УДК 37.011
Левченко Н.В. Levchenko N.V.
Экологическое образование: классификация теоретико-методологических подходов
Environmental education: the classification of theoretical - methodological approaches
В статье рассматриваются причины необходимости эколого-про-светительской деятельности, осуществляемой экологическими некоммерческими организациями, особо охраняемыми природными территориями и вузами. В связи с тем, что перечисленные участники образовательного процесса преподают в рамках различных форм образования, в статье анализируется отечественная и западная научная литература, посвящённая изучению формального, неформального и информального образования.
Ключевые слова : теоретические подходы, формальное, неформальное и информальное образование, экологическое образование и просвещение, экологическое мировоззрение, ценности
♦
The paper discusses the reason for the need to environmental education representatives of activities of environmental non-profit organizations and Protested Areas and teachers of training institutions. Due to the fact that the listed participants of the educational process taught in the various forms of education, the article analyzes the domestic and foreign scientific literature devoted to the study of formal, non-formal and informal education.
Key words : theoretical approaches, formal, non-formal and informal education, environmental education, ecological worldview, values
Во второй половине XX в. перед человечеством остро встали вопросы, касающиеся сохранения экосистемы планеты, снижения экологических рисков и воспитания бережного отношения к живой природе и рукотворной окружающей среде. В России наиболее масштабно проблемы экологии стали актуализироваться с начала 1980-х гг., в это время «на территории страны стали повсеместно возникать гражданские инициативы экологической и историко-культурной направленности» [9, с. 140]. Активная деятельность представителей экологических неправительственных организаций (экоНКО) обратила внимание общества и власти на экологические проблемы, что повлекло за собой процесс формирования экологического образования в детских садах, школах и вузах, актуальным стало непрерывное экологическое образование.
Необходимость исследования экологического образования обусловлена тем, что данный предмет слабо исследован в социологии. В течение 2000-х гг. формальное экологическое образование рушится, в результате основными носителями такого рода образования остаются в основном представители экоНКО. На сегодняшний день государство заинтересо-
ЛЕВЧЕНКО Наталья Валерьевна, младший научный сотрудник Института социологии РАН. (г. Москва). E-mail: [email protected]
вано в политике, связанной с ресурсодобывающей деятельностью, и не уделяет достаточного внимания охране природы. Активное использование природных ресурсов, отсутствие самоконтроля граждан и увеличение антропогенного влияния на окружающую среду усиливают потребность в формировании экологического сознания населения.
Несмотря на сложившуюся трансформацию природоохранных структур государственной власти, снижающую их природоохранную составляющую, и снижения влияния экоНПО, сотрудники экологических организаций и особо охраняемых природных территорий (ООПТ), инициативные преподаватели школ и ВУЗов по-прежнему занимаются экологическим образованием и просвещением населения.
В данной статье экологическое образование рассматривается как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, а также ценностных ориентаций, поведения и деятельности». [4]. В нашем исследовании рассматривается экологическое образование, носителями которого являются как представители формального, так и неформального видов образования. Однако «существует большая неопределённость в понимании значения неформального образования» [13, с. 8]. Далеко не все понимают различия данных форм образования даже среди педагогических работников. В исследовании Н.В. Чекале-вой, О.В. Ройтблат и Н.Н. Суртаевой 1 было выявлено, что «почти 80% респондентов не ясно представляют смысл понятия «неформального», «формального» и «информального» образования. 33% респондентов показали, что путают понятие формальное и неформальное, меняя их смысл местами» [7] . В связи с этим попробуем разобраться в различиях этих институций.
Характеристики приведённых выше форм образования масштабно представлены как в отечественной (Г.А.Ключарев, Е.И. Пахомова, Е.Н. Кофанова, Л.В. Дукачева, Н.В. Чекалева, О.В. Ройтблат, Н.Н. Сур-таева, В.В., Т.В. Мухлаева, Е.Л. Шуклина), так и в западной (Дж. Морган, П. Кубс и М. Ахмед, П. Фордхам, М. К. Смит, А. Роджерс, А. Уан, Ф. Ходкинсон, Дж. Малкольм, М. Ерот, Д. Ливингстон, Дж. Опенюри, Р. Мазур) научной литературе.
По Г.А. Ключареву, Е.И. Пахомовой, Е.Н. Кофановой, «образование — это та или иная форма институционализированной деятельности, которая заканчивается получением диплома или сертификата» [3, с. 42]. Однако, как отмечают авторы, ряд факторов, таких как: «коммерциализация отношений в сфере образования» и «формирование пока ещё нестабильного рынка образовательных услуг» приводят к деформациям образовательного процесса. На сегодняшний день, диплом (сертификат) не является показателем получения достаточного объёма знаний, а неформальное образование и самообразование наоборот приобретают большую значимость для российского общества [3, с. 37-46].
Анализ научных трудов показал, что в отечественной литературе большее внимание, как правило, уделяется самообразованию (или информальному образованию), а зарубежные учёные, в основном, рассматривают неформальное образование профессиональных групп как способ повышения квалификации, более лёгкой адаптации к условиям трансформирующегося общества, быстрой смене запросов на рынке
1 Исследование было проведено с целью выявления отношения педагогического корпуса к рассматриваемым трем формам образования — в Омском, Тюменском регионах и г. Санкт-Петербурге (охват более 10 тыс. респондентов) для того, чтобы получить представление о возможностях развития интеграционных процессов трех форм образования взрослых.
труда, повышения социальной компетентности и качества жизни [10, с. 1-8].
И.М.Дубовик в своих работах предложила следующую классификацию зарубежных теорий формального и неформального образования:
♦ «определение специфики структуры и содержания (Кубс и Ахмед);
♦ особенности реализации типов образования в условиях взаимосвязи с институтами общества (П. Фордхэм);
♦ создание идеальной модели формального и неформального образования (Т. Симкинс);
П. Фордхэм, Т. Джефф и М.К. Смит производят дифференциацию различных типов образования на основе системообразующих принципов «сверху вниз» и «снизу вверх» [1].
Систематизация по степени институциализации образования
Опираясь на представленную выше классификацию и изученную отечественную и зарубежную литературу, систематизацию характеристик существующих форм образования можно представить следующим образом.
В своих трудах учёные указывают на то, что формальное образование связано с общеобразовательным процессом, повышением квалификации профессионалов или их переподготовки. Образование проводится в учебных учреждениях в соответствии с государственными стандартами, заканчивающееся получением диплома или сертификата. К неформальному образованию относится учебная деятельность, которая находится вне системы формального образования, узконаправленная, как правило, без аттестации, и проводится оно как в учебных, так и в любых других учреждениях. Информальное образование подразумевает под собой самообразование. Приобретение знаний здесь происходит из повседневного опыта, может иметь как творческое, так и профессиональное содержание.
Г.А. Ключарев, Е.И. Пахомова, Е.Н. Кофанова так определяют специфику трёх форм образования: «формальное образование (общее среднее, среднее профессиональное, высшее, послевузовское профессиональное образование, повышение квалификации и переподготовка специалистов и руководителей с высшим и средним профессиональным образованием в институтах, на факультетах и курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки); неформальное образование — профессионально направленное и/или общекультурное обучение на платных курсах, в народных университетах, центрах непрерывного образования взрослых, в лекториях и домах знаний, по телевидению и с помощью дистанционных средств, без аттестации и выдачи государственного сертификата (диплома); информальное образование - нецеленаправленное (неосознаваемое) обучение в процессе любого информационного или коммуникативного действия» [3, с. 42]. Е.Л. Шуклина определяет самообразование «как способ индивидуальной и групповой саморегуляции сферы знания и как вид деятельности, ведущей и базовой социальной функцией которого является самореализация личности» [8, с. 141].
Достаточно близкое определение неформального образования приводится Т.В. Мухлаевой: «Неформальное обучение охватывает практически всякое обучение, которое направлено на точную, но при этом свободно избранную цель» [5]. По мнению Г.А. Ключарева, «многие виды деятельности, свойственные клубам (различные кружки, любительские объединения, массовые мероприятия, фестивали, выставки, экскурсии), оказывают значительное влияние на людей в направлении их творческого развития и большей информированности» [2].
П. Кубс и М. Ахмед к формальному образованию отнесли иерархическую систему образования, т.е. «от начальной школы, следующая через университет, включающая общую академическую учёбу, различные специализированные программы и учреждения, обеспечивающие техническое и профессиональное образования на дневных отделениях, к неформальному образованию отнесена любая организованная учебная деятельность за пределами установленной формальной системы — отдельная деятельность или существенная часть более широкой деятельности. К информальному образованию причислен процесс, протекающий на протяжении всей жизни, в котором каждый приобретает взгляды, ценности, навыки и знания из повседневного опыта и получает образовательное влияние из ресурсов своей среды — начиная от семьи и соседей, от работы и игр, от рынка, библиотеки и средств массовой информации» [5].
М. К. Смит, опираясь на работы Кумбса и Ахмеда, показывает, что различия данных форм образования имеют в основном институализиро-ванный характер, т.е. «формальное образование - учебные учреждения, неформальное образование — общественные группы и организации, ин-формальное образование — окружение индивида» [15]. Учёный отмечает, что три формы образования также различаются согласно институциональной аккредитации, которая стала «основой для финансирования учебных программ в секторе образования», по его мнению, «аккредитованные программы основаны на более индивидуальном подходе» [16]. Как отмечает М.К. Смит, появление таких типов образования как неформальное и информальное связано «с неспособностью формального образования (в частности школьного) идти в ногу с социально-экономическими изменениями из-за их консервативности и отсутствия политических и экономических возможностей реформации образовательной системы» [16].
Как отмечает Т.В. Мухлаева, «Симкинс проанализировал программы неформального образования с точки зрения целей, сроков и его методов для создания идеальной модели различий между формами образования» [5].
А. Уан объединяет понятия «неформальное» и «информальное» образование, по его мнению, неформальное образование «включает в себя системы параллельного образования и образование неправительственных организаций, в удобном месте и в удобное время для участников образования» [10].
М. Ерот выделяет пять критериев формального образования: «предписанные рамки обучения, определённый «пакет» обучения, наличие утверждённого учителя (тренера), присуждение квалификации, внешняя спецификация результатов» [12, с. 12].
В документе Европейской комиссии приводятся следующие определения трёх форм образования: «Формальное обучение — обеспечивают учреждения образования или центры профессиональной подготовки, носит структурированный характер, с точки зрения целей, времени обучения, выдаётся сертификат по окончании. Неформальное обучение — обучение, которое не предусмотрено в учреждениях образования, как правило, не выдаётся сертификат по окончании, также носит структурированный характер с точки зрения целей и времени обучения. Инфор-мальное обучение — обучение в результате повседневной деятельности, связанной с работой, семьёй и отдыхом, не структурировано, является не намеренным»[11, с. 32-33].
Систематизация образования по форме и содержанию
Согласно М. Смиту при формальном образовании идёт чёткая установка, для него характерны нормы и правила. При информальном
образовании всё непредсказуемо, зависит от течения разговора, имеет более широкую направленность, может проходить в любой обстановке [16]. О.В. Ройтблат говорит о том, что в отличие от формального образования неформальное более свободно по организации, отличается особенностью преподавательского состава, не сопровождается документами государственного образца, возможна стихийная организация по времени, содержанию, технологиям обучения, образовательной среде. При данной форме образования участники ориентированы больше на действия, чем на получение абстрактных теоретических знаний [6, с. 25-28].
Систематизация в зависимости от того, кто является инициатором получения образования
Как отмечается в некоторых научных трудах, существует два типа организации образовательного процесса: «сверху вниз» и «снизу вверх» [1]. Так, например, «Джеффс и Смит на основании этого различают формальное и неформальное образование» [5]. Здесь, как правило, формальное образование относится к первому типу, а участники неформального образования сами являются инициаторами получения образования. М.К. Смит, вслед за другими учёными, утверждает, что «при неформальном образовании учебная программа должна быть предпочтительно проведена самими учащимися, т.е. идти «снизу-вверх» [15].
Систематизация по признаку того, кто из участников образовательного процесса выбирает программу обучения
В ряде работ отмечаются различия форм образования, основывающиеся на том, кто из участников образовательного процесса является инициатором получения знаний, и, исходя из этого, меняется содержание передаваемых знаний. Д. Ливингстон различает данные типы образования следующим образом: «При формальном образовании решения принимает учитель, неформальное образование носит добровольный характер в соответствии с интересами учащегося, а информальное образование носит случайный, спонтанный характер, и в этом случае учитель или воспитатель берёт на себя ответственность за те дополнительные знания, которые он даёт, вне формального образования» [14, с. 2-4].
В соответствии с вышеизложенным, можно сделать вывод, что преподаватели вузов используют формальную форму образования, а неформальная характерна для сотрудников экоНКО и ООПТ. В то же время эти формы переплетаются и взаимодополняют друг друга, например, в рамках формального образования возможна передача дополнительных знаний (информальное образование), которые также могут способствовать повышению экологической культуры учащихся и формированию экоцентричного мировоззрения, а неформальное образование может преподаваться в рамках государственных стандартов и с выдачей диплома или сертификата.
♦
Литература
1. Дубовик И.М. Становление и развитие неформального образова-ния за рубежом // novainfo.ru [Электронный ресурс]. URL: http://novainfo.ru/archive/30/ stanovlenie-neformalnogo-obrazovaniya (дата посещения 27.07.2015 г.).
2. Дукачева Л.В., Ключарев Г.А. Роль культурно-досуговыхучреждений в информальном образовании // Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах. М.: ИС РАН, 2008. С. 294—299 [Электронный ресурс].
URL: http://www.isras.ru/files/File/Publication/Monografii/obraz/4_4_Rol.pdf (дата посещения 27.07.2015 г.).
3. Ключарев Г.А., Пахомова Е.И., Кофанова Е.Н. .Образование в новой России. Самообразование взрослых // SocPolitika.Ru 2003. С. 37—46. [Электронный ресурс]. URL: http://www.socpolitika.ru/rus/social_policy_research/ applied_research/document4976.shtml (дата посещения 03.07.2015 г.).
4. Куракова Н.Г. Экологическое образование и воспитание // Внешкольная экология [Электронный ресурс]. 2010. URL: http://www.eco.nw.ru/lib/ data/10/07/070710.htm (дата посещения 22.09.2015 г.).
5. Мухлаева Т. В. Международный опыт неформального образования взрослых // Человек и образование. 2010. № 4. С.158—162. [Электронный ресурс]. URL: http://www.iovrao.ru/?c=118 (дата посещения 22.07.2015 г.).
6. Ройтблат О.В. Развитие неформального образования в современном социокультурном пространстве России // Человек и образование. 2013. № 1 (34). С. 25-28. [Электронный ресурс]. URL: http://obrazovanie21.narod.ru/ Files/2013-1_025-028.pdf (дата посещения 08.07.2015 г.).
7. Чекалева Н.В., Ройтблат О.В., Суртаева Н.Н. Отношение к процессу интеграции формального, неформального и информального образования взрослых // Письма в Эмиссия. Оффлайн. [Электронный ресурс]. 2012. URL: http://www.emissia.org/offline/2012/1755.htm (дата посещения 03.08.2015 г.).
8. Шуклина Е.Л. Технологии самообразования: социологический аспект // Общественные науки и современность. 1999. № 8. C. 140-151. [Электронный ресурс]. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/509/542/1216/013yUKLINA.pdf (дата посещения 07.07.2015 г.).
9. Яницкий О.Н. Транснационализация гражданского общества: на примере неправительственных экологических организаций в трех постсоветских странах // Мир России. 1999. C. 135-150. [Электронный ресурс]. URL: http://www. hse.ru/data/2010/12/31/1208180814/1999_n1x2c2_p135-150.pdf (дата посещения 05.08.2015 г.).
10. Ouane A. Adult Non-formal Education // UNESCO Institute for Education Hamburg 2003. 8 p. [Электронный ресурс]. URL: http://balid.org.uk/pdfs/Adult_ Non-formal_Education.pdf (дата посещения 03.07.2015 г.).
11. European Commission Communication: Making a European Area of Lifelong Learning a Reality // Commission of the European communities 2002. 40 p. [Электронный ресурс]. URL: https://docviewer.yandex.ru/?url=ya-serp%3A%2F%2Fpjp-eu.coe.int%2Fdocuments%2F1017981%2F1668227%2FC 0M2001_678.pdf%2Fc34c2f9b-3290-492f-9329-0266401becae&name=c34c2f9b-3290-492f-9329-0266401becae&c=55c5f7f538d9&page=1 (дата посещения 03.07.2015 г.).
12. Eraut M. Non-formal learning, implicit learning and tacit knowledge, in F. Coffield (Ed)//The Necessity of Informal Learning, Bristol: Policy Press. 2000. 12 p.
13. Rogers A. Non-Formal Education Flexible Schooling or Participatory Education? // Library of Congress Cataloging-in-Publication Data. 2005. 307 p. [Электронный ресурс]. URL: http://download.e-bookshelf.de/ download/0000/0008/71/L-G-0000000871-0002368964.pdf (дата посещения 06.07.2015 г.).
14. Livingstone, D.W. Adults Informal Learning: Definitions, Findings, Gaps and Future Research [Электронный ресурс]. 2002. URL: http://www.lindenwood. edu/education/andragogy/andragogy/2011/Livingstone_2001.pdf (дата посещения 09.07.2015 г.).
15. Smith M.K. What is non-formal education?// The encyclopedia of informal education. [Электронный ресурс]. 2001. URL: https://ewgblog.wordpress. com/2013/05/08/what-is-non-formal-education/ (дата посещения 03.07.2015 г.).
16. Smith M.K. Informal, non-formal and formal education: a brief overview of different approaches// The encyclopedia of informal education. [Электронный ресурс]. 2002. URL: http://www.infed.org/foundations/informal_nonformal.htm. (дата посещения 03.07.2015 г.).
Транслитерация по ГОСТ 7.79-2000 Система Б
1. Dubovik I.M. Stanovlenie i razvitie neformal'nogo obrazova-niya za rubezhom // novainfo.ru [EHlektronnyj resurs]. URL: http://novainfo.ru/archive/30/ stanovlenie-neformalnogo-obrazovaniya (data poseshheniya 27.07.2015 g.).
2. Dukacheva L.V., Klyucharev G.A. Rol' kul'turno-dosugovykhuchrezhdenij v informal'nom obrazovanii // Nepreryvnoe obrazovanie v politicheskom i ehkonomicheskom kontekstakh. M.: IS RAN, 2008. S. 294-299 [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.isras.ru/files/File/Publication/Monografii/obraz/4_4_Rol. pdf (data poseshheniya 27.07.2015 g.).
3. Klyucharev G.A., Pakhomova E.I., Kofanova E.N. .Obrazovanie v novoj Rossii. Samoobrazovanie vzroslykh // SocPolitika.Ru 2003. S. 37-46. [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.socpolitika.ru/rus/social_policy_research/applied_ research/document4976.shtml (data poseshheniya 03.07.20l5 g.).
4. Kurakova N.G. EHkologicheskoe obrazovanie i vospitanie // Vneshkol'naya ehkologiya [EHlektronnyj resurs]. 2010. URL: http://www.eco.nw.ru/lib/ data/10/07/070710.htm (data poseshheniya 22.09.2015 g.).
5. Mukhlaeva T. V. Mezhdunarodnyj opyt neformal'nogo obrazovaniya vzroslykh // CHelovek i obrazovanie. 2010. № 4. S.158-162. [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.iovrao.ru/?c=118 (data poseshheniya 22.07.2015 g.).
6. Rojtblat O.V. Razvitie neformal'nogo obrazovaniya v sovremennom sotsiokul'turnom prostranstve Rossii // CHelovek i obrazovanie. 2013. № 1 (34). S. 25-28. [EHlektronnyj resurs]. URL: http://obrazovanie21.narod.ru/ Files/2013-1_025-028.pdf (data poseshheniya 08.07.2015 g.).
7. CHekaleva N.V., Rojtblat O.V., Surtaeva N.N. Otnoshenie k protsessu integratsii formal'nogo, neformal'nogo i informal'nogo obrazovaniya vzroslykh // Pis'ma v EHmissiya. Offlajn. [EHlektronnyj resurs]. 2012. URL: http://www. emissia.org/offline/2012/1755.htm (data poseshheniya 03.08.2015 g.).
8. SHuklina E.L. Tekhnologii samoobrazovaniya: sotsiologicheskij aspekt // Obshhestvennye nauki i sovremennost'. 1999. № 8. C. 140-151. [EHlektronnyj resurs]. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/509/542/1216/013yUKLINA.pdf (data poseshheniya 07.07.2015 g.).
9. YAnitskij O.N. Transnatsionalizatsiya grazhdanskogo obshhestva: na primere nepravitel'stvennykh ehkologicheskikh organizatsij v trekh postsovetskikh stranakh // Mir Rossii. 1999. C. 135-150. [EHlektronnyj resurs]. URL: http:// www.hse.ru/data/2010/12/31/1208180814/1999_n1x2c2_p135-150.pdf (data poseshheniya 05.08.2015 g.).
10. Ouane A. Adult Non-formal Education // UNESCO Institute for Education Hamburg 2003. 8 p. [EHlektronnyj resurs]. URL: http://balid.org.uk/pdfs/Adult_ Non-formal_Education.pdf (data poseshheniya 03.07.2015 g.).
11. European Commission Communication: Making a European Area of Lifelong Learning a Reality // Commission of the European communities 2002. 40 p. [EHlektronnyj resurs]. URL: https://docviewer.yandex.ru/?url=ya-serp%3A%2F%2Fpjp-eu.coe.int%2Fdocuments%2F1017981%2F1668227%2FC OM2001_678.pdf%2Fc34c2f9b-3290-492f-9329-0266401becae&name=c34c2f9b-3290-492f-9329-0266401becae&c=55c5f7f538d9&page=1 (data poseshheniya 03.07.2015 g.).
12. Eraut M. Non-formal learning, implicit learning and tacit knowledge, in F. Coffield (Ed)//The Necessity of Informal Learning, Bristol: Policy Press. 2000. 12 p.
13. Rogers A. Non-Formal Education Flexible Schooling or Participatory Education? // Library of Congress Cataloging-in-Publication Data. 2005. 307 p. [EHlektronnyjresurs].URL:http://download.e-bookshelf.de/download/0000/0008/71/ L-G-0000000871-0002368964.pdf (data poseshheniya 06.07.2015 g.).
14. Livingstone, D.W. Adults Informal Learning: Definitions, Findings, Gaps and Future Research [EHlektronnyj resurs]. 2002. URL: http://www.lindenwood.edu/ education/andragogy/andragogy/2011/Livingstone_2001.pdf (data poseshheniya 09.07.2015 g.).
15. Smith M.K. What is non-formal education?// The encyclopedia of informal education. [EHlektronnyj resurs]. 2001. URL: https://ewgblog.wordpress. com/2013/05/08/what-is-non-formal-education/ (data poseshheniya 03.07.20l5 g.).
16. Smith M.K. Informal, non-formal and formal education: a brief overview of different approaches// The encyclopedia of informal education. [EHlektronnyj resurs]. 2002. URL: http://www.infed.org/foundations/informal_nonformal.htm. (data poseshheniya 03.07.2015 g.).