Научная статья на тему 'Обучение и направления исследований в университетах Италии'

Обучение и направления исследований в университетах Италии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
552
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТЫ ИТАЛИИ / СТУПЕНИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / НАПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ / ITALIAN UNIVERSITIES / TERTIARY EDUCATION / TRAINING AND RESEARCH DIRECTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакирова И. Н.

Рассмотрены ступени высшего образования в Италии: бакалавриат, магистратура и аспирантура. Приведены направления обучения и научных исследований в Миланском политехническом университете и Римском университете La Sapienza. Отмечены особенности и тенденциия обучения студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bachelors, Masters and Ph.D. degree programmes were considered as the stages of higher education in Italy. The directions of education and research in Milan Polytechnic University and in the University of Rome La Sapienza were shown. Features and trends of student education were noted.

Текст научной работы на тему «Обучение и направления исследований в университетах Италии»

УДК 378.4(410) : 541.64

И. Н. Бакирова

ОБУЧЕНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ В УНИВЕРСИТЕТАХ ИТАЛИИ

Ключевые слова: университеты Италии, ступени высшего образования, направления обучения и исследования.

Рассмотрены ступени высшего образования в Италии: бакалавриат, магистратура и аспирантура. Приведены направления обучения и научных исследований в Миланском политехническом университете и Римском университете La Sapienza. Отмечены особенности и тенденциия обучения студентов.

Keywords: Italian Universities, tertiary education, training and research directions

Bachelor’s, Master’s and Ph.D. degree programmes were considered as the stages of higher education in Italy. The directions of education and research in Milan Polytechnic University and in the University of Rome La Sapienza were shown. Features and trends of student education were noted.

Данная статья является продолжением серии публикаций автора о своих стажировках [1, 2] и посвящена рассмотрению вопросов обучения и направлений исследований в итальянских университетах. Стажировка проходила с 15 по 23 ноября 2011 на базе Миланского политехнического университета и Римского университета La Sapienza. Прежде всего об университетах.

Миланский политехнический

университет является крупнейшим техническим университетом в Италии, осуществляющим обучение студентов в области технических наук, архитектуры и промышленного дизайна. Сегодня в нем обучается порядка 40000 студентов. В 2009 году университет занял 57 место в мире среди технических университетов по рейтингу Top Universities, составленному Times Higher Education. В стенах университета работал Джулио Натта, получивший Нобелевскую премию по химии «за открытия в области химии и технологии полимеров».

Римский университет La Sapienza основан в 1303 году. Название римского университета La Sapienza переводится как «мудрость». Сегодня здесь учатся почти 200 000 студентов. Университет входит в ТОП-40 лучших европейских вузов. В мировом рейтинге университетов за 2010 г. La Sapienza занял 190 место. В свое время здесь работали лауреат Нобелевской премии по физике Э. Ферми и известный математик В. Вольтерра.

Отличительной особенностью этих вузов, как и большинства университетов Италии, является то, что их история насчитывает много столетий. Поэтому они являются не только зданиями, в которых дают знания, но и своеобразными историческими музеями. Например, церковь, построенная в 16 веке

архитектором Франческо Борромини, является жемчужиной университета Ла Сапиенца. Фасад главного здания Миланского политехнического университета является памятником

градостроения 18 века.

Церковь университета La Sapienza (16 век, архитектор Франческо Борромини)

Главное здание Миланского политехнического университета

Образовательная система Италии в соответствии с Болонской конвенцией, направленной на создание единого общеевропейского образовательного

пространства, претерпела существенные

изменения.

В соответствии с новыми стандартами в вузах введена двухуровневая система образования, которую в Италии называют «3 + 2» и новая система кредитов, получившая название Credito formative universario. Университетский кредит подразумевает 25 учебных часов, куда входят часы, отведенные на лекции, семинары, лабораторные работы и самостоятельное обучение. В разных университетах по-разному распределяется число кредитов, выделенных для тех или иных предметов, курсов или программ. Однако, в целом, за учебный год студент должен «заработать» 60 кредитов.

Первым уровнем системы высшего образования является программа Laurea (L), которая соответствует европейскому

бакалавриату. Она рассчитана на трехлетний период обучения, в течение которого необходимо набрать 180 кредитов. За этот срок студенты осваивают дисциплины по избранной специальности и получают навыки, необходимые для осуществления профессиональной деятельности.

Второй уровень включает программу Laurea Magistrale (LM), эквивалентную европейской магистратуре. Она ориентирована на учебно-исследовательскую работу и пользуется большой популярностью среди молодежи. Степень LM присваивается после двухлетнего обучения при условии, если студент набрал 120 кредитов и защитил диссертацию.

Выпускники Laurea и Laurea Magistrale имеют возможность также получить, соответственно, степень Master of fist level (магистр 1 степени) и Master of second level (магистр 2 степени). Целью первой программы является дополнительная профессиональная подготовка или переквалификация, а второй -дополнительное образование.

Продолжительность выше названных программ составляет 1 год и соответствует 60 кредитам.

Вероятно, для Российской системы образования, базирующейся на четырехлетней бакалаврской программе и двухлетней магистратуре, целесообразно ввести в обучение, как и в университетах Италии, одногодичную магистратуру. В известной степени это будет аналог традиционной пятилетки (программа специалистов), но с разницей в том, что пятый

год будет посвящен исключительно узкой специализации. Это позволит выпускнику университета сразу выйти на работу и включиться в производственный процесс.

Постакадемическое образование

включает докторантуру, куда могут поступать лица, имеющие степень LM. Программа рассчитана на три года и завершается защитой диссертации с последующим присуждением степени «Dottorato di Ricerca», приравниваемой европейской степени PhD. Аббревиатура PhD расшифровывается как Philosophic Doctor (лат.) и означает «доктор философии». Это название традиционное, а не буквальное и соответствует нашему понятию «кандидат/доктор» наук.

Стоимость обучения в государственных университетах относительно недорогая и составляет от 500 до 3000 евро в год в зависимости от материального положения семьи студента. Бюджетных мест очень мало и на них, в основном, могут претендовать студенты с отличной успеваемостью. В частном секторе высшего образования цены существенно выше и колеблются от 6000 до 12000 евро за учебный год.

Большинство итальянских университетов не предоставляют студентам жилья в кампусе. Некоторые вузы имеют ограниченное количество мест. Например, Миланский политехнический университет предоставляет лишь 1000 мест в общежитии, в то время как общее число обучающихся составляет 40000 человек. Поэтому большая часть молодежи снимает жилье в частном секторе. Стоимость проживания в общежитии ~300 евро в месяц, аренда однокомнатной квартиры в 2-3 раза дороже.

Обычно учеба в итальянских университетах начинается в октябре-ноябре и заканчивается в мае-июне. Учебный год разделен на два семестра. Студент имеет право на индивидуальный план обучения. Поэтому он сам решает, когда и какие экзамены ему сдавать, за исключением тех, которые являются обязательными. На каждом факультете устанавливается свой перечень обязательных дисциплин. Освоение того или иного предмета требует от студента большой самостоятельной работы, поскольку на лекциях преподносится лишь небольшая часть материала, требуемая для освоения дисциплины. При этом студент всегда может получить индивидуальные консультации у преподавателя. Тем не менее, с экзаменами справляются далеко не все, и до защиты квалификационной работы доходят лишь трое из десяти поступивших.

Лекции в университетах читают в основном профессора. Под их руководством выполняются и исследовательские работы. Деятельность преподавателя, как и у нас в стране, оценивают по трем критериям:

• по качеству обучения, которое

определяется по результатам

анкетирования студентов;

• по количеству публикаций в рейтинговых журналах;

• по объему хоздоговорных и

госбюджетных работ.

На основании итоговой оценки распределяются ресурсы (заработная плата, приборы и оборудование, командировочные расходы и т.д.).

Контроль за деятельностью вузов осуществляет Министерство высшей школы и научных исследований (МШЯ). В каждой итальянской провинции имеется собственное Управление по делам образования, которое следит за соблюдением Государственных стандартов в сфере образования.

Несколько слов о направлениях обучения в Миланском политехническом университете и Римском университете Ьа 8ар1еп2а

Академическую структуру Миланского политехнического университета образуют три факультета:

• факультет архитектуры;

• факультет дизайна;

• факультет инженерии.

В состав факультетов входят 16 кафедр: авиационно-космическая техника, архитектурное проектирование, архитектура и планирование; биоинженерия; строительство и окружающая среда; химия, материалы и химическая инженерия имени Джулио Натта;

электротехника; электроника и информация; энергетика; экология и мониторинг;

промышленный дизайн, искусство,

коммуникации и мода; менеджмент, экономика и промышленный дизайн; математика; механика; физика; структурная инженерия.

Научные исследования ведутся в области биотехнологии и здоровья; информационных общественных технологий; материалов, микро- и нанотехнологий; аэронавтики и космоса; экологии; энергетики; транспорта;

промышленного производства и процессов; культурного наследия; математики и физики.

Обучение в университете Ьа 8ар1еп2а осуществляется на 11 факультетах (до еорганизации их было 23):

• архитектурный;

•экономический;

•факультет промышленного и гражданского

строительства;

•факультет информационной инженерии, информации и статистики;

• юридический факультет;

•факультет философии, литературы,

гуманитарных наук и востоковедения;

•факультет математических, физических и естественных наук;

• факультет политологии и социологии;

•факультет фармацевтики и медицины;

• факультет медицины и стоматологии;

•факультет медицины и физиологии.

Университет насчитывает 67 кафедр и 32 научно-исследовательских центра, работающих в различных областях науки и техники.

Общей тенденцией развития высших учебных заведений Италии является создание консорциумов. В частности, при Римском университете создан консорциум «8ар1еп2а тпоуа2юп», объединяющий университеты, государственные и частные научно-

исследовательские центры, коммерческие и производственные компании. Основной пакет акций в нем принадлежит университету, а его деятельность направлена на:

• предоставление услуг по защите

интеллектуальной собственности,

включая патентование и лицензирование;

• управление региональными,

национальными, европейскими и международными образовательными и исследовательскими проектами;

• оказание технического содействия в

области инноваций, трансфера

технологий и исследований;

• содействие в развитии совместных лабораторий.

Для университетов участие в консорциуме - это возможность внедрять новые технологии в процесс обучения, использовать совместно разработанные учебные материалы, проводить совместные исследования и коммерциализировать инновационные

разработки, распространять информацию о своем учебном заведении, учебных программах и исследованиях.

Сегодня итальянская система высшего образования стремится выйти на рынок образовательных услуг. Для этого университеты подготовили множество программ,

предусматривающих обучение на английском языке. Таким образом, Италия нацелена не только удержать местных студентов, но и привлечь иностранных абитуриентов.

Большинство этих программ связано с экономикой и инженерией, преподаваемых на уровне магистратуры. В то же время, выбор специальностей для бакалавров ограничен.

В Миланском политехническом университете предлагаются на английском языке бакалаврские программы в области архитектуры, магистерские программы касаются инженерии (архитектурная инженерия, автоматизация, инженерия материалов и нанотехнологий, инженерный менеджмент, инженерия

компьютерных систем и др.) и дизайна.

Предлагаются также более двадцати Phd программ: авиационно-космическая инженерия, архитектура, биоинженерия, дизайн,

электротехника, информационные технологии, интерьерный дизайн, менеджмент, экономика и промышленная инженерия, инженерия

материалов, математические методы и модели в инженерии, физика, урбанизация и архитектурный дизайн и др.)

Римский университет представляет на английском языке программы на уровне

бакалавриата по направлению экономики и финансов, биологии, инженерии. Обучение в магистратуре проводится по программам, затрагивающим экономику, инженерию, физику, биологию, геологию, медицину, социологию,

дизайн, информатику, юриспруденцию, философию и др.

С каждым годом возрастает количество иностранных студентов, обучающихся в итальянских вузах. Так, в Миланском

политехническом университете число

иностранных студентов возросло за период 2004-2011 гг с 76 до 613 человек.

В последнее время принимающие университеты заключили с Российскими вузами ряд договоров о сотрудничестве, в рамках которых предусмотрен обмен студентами и аспирантами, создание совместных магистерских программ, выпускники которых получают два диплома -российский и итальянский, обмен преподавателями и научными сотрудниками, совместная исследовательская деятельность. В числе таких вузов Омский государственный технический университет, Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Томский государственный университет, Московский архитектурный институт, Московский авиационный институт, Санкт-Петербургский государственный

технологический университет, Томский

политехнический университет, Московский

государственный университет им. М.В.

Ломоносова, Уральский государственный

технологический университет, Кубанский

государственный университет, Тольяттинский государственный университет, Российская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

академия наук (институт прикладных материалов им. Келдыша).

В 2009-2010 учебном году в Миланском политехническом университете числилось 62 студента из России. В этот же период Римский университет Ла Сапиенца в кооперации с Санкт-Петербургским государственным университетом выпустил 25 магистров по программе двойных дипломов.

В заключение руководство университетов выразило заинтересованность в налаживании партнерских отношений с Казанским национальным исследовательским

технологическим университетом (КНИТУ) в сфере образования с использованием всех форм кооперации, создания совместных научноисследовательских проектов и их

коммерциализации.

Стажировка в вышеупомянутых

итальянских университетах была ориентирована, в основном, на профессорско-преподавательский состав КНИТУ, к которому относится автор, чья профессиональная деятельность связана с химическим направлением в науке. Поэтому, для автора представляли интерес, прежде всего, исследования, проводимые в университетах в области химии, в частности, химии и технологии полимерных и композиционных материалов. К сожалению, просьба делегации КНИТУ о предоставлении возможности общения с учеными, работающими в этой области, о проведении экскурсии по химическим лабораториям не нашла отклика у коллег из Италии. Мотивировкой отказа была значительная удаленность химических корпусов от административных зданий университета, где проходила стажировка. В этой связи было несколько обидно, находясь в Миланском политехническом университете, не побывать в лаборатории, где работал лаурет Нобелевской премии по химии Джулио Натта.

В целом стажировка была полезной в плане получения новых знаний в области организации высшего образования и науки, и интересной, поскольку Италия - это страна старейших в мире университетов, ученых и мыслителей, монументальной архитектуры, красивейших фонтанов и парков, знаменитого

театра Ла Скала и великих произведений искусства.

Литература

1. Бакирова, И.Н. Стажировка в

Великобритании. Часть 1. Организация обучения в университетах // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. - Т. 14, № 4. -С. 245-250.

© И. Н. Бакирова -

[email protected]

2. Бакирова, И. Н. Стажировка в

Великобритании. Часть 2. Научные исследования университетов в области полимерных материалов / И. Н. Бакирова // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. - Т. 14, №

5. -С. 74-80.

д-р хим. наук, проф. каф. технологии синтетического каучука КНИТУ,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.