Научная статья на тему 'К проблеме непрерывного педагогического образования'

К проблеме непрерывного педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CONTINUOUS EDUCATION / SELF-EDUCATION / TYPES OF CONTINUOUS EDUCATION: FORMAL / NON-FORMAL AND INFORMAL / PERSONAL AND PROFESSIONAL TEACHER PROGRESS / ПЕДСі-ГОГТЫЦ ТУЛГСіЛЫЦ-КәСіБИ ДСіМУЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарафутдинова Е. Л.

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме непрерывности процесса педагогического образования. Обосновывается идея о решении задачи восполнения дефицита профессиональной компетентности педагогов посредством таких видов непрерывного образования как: формальное, неформальное и информальное. Автор на основании приведенных примеров организации неформальной и информальной модели образования обосновывает важность реализации идей непрерывного педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме непрерывного педагогического образования»

Вестник «Орлеу»-!^

Ш

Е.А. Шарафутдинова,

учитель начальных классов ГУ «Школа-гимназия №18

отдела образования акимата города Костаная» г. Костанай

He¿i32i свздер: Y3Óíkcí3 бтм беру, взд1гтен бтм алу, ¡ jüíkcíj бтм берудщ пцрлерi: ресми, бей-ресми жэне информальдт; педа-гогтыц тулгальщ-кэаби дамуы.

Ключевые слова: непрерывное образование, самообразование, виды непрерывного образования: формальное, неформальное и ин-формальное; личностно-профес-сиональное развитие педагога.

Keywords: continuous education, self-education, types of continuous education: formal, non-formal and informal; personal and professional teacher progress.

К ПРОБЛЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ацдатпа

Макала бугшп тацда педагогикальщ 6úiím берудщ уздшаз процесшщ озекп мэселесше арналган. Осында педагогтардьщ кэс1би кузыреттштнщ жетюпеушипгш ресми, бейресми жэне информаль-дш уздшслз бЫм берудщ турлер1 аркылы мшдет-тершщ ineinúiyi туралы идеясыньщ жузеге асуы непзделедг Автор келт1ршген мысалдар уйымньщ бейресми жэне информальдш 6úiím беру моделш не-пзшде уздшс1з педагогикальщ бипм беру идеясыньщ мацыздылыгын жузеге асыруды непздейд1.

Аннотация

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме непрерывности процесса педагогического образования. Обосновывается идея о решении задачи восполнения дефицита профессиональной компетентности педагогов посредством таких видов непрерывного образования как: формальное, неформальное и информальное. Автор на основании приведенных примеров организации неформальной и информальной модели образования обосновывает важность реализации идей непрерывного педагогического образования. g

Annotation g

The article concentrates on currently important ^

problem of continuous pedagogical education. The g

concept of professional competency compensation is 3

predicated on such types of permanent education as w

formal, non-formal and informal. With reference to g

the examples of informal and non-formal educational §

models, the author proves the importance of continuous g

pedagogical education realization. q

w

[—I

В современном Казахстане идет становление но- О вой системы образования, ориентированной на мировое образовательное пространство. Этот процесс н

W

сопровождается существенными изменениями в пе- ^ дагогической теории и практике. Качественные изме- ^ нения в любой области нашей жизни, а тем более в ^

ö?

образовании, невозможны без формирования нового

взгляда учителя на свое место и роль в учебном про- §

цессе. §

Для того чтобы быть компетентным специали- ^

Вестник «öp.fiey»-kst

ö? s

с m О

го

£ «

О

w «

О

Он

С

w

U

W Сг1 S

[—I

О

4

о «

о н w

5

w

U ©

О

и

о -

©

стом, «человек должен не только хорошо владеть профессиональными навыками, но и быть достаточно развитым в культурном, нравственном, психологическом отношениях, в полной мере ощущать себя полноценной личностью, полноправным членом общества, общины, семьи» [1, с. 66], а этого сегодня возможно достичь лишь путем непрерывного образования и обучения. Таким образом, сегодня является актуальным вопрос непрерывного образования, потому что современной школе нужен новый учитель.

В связи с большими переменами в сфере образования педагоги все чаще стали уделять серьезное внимание своему лич-ностно-профессиональному развитию посредством непрерывного образования. Так как от умения учиться зависят успех и самореализация взрослого в современных условиях. Сегодня включение взрослого человека в процесс непрерывного образования трактуется как растущая потребность в замене принципа «образование для жизни» на новый принцип «образование через всю жизнь».

В соответствии с целями непрерывного образования и путями его предоставления выделяют три вида непрерывного образования: формальное, неформальное и инфор-мальное.

Термин «формальное образование» подразумевает образование, направленное на получение или изменение образовательного уровня и квалификации в учебных заведениях и учреждениях образования. Данный вид образования мы получаем в школе, колледже, ВУЗе, согласно определенным образовательно-профессиональным программам и срокам обучения, что подтверждается получением соответствующих документов об образовании [2, с.212].

Неформальное образование осуществляется вне рамок традиционной системы образования и связано с любительскими занятиями. В нашей школе-гимназии №18 города Костаная широко используются такие формы неформального образования как семинары-практикумы, коучинг-сессии, ма-

стер-классы. В системе организована работа сетевого сообщества сертифицированных учителей школы. Сегодня структура нашего сетевого взаимодействия складывается из множества микросообществ, микроассоциаций и объединений - это электронный журнал «kündelik.kz», сайт школы, блоги школьных методических объединений, педагогов, а так же творческих лабораторий Республики Казахстан и стран СНГ. Свободное самоопределение учителей приводит к использованию Интернета:

• как источника информации;

• как места общения, обмена педагогическим опытом.

Как показывает практика, организация неформального образования позволяет:

• увидеть возможность внедрения инновации в практику работы;

• мероприятия информативно емкие, инновационные по своему содержанию, позволяют знакомиться с инновациями в профессионально-практической среде;

• педагог получает возможность задать интересующие вопросы автору педагогической идеи;

• знакомясь с инновационными идеями, педагог имеет возможность услышать мнение коллег и сравнить его с собственным мнением;

• учитель имеет возможность применить педагогическую разработку или инновацию на практике.

Информальное образование - процесс самообразования, реализующийся за счет собственной активности человека. К ин-формальному образованию можно отнести дистанционную форму обучения с использованием сети Интернет, которая формирует у педагога опыт непрерывного образования, профессионального общения и коллективной деятельности. На протяжении пяти лет педагоги школы-гимназии №18 проходят дистанционное обучение в педагогическом университете «Первое сентября» при МГУ им.Ломоносова (каждый по своей специальности).

С целью реализации Государственных Программ функционирования и развития

Вестник «Орлеу»-!^

языков и подготовки учителеи к участию в региональных, республиканских и международных сетевых мероприятиях в СШ №18 организованы дистанционные курсы казахского языка для учителей, а так же постоянно действующие школьные семинары «Информационная грамотность педагога» и «Рефлексия в практике».

Информальное образование представляет собой как самообразование, так и спонтанное образование, часто неосознаваемое человеком напрямую, однако неоспоримо влияющее на становление и развитие его личности. В настоящее время становится актуальным переход к такой форме организации самообразования и непрерывного образования, в которой содержание формального и неформального образования определяется самими субъектами образовательного процесса и реализуется в контексте их профессиональной деятельности [3, с.73].

Когда решаются задачи восполнения дефицита профессиональной компетентности, непрерывное образование - «становится стилем жизни взрослого человека, стремящегося к максимальной реализации своего потенциала» [4].

Личностно-профессиональный компонент в непрерывном образовании выражается в организации и проведении самим человеком разных способов самообразовательной деятельности, как в области формального, так и в сфере неформального и информального образования. Особая роль здесь отводится профессионально-ориентированному самообразованию.

Проанализировав личностно-профессиональный аспект в непрерывном образовании, можно сделать выводы, что развитие познавательных и самообразовательных качеств педагога наиболее эффективно проходит когда:

• осуществляется связь с реальной практикой;

• развиваются рефлексивные способности учителя по отношению к собственному опыту;

• обучение и деятельность происходят в

условиях, приближенных к реальной среде и практике;

• самообучение и самообучаемость личности - это приобретенные качества, регулирующие отношения взрослого с внешним миром в процессе самостоятельного освоения новых знаний [5, 38].

Таким образом, мы приходим к выводу, что непрерывное образование действительно способно полноценно удовлетворить все элементы профессионально-педагогической компетентности на сегодняшний день и стать условием личностно-профес-сионального развития педагога. Только при сочетании всех трех видов непрерывного образования современный педагог может уверенно шагать в ногу с государственными нововведениями, принимать и внедрять все реформы современного образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Павлова, О.В. Включение информального образования в жизненные стратегии взрослых [Текст]/О.В. Павлова //Человек и образование. - 2011. - № 4 (29). - С. 64-67.

2. Ройтблат, О.В. Формальное образование взрослых в системе повышения квалификации средствами неформального образования [Текст]/0.В.Ройтблат //Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 7(19). -С. 211-213.

3. Киселева, A.A. Персональные образовательные сферы в контексте дистанционных образовательных технологий [Текст]/А.А. Киселёва //Открытое образование. - 2010. - № 6. - С. 68-78.

4. Вершловский, С.Г. Непрерывное образование как фактор социализации / Общество «Знание» России [Электронный ресурс] - http:// www.znanie.org/jornal/nl _01/

nepreriv_obraz.html.

5. Чорная, А. Д. Непрерывное образование как основоположное условие развития современного общества [Текст] //Проблемы и перспективы развития образования: материалы III Междунар. науч. конф.— Пермь: Меркурий, 2013. — С. 36-38.

S

к с m О

го £

« О

w «

О

Он

С

w

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

U

W Сг1 S

[—I

О

4

о «

о н w

5

w

U ©

О

и

о -

©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.