должного уровня физической готовности в дальнейшем.
ЛИТЕРАТУРА
1. Жучков, Д.В. Физическая подготовка военнослужащих отрядов специального назначения (борьбы с подводными диверсионными силами и средствами) Военно-Морского Флота Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Жучков Дмитрий Владимирович. -СПб., 2016. - 24 с.
2. Матвеев, Л.П. Проблемы периодизации спортивной тренировки / Л.П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, 1964. - 244 с.
3. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения : учебник тренера высшей квалификации / В.Н. Платонов. - М. : Советский спорт, 2005. - 820 с.
REFERENCES
1. Zhuchkov, D.V. (2016), Physical training of military personnel of special-purpose detachments (fighting against underwater sabotage forces and means) of the Navy of the Russian Federation, dissertation, St. Petersburg.
2. Matveev L.P. (1964), Problems of periodization of sports training, Physical culture and Sport, Moscow.
3. Platonov V.N. (2005), The system of training athletes in the Olympic sport. General theory and its practical applications: textbook of a highly qualified trainer, Soviet Sport, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.02.2019
УДК 378.046.4
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ НЕПРЕРЫВНОГО
ОБУЧЕНИЯ
Марина Станиславовна Задворная, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
(СПб АППО)
Аннотация
Статья посвящена вопросам, связанным с обновлением системы повышения квалификации педагогов дошкольного образования в ответ на происходящие социальные изменения, на новые вызовы времени и общества в условиях реализации Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации». Цель исследования - научно обосновать и экспериментально проверить инновационные компоненты, способствующие становлению и развитию педагогических работников в процессе непрерывного обучения, решая следующие задачи: создать систему многоуровневого непрерывного обучения педагогов дошкольных организаций, способствующих повышению их профессионализма, разработать модульную программу непрерывного обучения, способствующую оптимизации профессиональной подготовки педагогов.
Ключевые слова: повышение квалификации, непрерывное обучение, педагог дошкольного образования, активное обучение, социальные изменения.
FORMATION AND DEVELOPMENT OF TEACHERS OF PRESCHOOL
EDUCATIONAL ORGANIZATION IN THE PROCESS OF CONTINUOUS
LEARNING
Marina Stanislavovna Zadvornaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education
Annotation
The article is devoted to the issues related to updating the system of advanced training of teachers of preschool education in response to social changes, new challenges of time and society in the conditions
of implementation of the Federal Law "on education in the Russian Federation". The purpose of the research is to scientifically substantiate and experimentally test innovative components that contribute to the formation and development of teachers in the process of continuous training, solving the following tasks: to create a system of multi - level continuous training of teachers of preschool organizations, contributing to the improvement of their professionalism, to develop a modular program of continuous training,
Keywords: professional development, continuous training, teacher of preschool education, active training, social changes.
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы происходит переосмысление базовых ориентиров образования взрослых, которое преобразуется в систему обучения на протяжении всей жизни человека. «Образование никогда не кончается» - становится основной формулой образования взрослых. В этой связи представляется, что одно из наиболее ёмких определений непрерывному образованию в нашей стране было дано А.П. Владиславлевым, согласно которому «под непрерывным образованием мы понимаем систематическую, целенаправленную деятельность по получению и совершенствованию знаний, умений и навыков как в любых видах общих и специальных учебных заведений, так и путем самообразования» [1].
В Концепции организации системы непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года определены основные функции непрерывного образования взрослых: профессиональная (формирование у взрослого человека необходимых профессиональных компетенций и приобретение новых профессиональных возможностей); социальная (позволяет дополнять и обогащать процесс взаимодействия взрослого человека с обществом, экономической сферой, государством); личностная (удовлетворение индивидуальных познавательных потребностей взрослого человека, интересов, увлечений).
Таким образом, мы можем отметить, что непрерывное образование и обучение взрослых в современных условиях является одним из основных компонентов обеспечения развития человеческого капитала и социально-экономического развития Российской Федерации. Основные факторы таких изменений: требования заказчиков к образованию (семья, государство, общество); введение стандартов (федеральный государственный образовательный стандарт и профессиональный стандарт педагога); индивидуализация на фоне роста доступности и массовости обучения; внутриотраслевые инновации.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
В соответствии с Законом об образовании: дополнительное профессиональное образование (далее - ДПО) является основной составляющей системы непрерывного образования взрослых и «направлено на удовлетворение профессиональных и образовательных потребностей, профессиональное развитие человека, соблюдение соответствия его квалификации изменяющимся условиям социальной среды и профессиональной деятельности».
Мы согласны с В.Ф. Взятышевым в том, что «основной целью деятельности организаций ДПО является повышение квалификации, которое в современных условиях должно быть четко организованным, чувствительным и оперативным не только по вопросам отрасли, но и в соответствии с реальными потребностями личности» [2].
Нами также выявлены факторы, определяющие актуальные направления развития системы повышения квалификации педагогов дошкольного образования (далее - ДО) обусловливающие их становление и развитие в профессиональной деятельности на примере Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (далее -СПб АППО):
- возросшие потребности педагогов ДО, обусловленные сменой социальных приоритетов, ускорением жизненных темпов, современным требованием времени (уровень образования) от которого зависит профессиональный и личный успех педагога;
- необходимость опережающего образования, связанного с ускорением темпов развития общества, современного человека;
- творческие преобразования, пришедшие в дошкольную образовательную организацию (далее - ДОО) в последние годы, способствующие критическому переосмыслению наиболее активных педагогов дошкольников своего педагогического опыта; оказание помощи педагогам в освоении передового педагогического опыта, инновационных технологий;
- систематическое повышение квалификации педагогических кадров ДОО и преподавателей, работающих в системе ДПО, занимающихся подготовкой специалистов в области ДО, предполагающее создание системы непрерывного образования;
- актуализация проблем неформального и информального образования в системе повышения квалификации, связанных с изменениями, происходящими в сфере ДО.
Система повышения квалификации педагогов ДО рассматривается нами с одной стороны как получение педагогическими работниками профессиональных знаний, а с другой стороны как их готовность к непрерывности в накоплении этих знаний, их переосмыслению и совершенствованию - непрерывному обучению.
При этом, как утверждают М.С. Задворная и Р.М. Шерайзина, «повышение квалификации педагогов на основе непрерывного обучения будет эффективным только в том случае, если оно позволит оперативно реагировать на изменение социальных потребностей, прогнозировать изменения, происходящие в государственной образовательной политике, научной и социальной сфере, только тогда будет возможность реализации многоуровневых программ повышения квалификации» [3].
В современных условиях к актуальным направлениям развития системы повышения квалификации педагогов ДОО относится вариативность, которая рассматривается нами как стремление к непрерывному образованию и как выбор формы повышения квалификации (формальное, неформальное, информальное), а также как выбор маршрута и содержания повышения квалификации. Вопросы формирования индивидуальной образовательной траектории в системе ДПО детально рассмотрены в работах отечественных ученых И.Ю. Алексашиной, С.Г. Вершловского, А.П. Владиславлева, В.Ю. Кричевского, А.Е. Марона, В.Г. Онушкина, Т.И. Шамовой и др. Их поиски привели к формированию современных моделей и программ повышения квалификации.
Вторым направлением в становлении современной системы повышения квалификации является создание новых программ, отвечающих требованиям компетентностного обучения.
Третье направление развития системы ДПО связано с возможностью реализации сетевых форм повышения квалификации.
Четвертое направление в системе повышения квалификации представляет система многоуровневого непрерывного обучения педагогов ДОО, что способствует возрастанию значимости повышения квалификации, привлекательности непрерывного обучения по всей образовательной вертикали, а также создает предпосылки для повышения качества обучения слушателей в целом: первый уровень - уровень ДОО; второй уровень - уровень информационно-методические центры (далее - ИМЦ); третий уровень - уровень СПб АППО.
В ДОО Санкт-Петербурга создаются условия для практико-ориентированного погружения в проблему, активизации творческой и познавательной деятельности педагогов в образовательном процессе, которое обеспечивается применением преподавателями интерактивных методов (решение кейсов, тренинги, моделирование и анализ ситуаций, посещение открытых мероприятий, а также их анализ) и активных форм обучения (мастер-классы, семинары-практикумы, деловые и ролевые игры, наставничество, дискуссионные клубы (обучение, тренинг, диагностика), способствующих самостоятельному активному поиску нового знания и усвоения его на практике.
ИМЦ в работе с педагогами ДОО района также используют самые разнообразные формы обучения: методические объединения (обмен опытом), научно-практические
конференции, творческие лаборатории, опытно-экспериментальные площадки, ярмарки педагогических идей (демонстрация опыта лучших педагогов района), фестиваль педагогических идей, сетевые профессиональные сообщества, районные конкурсы педагогического мастерства (развитие творческой инициативы, распространение передового педагогического опыта) и др. Принимая участие в научных конференциях, профессиональных конкурсах, педагоги становятся субъектами своего профессионального развития. Новым перспективам профессионального и личностного роста способствуют созданные в районах города сетевые педагогические сообщества, способствующие осуществлению профессионального сотрудничества в условиях сети Интернет. Повышение квалификации и сопровождение педагогов ДОО без отрыва от работы является основной стратегией в условиях открытости образования. Таким образом, организация работы с педагогами ДО в процессе информационно-методического сопровождения направленна на реализацию повышения качества содержания непрерывного обучения во всех видах деятельности, самореализацию и осознанное личностное самоопределение взрослых обучающихся в соответствии с их интересами, потребностями и образовательными установками.
Научно-методическое сопровождение педагогов ДО организуется СПб АППО — это повышение квалификации, профессиональная переподготовка и обучение в таких формах как сетевое профессиональное сообщество, вебинары, союз педагогов Санкт-Петербурга, федеральная инновационная площадка и др. результативность образовательного процесса обеспечивают современные педагогические технологии, используемые преподавательским составом академии.
В СПб АППО реализуются модульные курсы повышения квалификации для педагогов ДО, представленные совокупностью взаимосвязанных образовательных модулей, имеющих общую основу, но в то же время являющихся самостоятельными, поэтому возможно введение данных модулей в другие программы повышения квалификации. Одна из целей модульного обучения — это создание гибких образовательных структур как по содержанию, так и по организации обучения. Повышение квалификации осуществляется в персонифицированной образовательной среде, в создании которой принимают участие и слушатели курсов. Данная форма применяется для моделирования образовательных преемственных программ повышения квалификации педагогов ДО и позволяет: интегрировать различные формы обучения, выбирая наиболее подходящие из них для определенной аудитории слушателей; использовать новые неспецифические формы взаимоотношений преподавателей с педагогами ДОО (конкурсы материалов передового педагогического опыта, «Воспитатель года», «Диссеминация педагогического опыта» и др.) Таким образом, можно заключить, что многоуровневое непрерывное обучение в СПб АППО является формой организации и построения процесса обучения педагогов ДО.
В процессе проводимого нами диссертационного исследования трактовка «многоуровневого непрерывного обучения» была дополнена «двумя взаимообусловленными процессами: личностное проявление педагога в профессиональной деятельности и обеспечение его потребностей в непрерывном обучении. Они проявляются на разных уровнях взаимодействия (ДОО, ИМЦ и организации ДПО) в зависимости от целеполагания, конкретных запросов педагога, сходства или разнообразия проблематики, решаемой в условиях многоуровневой системы непрерывного обучения с разной «широтой или глубиной» рассматриваемых вопросов» [3].
Такое построение многоуровневого непрерывного обучения ставит ряд задач перед преподавательским составом СПб АППО:
- необходимость учета индивидуальных особенностей педагогов ДОО;
- определение целей и содержания повышения квалификации педагогических работников;
- в процессе обучения слушателей использование активных форм и интегратив-ных методов (деловые, ролевые игры, участие в «круглых столах» и конференциях и др.);
- ярко выраженная практико-ориентированная направленность занятий со слушателями;
- применение адекватных целям и содержанию ДПО современных педагогических технологий.
Мы можем утверждать, что происходит формирование не только профессиональных качеств педагога ДОО, но и расширение социальных связей, включение педагогических работников в различного рода системы общественных отношений, что невозможно без развития специалиста как личности, субъекта социально ориентированной деятельности
ВЫВОДЫ
Таким образом, в СПб АППО обеспечены условия для удовлетворения насущных образовательных потребностей обучающихся в соответствии с основной идеей повышения качества квалификации, основанной на реализации в учебном процессе практико-ориенти-рованного, информационно-методического, научно-методического сопровождения обучения педагогов и использование в процессе реализации различных видов обучения инновационных форм работы, которые учитывают: квалификацию субъекта с определенным уровнем его образования; содержание подготовки педагога; предпосылки развития педагога, способного решать задачи разного уровня сложности; с помощью воплощения лич-ностно-ориентированного обучения. Проведенное исследование показало необходимость осуществления многоуровневого непрерывного обучения педагогов ДОО, которое включает организацию обучения педагогов на базе ДОО, информационно-методических муниципальных центров, на базе организаций ДПО и способствует реализации индивидуальных стратегий становления и развития педагогов как профессиональных, так и личностных.
ЛИТЕРАТУРА
1. Владиславлев, А.П. Непрерывное образование: проблемы и перспективы / А.П. Влади-славлев. - М. : Молодая гвардия, 1978. - 175 с.
2. Взятышев, В.Ф. Введение в методологию инновационной деятельности : учебник для вузов обучающихся по специальности «Управление качеством» / В.Ф. Взятышев. - М. : Европ. центр по качеству, 2002. - 81 с. - ISBN 5-94768-020-3.
3. Задворная, М.С. Непрерывное обучение педагогов личностно-ориентированному взаимодействию с родителями детей дошкольного возраста : дис. ... канд. пед. наук / Задворная М.С. -Великий Новгород, 2017. - 235 с.
REFERENCES
4. Vladislavlev A.P. (1978), Continuing education: problems and prospects, Molodaya Gvardiya, Moscow.
5. Vzyatishev V.F. (2002), Introduction to the methodology of innovation: a textbookfor universities in the specialty "QualityManagement", Evrop. centr po kachestvu, Moscow, ISBN 5-94768-020-3.
6. Zadvornaya M.S. (2017), Continuous training of teachers-oriented interaction with parents of children of preschool age, dissertation, Velikiy Novgorod.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.02.2019
УДК 796.332
ОСОБЕННОСТИ МНОГОЛЕТНЕЙ ДИНАМИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ФУТБОЛИСТОК-ЮНИОРОК
Татьяна Владимировна Зайцева, аспирант, главный тренер Футбольного клуба «Кубаночка», Краснодар; Александр Петрович Золотарев, доктор педагогических наук, профессор, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и