось почти в два раза, и 38% этого прироста приходится на долю граждан из 12 новых стран - членов ЕС (63). В настоящее время иностранцы составляют 7,4% общей численности населения Италии и 10% от числа занятых в народном хозяйстве (70). Из 5,2 млн иммигрантов 1,4 млн человек - граждане ЕС (порядка 87% из них - выходцы из 12 стран ЦВЕ), примерно 250 тыс. человек - несовершеннолетние (36). Данные показатели позволяют многим экспертам утверждать, что в перспективе 70% новых иммигрантов в Италии могут быть выходцами из стран ЕС (47). Однако насколько подобные заявления справедливы - большой вопрос. Внутренняя миграция в ЕС имеет свои пределы: приток иммигрантов не может постоянно расти, со временем он стабилизируется и пойдет на убыль. Вступление в ЕС Хорватии вряд ли существенно повлияет на число мигрантов из этой страны в Италии. По последним имеющимся данным, в 2011 г. на Апеннинах проживала 21 тыс. хорватов (0,5% иностранного населения) (54). С учетом незначительной численности населения Хорватии (примерно 4,3 млн человек), более высокого уровня жизни (13,9 тыс. долл. на душу населения в год) (18), нежели в других восточноевропейских странах, а также традиционной ориентированности граждан этого государства на Германию и Австрию (30), их число в Италии вряд ли существенно вырастет.

Присоединение стран ЦВЕ к ЕС в 2004-2007 гг. оказало значительное влияние на расширение присутствия на Апеннинах выходцев из пограничных восточноевропейских стран. За 2004-2007 гг. численность украинцев в Италии увеличилась с 58 тыс. человек до 120 тыс. (38), тогда как прежде число иммигрантов из СНГ было незначительным - 36 тыс. человек, преимущественно русские, украинцы, молдаване, белорусы, грузины, армяне и азербайджанцы

1 Притом что общий объем иммиграции в страну снизился на 25% (25).

51

(24). Сейчас же украинцы являются четвертой иностранной диаспорой в Италии (214,7 тыс. человек), а молдаване - шестой (135,5 тыс. человек) (36).

С началом экономического кризиса эмиграция из Италии граждан ЕС возросла, однако не столь значительно, как это произошло в Греции или Испании. В 2005 г. с Апеннин эмигрировало порядка 57 тыс. выходцев из других стран - членов Евросоюза, в 2006 г. - 62 тыс., в 2007 г. - 58 тыс., в 2008 г. - 70 тыс. С 2009 г. отток пошел на убыль: из страны выехали 65 тыс. европейских мигрантов, в 2010 г. - 60 тыс. Неблагоприятная социально-экономическая ситуация в стране привела к росту эмиграции коренных жителей. В 2008-2011 гг. итальянцы занимали третье место (после поляков и румын) по числу выехавших из государства происхождения: в 2008 г. из страны эмигрировали 66,2 тыс. человек, в 2011 г. - 68,2 тыс. (4). В 2013 г. эта цифра была еще выше - 106 тыс. человек, 54,1% из них -моложе 35 лет (51).

Численность мигрантов из ЦВЕ, проживающих в Италии, с 2004 г. существенно возросла. Однако показатели увеличивались не только и не столько за счет прибывающих в страну выходцев из стран-«новобранцев». Расширение ЕС позволило перейти на законное положение уже трудившимся нелегально на Апеннинах выходцам из Восточной Европы. Об этом свидетельствуют и данные амнистий для не оформленных должным образом иностранных работников на территории Италии: в 1986 и 1990 гг. наибольшее число прошений о легализации поступило от африканцев, а в 1995 и 1998 гг. - уже от граждан стран Центральной и Восточной Европы. Они стабильно удерживают «пальму первенства» с 2002 г., представляя 60% всех ходатайств (31). Так как миграция из этих стран приобрела устойчивый характер раньше их вступления в Евросоюз, расширение стало не главным, а лишь сопутствующим фактором роста интенсивности миграционных потоков с востока на запад.

Влияние миграции из ЦВЕ на итальянский рынок труда и национальную систему социального обеспечения

По данным на 2013 г., 53% мигрантов из стран пятого и шестого расширений ЕС пребывали на территории Италии с целью

трудовой деятельности, 35 - по семейным обстоятельствам и лишь 3,1% - для получения образования. По отдельным национальностям показатели разнятся: 60% румын и словенцев имеют разрешение на жительство для осуществления трудовой деятельности, по той же причине - 50% поляков и словаков. 88,3% трудящихся на Апеннинах европейцев составляют наемные работники (против 73,8% среди итальянцев). 250 тыс. выходцев из стран Евросоюза трудятся в сфере промышленности, однако за последние два года их число сократилось на 2,9%. В 2011-2013 гг. стала расти их занятость в сфере услуг (+6,3%), торговле (+6,1%) и, в особенности, в сельском хозяйстве (+21,1%). Число частных предпринимателей среди мигрантов из ЕС невелико и в 2013 г. составляло 12% против 26% среди национальных граждан или 13,5% - среди «приезжих» из третьих стран (31). В последние годы наблюдается рост числа занятых мигрантов из государств Евросоюза старше 15 лет при снижении числа занятых итальянцев. Так, в 2010 г. число занятых мигрантов из ЕС составляло 697,8 тыс. человек, в 2011 г. - 740,5 тыс., в 2012 г. - 769,3 тыс., а итальянцев - 20,8 млн человек, 20,7 млн и 20,6 млн соответственно. Таким образом, доля активного населения среди мигрантов из ЕС составляет 75,4%1, а среди коренных жителей - 62,9% (47).

По оценкам специалистов, итальянский рынок труда выиграл от притока мигрантов из ЦВЕ, так как иностранная и национальная рабочая сила дополняют друг друга. Мигранты заняты главным образом в тех секторах экономики, где задействована наименее квалифицированная рабочая сила, тогда как национальная рабочая сила концентрируется в более высокотехнологичных областях. Только 40% итальянских трудящихся являются рабочими, в то время как среди мигрантов из стран ЕС эта категория составляет 83%. 54% мигрантов работают в таких секторах экономики, как сфера услуг (в основном общественное питание, уборка, торговля, транспорт) и строительство. В связи с ростом продолжительности жизни и старением населения итальянцы, как никогда прежде, нуждаются в сиделках. Это во многом предопределило

1 Уровень занятости мигрантов из десяти восточноевропейских государств, работающих в «старых» странах ЕС, составляет 78%, что почти на 10% выше средней занятости граждан ЕС-15 (53).

гендерный состав миграции из ЦВЕ, в которой большинство составляют женщины (74% среди поляков, 63,6 - среди болгар, 59,4% -среди румын) (46).

В настоящее время 22,4% иностранных трудящихся в Италии составляют румыны (819,7 тыс. человек) (36). Более половины из них выполняют работы, требующие низкого уровня квалификации (нередко ниже имеющегося), лишь 4,5% являются предпринимателями и высшими управленцами. 23% заняты в строительном секторе, 7,5 - в гостиничном бизнесе, 5,4 - в сельском хозяйстве, 22% ухаживают за пожилыми и больными людьми (48). Второй по численности группой трудящихся в Италии выходцев из ЕС и восьмой в общем списке являются поляки (105 тыс. человек). За ними следуют немцы (103,9 тыс. человек), швейцарцы (103,3 тыс.), болгары (53,7 тыс.) и французы (52,8 тыс.) (36).

В определенной степени иностранная рабочая сила стала заменять национальную, мигрирующую с бедного юга на более благополучный и динамично развивающийся север, где средний уровень заработной платы и спрос на неквалифицированную рабочую силу выше, а безработица ниже. Как следствие значительная часть выходцев из стран ЦВЕ проживает в таких областях, как Ломбардия, Трентино-Альто-Адидже, Фриули-Венеция-Джулия, Венето, а также столичная Лацио. Здесь же создаются мигрантские сети, притягивающие новые иностранные трудовые ресурсы. В частности, порядка 53% румын проживают на севере Италии, 33 - в центре и 14% - на юге. Наиболее привлекательными городами для них, что вполне очевидно, являются Рим, Турин и Милан (66).

Несмотря на существенный приток иностранной рабочей силы на Апеннины, заработная плата коренных работников с 2004 г. мало изменилась. Она сократилась на 0,02% за среднесрочный и выросла на 0,01 % за долгосрочный период времени. Средний уровень безработицы коренного населения вырос только на 0,01% за среднесрочный и остался неизменным за долгосрочный промежуток времени. Подобные показатели объясняются тем, что приток новых трудовых мигрантов влияет, в первую очередь, на положение уже пребывающих в Италии иностранных работников, чья заработная плата за среднесрочный период сокращается на 0,17%, за долгосрочный - на 0,14%, а безработица увеличивается на 0,17% за среднесрочный промежуток времени и на 0,15% - за долгосрочный (47). 54

Вступление десяти стран ЦВЕ в ЕС не повлекло за собой и существенного увеличения нагрузки на итальянскую систему социального обеспечения. Прежде граждане этих государств имели медицинскую карту временно проживающего в Италии иностранца (tessera dello straniero temporáneamente presente) и пользовались услугами национальной системы здравоохранения с существенной скидкой. Расширение Евросоюза ощутимо изменило эту ситуацию1. Согласно законодательству Европейского союза, граждане ЕС, пребывающие не более 90 дней на территории другого государства -члена Союза, должны иметь европейский полис медицинского страхования. Однако абсолютное большинство мигрантов из ЦВЕ им не обладают, так как находятся в соответствующей стране свыше обозначенных трех месяцев. Нередко они не имеют и формального трудового контракта, в результате чего не могут встать на учет населения в коммуне и оформить медицинский полис. Случается, что местная администрация отказывается ставить на учет трудового мигранта, мотивируя свои действия запутанностью законодательства. По тем же причинам иностранцам часто отказывают в выдаче медицинского полиса, даже зарегистрировав его в коммуне. В результате мигранты чаще прибегают к услугам скорой медицинской помощи, вместо того чтобы регулярно наблюдаться в медицинских учреждениях по месту жительства. В целом же большая часть государственных расходов на «социалку» в Италии проходит по статье пенсионных выплат. Абсолютное большинство мигрантов - люди не пенсионного возраста2 и даже те, кто его достигает, не трудятся в стране в течение времени, необходимого для получения права на пенсию.

Как показали приведенные выше статистические данные, граждане государств ЦВЕ, работающие в Италии, не оказывают существенного влияния на национальный рынок труда. Они занимают ниши, не привлекательные для коренных жителей, конкурируя прежде всего с другими иностранцами. Более того, рынок труда нуждается в этой рабочей силе и может ее «переварить».

1 На граждан Румынии и Болгарии прежний режим распространялся до 2008 г. (50).

2 Средний возраст мигрантов в Италии составляет 32,5 года, а коренных жителей - 44,3 года (68).

«Новобранцы» из ЕС также не являются непосильным грузом для итальянской системы социального обеспечения. Своего рода «фильтром» в данном случае служит бюрократический аппарат, создающий нередко непреодолимые препоны при регистрации по месту жительства и оформлении медицинского полиса. Напротив, более молодые по сравнению с коренными жителями мигранты в немалой степени поддерживают жизнеспособность системы социального обеспечения.

Иммиграция из ЦВЕ и итальянское общество

Отношение итальянского общества к иммиграции из «новых» стран - членов ЕС всегда было неоднозначным. Несмотря на то что на Апеннинах осознают выгоду, которую приносит трудовая миграция, политизация миграционного вопроса в стране, особенно ощутимая в последние годы в связи с дестабилизацией социально-экономической обстановки, ростом исламского радикализма и преступности, отнюдь не способствует укреплению доверия и положительного отношения к иммигрантам в целом и к выходцам из ЦВЕ в частности.

В 2000 г. лишь 38% граждан государств ЕС положительно относились к возможному расширению Сообщества и только 27% считали, что оно является приоритетным направлением политики Европейского союза. Жители ЦВЕ, готовящиеся к вступлению в Евросоюз, вызывали доверие у 50,8% итальянцев, французов, немцев, британцев и испанцев, тогда как «старые» европейцы и выходцы из третьих стран были симпатичны 73,1 и 55,9% респондентов соответственно (3). Однако информационная кампания о государствах-новобранцах» несколько изменила ситуацию в лучшую сторону. По данным опросов общественного мнения, проведенных накануне пятого расширения 2004 г., 62% итальянских респондентов положительно оценивали вступление десяти стран Центральной и Восточной Европы в Евросоюз и только 18% высказали отрицательное суждение по данному вопросу (16). В мае 2004 г. итальянский Институт исследования общественного мнения обнародовал сведения, согласно которым почти половина итальянцев позитивно относилась ко всем странам, которые несколько дней назад стали частью ЕС, 22% относились к ним негативно. В качестве наиболее

значимых последствий расширения респонденты выделяли как «минусы» - миграцию и рост преступности (43% опрошенных), урезание дотаций ЕС (40% участников исследования), так и «плюсы» - укрепление социальной стабильности и более интенсивный экономический рост в Сообществе (35% респондентов) (16).

Накануне вступления в ЕС Болгарии и Румынии итальянское правительство не отрицало возможности роста числа мигрантов из стран-«новобранцев», однако и не драматизировало ситуацию. Заместитель министра труда и социальной политики К. Де Лука отмечала: «Объективно говоря, приток граждан из новых государств -членов ЕС может существенно увеличиться. Однако не думаю, что нас захлестнет волна мигрантов из Болгарии и Румынии» (52). Некоторые эксперты разделяли эту позицию. При этом они ссылались на данные по трудовым мигрантам из восьми стран ЦВЕ, Мальты и Кипра. «Многие, в особенности во Франции, с ужасом ожидали прибытия знаменитых "польских водопроводчиков". Известно ли Вам, сколько граждан из этих десяти стран приехало в Италию? В 2004 г. около 60 тыс., а пик - 67 тыс. - был зафиксирован в 2005 г. Прибывали в основном поляки и словаки, 70% были сезонными работниками и концентрировались на северо-востоке страны», -подчеркивал директор Управления по вопросам иммиграции Министерства труда и социального обеспечения Дж. Сильвери (52). Католическая организация «Каритас»1 также не прогнозировала массового наплава румын и болгар.

Итальянские газеты отмечали, что обеспокоенность общественности вызывает не столько трудовая миграция из ЦВЕ, сколько возможный риск дестабилизации социальной обстановки в стране, рост преступности и безработицы, наплыв цыган. Вице-мэр Милана, правоцентрист Р. Де Корато предостерегал: «К нам прибудут тысячи и тысячи людей, ищущих работу, жилье, социальную поддержку. Не получив ожидаемой помощи, они могут создавать неудобства для коренных жителей, провоцировать рост преступности, стать уг-

1 «Итальянская Каритас» (caritas (лат.) - милосердие) - пасторская организация, подчиненная Итальянской епископской конференции (постоянно действующее объединение католических епископов). Учреждена в 1971 г. папой Павлом VI. Занимается образовательной, благотворительной и исследовательской деятельностью, активно оказывает помощь мигрантам и беженцам (10).

розой общественной безопасности» (52). Действительно, вопрос поддержания порядка в свете предстоящего расширения волновал местные власти больше всего. Центральные органы управления, со своей стороны, пытались разрядить напряжение. Отмечалось, что на урегулирование социальных вопросов в 2007 г. из государственного бюджета будет выделено дополнительно 500 млн евро. На проведение миграционной политики предусматривалось потратить 50 млн евро, прежде всего на программы для женщин и несовершеннолетних. В Министерстве внутренних дел и Министерстве труда и социального обеспечения Италии были созданы специальные рабочие группы, которые в сотрудничестве с волонтерскими объединениями и местными органами власти должны были заниматься вопросами интеграции цыган в итальянское общество (52).

Однако отношение широкой общественности к иммиграции со вступлением Болгарии и Румынии в ЕС снова стало меняться в худшую сторону. В 2007 г. большинство итальянцев рассматривали иммиграцию, в том числе и приток из ЦВЕ, как большую проблему (так считали 74% жителей севера и 54% южан), 73% были уверены, что иммигранты отрицательно влияют на ситуацию в стране. При этом равное число опрошенных - две трети - высказали негативное отношение как к иммиграции из Северной Африки и Ближнего Востока, так и из Центральной и Восточной Европы. В 2009 г. более 83% итальянских респондентов считали необходимым ужесточить миграционную политику (32).

Особенно существенную «лепту» в формирование подобного мнения о мигрантах вносят местные СМИ. Разделы хроники итальянских газет постоянно пестрят статьями о правонарушениях, совершенных мигрантами, прежде всего румынами и цыганами. Отчасти этот вопрос действительно раздут, он всегда обсуждается эмоционально и вызывает бурную реакцию итальянской общественности. В ходе кампании против ксенофобии в Италии пресс-атташе Верховного комиссара ООН по делам беженцев Л. Болдрини1 отметила: «Политики и СМИ несут основной груз

1 Лаура Болдрини - итальянский журналист, политик и государственный деятель. В 1998-2012 гг. занимала должность пресс-атташе Верховного комиссара ООН по делам беженцев. В феврале 2013 г. была избрана в итальянский парламент по спискам партии «Левые, экология, свобода». С 16 марта 2013 г. - председатель палаты депутатов парламента Итальянской Республики (42).

ответственности за распространение ксенофобии и расизма в Италии. В последние годы многие политические деятели связывали иммиграцию с вопросами безопасности, не затрагивая другие, положительные составляющие этого феномена. Газеты и телевидение не помогают нам лучше понять иммигрантов, так как уделяют больше внимания негативным последствиям иммиграции, вызывая тем самым тревогу и страх» (39). Хотя в 2008 г. Национальной федерацией итальянской печати1 и советом Ордена журналистов Италии2 был принят основополагающий документ для представителей СМИ, работающих в области миграционной проблематики, -«Обязательный протокол о лицах, просящих убежища, беженцах, жертвах торговли людьми и мигрантах», так называемый Римский устав, - ситуация мало изменилась.

Примечательно, что итальянские политики в ходе предвыборных кампаний используют одну риторику, а с официальной трибуны - другую. Правоцентристской партии С. Берлускони3 «Народ свободы» удалось одержать победу на парламентских выборах 2008 г. во многом благодаря антииммигрантским лозунгам и обещаниям ужесточить миграционную политику в случае прихода к власти. С. Берлускони, победив на этих выборах, в качестве главы итальянского правительства в октябре 2008 г. по итогам встречи со своим румынским коллегой К. Таричеану отмечал: «Румыны -серьезнейшие люди. Они хорошо интегрированы в нашу экономи-

1 Национальная федерация итальянской печати (Federazione Nazionale Stampa Italiana) - профсоюз журналистов Италии. Основан в 1908 г. Включает двадцать областных ассоциаций и профсоюзов работников печати, а также объединения итальянских журналистов в Великобритании, Германии и Франции (26).

2 Национальный орден журналистов - основанная в 1925 г. государственная некоммерческая ассоциация, участие в которой является обязательным для всех работников итальянских СМИ (49).

3 Сильвио Берлускони - итальянский предприниматель, политик и государственный деятель. Занимал пост председателя Совета министров Итальянской Республики в 1994-1995 гг., 2001-2006 гг. и 2008-2011 гг. Лидер правоцентристской партии «Вперед, Италия», созданной в 1994 г. В 2009 г. она влилась во вновь образованное политическое движение «Народ свободы». Последнее было расформировано в 2013 г. На его основе была воссоздана ныне действующая партия «Вперед, Италия» (41; 43).

ческую систему и вносят в нее важный вклад. Я им благодарен. Дружбу между двумя странами не могут разрушить отдельные неприятные происшествия» (40). Примечательно кстати, что, несмотря на весьма жесткую антииммигрантскую риторику правоцентристов, они привлекли бы немалое число избирателей-иммигрантов, будь у тех право голоса. Институт исследований в области мульти-этничности провел опрос общественного мнения среди иммигрантов, проживающих в наиболее привлекательной для иностранных трудящихся области Ломбардия. Результаты оказались весьма любопытными: порядка 64% опрошенных румын, 57 - болгар, 56 -молдаван и 55% украинцев проголосовали бы за «Народ свободы»; большинство выходцев из арабского мира, стран Африки и Латинской Америки поддержали бы левоцентристов (69). Таким образом, мигранты из ЦВЕ, воспитанные в более консервативных и сохранивших память о социалистическом строе обществах, голосовали бы (в значительной степени по инерции) за партии той ориентации, которые были бы для них предпочтительнее на родине.

Повышенное внимание к румынским мигрантам имеет и объективные основания. Уровень преступности среди «приезжих» в Италии действительно несколько выше, чем среди коренных жителей. В 2006 г., еще до вступления Румынии в ЕС, граждане этой страны совершали самое большое среди иностранцев число таких преступлений, как убийство (15,4% среди иностранных граждан и 5,3% - по стране в целом), изнасилование (16,2 и 6,2% соответственно), угон автомобилей (29,8 и 11,2% соответственно), воровство в магазинах (26,9 и 8,7% соответственно) и вымогательство (15 и 3,2% по стране в целом) (56). По данным на 2013 г., из 64,3 тыс. заключенных в стране иностранцы составляли 35,1%, из них 16,1% - румыны (это вторая по числу заключенных в Италии группа иностранцев после марокканцев - 18,6%) (9). В Риме 75% правонарушений с участием иностранцев совершается румынами (61). В январе 2006 г. всей стране стала известна история о групповом изнасиловании гражданами Румынии 45-летней итальянки. В апреле 2007 г. в связи с убийством на станции римского метрополитена итальянки В. Руссо румынкой Д. Матеи, впоследствии приговоренной к 16 годам заключения, сенатор, представитель партии «Лига Севера» П. Стиффони, не стесняясь в выражениях, заявил: «Уже не один год эти господа с востока, известные пьяницы, насильники, убийцы 60

и эксплуататоры несовершеннолетних, живут в нашей стране и совершают преступления. За три месяца до вступления Румынии в ЕС мы били тревогу. Напрасно: теперь они у нас под носом» (27). Убийство итальянки Дж. Реджани в октябре 2007 г. всколыхнуло всю страну. Виновного в преступлении румынского цыгана Р. Маилата суд приговорил к пожизненному заключению с выплатой судебных издержек и компенсацией вдовцу в размере 500 тыс. евро. Этот случай спровоцировал массовую волну ненависти по отношению к цыганам. Начались нападения на их поселения, столкновения между цыганами и коренными жителями. Лидер партии «Лига Севера» У. Босси1 комментировал: «Люди сделают то, на что не способен политический класс» (74). В связи с этим в 20082011 гг. в Лацио, Кампании, Ломбардии, Венето и Пьемонте было введено чрезвычайное положение. Тогдашний мэр итальянской столицы, левоцентрист В. Вельтрони сгоряча сказал, что «до вступления Румынии в ЕС Рим был самым безопасным городом мира» (7). В 2008 г. в тосканской Сиене стал известен случай, когда румыны пытались согнать двух словаков с «хлебного места» для прошения милостыни у собора Святого Доминика. В результате обращения последних в полицию вымогателям была устроена засада и в момент угроз своим конкурентам они были арестованы. Эта и подобные ей истории заставили правоцентриста Дж. Фини2 публично усомниться в возможности интегрировать цыган, «рассматривающих воровство почти как законное и отнюдь не противоречащее морали действие» (7).

1 Умберто Босси - итальянский политик и государственный деятель, основатель, секретарь (1989-2012) и председатель (с 2012 г.) правоцентристской партии «Лига Севера». Избирался в сенат (1987-1992) и палату депутатов итальянского парламента (1992-2006 гг., 2008 г. - по настоящее время). В 20012004 гг. и в 2008-2011 гг. занимал пост министра по вопросам реформирования институтов государственной власти (6; 8).

2 Джанфранко Фини - итальянский политик и государственный деятель. Секретарь Итальянского социального движения (1987-1990), председатель партии «Национальный альянс» (1995-1998), член партии «Народ свободы» (20082010), лидер партии «Будущее и свобода Италии» (с 2010 г.). В 1983-2013 гг. избирался в палату депутатов итальянского парламента. В 2004-2006 гг. - министр иностранных дел Италии, в 2008-2013 гг. - председатель палаты депутатов парламента Итальянской Республики (29).

Пятое расширение Евросоюза действительно осложнило ситуацию с цыганами в Италии. В настоящее время на Апеннинах проживают примерно 130 тыс. цыган, в ЕС в целом - около 9 млн, из них 1,9 млн в Румынии, 750 тыс. в Болгарии, 700 тыс. в Испании, 600 тыс. в Венгрии, 500 тыс. в Словакии, 310 тыс. во Франции, 275 тыс. в Чехии, 120 тыс. в Германии, 100 тыс. в Великобритании. 60% цыган в Италии имеют итальянское гражданство, почти половина из них - коренные жители Апеннин. Порядка 40 тыс. прибыли в страну из Румынии, 30 тыс. - из Балканских стран. Более 10 тыс. цыган проживают только в области Лацио, в Риме их насчитывается свыше 7 тыс. (37). При этом отношение к цыганам в Италии не самое дружелюбное. По данным опросов общественного мнения, 47% итальянцев не хотели бы жить по соседству с ними (средний показатель по Европе - 24%) (72). У 81% респондентов цыгане вызывают отторжение (74), 92 - считают их ворами и преступниками, эксплуатирующими детей, 87 - уверены, что цыгане живут в замкнутом сообществе (71), 68% итальянцев выступают за их высылку из страны. Нередко отрицательное отношение к цыганам распространяется в целом на румын: 64% итальянцев не видят между ними существенного различия (74).

Очевидно, что отношение итальянской общественности к миграции из ЦВЕ носит противоречивый характер. СМИ в погоне за широкой аудиторией больше внимания уделяют криминальной хронике, нежели случаям успешной интеграции мигрантов, которым не без труда удалось добиться успеха в чужой стране. Некоторые популярные политики в борьбе за власть не пренебрегают избитыми антииммигрантскими лозунгами. В итоге население зачастую находится в плену страхов и стереотипных представлений, не воспринимая иммиграцию как явление во всей его целостности, не только негативной, но и позитивной.

Пятый и шестой этапы расширения ЕС существенно изменили ситуацию с иммигрантами в Италии. Румыны стали самой крупной диаспорой, значительно вырос приток выходцев из стран Восточной Европы, не входящих в Евросоюз, прежде всего украинцев и молдаван. Однако статистические показатели стали меняться еще с начала 1990-х годов, что было вызвано падением социалистических режимов в этих странах и обретением их гражданами права на свободу передвижения. Расширение ЕС позволило перейти на 62

легальное положение значительной части трудившихся еще до 2004 г. на Апеннинах иммигрантов из ЦВЕ. Снятие визовых барьеров, упрощение процедуры найма, расширение и уплотнение иммигрантской сети стали дополнительными факторами роста числа трудовых мигрантов в Италии из государств - «новобранцев» Европейского союза. Введенные итальянским правительством ограничения по существу были формальными, так как власти понимали, что ликвидировать нехватку рабочей силы в ряде секторов экономики за счет национальных трудовых ресурсов невозможно. Вместе с тем не возводить, как минимум, формальные препоны правительство не могло, так как давление общества, опасавшегося «вторжения» иммигрантов, было слишком велико.

Очевидно, что и в долгосрочной перспективе страна будет нуждаться в притоке иностранной рабочей силы. В первую очередь, это касается лиц по уходу за больными и престарелыми людьми. В 2012 г. в данной сфере в Италии были заняты 893 тыс. трудящихся, 35% из них - граждане ЕС, 50 - выходцы из третьих стран, только 15% - граждане Италии (34). Ежегодно число итальянцев, нуждающихся в посторонней помощи, увеличивается на 90 тыс. человек. По прогнозам экспертов, потребность в мигрантах, оказывающих такие услуги, будет увеличиваться, так как население страны стареет. Расчеты показывают, что доля лиц старше 65 лет в общей численности населения к 2050 г. увеличится с нынешних 21 до 33% (23).

В связи с этим в последние два года отношение к иммигрантам становится заметно более умеренным, явные антииммигрантские выпады осуждаются. В составе коалиционного правительства Э. Летты1 появился не просто министр-иностранец, а чернокожая конголезка С. Киенге, отвечавшая за вопросы интеграции иммигрантов в итальянское общество. Постоянные нападки на нее со стороны партии «Лига Севера» вызывали отторжение общества и местных СМИ. Немаловажно, что в политическую повестку дня включены такие значимые вопросы, как реформирование закона о

1 Правительство во главе с представителем левоцентристской Демократической партии Э. Леттой находилось у власти в Италии с 28 апреля 2013 г. по 21 февраля 2014 г. (33).

гражданстве с введением права jus soli для рожденных в Италии детей иммигрантов и миграционного закона № 189 от 2002 г.

Крупные партии стали более умеренными в своих высказываниях по миграционной проблематике, они пытаются взглянуть на нее с практической точки зрения. Возникает понимание, что итальянское общество стало привыкать к иммигрантам, осознавать позитивный вклад, который они вносят в социально-экономическое развитие страны. Большинство населения склоняется к тому, что лучше принимать выходцев из культурно близких европейских государств, нежели из Черной Африки или мусульманского мира. Безусловно, проблемы, сопутствующие иммиграции: рост преступности, нагрузки на социальную систему, снижение общественной безопасности, - нельзя отодвинуть на задний план. Однако при выработке разумной стратегии приема и интеграции иммигрантов существующие недостатки можно было бы если не ликвидировать, то как минимум смягчить. Этим итальянское правительство пока не озадачилось. Оно ограничивается лишь устными заявлениями о намерениях. Недостаток финансовых средств и неустойчивость власти могут стать основными препятствиями при реализации реформ в области миграционной политики, для которых итальянское общество в целом созрело.

Список литературы

1. Accordo Italia - Romania: Ingressi piu facili per i lavoratori stranieri / / Stranieri in Italia: Il portale dell'immigrazione e degli immigrati in Italia. -2005. - 14 ottobre. - Mode of access: http://www.stranieriinitalia.it/news/ accordo14ott2005.htm (Дата обращения - 23.04.2014).

2. Accordo tra il Governo della Repubblica Italiana e il Governo della Romania in materia di regolamentazione e gestione dei flussi migratori per motivi di lavoro // Stranieri in Italia: Il portale dell'immigrazione e degli immigrati in Italia. - 2005. - 12 ottobre. - Mode of access: http://www.stranieriinitalia.it/ news/accordo14ott2005.pdf (Дата обращения - 23.04.2014).

3. Allargamento a Est dell'Unione europea: Sfide e opportunity per l'Italia. L'impatto dell'allargamento sui movimenti di popolazione / Balfour R., Einaudi L., Pastore F., Rizzotti L.; Centro studi di politica internazionale. -2001. - Aprile. - Mode of access: http://www.cespi.it/PASTORE/impattoa llargamento.pdf (Дата обращения - 23.04.2014).

4. Benton M., Petrovic M. How free is free movement? Dynamics and drivers of mobility within the European Union // Migration policy institute. - 2013. -February. - Mode of access: http://www.migrationpolicy.org/pubs/MPIE urope-FreeMovement-Drivers.pdf (Дата обращения - 23.04.2014).

5. Biloslavo F., Marino G. Il folle scambio Italia - Romania: A noi i criminali, a loro le imprese // Il Giornale. - Milano, 2013. - 11 luglio. - Mode of access: http: / / www.ilgiornale.it/ news/ interni/folle-scambio-italia-romania-noi-i-criminali-loro-imprese-934829.html (Дата обращения - 23.04.2014).

6. Biografía di Umberto Bossi // Corriere della Sera. Cinquantamila giorni. -Mode of access: http://cinquantamila.corriere.it/storyTellerThread. php? threadId=BossiUmberto (Дата обращения - 23.04.2014).

7. Cadalanu G. «Caccia alle streghe contro i diversi». Xenofobia: Amnesty boccia l'Italia // La Repubblica. - Roma, 2008. - 28 maggio. - Mode of access: http://www.repubblica.it/2008/05/sezioni/esteri/rapporto-amnes ty/rapporto-amnesty/rapporto-amnesty.html?ref=search (Дата обращения -23.04.2014).

8. Camera dei deputati: Bossi Umberto - LNA // Parlamento italiano. - Mode of access: http://www.camera.it/leg17/29?tipoAttivita=&tipoVisAtt=&tipo Persona=&shadow_deputato=32460&idLegislatura=17 (Дата обращения -23.04.2014).

9. Carcere: I detenuti in Italia // Guida all'informazione sociale. - 2013. -4 novembre. - Mode of access: http://www.guida.redattoresociale.it/Sche da. aspx?id=370999 (Дата обращения - 06.05.2014).

10. Caritas Italiana: Chi siamo // Caritas Italiana. - Mode of access: http:// www. caritas.it/home_page/chi_siamo/00000038_Chi_siamo.html (Дата обращения - 06.05.2014).

11. Circolare n. 2 del 28 dicembre 2006 del Ministero dell'Interno e del Ministero della Solidarietá Sociale relativa all'ingresso nell'Unione europea del cittadini della Romania e della Bulgaria // Progetto Melting Pot Europa. -2006. - 30 dicembre. - Mode of access: http://www.meltingpot.org/Circola re-congiunta-n-2-del-28-dicembre-2006-Ministero. html#. Usq7h_TuK_E (Дата обращения - 06.05.2014).

12. Circolare n. 21/2006 del Ministero del Lavoro e della Solidarietá Sociale relativa alla renuncia al regime transitorio in materia di libera circolazione dei lavoratori dei nuovi Paesi membri dell'Unione europea // Stranieri in Italia: Il portale dell'immigrazione e degli immigrati in Italia. - Mode of access: http://www.stranieriinitalia.it/briguglio/immigrazione-e-asilo/ 2006/agosto/circ-solid-sociale-21-2006.pdf (Дата обращения - 06.05.2014).

13. Circolare n. 3 del 4 gennaio 2007 del Ministero dell'Interno e del Ministero della Solidarietá Sociale sul ricongiungimento familiare e accesso al lavoro di cittadini rumeni e bulgari // Progetto Melting Pot Europa. - 2007. -

4 gennaio. - Mode of access: http://www.meltingpot.org/Circolare-congiunta-n-3-del-4-gennaio-2007-Ministero.html#.Usq8ePTuK_E (Дата обращения - 06.05.2014).

14. Circolare n. 3899 del 2 luglio 2013 del Ministero dell'Interno e del Ministero del Lavoro e delle Politiche Sociali relativa all'ingresso nell'Unione europea dei cittadini della Croazia // Integrazione migranti: Vivere e lavorare in Italia. - Mode of access: http://www.integrazionemigranti.gov.it/Attu alita/News/Documents/CIRC0LARE%20C0NGIUNTA%20ACCESS0% 20 CROAZIA.pdf (Дата обращения - 06.05.2014).

15. Circolare n. 728 del 3 febbraio 2012 del Ministero dell'Interno e del Ministero del Lavoro e delle Politiche Sociali / / Stranieri in Italia: Il portale dell'immigrazione e degli immigrati in Italia. - Mode of access: http://www.stranieriinitalia.it/images/circo6feb2012.pdf (Дата обращения - 06.05.2014).

16. Comelli M., Greco E. Integrazione europea e opinione pubblica italiana / / IAI Quaderni / Istituto affari internazionali. - Roma, 2006. - N 25. - 74 p. -Mode of access: http://www.iai.it/pdf/Quaderni/Quaderni_25.pdf (Дата обращения - 06.05.2014).

17. Consolidated version of the Treaty on the functioning of the European Union // Official J. of the EU. - 2008. - 9 May. - C 115. - P. 47-199. - Mode of access: http://eur-lex.europa.eu/resource.html?uri=cellar:88f94461-564b-4b75-aef7-c957de8e339d.0006.01/ D0C_3&format=PDF (Дата обращения -06.05.2014).

18. Croatia / / The World Bank. - Mode of access: http: / / data. worldbank. org/country/croatia (Дата обращения - 06.05.2014).

19. Decreto del Presidente del Consiglio dei ministri del 20 aprile 2004. Programmazione dei flussi di ingresso dei lavoratori cittadini dei nuovi Stati membri dell'Unione europea nel territorio dello Stato, per l'anno 2004 / / Governo italiano. Presidenza del Consiglio dei Ministri. - Mode of access: http://www.governo.it/Presidenza/DICA/10_F0NTI_N0RMATIVE/imm igrazione/decreto_20_aprile_2004.pdf (Дата обращения - 07.05.2014).

20. Direttiva 2004/38/CE del Parlamento europeo e del Consiglio del 29 aprile 2004 relativa al diritto dei cittadini dell'Unione e dei loro famigliari di circolare e di soggiornare liberamente nel territorio degli Stati membri // Gazzetta ufficiale dell'Unione europea. - 2004. - 29 giugno. - L 229. - P. 3548. - Mode of access: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ. do?uri=0J:L:2004:229:0035:0048:IT:PDF (Дата обращения - 07.05.2014).

21. Direttiva 93/109/CE del Consiglio del 6 dicembre 1993 relativa alle modalitá di esercizio del diritto di voto e di eleggibilitá alle elezioni del Parlamento europeo per i cittadini dell'Unione che risiedono in uno Stato membro di cui non sono cittadini / / Gazzetta ufficiale dell'Unione europea. - 1993. -

30 dicembre. - L 329. - P. 34-38. - Mode of access: http: //eur-lex.europa. eu / LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CELEX:31993L0109: IT:HTM L (Дата обращения - 07.05.2014).

22. Direttiva 94/80/CE del Consiglio del 19 dicembre 1994 che stabilisce le modalita di esercizio del diritto di voto e di eleggibilita alle elezioni comunali per i cittadini dell'Unione che risiedono in uno Stato membro di cui non hanno la cittadinanza // Gazzetta ufficiale dell'Unione europea. -1994. - 31 dicembre. - L 368. - P. 38-47. - Mode of access: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CELEX:31994L0080:IT:HTM L (Дата обращения - 07.05.2014).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Dossier Caritas-Migrantes 2012: Italia, paese di immigrazione / / Portale Bulgaria-Italia. - 2012. - 30 ottobre. - Mode of access: http://www.bulgaria-italia.com/bg/news/news/03731.asp (Дата обращения - 07.05.2014).

24. Europa: Allargamento a Est e immigrazione a cura del «Dossier Statistico Immigrazione» // Caritas Italiana. - 2004. - Mode of access: http: //www. stranieriinitalia.it/briguglio/immigrazione-e-asilo/2004/aprile/scheda-cari tas-paesi-est.pdf (Дата обращения - 07.05.2014).

25. Europeans overwhelmingly against immigration: Poll // EurActiv. - 2011. -23 August. - Mode of access: http://www.euractiv.com/future-eu/euro peans-overwhelmingly-immigration-poll-news-507074 (Дата обращения -07.05.2014).

26. Federazione Nazionale Stampa Italiana (FNSI): Che cos'e la FNSI. - Mode of access: http://www.fnsi.it/Pub_fnsi/Pag_cosefnsi.asp (Дата обращения -07.05.2014).

27. Festa P. Stiffoni (Lega): «Romeni ubriaconi, violenti, assassini...» // Stranieri in Italia: Il portale dell'immigrazione e degli immigrati in Italia. - 2007. -30 aprile. - Mode of access: http://www.stranieriinitalia.it/s.o.s._razzismo-stiffoni_lega_romeni_ubriaconi_violenti_assassini_._1816.html (Дата обращения - 07.05.2014).

28. Franchini C. Europa: No agli allarmismi per l'ingresso della Romania / / Affari italiani. - 2007. - 5 gennaio. - Mode of access: http: //www. affaritaliani.it/ cronache/romaniaallarmeeuropa0501.html (Дата обращения - 07.05.2014).

29. Gianfranco Fini / / Corriere della Sera. Cinquantamila giorni. - Mode of access: http: / / cinquantamila.corriere.it/storyTellerThread.php?threadId= FINI+Gianfranco (Дата обращения - 07.05.2014).

30. Gli immigrati croati in Italia e in Veneto / Fincati V. (Red.) / / Regione del Veneto. - 2007. - Novembre. - 24 p. - Mode of access: http: //www. venetoimmigrazione.it/Portals/0/vl/ricerche/Croazia_2007.pdf (Дата обращения - 07.05.2014).

31. Gli immigrati nel mercato del lavoro in Italia: Terzo rapporto annuale / / Ministero del lavoro e delle politiche sociali. Direzione generale per le po-litiche attive e passive del lavoro. - 2013. - 156 p. - Mode of access: http:// www.lavoro.gov.it/Priorita/Documents/Terzo%20Rapporto%20Annuale.% 20Gli%20immigrati% 20nel% 20mercato%20del%20lavoro% 20in%20Italia% 20 2013.pdf (Дата обращения - 07.05.2014).

32. Horowitz J.M. Widespread anti-immigrant sentiment in Italy / / Pew Research: Global Attitudes Project. - 2010. - 12 January. - Mode of access: http://www.pewglobal.org/2010/01/12/widespread-anti-immigrant-senti ment-in-italy/ (Дата обращения - 07.05.2014).

33. I governi dal 1943 ad oggi: XVII Legislatura. Governo Letta / Governo italiano. Presidenza del Consiglio dei Ministri. - Mode of access: http:// www.governo.it/Governo/Governi/letta.html (Дата обращения -07.05.2014).

34. Il contributo degli immigrati: Indagine sull'assistenza familiare in Italia / UniCredit Foundation. - 2013. - 12 p. - Mode of access: http: / /www. dossierimmigrazione.it/ docnews/file/2013_Scheda_UniCredit%20Colf.pdf (Дата обращения - 07.05.2014).

35. Il punto sull'immigrazione nell'Unione europea // Euronote. Informazione Sociale Europea. - 2013. - Aprile. - Mode of access: http://www.euronote. it/2013/04/il-punto-sull%E2%80%99immigrazione-nell% E2% 80% 99unione-europea/ (Дата обращения - 07.05.2014).

36. Immigrazione. Dossier statistico 2013. Dalle discriminazioni ai diritti / Centro studi e ricerche ID0S. - Roma, 2013. - 479 p.

37. I rom in Italia e in Europa: I rom, quanti sono e dove vivono in Italia // Padre Luciano in dialogo. - Mode of access: http://www.padreluciano.it/? p=3202&print=pdf (Дата обращения - 07.05.2014).

38. Istat, tre milioni gli stranieri in Italia: Romeni e ucraini raddoppiati in tre anni //La Repubblica. - Roma, 2007. - 2 ottobre. - Mode of access: http://www.repubblica.it/2007/10/sezioni/cronaca/istat-stranieri/istat-stranieri/ istat-stranieri.html?ref=search (Дата обращения - 07.05.2014).

39. Italia: Al via la campagna nazionale contro il razzismo e la xenofobia // Unimondo. - 2009. - 19 marzo. - Mode of access: http://www.unimondo. org/Notizie/Italia-al-via-la-campagna-nazionale-contro-il-razzismo-e-la-xenofobia-102385 (Дата обращения - 07.05.2014).

40. Italia-Romania, «contrasti appianati». Berlusconi: «Siamo grati ai romeni» // La Repubblica. - Roma, 2008. - 9 ottobre. - Mode of access: http://www. repubblica.it/2008/09/sezioni/ cronaca/ sicurezza-politica-14/ vertice-italo-romeno/vertice-italo-romeno.html?ref=search (Дата обращения -07.05.2014).

41. L'addio al Pdl (in frantumi), rinasce Forza Italia // Corriere della Sera. -Milano, 2013. - 16 novembre. - Mode of access: http://www.corriere.it/ politica/13_novembre_16/addio-pdl-in-frantumi-rinasce-forza-italia-0d58c8 fc-4e97-11e3-80a5-bffb044a7c4e.shtml (Дата обращения - 07.05.2014).

42. Laura Bordrini: Chi sono // Laura Boldrini official site. - Mode of access: http://www.lauraboldrini.it/about/ (Дата обращения - 07.05.2014).

43. La vita straordinaria di Silvio Berlusconi // L'esercito della Liberta. Uniti per difendere il Presidente Berlusconi. - Mode of access: http: / /www. esercitodellaliberta.it/?page_id=166 (Дата обращения - 07.05.2014).

44. Legge del 30 luglio 2002, n. 189. Modifica alla normativa in materia di immigrazione e di asilo / / Normattiva: Il portale della legge vigente. -Mode of access: http://www.normattiva.it/uri-res/N2Ls?urn:nir:stato: legge: 2002-07-30;189 (Дата обращения - 07.05.2014).

45. L'identikit dell'immigrato // Portale Bulgaria-Italia. - 2002. - 4 gennaio. -Mode of access: http://www.bulgaria-italia.com/bg/news/news/00678.asp (Дата обращения - 07.05.2014).

46. Migrazioni internazionali e interne della popolazione residente / / Istituto nazionale di statistica (Istat). - 2012. - 28 dicembre. - Mode of access: http: / / www.istat.it/it/files/2012/12/Migrazioni_popolazione-residente. pdf (Дата обращения - 07.05.2014).

47. Monti P. Labour mobility from the EU member countries: The impact on Italy // Free movement of workers and labour market adjustment: Recent experiences from OECD countries and the European Union. - P.: OECD Publishing, 2012. - P. 133-146.

48. Oltre un milione di romeni in Italia, primato in Ue / / Stranieri in Italia: Il portale dell'immigrazione e degli immigrati in Italia. - 2013. - 23 marzo. -Mode of access: http://www.stranieriinitalia.it/attualita-oltre_1_milione_ di_romeni_in_italia_primato_in_ue_16849.html (Дата обращения -07.05.2014).

49. Ordine dei giornalisti: La storia // Ordine dei giornalisti. Consiglio Nazionale. - Mode of access: http://www.odg.it/content/la-storia (Дата обращения - 07.05.2014).

50. Oriti A. Accesso alle cure degli stranieri presenti in Italia / / Stranieri in Italia: Il portale dell'immigrazione e degli immigrati in Italia. - 2007. -31 agosto. - Mode of access: http://www.stranieriinitalia.it/briguglio/ immigrazione-e-asilo/2007/agosto/oriti-accesso-sanita'.html (Дата обращения - 07.05.2014).

51. Padrone A. Allarme Censis: Giovani in fuga all'estero // Il Messaggero. -Roma, 2013. - 7 dicembre. - P. 13.

52. Paolini D. Romania e Bulgaria, non sara invasione // Portale Bulgaria-Italia. -2006. - 30 dicembre. - Mode of access: http://www.bulgaria-italia. com/bg/news/ news/01848.asp (Дата обращения - 07.05.2014).

53. Pastore F., Recchi E. I dilemmi della mobilita / / Forum internazionale ed europeo di ricerche sull'immigrazione. - Torino, 2009. - 22 luglio. - Mode of access: http://fieri.it/2009/07/22/i-dilemmi-della-mobilita/ (Дата обращения - 07.05.2014).

54. Popolazione residente in Italia proveniente dalla Croazia al 1 gennaio 2011 // TuttItalia. Guida ai comuni, alle province e alle regioni d'Italia. - Mode of access: http: / / www.tuttitalia.it/statistiche/cittadini-stranieri/croazia/ (Дата обращения - 07.05.2014).

55. Programmazione dei flussi di ingresso dei lavoratori cittadini dei nuovi stati membri dell'Unione europea nel territorio dello Stato, per l'anno 2004. Decreto del Presidente del Consiglio dei Ministri / / Gazzetta ufficiale. -2004. - 3 maggio. - N 102. - Mode of access: http://www.ipasvi.it/archivio_ news/leggi/199/DPCM200404.pdf (Дата обращения - 07.05.2014).

56. Rapporto sulla criminalita in Italia: Analisi, prevenzione, contrasto / Ministero dell'Interno. - 2007. - 453 p. - Mode of access: http://www.interno. gov.it/mininterno/export/sites/ default/it/assets/files/14/0900_rapporto_ criminalita.pdf (Дата обращения - 07.05.2014).

57. Recchi E. La libera circolazione e i suoi nemici / / Neodemos. - 2013. -20 maggio. - Mode of access: http://www.neodemos.it/index.php? file=onenews&form_id_notizia=703 (Дата обращения - 07.05.2014).

58. Regolamento N 562/2006 del Parlamento europeo e del Consiglio del 15 marzo 2006 che istituisce un codice comunitario relativo al regime di attraversamento delle frontiere da parte delle persone (codice frontiere Schengen) // Gazzetta ufficiale dell'Unione europea. - 2006. - 13 aprile. - L 105. - P. 1-32. - Mode of access: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/Lex UriServ. do?uri=OJ:L:2006:105:0001:0032:IT: PDF (Дата обращения -07.05.2014).

59. Regulation N 1612/68 of the Council of 15 October 1968 on freedom of movement of workers within the Community // Official J. of the European Communities. - 1968. - 19 October. - L 257. - P. 2-12. - Mode of access: http: / /eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/ ?uri=CELEX: 31968 R1612 (Дата обращения - 07.05.2014).

60. Regulation N 492/2011 of the European Parliament and of the Council of 5 April 2011 on freedom of movement for workers within the Union // Official J. of the EU. - 2011. - 27 May. - L 141. - P. 1-12. - Mode of access: http: //eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:2011:141: 0001: 0012:EN:PDF (Дата обращения - 07.05.2014).

61. Riccardi A. Uno sforzo comune in nome di Giovanna // La Repubblica. -Roma, 2007. - 2 novembre. - Mode of access: http: / / ricerca. repub blica.it/repubblica/archivio/repubblica/2007/11/02/uno-sforzo-comune-in-nome-di-giovanna.html?ref=search (Дата обращения - 07.05.2014).

62. Romeni in Italia: Andamento annuale // Comuni italiani. - Mode of access: http://www.comuni-italiani.it/statistiche/stranieri/ro.html (Дата обращения - 07.05.2014).

63. Salis E. Labour migration governance in contemporary Europe: The case of Italy / / Forum internazionale ed europeo di ricerche sull'immigrazione. -Torino, 2012. - April. - 44 p. - Mode of access: http://www.labmiggov.eu/ wp-content/uploads/2012/04/LABMIG0V_WP1_Italy_Final-report.pdf (Дата обращения - 07.05.2014).

64. Selvatici F. Mendicanti battaglia per il «posto» // La Repubblica. - Roma, 2008. - 6 ottobre. - Mode of access: http://ricerca.repubblica.it/repubblica/ archivio/repubblica/2008/10/08/mendicanti-battaglia-per-il-posto.html? ref=search (Дата обращения - 07.05.2014).

65. Stranieri in Italia, aumento record in testa la comunita dei romeni // La Repubblica. - Roma, 2008. - 9 ottobre. - Mode of access: http://www. repub blica.it/2008/05/sezioni/ cronaca/istat/istat-rapporto-immigrati/ istat-rap porto-immigrati.html (Дата обращения - 07.05.2014).

66. Tarantino F. Come votano gli immigrati? / / Forum internazionale ed europeo di ricerche sull'immigrazione. - Torino, 2010. - 11 gennaio. - Mode of access: http://fieri.it/2010/01/11/come-votano-gli-immigrati/ (Дата обращения - 07.05.2014).

67. Vasileva K. Nearly two-thirds of the foreigners living in EU Member States are citizens of countries outside the EU-27 // Eurostat: Statistics in focus. Population and social conditions. - 2012. - N 31. - Mode of access: http: / / epp. eurostat. ec. europa. eu/cache/ ITY_0FFPUB/KS-SF-12-031/ EN/KS-SF-12-031-EN.PDF (Дата обращения - 07.05.2014).

68. Vasileva K. 6.5% of the EU population are foreigners and 9.4% are born abroad / / Eurostat: Statistics in focus. Population and social conditions. -2011. - N 34. - Mode of access: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/cache/ ITY_0FFPUB/KS-SF-11-034/EN/KS-SF-11-034-EN.PDF (Дата обращения -07.05.2014).

69. Voto: Stranieri piu a sinistra ma i romeni voterebbero per il Pdl // Portale Bulgaria-Italia. - Roma, 2009. - 1 aprile. - Mode of access: http: / / www. bulgaria-italia.com/bg/news/news/02589.asp (Дата обращения -07.05.2014).

70. Zincone G. Immigrati, un egoismo razionale / / Forum internazionale ed europeo di ricerche sull'immigrazione. - Torino, 2013. - 25 novembre. -

Mode of access: http://fieri.it/2013/11/25/immigrati-un-egoismo-razionale/ (Дата обращения - 07.05.2014).

71. Zincone G. Inclusione di rom e sinti: Missione impossibile? / / Forum internazionale ed europeo di ricerche sull'immigrazione. - Torino, 2010. -26 novembre. - Mode of access: http://fieri.it/2010/11/26/inclusione-di-rom-e-sinti-missione-impossibile/ (Дата обращения - 07.05.2014).

72. Zincone G. La questione rom non si affronta con scorciatoie / / Forum internazionale ed europeo di ricerche sull'immograzione. - Torino, 2010. -28 agosto. - Mode of access: http://fieri.it/2010/08/28/la-questione-rom-non-si-affronta-con-scorciatoie/ (Дата обращения - 07.05.2014).

73. Zincone G. Le leggi non bastano // La Stampa. - Torino, 2007. - 2 novembre. - Mode of access: http://forum.laudellulivo.org/index.php? topic= 1206.0 (Дата обращения - 07.05.2014).

74. 68% of Italians want Roma expelled - poll // The Guardian. - L., 2008. -17 May. - Mode of access: http://www.theguardian.com/world/2008/ may/17/italy (Дата обращения - 07.05.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.