Научная статья на тему 'Образовательная система Италии: традиции и особенности'

Образовательная система Италии: традиции и особенности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

1264
125
Поделиться
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / FORMATION SYSTEM / РИМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ROME UNIVERSITY / ДВУХУРОВНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / TWO-LEVEL TRAINING / ДВОЙНЫЕ ДИПЛОМЫ / DUAL DIPLOMAS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цивунина И.В., Петрова М.А.

Статья посвящена изучению образовательной системы Италии, ее реформированию в условиях Болонского процесса. Рассмотрены три сектора системы высшего образования Италии. Изучена возможность международного сотрудничества с Римским университетом с целью подготовки специалистов по системе двойных дипломов.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цивунина И.В., Петрова М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Article is dedicated to the study of the educational system of Italy, to its reformation under the conditions for Bolognian process. Three sectors of the system of higher education of Italy are examined. The possibility of international collaboration with the Rome university for the purpose of training systems specialists of dual diplomas is studied.

Текст научной работы на тему «Образовательная система Италии: традиции и особенности»

УДК 378

И. В. Цивунина, М. А. Петрова

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ИТАЛИИ: ТРАДИЦИИ И ОСОБЕННОСТИ

Ключевые слова: система образования, Римский университет, двухуровневая подготовка, двойные дипломы.

Статья посвящена изучению образовательной системы Италии, ее реформированию в условиях Болонского процесса. Рассмотрены три сектора системы высшего образования Италии. Изучена возможность международного сотрудничества с Римским университетом с целью подготовки специалистов по системе двойных дипломов.

Keywords: formation system, Rome university, two-level training, dual diplomas.

Article is dedicated to the study of the educational system of Italy, to its reformation under the conditions for Bolognian process. Three sectors of the system of higher education of Italy are examined. The possibility of international collaboration with the Rome university for the purpose of training systems specialists of dual diplomas is studied.

Посещение двух крупнейших вузов Рима и Милана, в ходе стажировки в научных и образовательных центрах Италии, вызвало интерес авторов к изучению системы образования государства в целом, и в частности, к внедрению двухуровневой модели обучения «бакалавриат — магистратура» в высшей школе в соответствии с Болонской декларацией. Именно Италия наряду с Францией, Великобританией и Германией [1-3] , стояла у истоков реформирования Европейской системы образования: Болонский процесс был начат 19 июня 1999 года в итальянском городе Болонья подписанием 29 министрами образования от имени своих правительств документа, получившего название «Болонская декларация».

Система образования в Италии находится под жестким контролем государства. Министерство образования обеспечивает материальное содержание школ на всех уровнях и строго контролирует обучение в частных школах. Оно разрабатывает учебные программы и устраивает конкурсные экзамены для занятия преподавательских должностей во всех государственных школах.

Система итальянского образования состоит из трех основных ступеней - дошкольное, среднее и высшее образование [4].

Дошкольное образование начинается в трехлетнем возрасте и продолжается в течение 3 лет.

Среднее полное общее образование в Италии включает в себя следующие основные ступени:

• начальное образование длительностью 5 лет. В начальной школе учатся дети от 6 до 11 лет;

• первый цикл среднего образования длительностью 3 года. В средней младшей школе учатся дети 11-14 лет;

• второй цикл среднего образования длительностью 5 лет. В средних школах учатся с 14 до 19 лет. Школьники выбирают либо обычную программу обучения с подготовкой к поступлению в вуз, либо совмещенную с профессиональным обучением программу. По закону житель Италии может работать с 14 лет, поэтому данный этап не является обязательным

Подготовка к поступлению в университеты Италии производится в лицеях. Существует несколько их разновидностей: классический (liceo classico), технический (liceo tecnico), естественных наук (liceo scientifico) и т.д. В классическом лицее осуществляется общая подготовка к поступлению в университет, и его выпускники имеют право поступать на любой факультет. В лицеях других типов делается упор на изучение тех или иных наук.

Выпускники первого цикла средних школ могут поступить также в учебные заведения различных профилей, причисляемые в Италии к системе высшей средней школы (scuola secondaria superior). Такая школа является аналогом российских профессиональных учебных заведений и лицеев. Учебные заведения этой ступени осуществляют профессиональную подготовку. К ним относятся технические институты (Instituto tecnico), профессиональные институты (Instituto professionale) и педагогические институты (Instituto magistrale). По окончании высшей средней школы ученики могут продолжить образование в вузе, но при этом будут владеть какой-либо профессией.

Все эти программы образования в Италии ведут к получению выпускного диплома (Diploma di Maturita) различных типов: классического, научного, лингвистического, технического, управленческого, экономического и т.д. Любой из этих дипломов открывает доступ в учебные заведения высшего образования в Италии. Начиная с 1998-1999 учебного года, данная выпускная школьная квалификация стала называться Diploma di Esame di State conclusivo del corso di...- далее указывается направление подготовки.

Система высшего образования Италии сегодня состоит из университетского сектора, неуниверситетского сектора и сектора профессионального образования. Высшее образование можно получить с 18-19 лет, в таких типах учебных заведений, как университет, университетский колледж, технический

университет, академия.

Университетское образование в Италии имеет многовековую традицию. В настоящее время в стране насчитывается около 60 государственных университетов, треть из которых были основаны до

1600 года. Помимо государственных университетов, в Италии работают 14 негосударственных, имеющих государственную лицензию, в том числе самый большой из них — Католический университет в Милане. В университетах Италии учатся свыше 1800000 студентов и преподают около 60 000 профессоров.

В настоящее время университетский сектор состоит из 89 университетов и институтов Италии:

- 58 государственных университетов, основная цель которых - научно-исследовательская деятельность и высшее образование. Государственные университеты наделены академической, финансовой и хозяйственной автономностью, определяют органы управления, программу преподавания и исследований;

- 17 частных университетов (негосударственных аккредитованных университетов). Главное отличие от государственных университетов - в источниках финансирования и управления. Согласно Итальянской Конституции, негосударственные вузы обладают теми же правами, что и государственные учебные заведения. В Италии был принят закон, гарантирующий частным университетам и высшим школам автономию и требующий взамен соответствия их образовательных программ и систем оценок государственным стандартам;

- 2 университета для иностранных граждан (Universita per Stranieri) являются государственными и специализируются на преподавании, проведении исследований и распространении итальянского языка, литературы и культуры. Одна из задач этих университетов - подготовка молодежи из других стран к обучению в итальянских вузах;

- 3 высших школы Италии (Scuole Superioti), деятельность которых регулируется специальным законодательством, они специализируются на постдипломных программах 3-х летнего цикла (докторантура);

- 3 телематических университета (Universita telematiche) представляют собой негосударственные университеты дистанционного обучения. Деятельность университетов дистанционного образования направлена на обеспечение доступности высшего образования для различных слоев населения.

Неуниверситетский сектор представлен академиями и высшими школами в специальных областях знаний, таких как искусство, архитектура, дизайн, дипломатия и т.д. Абитуриентам предоставляются как краткосрочные

образовательные программы, по окончании которых выдаются сертификаты, так и долгосрочные двухуровневые программы (3 и 5 лет), по окончании которых выдаются дипломы, соответствующие университетским степеням.

Третий сектор — сектор высшего профессионального образования. В отличие от многих стран ЕЭС, в системе высшего образования Италии данный сектор фактически отсутствовал до конца XX века. В результате соглашения между

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

центральным правительством и правительствами регионов в 1996 г. создается отдельный неуниверситетский сектор высшего

профессионального образования (IFTS, Istruzione e Formazione Técnica Superiore). Этот сектор складывается на основе взаимодействия университетов, центров профессиональной переквалификации и дополнительного образования, социальных организаций, профсоюзов, бизнес-структур. Сектор высшего профессионального образования находится под контролем региональных органов управления образованием и Министерства труда.

Классическим представителем

университетского сектора высшего образования является Римский университет (Universita degli studi di Roma La Sapienza) - крупнейший университет Италии. Сегодня университет является самым большим в Европе и вторым по величине в мире. Здесь обучается более 143 тысяч студентов и работает более 4500 преподавателей. При университете существуют 69 специализированных школ и 1604 курса повышения квалификации. В состав Римского университета входит 32 исследовательских центра, 67 департаментов, 23 факультета, которые в дальнейшем были укрупнены и организованы в 11 факультетов. Университетский городок наполнен музеями, библиотеками, читальными залами. Университет Ла Сапиенца входит в 30 лучших университетов Европы согласно рейтингу, составленному Institute of Higher Education of Shanghai Jiao Tong University. В 2010 году Ла Сапиенца занял 190 место в мировом рейтинге. В разное время в Сапиенце преподавали и работали: химик С.Каниницаро, физик Э.Ферми, математик В.Волтерра и др. Италия насчитывает 20 Нобелевских лауреатов и 7 из них связаны с университетом Ла Сапиенца. В этом университете можно изучать архитектуру, экономику и бизнес, право, фармацевтику, информатику, инженерные науки, иностранные языки и литературу, географию, философию, физику, социологию и другие специальности. В Римском университете Ла Сапиенца учебный год начинается 5 ноября и заканчивается 31 мая. В течение года бывает три сессии, и каждый студент сам решает, когда и какие экзамены ему сдавать (за исключением некоторых обязательных на каждом факультете), так как студенты имеют право на свой индивидуальный учебный план [4].

В рамках стажировки состоялась встреча преподавателей КНИТУ с представителем ректора Римского университета Ла Сапиенца и руководителями различных факультетов: Prof. Antonello Biagini, Prof. Fabrizio DAscenzo, Prof. Angelo Chianese, Prof. Daniele Nardi.

Для сотрудничества с КНИТУ наиболее интересны:

- факультет математики, физики и естественных наук;

- факультет гражданской и промышленной инженерии.

В ходе встречи были заслушаны доклады, в которых освещались вопросы организации образовательной, научно-производственной и финансовой деятельности университета; подготовки кадров для инновационной деятельности и вовлечения студентов в исследовательскую деятельность. Рассматривались вопросы о возможности подготовки студентов по системе двойных дипломов - Российского и Европейского.

Prof. Antonello Biagini, Deputy Rector for Cooperation and International Relations, представил университет, его структуру, научные направления. Рассказал о созданной в университете программе научных исследований «Sapienza Innovation» и об опыте международного сотрудничества с Россией, Великобританией, США, Китаем, Южной Америкой, так как в современных условиях является актуальным интернационализация науки.

Prof. Fabrizio D,Ascenzo, Departament of Management.Researching at the Faculty of Industrial Engineering рассказал об опыте сотрудничества с Санкт-Петербургским государственным

университетом экономики и финансов. Данное сотрудничество спонсируется ЕЭС, налажен выпуск специалистов с «двойными дипломами» по специальности «Экономика и менеджмент». Обучение проводится по схеме:

1 год - российские преподаватели проводят обучение на английском языке;

2 год - преподаватели из Италии проводят обучение на английском языке (обучение в России).

Этот диплом признан во всем Европейском экономическом сообществе.

Сотрудничество расширяется, например, ведутся переговоры с Казахстаном

Prof. Angelo Chianese, представил Departament of Chemical Materials, Enviromental Engineering. Факультет основан в 1817 году, состоит из трех частей, выпускают бакалавров и магистров по 5 направлениям, в том числе по специальности «Химический инжиниринг». Наиболее

перспективными и значимыми являются результаты исследований в области химии и биотехнологии. В департаменте обучаются около 10000 студентов, работают около 300 преподавателей. Подготовка осуществляется по двухуровневой системе. Имеются возможности для международного сотрудничества в рамках программ: Tempus, Erasmus Mundus, FP 7 (совместные исследования), People programm (обучение в Италии).

Подготовка Prof. Daniele Nardi, Departament Computer, Control and Management Engineering «Antonio Ruberti» (ответственный за международные связи и информационные технологии) рассказал о

перспективах и возможностях международного сотрудничества.

Master Yana Ruzmanova, выпускница Тольятинского политехнического университета, представила доклад о своей научной программе обучения в аспирантуре университета La Sapienza по направлению «Химическая инженерия».

В ходе встречи обсуждался также вопрос о возможности заключения договора о сотрудничестве между КНИТУ и Римским университетом.

В 2011 году состоялся Международный студенческий форум в Риме. Было подписано тринадцать соглашений о сотрудничестве между итальянским университетом Ла Сапиенца и российскими вузами. Среди подписавших соглашения были: Российский университет дружбы народов, Тольяттинский государственный университет, Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, Тульский государственный педагогический университет и ряд других. Ряд российских вузов, в том числе МГУ и СПбГУ, уже достаточно давно и успешно сотрудничают с университетом Ла Сапиенца: сейчас в нем по обмену обучается более ста российских студентов. По словам господина Биаджини, планируется развивать сотрудничество по четырем направлениям: академические обмены для преподавателей, совместные научные исследования, обмен научной информацией и документами, представляющими интерес для учебного процесса, а также организация совместных семинаров и научных мероприятий. Сейчас Россия и Италия решают вопрос о двойных дипломах, которые будут давать возможность выхода на европейский рынок труда российским студентам, обучающимся по обмену. Совместные программы, приводящие к двойным дипломам - это программы, основанные на сотрудничестве вузов, на использовании сильных сторон и особенностей всех вузов - участников. Именно это делает программы интересными для всех участвующих сторон. В России двойные дипломы являются одним из ключевых показателей инновационной деятельности вуза.

Литература

1. К.Н. Кислицин, Высшее образование для XXI века, №11, (2010)- (www.zpu-journal.ru/e-zpu/2010/11/Ki).

2. М.А. Петрова, И.В. Цивунина, Вестник КГТУ, 15, 5, 257-258 (2012).

3. И.В. Цивунина, М.А. Петрова, Вестник КГТУ, 15, 8, 479-481 (2012).

4. Высшее образование в Италии -(http//www.studyabroad.ru/guide/itali/).

© И. В. Цивунина - канд. хим. наук, доц. каф. ТООНС КНИТУ, itsivunina@mail.ru М. А. Петрова - канд. техн. наук, доц. каф. органической химии КНИТУ.

Все статьи номера поступили в редакцию журнала в период с 20.12.13. по 10.01.14.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.