НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 37
йО! 10.23951/2307-6127-2017-3-127-133
СПЕЦИФИКА ИНТЕГРАЦИИ ФОРМАЛЬНОГО, НЕФОРМАЛЬНОГО И ИНФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Г. М. Нефедова
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Москва
Обоснована целесообразность разработки интеграции формального, неформального и информального образования для реализации принципа «образование в течение жизни». Указаны особенности каждой из данных форм образовательной деятельности с точки зрения их организованности, ключевым компонентом которой выступает целенаправленность (нецеленаправленность) форм. Описано общее и различное в современных исследованиях по вопросам интеграции указанных форм. Представлена специфика интеграции формального, неформального и информального образования. Намечаются перспективы исследований в данной области, связанные с уточнением содержания понятия «интеграция форм образовательной деятельности», характеристик такой интеграции, разработкой моделей интеграции форм, определением образовательных результатов, достижение которых возможно в рамках целостного образовательного процесса на основе формального, неформального и информального образования.
Ключевые слова: непрерывное образование, личностно-профессиональное развитие, формы образовательной деятельности, интеграция формального, неформального и информального образования.
В современных исследованиях по вопросам непрерывного образования часто акцентируется внимание не только на временном аспекте непрерывного образования, постоянстве процесса обучения, но и на разнообразии его форм, к которым относят формальное, неформальное и информальное образование [1, 2]. Развивается и практика использования данных форм. Это обусловлено как возрастающим запросом самих обучающихся на ориентированные и даже центрированные конкретно на них формы образования, так и развитием образовательной составляющей в деятельности различных организаций, ассоциаций и др., в том числе тех, кто ранее эту составляющую деятельности не выделял. Немаловажное значение для развития практики неформального и информального образования также имеет повышение доступности и открытости разного рода образовательных ресурсов.
Сегодня изменение указанных форм образования связано не только с самостоятельным развитием каждой из них, но и с тенденцией к объединению их возможностей [3-8]. Более того, стало очевидным, что формальное образование, системное, но инерционное, не способно мобильно реагировать на запросы обучающихся. Как следствие, оно не может обеспечивать реальную непрерывность, необходимую для личностно-профессионального развития современного человека, «обреченного» в условиях высокой динамики происходящих изменений на образование в течение жизни. Вместе с тем именно неформальное и информальное
образование как более гибкие и вариативные формы образования, основывающиеся на потребностях и интересах самих обучающихся и их активности, обладают значительным потенциалом для своевременного получения образовательных результатов, востребованных на протяжении жизни человека. Наличие этих и других комплементарных особенностей формального, неформального и информального образования делает целесообразной разработку интеграции данных форм образовательной деятельности для реализации принципа «образование в течение всей жизни» в действии.
Можно предположить, что неформальное и информальное образование, а также их интеграция с формальным образованием стихийно или в той или иной мере спланированно могли иметь место со времени зарождения формального образования и усилиться в связи с его кризисным состоянием во второй половине XX в. [8, 9]. Однако именно в последнее время наблюдается движение в сторону оформления теории и практики интеграции указанных форм образовательной деятельности. Формальному образованию намеренно придаются некоторые черты неформального и наоборот, а информальное образование пронизывает как формальное, так и неформальное образование. Появляются и исследования по вопросам интеграционных процессов в области формального, неформального и информального образования. Разнообразие фиксаций в работах современных отечественных исследователей и проявлений интеграции в практике затрудняет выполнение задачи анализа имеющихся точек зрения и в то же время актуализирует необходимость ее решения для дальнейшего целенаправленного «достраивания» интеграции форм образования, разработки ее возможных вариантов. Понимание того, как могут быть учтены особенности форм образовательной деятельности при их взаимодополняющем объединении, позволит проводить реальную интеграцию данных форм, а не формализацию (в отрицательном смысле этого слова) менее организованных из них.
Данная статья не содержит исчерпывающего анализа точек зрения по вопросу интеграции формального, неформального и информального образования, однако она представляет собой попытку описания общей специфики такой интеграции как одного из итогов изучения основных работ по данной теме. Предваряют описание специфики интеграции три основных тезиса об общем и различном в современных исследованиях по данному вопросу.
1. Разнообразие точек зрения на интеграцию формального, неформального и инфор-мального образования задано не только различным пониманием самой интеграции, но, в первую очередь, разным пониманием неформального и информального образования.
Круг исследований, во многом определивших направления разработок по вопросам формального, неформального и информального образования в России, составляют работы С. Г. Вершловского, В. А. Горского, В. В. Горшковой, Г. М. Гринберг, А. А. Макареня, Д. Е. Москвина, Т. В. Мухлаевой, А. В. Окерешко, О. В. Павловой, О. В. Ройтблат, Ж. Б. Сур-таевой, Н. Н. Суртаевой и др. Понятийно-терминологический анализ определений, представленных в работах разных авторов, показал, что все исследователи прямо или косвенно говорят о том, что данные формы образовательной деятельности различаются по степени организованности. Однако, во-первых, не одни и те же компоненты такой организованности подразумеваются в качестве ключевых. Во-вторых, затрудняет дифференциацию, несмотря на очевидность данного факта, и многозначность самого понятия «образование» (система, процесс, результат, ценность и пр.). В каждом конкретном случае важно, какое именно значение понятия «образование» имеется в виду, поскольку в зависимости от этого границы рассматриваемых понятий могут заметно меняться.
Для получения представления о том, как может быть устроено образование как процесс на основе интеграции трех форм образовательной деятельности, представляется важ-
ным следующее их разграничение. При определении степени организованности формы образования в данном случае в первую очередь важен ответ не на вопрос, кто задает эту организованность (что является более важным, когда речь идет об образовательных системах), а на вопрос, какова целенаправленность той или иной формы, зачем нужна эта организованность. Различия в целенаправленности форм образовательной деятельности определяют и их другие организационные различия: по месту, нормированности образовательного процесса, позиции обучающего, наличию документа. В соответствии с этим определены следующие особенности трех форм образовательной деятельности.
Формальное образование является целенаправленным, цели определены для обучающихся (изначально не самими обучающимся). Оно осуществляется в государственных и частных образовательных учреждениях в структурированном, нормированном контексте подготовленными педагогами, предполагает выдачу документа государственного образца.
Неформальное образование также является целенаправленным, но цели в нем заданы образовательными потребностями самих обучающихся (образование по выбору, добровольное). Оно является дополнением или альтернативой формальному образованию -образовательная активность вне формальной системы. Осуществляется в частных и государственных образовательных учреждениях и вне их (в общественных организациях, клубах, кружках и пр.), иногда вне специального образовательного пространства, характеризуется ориентированностью на образовательные потребности обучающегося. Обучающий может не быть специально подготовленным педагогом. Неформальное образование предполагает выдачу сертификата негосударственного образца или не ведет к сертификации (выдаче документа).
Информальное образование - нецеленаправленное, стихийное (спонтанное), непреднамеренное образование. Оно осуществляется на рабочем месте, в кругу семьи или на отдыхе - в повседневной жизни, без процедурных формальностей, т. е. не имеет атрибутов формы (неоформленное образование). Позиция обучающего (в привычном понимании) отсутствует. Информальное образование не ведет к сертификации.
2. Интеграция форм образовательной деятельности позволяет за счет их взаимодополняемости усилить возможности образования, повысить его качество.
Вопрос интеграции форм образовательной деятельности в общем и дополнительном образовании рассматривали В. А. Горский, Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова, Л. А. Метлякова, С. Д. Смирнов, Г. Ф. Суворова, Н. Ф. Родичев, С. Л. Паладьев и др., в высшем профессиональном образовании - Ю. М. Гибадуллина, Г. М. Гринберг, Д. Г. Сидоров, Е. М. Харлано-ва и др. Вопрос интеграции форм в образовании взрослых исследовали А. В. Окерешко, О. В. Павлова, О. В. Ройтблат и др. Разработки также ведутся на базе Академии социального управления (Московская область).
По данному положению все исследователи сходятся в едином мнении: интеграцион-ность придает образованию полноценность, целостность, что соответствует общему пониманию любой интеграции (лат. integratio - восстановление, восполнение, от integer - целый) как состояния связанности отдельных частей, элементов, функций и пр. в целое, а также процесса, ведущего к такому состоянию. В то же время понимание сущности интеграции в работах ученых различно, и вопросы о том, какие конкретно образовательные результаты уже достигаются и могут быть достигнуты в перспективе за счет интеграции формального, неформального и информального образования и на основе каких моделей интеграция может быть организована, остаются пока открытыми и требуют дальнейших исследований.
3. Общие направления изучения имеющегося практического опыта и последующего моделирования интеграции формального, неформального и информального образования
могут быть связаны с рассмотрением ее на уровнях систем, процессов и результатов в образовании:
а) имеет место интеграция формального, неформального и информального образования как систем, в рамках которых в том или ином виде реализуется образовательная составляющая. Примером может служить взаимодействие вуза (система формального образования) с работодателями, стремящимися получить подготовленных специалистов в своей отрасли, посредством участия организаций и ассоциаций (система неформального образования) в разработке стандартов, встраивания сертифицированных программ в образовательные программы учреждений, создания базовых кафедр в учреждениях и др. [10, с. 307]. Еще один пример - взаимодействие государственных учреждений дополнительного профессионального образования с ассоциациями и иными объединениями специалистов на основе использования учреждениями при реализации образовательных программ ресурса профессионалов-практиков;
б) интеграция процессов формального, неформального и информального образования может реализовываться как в содержании, так и в формах образовательной деятельности, при этом принципиальным при выстраивании такой интеграции является учет целенаправленности формального и неформального образования и нецеленаправленности, стихийности информального образования. Если речь идет о целостном образовательном процессе, то и в отношении содержания, и в отношении форм он должен быть ориентирован не только на заданные «сверху» цели (формальное образование). Он также должен быть ориентирован и на истинные цели каждого конкретного обучающегося (неформальное образование), в том числе быть насыщенным, и в этом смысле предполагать возможности для непреднамеренного образования обучающихся (информальное образование). Интеграция на основе учета целенаправленности разных форм (а в случае с информальным образованием и ее отсутствия как таковой для обучающегося) задает комплементарное сочетание и иных особенностей указанных форм образования. Для обеспечения достижения целей образования, например, одновременно «сверху» и «снизу», если это необходимо, в роли обучающего может выступить не только специально подготовленный для этого педагог, но могут быть выстроены и горизонтальные связи с другими обучающимися (как носителями востребованной информации) или необходимое знание может быть открыто без педагога (обучающего) посредством иных способов. Стоит отметить, что особенность организации образовательной деятельности, связанная с таким комплексным рассмотрением позиции обучающего, изначально задается (должна задаваться) именно целенаправленностью форм образования. То есть сама по себе она не является определяющей (наряду с другими уже упоминавшимися второстепенными организационными различиями: по месту, нормиро-ванности образовательного процесса, наличию документа) и еще не доказывает наличие интеграции форм образовательной деятельности.
Также было бы неверным считать примером интеграции простое включение в программу формального обучения таких мероприятий, которые могут восприниматься в качестве неформального и информального образования (конференций, конкурсов, консультаций и пр.), если они не учитывают целенаправленность (или ее отсутствие) в качестве ключевого компонента организованности форм образовательной деятельности. Так, например, в случае, когда специально не выявлены цели обучающихся, а просто сделан акцент на разнообразии форм, о подлинном процессе интеграции формального, неформального и информального образования не может быть речи. И даже более того: именно в этой ситуации особенно высок риск формализации неформального и (или) информального образования, не только не
способствующего повышению качества образования, а скорее наоборот - препятствующего этому.
Интеграция результатов формального, неформального и информального образования сегодня в большей степени связана с разработкой процедур и механизмов признания (вали-дации) результатов неформального и информального образования. Таким образом, сегодня на международном уровне признается их значимость для современного человека, общества и государства, имеется необходимость в подтверждении данных результатов. Данное направление исследований является одним из перспективных по вопросам развития данных форм образовательной деятельности.
Отдельного внимания в связи с исследованием интеграции формального, неформального и информального образования заслуживает и определение возможных типов и видов интеграции. Понимание интеграции формального, неформального и информального образования в широком смысле на уровне систем, процессов и результатов намечает перспективы такой работы.
Общую специфику интеграции формального, неформального и информального образования, таким образом, составляет следующее:
- интеграция форм образовательной деятельности может осуществляться на уровне систем, процессов и результатов;
- интеграция может подразумевать объединение двух форм (формального и неформального, формального и информального, неформального и информального) или трех форм образования одновременно (сегодня в большей степени изучены вопросы интеграции формального и неформального образования);
- интеграция придает образовательному процессу целостность, строится на комплементарной основе особенностей форм, способствует повышению качества образования, потенциальных возможностей образования за счет появления новых характеристик целостного процесса образования, в полной мере не свойственных формальному, неформальному и информальному образованию в отдельности, что должно быть исследовано, ведет к новым результатам, которые также должны быть изучены;
- подлинная интеграция процессов формального, неформального и информального образования осуществляется по ключевому признаку отличия (целенаправленность (нецеленаправленность)), а не только по второстепенным.
Специфика интеграции форм образовательной деятельности представлена в самом общем виде, поэтому может быть и должна быть дополнена в новых исследованиях.
Перспективы исследований по вопросам интеграции форм образовательной деятельности, обозначенные в данной статье, направлены на решение имеющихся сегодня в науке и практике проблем, возникающих при попытках моделирования и реализации целостного процесса, где происходит «усиление сильного» указанных форм и минимизация рисков, связанных с ними. Результаты таких исследований будут востребованы практиками как в отношении образования детей, так и в отношении образования взрослых.
Список литературы
1. Меморандум непрерывного образования ЕС 2000 г. URL: http://www.znanie.org/docs/memorandum.html (дата обращения: 20.12.2016).
2. Генеральная конференция ЮНЕСКО. 36-я сессия, Париж, 2011. 36С/19, 5 сентября 2011 г. Оригинал: английский пересмотр Международной стандартной классификации образования (МСКО). URL: http://www.ifap.ru/pr/2012/n120123a.pdf (дата обращения: 20.12.2016).
3. Гибадуллина Ю. М. Профессиональная подготовка педагогов в процессе интеграции формального, неформального и информального образования // Фундаментальные исследования. 2014. № 11-10. С. 2253-2257.
4. Горский В. А. Интеграция формального и неформального образования. URL: http://www.pandia.ru/text/77/467/3237.php (дата обращения: 28.12.2016).
5. Гринберг Г. М., Ивкина Л. М., Пак Н. И. Интеграция формального и неформального образования студентов и школьников. URL: http://www.openclass.ru/node/317382 (дата обращения: 25.12.2016).
6. Горшкова В. В. Взаимодействие формального, неформального и информального образования как современное направление развития человека // Концепт. 2014. Т. 26. С. 176-180. URL: http://e-koncept.ru/2014/64336.htm (дата обращения: 25.12.2016).
7. Мухлаева Т. В. Международный опыт неформального образования взрослых // Человек и образование. 2010. № 4 (25). С. 158-162.
8. Ройтблат О. В. Развитие теории неформального образования в системе повышения квалификации педагогических работников: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2015. 50 с.
9. Чекалева Н. В., Ройтблат О. В., Суртаева Н. Н. Отношение к процессу интеграции формального, неформального и информального образования взрослых // Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2012. № 3. URL: http://www.emissia.org/ offline/2012/1755.htm (дата обращения: 27.12.2016).
10. Чурбанова О. В., Чурбанов А. Л. К вопросу о взаимосвязи формального, неформального и информального образования (пример интеграции образования и бизнеса) // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук: материалы XXII междунар. науч.-практ. конф. Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований». 2015. С. 304-308.
Нефедова Галина Михайловна, аспирант, Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (Головинское шоссе, 8, корп. 2а, Москва, Россия, 125212), заместитель начальника управления образования администрации города Ачинска (ул. Красного Пожарника, 2, Ачинск, Красноярский край, Россия, 662150). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 24.03.2017.
DOI 10.23951/2307-6127-2017-3-127-133
SPECIFICS OF INTEGRATION OF FORMAL, NON-FORMAL AND INFORMAL EDUCATION
G. M. Nefedova
Department of Education of the City Administration, Achinsk, Krasnoyarsk Territory,
Russian Federation
The expediency of developing the integration of formal, informal and informational education for the realization of the principle of "lifelong education" is justified. Today the theory and practice of informal and informal education is developing. Also the change in these forms of education is associated not only with the independent development of each of them, but also with the tendency to unite their capabilities. Formal education is intentionally given some features of the informal and vice versa, while informational education permeates both formal and informal education. There are also studies on integration processes in the field of formal, informal and informational education. The features of each of these forms of educational activity are indicated. The general points and differences in modern researche works on questions of integration of the specified forms are described. The specifics of the integration of formal, non-formal and informal education are presented. Prospects for research in this area are outlined: darification of the content of the concept of «integration of educational activities», the characteristics of such integration, the development of models for the integration of forms, the definition of educational outcomes, the achievement of which is possible within the framework of a holistic educational process on the basis of formal, informal and informational education.
Key words: continuous education; personal and professional development; forms of educational activity; integration of formal, non-formal and informal education.
References
1. Memorandum nepriryvnogo obrazovaniya ES 2000 g. [Memorandum of continuous education of the EU 2000]. URL: http:// www.znanie.org/docs/memorandum.html (accessed 20 December 2016).
2. General'naya konferentsiya YuNESKO. 36-ya sessiya, Parizh, 2011. 36W19, 5 sentyabrya, 2011 g. Original: angliyskiy peresmotr Mezhduanrodnoy standartnoy klassifikatsii obrazovaniya (MSKO) [The General Conference of UNESCO. 36th Session, Paris 2011. 36C/19, 5 September 2011. Original: English Revision of the International Standard Classification of Education (ISCED)]. URL: http://www.ifap.ru/pr/2012/n120123a.pdf (accessed 20 December 2016).
3. Gibadullina Yu. M. Professional'naya podgotovka pedagogov v protsesse integratsii formal'nogo, neformal'nogo i informal'nogo obrazovaniya [Professional training of teachers in the process of integration of formal, non-formal and informal education]. Fundamental'nye issledovaniya - Fundamental Research, 2014, no. 11-10, pp. 2253-2257 (in Russian).
4. Gorskiy V. A. Integratsiya formal'nogoi neformal'nogo obrazovaniya [Integration of formal and non-formal education]. URL: http://www.pandia.ru/text/77/467/3237.php (accessed 28 December 2016).
5. Grinberg G. M., Ivkina L. M., Pak N. I. Integratsiya formal'nogo i neformal'nogo obrazovaniya studentovishkol'nikov [Integration of formal and informal education of students and schoolchildren] (in Russian). URL: http://www.openclass.ru/node/317382 (accessed 25 December 2016).
6. Gorshkova V. V. Vzaimodeystviye formal'nogo, neformal'nogo I informal'nogo obrazovaniya kak sovremennoye napravleniye razvitiya cheloveka [The interaction of formal, informal and informational education as a modern direction of human development]. Kontsept - Concept, 2014, vol. 26, pp. 176-180 (in Russian). URL: http://e-koncept.ru/2014/64336.htm (accessed 25 December 2016).
7. Mukhlayeva T. V. Mezhdunarodnyy opyt neformal'nogo obrazovaniya vzroslykh [International experience of non-formal adult education]. Chelovek i obrazovaniye - Man and Education, 2010, no. 4 (25), pp. 158-162 (in Russian).
8. Roytblat O. V. Razvitiye teorii neformal'nogo obrazovaniya v sisteme povysheniya kvalifikatsii pedagogicheskikh rabotnikov. Avtoref. dis. dr ped. nauk [Development of the theory of non-formal education in the system of professional development of pedagogical workers. Abstract. of thesis dr. ped. sci]. Saint Petersburg, 2015, 50 p. (in Russian).
9. Chekaleva N. V., Roytblat O. V., Surtaeva N. N. Otnosheniye k protsessu integratsii formal'nogo, neformal'nogo i informal'nogo
obrazovaniya vzroslykh [Attitude to the process of integration of formal, informal and informal adult education]. Pis'ma v Emissiya. Offlayn - Letters to the Issue. Offline, 2012, no. 3 (in Russian). URL: http://www.emissia.org/offline/2012/1755.htm (accessed 27 December 2016).
10. Churbanova O. V., Churbanov A. L. K voprosy o vzaimosvyazi formal'nogo, neformal'nogo i informal'nogo obrazovaniya (primer integratsii obrazovaniya i biznesa) [To the question of the relationship between formal, non-formal and informal education (an example of integrating education and business)]. Sovremennye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk: materialy XXII mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Contemporary problems of the humanities and natural sciences: materials of the XXII international scientific and practical conference], 2015, pp. 304-308 (in Russian).
Nefedova G. M., Department of Education of the City Administration (ul. Krasnogo Pozhamika, 2, Achinsk, Krasnoyarsk Territory, Russian Federation, 662150). E-mail: [email protected]