УДК 378.014 «731» ББК Ч448.027.8
DOI: 10.14529/ped160402
ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
И.О. Котлярова1, М. Прохазка2
1 Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, 2Южночешский университет, г. Ческе-Будеёвице, Чешская Республика
Образование в современном мире не сводимо к формальному образованию в образовательных организациях. В рамках современных концепций непрерывного образования оно предстает как единство формального, неформального и информального образования. Все они и каждое по отдельности влияют на успешность профессиональной деятельности научно-педагогических кадров. Целью статьи является анализ признаков, функций и влияния информального образования на развитие и профессиональную деятельность научно-педагогического работника (НПР). Информальное образование охарактеризовано в статье как один из видов образования во взаимосвязи с формальным и неформальным образованием, образующими в целостности непрерывное образование НПР. На основании анализа научной литературы и документации выявлены существенные признаки информального образования (атрибутивность относительно жизнедеятельности человека, естественный и необходимый характер, самоорганизованность, непрерывность). Охарактеризована жизненная ситуация как источник информального образования. Описаны функции информального образования относительно других видов образования. Показано влияние ин-формального образования НПР университетов на их развитие и на успешность их профессиональной деятельности.
Ключевые слова: информальное образование, жизненная ситуация, непрерывное образование, научно-педагогический работник.
Известно, что образование возможно вне специализированных социальных институтов и вне специально созданной сферы образования. Такая форма образования существовала в первобытном обществе, когда младшее поколение получало знания, умения и навыки не в специально организованном образовательном процессе, а непосредственно в жизни, воспринимая информацию, поступающую из окружающего мира, наблюдая за другими людьми и подражая им. Образование, происходящее непосредственно в процессе жизнедеятельности, однако вне специально предназначенной для этого сферы, происходит и сегодня. Все виды жизнедеятельности (игра, досуг и отдых, труд, творчество, учение, общение [1, 3, 9, 12], в том числе - в глобальных информационных сетях) могут служить и обычно служат источниками и средствами образования и развития человека. Для идентификации подобного способа получения образования следует обратиться к Меморандуму ЕС по непрерывному образованию, в котором определены три вида образования:
• «формальное образование, завершающееся выдачей общепризнанного диплома или аттестата;
• неформальное образование, обычно не сопровождающееся выдачей документа, происходящее в образовательных учреждениях или общественных организациях, клубах и кружках, а также во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером;
• информальное образование, наша индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая нашу повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер» [7].
Проанализировав данные определения, следует отметить, что в Меморандуме классификация осуществлена по основаниям «целенаправленность» и «наличие документа» об образовании. По этим критериям формальное образование целенаправленно и завершается выдачей общепризнанных документов. Неформальное образование целенаправленно, но не сопровождается выдачей документов. Ин-формальное образование может не быть целе-
направленным и не сопровождается выдачей документов.
Согласно классификации образование, происходящее в жизнедеятельности, но часто -стихийно, без цели повышения образованности, следует отнести к классу информального образования. По мнению О. В Павловой, «ин-формальное образование может порождаться тремя мотивами: наличием стойкого или сиюминутного личного интереса к чему-то; возникновением ситуации, которая побуждает к поиску ответов, а значит, обучению; случайностью» [8, с. 66]. Нецеленаправленность информального образования - его характерный, но необязательный признак. Возможны две типичные ситуации. В определенных пространственно-временных, культурных или иных обстоятельствах человек стихийно усваивает поступающую от окружающих людей и объектов информацию, осмысливает ее, и она становится частью его образованности, индивидуальной картины мира. В этом случае образование и развитие происходят естественным путем, в режиме самоорганизации. Возможно, что человек желает целенаправленно повысить свою образованность в сложившихся условиях, поскольку поступающие извне сведения показались ему интересными или полезными. В этом случае информальное образование является управляемым со стороны субъекта. Следовательно, информальное образование по основанию «управление» можно подразделить на естественное образование в режиме самоорганизации и на инфор-мальное образование, управляемое субъектом.
Еще одним признаком информального образования является его необходимый характер. Информальное образование является атрибутом жизнедеятельности, поскольку естественно в ней происходит. В процессе жизнедеятельности имеет место множество переходящих одна в другую единиц - жизненных ситуаций. При этом под жизненной ситуацией в широком смысле этого термина мы понимаем «совокупность условий, ориентаций и психических состояний индивида, отрезок его жизненного пути, определенное - установившееся или проблемное - состояние его образа жизни» [12].
Методологическим основанием становления теории так называемого ситуативного понимания образования и воспитания является идейный результат философии экзистенциализма [10]. Философия экзистенциализма яв-
ляется предпосылкой понимания перспективных целей информального и неформального образования. Ведь речь идет не только о том, чтобы в рамках программ неформального образования их участники находили помощь, выучились новым компетенциям. Главный результат попадания в ту или иную ситуацию заключается в том, что выход из нее завершается качественными изменениями в личности человека.
Согласно идеям экзистенциализма, человек развивается во время своего существования, непосредственно в жизнедеятельности, в зависимости от ситуаций, в которые он попадает в течение жизни. Чувство «вброса» человека в мир и жизнь продолжает оставаться актуальным ощущением, характеризующим жизненную ситуацию современного человека.
Жизненная ситуация характеризуется рядом признаков, раскрывающих все богатство обстоятельств, которые определяют тот или иной отрезок жизненного пути человека. Жизненная ситуация - это:
• совокупность внешних по отношению к индивиду обстоятельств: политических, культурных, психологических, социально-экономических, экологических и др.;
• часть жизненного пути индивида. В этом смысле на нее влияют: пройденный жизненный путь, недавние жизненные обстоятельства, особенно оказавшие существенное влияние на внутренний мир человека; накопленный опыт; пространственные и временные рамки ситуации;
• настоящее состояние внутреннего мира индивида, духовный, душевный, интеллектуальный багаж человека, скопившийся к рассматриваемому моменту; состояние его психики, цели, ценностные ориентации и стремления, мотивы, которые проявят себя естественным образом в сложившихся условиях;
• сложившийся к настоящему моменту образ жизни человека, обусловленный условиями существования и состоянием внутреннего мира;
• фактор образования и развития человека.
Таким образом, можно сделать вывод о
том, что жизненная ситуация, характеризуется, во-первых, четырехкоординатным пространственно-временным вектором. Во-вторых, ей присущи относительно стабильные черты, касающиеся условий жизнедеятельности человека и состояния его внутреннего мира. В-третьих, она имеет мобильное событийное
наполнение, которое очень разнообразно (проявление тех или иных условий; психическое, физическое, интеллектуальное состояние индивида; факторы, оказывающие на него влияние; его цели и намерения в настоящем). Жизненные ситуации, являющиеся источниками образования, могут быть как психологические комфортными (отдых, экскурсионные программы, дружеское общение), так и некомфортными, и даже весьма сложными, например, так называемые трудные жизненные ситуации (личные конфликты, катастрофы, сложные бытовые ситуации и проч.).
Любая жизненная ситуация, в совокупности с поведением или деятельностью человека в данной ситуации выступают в качестве источника информального образования. Все параметры жизненной ситуации, характеризующие как внутренний мир, так и внешние обстоятельства, в которых находится человек, оказывают на него влияние, причем совокупно, что неизменно влечет изменения в его внутреннем мире. Образовательная функция жизненной ситуации состоит в следующем. Человек в любой жизненной ситуации, прежде всего, воспринимает окружающий его мир (все многообразие условий, событий, целенаправленных воздействий). В каждой жизненной ситуации происходит обмен человека информацией с окружающим миром, в том числе, - с другими людьми, обогащение человека новым опытом. Особенностью такового обмена является то, что порой он носит спонтанный, нецеленаправленный характер. Однако он может осуществляться и целенаправленно, но человек при этом не ставит перед собой целей повышения своей образованности, например, в профессиональном аспекте. Это вполне согласуется с тезисом о том, что по критерию «субъектность» жизненные ситуации подразделяются на две группы: «ситуации, в которых направляющие и регулирующие силы субъект-ситуационного взаимодействия находится в пределах субъекта; ситуации, в которых направляющие и регулирующие силы субъект-ситуационного взаимодействия выносятся за пределы субъекта» [3, с. 228]. В данном случае нужно рассматривать ситуацию с позиции активности ПНР в освоении новой информации или новых действий.
Результатом попадания в ту или иную жизненную ситуацию становятся новые знания и компетенции. Происходит осмысление человеком новой информации и рефлексия
как осмысление себя (проектирование и реализация поведения, деятельности) в определенной жизненной ситуации. В разных жизненных ситуациях происходит развитие психики, физических качеств, представлений об окружающем мире человека; укрепляется и / или видоизменяется его мировоззрение. Развиваются личностные качества и черты характера. Становятся мировоззренческие позиции, складываются ценностные ориентации человека. Таким образом, жизненная ситуация становится источником информального образования человека.
Жизненная ситуация не просто источник образования человека, это источник и средство удовлетворения образовательных и профессиональных потребностей НПР. Реализоваться она может в процессе жизнедеятельности, связанной с профессиональной деятельностью (чтение научно-профессиональной литературы, биографий специалистов в своей области; общение с коллегами; посещение выставок и музеев профессиональной направленности и др.), что способствует обогащению профессиональной образованности НПР. В то же время, жизненные ситуации, непосредственно не связанные с профессиональной деятельностью, также способствуют профессиональному развитию НПР. Просмотр художественных фильмов способствует становлению ценностных ориентаций и отношений ПНР, формирует его взгляды, жизненные позиции, которые переносятся на все сферы его жизнедеятельности, включая профессиональную. Путешествия, знакомство с иными культурами становится пищей для сравнительного анализа разных культур, этических норм поведения в разных ситуациях, что позволяет, при наличии дополнительной информации (полученной преднамеренно и стихийно) строить дедуктивные выводы об общих и различных чертах реализации профессиональных видов деятельности в рамках разных культур. Изучение культурного наследия человеческой цивилизации в разных странах способствует развитию художественного вкуса, способности к оценочным суждениям. Соответствующие развитые способности могут быть конкретизированы применительно к той или иной профессии. Общие способности, обобщенные жизненные компетенции, личностные, нравственные качества, физическое и психическое здоровье - это те черты, которые будучи приобретенными человеком, в равной мере про-
являются как в жизни, так и в профессиональной деятельности.
НПР получает образование и развитие в условиях различных жизненных ситуаций. Осознание этого делает жизненную ситуацию средством образования его студентов, в которой он может выступать в качестве наставника, тьютора, консультанта, помощника. Жизненная ситуация является своего рода перекрестком судьбы, на котором стоит индивидуум и ищет силы для дальнейшего шага. Однако перед тем, как сделать этот шаг, индивидуум стоит, сомневается, отчаивается, полный внутренних опасений, и оглядывается вокруг себя. Он жаждет опоры, поддержки, новых идей и найдет их только в том случае, если люди, окружающие его, смогут его идентифицировать, распознать, воспринимать его с эмпатией, то есть понять, что он находится в новой ситуации и что ему действительно необходима помощь или инспирация. В этот момент человек находится в уникальной ситуации - он открывается и способен к восприятию, к изменению взглядов, внутренней направленности и другим заметным качественным изменениями внутреннего мира. Воспитатель, причем совершенно все равно, кто это - родитель, партнер, учитель, друг (университетский преподаватель, в том числе) -обладает уникальным шансом ему помочь, посоветовать, повлиять на ситуацию - то есть «воспитывать». Только эту возможность нельзя упускать, поскольку по большей части она уже не повторяется. Для этого речь должна идти о еще одном аспекте развития НПР. О развитии в них эмпатии, о поддержке в них умения воспринимать, что ребенок, взрослый или пожилой человек чувствуют, оказавшись в такой ситуации.
Формальное и неформальное образование непременно базируется на полученных в ин-формальном образовании знаниях, опыте и результатах развития человека. При проектировании индивидуальных траекторий формального и неформального образования эти результаты следует учитывать. Рецептуры для учета всех аспектов и источников образованности человека, видимо, не существует. Ведущую роль здесь приобретают личностные качества, интегральные характеристики образования и развития людей, которые организуют непрерывное образование НПР. Полученные стихийно и порой нецеленаправленно знания, умения и навыки при осмыслении на-
ходят место в личной картине мира и внутренней структуре образованности НПР. Преподаватель, имеющий знания не только в узкой предметной сфере преподаваемой науки способен к сопоставительному анализу, применению разнообразного иллюстративного материала во время проведения занятий, помогает формированию научного мировоззрения у студентов. Однако важна не только знаниевая база, но также приобретенные качества, сложившиеся жизненные ценности, сформировавшиеся мотивы, жизненные цели. Для достижения этих личностных характеристик преподавателя необходимо развивать его умение позитивной самооценки, веры в себя, в постоянном профессиональном росте, мотивации и реализации своих целей и задач согласно запросам общества. Конечным результатом при этом являются сформированные педагогические и психологические компетенции преподавателя. Необходимость самооценки восприятия самого себя тесно связано с развитием его личности, с его психическими, функциональными и личностными запросами [6]. Информальное образование, приобретаемое непосредственно в жизнедеятельности, сопровождает всю жизнь человека, с самого раннего возраста, таким образом, его результаты во многом являются определяющими для развития человека в течение всей жизни.
В свою очередь, системные знания, умения и навыки, полученные в процессе формального и дополненные в неформальном образовании, составляют базу, на которой ин-формальное образование становится наиболее результативным. Системность знаний, умений и навыков, полученных в процессе формального образования, обусловлена системностью научных знаний, которые в методически адаптированной форме усваивались НПР в студенческую пору, с одной стороны. С другой стороны, этому результату способствует системный характер образовательного процесса в образовательной организации.
Неформальное образование выполняет функции дополнения, восполнения пробелов, компенсации, актуализации знаний, умений, навыков, приведения их в соответствие с современными требованиями. Неформальное образование помогает человеку вступить на путь обучения (самообразования) и (само)вос-питания, понятых комплексно, с целью предоставления человеку образования в широком содержательном спектре (финансового,
компьютерного, языкового). Ведь образованный человек лучше ориентируется в окружающем мире. Неформальное образование может быть понимаемое тоже как творческое и активное стремление с целью раскрытия личности человека, с упором на то, чтобы он стал способным, культурным и открытым. И в рамках непрерывного обучения и воспитании имеют место быть курсы, нацеленные на понимание мира и своего места индивидуума в нем, с целью учиться существовать [13]. Неформальная и информальная составляющие усиливают системный характер образования за счет возникновения нового системообразующего признака - личных образовательных целей. Личные интересы, образовательные и профессиональные потребности, образовательные цели способствуют определению приоритетов в образовании, его избирательности, структурируют процесс в течение жизни человека, связывают все виды образования в целостную структуру непрерывного образования в течение всей жизни человека.
Таким образом, все виды образования выполняют систематизирующую функцию, однако на основе разных системообразующих признаков. Систематизация трех видов образования приводит к созданию целостной системы образования, имеющей дискретно-непрерывную природу. Дискретность обусловлена влиянием на образование многообразия жизненных ситуаций, в то время как непрерывность обусловлена постоянно происходящими процессами обмена информацией человека с окружающим миром. Взаимосвязь, взаимовлияние и взаимоукрепление формального, неформального и информального образования придают целостность непрерывному образованию НПР в продолжение его жизни. Информальная составляющая образования выполняет в этой системе свои функции, повышая ее зрелость и способствуя преодолению дискретности образования человека.
Литература
1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. - М. : Мысль, 1991. - 191 с. - http://rubinstein-society. ги/сШШ/паисИте-гаЪоН/гаЪоИ-к-а-аЪи1И/ strategiya.html (дата обращения: 28.09.2016).
2. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания /Б.Г. Ананьев; под ред. А.А. Бо-далева. - М. : Изд-во «Ин-т практ. психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 384 с.
3. Белан, Е.А. Жизненная ситуация как необходимое условие реализации активности личности / Е.А. Белан //Ярослав. пед. вестн. -2011. - № 2. - Т. II (Психол.-пед. науки). -С. 227-231.
4. Горшкова, В. В. Взаимодействие формального, неформального и информального образования как современное направление развития человека / В. В. Горшкова // Концепт. - 2014. - Т. 26. - С. 176-180. - http:// e-koncept.ru/2014/64336.htm (дата обращения: 25.09.2016).
5. Золотарева, Н.М. О приоритетах государственной политики в развитии непрерывного образования взрослых в Российской Федерации / Н.М. Золотарева, Т.В. Рябко // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2016. - Т. 8, № 2. -С. 7-11.
6. Личностные требования начинающего учителя / Е. Страновска, М. Витечкова, З. Гадушова, М. Прохазка // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». -2016. - Т. 8, № 2. - С. 102-111.
7. Меморандум непрерывного образования Европейского Союза // http://www.znanie. org/docs/memorandum.html (дата обращения: 22.08.2016).
8. Павлова, О.В. Включение информального образования в жизненные стратегии взрослых // ЧиО. - 2011. - № 4. - http:// cyberleninka.ru/article/n/vklyuchenie-informalnogo-obrazovaniya-v-zhiznennye-strategii-vzroslyh (дата обращения: 22.10.2016).
9. Павлова, О.В. Информальное образование как социокультурная потребность взрослых / О.В. Павлова // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. - 2013. - № 1. - http:// cyberleninka.ru/article/n/informalnoe-obrazovanie-kak-sotsiokulturnaya-potrebnost-vzroslyh (дата обращения: 28.09.2016).
10. Пеликан, Й. Воспитание для жизни / Й. Пеликан. - Прага: ИСВ, 1997. - 200 с.
11. Сериков, Г.Н. Образование и развитие человека /Г.Н. Сериков. - М. : Мнемозина, 2002. - 416 с.
12. Человек и общество (Культурология): слов.-справ. / науч. ред. к.ф.н., доцент О.М. Штомпель. - Ростов н/Д.: Феникс, 1996. -544 с.
13. Helus, Z. Edukaceja koprojev starosti o clovëka / Z.R. Helus; Jedlicka (Ed.) // Teorievy-chovy - tradice, soucasnost, perspektivy. - Praha: Karolinum, 2014. - 276p.
Котлярова Ирина Олеговна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры безопасности жизнедеятельности, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, [email protected].
Мирослав Прохазка, магистр, доктор философских наук, замдекана, кафедра педагогики и психологии, Педагогический факультет, Южночешский университет, г. Ческе-Будеёвице, Чешская Республика, [email protected].
Поступила в редакцию 8 сентября 2016 г.
DOI: 10.14529/ped160402
INFORMAL LEARNING IN CONTINUING EDUCATION OF SCIENTIFIC-PEDAGOGICAL EMPLOYEES
I.O. Kotlyarova1, [email protected], M. Prochazka2, [email protected]
1South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, 2University of South Bohemia, Ceske Budejovice, Czech Republic
Education in the modern world cannot be reduced to its formal types produced in educational organizations. In the framework of modern concepts of continuing education, it appears as a unity of formal, non-formal and informal education. Each and all of them have impact on the professional activity of the academic staff. The aim of the article is to analyze the characteristics, functions and influence of informal education for the development of professional activity of scientific-pedagogical employees (SPE). Informal education is characterized in the article as one of the types of education in relation to formal and informal education, which form the integrity of the continuing education of the SPE.
Based on the analysis of scientific literature and empirical data obtained during the survey of the SPE, the essential features of informal education (the natural and necessary character, self-organization, continuity) were identified. Life situations as sources of informal education were characterized. The authors described the features of in-formal education in relation to other types of education. The influence of informal education of SPE on their development and the success of their professional activities was given.
Keywords: informal education, life situation, continuing education, academic staff, scientific-pedagogical employees.
References
1. Abul'khanova-Slavskaya K.A. Strategiya zhizni [Life Strategy]. Moscow, Mysl' Publ., 1991. 191 p.
2. Anan'ev B.G. Psikhologiya i problemy chelovekoznaniya [Psychology and Problems of Human Knowledge]. Moscow, Institut Prakticheskoy Psikhologii Publ.; Voronezh, MODEK Publ., 1996. 384 p.
3. Belan E.A. [Life Situations as a Prerequisite for Implementation of Activity of the Person].
Yaroslavl Pedagogical Gazette. Ser. Psychological and Pedagogical Sciences, 2011, vol. II, no. 2, pp. 227-231. (in Russ.)
4. Gorshkova V.V. [Interaction of Formal, Non-Formal and Informal Education as the Modern Direction of Human Development]. Concept, 2014, vol. 26, pp. 176-180. (in Russ.)
5. Zolotareva N.M., Ryabko T.V. [On the Priorities of the State Policy in the Development of Continuous Education for Adults in the Russian Federation]. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Pedagogy, 2016, vol. 8, no. 2, pp. 7-11. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped160201
6. Stranovska E., Vitechkova M., Gadushova Z., Prokhazka M. [Personal Needs of Junior Teachers]. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Pedagogy, 2016, vol. 8, no. 2, pp. 102-111. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped160213
7. Memorandum nepreryvnogo obrazovaniya Evropeyskogo Soyuza [Memorandum of Continuing Education of the European Union]. Available at: http://www.znanie.org/docs/memorandum.html (accessed 22.08.2016).
8. Pavlova O.V. [Inclusion of Informal Education in Adult Life Strategies]. Human and Education, 2011, no. 4, pp. 64-67. (in Russ.)
9. Pavlova O.V. [Informal Education as a Social and Cultural Need for Adult]. Bulletin of Leningrad State University Named after A.S. Pushkin, 2013, no. 1, pp. 78-87. (in Russ.)
10. Pelikan J. Vychova Pro Zivot. Praha, ISV, 1997. 200 p.
11. Serikov G.N. Obrazovanie i razvitie cheloveka [Education and Development of Human]. Moscow, Mnemozina Publ., 2002. 416 p.
12. Shtompel' O.M. (Ed.) Chelovek i obshchestvo (Kul'turologiya) [Individual and Society (Cultural Studies)]. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 1996. 544 p.
13. Helus Z. Edukaceja Koprojev Starosti o Cloveka. Teorievychovy - Tradice, Soucasnost, Pers-pektivy. Praha, Karolinum, 276 p.
Received 8 September 2016
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
FOR CITATION
Котлярова, И.О. Информальное образование в системе непрерывного образования научно-педагогических работников / И.О. Котлярова, М. Прохазка // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2016. - Т. 8, № 4. - С. 16-22. Б01: 10.14529/ре(1160402
Kotlyarova I.O., Prochazka M. Informal Learning in Continuing Education of Scientific-Pedagogical Employees. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2016, vol. 8, no. 4, pp. 16-22. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped160402