Научная статья на тему 'Актуальность информального образования как условия личностно-профессионального развития учителя'

Актуальность информального образования как условия личностно-профессионального развития учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
889
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ УЧИТЕЛЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ / ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS / TEACHER''S PROFESSIONAL COMPETENCE / INFORMAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Окерешко А. В.

Рассматривается влияние информального образования на личностно-профессиональное развитие учителя в свете современной социокультурной ситуации, предпринимается попытка осветить актуальность данного вопроса, учитывая противоречие между вызовом новых социально-экономических реалий, сложившихся в нашей стране, и отсутствием должной системы подготовки педагогов в институтах формального и неформального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICABILITY OF INFORMAL EDUCATION AS A CONDITION OF TEACHERS’ PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT

This article examines the impact of informal education on personal and professional development of teachers in the light of contemporary socio-cultural situation and attempts to highlight its applicability. The author considers the problem of personal and professional development of teachers through informal education taking into account the contradiction between some challenges of new socio-economic realities prevailing in our country, and defective system of teacher training in institutions of formal and non-formal education.

Текст научной работы на тему «Актуальность информального образования как условия личностно-профессионального развития учителя»

УДК 37.02

АКТУАЛЬНОСТЬ ИНФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК УСЛОВИЯ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЯ

А.В.Окерешко

APPLICABILITY OF INFORMAL EDUCATION AS A CONDITION OF TEACHERS' PERSONAL AND

PROFESSIONAL DEVELOPMENT

A.V.Okereshko

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, [email protected]

Рассматривается влияние информального образования на личностно-профессиональное развитие учителя в свете современной социокультурной ситуации, предпринимается попытка осветить актуальность данного вопроса, учитывая противоречие между вызовом новых социально-экономических реалий, сложившихся в нашей стране, и отсутствием должной системы подготовки педагогов в институтах формального и неформального образования.

Ключевые слова: личностно-профессиональное развитие учителя, профессиональная компетентность учителя, информальное образование

This article examines the impact of informal education on personal and professional development of teachers in the light of contemporary socio-cultural situation and attempts to highlight its applicability. The author considers the problem of personal and professional development of teachers through informal education taking into account the contradiction between some challenges of new socio-economic realities prevailing in our country, and defective system of teacher training in institutions of formal and non-formal education.

Keywords: personal and professional development of teachers, teacher's professional competence, informal education

В современном мире перспективы развития образования взрослых, в нашем случае — учителей, определяются инновационными подходами, ключевым моментом которых является непрерывность образования. Входя в современную социокультурную ситуацию, которая отличается нескончаемым потоком разнообразной информации, обновляющейся и меняющейся каждый день, учитель сталкивается с проблемой устаревания приобретённых знаний и потребностью повышения профессиональной квалификации, с профессиональным выгоранием, с одной стороны, и с проблемами самоопределения, «самостроительства», самореализации, выбора способа достижения личного успеха и формирования жизненных ценностей и установок, с другой стороны. Что касается первой проблемы, формальное и неформальное образование в основном удовлетворяют потребность человека в профессиональном, карьерном росте, повышении профессиональной компетентности. Если же обратиться ко второй проблеме, то увидим, что оно зачастую не полностью обеспечивает процесс формирования жизненных установок человека и его личностный рост в целом, а не только в профессиональном плане. Как показывает опыт, современный человек всё чаще постигает духовные ценности и создаёт свои жизненные установки самостоятельно — в процессе повседневной жизни — вне рамок формального и неформального образования, хотя они, разумеется, также влияют на эти процессы. Для того, чтобы быть компетентным специалистом, «человек должен не только хорошо владеть профессиональными навыками, но и быть достаточно развитым в культурном, нравственном, психологическом

отношениях, в полной мере ощущать себя полноценной личностью, полноправным членом общества, общины, семьи» [1], а этого сегодня невозможно достичь исключительно путём формального и неформального образования — человек должен постоянно расти сам, осознавая себя и свою эффективность не только в профессиональной деятельности, но и в жизни — на смыслообразующем уровне высших человеческих устремлений, жизненных идеалов и приоритетов. Учителя это касается напрямую, так как учитель — это человек, от которого зависят мировоззрение, становление личности, пути других людей.

Анализ состояния разработанности данной проблемы, наблюдения за состояниями и поведением учителей в ситуациях, когда явно обнаруживается кризис их самоопределения, самореализации, а также профессиональной компетентности, позволил обнаружить следующие противоречия:

— между вызовом новых социально-экономических реалий, сложившихся в нашей стране, и отсутствием должной системы подготовки учителя в институтах формального и неформального образования;

— между потребностью многих учителей в профессиональном росте, в личностно-профессиональном развитии, значительно расширяющейся практикой повышения профессиональной компетентности в процессе информального образования (согласно данным опросов, проведённых Институтом статистических исследований и экономики знаний ГУ-ВШЭ совместно с фондом «Общественное мнение» Юрия Левады, а также данным Обследования рабочей силы стран Евросоюза (EU Labour force

survey) [2]) и отсутствием научного осмысления, теоретико-методологических основ и научно-методического обеспечения данного процесса.

Как мы указали выше и как показывает практика, формальное и неформальное образование полностью не удовлетворяют потребности современного взрослого человека, и учителя в частности. Это касается потребности в осознании смысла жизни и жизненной цели, в осознании своего предназначения, своих способностей, в наиболее полной самореализации и постоянном творчестве, в расширении кругозора и приобщении к культуре, в самостоятельном анализе себя и своих возможностей, в активной деятельности и т.д. Не удивительно, что в последние десятилетия учёные и другие деятели сферы образования стали серьёзное внимание уделять информальному образованию, роль которого и необходимость в котором в наши дни значительно возросла. Всё чаще и с большим желанием к нему стали обращаться и учителя, ибо успех и самореализация взрослого сегодня во многом зависят от способности выйти за стандартные рамки и от умения учиться самостоятельно. Само понятие «образование» сейчас уже отчётливо воспринимается как нечто более широкое и сложное, чем просто «формальное образование».

В 2008 г. ГУ-ВШЭ и Общественная палата РФ сделали аналитические доклады о национальной модели образования к 2020 г. Они обозначили инфор-мальное образование как фактор конкурентоспособности страны и назвали его «значимым элементом современных образовательных систем» [3]. Этот феномен вызывает интерес исследователей, которые выделяют три вида образования на сегодняшний день, сформулировав их основные черты.

Формальное образование происходит в организованном и иерархически структурированном контексте [4], завершается выдачей общепризнанного диплома или аттестата [5], имеет определенную продолжительность по времени и основывается на государственной учебной программе, осуществляется формальными, преимущественно зарегистрированными организациями.

Неформальное образование происходит часто вне специального образовательного пространства, в котором чётко обозначены цели, методы и результат обучения, в образовательных учреждениях или общественных организациях, клубах и кружках, во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером [5], а также представляет собой различные курсы, тренинги, короткие программы, которые предлагаются на любом этапе образования или трудовой деятельности [3], обычно не сопровождается выдачей документа, чаще всего носит целенаправленный и систематический характер [4].

Информальное образование — индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер [5]; спонтанное образование, реализующееся за счёт собственной активности индивидов в насыщенной культурно-образовательной среде [3]; общение, чтение, посещение учреждений культуры, библиотек, путешествия, средства массо-

вой информации и т. д., когда взрослый «превращает образовательные потенциалы общества в действенные факторы своего развития» [4], результат повседневной рабочей, семейной и досуговой деятельности, не имеет определенной структуры. Внеинститу-циональное (информальное) образование или образование, получаемое за счёт непосредственного влияния окружающей человека жизни (informal education), М.Тайтом трактуется как формы обучения, не включённые в формальное и неформальное образование (т.е. определение через метод исключения). Оно может происходить под разнообразными образовательными влияниями общества — работы, дома, семьи, друзей, средств массовой информации, книг. П.Джарвис относит этот термин к форме образования, имеющей место, когда люди учатся непосредственно за счёт своего окружения. По словам Ш.Мерриам и Р.Каффарелла, это опыт каждодневной жизни, который нас чему-то обучает [6].

Мы будем придерживаться определенной точки зрения на информальное образование, не ограничивая его только понятием самообразования, — информальное образование шире: оно представляет собой как самообразование, так и спонтанное образование, часто неосознаваемое человеком напрямую, однако неоспоримо влияющее на становление и развитие его личности.

Информальное образование как образование, происходящее за рамками образовательных учреждений, и развитие личности учителя в условиях этого процесса не стало до настоящего времени предметом специального педагогического изыскания, однако этот вопрос вызывает интерес у многих исследователей. Простое сравнение упоминания информального образования в сети Интернет позволяет однозначно оценить сложившуюся ситуацию: поисковая сеть Yandex на запрос «информальное образование» даёт 18 тыс. ответов в русскоязычном сегменте сети, в то время как в англоязычном сегменте на запрос «informal education» — 72 млн. ответов (и 284 млн. на «informal learning») [7]. Интересно отметить, что такой же мини-анализ упоминания данного понятия в поисковой сети Yandex, проведенный полгода ранее, позволяет нам сделать выводы о растущем неимоверными темпами интересе к информальному образованию во всём мире (см. табл.), хотя в России — не настолько значительно по сравнению с зарубежными странами, где подобные показатели выросли в 2 раза.

Проблема информального образования в России ещё мало изучена, слабо представлен материал обобщающего характера, но это не означает отсутствия ее актуальности. Обсуждаются вопросы категориального характера, вопросы организации, управления, финансирования и т.д. В этой связи возникает необходимость перехода от исследования общих положений и тенденций развития образования взрослых к фундаментальным исследованиям отдельных видов непрерывного образования, в данном случае — ин-формального образования. С учетом того, что именно информальное образование может эффективно решать задачи формирования жизненных установок че-

ловека, восполнения дефицита профессиональной компетентности педагога, «становится стилем жизни взрослого человека, стремящегося к максимальной реализации своего потенциала» [1], актуализируется необходимость научно-педагогического осмысления роста профессиональной компетентности учителя в условиях информального образования и разработки его теоретико-методологических основ.

Таблица

Сравнительные показатели упоминания информального образования в сети Интернет

Упоминание Упоминание

на 24.08.2014 на 20.02.2015

«информальное 14 тыс. отве- 18 тыс. отве-

образование» тов тов

"informal educa- 38 млн. отве- 72 млн. отве-

tion" тов тов

"informal learn- 120 млн. отве- 284 млн. отве-

ing" тов тов

В понимании профессиональной компетентности учителя мы опираемся на определение Н.В.Кузьминой, по мнению которой профессионально-педагогическая компетентность включает в себя пять элементов или видов компетентности:

1. Специальная и профессиональная компетентность преподаваемой дисциплины.

2. Методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений учащихся.

3. Социально-психологическая компетентность в области процессов общения.

4. Дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей учащихся.

5. Аутопсихологическая компетентность в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности [8].

Сопоставив данное определение и реально сложившуюся ситуацию, мы приходим к выводу, что формальное и неформальное образование действительно не способны полноценно удовлетворить все элементы профессионально-педагогической компетентности на сегодняшний день. Информальное образование в значительной мере обогащает возможности личностно-профессионального развития учителя, при этом надо заметить, что в нем содержится потенциал развития любого из перечисленных выше элементов компетентности, в том числе и специальной компетентности преподаваемой дисциплины, и методической компетентности (примером может послужить повседневное общение; различные жизненные ситуации, из которых учитель может извлечь пользу для своей профессиональной деятельности; случайная информация, которая при внимательности человека и при правильном анализе повысит профессиональную компетентность). Информальное образование — это важнейший источник духовного обогащения человека, его внутреннего мира, что является важным аспектом и профессиональной компетентности в том числе. Образование вне формальных и других обра-

зовательных учреждений позволяет расширить профессиональную компетентность до общечеловеческой компетентности, позволяет реализовать важнейшую потребность человека во впечатлениях, личностном развитии, что в результате и приводит к полноценному профессиональному росту. В профессии учителя его личность (уровень развития этой личности) является важнейшим условием успешной профессиональной деятельности, что также обозначено в федеральных государственных стандартах ВПО [9] и в Профессиональном стандарте педагога, вступившем в силу с 01.01.2015 г. [10].

Информальное образование становится условием личностно-профессионального развития учителя, реализуемой в четырех сферах:

— личностный аспект (развитие собственной личности, интуиции, личностных качеств и т.п.);

— аксиологический аспект (становление системы ценностей);

— когнитивный аспект (приобретение новых знаний о человеке, культуре, о самом себе);

— деятельностно-творческий аспект (непосредственно деятельность, самореализация).

Таким образом, очевидна актуальность использования информального образования для личностно-профессионального развития педагога. Мы видим перспективы изучения и разработки этой тематики, обусловленные, во-первых, необходимостью концептуального осмысления личностно-профессионального развития учителя в процессе информального образования в современном мире и в частности — в России. Во-вторых, необходимостью разработки теоретических основ личностно-профессионального развития учителя в условиях интенсивно развивающейся практики непрерывного образования (в частности — ин-формального образования). В-третьих, отсутствием фундаментальных отечественных исследований в области информального образования.

1. Павлова О.В. Включение информального образования в жизненные стратегии взрослых // Человек и образование. 2011. № 4 (29). С. 64-67.

2. Международные индикаторы участия населения в непрерывном образовании // Вопросы образования. 2010. № 2. С. 178-186.

3. Российское образование-2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях: к IX Между-нар.науч.конф. «Модернизация экономики и глобализация», Москва 1-3 апреля 2008 г. / Под ред. Я.Кузьминова, И.Фрумина; Гос. ун-т — Высшая школа экономики. М.: Изд.дом ГУ ВШЭ, 2008. С. 33.

4. Вершловский С.Г. Непрерывное образование как фактор социализации [Электр. ресурс] // Общество «Знание» России. URL: http://www.znanie.org/jornal/n1_01/ nepreriv_obraz.html (дата обращения: 15.03.2015).

5. Меморандум непрерывного образования ЕС 2000 г. [Электр. ресурс] // Общество «Знание» России. URL: http://www.znanie.org/docs/memorandum.html (дата обращения: 18.03.2015).

6. Макареня А.А., Ройтблат О.В., Суртаева Н.Н. Неформальное образование как условие социального взаимодействия в процессе повышения квалификации // Человек и образование. 2011. № 4 (29). С. 59-63.

7. Поисковая система Yandex на 20 февраля 2015 г. URL: www.yandex.ru (дата обращения: 20.02.2015).

8. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990. С. 4. 90.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «050100 Педагогическое образо- 5. вание», квалификация (степень): бакалавр [Электр. ресурс] // Российское образование. Федеральный портал.

URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_11/prm46-1.pdf (дата обращения: 20.02.2015). 6.

10. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электр. ресурс] // Российская газета. 7. URL: http://www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html (дата обращения: 20.02.2015). 8.

References

1. Pavlova O.V. Inclusion of informal education in adults' life strategies. Chelovek i obrazovanie — The man and the edu- 9. cation, 2011, no. 4 (29), pp. 64-67.

2. International indicators of population participation in continuing education. Voprosu obrazovaniya — Educational studies, 2010, no. 2, pp. 178-186.

3. The Russian education-2020: educational model for the economy based on knowledge: k IX Meghdunarodnoj nauch- 10 noj konferencii "Modernizacija economiki i globalizacija"

[for the IX Int. scient. conference "Economic Modernization and Globalization"], Moscow, 1-3 April 2008 / edited by J.Kuzminov, I.Frumin; Gos. univ. — Vusshaja shkola economiki — Higher School of Economics. Moscow, CU

VShE publ., 2008, p. 33. (In Russian).

Vershlovskij S.G. Continuing education as a factor of socialization. Obschestvo "Znanie" Rossiji — Society "Knowledge" of Russia. Available at: http://www.znanie.org/jornal/n1_01/ nepreriv_obraz.html (accessed 15.03.2015). Memorandum of Continuing Education of the EU 2000. Obschestvo "Znanie" Rossiji — Society "Knowledge" of Russia. Available at: http://www.znanie.org/docs/ memorandum.html (accessed 18.03.2015).

Makarenia A.A., Roitblat O.V., Surtayeva N.N. Non-formal education as a condition of social interaction in the process of in-service training. Chelovek i obrazovanie — The man and the education, 2011, no. 4 (29), pp. 59-63. The search engine Yandex on 20th of February 2015. Available at: www.yandex.ru (accessed 20.02.2015). Kuzmina N.V. Professionalizm lichnosti prepodavatelya i mastera proizvodstvennogo obucheniya [Professionalism of individual teachers and master of inservice training]. Moscow, 1990, p. 90.

Federal state educational standard of higher education in the direction of training "050100 Pedagogical education", qualification (degree) of Bachelor. Rossijskoe obrazovanie. Feder-alnuj portal [Russian education. Federal portal]. Available at: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_11/prm46-1.pdf (accessed 20.02.2015).

Professional standard "Teacher (teaching activities in the field of preschool, primary general, basic general, secondary education) (tutor, teacher)". Rossijskaja gazeta [Russian newspaper]. Available at: http://www.rg.ru/2013/12/18/ pedagog-dok.html (accessed 20.02.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.