Научная статья на тему 'Технологическая компетентность педагога профессионального обучения'

Технологическая компетентность педагога профессионального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3459
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ / СОЦИАЛЬНАЯ / ПРОЕКТНАЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИИ / TECHNOLOGICAL COMPETENCE / TEACHERS OF VOCATIONAL TRAINING / EDUCATIONAL / SOCIAL / ENGINEERING / MANAGERIAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркова Светлана Михайловна

В статье рассматривается сущность и структура технологической компетентности педагога профессионального обучения. Автор обосновывает идею о том, что технологическая компетентность является важным компонентом в профессиональной подготовке педагогов, включающим не только систему знаний, умений, норм и ценностей, но и возможность технологических средств для профессионально-личностного развития будущих педагогов профессионального обучения. Определены структурные составляющие технологической компетентности: педагогический, проектный, социальный, управленческий компоненты; раскрыты особенности формирования технологической компетености педагога профессионального обучения через реализацию учебно-профессиональной, научно-исследовательской, образовательно-проектировочной, организационно-технологической деятельностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маркова Светлана Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGICAL COMPETENCE OF TEACHERS OF VOCATIONAL TRAINING

This paper examines the nature and structure of the technological competence of the teacher training. The author substantiates the idea that technological competence is an important component in the training of teachers, including not only the system of knowledge, skills, values and norms, but also the reality of possible technological tools for professional and personal development of the future teachers of vocational training. The structural components of technological competence: pedagogical, project, social, institutional components; Some aspects of technological kompetenosti teacher of vocational training through the implementation of educational and professional, scientific research, education and the designing, organizational and technological activities.

Текст научной работы на тему «Технологическая компетентность педагога профессионального обучения»

DOI: 10.12731/2218-7405-2015-3-4 УДК 377

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Маркова С.М.

В статье рассматривается сущность и структура технологической компетентности педагога профессионального обучения. Автор обосновывает идею о том, что технологическая компетентность является важным компонентом в профессиональной подготовке педагогов, включающим не только систему знаний, умений, норм и ценностей, но и возможность технологических средств для профессионально-личностно-горазвития будущих педагогов профессионального обучения. Определены структурные составляющие технологической компетентности: педагогический, проектный, социальный, управленческий компоненты; раскрыты особенности формирования технологической компетености педагога профессионального обучения через реализацию учебно-профессиональной, научно-исследовательской, образовательно-проектировочной, организационно-технологической деятельностей.

Ключевые слова: технологическая компетентность; педагог профессионального обучения; педагогическая, социальная, проектная, управленческая компетенции.

TECHNOLOGICAL COMPETENCE OF TEACHERS OF VOCATIONAL TRAINING

Markova S.M.

This paper examines the nature and structure of the technological competence of the teacher training. The author substantiates the idea that technological competence is an important component in the training of teachers, including not only the system of knowledge, skills, values and norms, but also the reality of possible technological tools for professional and personal development of the future teachers of vocational training. The structural components of technological competence: pedagogical, project, social, institutional components; Some aspects of technological kompetenosti teacher of vocational training through the imple-

mentation of educational and professional, scientific research, education and the designing, organizational and technological activities.

Keywords: technological competence; teachers of vocational training; educational, social, engineering, managerial competence.

Процесс профессиональной подготовки будущих педагогов профессионального обучения должен быть ориентирован на реализацию потребностей общества в компетентных, высокообразованных педагогах, способных проектировать и технологически реализовывать формы взаимодействия, организации отношений между субъектами образовательного процесса.

Исследование показало, что потребность в технологической составляющей профессиональной подготовки педагогов профессионального обучения, является неотъемлемым условием развития профессионально-педагогического образования. В связи с этим, процесс подготовки должен включать методы научного поиска, проблемности, творческих форм учебно-профессиональной, учебно-познавательной деятельности, разработку профессионально-творческих проектов.

Технологическая компетентность является важным компонентом в профессиональной подготовке педагогов, включающим не только систему знаний, умений, норм и ценностей, но и возможность технологических средств для профессионально-личностного развития будущих педагогов профессионального обучения.

Сущность компетентности можно рассматривать как обобщенный способ действий, основанных на полученных знаниях, умениях использования стандартов, правил исполнения заданий; как способность реализовывать компетенции, сформированные в ходе изучения педагогических дисциплин, обеспечивающих ориентацию и управление профессиональными ситуациями.

Профессиональная компетентность рассматривается как качество личности, обеспечивающее владение профессиональной деятельностью в определенной области на высоком уровне, способность специалиста проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие.

Технологическая компетентность обеспечивает выполнение педагогических функций, организацию взаимодействия субъектов образовательного процесса, управление учебным процессом, создание профессионально-творческого пространства, проектирование и реализацию учебно-профессиональной деятельности, этапность профессионально-познавательной деятельности, получение гарантированного результата подготовки будущих педагогов профессионального обучения.

Технологическая компетентность представляется как совокупность профессиональных и личностных характеристик педагогов профессионального обучения. Идеи компетентностного подхода дают возможность интеграции качеств личности педагога профессионального обучения, которые отражаются в управленческой, проектной, социальной, педагогической компетенциях.

Педагогическая компетенция включает педагогическое сознание, сумму педагогических знаний, позволяющих целенаправленно осуществлять целеполагание, планирование, исполнение, контроль, анализ, коррекцию и прогнозирование профессионально-педагогической деятельности.

Показателями социальной компетенции является развитие отношений с другими людьми, осознание себя как человека в мире, группе; готовность следовать правилам жизни; ответственность, целеустремленность, уверенность в себе; готовность к диалогу, сотрудничеству при выполнении социальных функций; уважение прав и обязанностей людей, свободная ориентация в информационно-познавательном пространстве.

Показателями проектной компетенции выступает активность личности, имеющей потребность в проектной деятельности, развивающейся в процессе всего жизненного пути; создание педагогических проектов и организация собственной деятельности для разработки педагогических объектов и систем; наличие способностей к профессионально-творческому развитию.

Показателями управленческой компетенции выступают знания, умения, нормы, ценности, позволяющие исследовать, проектировать, осуществлять организацию, корректность, контролируемость профессионально-педагогических, социально-экономических, организационно-управленческих и других процессов с целью создания условий для их эффективного осуществления и обеспечения качества педагогического процесса.

Таким образом, технологическая компетентность педагога профессионального обучения понимается как интегративное качество их профессиональной подготовки, которое структурируется взаимосвязью педагогических, управленческих, проектных, социальных компоненций и является детерминантой эффективной профессионально-педагогической деятельности.

Функциональное представление технологической компетентности педагогов профессионального обучения связывается с видами профессионально-педагогической деятельности.

Исследование показало, что функции технологической компетентности проявляются во взаимодействии субъектов профессиональной деятельности, в различных формах организации учебного процесса. Технологическая компетентность непосредственно обеспечивает личност-

но-профессиональное развитие обучающихся: овладение управленческими, педагогическими, проектными, социальными знаниями, умениями, нормами и ценностями, а также способами осуществления управленческо-педагогической, проектно-технологической деятельностью, формирования социального взаимодействия.

Таким образом, технологическая компетентность занимает одно из важнейших мест в контексте профессионального развития педагога профессионального обучения. Технологическая компетентность интегрирует в себе социально-культурную, проектно-творческую, управлен-ческо-педагогическую, профессионально-педагогическую функции.

Проектно-творческая функция характеризуется способностью прогнозировать и проектировать развитие профессионально-социальных ситуаций. Управленческо-педагогическая функция обуславливает развитие организационно-управленческой культуры педагога профессионального обучения.

В исследовании определена роль профессионально-педагогической функции, обеспечивающая повышение эффективности профессиональной подготовки педагогов профессионального обучения через создание разнообразных форм педагогического взаимодействия.

Социально-культурная функция обусловлена актуализацией культурологических знаний в содержании профессионально-педагогической подготовки.

Технологическая компетентность находит свое отражение и проявление через определение этапов и алгоритмов деятельности; организацию управления педагогическим процессов; взаимодействие субъектов образовательного процесса; стремление следовать закономерностям и принципам организации учебного процесса; готовность проектировать и осуществлять диагностически поставленные цели; структурируемое содержание обучения, методы и дидактические средства для решения задач педагогического общения и профессионально-педагогической деятельности.

Рассмотрение сущности технологической компетентности педагога профессионального обучения делает возможным определить основные концептуальные положения ее формирования. Ими являются следующие идеи: приоритетной роли технологической компетентности педагога профессионального обучения; интегративной целостности процесса формирования технологической компетентности, обеспечивающей реализацию социокультурной, профессионально-педагогической, проектно-творческой, управленческо-педагогической функции; единство и взаимосвязь формирования педагогической, управленческой, проектной, социальной компетенции; взаимодействие педагогического и производственного процессов; взаимос-

вязь программно-целевого, интегративного, проектного, личностно-ориентированного, культурологического подходов в организации педагогического процесса.

При это технологическая компетентность, рассматриваемая в качестве системообразующего фактора профессионально-педагогической деятельности, обеспечивает управление профессионально-педагогическим взаимодействием и повышение .эффективности образовательного процесса.

Проблема формирования технологической компетентности будет эффективно решена, если в учебном процессе будут реализованы следующие виды профессионально-педагогической деятельности:

• учебно-профессиональной (моделирование учебно-воспитательной деятельности; анализ, проектирование и организация профессионально-педагогических ситуаций; диагностирование и прогнозирование развития профессионально-значимых качеств личности педагога профессионального обучения);

• научно-исследовательской (организация учебно-исследовательской работы; формирование креативных способностей; использование инноваций в профессионально-педагогической деятельности);

• образовательно-проектировочной (проектирование учебно-профессиональных целей и задач, содержания учебного материала, методики профессионального обучения и дидактических средств, проектирование форм, методов и средств контроля результатов профессионально-педагогической деятельности);

• организационно-технологической (организация учебно-производственного процесса, организация учебно-технологической среды в профессионально образовательном процессе).

Взаимосвязь педагогической, социальной, проектной, управленческой компетенций обеспечивает интеграцию соответствующих видов подготовки в единое профессионально-образовательное пространство, в котором актуализируется технологическая направленность профессионально-педагогической деятельности.

Реализация данной идеи позволяет перевести знаниевый и деятельностный компоненты в проектную и педагогическую компетенции.

Проектирование составляющих технологической компетентности педагога профессионального обучения и изменение связей этих компонентов делают возможным повысить эффективность профессионально-педагогического образования.

Также, формирование технологической компетентности будет более эффективным, если подготовка будущих педагогов профессионального обучения будет осуществляться на основе взаимосвязи учебного и научно-исследовательского процессов. В данном контексте научно-исследовательская деятельность актуализирует мотивационно-целевую направленность студентов, расширяет содержание учебного материала, открывает научные знания и обосновывает возможность их применения.

Исследование образовательно-проектировочных, организационно-технологических, социокультурных, учебно-профессиональных процессов обогащает знаниевый (представление о сущности профессиональной компетентности, ее технологической составляющей) и дея-тельностный (овладение способами организации учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности студентов, управления педагогическим процессом, организации профессионально-творческого развития студентов), компоненты формирования технологической компетентности. Таким образом, формирование технологической компетентности через взаимосвязь учебных и научных процессов выступает одним из инновационных подходов в организации образовательных процессов.

В этой связи технологическую компетентность можно представить как интегративное преобразование на основе междисциплинарного подхода и носит инновационный характер.

Список литературы

1. Маркова С.М. Технологизация педагогического процесса профессионального образования // В мире научных открытий. - Красноярск, 2014, № 3, С. 296-302.

2. Полунин В.Ю. Проектирование технологии профессиональной подготовки рабочих специалистов // В мире научных открытий. - Красноярск, 2014, № 3. С. 373-379.

3. Маркова С.М., Горлова В.Г. Модель профессионально-педагогического образования педагога профессионального обучения // Вестник Мининского университета, №1(5), 2014. - URL: http://www.mininuniver.ru/mediafiles/u/files/Nauch_deyat/Vestnik/2014-07%201/mar-kova_Gorlova.pdf

4. Маркова С.М., Горлова В.Г. Проектная технология обучения студентов в условиях профессионально-педагогического образования // СПНиО, №3, 2014. - URL: http://www.science-education.ru/117-13572

5. Цыплакова С.А. Проектная деятельность педагога профессионального обучения // Казанская наука. 2014. № 5. С. 167-171.

References

1. Markova S.M. Tekhnologizatsiya pedagogicheskogo protsessa professional'nogo obrazovaniya // V mire nauchnykh otkrytiy. - Krasnoyarsk, no.3, 2014, pp. 296-302.

2. Polunin V.YU. Proyektirovaniye tekhnologii professional'noy podgotovki rabochikh spetsialistov // V mire nauchnykh otkrytiy. - Krasnoyarsk, no.3, 2014, pp. 373-379.

3. Markova S.M., Gorlova V.G. Model' professional'no-pedagogicheskogo obrazovaniya pedagoga professional'nogo obucheniya // Vestnik Mininskogo universiteta, №1(5), 2014. - URL: http://www. mininuniver.ru/mediafiles/u/files/Nauch_deyat/Vestnik/2014-070/o201/markova_Gorlova.pdf

4. Markova S.M., Gorlova V.G. Proyektnaya tekhnologiya obucheniya studentov v usloviyakh professional'no-pedagogicheskogo obrazovaniya // SPNiO, №3, 2014 - URL: http://www.sci-ence-education.ru/117-13572

5. Tsyplakova S.A., Proyektnaya deyatel'nost' pedagoga professional'nogo obucheniya // Kazan-skaya nauka, no. 5, 2014, pp. 167-171.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Маркова Светлана Михайловна, д.п.н., профессор, заведующая кафедрой профессионального образования и управления образовательными системами

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина ул. Ульянова, 1, г. Нижний Новгород, Россия [email protected] SPIN-код: 9166-7514

DATA ABOUT THE AUTHOR

Markova Svetlana Mikhailovna, Ph.D., professor, head of vocational education and management of educational systems

Nizhny Novgorod State Pedagogical University 1, Ulyanova st., Nizhny Novgorod, Russia [email protected]

Рецензент:

Толстенева Александра Александровна, д.п.н., профессор, заведующая кафедрой технологий сервиса и технологического образования, декан факультета управления и социально-технических сервисов Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.