Научная статья на тему ' формирование технологической компетентности в ходе курсового проектирования'

формирование технологической компетентности в ходе курсового проектирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическая технология / технологическая компетентность / курсовое проектирование / профессиональная компетентность / профессиональное образование / студенты. / pedagogical technology / technological competence / course design / professional competence / professional education / students.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О И. Ваганова

Технологическая компетентность современного педагога профессионального обучения является неотъемлемой частью его профессионального становления. В статье курсовое проектирование представлено в качестве способа формирования технологической компетентности студентов педагогического вуза. Выделено и уточнено понятие «технологическая компетентность». Оно подразумевает владение педагогическими технологиями, умение структурировать и поэтапно разбирать последовательность своей деятельности, тем самым выработать и в определённой последовательности реализовывать выбранную им технологию или инструкцию. Курсовое проектирование предполагает соблюдение таких принципов, как творческий подход, планирование, критичность, самоорганизация. Процесс курсового проектирования рассмотрен на примере изучения дисциплины «Педагогические технологии». Обозначены цель и сущность курсового проекта, требования к его выполнению. Отмечена роль руководителя в ходе выполнения студентом проекта. Использование курсовой работы в процессе обучения позволяет обучающимся обобщить и закрепить полученные знания в ходе как теоретических, так и практических занятий, а также значительно повысить умения и навыки поиска, анализа и структуризации информации, приобрести и развить при работе с большим количеством нового материала и обрабатываемой информации исследовательские, аналитические и проектные компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF TECHNOLOGICAL COMPETENCE IN THE COURSE OF COURSE DESIGN.

The technological competence of a modern teacher of vocational training is an integral part of his professional development. In the article, course design as a method of forming technological competence of students of a pedagogical university. The concept of “Technological competence” is highlighted and refined. This implies the possession of pedagogical technology, the ability to structure and gradually understand the sequence of their activities. Course design involves the following principles: creativity, planning, criticality, self-organization. The course design process is considered on the example of the study of disciplines “Pedagogical technology.” The purpose and essence of the course project, the requirements for its implementation are indicated. The role of the leader in the process of student implementation of the project is noted. Using coursework in the learning process allows you to summarize and consolidate the results of research, both theoretical and practical classes, as well as to improve the qualifications and skills of searching, analyzing and structuring information. informational research, analytical and design competencies.

Текст научной работы на тему « формирование технологической компетентности в ходе курсового проектирования»

подхода в образовании связывают с появлением в трудах ученых такого понятия, как «образовательная технология», а также технология обучения, которые получили свое место в трудах Платона, Аристотеля, Я.А. Коменского, Дж. Локка, И.Ф. Гербарта, А. Дистервега, наших современников: М.В. Кларина, М.И. Махму-това, В.П. Беспалько, И.Э. Унт, Н.Ф. Талызиной и других. Само понятие «педагогическая технология» впервые было упомянуто в двадцатые годы в работах по педологии, основанных на трудах по рефлексологии (И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, А.А. Ухтомский).

Согласно периодизации, в 50 - 60-е годы оформляется понятие «технологический подход к обучению». На практике техническую часть образовательного процесса в данный период времени представляли различные аудиовизуальные средства, которые были разработаны и внедрены в образовательный процесс в учебных целях. Это были различные специально разработанные обучающие машины, тренажеры, реализованы проекты электронных классов и внедрены в школы и высшие учебные заведения, созданы средства обратной связи, а также лингафонные кабинеты. Становление технической стороны образовательного процесса и самого технического подхода к образованию обязано введению программированного обучения. По словам М.В. Кларина, «... программированное обучение - первое детище «педагогической технологии». Так была начата и проходила модернизация образования, направленная на увеличение технической составляющей и повышении ее роли в реализации современного образовательного процесса. Что в первую очередь связывают с введением в учебный процесс различного оборудования и его модернизации для дальнейшего его применения как новой и отвечающей современным требованиям форме и методике осуществления образовательного процесса в начале 70-х годов XX века. В данное время процесс обучения подвергается серьезной перестройке, в него входят новые понятия, такие как планирование, постановка и анализ намеченных целей, внедрено понятие «технология обучения», преобразована сама организация образовательного процесса, став более ориентированной на науку, стало возможно выбирать методику, средства и материалы, которые не только отвечали бы целям обучения и способствовали их достижению, но и его содержанию.

В 90-е гг. ХХ века в отечественной педагогике начало развиваться самостоятельное направление - технология воспитания. Оно основывалось, прежде всего, на опыте отечественных педагогов 20 - 30-х гг

Важнейшими качествами педагогических технологий являются следующие: системность (взаимосвязь компонентов); комплексность (реализация педагогических технологий требует координации и взаимодействия всех элементов, имеющихся в большом разнообразии педагогических процессов); целостность (каждая педагогическая технология обладает общим интегративным качеством для сохранения специфических свойств). Реализация педагогических технологий представляет собой процесс выбора и компоновки форм, методов, способов, приемов обучения, это процесс использования организационно-методического инструментария педагогического процесса.

Библиографический список

Часто педагогическую технологию представляют как процесс коммуникации, основывающийся на определенном алгоритме, программе и системе взаимодействия субъектов процесса обучения.

Технологическая компетентность педагога - это интегративно-професси-ональное качество личности, включающее в себя направленность педагога на освоение новых образовательных технологий, их конструирование и распространение в профессиональном сообществе [6].

В современном образовании технологический подход актуален как никогда, и его роль растет с развитием общества и технологий. Сейчас данный подход к обучению активно обсуждается и имеет место не только на уровне педагогической теории, но и в современной педагогической практике, так как используется все чаще и чаще в рамках учебно-воспитательного процесса. Исследовав научные источники в области педагогики, нетрудно заключить, в чем состоит сущность профессионально-технологического подхода в обучении, в чем его особенности и специфика применения в воспитательном и образовательном процессах.

Профессионально-технологический подход к обучению преобразует уже привычные основы традиционного обучения в новый и современный процесс, отвечающий всем современным требованиям общества. При использовании данного подхода обучающиеся обладают рядом преимуществ в виде большего освоения предлагаемого материала на основе их репродуктивной деятельности. Процесс обучения в рамках технологического подхода в первую очередь направлен на традиционное воспитание личности обучаемого при соблюдении определенной последовательности в рамках репродуктивного обучения. И в итоге получается «технологический», то есть непрерывный, с соблюдением определенной инструкции процесс с намеченными и представленными образовательными результатами. Самая важная идея применения технологического подхода в образовании с целью проектирования различных педагогических систем обучения состоит в том, что необходимо четко и конкретно осуществить проектирование педагогического процесса и разбить его на составляющие компоненты, такие как форма обучения, методы и средства, педагогические приемы, содержание и т.д. То есть разбить таким образом, чтобы «точно», настолько максимально, насколько это возможно, получить тот результат, который был предположен ранее, то есть достичь всех образовательных целей, которые были поставлены в результате процесса проектирования.

Развитие технологического подхода приобретает все новые аспекты и продолжается до сих пор. На современном этапе развития профессионально-технологического подхода в сфере образования идет процесс активного использования информационных ресурсов в качестве общественного продукта. Впервые в истории развития образования возникла ситуация, когда информационные средства обучения становятся практически обязательными инструментами профессиональной деятельности преподавателей.

1. Ваганова О.И., Колдина М.И., Трутанова А.В. Разработка содержания профессионально-педагогического образования в условиях реализации компетентностного подхода. Балтийский гуманитарный журнал. 2017; Т. 6, № 2 (19): 97 - 99.

2. Кулюткин Ю.Н. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. Санкт-Петербург: СПбГУПМ, 2002.

3. Makhometa T.M., Tiahai I.M. The use of interactive learning in the process of preparing future math teachers. Balkan Scientific Review. 2018; № 1 pp: 48 - 52.

4. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Дидактические основы исследования содержания профессионального образования. Вестник Мининского университета. 2017; № 3 (20): 7.

5. Серякова С.Б. Технологический подход в проектировании образовательных программ. Преподаватель XXI век. 2016; Т. 1, № 2: 24 - 31.

6. Горбунова Н.В. Проектирование и создание инновационной образовательной среды высшего учебного заведения. Проблемы современного педагогического образования. 2015; № 46-1: 223 - 229.

References

1. Vaganova O.I., Koldina M.I., Trutanova A.V. Razrabotka soderzhaniya professional'no-pedagogicheskogo obrazovaniya v usloviyah realizacii kompetentnostnogo podhoda. Baltijskij gumanitarnyj zhurnal. 2017; T. 6, № 2 (19): 97 - 99.

2. Kulyutkin Yu.N. Obrazovatel'nye tehnologii ipedagogicheskaya refleksiya. Sankt-Peterburg: SPbGUPM, 2002.

3. Makhometa T.M., Tiahai I.M. The use of interactive learning in the process of preparing future math teachers. Balkan Scientific Review. 2018; № 1 pp: 48 - 52.

4. Markova S.M., Narkoziev A.K. Didakticheskie osnovy issledovaniya soderzhaniya professional'nogo obrazovaniya. Vestnik Mininskogo universiteta. 2017; № 3 (20): 7.

5. Seryakova S.B. Tehnologicheskij podhod v proektirovanii obrazovatel'nyh programm. Prepodavatel'XXI vek. 2016; T. 1, № 2: 24 - 31.

6. Gorbunova N.V. Proektirovanie i sozdanie innovacionnoj obrazovatel'noj sredy vysshego uchebnogo zavedeniya. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2015; № 46-1: 223 - 229.

Статья поступила в редакцию 29.09.19

УДК 371

Vaganova O.I., Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems»

Kozma Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university, Nizhny Novgorod, E-mail: [email protected]

FORMATION OF TECHNOLOGICAL COMPETENCE IN THE COURSE OF COURSE DESIGN. The technological competence of a modern teacher of vocational training is an integral part of his professional development. In the article, course design as a method of forming technological competence of students of a pedagogical university. The concept of "Technological competence" is highlighted and refined. This implies the possession of pedagogical technology, the ability to structure and gradually understand the sequence of their activities. Course design involves the following principles: creativity, planning, criticality, self-organization. The course design process is considered on the example of the study of disciplines "Pedagogical technology." The purpose and essence of the course project, the requirements for its implementation are indicated. The role of the leader in the process of student implementation of the project

is noted. Using coursework in the learning process allows you to summarize and consolidate the results of research, both theoretical and practical classes, as well as to improve the qualifications and skills of searching, analyzing and structuring information. informational research, analytical and design competencies.

Key words. pedagogical technology, technological competence, course design, professional competence, professional education, students.

О.И. Ваганова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»,

г. Нижний Новгород, E-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ХОДЕ КУРСОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Технологическая компетентность современного педагога профессионального обучения является неотъемлемой частью его профессионального становления. В статье курсовое проектирование представлено в качестве способа формирования технологической компетентности студентов педагогического вуза. Выделено и уточнено понятие «технологическая компетентность». Оно подразумевает владение педагогическими технологиями, умение структурировать и поэтапно разбирать последовательность своей деятельности, тем самым выработать и в определённой последовательности реализовывать выбранную им технологию или инструкцию. Курсовое проектирование предполагает соблюдение таких принципов, как творческий подход, планирование, критичность, самоорганизация. Процесс курсового проектирования рассмотрен на примере изучения дисциплины «Педагогические технологии». Обозначены цель и сущность курсового проекта, требования к его выполнению. Отмечена роль руководителя в ходе выполнения студентом проекта. Использование курсовой работы в процессе обучения позволяет обучающимся обобщить и закрепить полученные знания в ходе как теоретических, так и практических занятий, а также значительно повысить умения и навыки поиска, анализа и структуризации информации, приобрести и развить при работе с большим количеством нового материала и обрабатываемой информации исследовательские, аналитические и проектные компетенции.

Ключевые слова: педагогическая технология, технологическая компетентность, курсовое проектирование, профессиональная компетентность, профессиональное образование, студенты.

В связи с развитием современных технологий, а также профессионально-экономическими изменениями, которые произошли в обществе в последнее время, всем международным сотрудничеством были определены необходимые и согласованные единые требования к подготовке современных профессиональных кадров. Данный процесс связан, в том числе, с теоретической разработкой и практическим решением проблемы развития профессиональной компетентности педагога [1, с. 12]. Профессиональное становление педагога на сегодняшний день невозможно без формирования технологической компетентности.

Владение современными технологиями позволяет выстраивать более результативный процесс обучения. Поэтому высшие учебные заведения стремятся изыскивать способы, позволяющие развивать указанную компетентность. Поскольку компетентность формируется только в процессе практической деятельности, использование курсового проектирования наиболее целесообразно в достижении данной цели. Кроме того, курсовой проект позволяет студенту приобрести самостоятельность, так как большая часть работы осуществляется внеаудиторно [2, с. 23].

Цель статьи заключается в рассмотрении курсового проекта как способа формирования технологической компетентности педагогов профессионального обучения.

В работах многих авторов можно обнаружить понятие «технологическая компетентность» и то, как они раскрывают и определяют его. Например, в трудах РД. Гаджиевой, В.Н. Горбуновой и М.П. Крюковой понятие «технологическая компетентность» определяется как умение студента структурировать и поэтапно разбирать последовательность своей деятельности, тем самым выработать и в определённой последовательности реализовывать выбранную им технологию или инструкцию. При данном подходе к своей деятельности обучающийся должен опираться на свои ценностно-смысловые ориентиры, а также несет ответственность за нарушение выбранной им последовательности, технологии деятельности, которая состоит в целостности как теоретической готовности обучающегося к какой-то деятельности, так и к практической, что в итоге развивает у него технологическое мышление, навыки анализа, синтеза, прогностические и проектировочные умения, способность выделять основную проблему и находить наиболее оптимальные варианты ее решения, что позволит в конечном счете сформировать собственную технологию и принимать меры по ее улучшению для дальнейшего эффективного использования [3, с. 42].

Данное понятие четко отражает формирование у студента способности к алгоритмизации собственной деятельности [4, о 31]. При этом стоит добавить, что данная деятельность осуществляется на основе реализации педагогических технологий. Но также существует мнение, что технологическая компетентность является в рамках профессионально-педагогической деятельности основополагающим фактором, который осуществляет контроль и взаимодействие в рамках данной деятельности, что позволяет преобразовать образовательный процесс и сделать его более продуктивным путем соединения всех педагогических функций, таких как проектно-творческой, управленческой и социально-культурной [5, о 72]. Единой трактовки данного понятия не существует, поэтому мы можем сказать, что технологическая компетентность может расссматриваться как владение педагогическими технологиями на уровне, позволяющем выстроить результативный педагогический процесс.

Данная компетентность формируется на протяжении всего обучения студентов в вузе: на лекциях, практических занятиях, в ходе смешанного обучения. В процессе курсового проектирования студенты объединяют знания и умения,

полученные ранее, у них появляется возможность изложения усвоенного материала и реализации имеющегося опыта.

Результат курсовой работы или успех ее выполнения полностью зависит от того, насколько студент, находящийся под руководством своего преподавателя, справился с выполнением конкретной поставленной в курсовой работе задачи или насколько качественно им было проведено исследование.

Курсовое проектирование представляет собой определенный вид продуктивной деятельности студента, содержащий в себе элементы планирования, моделирования и прогнозирования и направленный на решения некоторых учебных задач, выявленных проблем на различных уровнях и в конечном итоге представлять собой конкретный учебно-образовательный проект. Одним из важнейших условий выполнения курсового проекта считается фактически отраженные в нем предварительно проработанные и определенные представления о его результате, то есть продукте. В курсовом проекте помимо этого должны быть отражены и спроектированы этапы его реализации, которые включают в себя и анализ совершенной деятельности студента.

Выполнение курсовой работы в процессе обучения позволяет студентам обобщить и закрепить полученные знания в ходе как теоретических, так и практических занятий, а также значительно повысить умения и навыки поиска, анализа и структуризации информации, приобрести и развить при работе с большим количеством нового материала и обрабатываемой информации исследовательские, аналитические и проектные компетенции.

Вследствие этого студенты в своей будущей профессиональной деятельности смогут использовать полученные ими умения, навыки и компетенции, знания о применении педагогических технологий при работе с контингентом, обучающимся по программам среднего профессионального образования.

Немаловажен и подход студентов к изучению литературы при выполнении курсовой работы, так как в ходе ее грамотного выполнения необходимо переработать большое количество информации по заданной теме и выделить для себя недостающий материал для ее выполнения, в связи с чем студентам предлагается использовать критический подход к изучению научных источников и трудов для восполнения знаний в конкретной педагогической области для написания курсового проекта.

Курсовое проектирование предполагает соблюдение следующих принципов: творческого подхода, планирования, критичности, самоорганизации. Особо следует отметить творческий подход, который означает стремление к пояснению фактов и явлений, а также высказывание собственных суждений, касающихся сути разрабатываемой проблемы.

В курсовой работе необходимо отразить несколько отличающихся друг от друга мнений различных авторов, доказывающих свою позицию с разных сторон, а также анализ их схожих и кардинально отличающихся положений, проанализировав которые студент может составить собственное мнение, выработать точку зрения по данному вопросу и привести необходимый для качественного выполнения курсового проекта практический материал, который часто и определяет, насколько успешно отдельный студент справился с задачей курсовой работы. Студент должен уделять внимание логическим переходам от одной главы к другой, от параграфа к параграфу.

В процессе изучения дисциплины «Педагогические технологии» студенты готовят курсовые проекты по темам: «Технология развития критического мышления при изучении правовых дисциплин»; «Технология исследовательского обучения»; «Технология игрового обучения в процессе изучения экономических дисциплин»; «Технология дискуссионного обучения»; «Технология кейс-обучения

в обучении студентов строительных специальностей»; «Технология проектной деятельности обучающихся в подготовке будущих экономистов»; «Технология педагогических мастерских»; «Информационные технологии в профессиональном обучении строительству»; «Технологии разноуровневого обучения (Фирсов В.В., Пикан В.В.)»; «Технологии коллективного взаимообучения (Ривин А.Г., Дьяченко В.К.)»; «Реализация технологии критического мышления при изучении специальных дисциплин»; «Реализация технологии проблемного обучения при изучении специальных дисциплин в профессиональном колледже (вузе)»; «Реализация интерактивных технологий при изучении специальных дисциплин в профессиональном колледже (вузе)».

При этом в своей курсовой работе обучающийся теоретически обосновывает и разрабатывает методическое обеспечение учебного занятия, дидактические материалы и оценочные средства к нему по выбранной технологии.

Для выполнения курсовой работы студенты тщательно отбирают материал, советуются с преподавателем, поскольку обновление информации в современных условиях происходит быстро, и она должна быть актуальной на момент написания работы. Основываясь на литературе таких известных авторов, как Г.К. Селевко, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской студенты знакомятся с основными понятиями, которые включает компетентностный подход, характеристиками педагогических технологий, выстраивают собственную систему работы с понятийным аппаратом и внедряют его в свою работу. Исследования данных ученых в рассматриваемой нами области являются одними из основополагающих. В их работах технологический подход рассматривается широко и во многих аспектах, поэтому студенты имеют возможность глубокого изучения материала и, как следствие, освоения теоретической части педагогических технологий.

Курсовое проектирование по дисциплинам профессионального модуля направляет студентов на овладение определенными в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования компетенциями.

В ходе выполнения курсового проектирования обучающиеся приобретают навыки самостоятельной деятельности, работы с документацией, расширяют и углубляют профессиональные знания, совершенствуются в данной профессиональной области, проявляют инициативу и творчество.

Формируемые профессиональные компетенций в ходе разработки курсового проектирования выступают важной формой активизации процесса освоения знаний, практического опыта при подготовке специалиста.

Курсовая работа по дисциплине «Педагогические технологии» позволяет формировать способность к использованию технологий в профессиональной деятельности, необходимых для индивидуализации обучения, развития, воспитания; способность взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ.

У будущих педагогов профессионального обучения вырабатывается способность к самоорганизации и самообразованию, что определяет их дальнейшую профессиональную деятельность не как простое выполнение своих трудовых обязанностей, а стремление к самообучению, постоянному повышению уровня знаний и соответственно профессиональному росту, в результате чего формируется более компетентный и ценный профессионал. Также к деятельности педагога профессионального обучения относится подготовка рабочих, служащих и специалистов с помощью технологии по формированию у них различных способностей, навыков и умений, приобретенной им во время обучения. Для осуществления своей профессиональной деятельности педагог должен уметь проектировать, а также правильно и корректно организовывать образовательную среду, где он проводит теоретические и практические занятия при подготовке рабочих, специалистов и служащих.

Библиографический список

В процессе образовательной деятельности студент приобретает навыки научной наблюдательности, то есть поиска нужной информации из различных научных источников, а также находит ей правильное применение в своем исследовании, может объяснить, откуда и каким образом он получил те или иные знания в данной области и рассказать об их практическом значении в рамках проводимого им исследования.

Будущие педагоги всесторонне изучают современные педагогические технологии и процесс их реализации.

На сегодняшний день большие требования предъявляются к литературным источникам. Материал, который привлекают студенты, должен соответствовать выбранной теме. Обучающийся снабжает работу конкретными, фактическими данными, анализом, расчетами, графиками и таблицами.

Руководство курсовой работой осуществляет преподаватель. В рамках его деятельности осуществляется оказание консультационной помощи в выборе темы, формировании плана курсового проекта, отборе материалов, корректировке деятельности студента, ее оценки.

В ходе курсовой работы обучающиеся разрабатывают конкретные проекты учебных занятий. Процесс работы над курсовым проектом способствует развитию навыков (например, проектирования, анализа и отбора информации, логического построения процесса работы над проектом; взаимодействия с коллективом, самостоятельной работы), необходимых для будущей профессиональной деятельности.

Курсовое проектирование активизирует включенность студента в образовательный процесс. Курсовые работы, в которые входит весомая практическая часть, могут быть представлены на конкурсы студенческих научных работ и студенческие научные конференции. Курсовое проектирование чаще всего направлено на базу практики студента. Результаты курсовых работ обучающиеся могут использовать при работе со студентами средних профессиональных образовательных учреждений.

Хорошо подготовленная и успешно защищенная курсовая работа даёт студенту уверенность в своей подготовленности к выполнению будущей выпускной квалификационной работы, уровень которой повышается, если она является завершением самостоятельно и качественно выполненных студентами курсовых работ.

В заключительной части обучающийся обозначает, в чем заключается главный смысл, какие важные побочные научные результаты получены, какие встают новые научные задачи в связи с проведением исследования.

По завершению работы над проектом студенты готовятся к выступлению с докладом по теме курсовой работы (основные цели и актуальность работы; основные полученные результаты, выводы, перспективы продолжения работы; практическая реализация и внедрение ее результатов). Выступление сопровождается презентацией. Отвечая на поступающие от аудитории слушателей вопросы, студент подкрепляет свою позицию научными фактами и соответствующими аргументами. Защита вырабатывает у обучающегося умение обосновывать целесообразность принятых им решений.

Работа будущих педагогов профессионального обучения завершается конкретными выводами и рекомендациями.

Таким образом, курсовая проектная деятельность выступает как средство адаптации к профессиональной сфере, способствует приобретению студентами начального опыта профессиональной деятельности на основе освоенных педагогических технологий.

Использование курсового проектирования в процессе освоения дисциплины «Педагогические технологии» позволяет будущим педагогам глубоко и всесторонне изучить педагогические технологии и получить опыт реализации их на практике, что обеспечивает формирование технологической компетентности.

1. Bartkiv O.S., Durmanenko E.A. Interactive methods in the process of future teachers' training for the higher education institutions modeling (2018) Humanitarian Balkan Research 2018. No. 1 pp. 30 - 32.

2. Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора. Москва: ИЦПКПО, 2000. - 146 с.

3. Ваганова О.И., Иляшенко Л.К. Основные направления реализации технологий студентоцентрированного обучения в вузе. Вестник Мининского университета. 2018; Т. 6, № 3: 2.

4. Кострова Ю.С. Генезис понятий «компетенция» и «компетентность». Молодой ученый. 2011; Т. 2, № 12: 102 - 104.

5. Смирнова Ж.В., Красикова О.Г Современные средства и технологии оценивания результатов обучения. Вестник Мининского университета. 2018, Т. 6; № 3 (24): 9 - 16.

References

1. Bartkiv O.S., Durmanenko E.A. Interactive methods in the process of future teachers' training for the higher education institutions modeling (2018) Humanitarian Balkan Research 2018. No. 1 pp. 30 - 32.

2. Borisova N.V. Obrazovatel'nye tehnologiikakob'ektpedagogicheskogo vybora. Moskva: ICPKPO, 2000. - 146 s.

3. Vaganova O.I., Ilyashenko L.K. Osnovnye napravleniya realizacii tehnologij studentocentrirovannogo obucheniya v vuze. Vestnik Mininskogo universiteta. 2018; T. 6, № 3: 2.

4. Kostrova Yu.S. Genezis ponyatij «kompetenciya» i «kompetentnost'». Molodoj uchenyj. 2011; T. 2, № 12: 102 - 104.

5. Smirnova Zh.V., Krasikova O.G. Sovremennye sredstva i tehnologii ocenivaniya rezul'tatov obucheniya. Vestnik Mininskogo universiteta. 2018, T. 6; № 3 (24): 9 - 16.

Статья поступила в редакцию 30.09.19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.