Научная статья на тему 'Непрерывное образование и Болонский процесс (университеты и колледжи Италии)'

Непрерывное образование и Болонский процесс (университеты и колледжи Италии) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
354
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яшин Е. Ю.

Система образования в Италии отлична от российской. Когда для маленького итальянца кончается период младенчества, его ждет следующий путь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Непрерывное образование и Болонский процесс (университеты и колледжи Италии)»

Образование за рубежом. Италия

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС (УНИВЕРСИТЕТЫ И КОЛЛЕДЖИ ИТАЛИИ)

Е.Ю. ЯШИН,

кандидат экономических наук, доцент, директор Красноуфимского филиала Уральской ГСХА

Система образования в Италии отлична от российской. Когда для маленького итальянца кончается период младенчества, его ждет следующий путь.

Сначала маленькие итальянцы ходят в то, что в России называется детским садом, а в Италии «la scuola Materna». Там дети играют, учатся общаться друг с другом, закладывая основы для того, чтобы пойти в школу в будущем. Нередко такие детские сады находятся при церквах и монастырях, и монахини выполняют роль воспитателей, закладывая в детские души основы христианства и миропонимания. В эти детские сады ходят маленькие итальянцы с трех до шести лет:

В начальную школу (la scuola Elementare) дети начинают ходить, когда им исполняется шесть лет, и учаться там пять лет, до тех пор, пока им не стукнет одиннадцать. На этом этапе дети изучают основополагающие предметы: математику, историю, итальянский язык, географию, иностранный язык, науку, а также ходят на физкультуру, которую очень любят;

С 11 до 13 лет итальянцы ходят в среднюю школу (la scuola Media), которая подразделяется на:

- музыкальные, где детей учат играть на музыкальных инструментах;

- языковые, где учат два иностранных языка, обычно английский и французский;

- языковые, где учат один язык;

После этого идет высшая школа (la scuola Superiore), в которую ходят итальянцы с 14 до 18-19 лет. Эта школа отличается от всех предыдущих, потому что с этого этапа происходит существенное разделение в обучении детей. Существуют вот какие школы:

- Классический лицей (il liceo classico), где упор делается на изучение итальянского языка;

- Языковой лицей (il liceo linguistico), где усиленно изучают иностранные языки;

- Профессиональные школы (istituti per lo studio tecnico),

это что-то вроде профтехучилищ в России.

- Коммерческие школы, где учат финансовым дисциплинам с учетом будущей работы юношей в финансовой сфере.

Также существуют и другие типы школ, например, музыкальные и спортивные. Часть лицеев не выдает выпускникам дипломов, потому что подразумевается, что те, кто закончил такие лицеи, будут продолжать обучение и пойдут в тот или иной университет, где и получат диплом о высшем образовании.

Университеты Италии

Очень непросто говорить об университетах Италии, потому что каждый из них по-своему уникален. Происходит это потому, что история университетов Италии насчитывает очень много столетий и многие университеты Италии являются не только зданиями, где дают знания, но и своеобразными историческими музеями. Отличие итальянских университетов от российских также в том, что само обучение не носит обязательного характера: студенты не сдают обязательные сессии каждый семестр при обязательном посещении занятий, а прослушивают курс лекций и сдают экзамен тогда, когда будет удобно. Также очень большое отличие итальянского университетского образования от российского в том, что молодые люди не сразу идут в университет после школы, а часто пару лет работают, зарабатывая на образование, потому что обучение в университетах бесплатно только для тех, кто учится на лучшие отметки.

Организация обучения и присваиваемые квалификации.

Среднее полное общее образование в Италии включает в себя следующие основные ступени:

- начальное образование длительностью 5 лет;

- первый цикл среднего образования длительностью 3 года;

- второй цикл среднего образования длительностью 5 лет.

Программы второго этапа среднего образо-

Образование за рубежом. Италия

вания реализуются в классических, естественнонаучных и лингвистических школах-лицеях.

В классическом лицее (Liceo Classico) реализуются 5-тилетние программы обучения с акцентом на гуманитарные дисциплины, однако естественно-научные предметы присутствуют во втором цикле обучения. Средние школы с научным уклоном - естественно-научные лицеи (Liceo Scientifico) имеют программы, обеспечивающие углубленную подготовку по естественно-научным предметам. Лингвистические лицеи (Liceo Lingtastico) осуществляют языковую подготовку с одновременным изучением литературы и истории цивилизации. Техническое образование на данном уровне осуществляется в технических институтах (Instituti Теста) и также рассчитано на 5 лет.

Профессиональная подготовка по другим отраслям знаний, в том числе по искусству, осуществляется в профессиональных институтах (Institute Professional), артистических лицеях (Liceo Artisticq), институтах искусств (Institute di Arte).

Все эти образовательные программы ведут к получению выпускного диплома (Diploma di Maturita) различных типов: классического, научного, лингвистического, технического, управленческо-экономического и т.д.

Дипломы данного типа открывали доступ в высшие учебные заведения всех уровней. Начиная с 1998-1999 учебного года, данная выпускная школьная квалификация стала называться Diploma di Esame di State conclusivo del corso di... - далее указывается направление подготовки.

Итальянская система высшего образования включает в себя два сектора образования: университетский и не университетский, причем первый является наиболее развитым как горизонтально (по числу изучаемых курсов, дисциплин и направлений/областей), так и вертикально (по количеству уровней и типологии соответствующих степеней).

Не университетский сектор высшего образования включает два основных направления:

• образование в области искусств (традици-

онное народное и прикладное искусство, реставрационные профессии, музыка, балет, кино и телевидение), находящееся в ведении Министерства образования или Совета по национальному культурному наследию;

• профессиональное образование и подготовка специалистов высокого уровня, находящееся в ведении местных властей.

Образование в области искусств реализуется в государственных или признанных государством учебных заведениях, доступ в которые открыт для обладателей школьных дипломов Diploma di Maturita /Diploma di Esame di Stato conclusivo del Corso, которые должны сдать вступительные экзамены и пройти творческий конкурс для поступления в учебные заведения соответствующего профиля.

В число учебных заведений данного типа входят:

- Академии искусств и Институты прикладных искусств, которые предоставляют четырехлетние программы обучения по широкому набору специализаций. По окончании программы обучения выпускники получают диплом (Diploma) по профилю полученной подготовки.

- Консерватории, в которых предоставляется очень широкий диапазон программ, начиная от предварительных на уровне среднего образования и заканчивая выпускными с присуждением диплома консерватории (Diploma di Conservatorio) по фортепьяно, пению и т.д.

- Национальные Академии или Школы по видам искусства (театр, балет, музыка, кино), продолжительность обучения в которых зависит от типа вуза и программы подготовки.

- Национальные Институты или Школы, занимающиеся подготовкой кадров в области архивного дела, реставрации и сохранения культурного наследия страны, предоставляют 2-3-летние программы по широкому кругу специальностей.

- Национальная Академия музыки предоставляет программы последипломной подготовки для обладателей дипломов Консерваторий.

Согласно законодательству региональные власти могут, исходя из предоставленных им прав и полномочий и учитывая местные потребности региона, создавать в имеющихся на их территории учебных заведениях профессиональные программы подготовки как на уровне среднего, так и высшего образования. Данные программы ориентированы на приобретение узкопрофессиональных знаний и навыков. Они открыты как для обладателей школьной выпускной квалификации, так и для обладателей первой университетской степени (Laurea-L). Основная направленность данных программ - это повышение квалификации и новая специализация, исходящая из потребностей меняющийся экономики и условий производства..

В университетском образовании занятия организованы по системе 3-х циклов, по окончании каждого из которых присуждаются соответствующие

Образование за рубежом. Италия

квалификации.

Первый цикл университетского образования состоит из 3-хгодичных программ/курсов (Corsi di Laurea-CL), ведущих к присвоению первой университетской степени (Laurea-L). Программы данного цикла направлены на гарантированное овладение студентами общими научными методами исследований и на базовую подготовку, а также овладение специфическими профессиональными навыками, что позволяет им выходить на рынок труда. Для поступления на данный цикл обучения необходимо наличие школьной выпускной квалификации (Diploma di Superamento dellEsame di Stato conclusivo dei corsi di Istruzione Secondaria Superiore), которая присуждается при условии успешной сдачи соответствующих государственных экзаменов после 13 лет школьного образования. Для отдельных программ существуют специфические условия приема. Первая университетская степень Laurea-L присуждается выпускникам, которые набрали зачетных 180 кредитов.

Программы второго цикла университетского образования осуществляются по трем направлениям:

- программы Corsi di Laurea Specialistica-CLS;

- программы Corsi di Specializzazione di 1 livello-

CSI;

- программы Corsi di Master Universitario di 1 livello-CMU1.

Программа CLS рассчитана на подготовку специалистов для работы на высоком уровне в различных сферах деятельности. Для поступления на данную программу необходимо наличие первой университетской степени (L) или сопоставимой иностранной квалификации. Продолжительность обучения по данной программе составляет 2 года. Вторая университетская степень Laurea Specialistica-CL присуждается выпускникам, которые набрали 300 кредитов, включая те, которые были засчитаны за первый цикл обучения (макс. 180); кроме того написание оригинальной диссертационной работы является обязательным условием для получения данной степени.

Определенное число программ, ведущих к получению данной степени и регулируемых посредством секторальных директив Европейского Союза (программы по стоматологии, медицине, ветеринарии и архитектуре) называются программами CLS-первого цикла (Corsi di Laurea Specialistica a ciclo unico). Данные программы отличаются от большинства, обычных программ CLS следующими особенностями: доступ на эти программы открывает итальянская школьная выпускная квалификация или сопоставимая иностранная; прием производится по результатам конкурсных экзаменов; программы рассчитаны на непрерывное обучение в течение 5 лет (по медицине 6 лет).

Программы CS1 - это специализированные курс, направленные на подготовку высококвалифицированных кадров для практической деятельности в области права (юристы, работники магис-

тратов) и преподавания в школах разного уровня.

Данные программы создаются на основе итальянского законодательства или директив Европейского Союза. Доступ на эти программы открывает первая итальянская университетская степень (Laurea), или сопоставимая иностранная; прием производится по результатам конкурсных экзаменов; продолжительность обучения обычно 2 года. Выпускная квалификация, называемая дипломом о специализации первого уровня (Diploma di Specializzazione di 1 livetto-DSI) присваивается выпускникам, набравшим 300 кредитов, включая те, которые были засчитаны за прохождение программы CSI.

Программы CMUI состоят из углубленных научных курсов или дальнейших программ высшего образования, которые открыты для обладателей первой степени Laurea или иностранных сопоставимых степеней; условия приема оговариваются в каждом отдельном случае. Минимальная продолжительность обучения 1 год. Выпускникам, набравшим по окончании программы, по крайней мере, 60 кредитов, присваивается университетская степень магистра первого уровня (Master Universitario di 1 livello- MU1).

В третьем цикле университетского образования постградуальные занятия осуществляются по программам следующих типов:

- Исследовательские докторские программы (Corsi diDottorato di Ricerca-CDR);

- Специализированные курсы второго уровня (Corsi di Specializzazione di 2 livello-CS2);

- Университетские курсы магистра второго уровня (Master Universitario di 2 livello-CMU2).

Исследовательские докторские программы (CDR) направлены на подготовку научных кадров высшей квалификации или руководителей высшего уровня. В процессе обучения применяются новейшие методики и технологии, предусмотрено прохождение периодов обучения за границей, стажировки в крупнейших специализированных исследовательских центрах страны.

Доступ на эти программы открывает вторая итальянская университетская степень (LS) или сопоставимая иностранная, прием производится по результатам жестких конкурсных испытаний. Продолжительность обучения составляет минимум 3 года.

Подготовка и написание оригинальной диссертационной работы является обязательным условием для получения университетской степени 3го уровня (Dottorado di Ricerca-DR), обладатель данной степени имеет звание доктор-исследователь (Dottore di Ricerca).

Специализированные курсы второго уровня (CS2) направлены на подготовку высококвалифицированных кадров для специальностей, требующих высокого уровня подготовки, в частности, для клинической медицины и хирургии. Доступ на эти программы открывает вторая итальянская университетская степень (LS) или сопоставимая иност-

Образование за рубежом. Италия

ранная; прием производится по результатам конкурсных экзаменов; продолжительность обучения может варьировать от 2-х до 5-ти лет.

Университетские курсы магистра второго уровня (CMU2) состоят из углубленных научных курсов или дальнейших программ высшего образования, которые предназначены для обладателей второй университетской степени LS или иностранных сопоставимых степеней; условия приема оговариваются в каждом отдельном случае. Минимальная продолжительность обучения 1 год. Степень университетского магистра второго уровня (Master Universitario di 2 livello- MU2) присуждается выпускникам, набравшим по окончании программы, по крайней мере, 60 кредитов.

Программы, ведущие к присвоению университетских степеней, структурированы (оцениваются) через кредиты (credit for-mativi universitari-CFU). Один университетский кредит соотносится с 25 часами учебной нагрузки для студента, включая самостоятельную работу. Общее количество ежегодной нагрузки на студента дневной формы обучения должно составлять 60 кредитов.

Система оценок

Школьная система. До 1968 года в школах была цифровая шкала оценок 0-10, высшая оценка

- 10, проходная оценка - 6. С 1969 до 1999 года оценка успеваемости проводилась по шкале 0-60, оценка в 36 баллов являлась проходной. Начиная с 2000 года, введена новая шкала оценок: от 0 до 100, при этом проходной считается оценка в 60 баллов.

Высшая школа. Максимальной университетской оценкой является 110 баллов.

Для оценки текущей успеваемости применяется шкала от 0 до 30, при этом оценки меньше 18 баллов считаются неудовлетворительными, от 18 до 23 - достаточно, от 24 до 26 - удовлетворительно, от 27 до 28 - хорошо, от 29 до 30 - очень хорошо и 30 - отлично.

Университеты, которые родились в Болонье

Итальянские университеты размножались методом... почкования. Первый университет в Европе был открыт в Болонье в 1088 году, за четыре сотни лет до открытия Колумбом Америки. Фактически он стал прародителем большинства итальянских университетов, которые были основаны как его отделения. В 1200 году от Болонского университета отделились университеты в Падуе и Модене, за ними последовали университеты Рима, Перуджи, Пизы, Флоренции и Неаполя, оформившиеся в отдельные учебные заведения к 1300 году. К 1400 году по этому же пути пошли университеты Турина, Пармы и Катаньи, к 1500 году -Кальяри, Сассари и Мессины, а к памятному для России 1812 году - Палермо и Генуи. Сейчас в Италии насчитывается 47 государственных университетов и девять частных, имеющих государственную лицензию. В них обучается около 1,5 млн. студентов и преподают свыше 60 000 профессо-

ров. В одном только Риме сосредоточено пять университетов, в крупнейшем из которых - La Sapienza - учится около 200 тыс. студентов. Из-за отсутствия вступительных экзаменов в вузы поступает все больше выпускников лицеев, и они сталкиваются с проблемой переполнения. Уровень преподавания в университетах весьма неоднороден. Медицину лучше всего изучать в университете Салерно, а Болонский университет славится своим факультетом права. Тем, кто хочет стать дизайнером, прямая дорога в Европейский институт дизайна (Istituto Europeo di Design) в Милане, одно из наиболее авторитетных учебных заведений в данной области. Премудрости международной экономики, финансов и менеджмента лучше всего постигать в частной Европейской школе экономики или в Школе менеджмента Scuola di Direzione Aziendale Bocconi. Кстати, многие учебные программы в частных вузах преподают как на итальянском, так и на английском языках, или только на английском. В Риме есть даже американский университет им. Джона Кэбота, где английский - основной язык.

Самый известный, самый большой Название римского университета La Sapienza переводится как «мудрость». Он был основан в 1303 году папой Бонифацием VIII. На протяжении первых семи веков существования университет пользовался поддержкой папы римского. Во времена Наполеона университет расширился. Император издал декрет об увеличении количества факультетов до пяти. Соответственно, студенты могли выбирать, что им изучать: теологию, право, философию, медицину или филологию. В наши дни Сапьенца - это один из самых больших университетов в Европе. Сегодня в нем обучаются 166 тыс. человек, в том числе и иностранные студенты. На 14 факультетах храма знаний преподают 4200 че-

Образование за рубежом. Италия

ловек, среди них лучшие профессора Италии. При университете существуют 69 специализированных школ и 1604 курса повышения квалификации. В этом университете можно изучать архитектуру, экономику и бизнес, право, фармацевтику, информатику, инженерные науки, иностранные языки и литературу, географию, философию, физику, социологию и другие дисциплины. Сегодня университетский городок до отказа набит музеями, библиотеками, читальными залами и... мотороллерами. Суета и сутолока царят на его этажах, улицах и перекрестках. Университету уже тесно в городке, построенном в 1935 году по приказу Муссолини, поэтому некоторые факультеты вытеснены за его пределы. Но они отнюдь от этого не страдают. Например, инженерный факультет гордится своим соседством с собором св. Петра, где находится знаменитая скульптура Микеланджело «Моисей». А факультету философии и вовсе можно позавидовать: он расположился на утопающей в зелени вилле, которая была построена для возлюбленной короля Италии Виктора Эммануила II в 1874 году. Университет считается бесплатным, но все обязаны внести налог на обучение. Его размер устанавливается в соответствии с доходами семьи студента, справку о которых надо представить в университет. В противном случае вам придется платить по максимуму. Минимальный налог в Сапьенца составляет $500 в год, максимальный - $3.000. Если же вы будете хорошо учиться, то в государственном университете вас могут освободить от уплаты налога. Кстати, в частных вузах порядок цен значительно выше -там эта цифра может доходить до 8.000 долларов в год.

Продолжение в следующих номерах

Литература

Использованы материалы межрегионального семинара «Непрерывное образование и Болонский процесс» (Семинар проходил в Италии с 8 по 14 октября 2005 г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.