Научная статья на тему 'Интеграция иммигрантов в итальянское общество'

Интеграция иммигрантов в итальянское общество Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1029
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИТАЛИЯ / ITALY / ИММИГРАЦИЯ / IMMIGRATION / ИММИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / IMMIGRATION POLICY / ИНТЕГРАЦИЯ ИММИГРАНТОВ / IMMIGRANT INTEGRATION / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ГРАЖДАНСТВЕ / CITIZENSHIP LEGISLATION / "ВТОРОЕ ПОКОЛЕНИЕ" ИММИГРАНТОВ / "SECOND GENERATION" OF IMMIGRANTS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Примакова Наталья Сергеевна

В статье рассматриваются динамика и особенности иммиграционных потоков в Италии. Анализируется действующее законодательство о гражданстве, а также меры, предпринимаемые правительством по социокультурной адаптации иностранцев, постоянно проживающих в стране. Особое внимание уделяется положению представителей «второго поколения» иммигрантов. Освещается также реакция итальянского общества на быстрый рост численности иммигрантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Immigrant integration in the Italian society

This paper reviews the dynamics and features of the immigration flows in Italy. The citizenship legislation in force and the measures of social and cultural adaptation of foreign residents in the country are analyzed. Special attention is paid to the position of the «second generation» of immigrants. The reaction of the society towards the increased number of immigrants in Italy is examined also.

Текст научной работы на тему «Интеграция иммигрантов в итальянское общество»

Н.С. Примакова

Интеграция иммигрантов в итальянское общество

Аннотация. В статье рассматриваются динамика и особенности иммиграционных потоков в Италии. Анализируется действующее законодательство о гражданстве, а также меры, предпринимаемые правительством по социокультурной адаптации иностранцев, постоянно проживающих в стране. Особое внимание уделяется положению представителей «второго поколения» иммигрантов. Освещается также реакция итальянского общества на быстрый рост численности иммигрантов.

Abstract.This paper reviews the dynamics and features of the immigration flows in Italy. The citizenship legislation in force and the measures of social and cultural adaptation of foreign residents in the country are analyzed. Special attention is paid to the position of the «second generation» of immigrants. The reaction of the society towards the increased number of immigrants in Italy is examined also.

Ключевые слова: Италия, иммиграция, иммиграционная политика, интеграция иммигрантов, законодательство о гражданстве, «второе поколение» иммигрантов.

Keywords: Italy, immigration, immigration policy, immigrant integration, citizenship legislation, «second generation» of immigrants.

Превращение послевоенной Италии из отсталой аграрной страны в одну из наиболее развитых способствовало существенным внутренним демографическим изменениям. Отток трудовых ресурсов стал постепенно снижаться, выросла миграция из бедных

южных областей в более благополучные северные регионы. Повышение общего уровня образования населения и качества жизни, а также появление временных иностранных трудящихся, готовых выполнять тяжелые работы за низкую плату, привели к заметным переменам на рынке труда к концу 1980-х - началу 1990-х годов.

Нехватка национальной рабочей силы, прежде всего в секторах, требующих низкого и среднего уровня квалификации, повышала спрос на услуги трудовых мигрантов. Если на первых порах они пребывали в Италии в качестве «временных гостей», то с 2000-х годов значительная часть из них начала оседать в стране, привозить на постоянное место жительства свои семьи или создавать новые. Быстрыми темпами стала расти рождаемость в иммигрантской среде, а на фоне низкой фертильности итальянских женщин пропорции коренного и иностранного населения моложе 18 лет, как будет показано ниже, резко изменились. В этой ситуации перед итальянским обществом и руководством страны встал вопрос о том, как «переварить» эту иностранную «массу», которая к тому же стала превращаться в нечто более организованное и требовать расширения собственных прав.

С учетом моноэтнического характера итальянского государства и отсутствия опыта тесного взаимодействия с другими нациями, подобного «имперскому опыту» России, Великобритании или Франции, решения в этой области принимаются «со скрипом» и без какого-либо плана действий как минимум на ближайшую перспективу. Отсюда - своеобразный «эпизодический» характер политики интеграции иммигрантов, к которой национальное правительство возвращается от случая к случаю, как правило, в период предвыборных кампаний. Но именно поэтому иммиграционная политика Рима и представляет интерес: здесь очевидны многие ошибки, которых можно было бы избежать.

Иммиграционные процессы в Италии на современном этапе и реакция принимающего общества

Общая численность мигрантов в мире, по данным на 2014 г., достигла 232 млн человек, что составило порядка 3,3% населения

планеты (7 млрд 124 млн человек). Из них более 34 млн1 проживали в ЕС (6,8% населения Союза): 7,7 млн - в Германии, 5 млн - в Испании, по 4,9 млн - в Италии и Великобритании, 4 млн - во Франции (41, с. 1).

Феномен иммиграции на Апеннины имеет относительно недавнюю историю. С середины 1970-х годов Италия стала постепенно трансформироваться из государства эмиграции в одно из наиболее привлекательных «мест назначения» для иммигрантов. За последние 15 лет их число выросло более чем в четыре раза (26), хотя экономический кризис, разразившийся в 2008 г., привел к существенному снижению миграционного притока: в 2007 г. в страну прибыли 550 тыс. иностранцев, а в 2012 г. - вдвое меньше (4). По данным Итальянского статистического агентства, население страны в 2014 г. составляло 60,8 млн человек, из них 4,9 млн - иностранцы-резиденты (24, с. 97). Последний показатель, однако, нередко вызывает разногласия среди экспертов. Авторитетный исследовательский центр ИДОС оценивает число иммигрантов в Италии в 5,4 млн человек (41, с. 1). Таким образом, по его подсчетам, доля иностранцев в населении страны достигает 8,1% (41, с. 2). При этом в некоторых провинциях2 она значительно выше. Например, в Баранцате (провинция Милан) данный показатель составляет 31%. Примечательно, что четверть иммигрантов проживает всего в четырех провинциях - Рим, Милан, Турин и Брешиа. Несмотря на большое число различных национальностей (196), 51 % иностранцев являются выходцами из пяти стран - Румынии, Албании, Марокко, Китая и Украины (41, с. 2).

Что касается нелегальных иммигрантов, то их численность, по разным оценкам, не превышает 0,5 млн человек. Число иностранцев, стремящихся незаконно пересечь сухопутную или воздушную границу Италии, по данным на 2013 г., составляло 7,7 тыс. человек, тогда как в целом по ЕС - 107 тыс. (24, с. 123, 125). К ним следует добавить нелегалов и беженцев, попадающих в страну по

1 Речь идет об иммигрантах, не имеющих гражданства того государства, в котором они проживают на постоянной основе

2 Провинция - единица административно-территориального деления Италии второго уровня, входит в состав области и, в свою очередь, делится на коммуны. - Прим. авт.

морю: за первые девять месяцев 2014 г. их число достигло 130 тыс. (24, с. 143). Это весьма внушительная цифра, свидетельствующая о сохраняющейся нестабильности в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Скажем, в 2011 г., на который пришлась так называемая «арабская весна», на итальянских берегах высадилось значительно меньше нелегалов - 63 тыс. человек (24, с. 143). Как результат, центры идентификации и высылки, куда попадают пассажиры «лодок надежды», остаются переполненными. В начале 2014 г. в десяти центрах, функционирующих на территории Ита-лии1, находилось в общей сложности около 6 тыс. человек (24, с. 134). Стоимость годового содержания одной «точки» обходится государственному бюджету в среднем в 55 млн евро (41, с. 2). Максимальный срок пребывания нелегала в таком центре в октябре 2014 г. был сокращен с 18 мес. до 90 дней (41, с. 2).

В центрах содержания беженцев, по состоянию на сентябрь 2014 г., находилось более 61 тыс. человек (41, с. 2). При этом условия содержания здесь оставляют желать лучшего, поскольку годового финансирования - 370 млн евро (61) - явно недостает. Примечательно, что Европейский союз в 2007-2013 гг. потратил на принятие беженцев 700 млн евро, а на противодействие нелегальному пересечению границы - 4 млрд евро (24, с. 143). Из этого можно сделать вывод, что прием беженцев, со всей очевидностью, не входит в число приоритетов иммиграционной политики ни итальянского правительства, ни Брюсселя. Подобная позиция, правда, соответствует настроениям в обществе: 57% жителей Апеннин выступают за ужесточение политики предоставления убежища (такого же мнения придерживаются 56% греков, 48 - британцев, 40% - граждан стран ЕС) (66, с. 8).

Как и прежде, значительная доля иммигрантов переселяется в Италию из экономических соображений. Число работающих в стране иностранцев в конце 2013 г. достигло 2,4 млн человек (или свыше 10% рабочей силы), что на 6,8% больше, чем в 2001 г. (26). Абсолютное большинство трудящихся иностранных резидентов -84% - проживает на севере и в центре Италии (26). 87,1% трудовых мигрантов - наемные работники, 63,6 - заняты в сфере услуг, 31,7 - в промышленном секторе, 4,7% - в сельском хозяйстве (41, с. 2). Более

1 Всего в ЕС насчитывается 420 подобных центров (24, с. 12).

трети иностранцев (35,3%) занимаются неквалифицированным трудом (работа по дому и гостиничное обслуживание), 32,6% - рабочие, 26 - занятые в торговых сетях, 6,1% - высококвалифицированные работники (среди итальянцев таковых 37,3%) (41, с. 3). При этом 41% иностранцев (против 18,5% итальянцев) обладает более высоким уровнем образования, нежели необходимый для выполняемой работы; высшее образование имеют 10,3% иммигрантов, среднее - 32,4% (41, с. 3). Однако, чем дольше иностранец живет в Италии, тем более велика вероятность улучшения его трудового положения: менее 40% иммигрантов, пребывающих в стране свыше 10 лет, имеют уровень образования выше требуемого, в то время как для проживающих на Апеннинах менее 10 лет иностранцев этот показатель составляет порядка 43% (11). Кроме того, первая категория зарабатывает на 17% больше, нежели вторая (11). Однако разница в заработной плате итальянцев и иммигрантов остается весьма существенной: для первых она составляет в среднем 1313 евро, для вторых на 27% меньше - 959 евро (41, с. 2-3). Уровень безработицы среди иностранцев в 2013 г. был также выше, чем среди граждан страны, он составлял 17,3% против 11,5% (41, с. 2).

Вместе с тем вклад иммигрантов в итальянский бюджет достаточно велик. В 2012 г. объем их налоговых и социальных выплат достиг 16,6 млрд евро. За вычетом стандартных государственных расходов на социальную поддержку иностранцев получается, что Италия «заработала» на иммигрантах 3,9 млрд евро (63). При этом 7,9% иностранных семей и 9,9% одиноких иммигрантов живут в условиях крайней бедности (41, с. 3). Иностранцы также не оказывают значительного негативного воздействия на пенсионную систему, на поддержание которой приходится 80% всех социальных расходов государства, поскольку большинство из них составляет молодежь (24, с. 273). Средний возраст иммигрантов - 31 год (у коренных жителей Италии - 44 года) (41, с. 3). Со временем, однако, нагрузка на пенсионную систему со стороны «приезжих» будет расти: в 2016 г. доля иммигрантов в общей численности пенсионеров в Италии достигнет 2,6%, в 2020 г. - 4,3, в 2025 г. - 6% (41, с. 3). Нередко вызывают нарекания и «утекающие» из страны финансовые средства в виде денежных переводов иностранных резидентов своим семьям, проживающим за рубежом. В 2013 г. их объем составил 5,5 млрд евро, но по сравнению с 2012 г. он снизился на

1,3 млрд евро (41, с. 3), что объясняется ростом безработицы среди иммигрантов, а также сокращением иностранных трудовых ресурсов на фоне общего ухудшения экономической конъюнктуры.

Восприятие иммиграции из третьих стран в итальянском обществе в последние годы ощутимо не меняется и характеризуется в целом как весьма настороженное: 76% жителей страны рассматривают ее в качестве серьезной проблемы (66, с. 10). Примечательно, что в государствах Южной Европы, сталкивающихся с существенным притоком нелегалов, подобным же образом воспринимают иммиграцию 84% греков, 56 - португальцев и 54% - испанцев (66, с. 10). Жители Северной Европы занимают куда более умеренную позицию: всего 27% шведов считают, что иммигранты создают трудности для принимающего общества (66, с. 10). Немаловажен также тот факт, что отношение к выходцам из государств -членов ЕС и из третьих стран - различное. Миграция внутри Сообщества вызывает озабоченность у 51% итальянцев и британцев, 53 - испанцев, 48 - греков, 44 - французов, 34% - немцев (66, с. 10). Интересно, что иммигранты разных национальностей видятся жителям Апеннин неодинаково. Наиболее позитивно воспринимаются филиппинцы (78% итальянцев считают их трудолюбивыми, 66% -честными) и украинцы (65 и 57% итальянцев оценивают их подобным же образом) (32). Что касается китайцев, 80% респондентов считают их усердными работниками, однако значительная часть итальянцев убеждена, что китайские малые частные предприятия создают нечестную конкуренцию национальному бизнесу, отчего последний сильно страдает (32).

В Италии до сих пор не изжило себя стереотипное представление о том, что большинство иностранных резидентов занято в сельском хозяйстве (в то время как их всего лишь 4,7%) и принадлежит к беднейшим слоям населения (55). В действительности сенегальцы и албанцы, например, зарабатывают в месяц в среднем немногим меньше, чем коренные жители Италии - 1126 евро и 995 евро соответственно (32; 54). Интересно и такое противоречие: филиппинцы, китайцы и украинцы считаются экономически состоятельными, хотя месячная зарплата филиппинцев и украинцев составляет всего 803 евро, а китайцев - менее 1 тыс. евро (32).

К экономическим различиям между иммигрантами и коренным населением добавляются и социокультурные. 52% итальянцев 162

убеждены, что иммигранты плохо интегрируются в местное общество (подобного же мнения придерживаются 70% греков, 56 - французов, 51 - немцев и 50% - британцев (66, с. 11). Согласно опросу, проведенному в январе 2015 г., 36% итальянцев считают, что иммигранты конкурируют с местными жителями на рынке труда; 34 -что они представляют угрозу общественному порядку и безопасности; 30% - что они ставят под угрозу сохранение итальянской культуры, идентичности и традиционной религии (9). Что касается нелегальной иммиграции, следует отметить, что единого мнения по вопросу о том, как с ней следует поступать, в итальянском обществе нет: 45% респондентов считают, что нелегалов нужно выдворять из страны, тогда как 44% полагают, что их надо принимать (9).

Как и прежде, существенную лепту в формирование восприятия иммиграции вносят средства массовой информации, продолжающие писать об иммиграции, как правило, в разделе хроники (61% всех сообщений об иммигрантах появляется именно там) (32). Это отчасти объясняет достаточно негативное отношение итальянцев к представителям трех крупнейших диаспор - румынам, албанцам и марокканцам, поскольку они нередко становятся действующими лицами криминальной хроники. Опросы показывают, что 67% итальянцев убеждены в наличии криминальных наклонностей у албанцев, 65 - у румын, 57% - у марокканцев (54).

Реальные цифры, однако, не совсем соответствуют этим «впечатлениям»: число румын, находящихся в местах лишения свободы в Италии, составляет 3,8 человека на 1 тыс. представителей этой национальности, проживающих в стране, марокканцев -9,5 человека на 1 тыс., а иностранных граждан в целом - 5 человек на 1 тыс. (32). Правда, нужно признать, что уровень преступности среди иммигрантов в Италии в последние годы растет. В 2012 г. в правоохранительные органы страны против иностранцев-резидентов было подано 290 тыс. заявлений с обвинениями в совершении преступлений, что на 29% больше, чем в 2004 г. (224 тыс.) (41, с. 4). Следует, однако, учитывать, что за указанный период численность иммигрантов значительно возросла - с 2,2 млн до 4,4 млн человек (41, с. 4).

Хотя массовая иммиграция для Италии - явление относительно новое в сравнении, скажем, с Великобританией или Францией, тем не менее она стала неотъемлемой частью современной

итальянской действительности. В общей массе иностранцев, концентрирующихся в наиболее развитых регионах страны, преобладают трудовые мигранты среднего возраста и их положение на рынке труда нельзя сравнивать с положением коренных жителей. Тем не менее их вклад в поддержание и развитие социально-экономической системы страны весьма велик. Но необходимо отметить, что эти позитивные стороны иммиграции для коренных жителей «смазываются» повышенным вниманием со стороны политиков и СМИ к ее нелегальной составляющей. Только 39% статей и репортажей рассматривают иммиграцию в широком социокультурном контексте (41, с. 4). Как отмечает исследовательский центр «Migrantes», в национальных средствах массовой информации «отсутствует глубокий анализ феномена, крайне редко появляются материалы, позволяющие аудитории действительно понять эту проблематику» (49). В результате отношение к «приезжим» в Италии - весьма противоречивое, что, безусловно, не способствует их интеграции в итальянское общество.

Интеграция иммигрантов. Итальянское законодательство о гражданстве

Дискриминация по отношению к иностранцам в Италии распространена весьма широко. Так, в 2013 г. было зарегистрировано 1142 случая дискриминации, при этом более чем в 68% из них причиной была названа расовая и этническая нетерпимость (24, с. 171). Значительное число иностранцев в возрасте старше шести лет, обучающихся в итальянских школах или закончивших их (12,6%), отмечают, что они испытывали на себе различного рода притеснения со стороны сверстников и преподавателей (52). 19,2% иммигрантов подверглись дискриминации в процессе поиска работы или на рабочем месте, причем 89,5% из них в качестве причины дискриминации рассматривают свое происхождение, 22,9 - плохое владение итальянским языком, 14,6% - цвет кожи (52). 10,5% иностранцев столкнулись с дискриминацией при поиске жилья, 8,1 -в общественных местах, 6,2% - со стороны соседей (52). По мнению наблюдателей ОБСЕ, «институты защиты иммигрантов от дискриминации в Италии развиты недостаточно или вовсе отсутствуют» (26). При этом нельзя сказать, что иммигранты хотели бы в корне

изменить свое положение. Напротив, 60,8% из них выражают удовлетворенность жизнью на Апеннинах, 58,6% считают достойной свою работу (таковых большинство среди филиппинцев и молдаван, меньшинство - среди китайцев и украинцев) (52).

Итальянское правительство прилагает определенные усилия по оказанию содействия иммигрантам в интеграции, в частности, посредством организации языковых курсов. Например, с 2008 г. под эгидой Министерства труда и социального обеспечения на уровне областей запущены специальные бесплатные программы «Получи сертификат по итальянскому» («Certifica il tuo italiano»), позволяющие овладеть языком Данте на минимальном, необходимом для повседневного общения уровне (А2 в соответствии с используемой в ЕС системой «Общеевропейских компетенций владения иностранным языком»). Основная проблема, правда, заключается в том, что конкретной реализацией программы занимаются региональные власти, а разрывы между областями, в том числе в плане эффективности работы и распределения имеющихся ресурсов, весьма велики. В связи с этим ОБСЕ неоднократно критиковала итальянское правительство за «скромное количество и ограниченность программ по интеграции иммигрантов» (26). В среднем, отмечает организация, иностранец, изучающий итальянский язык на муниципальных курсах, посвящает этому занятию в три раза меньше времени, нежели иммигранты в других европейских странах (26).

Однако главным инструментом интеграции иммигрантов в Италии, как и в любой другой стране, является установление прочных связей между индивидом и государством через институт гражданства. Ситуация в этом смысле на Апеннинах непростая. Вопросы, связанные с предоставлением гражданства Италии, регулируются Законом № 91 от 5 февраля 1992 г. (39). Этот документ базируется на принципе jus sanguinis (от лат. «право крови»), предполагающем автоматическое предоставление гражданства ребенку, родившемуся у родителей, хотя бы один из которых является итальянским гражданином. Этим правом также наделяются в соответствии со ст. 1 закона лица, усыновленные гражданами Италии, дети апатридов или родителей, чье гражданство невозможно установить, и сироты неизвестного происхождения.

Дети иностранцев, родившиеся в Италии или прибывшие в страну до совершеннолетия, согласно ст. 4, могут подать прошение о принятии в гражданство по достижении 18-летнего возраста. Закон № 69 от 21 июня 2013 г. (21) упростил процедуру подачи и рассмотрения подобных ходатайств: если раньше эта категория населения должна была представлять документы по достижении совершеннолетия строго в течение одного года - до 19 лет, то теперь данное ограничение не действует; городские отделы ЗАГС обязаны информировать потенциального кандидата о его правах и процедуре подачи заявления за шесть месяцев до того, как ему исполнится 18 лет; длительные отъезды из страны родителей не влияют на принятие решения при условии, что сам ходатайствующий постоянно и легально проживал на Апеннинах. Подобное смягчение правовых норм объясняется тем, что значительное число прошений прежде отклонялось по причине недостаточной информированности кандидатов, бюрократических проволочек, а также по вине родителей, нередко проживающих в стране неза-конно1. Несовершеннолетние дети иностранцев, ставших гражданами Италии, также могут получить гражданство при условии их постоянного проживания с родителями, а при достижении совершеннолетия могут от него отказаться, если имеют гражданство другого государства.

Остальные категории иностранцев имеют право получить итальянское гражданство только после десяти лет непрерывного легального проживания на Апеннинах; среди европейских стран более длительный срок существует только в Швейцарии и составляет 12 лет. Примечательно, что, например, по предыдущему Закону о гражданстве (№ 555 от 13 июня 1912 г.) этот период составлял пять лет. Нынешние нормы в определенной степени дискриминируют некоторые категории иммигрантов: десять лет требуется только для граждан государств, не входящих в Европейский союз, в то время как для граждан стран - членов Сообщества - четыре года; беженцев и апатридов - пять лет; лиц, имеющих итальянские корни, - три года (для несовершеннолетних - два года). В том случае,

1 С начала 1980-х годов в качестве одного из основных инструментов смягчения проблемы нелегальной иммиграции итальянское правительство использует амнистии (65, с. 2). 166

когда иностранец состоит в браке с итальянцем (принцип jure conubii), он может подать запрос спустя два года после совершения акта гражданского состояния и непрерывного совместного проживания в Италии. Если у пары имеются дети, этот срок сокращается вдвое, если же семья проживает за рубежом, он увеличивается до трех лет (38).

Средний срок рассмотрения ходатайства о принятии в гражданство в Италии составляет пять лет, хотя формально не может превышать 730 дней («рекордсменом» среди европейских стран в этом отношении является Словения, где он составляет всего два месяца) (65, с. 12). Размер государственной пошлины относительно невелик и равен 200 евро, тогда как в Австрии, Швейцарии, Великобритании и Греции он достигает 1,5 тыс., 1,9 тыс., 850 и 700 евро соответственно; в то же время во Франции, Бельгии и Испании принятие в гражданство осуществляется на безвозмездной основе.

Значительный интерес вызывают положения итальянского законодательства, касающиеся оценочных критериев принятия в гражданство иностранца/апатрида. Согласно Циркуляру Министерства внутренних дел Италии № 60.1 от 5 января 2007 г., иностранец «должен пройти предварительный период интеграции в итальянское общество», об эффективности которой свидетельствуют «семейная и социальная жизнь, длительность и качество проживания в Италии, а также искренность желания стать итальянским гражданином» (14). Во внимание принимается общий доход семьи, членом которой является ходатайствующий (прежде учитывался только заработок иностранца, что ставило в трудное положение домохозяек, находящихся на иждивении супруга), а также исправная уплата налогов. Допускается «временное отсутствие» заявителя (т.е. паузы в пребывании на национальной территории) в связи с работой, обучением, оказанием помощи семье на родине, лечением, которое должно быть обязательно подтверждено документально (14).

При оформлении запроса о предоставлении итальянского гражданства иностранец должен также предъявить свидетельство о рождении и о гражданстве родителей; документы, удостоверяющие личность (с легализованным переводом на итальянский язык) и постоянную регистрацию в Италии; справку об уплате налогов за последние три года и об отсутствии судимости в стране первого

гражданства. Пакет документов подается в префектуру напрямую или через мэрию, откуда затем поступает в МВД1 и проверяется совместно с министерствами иностранных дел и юстиции. В результате Министерство внутренних дел вырабатывает рекомендации о возможности принять иностранца в гражданство и подает их на имя президента Италии, который, в свою очередь, подписывает соответствующий указ. Префектура информирует ходатайствующего о результатах рассмотрения его запроса. При получении итальянского гражданства он не обязан отказываться от своего первого гражданства. В течение шести месяцев с момента принятия положительного решения иностранец должен «принести присягу в верности Республике, ее законам и Конституции» (39). Следует подчеркнуть, что предоставление всех указанных выше документов еще не означает, что иностранец будет принят в гражданство. Как отмечается в Циркуляре Министерства внутренних дел № 60.1, недостаточное владение итальянским языком, слабая интеграция в принимающее общество и низкий годовой доход семьи (менее 8300 евро) могут стать весомым основанием для отказа (14). Правда, вопрос о том, как адекватно и объективно оценить качество социальной интеграции иммигранта, - весьма непростой.

С начала 2000-х годов число иностранцев, принятых в гражданство Италии, неизменно росло (см. график). Примечательно, что до 2009 г. большая часть иностранцев получала итальянское гражданство по принципу jure conubii. Тренд изменился в результате двух факторов: во-первых, в соответствии с положениями «Пакета мер в области безопасности» 2009 г. срок совместного проживания в браке - основное условие предоставления гражданства -увеличивался с шести месяцев до двух лет (38); во-вторых, число иммигрантов, постоянно проживающих в Италии более десяти лет, значительно возросло (65, с. 13). Наибольшее число натурализованных иностранцев (35%) проживает на северо-западе Италии, 26 - на северо-востоке, 25 - в центре и 14% - на юге страны (65, с. 7).

1 Согласно Директиве Министерства внутренних дел от 7 марта 2012 г., процесс рассмотрения заявлений иностранцев, состоящих в браке с итальянскими гражданами, несколько упростился: теперь решения могут принимать префекты без запроса в МВД Италии (23). 168

График

2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Источник: 65, с. 3.

В целом экспертные оценки действующей на Апеннинах нормативно-правовой базы о гражданстве достаточно негативные, поскольку Закон 1992 г., очевидно, устарел (31, с. 217). Когда он принимался, страна не сталкивалась со столь существенным, как в настоящее время, притоком иммигрантов, которые не становятся «временными гостями», а оседают в Италии, создают семьи и требуют равноправия с местными жителями. Последнее гарантирует только итальянский паспорт, ведь граждане государств, не входящих в ЕС, не обладают никакими политическими правами, вплоть до отсутствия права голоса на выборах в местные органы власти. Имеются нарекания и в адрес правоохранительных органов в плане полноты предоставляемой информации. МВД Италии, однако, утверждает, что порядка 60% постоянно проживающих в стране иностранцев знают о правилах предоставления итальянского гражданства (65, с. 11). Недостатка в сведениях действительно нет: все необходимое можно найти на порталах Министерства внутренних дел, окружных полицейских участков и городских мэрий. Правда, качество изложения оставляет желать лучшего, так как это чаще всего - выдержки из законодательства, понимание содержания которых может вызвать трудности даже у носителей языка. В результате сложения всех этих факторов получается весьма печальная картина. Показатели численности натурализовавшихся иностранцев в стране крайне низки: из 100 иммигрантов только 1,2 становят-

ся итальянскими гражданами, в то время как в Португалии - 4,9, а в Швеции - 5,6 (18).

Положение «второго поколения» иммигрантов в Италии. Попытки реформировать законодательство о гражданстве

Как отмечалось выше, массовая иммиграция в Италии имеет недавнюю историю и потому общественно-политический дискурс до сих пор разворачивается преимущественно вокруг положения взрослых трудящихся иностранцев, однако проблематика так называемого «второго поколения» постепенно приобретает все более громкое звучание. Связано это с тем, что сегодня почти 18% новорожденных в Италии имеют мать-иностранку (43) и ежегодно в иммигрантской среде рождается порядка 100 тыс. детей, которые де-факто являются итальянцами, но де-юре - «иностранцами-неиммигрантами» (59, с. 1).

По данным на 2014 г., число несовершеннолетних иностранцев в Италии превысило 1 млн человек, из них 925,6 тыс. - граждане стран, не входящих в ЕС (41, с. 4). По предварительным оценкам, к 2029 г. эта цифра может возрасти до 2 млн человек, т.е. доля иностранных граждан в общей численности населения моложе 18 лет может увеличиться с нынешних 9,7 до 20% (28, с. 5).

830 тыс. детей иммигрантов, половина из которых родились в Италии (19, с. 7), проходят обучение в средних школах, их доля составляет 9% от общей численности учащихся (9 млн человек) (25, с. 14). Для сравнения: в 1999-2000 гг. число учеников-иностранцев в итальянских средних учебных заведениях обязательного образования достигало 120 тыс., в 2004-2005 гг. - 362 тыс., в 2011-2012 гг. -756 тыс. (25, с. 11). Однако годовые темпы прироста этого показателя снижаются: в начале 2000-х годов они составляли 20%, в середине 2000-х годов - 15, в настоящее время - около 6% (25, с. 11). 90% всех иностранных учащихся проживают на севере и в центре страны и только 10% - на юге (25, с. 11). Среди них насчитываются представители 191 национальности, однако преобладают румыны, албанцы и марокканцы (25, с. 11). Следует отметить, что доля несовершеннолетних в численности той или иной диаспоры в Италии неодинакова: для выходцев из Северной Африки она составляет 30%, а для украинцев, например, - всего 9% (19, с. 7).

Серьезной проблемой до сих пор остается неуспеваемость значительной части школьников-иностранцев. Проблема кроется не в том, что они не знают языка: четверть детей иммигрантов владеет итальянским на уровне носителя (45). 38,2% школьников-иностранцев отстают по программе и как результат проходят обучение в классах, не соответствующих их возрасту. В начальной школе этот показатель составляет 16,3%, в средней - 44,1, в старшей -67,1% (19, с. 7). Правда, нередки случаи, когда иностранные учащиеся имеют более высокую успеваемость по отдельным предметам, нежели итальянские. Например, китайцы лучше усваивают математику, нежели итальянцы (средний балл у них составляет 7,6, а у итальянцев - 7,5) (44). В итоге около 71% детей иммигрантов (против 19% детей итальянцев) заканчивает только обязательную общеобразовательную школу. Обучение в старших классах (лицеях) продолжают 28% детей иммигрантов, в то время как среди коренного населения этот показатель достигает 48% (25, с. 12). Детские сады посещают всего 25% иностранцев в возрасте до шести лет, а для детей итальянцев эта доля приближается к 100% (25, с. 14).

Для того чтобы в некоторой степени изменить сложившуюся ситуацию, в январе 2010 г. Министерство образования и исследовательской деятельности выпустило циркуляр, в соответствии с которым в начальных классах средней школы был введен 30%-ный «потолок» доли иностранцев в общей численности учащихся (15). В 2012 г. были опубликованы рекомендации для учителей начальных классов по формированию учебной программы с учетом «современного языкового и культурного многообразия национальной школы» (33, с. 14). При этом ведомство не дало конкретных указаний по разработке данной программы и не выделило никаких дополнительных финансовых средств. 6 марта 2013 г. вышел циркуляр о необходимости выработать «особый подход» к наиболее «уязвимым» категориям учащихся, «находящимся в невыгодном социально-экономическом положении, имеющим трудности с освоением языка или познанием итальянской культуры» (16). Но и здесь министерство ограничилось лишь общими пожеланиями, не предложив какого-либо конкретного плана действий. Хотя за системой образования и признается ведущая роль в процессе интеграции и ассимиляции несовершеннолетних иммигрантов, как отмечают итальянские исследователи, «все ограничивается, по большей

части, самодеятельностью и добрыми намерениями отдельных преподавателей или учебных заведений» (1, с. 5).

Социальную поддержку «второму поколению» пытаются оказать муниципалитеты. На базе городских администраций создаются специальные информационные окна для иммигрантов моложе 30 лет, где они могут получить необходимые сведения о процедуре записи в учебные заведения, об образовательных и языковых курсах, условиях получения вида на жительство и подачи прошения на получение итальянского гражданства. Кроме того, в Италии действует большое число неправительственных организаций, занимающихся вопросами интеграции и адаптации этой категории населения. В частности, ассоциация «Сеть Джи2» («Rete G2», буква G - первая в слове generazione, поколение) при плотном взаимодействии с мэрией Милана ежегодно организует фестиваль «Регенерация» («Rigenerazioni») с участием детей иностранцев, родившихся в Италии или прибывших в юном возрасте на Апеннины с целью воссоединения с семьей; представителей государственных и местных властей; СМИ; гражданского общества. В его рамках проводятся «круглые столы» и дискуссии, посвященные преимущественно проблематике приема в гражданство молодых иностранцев, постоянно проживающих в Италии.

Несмотря на описанные выше трудности, с которыми сталкиваются представители «второго поколения» иммигрантов, 63% итальянцев считают, что эта категория иностранцев хорошо интегрирована в принимающее общество (66, с. 11). Однако на практике многие эксперты готовы с этим поспорить и называют ее «застывшим капиталом» (51, с. 15). Отсутствие высокого уровня образования и гражданства мешает эффективной интеграции на рынке труда, поскольку ряд сфер деятельности, например журналистика, требуют принадлежности к профессиональным ассоциациям, а вступить в них можно только будучи гражданином Италии. Без итальянского паспорта юные иностранцы не имеют возможности свободно перемещаться, так как процесс выдачи и обновления вида на жительство весьма затянутый. Получается, что социальные лифты, начиная с системы образования, в Италии работают весьма неэффективно, в результате чего «второе поколение» иммигрантов чувствует себя своего рода «вторым дивизионом».

Итальянское руководство неоднократно предпринимало попытки исправить положение прежде всего посредством реформирования законодательства о гражданстве. Бывший президент Италии Дж. Наполитано1 затрагивал этот вопрос в своих официальных выступлениях, отмечая, что «отказывать детям иммигрантов, родившимся в Италии, в предоставлении итальянского гражданства абсурдно» (3Q). В национальный парламент с завидным постоянством поступают проекты реформирования закона 1992 г. В 2Q11 г. 113 сенаторов, преимущественно от левых партий, выступили с предложением о введении принципа jus soli (от лат. «право почвы», совр. итал. ius soli). В годы XVI созыва парламента было выдвинуто 28 новых законопроектов о гражданстве. Со стороны правительства также отмечаются определенные шаги в данном направлении. Бывший министр по вопросам интеграции С. Киенге2 в качестве основного пункта своей работы выделила именно закрепление jus soli в итальянском законодательстве, чем вызвала немало критики в свой адрес со стороны правых сил и консервативных слоев общества. Крупнейшая общенациональная газета «Corriere della Sera» весьма холодно отреагировала на это предложение, подчеркнув, что подобное «бесполезное форсирование политических решений» только провоцирует разногласия в обществе, тогда как «для выработки продуманных шагов нужно время» (62).

Действующий кабинет во главе с генеральным секретарем левоцентристской Демократической партии М. Ренци3 также уделяет значительное внимание проблеме реформирования законодательства о гражданстве и считает, что эту реформу следует рас-

1 Джорджо Наполитано - сенатор итальянского парламента (с 2014 г.), президент Итальянской Республики в 2006-2015 гг. Ранее занимал посты председателя палаты депутатов (1992-1994) и министра внутренних дел Италии (1996-1998) (27).

2 Сесиль Киенге - член Демократической партии, министр по вопросам интеграции в правительстве Э. Летты в 2013-2014 гг., с 2014 г. - член Европейского парламента, входит в группу Прогрессивного альянса социалистов и демократов (34; 35).

3 Маттео Ренци - председатель Совета министров Италии (с 2014 г.), секретарь Демократической партии (с 2013 г.), в 2004-2009 гг. - председатель правительства провинции Флоренция, в 2009-2014 гг. - мэр Флоренции (46).

сматривать как «проверку общества на степень его цивилизованности» (5). Один из ведущих представителей Демократической партии П.Л. Берсани1 подчеркивает: «В нашей стране живут сотни тысяч детей иммигрантов, которые ходят в школу, учат итальянский язык. При этом они не являются ни итальянцами, ни иммигрантами. Они сами не знают, кто они» (30). По планам действующего кабинета министров предполагается постепенный переход к так называемой формуле «смягченного jus soli»: ребенок иммигрантов, родившийся в стране и окончивший обязательную среднюю школу, наделяется правом стать итальянским гражданином; в том случае, если он прибыл в страну до исполнения совершеннолетия, то должен пройти весь цикл обучения, включая старшие классы средней школы (лицей). Таким образом, предлагается своеобразный «культурный принцип», сформулированный в 2012 г. министром по вопросам европейской интеграции А. Риккарди2: «Преобладающей может стать не модель jus soli или jus sanguinis, а jus culturae, потому как молодые иностранцы должны расти в итальянской культуре» (17). Планируется также возможность принятия в гражданство родившихся на Апеннинах детей беженцев, правда, число таких потенциальных кандидатов невелико и на сегодняшний день составляет, по оценкам Министерства внутренних дел Италии, около 200 человек (42).

Позиции, близкой к Демократической партии, придерживается и правоцентристский Союз центра в лице его лидера П.Ф. Казини3, который заявляет: «Глупо, что дети, родившиеся в

1 Пьер Луиджи Берсани - депутат итальянского парламента от Демократической партии последних четырех созывов (с 2001 г. по настоящее время), в 2009-2013 гг. - секретарь Демократической партии. Занимал посты губернатора области Эмилия-Романья (1993-1996), министра промышленности и торговли (1996-1999), транспорта (1999-2001) и экономического развития (2006-2008) (7).

2 Андреа Риккарди - историк, основатель благотворительного движения «Община святого Эгидия», основанного на католических идеалах. В 2011-2013 гг. занимал должности министра по вопросам международного сотрудничества и европейской интеграции в правительстве М. Монти (3).

3 Пьер Фердинандо Казини - сенатор итальянского парламента от партии Союз центра, председатель комиссии сената по международным делам (с 2013 г.), в 2001-2006 гг. - председатель палаты депутатов (53).

Италии, не становятся итальянскими гражданами. Они лишены самого главного» (30). Лидер партии «Вперед, Италия» С. Берлускони1 в целом поддержал инициативу правительства М. Ренци, отметив: «Мы считаем, что принять в гражданство ребенка иностранцев, получившего школьное образование в Италии, владеющего итальянским языком и знающего нашу историю и цивилиза-ционные ценности, необходимо» (6). Однако не все на правом фланге разделяют эту точку зрения. Неизменно против расширения прав иностранцев выступает «Лига Севера»2. Ее секретарь М. Сальвини3 заявил: «Я категорически против того, чтобы дарить кому-то гражданство и право голосовать... сейчас этот вопрос даже не стоит на повестке дня. Самое главное в настоящий момент -обеспечить рост занятости. Мы, итальянцы, чувствуем себя иммигрантами в своем собственном доме» (20; 22). Другой представитель этой партии, губернатор области Ломбардия Р. Марони4 подчеркивает: «Введение принципа jus soli стало бы грубым нарушением Конституции» (30).

Позицию другой крупной политической силы - движения «Пять звезд» - определить сложно, поскольку заявления ее лидера

1 Сильвио Берлускони - основатель и лидер партии «Вперед, Италия», председатель Совета министров Италии в 1994-1995 гг., 2001-2006 гг. и 20082011 гг. (60).

2 Движение «Лига Севера» - правая политическая партия, основанная в 1989 г. С 1994 г. участвует в выборах в национальный парламент, блокируясь преимущественно с правоцентристскими партиями. Зародилась как движение за независимость северных областей Италии. В настоящее время перешла на более умеренные позиции. Выступает за федерализацию страны, сохранение христианских ценностей, против массовой иммиграции, однополых браков, европейской интеграции. Партия является своего рода «итальянской сестрой» французского Национального фронта М. Ле Пен (37).

3 Маттео Сальвини - секретарь партии «Лига Севера» (с 2013 г.), член Европейского парламента (с 2014 г.). В настоящее время является вторым по популярности политиком в Италии, уступая лишь главе правительства М. Ренци (47; 48).

4 Роберто Марони - губернатор области Ломбардия (с 2013 г.), в 20122013 гг. - секретарь партии «Лига Севера». Занимал должности министра внутренних дел (1994-1995, 2008-2011) и министра труда и социального обеспечения (2001-2006) (56).

Б. Грилло1 нередко расходятся со словами и действиями членов партии. Он неоднократно отмечал, что «миграционная тематика -оружие массового отвлечения, используемое как правыми, так и левыми для того, чтобы переключить внимание общественности с действительно важных проблем» (10). В целом же его многочисленные сентенции свидетельствуют о том, что он выступает против реформирования действующего законодательства о гражданстве и подчеркивает, что положения о гражданстве «можно изменить только посредством референдума. Решение, которое со временем способно изменить географию страны, не должно приниматься небольшой группой парламентариев и политиков, находящихся в состоянии постоянной предвыборной кампании. Принцип jus soli также должен обсуждаться государствами ЕС, ведь тот, кто въезжает в Италию, на самом деле въезжает в Европейский союз» (29). Однако в 2013 г. депутаты от «Пяти звезд» внесли законопроект, согласно которому национальное гражданство может быть предоставлено иностранцу, «родившемуся в Италии у родителей, хотя бы один из которых легально и непрерывно проживает в стране минимум три года либо родился в Италии и легально и непрерывно проживает в стране минимум один год» (10).

Что касается крайне правого, внепарламентского крыла итальянской политики, то здесь, со всей очевидностью, преобладает исключительная нетерпимость по отношению к реформированию законодательства о гражданстве. Как писал Г. Адинольфи, один из идеологов экстремистского движения «Каза Паунд»2, «jus sanguinis - это граница, которую нельзя перейти, это фронт, на ко-

1 Беппе Грилло - итальянский актер, комик и политический деятель. В 2009 г. основал популистское движение «Пять звезд», занявшее на выборах в итальянский парламент в 2013 г. третье место (25,6% голосов избирателей). Партия выступает за введение принципов электронной демократии в политический процесс, выход страны из зоны евро, кардинальное изменение действующей партийно-политической системы (8; 50).

2 «Каза Паунд» (итал. «Дом Паунда») - крайне правое политическое движение, основанное в 2003 г. в Риме на базе социального центра неофашистской направленности. Названа в честь американского поэта Э. Паунда, активно поддерживавшего режим Б. Муссолини (13).

тором нельзя капитулировать. Введение jus soli означало бы предательство самого понятия нация» (57).

В итоге, несмотря на довольно оживленные, но эпизодические дискуссии о необходимости изменения законодательства о гражданстве и улучшения положения «второго поколения» иммигрантов в Италии, конкретных мер по реализации данных благих намерений до настоящего времени не принято. Это во многом объясняется консервативностью итальянского общества в вопросах национальной и культурной идентичности, а также тем, что значительная часть детей иммигрантов - школьного возраста и потому в массе своей не способна - пока - требовать расширения собственных прав.

Итак, как показано выше, политика интеграции иммигрантов в Италии носит весьма ограниченный характер. По существу, она сводится к формуле культурной ассимиляции, однако конкретной программы, подкрепленной финансовой базой, до настоящего момента не выработано. Итальянское правительство занимается иммиграционными вопросами либо в «авральном режиме» (в случае неконтролируемого массового притока нелегалов к морским берегам Сицилии и Апулии), либо жонглирует про-или антииммигрантскими лозунгами - в зависимости от принадлежности к левому или правому политическому лагерю (в период предвыборных кампаний или отсутствия иных, более острых вопросов в рабочей повестке дня).

Следует признать: правящая элита постепенно приходит к пониманию того, что с осевшими в стране иммигрантами и, в особенности, их детьми, которые, по сути, являются итальянцами, но с юридической точки зрения практически бесправны, нужно что-то делать. Свидетельством тому являются попытки, до сих пор неудачные, реформировать законодательство о гражданстве. Большое количество слов, сказанных на сей счет итальянскими политиками, в конкретные политические решения пока не трансформировалось. Необходимо отметить, что и значительная часть итальянцев (64%) считает неэффективной проводимую правительством иммиграционную политику (66, с. 5).

В 2014 г. ОБСЕ разработала рекомендации для Италии по повышению эффективности интеграционной политики (26). Они включают в себя следующие пункты: введение четкого разграниче-

ния компетенции и ответственности между органами и ведомствами, занимающимися вопросами приема и интеграции иммигрантов; увеличение финансирования школьного образования в части, касающейся преподавания итальянского языка иностранным учащимся; содействие в трудоустройстве безработным иммигрантам, в том числе посредством организации курсов переобучения и повышения квалификации; противодействие нелегальному найму и дискриминации в условиях приема на работу трудящихся иностранцев.

Данные рекомендации взяты на вооружение правящей Демократической партией и дополнены рядом других важных намерений, о чем свидетельствует содержание программы этого политического объединения (67). В ней, в частности, подчеркивается необходимость «наделения иностранцев-резидентов правом голоса на выборах в местные органы власти и правом получения гражданства в зависимости от длительности их проживания на национальной территории и степени вовлеченности в общественную жизнь» (67). В программе констатируется намерение создать «национальный фонд для реализации иммиграционной политики», разработать новую «программу по преподаванию итальянского языка и культуры для иностранцев», а также осуществить «крупные инвестиции в проекты по противодействию сегрегации иммигрантов в системе школьного образования» (67). Жаль, что эти программные положения, своевременные и разумные, все еще остаются на бумаге.

Вопросы интеграции иммигрантов как в Италии, так и в России пока уходят на задний план. В Италии правительство, возглавляемое М. Ренци, озабочено проведением конституционных реформ, принятием нового закона о выборах и стимулированием экономического роста. В России в настоящий момент руководство страны не рассматривает проблему иммиграции как безотлагательную, поскольку оно занято решением задач совсем иного по-рядка1. «Второе поколение» иммигрантов в обеих странах только формируется и потому реальной угрозы возникновения беспорядков здесь пока не существует. Но стоит ли откладывать принятие

1 Примечательно, что большинство россиян (67%) положительно оценивают иммиграционную политику своего правительства (66, с. 6).

178

эффективных мер, направленных на решение проблемы интеграции иммигрантов? Ведь нельзя исключать того, что за невнимание к этой проблеме как Италии, так и России придется заплатить слишком высокую цену.

Список литературы

1. Ambrosini M. Il futuro in mezzo a noi: Le seconde generazioni scaturite dall'immigrazione nella societá italiana dei prossimi anni / / Fondazione Giovanni Agnelli. - 5 p. - Mode of access: http://www.fga.it/fileadmin/ storico/pdf/doconline/Ambrosini_100603.pdf (Дата обращения -05.04.2015).

2. «Amici», Mattarella saluta gli immigrati: «Ue piu solidale per i profughi» // Stranieri in Italia. - 2015. - 03.02. - Mode of access: http://www.stranieriini

talia.it/attualita-amici_mattarella_saluta_gli_immigrati._ue_piu_solidale_

per_i_profughi_19540.html (Дата обращения - 05.04.2015).

3. Andrea Riccardi: Biografia / / Andrea Riccardi sito ufficiale. - Mode of access: http://www.andreariccardi.it/it/biografia (Дата обращения -05.04.2015).

4. Barba Navaretti G. I flussi migratori mostrano come cambia la geografia economica dell'Europa // Il Sole 24 ORE. - 2014. - 23.05. - Mode of access: http://www.ilsole24ore.com/art/notizie/2014-05-22/i-flussi-migratori-mos trano-come-cambia-geografia-economica-europa-211415.shtml?rlabs=2 (Дата обращения - 05.04.2015).

5. Bei F. Cittadinanza piu rapida per i bambini stranieri. Renzi: «Ius soli temperato. Sará sufficiente un ciclo scolastico» // La Repubblica. - 2014. -20.10. - Mode of access: http://www.repubblica.it/politica/2014/10/20/ news/cittadinanza_pii_rapida_per_i_bambini_stranieri_renzi_ius_soli_temp erato_sar_sufficiente_un_ciclo_scolastico-98532352/ (Дата обращения -05.04.2015).

6. Berlusconi: Si a unioni gay e ius soli dopo ciclo scolastico // Sky TG24. -2014. - 23.10. - Mode of access: http://tg24.sky.it/tg24/politica/2014/10/ 23/berlusconi_diritti_civili_unioni_gay_cittadinanza.html (Дата обращения - 05.04.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Bersani Pier Luigi // Parlamento Italiano. - Mode of access: http://www. camera.it/leg17/29?tipoAttivita=&tipoVisAtt=&tipoPersona=&shadow_dep utato=300026&idLegislatura=17 (Дата обращения - 05.04.2015).

8. Biografia di Beppe Grillo // Il blog di Beppe Grillo. - Mode of access: http://www.beppegrillo.it/biografia.php (Дата обращения - 05.04.2015).

9. Biorcio R., Bordignon F. Un terzo teme gli stranieri, il picco e tra gli anziani // La Repubblica. - 2015. - 25.01. - Mode of access: http://ricerca. repubblica.

it/repubblica/ archivio/repubblica/2015/01/25/un-terzo-teme-gli-stranieri-il-picco-e-tra-gli-anziani10.html (Дата обращения - 05.04.2015).

10. Bresolin M. Grillo, i rifugiati e il «no» allo ius soli: Il tabu dell'immigrazione agita il M5 S // La Stampa. - 2013. - 20.08. - Mode of access: http:// www.lastampa.it/2013/08/20/italia/ politica/grillo-i-rifugiati-e-il-no-allo-ius-soli-il-tab-dellimmigrazione-agita-il-ms-iZ3f5UCrLIczhNvJnzS2TK/ pagi na.html (Дата обращения - 05.04.2015).

11. Cadeo R. Per gli immigrati l'«ascensore sociale» sale piano piano // Il Sole 24 ORE. - 2014. - 11.08. - Mode of access: http://www.ilsole24ore.com/art/ commenti-e-idee/2014-08-11/per-immigrati-ascensore-sociale-sale-piano-pi ano-080820.shtml?uuid=ABRRoGjB (Дата обращения - 05.04.2015).

12. Cadeo R. Rimesse, il sorpasso dei rumeni // Il Sole 24 ORE. - 2014. - 15.12. -Mode of access: http://www.fondazioneleonemoressa.org/newsite/wp-content/uploads / 2014/12/15_12_2014_Rimesse_Sole240re. pdf (Дата обращения - 05.04.2015).

13. CasaPound Italia: La storia // CasaPound Italia. - Mode of access: http:// www.casapounditalia.org/p/la-storia.html (Дата обращения - 05.04.2015).

14. Circolare Ministero dell'interno Prot. K. 60.1 del 5 gennaio 2007: Nuove linee interpretative in materia di concessione della cittadinanza italiana / Ministero dell'interno della Repubblica Italiana. - Roma, 2007. - 05.01. - 6 p. -Mode of access: http://www.meltingpot.org/Circolare-Ministero-dell-Interno-Prot-K-60-1-del-5-gennaio.html (Дата обращения - 05.04.2015).

15. Circolare del Ministero dell'istruzione, dell'universita e della ricerca N 2 dell' 8 gennaio 2010: Indicazioni e raccomandazioni per l'integrazione di alunni con cittadinanza non italiana / Ministero dell'istruzione, dell'uni-versita e della ricerca della Repubblica Italiana. - Roma, 2010. - 08.01. - Prot. 101/R.U.U. - 10 p. - Mode of access: http://www.meltingpot.org/Circo lare-del-Ministero-dell-Isrtuzione-dell-Universita-e.html (Дата обращения -05.04.2015).

16. Circolare Ministeriale 6 marzo 2013, N 8: Direttiva Ministeriale 27 dicembre 2012 «Strumenti d'intervento per alunni con bisogni educativi speciali e or-ganizzazione territoriale per l'inclusione scolastica». Indicazioni operative / Ministero dell'istruzione, dell'universita e della ricerca della Repubblica Italiana. - Roma, 2013. - 06.03. - Prot. 561. - 7 p. - Mode of access: http:// www.edscuola.eu/wordpress/?p=18526 (Дата обращения - 05.04.2015).

17. Cittadinanza immigrati, Cancellieri frena: «Ius soli? Non basta essere nati qui» // Il Messaggero. - 2012. - 30.01. - Mode of access: http://www.ilmes saggero. it/H0ME_INITALIA/P0LITICA/cittadinanza_immigrati_cancellie ri_frena_laquo_ius_soli_non_basta_essere_nati_qui_raquo /notizie/179201.s html (Дата обращения - 05.04.2015).

18. Cittadinanza, Italia ultima in Europa // Rassegna. - 2014. - 07.02. - Mode of access: http: / / www.rassegna.it/articoli/2014/02/7/109054/cittadinanza-italia-ultima-in-europa (Дата обращения - 05.04.2015).

19. Congia S. Giovani migranti tra politiche di integrazione e lavoro / / L'eco-nomia dell'immigrazione / Fondazione Leone Moressa. - 2014. - N 5, gennaio. - P. 7-9. - Mode of access: http://www.fondazioneleonemoressa. org/newsite/wp-content/uploads/2014/01/Leconomia-dellimmigrazione-n.-5.pdf (Дата обращения - 05.04.2015).

20. Cramer F. Berlusconi apre allo ius soli ma detta le sue condizioni // Il Giornale. - 2014. - 24.10. - Mode of access: http://www.ilgiornale.it/news/ politica/berlusconi-apre-ius-soli-detta-sue-condizioni-1062153.html (Дата обращения - 05.04.2015).

21. Decreto-legge 21 giugno 2013, N 69: Disposizioni urgenti per il rilancio dell'economia / / Normattiva. - Mode of access: http: / / www.normattiva. it/uri-res/N2Ls?urn:nir:stato:decreto.legge:2013-06-21;69!vig= (Дата обращения - 05.04.2015).

22. De Montis L. Ius soli, l'apertura del Cav non piace a Salvini: «La cittadinanza non si regala» // Il Giornale. - 2014. - 23.10. - Mode of access: http: / / www.ilgiornale.it/ news/ politica/ ius-soli-lapertura-cav-non-piace-salvini-cittadinanza-non-si-1062050.html (Дата обращения - 05.04.2015).

23. Direttiva del Ministro dell'interno 7 marzo 2012: Cittadinanza. Trasferimento ai prefetti della competenza a emanare i provvedimenti di acquisto della cittadinanza per matrimonio / Ministero dell'interno della Repubblica Italiana. - Roma, 2012. - 07.03. - 4 p. - Mode of access: http://www1.interno.gov.it/ mininterno/export/sites/default/ it/assets/fil es/23/0981_direttiva_7_marzo_2012.pdf (Дата обращения - 05.04.2015).

24. Dossier statistico immigrazione 2014: Rapporto UNAR / Ufficio nazionale antidiscriminazioni raziali (UNAR). - Roma, 2014. - 479 p.

25. Favaro G. Un'integrazione rallentata: Bambini e ragazzi «stranieri» nella scuola di tutti // L'economia dell'immigrazione / Fondazione Leone Moressa. - 2014. - N 5, gennaio. - P. 10-14. - Mode of access: http: //www. fondazioneleonemoressa.org/newsite/wp-content/uploads/2014/01/Leco nomia-dellimmigrazione-n.-5.pdf (Дата обращения - 05.04.2015).

26. Foradini F. Osce: E record di immigrati in Italia: In dieci anni percentuale triplicata // Il Sole 24 ORE. - 2014. - 07.07. - Mode of access: http://www. ilsole24ore.com/art/notizie/2014-07-07/ocse-e-record-immigrati-italia-dieci-anni-percentuale-triplicata--151227.shtml?rlabs=4 (Дата обращения -05.04.2015).

27. Giorgio Napolitano // Senato della Repubblica. - Mode of access: http:// www.senato.it/leg/17/BGT/Schede/Attsen/00001672.htm (Дата обращения - 05.04.2015).

28. Giovannetti M., Nicotra V. Da residenti a cittadini: Il diritto di cittadinanza alla prova delle seconde generazioni / Fondazione ANCI ricerche. - 2Q11. -5 p. - Mode of access: http://www.litaliasonoanchio.it/fileadmin/materia li_italiaanchio/pdf/6_6_Scheda_CITTALIA.pdf (Дата обращения -Q5.Q4.2Q15).

29. Grillo: «Ius soli? Cambia solo con referendum» // La Repubblica. - 2Q13. -1Q.Q5. - Mode of access: http://www.repubblica.it/politica/2Q13/Q5/1Q/ news/ grillo_contro_lo_ius_soli-5847Q182/ (Дата обращения - Q5.Q4.2Q15).

3Q. Immigrati, Napolitano: «Cittadinanza ai bambini». La Lega: «Cosi si stravolge la Costituzione» // La Repubblica. - 2Q11. - 22.11. - Mode of access: http://www.repubblica.it/politica/2Q11/11/22/news/napolitano_ follia_no_cittadinanza_a_bimbi-25399147/ (Дата обращения - Q5.Q4.2Q15).

31. Immigrazione: Dossier statistico 2Q13: Rapporto UNAR / Centro studi e ricerche IDOS; Ufficio nazionale antidiscriminazioni raziali (UNAR). -Roma, 2Q13. - 479 p.

32. Immigrazione e stereotipi: Uno studio della Fondazione Moressa // Integra-zione migranti: Vivere e lavorare in Italia / Ministero del lavoro e delle politiche sociali; Ministero dell'interno; Ministero dell'istruzione, dell'università e della ricerca della Repubblica Italiana. - 2Q14. - Q3.11. -Mode of access: http://www.integrazionemigranti.gov.it/Attualita/News/ Pagine/fondazione-moressa-stereotipi.aspx (Дата обращения - Q5.Q4.2Q15).

33. Indicazioni nazionali per il curricolo della scuola dell'infanzia e del primo ciclo d'istruzione // Annali della pubblica istruzione / Ministero dell'istru-zione, dell'università e della ricerca della Repubblica Italiana. - Firenze, 2Q12. - Numero speciale. - 88 p. - Mode of access: http:/ /www. indicazioninazionali.it/ documenti_Indicazioni_nazionali/Indicazioni_Anna li_Definitivo.pdf (Дата обращения - Q5.Q4.2Q15).

34. Kashetu Kyenge / / Parlamento europeo. - Mode of access: http: / / www. europarl.europa.eu/meps/it/1248Q1/KASHETU_KYENGE_home.html (Дата обращения - Q5.Q4.2Q15).

35. Kyenge Cecile // Parlamento italiano. - Mode of access: http: //www. camera.it/leg17/29?tipoAttivita=&tipoVisAtt=&tipoPersona=&shadow_dep utato=3Q5827&idLegislatura=17 (Дата обращения - Q5.Q4.2Q15).

36. Laddaga G. Approvata in via definitiva la riduzione dei tempi di detenzione nei Cie // Il Sole 24 ORE. - 2Q14. - 27.1Q. - Mode of access: http://www. pubblicaamministrazione24.ilsole24ore.com/art/ anagrafe-e-welfare/2Q14-1Q-27/approvata-via-definitiva-riduzione-tempi-detenzione-cie-145321.php (Дата обращения - Q5.Q4.2Q15).

37. Lega Nord: Per l'indipendenza della Padania / / Lega Nord. - Mode of access: http://www.leganord.org/ (Дата обращения - Q5.Q4.2Q15).

38. Legge del 15 luglio 2009 N 94: Disposizioni in materia di sicurezza pubblica // Altalex. - Mode of access: http://www.altalex.com/index.php (Дата обращения - 05.04.2015).

39. Legge del 5 febbraio 1992 N 91: Nuove norme sulla cittadinanza // Normat-tiva. - Mode of access: http://www.normattiva.it/uri-res/N2Ls?urn:nir: stato:legge:1992-02-05;91 !vig (Дата обращения - 05.04.2015).

40. Legge del 9 agosto 2013 N 98: Conversione in legge, con modificazioni, del decreto-legge del 21 giugno 2013, N 96, recante disposizioni urgenti per il rilancio dell'economia // Normattiva. - Mode of access: http: //www. normattiva.it/uri-res/N2Ls?urn:nir:stato:legge:2013-08-09;98 (Дата обращения - 05.04.2015).

41. L'immigrazione in Italia all'inizio del 2014: Analisi e riflessioni del Centro studi e ricerche IDOS sulla base del Dossier statistico immigrazione 2014, Rapporto UNAR e di documentazione aggiuntiva / Centro studi e ricerche IDOS. - 2014. - 29.10. - 4 p. - Mode of access: http://www.dossierimmigra zione. it/docnews/file/2014_Sintesi% 20ID0S.pdf (Дата обращения -05.04.2015).

42. Ludovico M. Viminale: «Ius soli» ai figli dei rifugiati nati in Italia // Il Sole 24 ORE. - 2014. - 04.06. - Mode of access: http://www.ilsole24ore.com/art/ notizie/2014-06-04/viminale-ius-soli-figli-rifugiati-nati-italia-063813.shtml? uuid=ABb5TVNB (Дата обращения - 05.04.2015).

43. Lunghini R. Foreign mothers give birth to almost one-fifth of children in Italy // WEST. - 2013. - 25.11. - Mode of access: http://www.west-info. eu/foreign-mothers-give-birth-to-almost-one-fifth-of-children-in-italy/ (Дата обращения - 05.04.2015).

44. Lunghini R. Immigrant students are best in class // WEST. - 2014. - 19.03. -Mode of access: http://www.west-info.eu/immigrant-students-are-best-in-class/ (Дата обращения - 05.04.2015).

45. Lunghini R. One in four immigrant minors are native Italian speakers / / WEST. - 2014. - 25.07. - Mode of access: http://www.west-info.eu/one-in-four-immigrant-minors-are-native-italian-speakers/ (Дата обращения -05.04.2015).

46. Matteo Renzi: Chi sono // Matteo Renzi. - Mode of access: http://www. matteorenzi.it/ chi-sono/ (Дата обращения - 05.04.2015).

47. Matteo Salvini / / Parlamento europeo. - Mode of access: http://www.euro parl. europa.eu/meps/it/28404/MATTEO_SALVINI_home.html (Дата обращения - 05.04.2015).

48. Matteo Salvini si presenta / / Matteo Salvini. - Mode of access: http:/ / www.matteosalvini.eu/chi-sono (Дата обращения - 05.04.2015).

49. Media e immigrazione: Piu notizie sui migranti, ma poco approfondimento / / Migrantes online. - 2014. - 22.12. - Mode of access: http://www.

migrantesonline.it/siti_migrantes/ migrantes_online/00014745_Media_e_im

migrazione_piu_notizie_sui_migranti_ma_poco_approfondimento.html

(Дата обращения - 05.04.2015).

50. Movimento 5 stelle: Programma // Il blog di Beppe Grillo. - Mode of access: http:// www.beppegrillo.it/iniziative/movimentocinquestelle/Programma-Movimento-5-Stelle.pdf (Дата обращения - 05.04.2015).

51. Oussaifi M. Il punto di vista delle seconde generazioni / / L'economia dell'immigrazione / Fondazione Leone Moressa. - 2014. - N 5, gennaio. -P. 15-16. - Mode of access: http://www.fondazioneleonemoressa. org/ newsite/wp-content/uploads/2014/01/Leconomia-dellimmigrazione-n.-5. pdf (Дата обращения - 05.04.2015).

52. Percezioni dei cittadini stranieri: Soddisfazione, sfiducia e discriminazione // Istituto nazionale di statistica (Istat). - 2014. - 28.10. - Mode of access: http://www.istat.it/ it/archivio/136691 (Дата обращения - 05.04.2015).

53. Pier Ferdinando Casini / / Senato della Repubblica. - Mode of access: http://www.senato.it/leg/17/BGT/Schede/Attsen/00000520.htm (Дата обращения - 05.04.2015).

54. Polchi V. Bravi se ci servono: Ecco gli immigrati visti dagli italiani // Il venerdi de «La Repubblica». - 2014. - 24.10. - P. 52. - Mode of access: http://www.fondazioneleonemoressa.org/newsite/wp-content/uploads/ 2014/04/24_10_2014_Stranieri-in-Italia_Venerd%C3%AC-di-Repubblica.pdf (Дата обращения - 05.04.2015).

55. Polchi V. Il lavoro degli immigrati? Sottovalutato / / Il venerdi de «La Repubblica». - 2015. - 02.01. - P. 44. - Mode of access: http://www. fondazioneleonemoressa.org/newsite/wp-content/uploads/2015/01/02_ 01_2015_Lavoro-immigrati_Venerd%C3% AC-Rep.pdf (Дата обращения -05.04.2015).

56. Roberto Maroni / / Regione Lombardia. - Mode of access: http: / / www. regione.lombardia.it/cs/ Satellite?c=Page&childpagename=Regione%2FRegi oneDettaglio&cid=1213274033170&p=1213274033170&pagename=RGNWra pper (Дата обращения - 05.04.2015).

57. Russo Spena G. Casa Pound, dal Cavaliere ai greci di Alba Dorata // L'Huf-fington Post. - 2013. - 05.12. - Mode of access: http://www.huffington post.it/giacomo-russo-spena/casa-pound-dal-cavaliere-ai-greci-di-alba-dora ta_b_4389294.html (Дата обращения - 05.04.2015).

58. Sartori G. Ma integrare non è assimilare / / Corriere della Sera. - 2014. -04.03. - Mode of access: http://www.corriere.it/editoriali/14_marzo_04/ ma-integrare-non-assimilare-713e5970-a362-11e3-85bd-aff5c7c5e706.shtml (Дата обращения - 05.04.2015).

59. Seconde generazioni: Il fututro dell'immigrazione // L'economia dell'immi-grazione / Fondazione Leone Moressa. - 2014. - N 5, gennaio. - P. 1. - Mode

of access: http://www.fondazioneleonemoressa.org/newsite/wp-content/ uploads/2014/01/Leconomia-dellimmigrazione-n.-5.pdf (Дата обращения -05.04.2015).

60. Silvio Berlusconi // Senato della Repubblica. - Mode of access: http:// www.senato.it/leg/17/BGT/Schede/Attsen/00000227.htm (Дата обращения - 05.04.2015).

61. Sperandio S. Immigrazione: Accordo su piano nazionale di accoglienza, 370 milioni nel 2014 // Il Sole 24 ORE. - 2014. - 10.07. - Mode of access: http://www.ilsole24ore.com/art/notizie/2014-07-10/immigrazione-accor do-piano-nazionale-accoglienza-370-milioni-2014-171836.shtml?rlabs=4 (Дата обращения - 05.04.2015).

62. Stella G.A. Le inutili forzature // Corriere della Sera. - 2013. - 07.05. - Mode of access: http://www.corriere.it/editoriali/13_maggio_07/inutili-forzature-Stella_9b191d88-b6d3-11e2-8651-352f50bc2572.shtml (Дата обращения -05.04.2015).

63. Stella G.A. I 3,9 miliardi che i migranti danno all'economia italiana / / Corriere della Sera. - 2014. - 23.11. - Mode of access: http://www.corriere. it/cronache/14_novembre_23/i-39-miliardi-che-migranti-danno-all-econo mia-italiana-4b10510c-72df-11e4-9964-9b0d57bdf835.shtml (Дата обращения - 05.04.2015).

64. Thomassen B. «Second generation immigrants» or «Italians with immigrant parents»? Italian and European perspectives on immigrants and their children // Bulletin of Italian politics. - Glasgow: Univ. of Glasgow, 2010. -Vol. 2, N 1. - P. 21-44. - Mode of access: http://www.gla.ac.uk/ media/media_165435_en.pdf (Дата обращения - 05.04.2015).

65. Tintori G. Naturalization procedures for immigrants: Italy / EUDO citizenship observatory; European univ. institute. - San Domenico di Fiesole (FI), 2013. - February. - 14 p. - Mode of access: http: / / eudo-citizenship. eu / admin/ ?p=file&appl=countryProfiles&f=CITIMP % 20Italy. pdf (Дата обращения - 05.04.2015).

66. Transatlantic trends: Mobility, migration and integration. Key findings from 2014 and selected highlights from Transatlantic trends and Transatlantic trends: Immigration 2008-2013 / German Marshall fund of the United States. - Wash., 2014. - 28 p. - Mode of access: http://trends.gmfus. org/files/2014/09/Trends_Immigration_2014_web.pdf (Дата обращения -05.04.2015).

67. Una nuova legge quadro sull'immigrazione e sul diritto d'asilo: Programma Immigrazione PD a cura del Forum Immigrazione // Partito democratico.-2013. - 18.02. - Mode of access: http://www.partitodemocratico.it/doc/ 250968/una-nuova-legge-quadro-sullimmigrazione-e-sul-diritto-dasilo.htm (Дата обращения - 05.04.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.