Научная статья на тему 'Стажировка в Великобритании. Часть I. организация обучения в университетах'

Стажировка в Великобритании. Часть I. организация обучения в университетах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТЫ ВЕЛИКОБРИТАНИИ / СТУПЕНИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / НАПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ / UNIVERSITIES IN THE UK / STAGES OF HIGHER EDUCATION / EDUCATIONAL PROGRAMME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакирова И. Н.

Рассмотрены ступени высшего образования в Великобритании: бакалавриат, магистратура и аспирантура. Приведены направления обучения в Манчестерском университете, Нортумбриийском университете и школе химии Имперского колледжа. Отмечены особенности и условия обучения студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bachelors, Masters and Ph.D. degree programmes were considered as the stages of higher education in the UK. Educational programmes being run at the University of Manchester, Northumbria University, and Imperial College London, as well as students learning features and environment were discussed

Текст научной работы на тему «Стажировка в Великобритании. Часть I. организация обучения в университетах»

УДК 378.4(410) : 541.64

И. Н. Бакирова

СТАЖИРОВКА В ВЕЛИКОБРИТАНИИ.

ЧАСТЬ I. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В УНИВЕРСИТЕТАХ

Ключевые слова: университеты Великобритании, ступени высшего образования, направления обучения.

Рассмотрены ступени высшего образования в Великобритании: бакалавриат,

магистратура и аспирантура. Приведены направления обучения в Манчестерском университете, Нортумбриийском университете и школе химии Имперского колледжа. Отмечены особенности и условия обучения студентов.

Keywords: universities in the UK, stages of higher education, educational programme.

Bachelor’s, Master’s and Ph.D. degree programmes were considered as the stages of higher education in the UK. Educational programmes being run at the University of Manchester, Northumbria University, and Imperial College London, as well as student’s learning features and environment were discussed.

Стажировка в Великобритании проходила с 9 ноября по 29 ноября 2010 года. Целью стажировки было ознакомление с организацией высшего образования и с научными исследованиями в области полимерных материалов. Данная статья является первой в ряду сообщений автора о своей стажировке и посвящена рассмотрению вопроса обучения в британских университетах.

Великобритания является центром мирового образования. Ступенями высшего образования в Великобритании, как и в странах Европы и в некоторых странах Азии [1, 2] являются бакалавриат (программа Undergraduate) и магистратура (программа Postgraduate). Продолжительность очного обучения на бакалаврских курсах длится три года, в магистратуре

- от одного до трех лет в зависимости от программы. Последние разделяются на:

- учебные (Taught);

- профессионально-ориентированные (Professional/Practice);

- учебно-исследователькие (Research-Taught);

- исследовательские (Research).

Учебные программы рассчитаны на один год. Они организованы по модульной системе с постоянной оценкой знаний и сочетают лекции, семинары, практические и лабораторные занятия с работой над итоговым дипломным проектом. По результатам экзаменов и дипломной работы (объем 10-20 тыс. слов) присваивается соответствующая степень, например, магистр искусств (Master of Arts, МА) присуждается в сфере искусств, гуманитарных и социальных наук; магистр науки (Master of Science, МБ^ - в сфере точных и естественных наук.

Профессионально-ориентированные магистерские программы являются

разновидностью учебных программ, но включают больше профессионально-ориентированных дисциплин. Наиболее популярными присуждаемыми степенями являются магистр делового администрирования (МВА) и магистр образования (МЕd).

По учебно-исследовательской программе обучаются два года. В первый год обучения предполагаются аудиторные работы, выбор темы диссертации и подбор литературы. Второй год обучения направлен на выполнение диссертационной работы под руководством научного руководителя. Успешная сдача устного экзамена по специальности и защита диссертации (объем ~ 40 тыс. слов) ведет к получению степени магистра философии (Master of Philosophy, MPhil), магистра исследований (Master of Research, MRes) и др.

Исследовательские программы, продолжительностью в 2-3 года, также включают обязательный учебный блок дисциплин, но основной акцент делается на проведении

самостоятельного исследования. Программы данного типа должны приводить к получению степени РИБ. Однако в реальности исследовательские магистерские программы ведут к получению в основном степени МРЫ1 или MR.es.

Следующей ступенью в образовании является учеба в аспирантуре. Аспирантура в Великобритании - это программы на соискание степени РЬБ, которые рассчитаны на 3 - 4 года. В целом, такие программы эквивалентны российским программам аспирантуры. Однако, по уровню требований и качеству исследовательской работы аспирантура в Великобритании ближе к российской докторантуре.

Обучение в университетах платное. Стоимость первого года обучения в среднем составляет 3,5 тыс. фунтов (~ 175 тыс. руб.). На старших курсах - несколько ниже. Правительство будет урезать финансирование университетов. Планируется, что в 2011 году плата за обучение поднимется примерно в три раза и будет составлять ~9 тыс. фунтов в год. На это решение студенты отреагировали массовыми забастовками, трансляция которых велась практически всеми информационными телевизионными каналами Англии.

Аспирантура также платная.

Обучение в университетах организовано по очной, вечерней и заочной формам.

Несколько слов о направлениях обучения в Манчестерском университете, Нортумбрийском университете и школе химии Имперского колледжа Лондона.

Академическую структуру Манчестерского университета образуют четыре факультета:

• факультет инженерии и физических наук (БРБ);

• факультет медицины и науки о человеке;

• факультет науки о жизни;

• факультет гуманитарных наук.

Естественные науки представлены, главным образом, на факультете БРБ, включающего следующие школы:

• химическая инженерия и аналитическая химия;

• химия;

• информатика;

• земля, атмосфера и окружающая среда;

• электричество и электронная инженерия;

• материалы (изучаются все виды материалов: металлы, полимеры, композиты, бумага,

текстиль и др.);

• математика;

• механика, космос и строительная инженерия;

• физика и астрономия.

Школа химии в Манчестерском университете - вторая по величине после Оксфорда. В

ней обучается 700 студентов. Из них 209 человек занимается исследовательской работой.

Кроме того, в состав факультета БРБ входят 4 института:

• институт космических исследований;

• институт ядерных исследований;

• биоцентр;

• институт фотолиза.

Обучение в Нортумбрийском университете распределяется между восемью академическими школами:

• искусство и общественные науки;

• искусственная и природная среда;

• вычислительная техника, машиностроение и информатика;

• дизайн - это ведущее направление обучения в университете;

• здравоохранение, сообщество и образование;

• право;

• биологические науки;

• бизнес-школа Ньюкасла.

Школа химии Имперского колледжа Лондона представлена следующими направлениями:

• медикобиологическое сканирование;

• биофизическая химия;

• катализ;

• химическая биология;

• химическая физика;

• мягкое конденсированное вещество и поверхности;

• рациональная химия;

• электрохимия;

• неорганическая химия;

• химическое оснащение;

• материаловедение;

• медицинская химия;

• нанонаука и нанотехнологии;

• органический синтез;

• металлорганическая химия;

• фотохимия/спектроскопия;

• теоретическая и вычислительная химия;

• полимерная/надмолекулярная химия.

Большое внимание в университетах уделяется разработке программ обучения, поскольку от их востребованности на рынке образования зависит будущее учебного заведения. Программы разрабатываются по принципу «снизу вверх». Первоначально проводится сбор и анализ информации на рынке профессий (сведения о конкурентах, обсуждение с работодателями). Далее, внутри школы, выдвигаемое предложение рассматривается с точки зрения:

- Как предложение отвечает стратегическим целям школы?

- Каковы учебные преимущества?

- Удовлетворение спроса.

- Потребности в ресурсах (штат и материальные ресурсы).

- Финансовое моделирование.

Затем программа обсуждается на уровне отделов по учебе и обучению и по финансированию. В случае положительного решения программа проходит экспертизу и стандартную процедуру утверждения. После этого проводится реклама, маркетинг и набор персонала для реализации программы в учебный процесс. Критерием правильного развития программы являются отзывы студентов (комитеты по курсам, оценка модулей и программ, государственное студенческое исследование) и трудоустройство выпускников по специальности.

Обучение в университетах ориентировано в большей степени на самостоятельную работу студентов. Основной принцип обучения - учить учиться. Годовая лекционная нагрузка преподавателя небольшая, ~16 - 20 часов (продолжительность лекции составляет не полтора часа, а час). При этом в университетах создаются все условия, позволяющие студенту самостоятельно учиться:

• В распоряжении студентов библиотеки с огромным фондом литературы различного профиля. Здесь находятся специально оборудованные компьютерные залы с открытым доступом к Интернет-ресурсам. Работает персонал, который при необходимости окажет консультации по использованию той или иной информационной технологии. Некоторые залы работают 24 часа в сутки. В библиотеках есть столовые и буфеты.

• Студент всегда может получить индивидуальные консультации у преподавателя.

• Преподаватель имеет персональную страницу в интернет-портале университета, где размещена презентация его лекционного материала, задания, вопросы коллоквиумов, методические указания, объявления и т.д.

В библиотеке Манчестерского университета

Такая система обучения освобождает лектора от большой учебной нагрузки и дает возможность заниматься исследовательской работой.

Ежегодно студенты выбирают лучших преподавателей и присуждают им свою награду. Эта награда является чрезвычайно престижной и высоко ценится в Великобритании.

Представляется важным отметить, что студентам не разрешается списывать. Если студент взял текст из печатного источника или интернета, то он должен обязательно привести ссылку. За плагиат студента исключают из университета (есть специальные программы, проверяющие на плагиат). Подобная практика способствует развитию у студента творческого подхода при выполнении заданий. Для нашего вуза, где большая часть студентов привыкла списывать, данная практика была бы весьма полезной.

Большое впечатление производят учебные химические лаборатории. Они рассчитаны на одновременное проведение занятий с более чем 200 студентами, хорошо оснащены приборами и оборудованием. К примеру, в Манчестерском университете лабораторные работы выполняются на ИК- и УФ-спектрометрах, дериватографе. Для выполнения научных исследований студенты имеют доступ к более дорогостоящему оборудованию. Их обучают и курируют аспиранты. В химической лаборатории Лондонского университета Метрополитен на каждом лабораторном столе установлены компьютеры. Преподаватель общается со студентами и наблюдает за ходом выполнения эксперимента посредством компьютера. Студент также имеет возможность видеть работу преподавателя. Следует отметить, что студенты при выполнении экспериментальных работ обеспечиваются средствами индивидуальной защиты: халатами, защитными очками, резиновыми перчатками.

Учебная химическая лаборатория Лондонского университета Метрополитен

Гордостью школы химической инженерии Манчестерского университета является корпус, в котором размещены пилотные установки. Студентам младших курсах показывают работу химического реактора, его обвязку и обучают способам регулирования технологических параметров синтеза. Старшекурсникам предоставляется возможность выполнять курсовые и дипломные проекты на имеющемся оборудовании.

Пилотные установки школы химической инженерии Манчестерского университета

249

Университеты вкладывают большие средства в строительство новых учебных и исследовательских корпусов, общежитий и в создание новых рабочих мест для профессорско-преподавательского состава и научных кадров. В 2007 г Нортумбрийский университет открыл новое здание, в котором находятся школа дизайна, школа права и бизнес-школа. Здание, построенное в виде морского лайнера, было признано лучшим проектом года нового низкоуглеродного строительства. Для школы химической инженерии Манчестерского университета строится корпус для новых пилотных установок. Открываются спортивные комплексы с бассейнами, фитнес-клубами, футбольными и баскетбольными площадками, беговыми дорожками, аренами, вместимостью более 2500 человек.

Новое здание Нортумбрийского университета

В планах университетов - увеличение количества выпускаемых магистров и аспирантов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Филлипов, В.М. Болонский процесс и «Дорожная карта Россия-Евросоюз» / В.М. Филлипов // Высшее образование сегодня. -2008. -№ 1. -С. 5-9.

2. Газизова, А.И. Из опыта развития многоуровневого высшего образования в Турции / А.И. Газизова, Л.И. Гурье // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2008. - № 4. - С. 158-164.

© И. Н. Бакирова - д-р хим. наук, проф. каф. технологии синтетического каучука КГТУ, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.