Научная статья на тему 'Виды информального образования как смыслообразующие факторы личностно-профессионального развития учителя'

Виды информального образования как смыслообразующие факторы личностно-профессионального развития учителя Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
492
72
Поделиться
Ключевые слова
ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ УЧИТЕЛЯ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ / РЕФЛЕКСИВНОСТЬ / ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / PERSONAL-AND-PROFESSIONAL TEACHERS’ DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Окерешко Анна Валентиновна

В статье рассматривается классификация видов информального образования в свете современной социокультурной ситуации, которая отличается повышенным интересом к информальному образованию в связи с его значительной ролью в развитии личности, и предпринимается попытка осветить виды информального образования через призму образовательных ситуаций, результатом которых является личностно-профессиональное развитие учителя. Статья предназначена для всех интересующихся проблемами непрерывного образования учителя и информального образования в частности.

The article discusses the classification of informal education types concerning contemporary socio-cultural situation, which is characterized by increased interest to informal education with regard to its significant role in the development of personality. The author makes an attempt to highlight types of informal education through the prism of educational situations that result in teacher’s personal-and-professional development. This article is intended for anyone interested in the problems of teachers’ continuing education and informal education in particular

Текст научной работы на тему «Виды информального образования как смыслообразующие факторы личностно-профессионального развития учителя»

А. В. Окерешко

(Санкт-Петербург)

Виды информального образования как

смыслообразующие факторы личностно-профессионального развития учителя

В статье рассматривается классификация видов информального образования в свете современной социокультурной ситуации, которая отличается повышенным интересом к информальному образованию в связи с его значительной ролью в развитии личности, и предпринимается попытка осветить виды информального образования через призму образовательных ситуаций, результатом которых является личностно-профессиональное развитие учителя. Статья предназначена для всех интересующихся проблемами непрерывного образования учителя и информального образования в частности.

Информальное (или внеинституциональ-ное] образование можно трактовать как «индивидуальную познавательную деятельность, сопровождающую повседневную жизнь и не обязательно носящую целенаправленный характер» [9], когда взрослый превращает образовательные потенциалы общества в действенные факторы своего развития [4]. Это важнейший источник духовного обогащения человека, его внутреннего мира, что является важным аспектом и личност-но-профессионального развития в том числе. Оно позволяет реализовать важнейшую потребность человека во впечатлениях, в личностном развитии, в поисках себя и смысла жизни, что в результате формирует мировоззрение человека, его личность и индивидуальность. Информальное образование активно, хотя зачастую и не на осознаваемом уровне влияет на человека, на его жизненную установку, на систему жизненных ценностей. «Информальное образование трудно поддается эмпирическому и статистическому анализу. Однако именно оно наиболее эффективно изменяет установки и модели поведения людей в повседневной жизни. Информальное образование иногда называют университетами жизни - местом, где мы учимся сами, не понимая, что это делаем. «Во время разговора с друзьями, близкими или просто с попутчиками мы узнаем новые вещи. Пытаясь сделать что-то впервые, мы также учимся. Учебой можно считать просмотр телевизионных передач, посещение музея, чтение книг, прогулки по Интернету, просто размышления на тему. Насколько такое учение тривиально

или имеет исключительное значение - второстепенный вопрос. Главное, что в этом широком смысле мы становимся учащимися на протяжении всей жизни», - пишет известный теоретик образования Дж. Филд [7].

Виды информального образования не систематизированы, но к числу основных могут быть отнесены [13]:

- учение по методу проб и ошибок;

- стихийное или осознанное самообразование в виде самостоятельного поиска ответов на волнующие вопросы или способов разрешения практически значимых проблем;

- взаимообучение в ходе совместного выполнения тех или иных задач;

- приобретение новых знаний посредством современных информационных технологий (Интернет, базы данных и т.д.] и через средства массовой информации;

- обогащение духовного мира через чтение и посещение учреждений культуры («чтение играет не только образовательную роль, но активно влияет на саморазвитие и самоидентификацию личности, выполняя функцию самовоспитания»] [3, с. 34];

- эстетическое развитие в процессе любительской художественной деятельности (коллективной и самостоятельной];

- выполнение той или иной работы под руководством компетентного специалиста;

- развитие коммуникативных навыков и становление мировоззрения в процессе межличностного общения;

- расширение кругозора, обогащение духовного мира и приобретение жизненно важных знаний, умений, навыков в процессе

путешествий, туристических поездок, выездов на природу.

С точки зрения осознанности, можно разделить все виды информального образования на две глобальные категории: осознанное (целенаправленное), управляемое самообразование и неосознанное (спонтанное, случайное), неуправляемое самообразование. К осознанному самообразованию мы относим самостоятельный поиск ответов на волнующие вопросы, поиск решения возникающих проблем, в том числе проблем в профессиональной деятельности; приобретение новых знаний через современные информационные технологии (в случае осознанного поиска]; чтение, посещение учреждений культуры, учреждений просветительского характера (музеи, выставки, библиотеки и т.п.]; выполнение той или иной работы под руководством компетентного специалиста; к неосознанному самообразованию мы можем отнести такое ин-формальное образование, которое происходит спонтанно и существенно, заметно влияет на личностное и профессиональное развитие учителя вне его рефлексии (случайный разговор, в частности и в формальных учебных учреждениях на перерывах, впечатления от поездки, от культурных мероприятий, от прочитанной книги], может послужить толчком к переосмыслению себя и мира, к какому-то важному открытию, к изменениям. Вспомним, что, когда у А. Эйнштейна спросили, что повлияло на открытие теории относительности, он ответил: «Достоевский и скрипка». Причина развития, побуждение к развитию и самосовершенствованию зачастую кроется именно в информальном образовании.

Конечно, иногда трудно чётко разграничить осознанное и неосознанное образование, и некоторые виды информального образования могут быть спонтанными или же, наоборот, - осознанными актами жизни человека, однако важно понимать, что это разные сферы возможностей получения образования человеком, и в случае осознанного самообразования есть возможность определенным образом контролировать эту сферу жизни человека и использовать её осознанно для саморазвития.

Каждому из перечисленных видов инфор-мального образования может быть посвящено отдельное исследование как в педагогической науке, так и в других науках, и каждый вид информального образования лежит на

стыке научных областей и сфер жизнедеятельности человека: педагогика и психология; педагогика и социология; педагогика и культурология, искусствознание; педагогика и филология; педагогика и философия. Таким образом, информальное образование охватывает все сферы жизнедеятельности человека, обогащает его внутренний мир и способствует его саморазвитию и самосовершенствованию: информальное образование необходимо исследовать с точки зрения междисциплинарного подхода.

Подчеркнем важную особенность инфор-мального образования: то или иное действие, та или иная ситуация в жизни человека может стать образовательной ситуацией только в том случае, если она конструктивна, содержательна, затрагивает что-то внутри человека, порождает интерес, эмоциональную реакцию и побуждает человека на переосмысление действительности и своего «Я», своего места и предназначения в мире, взаимоотношения с Другим, то есть несёт в себе определенный смысл и порождает определенный результат. А. Федоров и Е. Федорова обозначают некоторые образовательные ситуации [12, с. 76], которые, на наш взгляд, отражают образовательные ситуации, возникающие при том или ином виде информального образования.

1. Ситуация межсубъектного (ценностно-смыслового) взаимодействия, ориентированная на обретение обучающимися опыта ценностно-смыслового общения в учебной деятельности (а также вне учебной деятельности в процессе повседневной жизни], осознание ценности и продуктивности данного рода общения при решении возникающих проблем, развитие способности поставить себя на место Другого, выяснение точки зрения собеседника и его горизонта, признание ина-ковости Другого и преобразование самой личности на этой основе. Здесь можно осмыслить с этой позиции такой наиважнейший, с нашей точки зрения, вид информального образования, как межличностное общение, при этом мы под общением понимаем общение не только в порядке личных встреч и «живого» диалога (или полилога], но и общение читателя с авторами книг, статей и т.п. через чтение, общение зрителя с режиссёром фильма через просмотр кино, с режиссёром-постановщиком спектакля через посещение этого спектакля, с художником через его картины, с

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 1 (42] 2015

75

музыкантами и композиторами через музыку и т.д., то есть мы имеем в виду такое общение, которое образует учителя, создает его образ, ставит его в экзистенциальную ситуацию переосознания себя и мира, выбора своего пути и своих жизненных установок, что актуально на любом этапе развития человека. Ещё древние замечали, что искусство «поучает, развлекая», поэтому диалог с произведениями искусства, с книгами - это особый вид самовоспитания и самообразования, который формирует эстетическое восприятие мира учителем, его духовно-нравственные качества через освоение прекрасного. «...Смысл своей жизни человек может найти лишь в других людях, в том, чтобы быть нужным им, ...человек максимально реализует себя лишь в других людях» [2, с. 156]. Учитель относится к роду профессий «человек-человек», поэтому для него общение - неотъемлемая часть личной и профессиональной жизни, и зачастую именно через неформальное общение Учитель постигает глубинные смыслы, приобретает жизненные установки, переосмысливает свою профессиональную деятельность, особенно если речь идёт об общении с коллегами, однако истинный Учитель является также и учеником своих учеников: он учится через общение с ними.

Учителю как великому интерпретатору и проводнику опыта поколений, как профессионалу, который несёт в себе культуру и создаёт её, необходимо расширить пространство своего развития до предельно открытой в мир человеческой культуры. По мнению С. И. Гессена, взаимодействие педагога с культурой - это понимание и проживание своей профессиональной деятельности не как прагматической, направленной на передачу знаний, а потому не требующей открытия личности учителя, а наоборот, признание педагогической деятельности как широко и многообразно интегрированной в культуру (науку, религию, искусство и т.п.] [5].

2. Ситуация творческой самореализации, направленная на создание внутренней коллизии, возникновение импульса к самоизменению, осознанию себя в новой системе отношений. Такую ситуацию может создать занятие художественной самодеятельностью. Учитель не должен замыкаться в пределах своей профессии, иначе возникает риск потери себя, своей индивидуальности и потери интереса у учеников к Учителю как к инте-

ресной Личности, на примере которой учащиеся учатся жизни: «личность и жизнь преподавателя - модель и образец пути развития качества жизни, а следовательно, нравственности и мудрости для учащихся и их родителей» [8, с. 70], а также коллег. Известно, что Учитель, который приходит в школу из другой сферы деятельности (не из педагогики, а, к примеру, из сферы искусства] пользуется большим уважением и вызывает больший интерес у учащихся. Причина этого кроется в многогранности и разноплановости личности такого Учителя, который реализован в разных сферах личной и социокультурной жизни, в харизме, которая является следствием постоянного творчества, и в общественной деятельности, и в своей личной, культурно-досуговой деятельности в процессе инфор-мального образования, и - как следствие - в профессиональной деятельности, потому что человек, творящий свою жизнь и творящий смыслы в своей жизни, непременно переносит эту свою черту характера в работу. Не оставляет сомнения тот факт, что «чем самобытнее, своеобразнее, неповторимее человек, тем больше он способен привнести в общение с другими людьми, быть полезным обществу в целом» [6, с. 77], и просто межличностное общение с таким человеком в неформальной обстановке несет в себе большой образовательный потенциал.

3. Ситуация переживания нового опыта, открытия новых смыслов, «в ходе которой складывается ценностно-смысловое пространство личности, происходит погружение личности в мир смыслов» [12]. Эта ситуация характерна для таких видов образования, как художественная самодеятельность; посещение культурно-просветительских учреждений (часто хорошая книга, поход в театр или в кинотеатр, поход в Филармонию и т.п. заставляет человека пережить удивительный, новый для него опыт и открыть новые смыслы]; поездки и знакомство с иной, новой для себя культурой; это поиск новых технологий для учителя через методическую литературу и СМИ, в том числе Интернет. Психологи утверждают, что любому человеку обязательно время от времени пробовать что-либо новое, учиться чему-то новому, иначе возникает опасность закостенеть. Учитель непременно должен учиться новому и познавать новое, иначе рано или поздно он перестанет понимать своих учеников, отдалится от них: он не

будет понимать ни их мироощущения как мироощущения учащегося человека, ни просто современного мировоззрения, потому что технологии и информация не стоят на месте и сегодня в мире появляется что-то новое, что-либо меняется каждую минуту.

4. Рефлексивно-оценочная ситуация, направленная на ревизию старых смысловых оценок, активизацию смыслов порождающей деятельности, которая вызывает внутреннее напряжение, способствующее складываю герменевтической ситуации, открытию, порождению смысла, расширению горизонта понимания. Для учителя рефлексивность является непременным условием развития и показателем качества его профессионально-педагогической деятельности [11]. Настоящий Учитель обязан постоянно анализировать свою деятельность, результаты своей деятельности, успехи и неудачи, должен непрерывно работать над собой, ни на миг не забывая о том, что он выполняет сложную, но очень важную миссию: учительство как «особая субкультурная группа (ядро интеллигенции] выполняет функцию духовно-нравственного воспитания нации, хранения и воспитания её культурного генофонда» [1, с. 6]. При этом на-

до отметить, что рефлексивность учителя проявляется в информальном образовании: это прочувствование своего опыта наедине с собой, анализ опыта других педагогов-мастеров и опыта коллег, но лишь сам учитель ответственен за свой рост - это ни на секунду не замирающее переосмысливание себя и самосовершенствования, это бесконечная дорога учения путем проб и ошибок. Вспомним слова великого педагога В. А. Сухомлинского: «Совершенствование педагогического мастерства - это прежде всего самообразование, личные ваши усилия, направленные на повышение собственной культуры труда и в первую очередь культуры мышления. Без индивидуальной мысли, без пытливого взгляда на собственный труд немыслима никакая методическая работа» [10, с. 132].

Таким образом, информальное образование имеет свою структуру, нуждающуюся в подробном и комплексном исследовании, и обладает большим потенциалом для лично-стно-профессионального развития учителя. Зачастую именно в процессе информального образования происходит становление личности, профессиональных качеств и их дальнейшее развитие.

Литература

1. Амонашвили Ш. А. Школа жизни: Трактат о начальной ступени образования, основанной на принципах гуманно-личностной педагогики. - М.: Народное образование, 1998. - 80 с.

2. Берулава М. Н. Теория и практика гуманизации образования. - М.: Гелиос АРВ, 2000. - 336 с.

3. Браже Т. Г. Чтение взрослых как фактор влияния на развитие личности : моногр. - СПб.: СПбАППО, 2010. - 114 с.

4. Вершловский С. Г. Непрерывное образование как фактор социализации // Общество «Знание» России [сайт]. URL: http://www.znanie.org/jornal/n1_01/nepreriv_obraz.html (дата обращения: 20.02.2015).

5. Гессен С. И. Основы педагогики : Введение в прикладную философию : учеб. пособие для вузов. - М.: Школа-пресс, 1995. -80 с.

6. Горшкова В. В. Философско-теоретические ориентации современного педагога // Педагогика. - 2012. - № 8. - С. 71-79.

7. Змеев С. И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых. - М.: Наука, 2003.

8. Малярчук Н. Н., Федоряк Л. М. Просветительская функция преподавателя высшей школы в формировании качества жизни субъектов образования // Человек и образование. - 2012. -№ 2 (31). - С. 69-71.

9. Меморандум непрерывного образования ЕС 2000 г. // Общество «Знание» России [сайт]. - URL: http://www.znanie.org/ docs/ memorandum.html (дата обращения: 15.02.2015).

10. Сухомлинский В. А. Сто советов учителю. - Ижевск, 1981.

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 1 (42) 2015

77

11. Ускова С. А. Рефлексивность как показатель качества профессионально-педагогической деятельности учителя // Образовательные вызовы современности: тенденции развития педагогического образования : материалы науч.-практич. конф. аспирантов и преподавателей. Ч. II / под науч. ред. А. Н. Шевелева, Н. Н. Кузиной. - СПб.: СПб АППО, 2014. - С. 46-56.

12. Федоров А. Федорова Е. Становление профессиональной компетентности будущего учителя: ценностно-смысловой аспект // Высшее образование в России. - 2008. - № 11. - С. 75-79.

13. Формальное, неформальное и другие формы непрерывного образования // MURZIM : База знаний [Электронный ресурс]. - URL: http://murzim.ru/nauka/pedagogika/26456-formal-noe-neformalnoe-i-drugie-formy-nepreryvnogo-obrazovaniya.html (дата обращения: 10.02.2015).