УДК 378.046.4
ШЕРАЙЗИНА Роза Моисеевна, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, г. Великий Новгород, Россия
ЗАДВОРНАЯ Марина Станиславовна, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, г. Санкт-Петербург, Россия
АКТУАЛЬНОСТЬ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК УСЛОВИЯ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматривается влияние непрерывного образования на личностно-профессиональное развитие педагога дошкольного образования в свете современной социокультурной ситуации. Авторами предпринимается попытка осветить актуальность использования непрерывного образования для личностно-профессионального развития педагога дошкольного образования, учитывая противоречие между вызовом новых социально-экономических реалий, сложившихся в нашей стране, и отсутствием должной системы подготовки педагогов в системе дополнительного профессионального образования. Раскрывается значимость непрерывного образования как основного приоритета государственной политики, смысл которой заключается в обеспечении каждому человеку удовлетворения его познавательных запросов, развития способностей, с помощью разных видов и форм обучения, а также путем самообразования и самовоспитания на протяжении всей жизни. Анализируются научные подходы к пониманию видов непрерывного образования: формальное, неформальное и информальное образование, дается трактовка этих понятий. Авторами статьи рассматривается проблема профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в соответствии с основными требованиями, предъявляемыми к квалификации и личностным качествам педагога Профессиональным стандартом. Отмечено, что педагог должен обладать личностными качествами, неотделимыми от его профессиональных компетенций. Профессиональное развитие педагога рассматривается и как процесс, и как совокупность способов деятельности, которые могут осуществляться в трех основных формах: личностной, профессиональной и социальной. В статье обоснована целесообразность изучения и разработки данной тематики, обусловленной необходимостью концептуального осмысления личност-но-профессионального развития педагога дошкольного образования в процессе непрерывного образования и необходимостью разработки теоретических основ лич-ностно-профессионального развития педагога дошкольного образования в условиях интенсивно развивающейся практики непрерывного образования.
Ключевые слова: личностно-профессиональное развитие педагога, профессиональная компетентность педагога, непрерывное образование.
DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/1 -00-00
SHERAYZINA Rоsa M., Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, Veliky Novgorod, Russia
Marina S. ZADVORNAYA, St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education, St. Petersburg, Russia
RELEVANCE OF LIFE-LONG EDUCATION AS CONDITIONS OF PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF THE PRESCHOOL TEACHER
The article examines the impact of continuous education on personal and professional development of the teacher of preschool education in the light of contemporary socio-cultural situation, an attempt is made to highlight the importance of the question, given the contradiction between the challenge of a new socioeconomic realities prevailing in our country, and the lack of a proper system of training of teachers in the system of additional professional education. Scientific approaches to understanding of types of continuous education are analyzed: formal, informal and informal education. The importance of continuous education as main priority of a state policy which sense consists in providing to each person of satisfaction of his informative inquiries, developments of abilities, by means of different types and forms of education, and also by self-education and self-teaching throughout all life are revealed, the interpretation of these concepts is given. Authors of article consider a problem of professional competence of the preschool teacher according to the main requirements imposed to qualification and personal qualities of the teacher by the Professional standard. It is noted that the teacher has to possess personal qualities, inseparable from his professional competences. Professional development of the teacher has been considered both as process, and as set of activity ways which can be carried out in three main forms: personal, professional and social. The expediency of studying and development of this subject caused by need of conceptual judgment of personal and professional development of the preschool teacher in the course of continuous education and need of development of theoretical bases of personal and professional development of the preschool teacher in the conditions of intensively developing practice of continuous education has been proved in this article.
Keywords: personal professional development of the teacher, professional competence of the teacher, lifelong education.
XXI век является перспективной эпохой жизнеутвержцения человечества - «веком скоростей», «веком интеграции», «веком информатизации», «веком социальной динамики» и «веком образования».
Большие перемены происходят в сфере образования, которое преобразуется в систему обучения на протяжении всей жизни человека. Новая европейская стратегия экономического развития «Европа 2020: стратегия разумного, устойчивого и всеобъемлющего роста» рассматривает образование и обучение как один из ключевых факторов создания конкурентной и дина-
мичной европейской экономики, основанной в первую очередь на знаниях и инновациях. Образование служит необходимой предпосылкой улучшения социального положения, формирования гражданской позиции, личностной и профессиональной реализации, повышения возможностей занятости. Акцент ставится не на преподавании знаний, а на развитии индивидуальных способностей и обучении человека учиться.
В первую очередь это касается педагогического образования, которое объявлено приоритетным направлением модернизации российского образования. Одна из задач модернизации образовательной системы - достижение нового, современного качества образования, которое в настоящее время становится главным геополитическим фактором в мире, так как именно оно позволяет ее участникам в любой сфере деятельности достичь максимально возможного результата. Это объясняет изменение требований к образовательному процессу, возникновение новых качественных характеристик, что проявляется в постановке принципиально новых социально-педагогических задач, росте наукоемкости педагогического труда, в котором преобладают развивающие, стимулирующие, проективные, рефлексивные тенденции. Одно из назначений образования взрослых состоит в обеспечении повышения и поддержки квалификации специалистов.
Для того чтобы быть компетентным специалистом, «человек должен не только хорошо владеть профессиональными навыками, но и быть достаточно развитым в культурном, нравственном, психологическом отношениях, в полной мере ощущать себя полноценной личностью, полноправным членом общества, общины, семьи» [3], а этого сегодня возможно достичь путем непрерывного образования и обучения.
Неудивительно, что в последние десятилетия ученые стали уделять серьезное внимание непрерывному образованию, роль и необходимость в котором значительно возросла в наши дни. Все чаще и с большим желанием к нему стали обращаться и педагоги, ибо от умения учиться зависят успех и самореализация взрослого в современных условиях. Сегодня включение взрослого человека в процесс непрерывного образования трактуется как растущая потребность в замене принципа «образование для жизни» на новый принцип «образование через всю жизнь».
Современная концепция непрерывного образования как система формировалась на основе теоретических и практических исследований ученых Е.П. Белозерцева, Г.А. Бордовского, Е.В. Бондаревской, С.Г. Вершловского, М.А. Вейт, В.Г. Воронцовой, Л.В. Заниной, В.В. Краевского, Л.Г. Петряевской, В. Прокопюк, Н.Ф. Радионовой, Н.К. Сергеева, А.П. Тряпицыной и др.
В 1998-2000 гг. под руководством В.И. Подобеда с участием В.В. Горшковой, А.Е. Марона, Л.Ю. Монаховой и др. было проведено фундаментальное исследование «Развитие образования взрослых как социального института». Это исследование подтвердило, что образование взрослых является достаточно самостоятельным социальным институтом со специфическим вектором развития, который взаимосвязан с разными институтами общества и оказывает значительное влияние на все социокультурные области, к которым относятся политика, экономика, идеология и наука [4]. В этой связи возникает необходимость рассмотреть отдельные виды непрерывного образования.
В соответствии с целями непрерывного образования и путями его предоставления выделяют три вида непрерывного образования: формальное, неформальное и информальное.
Термин «формальное образование» подразумевает образование, направленное на получение или изменение образовательного уровня и квалификации в учебных заведениях и учреждениях образования (школы, училища, колледжи, вузы, институты повышения квалификации) согласно определенным образовательно-профессиональным программам и срокам обучения, что подтверждается получением соответствующих документов об образовании.
Неформальное образование осуществляется вне рамок традиционной системы образования и связано с любительскими занятиями (клубы, кружки, индивидуальные занятия с репетитором, тренинги), со стремлением расширить свой кругозор, приобрести новые знания и умения, оно не регламентировано сроком и формой обучения и не обязательно завершается получением документа об образовании. В последнее время осуществляется поиск различных форм и технологий организации неформального образования. В Санкт-Петербурге широко используются педагогические фестивали, педагогический марафон, аукционы, ярмарки педагогических идей. Такие формы организации неформального образования имеют множество преимуществ по сравнения с традиционной организацией повышения квалификации: позволяют увидеть возможность внедрения инновации в практику работы; они информативно емкие, инновационные по своему содержанию, позволяют знакомиться с инновациями в профессионально-практической среде; педагог получает возможность задать интересующие вопросы автору педагогической идеи; знакомясь с инновационными идеями, педагог имеет возможность услышать
мнение коллег и сравнить его с собственным мнением; педагог имеет возможность применить педагогическую разработку или инновацию на практике [5].
Информальное образование - процесс самообразования, реализующийся за счет собственной активности человека (консультирование, дистанционное самообразование, посещение учреждений культуры, средства массовой информации и т.д.), когда решаются задачи восполнения дефицита профессиональной компетентности - «становится стилем жизни взрослого человека, стремящегося к максимальной реализации своего потенциала» [1]. Проблема ин-формального образования в России еще мало изучена, однако мы будем придерживаться точки зрения ряда ученых (С.Г. Вершловский, Г.С. Сухобская, Т.Г. Браже, А.И. Гордин, О.В. Гордина, Д.Е. Москвин, О.В. Павлова, О.В. Ройтблат, Н.Н. Суртаева, А.А. Макареня, Н.В. Чекалева и др.), которые считают, что информальное образование представляет собой как самообразование, так и спонтанное образование, часто неосознаваемое человеком напрямую, однако неоспоримо влияющее на становление и развитие его личности. В настоящее время становится актуальным переход к такой форме организации самообразования и непрерывного образования, в которой содержание формального и неформального образования определяется самими субъектами образовательного процесса и реализуется в контексте их профессиональной деятельности [2]. Пути предоставления образования - формального, неформального и информального - рассматриваются сегодня как взаимодополняющая деятельность в рамках системы непрерывного образования.
Анализ диссертационных работ М.В. Александровой, Г.В. Абрамяна, В.Т. Воронцова, В.Н. Введенского, О.В. Ковальчук, Л.Ю. Монаховой, Е.А. Мараловой, З.Г. Найденовой, Т.С. Панина, З.Н. Сафиной по проблеме образования взрослых позволяет нам выделить следующие актуальные проблемы: развитие педагогической профессии как социального института, профессиональная компетентность педагога; теоретические и аксиологические основы профессионального становления специалиста; формирование федеральной и региональных систем дополнительного профессионального образования, оценка их качества; организационно-педагогические и концептуальные основы инновационных процессов в системе дополнительного профессионального образования.
Актуальность разработки системы непрерывного образования взрослых подчеркивается также и существующими противоречиями:
- между современными требованиями к профессионализму педагога, обусловленными вызовами новых социально-экономических реалий, и сложившейся традиционной системой непрерывного образования взрослых, предусматривающей развитие педагога преимущественно в период обучения на курсах повышения квалификации;
- между необходимостью расширения академических свобод субъектов образования, имеющих право реализовать дополнительные профессионально-образовательные программы и отсутствием научного обоснования содержания непрерывного образования взрослых с учетом потребности работодателя;
- между потребностью педагогов в профессиональном росте, личностно-профессиональном развитии, значительно расширяющейся практикой повышения профессиональной компетентности в процессе непрерывного образования взрослых и отсутствием научно-методического осмысления данного процесса.
Мы разделяем научные взгляды П.Г. Щедровицкого о том, что система дополнительного профессионального образования является центром непрерывного образования и личностного развития, осуществляя всемерное повышение уровня образованности и развитости отдельных людей [7]. При рассмотрении профессионального образования с позиций личности сегодня необходимо определиться с социальным заказом системе образования. Как справедливо отмечает Д.И. Фельдштейн, «сегодня общество нуждается в типе человека, способного жить в непрерывно изменяющемся мире с учетом его собственных качественных изменений» [6].
Кардинальные изменения в данной области связаны и с принятием Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» и Профессионального стандарта педагога. Для педагогов дошкольных образовательных организаций профессиональный стандарт предлагается впервые. Причем в нем определяются не только основные требования к квалификации педагога, но и требования к его личностным качествам: педагог должен обладать личностными качествами, неотделимыми от его профессиональных компетенций (работать в команде, принимать самостоятельные решения, проявлять инициативу, работать в инновационном пространстве).
Профессиональное развитие педагога многими учеными (И.Ю. Алексашина, А.Е. Марон, Н.М. Полетаева и др.) рассматривается как процесс и как совокупность способов деятельности, которые могут осуществляться в трех основных формах: личностной, профессиональной и социальной. Первая представляет собой изменение старых способов и средств деятельности,
стремление к новым смыслам, которые требуют нового уровня регуляции деятельности, вторая характеризуется сохранением усвоенных способов деятельности, третья происходит либо как регресс, либо как восхождение к общественно значимым факторам развития.
Личностно-профессиональные умения и навыки определяются как компоненты личности педагога, которые выражают ведущие характеристики процесса ее профессионального становления. Они отражают универсальность ее связей с окружающим миром, инициируют способности к творческой самореализации, способствуют перенесению знаний, умений и навыков учебно-познавательной деятельности в любую область профессиональной деятельности. Активность личностно-профессиональной самообразовательной деятельности современного педагога проявляется в его отношении к содержанию и процессу обучения, в направленности и устойчивости познавательных интересов, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами профессиональной деятельности. Как отмечает Н.В. Панова, личностно-профессиональное развитие взрослого коррелирует с понятиями «жизнедеятельность», «активность», опираясь на специфическую логику, согласно которой на основе совокупного практического опыта осуществляется движение от деятельности к личности.
Непрерывное образование взрослых в личностном аспекте характеризуется как движение человека по траектории образования, как поступательный рост творческого потенциала личности по мере включения в разные ступени образования (общеобразовательный этап, профессиональная подготовка, самообразование и дополнительное профессиональное образование). Личностно-профессиональный компонент в непрерывном образовании выражается в организации и проведении самим человеком разных способов самообразовательной деятельности, как в области формального, так и в сфере неформального и информального образования. Особая роль здесь отводится профессионально-ориентированному самообразованию.
Таким образом, проанализировав личностно-профессиональный аспект в непрерывном образовании, можно сделать выводы:
- самореализация педагога как личности и субъекта деятельности наиболее успешно осуществляется в реальной практике, образование в различных его формах всегда являлось сферой самореализации человека, рассматриваемой как психологический механизм проявления себя в жизни и деятельности;
- развитие рефлексивных способностей позволяет осуществить выход человека в мета-позицию по отношению к собственному опыту, понять и осознать реальный смысл своего личностного и профессионального продвижения;
- развитие познавательных и самообразовательных качеств педагога наиболее эффективно, когда обучение и деятельность происходят в условиях, приближенных к реальной среде и практике;
- самообучение и самообучаемость личности - это приобретенные качества, регулирующие отношения взрослого с внешним миром в процессе самостоятельного освоения новых знаний.
Таким образом, мы приходим к выводу, что непрерывное образование действительно способно полноценно удовлетворить все элементы профессионально-педагогической компетентности на сегодняшний день и стать условием личностно-профессионального развития педагога. Очевидна актуальность использования непрерывного образования для личностно-профессионального развития педагога дошкольного образования. Мы видим перспективы изучения и разработки данной тематики, обусловленные: во-первых, необходимостью концептуального осмысления личностно-профессионального развития педагога дошкольного образования в процессе непрерывного образования; во-вторых, необходимостью разработки теоретических основ личностно-профессионального развития педагога дошкольного образования в условиях интенсивно развивающейся практики непрерывного образования.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Вершловский С.Г. Непрерывное образование как фактор социализации / Общество «Знание» России [Электронный ресурс] - http:// www.znanie.org/jornal/n1 _01/nepreriv_obraz.html (дата обращения: 12.07.2016).
2. Киселева А.А. Персональные образовательные сферы в контексте дистанционных образовательных технологий // Открытое образование. - 2010. - № 6. - С. 68-78.
3. Павлова О.В. Включение информального образования в жизненные стратегии взрослых // Человек и образование. - 2011. - № 4 (29). - С. 64-67.
4. Практическая андрагогика. Современные адаптивные системы и технологии образования взрослых. Кн.1 / Под ред. В.И. Подобеда, А.Е. Марона. - СПб: ГНУ «ИОВ РАО», 2003. - 414 с.
5. Ройтблат О.В. Формальное образование взрослых в системе повышения квалификации средствами неформального образования // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 7 (19). - С. 211-213.
6. Фельдштейн Д.И. Проблемы психолого-педагогических наук в XXI веке // Педагогика. - 2013. - № 1. - С. 1316.
7. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. - Москва: Педагогический центр «Эксперимент», 1993. - 154 с.
REFERENCES
1. Weslowsky S.G. Nepreryvnoe obrazovanie kak faktor sotsializatsii. [Continuous education as a factor of socialization]. The Society «Znanie» Of Russia. Available at: http:// www.znanie.org/jornal/n1 _01/nepreriv_obraz.html (date accessed: 12.07.2016).
2. Kiseleva A.A. Personal'nye obrazovatel'nye sfery v kontekste distantsionnykh obrazovatel'nykh tekhnologiy. [Personal educational sphere in the context of distance learning technologies]. Open education. 2010. No. 6. Pp. 68-78.
3. Pavlov O.V. Vklyuchenie informal'nogo obrazovaniya v zhiznennye strategii vzroslykh [The Inclusion of informal education in the life history strategy of adults]. People and education. 2011. No. 4 (29). Pp. 64-67.
4. Prakticheskaya andragogika. Sovremennye adaptivnye sistemy i tekhnologii obrazovaniya vzroslykh. [Practical an-dragogy. Modern adaptive systems technology and adult education]. KN.1. Under the editorship of I. V. Padabed, A. E. Maron. Saint Petersburg: GNU «JOB RAO». 2003. 414 p.
5. Roitblat O.V. Formal'noe obrazovanie vzroslykh v sisteme povysheniya kvalifikatsii sredstvami neformal'nogo obrazovaniya. [Formal adult education in the training system by means of informal education]. The world of science, culture and education. 2009. No. 7 (19). Pp. 211-213.
6. Feldstein D.I. Problemy psikhologo-pedagogicheskikh nauk v XXI veke. [Problems of psychological and pedagogical Sciences in the twenty-first century]. Pedagogy. 2013. No. 1. Pp. 13-16.
7. Schedrovitsky P.G. Ocherki po filosofii obrazovaniya. [Essays on the philosophy of education]. Moscow: Pedagogical center «Experiment», 1993. 154 p.
Информация об авторе
Шерайзина Роза Моисеевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой профессионального педагогического образования и социального управления, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, г. Великий Новгород, Россия [email protected]
Задворная Марина Станиславовна, старший преподаватель, кафедра дошкольного образования, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, г. Санкт-Петербург, Россия [email protected]
Получена:18.07.2016
Для цитирования статьи: Шерайзина Р.М., За-дворная М.С. Актуальность непрерывного образования как условия личностно-профессионального развития педагога дошкольного образования. Краснодар: Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том. 8. № 4. Часть 1. с.00-00. doi: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/2-00-00.
Information about the author
Rosa M. Sherayzina, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of Department of Professional Teacher Education and Social Management, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, Veliky Novgorod, Russia
Marina S. Zadvornaya, Senior Lecturer, Department of Preschool Education, St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education,
St. Petersburg, Russia [email protected]
Received: 18.07.2016
For article citation: Sherayzina R.M., Zadvornaya M.S. Aktual'nost' nepreryvnogo obrazovaniya kak usloviya lichnostno-professional'nogo razvitiya pedagoga doshkol'nogo obrazovaniya. [Relevance of life-long education as conditions of personal and professional development of the preschool teacher]. Krasnodar: Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatelnaya mys'l = Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol 8. no. 4. Part. 1. Pp. 00-00.
doi: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/2-00-00. (in Russian)