Научная статья на тему 'Становление и развитие профессионально-технологического подхода в профессиональном образовании'

Становление и развитие профессионально-технологического подхода в профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
301
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическая технология / технологическая компетентность / профессиональная компетентность / профессиональное образование / студенты. / pedagogical technology / technological competence / professional competence / professional education / students.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О И. Ваганова

За последнее десятилетие технологический подход в сфере образования обрел особую актуальность. В его рамках реализуются различные технологии обучения, и находят отражение такие моменты, как полное, точное и конкретное управление всеми составляющими учебно-образовательного процесса и обеспеченное достижение намеченных образовательных и учебных целей и задач. Для более глубокого изучения влияния данного подхода на профессиональное образование и становление личности выпускников необходимо рассмотрение становления и развития технологического подхода. Целью статьи является анализ изучения основных аспектов процесса становления и развития профессионально-технологического подхода в профессиональном образовании. В работе представлены ключевые этапы становления технологического подхода. Отмечено, что технологический подход как часть обучения начал оформляться в конце 50-х – начале 60-х годов. На данном этапе техническую часть образовательного процесса представляли различные аудиовизуальные средства, которые были разработаны и внедрены в образовательный процесс в учебных целях. На следующих этапах развития технологический подход стал включать в себя планирование, постановку и анализ намеченных целей, понятие «технология обучения» – одно из ключевых в технологическом подходе. Была преобразована сама организация образовательного процесса, став более ориентированной на науку. В статье также выделены и уточнены следующие основные понятия: технология, технологическая компетентность, профессионально-технологический подход. Рассмотрены характеристики подхода, обозначена его роль в современном профессиональном образовании, акцентировано внимание на его преимуществах и значимости в подготовке современного выпускника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — О И. Ваганова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF A PROFESSIONAL-TECHNOLOGICAL APPROACH IN VOCATIONAL EDUCATION

Over the past decade, a technological approach to education. Within its framework, all necessary educational and training tasks should be reflected. To achieve a deeper study, it is necessary to ensure the development and development of technologies. The article is devoted to the analysis of the main aspects of the formation and development of the professional-technological approach in vocational education. The paper presents certain stages in the formation of a technological approach. Design began in the late 50s and early 60s. All of these audiovisual facilities should be used in educational processes. The concept of “learning technology” is one of the first in the technological approach. Pedagogical technology is an integral part of the training system associated with didactic processes, means and organizational forms of training. She was more science oriented. The following basic concepts are also highlighted and refined in the article: technology, technological competence, professional-technological approach. The features of the approach denoting its role in modern professional education are examined, attention is focused on its advantages and significance in the preparation of a modern graduate.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие профессионально-технологического подхода в профессиональном образовании»

УДК 371

Vaganova O.I., Candidate of Sciences (Pedagogy), associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems»

Kozma Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university, Nizhny Novgorod, E-mail: [email protected]

FORMATION AND DEVELOPMENT OF A PROFESSIONAL-TECHNOLOGICAL APPROACH IN VOCATIONAL EDUCATION. Over the past decade, a technological approach to education. Within its framework, all necessary educational and training tasks should be reflected. To achieve a deeper study, it is necessary to ensure the development and development of technologies. The article is devoted to the analysis of the main aspects of the formation and development of the professional-technological approach in vocational education. The paper presents certain stages in the formation of a technological approach. Design began in the late 50s and early 60s. All of these audiovisual facilities should be used in educational processes. The concept of "learning technology" is one of the first in the technological approach. Pedagogical technology is an integral part of the training system associated with didactic processes, means and organizational forms of training. She was more science oriented. The following basic concepts are also highlighted and refined in the article: technology, technological competence, professional-technological approach. The features of the approach denoting its role in modern professional education are examined, attention is focused on its advantages and significance in the preparation of a modern graduate.

Key words: pedagogical technology, technological competence, professional competence, professional education, students.

О.И. Ваганова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»,

г. Нижний Новгород, E-mail: [email protected]

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

За последнее десятилетие технологический подход в сфере образования обрел особую актуальность. В его рамках реализуются различные технологии обучения, и находят отражение такие моменты, как полное, точное и конкретное управление всеми составляющими учебно-образовательного процесса и обеспеченное достижение намеченных образовательных и учебных целей и задач. Для более глубокого изучения влияния данного подхода на профессиональное образование и становление личности выпускников необходимо рассмотрение становления и развития технологического подхода. Целью статьи является анализ изучения основных аспектов процесса становления и развития профессионально-технологического подхода в профессиональном образовании. В работе представлены ключевые этапы становления технологического подхода. Отмечено, что технологический подход как часть обучения начал оформляться в конце 50-х - начале 60-х годов. На данном этапе техническую часть образовательного процесса представляли различные аудиовизуальные средства, которые были разработаны и внедрены в образовательный процесс в учебных целях. На следующих этапах развития технологический подход стал включать в себя планирование, постановку и анализ намеченных целей, понятие «технология обучения» - одно из ключевых в технологическом подходе. Была преобразована сама организация образовательного процесса, став более ориентированной на науку. В статье также выделены и уточнены следующие основные понятия: технология, технологическая компетентность, профессионально-технологический подход. Рассмотрены характеристики подхода, обозначена его роль в современном профессиональном образовании, акцентировано внимание на его преимуществах и значимости в подготовке современного выпускника.

Ключевые слова: педагогическая технология, технологическая компетентность, профессиональная компетентность, профессиональное образование, студенты.

За последние десять лет произошли значительные изменения в социальных и экономических сферах, которые привели, как следствие, к изменениям ценностей в жизни общества. Значимость их формирования состоит в сложившейся на данный момент обстановке в стране, что и закреплено в нормативно-правовых актах Российской Федерации [1, с. 55]. Необходимость в формировании ценностей отражена в ФЗ №273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012, который закрепляет основные положения об образовании на территории РФ, права и обязанности сторон образовательного процесса и регулирует образовательные отношения [2, с. 42]. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года прописано, что одним из важнейших направлений деятельности является подготовка кадров [3, с. 75].

Исходя из данных источников, можно сделать вывод, что на сегодняшний день образование ставит своей главной целью не объем полученных и усвоенных обучающимся знаний и умений и развитие в первую очередь его интеллектуальных способностей, а предоставление возможности для правильного и разностороннего роста личности, ее творческих способностей и талантов, а также условий для их реализации и дальнейшего развития [4, с. 95]. Образование Российской Федерации подверглось значительным изменениям. Реформа обусловила появление компетентностной образовательной парадигмы. Возникла необходимость в компетентных педагогах, которые готовы осуществлять свою профессиональную деятельность с применением инновационных технологий [5, с. 44]. Цель статьи заключается в выявлении основных аспектов становления и развития профессионально-технологического подхода в профессиональном образовании.

Исходя из сложившейся практики, становится все более явно, что на сегодняшний день для роста личностной составляющей студентов, равно как социальной и профессиональной, необходимо включить в образовательный процесс и технологическую подготовку обучающихся, так как для становления студента необходима указанная компетенция для становления его как будущего профессионала, отвечающего всем современным требованиям развития общества во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Анализ современного законодательства об образовании и научных источников дает ясное представление о компетенциях и модели современного специалиста. Он должен обладать обширными знаниями в своей специальности, навыками и умениями, которые будут необходимы при его дальнейшей профессиональной деятельности, но также и ценностными ориентирами, которые будут отвечать современным требованиям общества. Из чего последовало внимание и активное обсуждение вопроса о профессионально-технической подготовке студентов.

В педагогике уже довольно давно используется такое понятие, как «технологический подход». Но, несмотря на то, что данное понятие имеет достаточно обширное значение и свое конкретное значение в рамках педагогики, занимая немаловажное положение в истории образования, обсуждение понятия «технологический подход» не прекращается и по сей день.

Данный подход имеет большее значение при развитии специалиста в различных областях человеческой жизни, будь то социальная, педагогическая или образовательная деятельность. В конечном итоге его преимущества сводятся к тому, что:

- он позволяет прогностически взглянуть на многие аспекты образовательной деятельности, а также осуществлять управление различными процессами в педагогике;

- выявлять возникающие социально-педагогические проблемы и разрабатывать универсальные модели, приемы и технологии для их решения;

- наиболее рационально пользоваться теми ресурсами, которыми располагает преподаватель, то есть оптимизировать их применение;

- позволяет проанализировать имеющийся опыт педагогов прошлого, систематизировать научные педагогические труды для перспективы их использования в будущей деятельности;

- минимизировать влияние различных негативных факторов на человека, препятствующих его развитию;

- создать благоприятную среду для комплексного и разностороннего развития личности студента;

- выявлять и решать препятствующие и мешающие эффективному педагогическому и образовательному процессу проблемы социально-воспитательного и образовательного аспектов.

Различные технологии обучения реализуются в рамках технологического подхода, в котором находят отражение такие моменты, как полное, точное и конкретное управление всеми составляющими учебно-образовательного процесса и обеспеченное достижение намеченных образовательных и учебных целей и задач.

Говоря о профессионально-технологическом подходе к обучению, все же первичным считается понятие «технология». Изначально оно трактовалось как частная методика по достижению отдельно поставленной цели.

Технологический подход связан в первую очередь с педагогическими технологиями. Несмотря на это, сказать, что технологический подход в образовании появился в какое-то конкретное время или назвать определенную дату его возникновения невозможно. Тем не менее, зарождение и развитие технологического

подхода в образовании связывают с появлением в трудах ученых такого понятия, как «образовательная технология», а также технология обучения, которые получили свое место в трудах Платона, Аристотеля, Я.А. Коменского, Дж. Локка, И.Ф. Гербарта, А. Дистервега, наших современников: М.В. Кларина, М.И. Махму-това, В.П. Беспалько, И.Э. Унт, Н.Ф. Талызиной и других. Само понятие «педагогическая технология» впервые было упомянуто в двадцатые годы в работах по педологии, основанных на трудах по рефлексологии (И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, А.А. Ухтомский).

Согласно периодизации, в 50 - 60-е годы оформляется понятие «технологический подход к обучению». На практике техническую часть образовательного процесса в данный период времени представляли различные аудиовизуальные средства, которые были разработаны и внедрены в образовательный процесс в учебных целях. Это были различные специально разработанные обучающие машины, тренажеры, реализованы проекты электронных классов и внедрены в школы и высшие учебные заведения, созданы средства обратной связи, а также лингафонные кабинеты. Становление технической стороны образовательного процесса и самого технического подхода к образованию обязано введению программированного обучения. По словам М.В. Кларина, «... программированное обучение - первое детище «педагогической технологии». Так была начата и проходила модернизация образования, направленная на увеличение технической составляющей и повышении ее роли в реализации современного образовательного процесса. Что в первую очередь связывают с введением в учебный процесс различного оборудования и его модернизации для дальнейшего его применения как новой и отвечающей современным требованиям форме и методике осуществления образовательного процесса в начале 70-х годов XX века. В данное время процесс обучения подвергается серьезной перестройке, в него входят новые понятия, такие как планирование, постановка и анализ намеченных целей, внедрено понятие «технология обучения», преобразована сама организация образовательного процесса, став более ориентированной на науку, стало возможно выбирать методику, средства и материалы, которые не только отвечали бы целям обучения и способствовали их достижению, но и его содержанию.

В 90-е гг. ХХ века в отечественной педагогике начало развиваться самостоятельное направление - технология воспитания. Оно основывалось, прежде всего, на опыте отечественных педагогов 20 - 30-х гг

Важнейшими качествами педагогических технологий являются следующие: системность (взаимосвязь компонентов); комплексность (реализация педагогических технологий требует координации и взаимодействия всех элементов, имеющихся в большом разнообразии педагогических процессов); целостность (каждая педагогическая технология обладает общим интегративным качеством для сохранения специфических свойств). Реализация педагогических технологий представляет собой процесс выбора и компоновки форм, методов, способов, приемов обучения, это процесс использования организационно-методического инструментария педагогического процесса.

Библиографический список

Часто педагогическую технологию представляют как процесс коммуникации, основывающийся на определенном алгоритме, программе и системе взаимодействия субъектов процесса обучения.

Технологическая компетентность педагога - это интегративно-професси-ональное качество личности, включающее в себя направленность педагога на освоение новых образовательных технологий, их конструирование и распространение в профессиональном сообществе [6].

В современном образовании технологический подход актуален как никогда, и его роль растет с развитием общества и технологий. Сейчас данный подход к обучению активно обсуждается и имеет место не только на уровне педагогической теории, но и в современной педагогической практике, так как используется все чаще и чаще в рамках учебно-воспитательного процесса. Исследовав научные источники в области педагогики, нетрудно заключить, в чем состоит сущность профессионально-технологического подхода в обучении, в чем его особенности и специфика применения в воспитательном и образовательном процессах.

Профессионально-технологический подход к обучению преобразует уже привычные основы традиционного обучения в новый и современный процесс, отвечающий всем современным требованиям общества. При использовании данного подхода обучающиеся обладают рядом преимуществ в виде большего освоения предлагаемого материала на основе их репродуктивной деятельности. Процесс обучения в рамках технологического подхода в первую очередь направлен на традиционное воспитание личности обучаемого при соблюдении определенной последовательности в рамках репродуктивного обучения. И в итоге получается «технологический», то есть непрерывный, с соблюдением определенной инструкции процесс с намеченными и представленными образовательными результатами. Самая важная идея применения технологического подхода в образовании с целью проектирования различных педагогических систем обучения состоит в том, что необходимо четко и конкретно осуществить проектирование педагогического процесса и разбить его на составляющие компоненты, такие как форма обучения, методы и средства, педагогические приемы, содержание и т.д. То есть разбить таким образом, чтобы «точно», настолько максимально, насколько это возможно, получить тот результат, который был предположен ранее, то есть достичь всех образовательных целей, которые были поставлены в результате процесса проектирования.

Развитие технологического подхода приобретает все новые аспекты и продолжается до сих пор. На современном этапе развития профессионально-технологического подхода в сфере образования идет процесс активного использования информационных ресурсов в качестве общественного продукта. Впервые в истории развития образования возникла ситуация, когда информационные средства обучения становятся практически обязательными инструментами профессиональной деятельности преподавателей.

1. Ваганова О.И., Колдина М.И., Трутанова А.В. Разработка содержания профессионально-педагогического образования в условиях реализации компетентностного подхода. Балтийский гуманитарный журнал. 2017; Т. 6, № 2 (19): 97 - 99.

2. Кулюткин Ю.Н. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. Санкт-Петербург: СПбГУПМ, 2002.

3. Makhometa T.M., Tiahai I.M. The use of interactive learning in the process of preparing future math teachers. Balkan Scientific Review. 2018; № 1 pp: 48 - 52.

4. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Дидактические основы исследования содержания профессионального образования. Вестник Мининского университета. 2017; № 3 (20): 7.

5. Серякова С.Б. Технологический подход в проектировании образовательных программ. Преподаватель XXI век. 2016; Т. 1, № 2: 24 - 31.

6. Горбунова Н.В. Проектирование и создание инновационной образовательной среды высшего учебного заведения. Проблемы современного педагогического образования. 2015; № 46-1: 223 - 229.

References

1. Vaganova O.I., Koldina M.I., Trutanova A.V. Razrabotka soderzhaniya professional'no-pedagogicheskogo obrazovaniya v usloviyah realizacii kompetentnostnogo podhoda. Baltijskij gumanitarnyj zhurnal. 2017; T. 6, № 2 (19): 97 - 99.

2. Kulyutkin Yu.N. Obrazovatel'nye tehnologii ipedagogicheskaya refleksiya. Sankt-Peterburg: SPbGUPM, 2002.

3. Makhometa T.M., Tiahai I.M. The use of interactive learning in the process of preparing future math teachers. Balkan Scientific Review. 2018; № 1 pp: 48 - 52.

4. Markova S.M., Narkoziev A.K. Didakticheskie osnovy issledovaniya soderzhaniya professional'nogo obrazovaniya. Vestnik Mininskogo universiteta. 2017; № 3 (20): 7.

5. Seryakova S.B. Tehnologicheskij podhod v proektirovanii obrazovatel'nyh programm. Prepodavatel'XXI vek. 2016; T. 1, № 2: 24 - 31.

6. Gorbunova N.V. Proektirovanie i sozdanie innovacionnoj obrazovatel'noj sredy vysshego uchebnogo zavedeniya. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2015; № 46-1: 223 - 229.

Статья поступила в редакцию 29.09.19

УДК 371

Vaganova O.I., Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems»

Kozma Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university, Nizhny Novgorod, E-mail: [email protected]

FORMATION OF TECHNOLOGICAL COMPETENCE IN THE COURSE OF COURSE DESIGN. The technological competence of a modern teacher of vocational training is an integral part of his professional development. In the article, course design as a method of forming technological competence of students of a pedagogical university. The concept of "Technological competence" is highlighted and refined. This implies the possession of pedagogical technology, the ability to structure and gradually understand the sequence of their activities. Course design involves the following principles: creativity, planning, criticality, self-organization. The course design process is considered on the example of the study of disciplines "Pedagogical technology." The purpose and essence of the course project, the requirements for its implementation are indicated. The role of the leader in the process of student implementation of the project

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.