Научная статья на тему 'Актуальность информального образования в контексте непрерывного образования'

Актуальность информального образования в контексте непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1319
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ ФОРМАЛЬНОГО / НЕФОРМАЛЬНОГО И ИНФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / INFORMAL EDUCATION / CONTINUING EDUCATION / INTEGRATION OF FORMAL / NON-FORMAL AND INFORMAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ляшевская Наталья Валерьевна

В данной статье рассматривается информальное образование как элемент целостной непрерывной образовательной системы, обладающий внутренней сложной структурой. Целью статьи является обоснование актуальности информального образования в контексте непрерывного образования взрослых (формальное, неформальное и информальное образование). В статье представляется сравнительная характеристика видов непрерывного образования с учетом нормативно-правовых документов и авторских позиций. Автор приходит к выводу о явных преимуществах информального образования перед формальным и неформальным, которые проявляются в ориентации на самореализацию, сосредоточении на личностное приращение обучаемого и дальнейшее управление собственным образовательным пространством, учет личных интересов, желаний, потребностей, возможностей, межличностное взаимодействие, которое насыщает социокультурную среду, что в целом обогащает формальное и неформальное образование. На основе исследований А.В. Окерешко, Патрика Пенланда (Питсбург) в статье представлены причины предпочтения взрослыми самостоятельного обучения формальному образованию. Автором проведено этимологическое исследование происхождения понятия «информальное образование», а также с целью анализа актуальности был проведен контент-анализ современных отечественных и зарубежных научных статей, монографий, текстов докторских и кандидатских диссертаций, материалов научно-практических конференций, опубликованных в период с 2000 по 2018 гг. в крупнейших электронных библиотеках eLIBRARY.RU и CYBERLENINKA, смысловыми единицами которого было выбрано понятие «информальное образование/informaleducation/informallearning». Автор приходит к выводу, что сочетание трех видов образования (формального, неформального и информального) в системе непрерывного образования позволяет обеспечить мобильную переориентацию системы образования на подготовку человека к жизни в быстро меняющихся условиях и побуждать его к поиску новых подходов, к ее качественному изменению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ляшевская Наталья Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICALITY OF INFORMAL EDUCATION IN THE CONTEXT OF CONTINUING EDUCATION

This article deals with informal education as an element of an integral continuous educational system with an internal complex structure. The aim of the article is to substantiate the topicality of informal education in the context of continuing adult education (formal, non-formal and informal education). The article presents a comparative description of continuing education types and takes into account legal documents and author's position. The author comes to the conclusion about the obvious advantages of informal education over formal and informal education which are manifested in the orientation to self-realization, focused on the personal increment of adult learners and the further management of their own educational space, taking into account personal interests, desires, needs, opportunities, interpersonal interaction that saturates the socio-cultural environment,which in general enriches formal and informal education. Based on the research of A.V. Okereshko, Patrick Penland (Pittsburgh) this article presents the reasons for choosing adult self-learning to formal education. The author conducted etymological studies of the origin of the notion "informal education" and to analyze the topicality the author conducted a content analysis of modern Russian and foreign scientific articles, monographs, texts of doctoral and master's theses, materials of scientific-practical conferences, published in the period from 2000 to 2018 in the largest digital libraries “eLIBRARY.RU” and “CYBERLENINKA”. The chosen semantic units were the notions "informal education/ informal education/ informal learning". The author comes to the conclusion that the combination of all three types of education (formal, non-formal and informal) in the system of continuing education allows to provide a mobile reorientation of the education system to prepare a person for life with changing conditions and encourage him to search for new approaches to its qualitative change.

Текст научной работы на тему «Актуальность информального образования в контексте непрерывного образования»

УДК 371.13, ББК 74.3 © Н.В.Ляшевская

Н.В. Ляшевская АКТУАЛЬНОСТЬ ИНФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В данной статье рассматривается информальное образование как элемент целостной непрерывной образовательной системы, обладающий внутренней сложной структурой. Целью статьи является обоснование актуальности информального образования в контексте непрерывного образования взрослых (формальное, неформальное и информальное образование). В статье представляется сравнительная характеристика видов непрерывного образования с учетом нормативно-правовых документов и авторских позиций. Автор приходит к выводу о явных преимуществах информального образования перед формальным и неформальным, которые проявляются в ориентации на самореализацию, сосредоточении на личностное приращение обучаемого и дальнейшее управление собственным образовательным пространством, учет личных интересов, желаний, потребностей, возможностей, межличностное взаимодействие, которое насыщает социокультурную среду, что в целом обогащает формальное и неформальное образование. На основе исследований А.В. Окерешко, Патрика Пенланда (Питсбург) в статье представлены причины предпочтения взрослыми самостоятельного обучения формальному образованию. Автором проведено этимологическое исследование происхождения понятия «информальное образование», а также с целью анализа актуальности был проведен контент-анализ современных отечественных и зарубежных научных статей, монографий, текстов докторских и кандидатских диссертаций, материалов научно-практических конференций, опубликованных в период с 2000 по 2018 гг. в крупнейших электронных библиотеках eLIBRARY.RU и CYBERLENINKA, смысловыми единицами которого было выбрано понятие «информальное образование/mformakdmation/mformaПearnmg». Автор приходит к выводу, что сочетание трех видов образования (формального, неформального и информального) в системе непрерывного образования позволяет обеспечить мобильную переориентацию системы образования на подготовку человека к жизни в быстро меняющихся условиях и побуждать его к поиску новых подходов, к ее качественному изменению.

Ключевые слова: информальное образование, непрерывное образование, интеграция формального, неформального и информального образования.

Образование взрослых в настоящее время выступает как одна из наиболее актуальных теоретических и практических проблем. Очевидно, что образование в эпоху глобальной информатизации и высокого темпа жизни является приоритетной социальной ценностью современного общества, но его наличие не является критерием профессионализма, акцент ставится на приобретение и овладение компетенциями, которые можно использовать в реальной профессиональной деятельности, интерес человека сосредоточен в первую очередь на практическом результате обучения. Традиционная система образования, которая чаще всего представлена формальным и неформальным видами образования, не соответствует потребностям и вызовам современности и тормозит развитие потенциальных возможностей человека. Именно поэтому в последние десятилетия серьезное внимание уделяется информальному образованию, роль которого и необходимость в котором для человека возросла. Сегодня любые возможности человека становятся его преимуществом, поэтому инвестирование в собственное профессиональное развитие повышает их конкурентоспособность, позволяет максимально реализовать свой потенциал. С учетом того, что именно информальное образование способствует формированию жизненных установок человека, восполняет дефицит профессиональной компетентности, возникает необходимость осмысления его актуальности в контексте непрерывного образования.

Образованию в течение всей жизни придавалось определенное значение во все исторические эпохи, однако только за последние сорок лет в мире начались интенсивные дискуссии о роли информального образования в развитии экономики и жизни взрослого человека. Изучение отечественных и зарубежных источников показывает, что основой, на которой развивалось понимание информального образования, является «Меморандум о непрерывном образовании Европейского Союза», прошедший в Лиссабоне в 2000 г. «Учение длиною в жизнь (И!Ыопд1еагптд)» становится

основополагающим принципом, которым следует руководствоваться во всех без исключения образовательных системах. Следовательно, система образования должна заложить не только основу для перемен, но и сама она также должна измениться. В ее основу должны быть включены три вида образовательной деятельности: формальное, неформальное и информальное образование. Именно меморандум определяет неформальное и информальное образование в системе непрерывного образования как «равноправные участники процесса обучения» [3, с. 24]. Под информальном образованием меморандум закрепляет следующее определение - «это индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая нашу повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер» [3, с. 25].

Идеи непрерывности образования были восприняты Россией и нашли свое отражение в

государственных нормативно-правовых документах. Так в ст. 10 Федеральный закон от 29.12.2012 ФЗ-№273 «Об образовании в Российской Федерации» определяет возможность обеспечения непрерывности образования в течение всей жизни через одновременное освоение нескольких

образовательных программ с учетом имеющихся уровня образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования, в том числе в рамках дополнительного образования [1]. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 гг. утверждает о необходимости создания инновационной, социально ориентированной экономики на основе непрерывного индивидуализированного образования для всех с учетом мировой и отечественной фундаментальной науки, ориентированной на формирование творческой социально ответственной личности [2].

Важную роль в становлении системы непрерывного образования в России, а вместе с тем концепции информального образования как ее структурного элемента имеет доклад на международной конференции в 2008г., подготовленный Общественной палатой РФ и НИУ ВШЭ, которые в качестве основы модели российского образования в долгосрочной перспективе на 2020 г. обозначили, что «образование

А.В. Окерешко [9, с. 27], используя работу Патрика Пенланда (Питсбург), выявила причины предпочтения взрослыми самостоятельного обучения формальному образованию:

- установка собственного темпа и стиля обучения;

- возможность изменять стратегию обучения;

- отсутствие учета потребностей взрослого обучающегося в процессе формального или неформального обучения;

в новой экономике составляет ядро карьеры в течение всей жизни. Главным отличием новой модели от прежней является фокус на необходимость образования в течение жизни, через интеграцию формального, неформальногои информального образования (спонтанное) образование, которое реализуется за счет собственной активности индивидов в насыщенной культурнообразовательной среде» [5, с. 39]. Таким образом, образование признается принципиально незавершенным и становится необходимой и значимой ценностью для уверенности в собственной успешности, для профессионального и личностного развития современных людей, особенно молодых. Именно информальное образование дает возможность всестороннего развития личности.

В 2016 году НИУ ВШЭ проводился мониторинг вовлеченности взрослого населения России в непрерывное образование [4, с. 1-7]. Данные мониторинга демонстрируют, что наиболее востребованным видом образования является самообразование (рис. 1). Возможность приобретения самостоятельно знания, усвоение навыка, использование любого образовательного ресурса без временного ограничения являются ключевыми факторами в выборе вида образования.

- возможность обучения без установления временных границ;

- необходимость финансовых затрат для осуществления обучения в рамках формального или неформального образования;

- территориальная удалённость учреждений формального или неформального образования.

Все эти причины, еще раз подтверждают важность и актуальность информального образования для современного человека.

35 30

2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006

■Формальное образование ■Дополнительное образование "Самообразование

Рис. 1. Динамика участия взрослого населения России в формальном, дополнительном образовании и самообразовании (в %)

Вопрос о феномене информального образования не имеет мощной традиции изучения в России. Это связанно с несколькими причинами: во-первых, относительно не продолжительность существования концепции информального образования (понятие окончательно введено в США в 1980-е гг.); во-вторых, понятие трактуется через призму авторских позиций, научных школ, иногда противоречащих друг другу; в-третьих, информальное образование не может рассматриваться без взаимосвязи с формальным и неформальным образованием, так как они составляют единое образовательное пространство современного мира, при этом дискуссии относительно определения этих понятий часто содержат противоречия в определении роли одного вида образовательной деятельности над другим; в-четвертых, понимание сущности данного понятия зависит от исторически сложившихся национальных систем образования [7, с. 226].

С целью анализа актуальности информального образования был проведен отбор отечественных и зарубежных исследований, раскрывающих дефиницию информального образования. Для решения данной задачи применялся метод контент-

анализа, смысловыми единицами которого было выбрано понятие «информальное

образование/informakducatюn/mformaПearnmg». В качестве эмпирической базы выступали научные публикации, раскрывающие проблемы

интерпретации сущности информального образования. По ключевым словам, «информальное образование/informaleducation/informallearning», было отобрано 62 публикации. В выборку попали современные отечественные и зарубежные научные статьи, монографии, тексты докторских и кандидатских диссертаций, материалы научно-практических конференций, опубликованных в период с 2000 по 2018 гг. Эмпирическим ресурсом являлись две крупнейшие электронные библиотеки научных публикаций eLIBRARY.RU и CYBERLENINKA. Данные ресурсы включают более 30 млн. научных публикаций в журналах, включенных в российский индекс научного цитирования (РИНЦ) или рекомендованных высшей аттестационной комиссией (ВАК). Поисковый запрос на 19.07.2018 г. выдал 2352 публикации периода с 2000 по 2018 гг., в тексте которых упоминалось понятие «информальное образование» (рис. 2).

2002-2000 2004-2003 , 2006-2005 2008-2007 2010-2009 2012-2011 2014-2013 2016-2015 2018-2017

о

100

eLIBRARY.RU 200

ICYBERLENINKA 300 400

500

600

Рис. 2. Количество упоминаний понятия «информальное образование» в научных публикациях российских ученых с 2000 по 2018 гг.

Как показано на рисунке 2, наблюдается рост количества работ, посвященных или затрагивающих проблемы информального образования. С 2000 по 2004 гг. появились первые публикации в России, которые были лишь единичными случаями (менее 10, за весь указанный период). Однако постепенно начинает возрастать количество работ, посвященных осмыслению роли информального образования в современном образовательном пространстве. Ежегодно, с 2013 года, публикуются более 300 научных работ, в дальнейшем данная тенденция увеличивается.

Важно обратить внимание и на происхождение самого понятия. Прилагательное «информальный» не

встречается ни в одном словаре. Однако ключевым в нем является префикс «ин-/т». Он широко употребляется для образования прилагательных и их производных существительных, подчеркивая отрицательное (не-) или противоположное значение слова [8]. В энциклопедической литературе «формальный» буквально понимается как «проникнутый формализмом; основанный на принципах формализма» [10]. В новом словаре русского языка дается объяснение прилагательному «формальный» как «выполняющийся лишь ради соблюдения принятых правил, по традиции; произведенный по форме, в принятом порядке; официальный; существующий только для видимости»

[6]. Опираясь на значение префикса, информальное образование можно трактовать, как образование, отрицающее принципы формализма,

противоположное формальному образованию, неформальное. Однако при такой трактовке возникает вопрос о семантике неформального образования, поскольку именно оно противоположно формальному образованию. В данном случае значение отрицания в информальном образовании обозначает именно отрицание принципов формальности, к которым относятся

институализированность, обязательность,

целенаправленность, тщательная спланированность и др. Е.А. Комарова, исследователь этимологии значений английских префиксов, выделяет также еще одно значение префикса «ин-/т»: в, внутри, внутрь. Это значение проявляется в интегративном характере

Сравнительная характеристика

информального образования, которое может быть реализовано в рамках формального и неформального образования в разных сочетаниях: формальное и информальное образование, неформальное и информальное образование, либо интеграция формального, неформального и информального образования.

Поскольку информальное образование неразрывно связанно с формальным и неформальным, нам представляется возможным разграничить эти виды образования, опираясь на официальные документы, собственный

профессиональный опыт и авторские позиции О.В. Ройтблант, Н.Н.Букиной, С.Г. Вершловского, Л.Ф. Колесниченко, Ж.Б. Суртаевой, Н.Н. Суртаевой, Е.Л. Фруминой, К. Л. Бугайчук и др. (таблица 1).

Таблица 1

дов непрерывного образования

№ п/п Признаки сравнения Формальное образование Неформальное образование Информальное образование

1 Цели обучения Развитие/ совершенствование профессиональных компетенций в процессе повышения квалификации или профессиональной переподготовке Ликвидация профессиональных дефицитов за счет получения дополнительных знаний, умений, опыта практической деятельности Иногда явно не присутствует, определяется обучающимся самостоятельно с учетом собственных личностных и профессиональных интересов

2 Место обучения Образовательные организации (государственные / негосударственные, учреждения дополнительного профессионального образования), имеющие лицензию на право осуществления образовательной деятельности и прошедшие процедуру государственной аккредитации Образовательные и общественные организации (центры, клубы, занятие с репетитором, краткосрочные программы, тренинги и др.) Вне образовательных организаций, в повседневной практической деятельности

3 Нормативное регулирование ФЗ №273 «Об образовании в РФ», профессиональный стандарт «Педагог», образовательные программы, учебно-планирующая документация и др. Договор Отсутствие нормативно-правового регулирования

4 Субъекты педагогического процесса Профессорско-преподавательский состав (педагоги, отвечающие требованиям нормативных документов и допущение к осуществлению педагогической деятельности) Различные специалисты, для которых нет требований к осуществлению педагогической деятельности (в том числе педагоги) Межличностное окружение, социокультурная среда

5 Временные сроки обучения Сроки регламентированы, ограничены по времени, обучение по расписанию в течение полного дня в зависимости от вида образования (курсы повышения квалификации или профессиональная переподготовка) Сроки не регламентированы, гибкий график, возможность прекращения обучения в любой период Происходит непрерывно везде и всегда

6 Обязательность обучения Носит обязательный характер (для педагогов не реже, чем 1 раз в 3 года) Осуществляется осознанно, является добровольным при высокой степени заинтересованности обучающегося Осуществляется как осознанно, так и неосознанно, где главным смыслом является личностное приращение обучаемого и дальнейшее управление собственным образовательным пространством

7 Характер результатов обучения Получение документа государственного образца (удостоверение, диплом) Получение или отсутствие документа, подтверждающий факт обучения; удовлетворение профессиональных интересов и личных потребностей Отсутствие документа, подтверждающего факт обучения; решение личных профессиональных затруднений с опорой на свой или чужой опыт, который является источником обучения

8 Условия, регламентирующие процесс обучения Процедура зачисления (наличие приказов в образовательной организации), обучающиеся закрепляются за конкретными группами Договорная (недоговорная) система зачисления, обучающие включены в совместную деятельность Не регламентируется, добровольное участие

9 Сопровождение после обучения Отсутствует Саморегулируемое Самообр азование, саморефлексия

10 Контроль обучения Внешний Самоуправление Саморегулируемое

Таким образом, из данных таблицы 1 можно сделать вывод о явных преимуществах информального образования перед формальным и неформальным, которые проявляются в ориентации на самореализацию, сосредоточении на личностное приращение обучаемого и дальнейшее управление собственным образовательным пространством; учет личных интересов, желаний, потребностей, возможностей; межличностное взаимодействие, которое насыщает социокультурную среду; оно гибко, мобильно, общедоступно, не зависит от пола, возраста, оно способно удовлетворить личностные и профессиональные интересы с опорой на свой или чужой опыт, который является источником обучения; от других видов непрерывного образования его отличает высокая степень саморегуляции (самоконтроль, самоанализ, самообразование и др.).

Рассматривая информальное образование как элемент целостной непрерывной образовательной системы, очевидно, что оно обладает внутренней

сложной структурой и обогащает формальное и неформальное образование. Являясь индивидуальной познавательной деятельностью современного человека, оно сопровождает его в течение всей повседневной жизни, вне рамок формального и неформального образования, особенно в период его самоопределения, самоанализа, выбора способов достижения личного успеха и формирования жизненных и профессиональных ценностей и установок. Важно отметить, что успешность современного человека в целом зависит от его умения принимать решения с учетом имеющихся знаний, личного опыта, в условиях неопределенности.

Сочетание трех видов образования (формального, неформального и информального) в системе непрерывного образования позволяет обеспечить мобильную переориентацию системы образования на подготовку человека к жизни в быстро меняющихся условиях и побуждать его к поиску новых подходов, к ее качественному изменению. Именно систематизация трех видов образования приведет к созданию целостной

системы, имеющей непрерывный характер. Это позволит сделать современную систему образования механизмом развития личности как субъекта образовательного процесса, сохраняя его индивидуальность, а также удовлетворяя его

профессиональные и жизненные потребности. В данном случае информальное образование становится фактором и условием развития человека на всех этапах его жизненного и профессионального пути.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]// Консультантплюс.ру. Информационно-правовой портал. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/, свободный.

2. Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 N 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы»[Электронный ресурс]//Консультантплюс.ру. Информационно-правовой портал. Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/43240.html/, свободный.

3. Меморандум непрерывного образования Европейского Союза 2000г. [Электронный ресурс] // Общество «Знание» России, 2001. Режим доступа: http://www.znanie.org/docs/memorandum.html, свободный.

4. Бондаренко, Н.В. Вовлеченность взрослого населения России в непрерывное образование: масштабы, мотивы и планы участия, причины неучастия //Информационно-аналитические материалы по результатам социологических обследований. В.8(74), 2018. - 7 с.

5. Волков, А.Е. Российское образование - 2020. Модель образования для инновационной экономики//Образовательная политика, М. 2008. - С. 32-63.

6. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. [Электронный ресурс] / Т. Ф. Ефремова//Новый словарь русского языкаонлайн. Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000. Режим доступа: https://www. efremova. info/, свободный.

7. Золотухин, С.А., ХунгБу. Основы информального медийного обучения в педагогической среде//Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013 №3(27). -Том 1. С.226-232.

8. Комарова, Е.А. Трудные английские префиксы и их значения. [Электронный ресурс] / Е.А. Комарова // НСПортал.РУ: офиц. сайт. Режим доступа: https://nsportal.ru/vuz/filologicheskie-nauki/library/2014/02/08/trudnye-angliyskie-prefiksy-i-ikh-znacheniya, свободный.

9. Окерешко А.В. Стимулирование педагогов к информальному образованию в процессе повышения их квалификации: дисс... канд. наук / Окерешко Анна Валентиновна. - Великий Новгород, 2016. - 267с.

10.Толковый словарь русского языка С.Ожегова. [Электронный ресурс] /С. Ежи Лец//Словари и энциклопедии онлайн. Режимдоступа: https://gufo.me/dict/ozhegov, свободный.

References

1. Federalnyjzakonot 29.12.2012 №273-FZ "Ob obrazovanii v RossijskojFederacii" [Federal law of 29.12.2012 №273-FZ "On education in the Russian Federation"] [Electronic resource] // Consultantplus.ru. Information and legal portal. Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/, free.

2. PostanovleniePravitelstva RF ot 23.05.2015 N 497 «O Federalnojcelevojprogrammerazvitiyaobrazovaniyana 2016 - 2020 gody» [Resolution of the Government of the Russian Federation of 23.05.2015 N 497 "About the Federal target program of development of education for 2016 - 2020"] [Electronic resource] // Consultantplus.ru. Information and legal portal. Access mode: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/43240.html/, free.

3. Memorandum nepreryvnogoobrazovaniyaEvropejskogoSoyuza 2000g. [Memorandum of continuing education of the European Union 2000]. [Electronic resource] // Znanie Society of Russia, 2001. Access mode: http://www.znanie.org/docs/memorandum.html, free.

4. Bondarenko N.V. VovlechennostvzroslogonaseleniyaRossii v nepreryvnoeobrazovanie: masshtaby, motivy i planyuchastiya, prichinyneuchastiya[Involvement of the adult population of Russia in continuing education: the scale, motives and plans of participation, the reasons for non-participation] //Information and analytical materials on the results of sociological surveys. B. 8 (74), 2018.- 7p.

5. Volkov A.E.Rossijskoeobrazovanie - 2020. Model obrazovaniyadlyainnovacionnojehkonomiki// [Russian education - 2020. Model of education for innovative economy] // Obrazovatel'nayapolitika, Moscow. 2008. P.32-63.

6. Efremova T. F. Novyjslovar' russkogoyazyka [New dictionary of Russian language]. [Electronic resource] /New dictionary of the Russian language online. Sensible-word-formation. - Moscow: Russian language, 2000. Access mode: https://www.efremova.info/, free.

7. Zolotukhin S., Hung BU. Osnovyinformalnogomedijnogoobucheniya v pedagogicheskojsrede[Fundamentals of informal media education in the pedagogical environment] // Scientific notes: electronic scientific journal of Kursk state University. 2013 №3 (27). - Volume 1. P.226-232.

8. Komarova E. A. Trudnyeanglijskieprefiksy i ihznacheniya [Difficult English prefixes and their meanings]. [Electronic resource] / E. A. Komarova // Msportal.RU: official. site. Access mode: https://nsportal.ru/vuz/filologicheskie-nauki/library/2014/02/08/trudnye-angliyskie-prefiksy-i-ikh-znacheniya, free.

9. Okereshko A.V. Stimulirovamepedagogov k informalnomuobrazovaniyu v processepovysheniyaihkvalifikacii. [Encouragement of teachers to informal education in the process of improving their skills]. diss... kand.sciences. 13.00.08/ Okereshko Anna Valentinovna. - Veliky Novgorod, 2016. - 267p.

10.TolkovyjslovarrusskogoyazykaS.Ozhegova. [Explanatory dictionary of Russian language by S. Ozhegov]. [Electronic resource] / S. Jerzy Lets // Dictionaries and encyclopediasonline. Access mode. https. //gufo. me/dict/ozhegov, free.

TOPICALITY OF INFORMAL EDUCATION IN THE CONTEXT OF CONTINUING EDUCATION

Natalia V. Lyashevskaya,

head of the sector, Institute of development of education of the Omsk region

Abstract. This article deals with informal education as an element of an integral continuous educational system with an internal complex structure. The aim of the article is to substantiate the topicality of informal education in the context of continuing adult education (formal, non-formal and informal education). The article presents a comparative description of continuing education types and takes into account legal documents and author's position. The author comes to the conclusion about the obvious advantages of informal education over formal and informal education which are manifested in the orientation to self-realization, focused on the personal increment of adult learners and the further management of their own educational space, taking into account personal interests, desires, needs, opportunities, interpersonal interaction that saturates the socio-cultural environment,which in general enriches formal and informal education. Based on the research of A.V. Okereshko, Patrick Penland (Pittsburgh) this article presents the reasons for choosing adult self-learning to formal education. The author conducted etymological studies of the origin of the notion "informal education" and to analyze the topicality the author conducted a content analysis of modern Russian and foreign scientific articles, monographs, texts of doctoral and master's theses, materials of scientific-practical conferences, published in the period from 2000 to 2018 in the largest digital libraries "eLIBRARY.RU" and "CYBERLENINKA" The chosen semantic units were the notions "informal education/ informal education/ informal learning". The author comes to the conclusion that the combination of all three types of education (formal, non-formal and informal) in the system of continuing education allows to provide a mobile reorientation of the education system to prepare a person for life with changing conditions and encourage him to search for new approaches to its qualitative change.

Key words: informal education, continuing education, integration of formal, non-formal and informal education.

Сведения об авторе:

Ляшевская Наталья Валерьевна - заведующий учебно-методическим центром сопровождения инноваций в образовании БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области» (644093, Российская Федерация, г.Омск, ул.Тарская, д. 2), e-mail: n.lyashevskaya@yandex.ru. Статья поступила в редакцию 30.11.2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.