А. В. Окерешко
(Санкт-Петербург)
ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ПРОСТРАНСТВЕ
СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
Показано, что системообразующим началом для развития профессионала в пространстве современной культуры является информальное образование.
Перспективы развития образования взрослых в современном мире определяются инновационными подходами, ключевым моментом в которых является непрерывность образования. «Концепция непрерывного образования, являющаяся теоретической базой просветительской практики в современном мире, изменила соотношение видов образования» [5, с. 144]. Как показывает практика, «никакая система образования, даже самая совершенная, не в состоянии обучить человека всему тому, что может понадобиться при разрешении проблем, возникающих в практической жизни» [22]. Формальное образование полностью не удовлетворяет потребности современного взрослого человека: потребность в осознании смысла жизни и жизненной цели, в осознании своего предназначения, своих способностей, в наиболее полной самореализации и постоянном творчестве, в пожизненном обогащении творческого потенциала личности, в расширении кругозора и в приобщении к культуре, в самостоятельном анализе своей деятельности, в активной деятельности. Самое главное - система формального образования, как любая устойчивая система, «статична по своей природе и поэтому не может развиваться в соответствии с динамично меняющейся социокультурной ситуацией. В итоге система формального образования неизбежно отстает от появляющихся тенденций» [23, с. 20]. Путём исключительно формального образования и даже совместно с неформальным невозможно достичь главной цели современного образования, отвечающей социальным запросам, -формирования личности, способной к реализации своих возможностей, социально устойчивой и одновременно мобильной, адаптирующейся, способной вырабатывать и изме-
нять собственную стратегию в меняющихся обстоятельствах жизни.
В таком свете в последние десятилетия учёные и другие деятели сферы образования стали серьёзно говорить о понятии инфор-мального образования, роль которого и потребность в котором сегодня значительно возросла: люди всё чаще и с большим желанием обращаются к информальному образованию, ибо успех и самореализация взрослого сейчас во многом зависят от способности выйти за стандартные рамки и от умения учиться самостоятельно. Само понятие «образование» сегодня уже отчётливо воспринимается как нечто более широкое и сложное, чем просто «формальное образование»: пространственная характеристика образования теперь зависит не от аудиторных стен, а от любого жизненного пространства. Вопрос заключается только в наличии образовательной (проблемной] ситуации, характеризующейся избирательностью и наличием выбора и готовности к нему [3]. Сегодня проявилась новая тенденция: учебная сфера «интегрируется с другими видами социальной деятельности в единый целостный процесс пожизненного обогащения духовного мира и созидательных потенций взрослых с помощью формального, неформального и информального образования» [4, с. 28].
Министерство образования и науки РФ включило неформальное и информальное образование в проект «современной модели образования» до 2020 г., выделив непрерывное образование как системообразующий приоритет развития образования [7], а в 2008 г. ГУ-ВШЭ и Общественная палата РФ сделали аналитические доклады о национальной модели образования к 2020 г. Они обозначили информальное образование как фактор кон-
курентоспособности страны и назвали его «значимым элементом современных образовательных систем» [21].
Фундаментального теоретического исследования информального образования в отечественной науке нет, что объяснимо трудностью изучения и измерения данного вида образования. Именно информальное образование может эффективно решать задачи формирования жизненных установок человека, восполнения дефицита его профессиональной компетентности, кроме того, «инфор-мальное образование становится стилем жизни взрослого человека, стремящегося к максимальной реализации своего потенциала» [13, с. 66], актуализируется необходимость научно-педагогического осмысления лично-стно-профессионального развития человека в условиях информального образования и разработки его теоретико-методологических основ.
Следует отметить, что информальное образование - древнейшая из известных человечеству форм образования, в том числе профессионального. Начиная с древних времен информальное образование присутствовало в жизни, становлении личности человека в виде сначала непосредственного общения на межличностном и общественном уровнях между учеником и учителем (эвристические беседы Сократа и др.], а после - с распространением письменности - в виде общения читателя с автором книги, рукописи, статьи и т. п. [5]. Все эти виды трансляции знаний относятся к информальному образованию, но одним из основных источников вдохновения инфор-мального образования всегда было и остается межличностное общение. Особенно ярко информальное образование через межличностное общение видно на примере профессиональной среды деятелей искусства (художников, литераторов, музыкантов и т. д.]. Именно в этой среде личностно-профессиональное развитие, развитие таланта происходит в основном через межличностное общение на высоком интерактивном и перцептивном уровнях. Если рассматривать Педагогику как искусство, то этот факт верен и по отношению к учителям. Именно в процессе неформального общения педагоги в основном и оттачивают свои образовательные взгляды, приобретают опыт восприятия и критики, шлифуют собственное критическое мышление, учатся рассуждать, вырабатывают свою точку зрения на
тот или иной вопрос и т.д. Это «настоящая школа без школы» [5, с. 22]. Так, например, можно привести доказанный научно факт: «Хотя на каждой конференции имеется программа ее работы, читаются запланированные доклады, проводятся другие мероприятия по регламенту, основную пользу ученый выносит из нее не на этих регламентированных мероприятиях, а из неформального общения с коллегами во время перерывов, на банкетах, в гостинице и т.п. По социологическим оценкам, на конференции всего 30% информации ученый получает от формального общения (доклады и т. п.], 70% - от неформального» [12, с. 173-174].
Уже в середине XX века появились новые научные теории, знаменующие процессы глобализации в сфере экономики, массовой информации и культуры, наиболее знаковыми из которых представляются учения [цит. по: 2, с. 12]:
- В. И. Вернадского - теория Ноосферы -возникновение вокруг земли новой оболочки
- сферы разума;
- Ю. М. Лотмана - теория Семиосферы -формирование единого знакового языка;
- Д. С. Лихачева - теория Концептосферы
- осознание культурной среды как пространства, включающего ценности, принадлежащие всему человечеству, сохраняющего в себе «все культуры прошлого и настоящего».
Кроме этих учений, также характерны в понимании процесса глобализации учения Живой этики (Е. П. Блаватская, Е. И. Рерих] и Русского Космизма [20], - осознание того, что все люди живут в едином Космосе, который объединяет их на основах любви и веры, - и постмодернистские теории гипертекста (Ю. Кристева] и интертекстуальности, «смерти автора» (Р. Барт], заключающиеся в том, что весь мир есть текст и всё едино и связано между собой [9].
Кроме того, следует отметить, что современная культура, по мнению одного из философов современности Ж. Бодрийяра, - это культура общества потребления (массовая культура], которая не рассчитана «на вечность», а рассчитана на постоянно и быстро меняющуюся знаковую среду, формирующую минимум знаков, обязательных для каждого «культурного» человека [1].
XXI век с его глобальной информатизацией и высоким темпом жизни стал веком изменений и преобразований во всех сферах жиз-
Окерешко А. В. Информальное образование как фактор личностно-профессионального развития человека..
ни общества, поэтому сфера образования как основной инструмент развития личности должна глубинно трансформироваться согласно глобальным мировым изменениям, чтобы оставаться мощным двигателем прогресса человечества. Совершенно очевидно, что в свете бурных политических, социальных и культурных изменений, в свете развития концепции непрерывного образования человека сегодня образование, как мы уже говорили выше, вышло за пределы и рамки только формального.
Особенно интересно, что «сегодня, как и в век Просвещения, люди также читают книги и газеты, и общий механизм восприятия получаемой информации, ее воздействия на сознание остается таким же» [5, с. 24], однако изменились условия, средства, ценности: «при усиливающейся роли средств массовой коммуникации в формировании общественного сознания и появлении все новых, более современных средств транслирования общественно-образовательной информации эта проблема должна стать предметом пристального внимания общества» [5, с. 24] и исследователей.
Окружающая действительность, обусловленная происходящими в российском обществе сложными процессами ускоренной модернизации и глобализации [21], трактуется многими как негативно влияющая на человека массовая культура, однако наш анализ показывает, что человека сегодня окружает культурно-просветительская среда, которая в любом случае влияет на него и может служить фактором саморазвития личности, так как культура включает в себя «всё, что люди делают с собой и с миром» [8, с. 19], и обладает качеством синергетичности, то есть все элементы культуры начинают взаимодействовать на иных глубинных уровнях и придают ткани культуры инновационные качества [24]. Современная «мозаичная» культура [11], которая, казалось бы, не представляет из себя целостную картину, а представляет собой лишь хаотичный набор не связанных друг с другом фрагментов, хаос, на самом деле -этим и отличается: феномен современной культуры состоит в том, что единство рождается как результат соединения множества различных самостоятельных фрагментов, не имеющих строгих границ, как порядок рождается из хаоса [12].
В таком свете информальное образование играет ключевую роль в саморазвитии личности, в «преодолении внешнего окультуривания» [6, с. 79], в сохранении индивидуальности как «авторства собственной жизни» (В. И. Слободчиков] и внутренней независимости от своей культуры, находясь при этом в созидательном диалоге с ней. Информаль-ное образование является системообразующим компонентом образовательной парадигмы современности, поэтому перспективы внедрения системы информального образования в Российской Федерации широки.
Информальное образование влияет на профессиональную сферу, и в иерархии потребностей человека четко прослеживается путь его развития: чем выше уровень осознания человеком своей жизнедеятельности, смысла жизни, жизненных приоритетов, тем более полноценно, активно, грамотно, эффективно и плодотворно он использует инфор-мальное образование для удовлетворения всех своих потребностей, в том числе и профессиональных. К примеру, в Германии у учителей есть возможность повышать свою квалификацию «информально», и это официально признанный путь развития, однако следует подчеркнуть тот факт, что необходимо обладать определенной критической массой мышления и достаточным опытом (в том числе опытом совершения ошибок], чтобы уметь интерпретировать информальное образование грамотно. Такого рода повышение квалификации может происходить и в процессе виртуальных игр, которые служат источником развития личности и способом нахождения решения в первую очередь конфликтных ситуаций [15].
Об информальном образовании как способе личностно-профессионального развития говорит в своём интервью легендарный преподаватель и хореограф И. Моисеев: «Я считаю, что самый большой учитель - наши ошибки. Всё я сумел взять из собственного творческого опыта, извлекая свои первые шаги из своих первых ошибок, о которых никто не знает, но о них знаю я. Поэтому, если я сейчас профессор, то надо сказать „профессор по самоучителю", сам себя образовывал» [цит. по: 17, с. 49].
Из всего вышесказанного представляется возможным сделать вывод об актуальности информального образования для профессионального развития человека в современном
мире в пространстве современной культуры, о возможности говорить об информальном образовании как об одном из видов профессионального образования человека и о необходимости поиска решения проблемы системной интеграции формального, нефор-
мального и информального образования для успешного личностно-профессионального развития человека, а также необходимости концептуального осмысления данной темы и разработки теоретических основ такой системы.
Литература
1. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. -М.: Культурная революция; Республика, 2006. - 269 с.
2. Ванюшкина Л. М., Коробкова Е. Н. Образование в пространстве культуры : монография. - СПб.: СПб АППО, 2012. - 176 с.
3. Вершловский С. Г. Непрерывное образование как фактор социализации // Общество «Знание» России [сайт]. - URL: http:// www.znanie.org/jornal/n1_01/nepreriv_obraz.html (дата обращения 15.02.2015).
4. Вершловский С. Г. К вопросу о взаимосвязи институциональных и внеинституциональных форм образования взрослых // Развитие постдипломного педагогического образования в контексте глобальных и региональных проблем : материалы XI научно-практической конференции кафедры педагогики и андрагогики, Санкт-Петербург, 14 апреля 2015 г. / под общ. ред. С. Г. Вершловского. -СПб.: Изд-во ООО «МПСС», 2015. - С. 9-12.
5. Гордин А. И., Гордина О. В. Информальное и неформальное образование взрослых: вопросы теории и практики : моногр. - Иркутск: Изд-во ВСГАО, 2010. - 184 с.
6. Горшкова В. В. Философско-теоретические ориентации современного педагога // Педагогика. - 2012. - № 8. - С. 71-79.
7. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы : утв. Решением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р // КонсультантПлюс : [информационно-правовой портал] URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_146497/ (дата обращения 20.05.2015).
8. Козловски П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития : пер. с нем. - М.: Республика, 1997. - 240 с.
9. Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман // Французская семиотика : от структурализма к постструктурализму / пер. с франц., сост., вступ. ст. Г. К. Косикова. - М.: Прогресс, 2000. - С. 139.
10. Литвина Д. А., Омельченко Е. Л. Риторика и повседневность информального образования анархистов // Вопросы образования. -2013. - № 2. - С. 133-153.
11. Моль А. Социодинамика культуры. - М.: Прогресс, 1973. -497 с.
12. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология научного исследования. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. - 280 с.
13. Павлова О. В. Включение информального образования в жизненные стратегии взрослых // Человек и образование. - 2011. - № 4 (29). - С. 64-67.
14. Павлова О. В. Информальное образование как социокультурная потребность взрослых // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. - 2013. - Т. 3. - № 1. -С. 78-87.
15. Павлова О. В. Игровой подход к информальному образованию // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 2 (39). -С. 108-111.
16. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. - М.: Прогресс, 1986. - 432 с.
Окерешко А. В. Информальное образование как фактор личностно-профессионального развития человека ...
17. Пухальская В. Г., Кулинкович А. Ю. Работа над лекцией и после лекции // Педагогика. - 2014. - № 6. - С. 49-53.
18. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация : пер. с англ. - М.: Когито-центр, 2002. -396 с.
19. Российское образование - 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях : К IX Междунар. науч. конф. «Модернизация экономики и глобализация», Москва, 1-3 апреля 2008 г. / под ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина / Гос. ун-т - Высш. шк. экономики. - М.: Издат. дом ГУ ВШЭ, 2008. - С. 33.
20. Русский космизм и современность [сб. ст.] / Ин-т философии АН СССР : отв. ред. Л. В. Фесенкова. - М.: ИФРАН, 1990. - 168 с.
21. Сергейчик Е. М. Досуг: от общества «массовой культуры» к обществу «клип-культуры» // Медиа. Демократия. Рынок : материалы Международ. науч.-практ. конф. - Ч. 2. Функционирование средств массовой информации в сфере досуга. - СПб.: Астерион, 2010. -С. 12-19.
22. Формальное, неформальное и другие формы непрерывного образования // MURZIM.RU : база знаний [Электронный ресурс] URL: http://murzim.ru/nauka/pedagogika/26456-formalnoe-neformalnoe-i-drugie-formy-nepreryvnogo-obrazovaniya.html/ (дата обращения 10.12.2014).
23. Шилова О. Н. Дополнительное образование педагогов в контексте его непрерывности // Человек и образование. - 2012. - № 2. -С. 17-21.
24. Щедровицкий П. Г. Очерки по философии образования. - М.: Педагогический центр «Эксперимент», 1993. - 347 с.