Научная статья на тему 'Сравнение особенностей высшего образования России и Италии'

Сравнение особенностей высшего образования России и Италии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4665
505
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИТАЛИЯ / УНИВЕРСИТЕТ / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / HIGHER EDUCATION / ITALY / UNIVERSITY / THE BOLOGNA PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гугелев Александр Владимирович, Семченко Анжелика Ахмеджанова

В статье на примере Италии определены и рассмотрены методологические основы развития системы высшего профессионального образования, раскрывающиеся через исследование особенностей развития высшего образования как самостоятельной отрасли. Целью работы явилось исследование положительного опыта западноевропейских стран для его дальнейшего применения в российских вузах с учетом прогрессирующих интеграционных процессов в высшем образовании. Дана оценка текущему состоянию системы высшего образования Италии, выявлены сходства и отличия российской и итальянской систем. При помощи ретроспективного анализа, а также оценки современных тенденций авторы попытались выделить общие основы развития системы высшего образования Италии, анализ которых в дальнейшем позволит определить направления развития российской образовательной системы, что является важным на современном этапе экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF HIGHER EDUCATION IN RUSSIA AND ITALY

Using Italian experience the paper identifies and considers the methodological foundations for the development of the system of higher education, studies the peculiarities of higher education as an independent branch. The paper aims to examine positive experience of the Western countries in order to use that experience in Russian universities and to exemplify growing integration processes in higher education. The authors assess the current state of higher education in Italy, reveal similarities and differences between the Russian and Italian systems. With the help of retrospective analysis and assessment of current trends the authors identify the general principles of the development of the higher education system in Italy, the analysis of those principles help determine future development of the Russian educational system which is important at the present stage of economic development.

Текст научной работы на тему «Сравнение особенностей высшего образования России и Италии»

УДК 378

Дф gugelev@ssea.runnet.ru

ба» seangelika@yandex.ru

Александр Владимирович Гугелев,

доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента,

СГСЭУ

Анжелика Ахмеджанова Семченко,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления качеством, Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов

СРАВНЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ И ИТАЛИИ

В статье на примере Италии определены и рассмотрены методологические основы развития системы высшего профессионального образования, раскрывающиеся через исследование особенностей развития высшего образования как самостоятельной отрасли. Целью работы явилось исследование положительного опыта западноевропейских стран для его дальнейшего применения в российских вузах с учетом прогрессирующих интеграционных процессов в высшем образовании. Дана оценка текущему состоянию системы высшего образования Италии, выявлены сходства и отличия российской и итальянской систем. При помощи ретроспективного анализа, а также оценки современных тенденций авторы попытались выделить общие основы развития системы высшего образования Италии, анализ которых в дальнейшем позволит определить направления развития российской образовательной системы, что является важным на современном этапе экономического развития.

Ключевые слова: высшее образование, Италия, университет, Болонский процесс.

A.V. Gugelev, A.A. Semchenko

COMPARATIVE ANALYSIS OF HIGHER EDUCATION IN RUSSIA AND ITALY

Using Italian experience the paper identifies and considers the methodological foundations for the development of the system of higher education, studies the peculiarities of higher education as an independent branch. The paper aims to examine positive experience of the Western countries in order to use that experience in Russian universities and to exemplify growing integration processes in higher education. The authors assess the current state of higher education in Italy, reveal similarities and differences between the Russian and Italian systems. With the help of retrospective analysis and assessment of current trends the authors identify the general principles of the development of the higher education system in Italy, the analysis of those principles help determine future development of the Russian educational system which is important at the present stage of economic development.

Keywords: higher education, Italy, university, the Bologna process.

В современной экономической ситуации одна из основных задач любого государства состоит в повышении конкурентоспособности национальной экономики, основу которой, по нашему мнению, составляет система высшего образования. В этой связи особую актуальность представляет исследование европейских особенностей развития систем высшего образования. Одной из наиболее ярких среди них является итальянская система. Во многом это объясняется тем, что именно Италия, Франция, Великобритания и Германия первыми предложили создание Европейского пространства высшего образования, о чем в 1998 г. в Сорбонне была подписана соответствующая декларация. С этого момента начался общеевропейский процесс гармонизации различных систем образования, нашедший свое продолжение в Болонской декларации.

Итальянские вузы привлекают студентов многих стран, поскольку не только славятся древней историей и архитектурой, но и уделяют много внимания научным исследованиям. Остановимся подробнее на рассмотрении методологических основ развития системы высшего образования Италии, которая в настоящее время вклю-

Сравнение систем ВПО России и

чает в себя две основные части: основную университетскую и внеуниверситетскую.

В систему университетского образования входят 94 вуза, из которых 60 государственных университетов (в том числе 3 политехнических вуза и 2 университета для иностранцев, специализирующихся на исследовательской работе в части распространения итальянской культуры), 17 частных университетов, 6 высших школ и 11 дистанционных университетов. Внеуниверситет-ские вузы делятся по принципу специализации: учреждения высшего музыкального и хореографического образования; экспериментальный кинематографический центр; высшие школы переводчиков; вузы, готовящие специалистов в области психотерапии; школы архивного дела, палеографии и дипломатики; военные академии и полицейские училища; учебные учреждения реставрации и сохранения культурных ценностей; учебные учреждения дополнительного высшего образования; центры (школы) регионального профессионального образования [5].

В табл. 1 приведена сравнительная характеристика основных параметров систем ВПО РФ и Италии.

Т а б л и ц а 1

Италии по основным параметрам

Признак сравнения РФ Италия

Общая численность студентов вузов, млн человек: 6,7 3,6

государственные вузы 5,8 2,4

негосударственные вузы (частные) 0,9 1,2

В том числе: иностранных студентов 3,1 1,1

Количество вузов: 1115 94

государственные 653 60

негосударственные (в отдельных случаях - частные) 462 34

Нормативные акты и ФЗ, регулирующие деятельность высшего образования в стране Основные: - Конституция РФ (ст. 43); - ФЗ РФ «Об образовании» от 17.10.2012 г.; - нормы международного права (Всеобщая декларация прав человека, ст. 26); - профильные (сегментарные) законодательные акты - нормы международного права (Всеобщая декларация прав человека, ст. 26); - Конституция Италии (ст. 33); - Болонское соглашение

Срок обучения студентов (лет) Бакалавр - 4 года Специалист - 5 лет Магистр - 6 лет Бакалавр - 3 - 4 года Магистр - 5 - 6 лет

Сост. по данным Федеральной службы госстатистики РФ и Министерства образования Италии.

Таким образом, по данным, представленным в табл. 1, видно, что примерно треть и российских, и итальянских студентов являются иностранными гражданами. Обе страны руководствуются нормами международного права в области высшего образования. В Италии отсутствует такая степень, как «специалист».

Другой важной методологической основой системы ВПО является ее традиционность и последовательность. Следует отметить, что первый в Европе университет был открыт именно в Италии, в Болонье, в 1088 г., став прародителем большинства итальянских университетов. Сейчас в университетах Италии обучаются около 1,8 млн студентов и работают свыше 60 тыс. преподавателей. В одном только Риме сосредоточено пять университетов, в крупнейшем из которых - 1_а Эар1еп2а - учатся около 200 тыс. студентов [5]. Из-за отсутствия вступительных экзаменов большинство вузов переполнено, хотя уровень преподавания в университетах весьма неоднороден. С точки зрения медицинского образования лучшим является университет Салерно, Болонский университет славится своим факультетом права, а Европейский институт дизайна в Милане является одним из самых авторитетных в мире.

Название первого европейского университета 1_а Эар1еп2а переводится как «мудрость». В наши дни это один из самых крупных университетов в Европе, вклю-

чающий 14 факультетов и 4200 преподавателей. При университете существуют 69 специализированных школ и 1604 курса повышения квалификации. Университет считается бесплатным, однако студенты обязаны внести налог за обучение, который рассчитывается в зависимости от доходов семьи студента. Минимальный налог составляет 500 евро в год, максимальный доходит до 8000 евро [6]. В случае прилежной учебы студент может быть освобожден от уплаты налога. Таким образом, другой серьезной основой системы ВПО Италии является ее социальная направленность и поиск путей большей экономической эффективности, суть которой заложена в налоговой системе страны.

Наравне с университетами котируются и 11 высших институтов физкультуры, для поступления в которые необходимо иметь диплом пятилетней высшей средней школы или четырехгодичного педагогического колледжа, сдать вступительные экзамены и быть не старше 26 лет. Важно отметить, что в творческих вузах иностранные студенты могут быть только слушателями, а диплом в конце обучения выдается только итальянским выпускникам. Таким образом, права итальянцев и иностранных студентов отличаются, что, впрочем, не мешает высокому качеству преподавания и общему профессиональному уровню подготовки. В табл. 2 приведены основные особенности уровней образования и ученых степеней в РФ и Италии.

Т а б л и ц а 2

Сравнение особенностей высшего образования России и Италии

Признак

сравнения

РФ

Италия

Уровни

образования

студентов

1. Начальное профессиональное образование.

2. Среднее профессиональное образование.

3. Высшее профессиональное образование:

- бакалавриат;

- магистратура;

- послевузовское профессиональное образование;

- аспирантура;

- докторантура;

- повышение квалификации;

- второе высшее образование;

- переподготовка;

- профессиональная подготовка

1. Первая ступень высшего образования:

C. D. U. (Corsi di Diploma Universitario) - аналог степени бакалавра: обучение длится 3 года и состоит из обязательных, дополнительных предметов и практики.

2. Вторая ступень высшего образования:

C. L. (Corsi di Laurea): длится от 4 до 5 лет в зависимости от специальности; медицину и фармацевтику изучают 6 лет.

3. Третья ступень высшего образования:

Corsi di Dottorato di Ricerca, DR и Corsi di Perfezionamento - исследовательские докторские программы и курсы постдипломной специализации или профессионального мастерства. Ее можно пройти как в университетах, так и в специализированных учебных заведениях - Scuole di Specializzazione; по окончании выдается диплом специалиста или степень доктора

Ученые степени и звания

Степени:

• бакалавр;

• магистр;

• специалист;

• кандидат наук;

• доктор наук

Звания:

• доцент по специальности;

• доцент по кафедре;

• профессор по специальности;

• профессор по кафедре

Степени:

• бакалавр;

• магистр;

• кандидат наук (Ph.D. - Philosophie Doctor);

•_доктор искусств (Doctor of Arts) - обычно присваивается как свидетельство глубоких знаний в определенной научной области, но не исследовательской деятельности;

• доктор педагогики (Doctor of Education) - присваивается специалистам в области педагогики;

• доктор социальной работы (Doctor of Social Science) - присваивается специалистам в области социальной работы, социальных знаний, социальной науки

Доступность получения бесплатного высшего образования, млн человек

2,7

1,4

(по системе стипендий на обучение)

Плата за обучение, в том числе кредитными средствами

80 - 200 тыс. руб./уч. год

Государственные вузы: 600 - 3000 евро/уч. год Частные вузы: до 15000 евро/уч. год

♦---------------------------------------------------

Вывод очевиден: ученые степени в России и Италии примерно схожи, различия заключаются лишь в перечне научных направлений и их специфике. Кроме того, в Италии распространена система стипендий и поощрений для лучших студентов, характерная для многих европейских стран, в России же подобную систему только предстоит внедрить.

Рассмотрим систему научных степеней Италии более детально. Как уже было отмечено ранее, с 1999 г. в Италии началась работа по реструктуризации национальной системы высшего образования в соответствии с приоритетами формирования общеевропейского образовательного пространства. Серьезным этапом на пути реализации Болонской декларации стала реформа системы обучения, дипломов и степеней. Так, в 1999 г. Декретом 508/99 была установлена новая система кредитов, получившая название «Credito formativo universa-rio», которая позволила унифицировать существующие в итальянских вузах кредитные системы и сделать их сопоставимыми с европейской моделью распределения учебной нагрузки и накопления кредитов (ECTS) [2].

В неуниверситетском секторе данная система оценок используется с 2003 г., однако, несмотря на стремление к унификации, отдельные университеты и факультеты интерпретируют европейскую систему кредитов по-разному, что нередко вызывает необходимость во внешней аккредитации образовательных программ, в частности привлечении экспертов из Национального комитета оценки системы образования. До реформы 1999 г. итальянские университеты присуждали четыре типа степеней, однако в результате активной реформаторской политики центрального министерства в Италии была сформирована единая система степеней и дипломов в соответствии с Болонской декларацией. Интересным представляется рассмотрение особенностей данного перехода, поскольку в последние годы подобные процессы характерны и для России. В настоящее время первая университетская степень в Италии приравнивается к европейской степени бакалавра, для получения которой необходимо окончить трехлетнюю образовательную программу и набрать 180 кредитов. Данная программа предназначена для получения необходимого комплекса знаний по специальности и навыков для осуществления профессиональной деятельности.

Существует два типа степеней, эквивалентных европейской степени магистра. Одна из них - Laurea Specialistica (LS) [4]. Она присваивается по окончании академически ориентированной двухгодичной программы и соответствует 120 кредитам при условии написания квалификационной работы. Другая степень - Diploma di Specializzazione di Primo Livello (DS1) - рассчитана на один учебный год и соответствует всего 60 кредитам. Целью данной программы является дополнительная профессиональная подготовка или переквалификация, а не получение академического образования. Третья ступень образовательного цикла представлена несколькими видами образовательных программ. Dottorato di Ricerca - степень, эквивалентная европейской степени PhD. На нее могут поступать выпускники Laurea Specialistica, предполагающие заниматься научно-исследовательской деятельностью. Программа рассчита-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

----------------------------------------------------♦

на на три года и включает написание диссертационной работы. Corsi di Specializzazione di 2 Livello (DS2) предназначена для выпускников второй степени, специализирующихся в особых областях, например медицине. Третьей ступенью также считается Corsi di Master Universitario di 2 Livello (MU2). Она представляет собой программу дополнительного образования и не требует защиты диссертации.

Таким образом, следует отметить, что сильно дифференцированная система итальянских степеней одновременно соответствует европейским стандартам и отвечает современным требованиям, способствуя развитию как академического образования и научно-исследовательской деятельности, так и профессионального, прикладного высшего образования. Сохраняя собственную специфику, система ВПО развивается в русле единого европейского пространства [3].

Остановимся на особенностях ВПО Италии в сравнении с Россией более подробно. В табл. 3 приведена сравнительная характеристика дополнительных параметров систем ВПО РФ и Италии.

Данные табл. 3 иллюстрируют явный приоритет рабочих специальностей, необходимых в современном обществе. Важным аспектом является более зрелый возраст абитуриента Италии по сравнению с российским, что объясняется рядом социальных особенностей европейского общества, таких, например, как необходимость заработать средства для поступления в желаемый вуз. Следует отметить, что за каждый учебный период итальянскому студенту необходимо изучить 19 - 20 дисциплин, посещение которых обязательно, а по итогам курса любого уровня учащимися защищается работа. В течение года в итальянских вузах проходит три сессии, и каждый студент сам решает, когда и какие экзамены ему сдавать, так как студенты имеют право на индивидуальный учебный план. Важным, на наш взгляд, отличием от российской системы является отсутствие экзаменационных билетов. Литература, история, лингвистика, филология обычно сдаются устно, при этом требуется 99% самостоятельной подготовки. Жесткая система экзаменов приводит к тому, что диплом защищают только три человека из десяти. Также распространена система кураторства, когда студент сам выбирает себе научного руководителя по одному из основных предметов.

В отличие от российской системы, в итальянских университетах сохранились и средневековые традиции.

В праздники студенты носят разноцветные кепи в стиле Робина Гуда, проводится обряд посвящения в студенты. Пройдя специальный вступительный тест после трех лет практики по специальности, выпускник может поступить в докторантуру, соответствующую российской. Докторанты обычно ведут исследовательскую работу в разных вузах, включая зарубежные. Хотя в Италии отсутствуют вступительные экзамены, от иностранца требуется сдать экзамен на знание языка, причем каждый университет имеет собственную систему отбора. Вопрос о признании эквивалентности зарубежного диплома решается каждый раз в индивидуальном порядке.

Для более полного исследования основ системы высшего образования Италии приведем некоторую статистику. 44% специалистов, получивших итальянское

--------♦

Т а б л и ц а 3

Сравнение систем ВПО России и Италии по дополнительным параметрам

Признак сравнения РФ Италия

Основная академическая единица Экзамен, зачет Зачет

Частота сдачи академических единиц 2 месяца в году 3 месяца в году

Средний возраст студентов 1-го курса, годы 17 - 21 19 - 25

Готовность к дальнейшей учебе после получения первого высшего образования, млн человек 2,5 1,4

Количество студентов, работающих по специальности, % 20 95

Причины отказа студентов работать по специальности • отсутствие интереса к специальности; • низкая зарплата; • отсутствие карьерного роста; • отсутствие знаний или их недостаточность; • отсутствие престижа конкретного вида деятельности • отсутствие интереса к специальности

Рейтинг вузов по миру МГУ - 116-е место; СПбГУ - 253-е место Университет 1_а Эар1епга (г. Рим) - 101-е место; Университет г. Милан - 151-е место

Востребованные профессии на рынке труда (согласно открытым вакансиям) • технические специалисты: инженеры, программисты; • экологи; • специалисты в области нано- и биотехнологий; • специальности, связанные с услугами и сервисом; • финансисты; • медицинские работники (врачи, медсестры) • технические специалисты: специалисты в области 1Т; • маркетологи; • медицинские работники; • инженеры; • специальности, связанные с услугами и сервисом; • рабочие специальности: электрики, монтажники, строители, слесари

образование бакалавра, устраиваются на работу через год после окончания вуза. По данным итальянского информационного агентство «Ansa», почти половина из них продолжают обучение, а 11,3% - остаются безработными [7]. Таким образом, среди основ развития системы ВПО Италии можно особо выделить ее направленность на искусство и науку. Ведь именно в творческие вузы, в отличие от остальных, существуют вступительные экзамены, именно там иностранцы могут быть только слушателями.

В целом анализ методологических основ итальянской системы ВПО выявил ряд особенностей, характерных и для российского общества. Во многом системы схожи, однако, на наш взгляд, интернационализация в русле европейского образовательного пространства требует не только гармонизации, но порой и полного единства касательно вопросов признания научных степеней и дипломов. В первую очередь это относится к итальянскому опыту в части свободы выбора студентом конкретного курса и времени экзамена. Важным отличием от российского высшего образования является то, что абитуриенты совершают более осознанный выбор, поскольку вынуждены сами зарабатывать на образование. Стипендиальная система поощрений выдающихся, талантливых студентов в России пока еще находится на стадии становления, в то время как в Италии обменные программы очень развиты. Как уже отмечалось ранее, для поступления в итальянский вуз требуется знание

итальянского языка, что отличает Италию от ряда европейских стран, где обучение проходит полностью на английском.

Проведенное исследование основ развития системы высшего образования Италии позволяет сделать вывод о ее консерватизме, связанном прежде всего с глубокими культурными традициями. Однако активизация конкуренции на международном рынке образовательных услуг диктует свои условия: необходимость открытости, последовательности и целенаправленного развития студенческой и академической мобильности.

1. Бонюшко Н.А., Семченко А.А. Современные модели систем качества в обеспечении качества образовательных услуг // Омский научный вестник. Серия «Общество. История. Современность». 2012. № 2 (108).

2. Горбашко Е.А., Бонюшко Н.А., Семченко А.А. Гарантии качества высшего образования в условиях международной интеграции: учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011.

3. Гугелев А.В., Семченко А.А. Основные направления модернизации образования в России в период посткризисного развития экономики // Вестник СГСЭУ. 2012. № 4 (43).

4. Как устроена итальянская система высшего образования. иР1_: http://blog-italia.ru/sistema-universiteta-italii/ (дата обращения: 17.01.2013).

5. иР1_: http://italia-ru.com (дата обращения: 27.01.2013).

6. иР1_: http://www.abroad.ru/reference/ref_country/italy/it_vis3. рґір (дата обращения: 07.01.2013).

7. иР1_: http://www.personaprofit.ru/index.php?option=com_co ntent&task=view&id=86&Itemid=109 (дата обращения: 07.01.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.