Научная статья на тему 'Включение информального образования в жизненные стратегии взрослых'

Включение информального образования в жизненные стратегии взрослых Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
285
91
Поделиться
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Павлова Ольга Валентиновна

В статье рассматривается необходимость развития непрерывного образования, раскрывается понятие «информального образования», выполняющего функцию повседневного образования, обеспечивающего более полное удовлетворение образовательных потребностей населения

Inclusion of informal education in adults' life strategies

The article discusses the necessity for the development of continuing education, reveals the concept of "informal education", which acts as a routine education, providing better meeting of the population educational needs

Текст научной работы на тему «Включение информального образования в жизненные стратегии взрослых»

О. В. Павлова

(Санкт-Петербург)

ВКЛЮЧЕНИЕ ИНФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ ВЗРОСЛЫХ

В статье рассматривается необходимость развития непрерывного образования, раскрывается понятие «информальное образование», выполняющее функцию повседневного образования, обеспечивающего более полное удовлетворение образовательных потребностей населения

Для эффективной производственной деятельности человек должен не только хорошо владеть профессиональными навыками, но и быть достаточно развитым в культурном, нравственном, психологическом отношениях, в полной мере ощущать себя полноценной личностью, полноправным членом общества, общины, семьи. Достичь всего этого можно не только путем приобретения полного среднего или высшего образования, но и в процессе постоянного или, по крайней мере, регулярного обучения в системе образования взрослых.

На протяжении продолжительного времени развития цивилизации социальная, производственная, бытовая сферы бытия не требовали от человека прилагать усилия к обучению на протяжении всей своей жизни и, более того, не позволяли ему этого делать в силу объективных причин. Поэтому образование взрослых долгое время не получало масштабного развития. Только в XX веке стала ощущаться потребность в создании специальной науки об обучении взрослых. К тому времени в разных странах мира был накоплен огромный опыт практической организации образования взрослых, сформировался колоссальный запас эмпирических данных, наблюдений об особенностях взрослых обучающихся и процесса их обучения. Стала складываться новая научная дисциплина в сфере образования - андрагогика. Как показывают исследования, одной из причин кризисных явлений и проблем, с которыми человечество столкнулось на пороге третьего тысячелетия, является кризис компетентности современных людей. Именно некомпетентность соответствующих исполнителей в целом является первопричиной возникновения национальных и социальных конфликтов,

случаев производственных аварий и экологических катастроф, опустошения природных ресурсов и т.п. [1].

Образование взрослых в настоящий момент выступает как одна из наиболее актуальных теоретических и практических проблем. От ее решения во многом зависит уровень экономического и социального развития государства. Образование взрослых актуально потому, что работает на перспективу, его результаты сказываются не сразу, а дают эффект почти адекватно времени обучения [5], а взрослые люди сохраняют высокую жизненную и производственную активность 25-30 и более лет, следовательно, инвестиции в образование именно взрослых оказываются более рентабельными. Образование взрослых предъявляет определенные требования и к образованию в массовой общеобразовательной школе - важнейшей ее задачей становится подготовка учащихся к послешкольно-му непрерывному образованию и самообразованию, ибо успех в образовании взрослых во многом зависит от умения учиться самостоятельно [9]. Однако обучение эффективно лишь в той мере, в какой ему удается пробудить в человеке человеческое: его духовность, волю к самостроительству, интерес к самопознанию и самоопределению. Сегодня обострилась проблема понимания ценности личного успеха и способа его достижения. Задача человека - определить свое призвание, найти пути служения этим ценностям, выбрать конкретную стратегию своего личного развития, своей жизни, чтобы максимально раскрыть свой потенциал. Отечественные психологи выделяют три основных типа стратегий жизни: стратегия благополучия, стратегия жизненного успеха и стратегия самореализации [8]. Эти типы основаны на более обобщенных представлениях о том, к че-

му, как правило, стремятся в жизни люди. Содержание этих стратегий определяется характером социальной активности личности. На основе личностной активности (внутренний фактор] и типа организации времени (внешний фактор] каждая личность может строить свою стратегию жизни с учетом своих возможностей развития способностей к чему-либо. Взрослое население в разной степени стремится и к благополучию, и к успеху, и к самореализации, к разному масштабу реализации этих стратегий. Как отмечает С. Г. Вершловский [3], взрослого интересует в первую очередь практический результат обучения, связанный с возможностью применять новые знания и умения, повысить свой социальный или профессиональный статус. В каждом из этих вариантов взрослый сохраняет свою субъективность в привычной для него предметно-практической деятельности. В результате полученной подготовки возрастает его активность в различных сферах туда. Приобретенные знания и формирующиеся на их основе умения содействуют развитию личности взрослого в той мере, в какой они соответствуют его запросам. Б. С. Гершунский считает, что видимо, иерархически высшие ценности образования должны восходить к высшим человеческим устремлениям, жизненным идеалам и приоритетам [4]. Только на таком - смыслообразующем - уровне можно оценить его истинную эффективность. Смысл жизни человека состоит в наиболее полной жизненной самореализации, что означает максимально возможную пользу, которую он может принести самому себе и обществу в целом. Полноценная жизненная самореализация личности возможна только в том случае, если человек осознанно и глубоко верит в жизненную цель, в свое предназначение, осознает свои способности и руководствуется ими в различных жизненных ситуациях.

Однако в условиях современного научнотехнического прогресса изменяется содержание и характер труда, происходит динамичный рост знаний во всех сферах науки, техники и культуры, возникает необходимость постоянно обновлять, обогащать или менять ранее полученную взрослыми подготовку. Непрерывное образование становится поэтому решающим фактором социально-экономического прогресса и кардинальным условием развития личности на всех этапах ее жизненного и профессионального пути. Осознание

этого фактора привело к поискам новых направлений развития образовательной системы взрослых. Постепенно стало меняться само понятие «образование». Если раньше оно отождествлялось с организованным и длительным процессом обучения, т.е. специальной системой, созданной для реализации целей образования, то теперь получила развитие идея о том, что понятие «образование» гораздо шире, чем «формальное образование».

Традиционная система образования в том виде, в котором она существует сейчас (формальное и неформальное образование], не соответствует потребностям современности и тормозит развитие потенциальных возможностей человека. Современное образование не обеспечивает карьерного роста и потому недостаточно востребовано. Все образовательные цепочки готовят специалистов среднего уровня, в то время как рынок рабочей силы нуждается преимущественно в неквалифицированном труде и в услугах профессионалов высшего класса. Функции образования как системы, интегрирующей личность в социум, перешли к телевидению, рекламе. Эффективность образования как системы воспроизводства информации неуклонно падает, что обусловлено, в частности, снижением возраста потери познавательной активности.

Реформирование существующего образования заключается в переходе к системе непрерывного образования, включающей в себя традиционную систему образования, использующей ее опыт, при сохранении приоритета ценности новообразования по сравнению с ценностями простого накопления и воспроизводства знаний. Современный человек обречен на необходимость непрерывного общекультурного и профессионального образования как способа быть востребованным в современном социуме. Непрерывное образование - содержательная структура и организационная композиция образовательной системы. Непрерывность будет обеспечена, если при проектировании системы образования будут учтены и рассмотрены условия для сознательного освоения объективных ценностей культуры как необходимой субъективной потребности личности [12].

В настоящее время в Европейском Союзе необходимость непрерывного образования рассматривается как один из главных эле-

ментов социальной модели. Произошла институционализация различных, в том числе и не существовавших ранее, видов образования. ЮНЕСКО ввела специальную терминологию, отражающую различные степени организованности образовательных услуг: формальное, неформальное и информальное образование, которые явились компонентами основы формирования системы образования взрослых.

Информальное (спонтанное, самостоятельное] образование является ведущим за последние несколько лет.

Информальное образование - один из действенных каналов подключения безграничного образовательного потенциала общества к системе непрерывного образования.

Информальное образование является общим термином для образования за пределами стандартной образовательной среды: индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер; спонтанное образование, реализующееся за счёт собственной активности индивида в окружающей его культурно-образовательной среде; общение, чтение, посещение учреждений культуры, путешествия, средства массовой информации и т.д., когда взрослый превращает образовательные потенциалы общества в действенные факторы своего развития, результат повседневной рабочей, семейной и досуговой деятельности, не имеет определенной структуры. Оно может относиться к различным формам альтернативного образования, таким как- самообучение, молодежная работа, участие в молодежных движениях, волонтерское движение, СМИ (включая телевидение, видеоигры, журналы и т.д.], музеи, библиотеки, зоопарки и т.д. [7].

Информальное образование может порождаться тремя мотивами: наличием стойкого или сиюминутного личного интереса к чему-то; возникновением ситуации, которая побуждает к поиску ответов, а значит, обучению; случайностью.

Информальное образование становится стилем жизни взрослого человека, стремящегося к максимальной реализации своего потенциала. Оно предполагает создание условий для поиска взрослым человеком самоидентичности (тождество индивида самому себе, осознание индивидом своей сущности,

проявление личностного начала, определение своего места в мире и соотнесение себя с фундаментальными нравственными ценностями]. С этих позиций информальное образование - это развитие умений и способностей, помогающих взрослому человеку в поиске его идентичности - с профессией, возрастом и культурой. Информальное образование требует не только осуществление образовательной деятельности во внешнем окружении, но и постоянного внутреннего образования, изменения под воздействием вновь освоенных знаний.

В настоящее время «информальное» образование идёт в массовых социальных сетях типа mail.ru, vkontakte.ru. Например, освоение плейкастов и других сервисов web 2.0. Но там, как правило, люди действуют на досуге не только (и не столько] для профессионального роста, а для собственного развития «в объёме жизни». В профессиональных сетях типа openclass.ru, it-n.ru лучше возможности совместного решения проблем профессионального развития участников через коммуникацию с коллегами. Но для этого надо действовать не «спиной к спине» (выполняя однотипные учебные задачи, поставленные тьютором], а «лицом к лицу», объединяясь общей целью. Выбор сетевых сообществ под разные интересы и смена сообществ по мере изменения интересов - современная возможность «повышения квалификации» в профессиональной деятельности и «в объёме жизни» (lifewide]. Лучшей формы самообразования «снизу вверх» пока придумать сложно.

Именно через непрерывное образование возможно формирование жизненных стратегий взрослых, в основе которых лежит поиск соответствия типа личности со способом жизни. Другими словами, построение жизненной стратегии должно осуществляться с учетом типологических различий индивидуальной траектории жизни личности. И этот процесс происходит только в активном состоянии личности. Активность есть предпосылка построения стратегии жизни. Самореализация для взрослого - это труд, целью которого является достижение совершенства в том, что он призван делать. Такой человек стремится быть не просто специалистом, а хорошим специалистом, а потому всегда озабочен своим развитием.

В данном случае именно информальное образование, способствующее самообразованию, и выполняет функцию повседневного образования, определяет жизненную пози-

цию с таким способом бытия, системой ценностей и целей, реализация которых, согласно представлениям человека, позволяет сделать его жизнь наиболее эффективной.

Литература

1. Андреев А. А. Педагогика высшей школы. Новый курс - М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002.

2. Вершловский С. Г. Непрерывное образование как фактор социализации // Общество «Знание» России : [сайт]. URL: http:// www.znanie.org/jornal/n1_01/nepreriv_obraz.html.

3. Вершловский С. Г. Взрослый как субъект образования // Педагогика. - 2003. - № 8.

4. Гершунский Б. С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования // Педагогика. - 2003. - № 10.

5. Махлин М. Образование взрослых и проблема цивилизованности // Новые знания. - 1998. - №1.

6. Меморандум непрерывного образования ЕС 2000 г. // Общество «Знание» России : [сайт]. URL: http://www.znanie.org/docs/ memorandum.html.

7. Материал из Википедии : свободной энциклопедии.

8. Резник Т. Е., Резник Ю. М. Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив. Вып. 2. - М.: Деловое содействие, 1995.

9. Тонконогая Е. Образование взрослых: поиск новой стратегии // Новые знания. - 1997. - №4.

10. Tissot, P. Terminology of vocational training policy - A multilingual Glossary for an enlarged Europe, 2004 / CEDEFOP // European Inventory [Электронный ресурс]. - URL: http://www.eco-tec. com/europeaninventory/glossary.html#i.

11. Российское образование - 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях : к IX Международ. науч. конф. «Модернизация экономики и глобализация», Москва, 1-3 апреля 2008 г. / под ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина ; Гос. ун-т - Высш. шк. экономики. - М.: Издат. дом ГУ ВШЭ, 2008. - С. 33.

12. Шленов Ю., Мосичева И., Шестак В. Непрерывное образование в России // Высшее образование в России. - 2005. - №3.