Научная статья на тему 'Актуальные проблемы системы непрерывного образования в Российской Федерации и возможные пути их решения с учетом зарубежного опыта'

Актуальные проблемы системы непрерывного образования в Российской Федерации и возможные пути их решения с учетом зарубежного опыта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2321
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОНВЕРГЕНТНАЯ И ДИВЕРГЕНТНАЯ МОДЕЛИ / LIFE-LONG PROFESSIONAL LEARNING / FORMAL LEARNING / NON-FORMAL LEARNING / INFORMAL LEARNING / CONVERGENT AND DIVERGENT MODELS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чекулаева Юлия Алексеевна

В статье сформулированы основные определения непрерывного образования. Определено актуальное положение системы непрерывного образования в Российской Федерации. Представлен зарубежный опыт признания знаний и компетенций, полученных в рамках неформального и информального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чекулаева Юлия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT ISSUES OF LIFE-LONG LEARNING SYSTEM IN RUSSIAN FEDERATION AND POSSIBLE WAYSOF THEIR SOLUTION CONSIDERING INTERNATIONAL EXPERIENCE

Key definitions of life-long learning are set out in this article. An actual situation of life-long learning system in Russian Federation is determined. Foreign experience of knowledge and competences recognition of non-formal and informal learning is presented.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы системы непрерывного образования в Российской Федерации и возможные пути их решения с учетом зарубежного опыта»

Чекулаева Юлия Алексеевна,

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», научный сотрудник, chekulaeva1@yandex.ru

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ С УЧЕТОМ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА*

Аннотация

В статье сформулированы основные определения непрерывного образования. Определено актуальное положение системы непрерывного образования в Российской Федерации. Представлен зарубежный опыт признания знаний и компетенций, полученных в рамках неформального и информального образования. Ключевые слова:

непрерывное профессиональное образование; формальное образование; неформальное образование; информальное образование; конвергентная и дивергентная модели.

Современные условия развития экономики и общества актуализируют вопросы, связанные с непрерывным образованием. Постиндустриальная экономика, основными производственными ресурсами которой являются информация и знания, остро нуждается в обществе с высоким интеллектуальным потенциалом: быстрое получение новых знаний и навыков, формирование новых компетенций, профессионализм и креативность являются основополагающими для успешной самореализации в быстро меняющейся реальности. Непрерывное образование перестает быть прерогативой исключительно образования, а становится в большей степени идеологической концепцией, образом мышления, стилем жизни.

Меморандум непрерывного образования Европейского Союза определяет образование длиною в жизнь «как всестороннюю учебную деятельность, осуществляемую на постоянной основе с целью улучшения знаний, навыков и профессиональной компетенции» [14]. Life-long Learning (далее - LLL) больше не является частью образовательного процесса, а становится принципом, ложащимся в его основу. По итогам реализации задач Меморандума, реализация которых планируется в ближайший временной период, ожидается создание адаптивной среды, в которой каждый европейский житель получит равные образовательные возможности с учетом экономических запросов государства.

В России процесс развития непрерывного образования находит свое отражение в теоретической, научной литературе, в нормативно-правовом

Статья подготовлена в рамках реализации Государственного задания Минобрнауки России на 2018 год по теме №27.9385.2017/БЧ «Теоретико-методологические основы профессионального развития руководителей системы образования»

поле. Понятийный аппарат находится в стадии формирования, что говорит о продолжающемся процессе становления отечественной системы непрерывного образования.

Теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы показывает выделяющиеся ключевые функции непрерывного образования:

1. Непрерывное образование рассматривается как полностью встраиваемое в процесс и затрагивающее всех существующих (формальных) поставщиков образовательных услуг, начиная от школ и заканчивая высшими учебными заведениями.

2. Непрерывное образование выходит за границы формального образования, тем самым охватывая абсолютно все организации, инициативные группы или отдельные лица, также принимающие участие в образовательной деятельности.

3. Непрерывное образование базируется на том, что индивиды в состоянии осознать ценность LLL, а также в состоянии самостоятельно сформировать собственный вектор развития либо могут прийти к подобному знанию в процессе обучения.

В рамках любого из подходов к определению сути непрерывного образования выделяются три формы, каждая из которых обладает определенной ценностью. Непрерывное образование подразумевает продолжение образования человека в течение жизни посредством привычного формального образования (formal learning), неформального образования (non-formal learning), получаемого за пределами формального (на рабочем месте, в рамках кружков, клубов и т.п.), а также информального (informal learning) - осознанного или неосознанного повседневного образования.

Формальное образование реализуется в официально признанных (аккредитованных) образовательных организациях, результатом обучения в которых является присвоение квалификации или степени, подтверждаемой документально (аттестат, диплом). Данный тип образования структурирован посредством стандартов, образовательных программ, учебно-методических материалов.

В Меморандуме непрерывного образования ЕС говорится, что: «...неформальное образование - это процесс, обычно не сопровождающийся выдачей документа и происходящий в образовательных учреждениях или общественных организациях, клубах и кружках, а также во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером» [10].

В Международной стандартной классификации образования (1997 г.) говорится, что неформальное образование - это «любое организованное и обладающее преемственностью образовательное мероприятие, которое может проходить как в образовательном учреждении, так и за его пределами и охватывать лиц всех возрастов. Программы неформального образования необязательно выстраиваются в систему «лестницы» и могут иметь разную «продолжительность» [4].

Таким образом, неформальное образование - систематический вид образовательной деятельности, совпадающий или несовпадающий с деятельностью формальных образовательных структур, реализуемый за рамками формальной системы образования. Образовательные организации, осуществляющие обучение по такому принципу, могут не иметь государственных лицензий; конечная цель обучения не связана с получением формальной квалификации, но тем не менее может подтверждаться документально (например, свидетельством об окончании курсов иностранного языка и т. п.). Однако документальное подтверждение не является обязательным условием, основная особенность - открытость для любого желающего (независимо от пола, возраста, уровня ранее полученного образования и т.д.).

Не являясь системным, не имея жестких регламентов и границ, неформальное образование подвижно, оно активно взаимодействует и оперативно откликается на запросы различных групп социума.

Примерами базовых институтов, осуществляющих деятельность в виде неформального образования, являются: религиозные организации (воскресные школы, община); академические учебные структуры (институт третьего возраста, кружки); тематические клубы (библиотеки, музеи); студии (театральные, танцевальные и т. д.); производственные практики («практическое обучение») - обучение, полученное посредством опыта (например, в условиях проектной деятельности) [14].

В российской научной литературе исследования в области информального образования представлены скромно, зачастую рассматриваются лишь в контексте концепции непрерывного образования. Авторы описывают свое видение данной области, формулируя общие положения, однако фундаментальных исследований по этой теме мало. Термин возник относительно недавно, в связи с чем выделить его в качестве отдельного направления достаточно проблематично: дополнительно накладываются особенности авторских позиций с условием их принадлежности к определенным концепциям и парадигмам национальных образовательных систем.

Опираясь на труды С.Г. Вершловского и других отечественных исследователей (А.В. Окерешко и пр.), изучающих вопросы информального образования, на сегодняшний день можно сформулировать следующее определение:

Информальное образование - это познавательно-рефлексивная деятельность индивида, сопровождающая его повседневную жизнь, не носящая обязательный целенаправленный характер, который сконцентрирован на непрерывном профессионально-личностном развитии, «когда взрослый превращает образовательные потенциалы общества в действенные факторы своего развития» [1].

В материалах Государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг. делается особый акцент на развитии информального образования. В тексте говорится, что до сих пор не решены многие задачи в сферах общего и дополнительного образования детей, и указывается

конкретная проблема - «низкий уровень вовлеченности детей в неформальное (вне рамок организаций дополнительного образования детей) и информальное (медиа, Интернет) образование». Это находит дальнейшее логическое продолжение во втором разделе - «Прогноз развития соответствующей сферы социально-экономического развития», в нем говорится о планируемых наиболее важных изменениях, одним из направлений которого является «... существенное повышение масштаба и эффективности использования ресурсов неформального (за рамками организаций дополнительного образования детей) и информального образования (медиасфера, Интернет)».

В следующем фрагменте говорится об утрате монополии образовательных организаций на «формирование знаний, навыков и образцов поведения» в результате увеличения числа вновь появляющихся открытых для пользователей «каналов и источников информации». В качестве выхода из сложившейся ситуации предлагается интеграция в область внимания государственной образовательной политики неформального (вне формализованных организаций дополнительного образования детей) и информального (СМИ, Интернет и т.д.) видов образования, «.в том числе -поддержка медийно-социальных просветительских проектов, индустрии товаров и услуг для детей» [13].

В отечественной теоретической литературе можно встретить разделение информального образования на осознанное (целенаправленное) управляемое и неосознанное (спонтанное) неуправляемое [12] (рис. 1):

Рис. 1. Разделение информального образования

Рассмотренное выше деление относительно условное, поскольку от индивида зависит осознанность любых процессов, происходящих в его жизни.

Типичными видами информального образования можно представить те, которые реализуются посредством проявления индивидуальной инициативы в окружающей индивида среде. Это могут быть следующие вариации: общение или получение знаний во время путешествий, чтения, межличностного, дружеского или рабочего общения (к примеру, взаимное обучение в процессе выполнения совместной работы, выполнение работы под руководством компетентного специалиста), во время культурно-досуговой, повседневной, семейной и другой деятельности; самообразование посредством традиционных и современных информационных источников и технологий (библиотеки, музеи, прочие физические и облачные базы данных, СМИ, Интернет - интернет-серфинг). Информационное влияние оказывает даже дизайн окружающей среды и контингент в среде проживания или на рабочем месте. Среда информального образования изменчива и оказывает сильное сознательное и бессознательное влияние на формирование системы жизненных ценностей и установок индивида, его мировоззрение, модель поведения в социуме.

Причины побуждения к саморазвитию и самосовершенствованию личности в большинстве своем находятся именно в информальном образовании, ввиду того что последнее имеет междисциплинарный характер и охватывает абсолютно все сферы жизнедеятельности индивида, что и способствует его развитию.

В ходе теоретического исследования было сделано предположение, что правильно организованная система информального образования создает благоприятные условия мотивации к образованию формальному, а его эффективность «определяется степенью создания предпосылок», ведущих к двум другим образовательным формам. Важно помнить, что информальное образование, впрочем, как и два других направления, имеет высочайшую ценность и является эффективным при условии взаимной интеграции каждой из них в единую систему. Все они в совокупности создают такую образовательную среду, в которой возможно успешное формирование условий для гармоничного непрерывного образования в течение всей жизни индивида для его реализации как в личностном, так и профессиональном плане [11].

В Государственной программе РФ «Развитие образования» на 20132020 гг. отмечена важность внимания к возможностям среды неформального и информального образования в социализации подрастающего поколения на фоне недостаточного интереса к данным областям в рамках российской образовательной политики. Отдельной указывается на отставание от уровня развитых стран в аспекте доступности отдельных секторов, таких как «раннее развитие, предшкольное образование, непрерывное образование, неформальное образование и информальное образование» [13].

Остальные основополагающие нормативно-правовые документы РФ отражают состояние системы непрерывного образования и актуальный этап ее развития. В Федеральном законе №273 «Об образовании в Российской

Федерации» от 29.12.12 г. закреплено понятие непрерывного образования; виды образования, обеспечивающие возможность непрерывного образования в течение всей жизни (без уточнения принадлежности к направлению: формальному, неформальному, информальному); описываются средства реализации права на непрерывное образование: основные и дополнительные образовательные программы, а именно: дополнительное образование детей и взрослых, дополнительное профессиональное образование, осуществляющееся непрерывно или дискретно с возможностью комбинирования вариантов. Акцентирование внимания на создании модульных программ также прописано в рамках государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 гг. Уточнено, что в том числе необходимо сконцентрироваться на создании образовательных траекторий, отвечающих требованиям всех субъектов; на создании среды неформального образования с целью формирования корректных установок. Основной задачей программы «Развитие образования» является формирование среды, в которой возможна ее наиболее успешная реализация, а именно - развитие стимулов к познаванию мира у детей начиная с дошкольного возраста, для чего планируется переобучение педагогических кадров с учетом современных требований к образованию.

Федеральная целевая программа развития образования (ФЦПРО) 2006-2010 гг. ориентирована на «обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда» [6]. Отмечалось, что согласно мониторингу после окончания обучения в образовательной организации, в процессе дальнейшей профессиональной деятельности, индивиду необходимо дополучить порядка половины профессиональных знаний. Одной из основных задач определена задача развития современной системы непрерывного образования, в том числе создание общероссийских систем оценки качества и непрерывного профессионального образования. Основным методом реализации определен программно-целевой метод. В контексте непрерывного образования планировалось внедрение моделей непрерывного профессионального образования, построенных на современных образовательных технологиях (в т.ч. информационных и коммуникационных технологий), позволяющих сформировать индивидуальные образовательные траектории, а также обеспечивающих конкурентоспособное представление на международной образовательной арене.

ФЦПРО 2011-2015 гг. в контексте непрерывного образования планировалось обеспечение интеграции организаций профессионального образования и внешнего окружения с целью формирования мобильной среды с устойчивыми двусторонними связями. Согласно проведенным в рамках реализации программ ФЦПРО 2006-2010 гг. мониторингам качества и содержания предоставляемых образовательных услуг относительно рынка труда была выявлена необходимость модернизации системы непрерывного образования и поставлена задача «Приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда»: планировалась разработка механизмов сбора данных относительно успешности реализации проектов по различным показателям относительно

рынка труда; уточнение перечня видов образовательных программ в формате непрерывного образования с последующей диверсификацией; обучение в системе непрерывного образования (включая дополнительное профессиональное образование (ДПО) с определением доли в течение отчетных периодов (года) [7].

В процессе реализации двух программ было выявлено несоответствие запросам социума предоставляемых образовательных услуг. Это привело к тому, что траектории развития индивида и системы образования не достигают полноценного взаимодействия, особенно в среднем профессиональном и дополнительном профессиональном образовании, акцент на которых предполагается сделать в процессе реализации ФЦПРО 2016-2020 гг. (например, в рамках проекта по созданию системы открытых образовательных ресурсов в Интернет-пространстве или диверсификации форм обучения). Более детально описаны механизмы реализации программы: сопровождение выпускников образовательных организаций с целью трудоустройства, формирования дальнейших образовательных и профессиональных траекторий (в т.ч. дополнительное и неформальное образование); модернизация образовательных структур в соответствии с требованиями современной экономики; дальнейшее развитие системы подготовки рабочих кадров, квалификационных систем оценки; привлечение работодателей в рамках государственно-частного партнерства для участия в формировании среды непрерывного образования.

Безусловно, все программы развития образования направлены на создание условий, в которых возможно максимальное развитие инновационной экономики с удовлетворением всех сторон отношений: государства, социума, индивида, в том числе посредством системы непрерывного образования.

В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» от 17.11.2008 №1662-р (далее -Концепция) говорится о том, что России, находясь в непростых условиях глобальной экономики и высококонкурентной среды, приходится решать задачи и догоняющего, и опережающего развития одновременно. Модернизация системы образования, согласно Концепции, видится необходимым условием для развития инновационной российской экономики, основной целью в области образования в данном документе является достижение доступного качественного образования, соответствующего актуальным требованиям инновационной экономики, социума, индивида.

Одним из значимых направлений «инновационного социально ориентированного» типа экономического развития обозначен переход к системе образования, характерной для постиндустриального типа экономики, ориентированной на непрерывное образование для всех категорий граждан, в рамках которого формируется социально ответственная личность, способная самореализоваться при условии ответа на актуальные запросы государства. Система непрерывного профессионального образования в данной Концепции охватывает наиболее значимые области: здравоохранение, сферу физической культуры и спорта, культуру и СМИ, молодежную политику. Говорится об обеспечении максимальной доступности информации и знаний по всем

целевым направлениям, о всевозможной поддержке активных проявлений и инициатив со стороны социума с акцентом на молодежную политику (и прочие трудоспособные категории граждан). Обозначена направленность проведения данных реформ в условиях интеграции в мировую фундаментальную науку.

В частности, в части II «Этапы инновационного развития» отражен среди прочих этап перехода к индивидуализированному непрерывному образованию, доступному для всех категорий граждан.

В части III «Развитие человеческого потенциала» детально описаны области, в рамках которых планируется сформировать системы непрерывного образования в рамках:

• развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ): система непрерывного образования в области ИКТ, в т.ч. для госслужащих;

• проведения молодежной политики: подготовка специалистов по работе с молодежью;

• развития медицинской науки и инноваций: подготовка и переподготовка медицинских кадров;

• развития физической культуры и спорта с целью повышения конкурентоспособности на международной арене: система непрерывной подготовки тренерско-преподавательского состава;

• развития культуры и СМИ: развитие системы непрерывного образования в сфере культуры и искусства, работников СМИ.

Развитие системы образования как цель подразумевает решение приоритетных задач, в их числе представлена третья задача в направлении модернизации данного направления: «создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров», в ее подзадачи входит создание систем независимой аттестации компетенций, систем поддержки организаций, работающих в концепции непрерывного профессионального образования, а также потребителей данных образовательных услуг (в т.ч. для действующих и бывших военнослужащих) [2].

Установлены целевые ориентиры развития системы образования, в рамках исследуемой области это рейтинги программ непрерывного профессионального образования в 2012 г., а к 2020 г. - внедрение системы поддержки организаций, реализующих государственную политику в направлении программ непрерывного профессионального образования.

Основная цель Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. «Инновационная Россия - 2020» от 08.12.2011 №2227-р (далее - Стратегия) - перевод к 2020 г. экономики РФ на новый путь развития, а одной из основных задач является создание целостной, успешно функционирующей системы непрерывного образования со средой, способствующей развитию кадрового потенциала в областях образования, науки, инноваций; планируется внедрение современных методов и технологий обучения для формирования компетенций инновационной деятельности (к примеру, навыки командной или

самостоятельной работы, стремление к познанию, самосовершенствованию и т.д.); планируется дальнейшее освоение Интернет-пространства: создание открытых общедоступных информационных образовательных ресурсов (платформ), позволяющих реализовывать дистанционные программы дополнительного образования, образовательные программы вузов; планируется сделать государственные и муниципальные библиотеки ключевым субъектом системы непрерывного образования, модернизировать их с учетом современных ИКТ поиска, обработки и хранения информации; обеспечение доступа к российским и международным базам данных, в т.ч. к данным научных и научно-популярных областей; развитие обучения на местах посредством разработанных обучающих программ, стажировок; развитие центров повышения квалификации (корпоративных и отраслевых), занимающихся стандартизацией, обучением персонала, аттестацией и сертификацией в отдельных специализированных профессиональных областях. Для каждого из планируемых для развития секторов в Стратегии предлагается концептуально описать условия проведения инновационной политики, в том числе описать меры «по формированию системы непрерывного образования и управления знаниями, системы управления интеллектуальной собственностью» [5].

Обращается внимание, что помимо качества образования значительную роль играет формирование мировоззрения индивида, моделей поведения, жизненных установок в определенных отраслях начиная с детского возраста. По данным Росстата, доля населения (в возрастной группе от 25 до 64 лет), принимающая участие в непрерывном образовании в 2008 году, в два-три раза ниже европейских показателей, ввиду чего планируется увеличение данного показателя к 2020 г.

В качестве логичного продолжения во исполнение Стратегии Министерством образования и науки РФ был разработан проект Концепции развития непрерывного образования взрослых до 2025 г. [3].

В данном проекте представлено расширенное понимание непрерывного образования относительно нормативно закрепленных ранее, а именно -непрерывное образование взрослых, согласно проекту, необходимо осуществлять посредством: 1) формального образования, получаемого в организациях, которые осуществляют образовательную деятельность в формализованном виде; 2) неформального образования, получаемого вне организаций, которые осуществляют образовательную и просветительскую деятельность (в форме тренинга, наставничества, семинара, коучинга и т.д.); 3) информального образования, получаемого спонтанно, через индивидуальную познавательную деятельность (самообразование).

Выделяют 3 функции непрерывного образования: 1) профессиональную - реализует индивида в профессиональной деятельности за счет формирования требуемых компетенций; 2) социальную - реализует индивида в социуме за счет формирования навыков взаимодействия с окружающей средой и находящихся в ней субъектами и функциональной грамотности (в т.ч. soft skills); 3) личностную - реализует индивида за счет удовлетворения индивидуальных познавательных потребностей.

Предусматривается двухэтапная реализация Концепции (1 этап -2016-2020 гг., 2 этап - 2020-2025 гг.) с формированием комплекса мероприятий, в том числе проведение ежегодных мониторингов с целью выявления числа организаций, реализующих основные и дополнительные образовательные программы непрерывного образования; контроля за ходом реализации мероприятий Концепции.

Отмечено, что ввиду ускоренных темпов развития экономики происходит увеличение разрыва между полученным теоретическим образованием в совокупности с практической составляющей и запросами работодателей, что приводит к увеличению доли производственного обучения, корпоративного образования, практико-ориентированных мероприятий (конференции, тренинги, семинары и т.д.), а также к переосмыслению функционала HR-служб. По результатам исследований по вопросам проблемы занятости (2014 г.) в производственном обучении было занято порядка 60% от общего числа граждан (от 25 до 54 лет), обучавшихся по программам дополнительного образования.

Основной идеей Концепции становится мысль о развитии преобладающего на сегодняшний день направления неформального образования, способного обеспечить потребность взрослого контингента в непрерывном профессиональном развитии.

Ввиду стремительных темпов развития экономики приобретают актуальность так называемые Soft Skills - мягкие (сквозные) навыки, формирующие компетенции критического мышления, повышающие адаптивность индивида, что позволяет эффективно осваивать современные виды деятельности. Обновленные требования, предъявляемые к перечню компетенций (ключевых, мягких, личностных), в условиях экономической нестабильности позволяют с большей вероятностью успешно трудоустроиться в дальнейшем, что будет вести за собой снижение уровня безработицы.

В более узконаправленном документе - в проекте профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации» - требованиями к необходимым знаниям блока С (руководитель образовательной организации высшего образования, организации дополнительного профессионального образования) являются приоритетные направления федеральной и региональной политики в сфере непрерывного профессионального образования [10], в области управления развитием, управления образовательной деятельностью и воспитательной работой, а также в представлении образовательной организации в отношениях с различными субъектами. Однако в остальных блоках (A, B) данное требование к знаниям не представлено, что говорит об ориентации документа на непрерывное образование для взрослого контингента (таблица 1).

Таблица 1

Выдержка из проекта профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации»

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции

Код Наименование Уровень квалификации Наименование Код Уровень (подуровень) квалификации Необходимые знания

С Руководство образовательной организацией высшего образования, организацией 8 Руководство развитием образовательной организации высшего образования, организации дополнительного профессионального образования С/01.8 8 Приоритетные направления федеральной и региональной политики в сфере непрерывного

дополнительного профессионального Руководство образовательной деятельностью и воспитательной профессионального образования

образования работой организации высшего образования, организации дополнительного профессионального образования С/02.8

Представление образовательной

организации высшего образования, организации

дополнительного

профессионального образования

в отношениях с органами С/05.8

государственной власти,

органами местного

самоуправления, общественными и иными

организациями

Таким образом, анализ научной литературы и нормативно-правовой базы показал, что на сегодняшний день российская образовательная политика сконцентрирована в большей степени на решении вопроса обеспечения рынка труда квалифицированными специалистами, соответствующими запросам цифровой экономики, и ориентирована на непрерывное образование в профессиональном аспекте. Для этого планируется осуществление интеграции деятельности различных субъектов, реально осуществляющих образовательную деятельность или потенциально подходящих для нее, а также для прочих заинтересованных сторон (органов власти различных уровней, работодателей, некоммерческих социально ориентированных организаций, отдельных личностей и прочих субъектов). Посредством модернизации системы непрерывного образования планируется повышение качества трудового потенциала, осуществление профессиональной мобильности, повышение конкурентоспособности в условиях проводимой государственной политики, т.е. формирование благоприятной среды, в которой возможно быстрое реагирование на экономические запросы от государства.

В подавляющем большинстве нормативно-правовых документов отмечено, что одной из основных проблем, несмотря на почти стопроцентное подключение образовательных организаций к Интернету, является несформированность полноценной информационной образовательной среды на всех уровнях образования.

Остро стоит вопрос применения ИКТ для инновационных форм и методов обучения в приоритетном на сегодняшний день дистанционном образовании и медиаобразовании, в т.ч. в вопросах применяемых методов, в особенности ИКТ и современных образовательных технологий (открытое образование, различные форматы электронного обучения), не только с целью экономии временных ресурсов, но и для более полного охвата всех категорий населения (в т.ч. лиц с ограниченными возможностями, проживающих в отдаленных районах и т.д.), проживающих на территории РФ, либо граждан РФ за рубежом.

В условиях реализации вышеобозначенного направления российской государственной образовательной политики необходимо обратить свое внимание на крайне важный субъект отношений в области непрерывного образования - систему оценки знаний и компетенций. Оценочные системы, реализующиеся в государствах - участниках ЮНЕСКО, имеют обширный накопленный эмпирический опыт в реализации проектов непрерывного образования, в т.ч. неформального и информального образования, последнее из которых, согласно теоретическим исследованиям, является причиной побуждения к саморазвитию и самосовершенствованию личности ввиду междисциплинарного характера и широкого охвата всех сфер жизнедеятельности, что важно для всех категорий населения начиная с дошкольного возраста. Построение комплексных оценочных систем непрерывного образования позволит наиболее эффективно сформировать целостное общество, способное к естественной (а не вынужденной) самомотивации к развитию.

RVA (Récognition, Validation and Accréditation of the Outcomes of Nonformal and Informal Learning - признание, подтверждение и аккредитация результатов неформального и информального образования) - это система, позволяющая оценить спектр знаний, навыков, компетенций, полученных человеком в разных ситуациях на разных этапах жизни. Данная практика не нова, существует уже несколько десятилетий в развитых странах, например в Австралии, Новой Зеландии, Великобритании, США, Канаде, в развивающихся странах (ЮАР, Филиппины), для которых более характерна аббревиатура RPL (Récognition of Prior Learning - признание предшествующего обучения»), а их частичные аналоги можно встретить и в других государствах.

Основные идеи о необходимости в признании, подтверждении и аккредитации (далее - RVA) знаний и компетенций, получаемых человеком в рамках любой образовательной деятельности, помимо формальной, были озвучены на Шестой конференции по вопросам образования взрослых, прошедшей в Бразилии (CONFINTEA VI) [15]. Данные идеи были одобрены делегациями стран - участниц ЮНЕСКО с последующими рекомендациями по разработке основной концепции модели признания и оценки знаний и навыков, полученных любыми способами, помимо формального. Государства, в свою очередь, взяли на себя обязательство сформировать или модернизировать (в зависимости от актуального уровня развития системы образования) способы и средства признания данных форм образования.

Впоследствии, в ходе проведения исследований различных подходов RVA в зарубежных странах (по данным ЮНЕСКО), стало очевидным, что в подобных системах присутствуют элементы, присущие двум различным моделям, которые представлены следующим образом:

1. Конвергентная модель - подтверждение результатов образовательной деятельности, встроенное в образовательную систему.

2. Дивергентная (параллельная) модель - независимое подтверждение результатов образовательной деятельности, ориентированное на определенные изменения внутри системы.

В целом различие между конвергентной и дивергентной моделями можно выявить с помощью следующих подходов в подтверждении компетенций: обобщающего и формирующего.

Обобщающий подход направлен на формальную процедуру аттестации, в рамках которого оценивается опыт индивида в соответствии с квалификацией и национальным образовательным стандартом (NQF -National Qualifications Framework). Основное внимание уделяется аттестации, и это является основной целью индивида.

Формирующий подход направлен на личностный и карьерный рост, а процедура аттестации является более неформальной и соответствует конкретной траектории развития в аспектах профессиональной деятельности, добровольного начала и дальнейшего развития и образования.

На системном уровне выбор между конвергентной или дивергентной моделью может быть связан с основными национальными ориентирами государства. Существует качественное различие между RVA (основанной на

стандартах, определенных в NQF, - дивергентной) и RVA (встроенной в образовательные и тренинговые системы - конвергентной). Примером последней является система критериев, при помощи которых сравнивают неформальное образование со стандартами формального базового образования (конвергентный метод), встречающийся в странах с большим объемом неформального базового образования.

Критерии национальных квалификационных систем могут изменяться в зависимости от требований. К примеру, если аттестацию проходит индивид в системе профессионально-технической направленности (TVET - Technical and Vocational Education and Training - профессионально-техническое образование и подготовка), требования будут изменяться относительно системы образования или относительно рынка труда. Происходит влияние на процесс построения системы обучения и принятия экзаменов: с одной стороны, мы опираемся на квалификационные стандарты, с другой - на критерии эффективности на рабочем месте.

Во многих развивающихся странах национальные квалификационные стандарты воспринимаются как средство подтверждения уровня знаний и компетенций, получаемых вне формального сектора образования, помогая тем, кто по какой-то причине оказался вне классической формализованной академической системы образования, получить более профессионально ориентированную и целенаправленную подготовку. Таким образом, признание неформального и информального обучения становится ключевым вопросом и скорее коррелирует с дивергентной моделью. Однако большинство стран, как правило, сочетают в себе элементы обеих моделей.

В целом на сегодняшний день подтверждение трудовых компетенций происходит чаще в дивергентных системах, поскольку зачастую других систем пока не существует в рамках формальной системы образования и подготовки педагогических кадров для подобного типа образования. В некоторых странах подтверждение происходит через систему образования (конвергентная модель) или через специально разработанную систему компетенций на основе профессиональных квалификационных стандартов для взрослых (Финляндия).

Таким образом, исследование информационного поля дало понять, что на сегодняшний день в Российской Федерации актуально формирование системы непрерывного образования в целом и в частности - направления неформального образования (системы дополнительного профессионального образования: курсов переквалификации, повышения квалификации; тренингов и семинаров, в т.ч. обучение на рабочем месте, являющихся дополнением к основному профессиональному образованию, и т.д.) и развитие информального образования, формирующего среду мотивации к развитию.

Продолжается формирование системы квалификаций в рамках национальных стандартов, развивается система независимой оценки квалификаций (НОК), т.е. превалирует в большинстве своем дивергентная модель. Однако наблюдаются тенденции к преобразованию системы образования как в целом, так и в частности. На данный момент есть

возможность пойти по пути стран, имеющих успешный опыт в развитии системы непрерывного образования: начать плавный переход в развитие конвергентной модели, продолжить постепенное развитие дивергентной и конвергентной моделей, комбинируя их элементы и уравновешивая присутствие обеих моделей в системе образования, что позволит создать адаптивную и устойчивую систему; направить силы на развитие системы аттестации и признание предшествующих знаний и опыта (неформального и информального) в качестве вспомогательной функции в общей системе образования как элемента образования на рабочем месте.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимо следовать определенным принципам: придерживаться одной и той же образовательной политики, а образовательные продукты разрабатывать в соответствии с ней. В процессе реализации необходима подготовка педагогических кадров, способных качественно реализовывать основные идеи непрерывного образования. В том числе необходимо создание единого электронного банка структурированных данных, хранящих в себе информацию о достижениях индивидов по всем направлениям образования (формальном, неформальном, информальном). Среда непрерывного образования должна вдохновлять на обучение, формировать стремление у индивида к дальнейшему развитию, быть поликультурной, ею должно охватываться максимальное количество категорий граждан с учетом интересов различных культур.

Литература

1. Вершловский С.Г. Непрерывное образование как фактор социализации [Электронный ресурс] // Общество «Знание» России: [сайт]. URL: http://www.znanie.org/jornal/n1_01/ne preriv_obraz.html (дата обращения: 14.02.2018).

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/ (дата обращения: 14.01.2018).

3. Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] // Союз ДПО: [сайт]. URL: http://www.dpo-edu.ru/?page_id=13095 (дата обращения: 16.01.2018).

4. Международная стандартная классификация образования - МСКО 2011 [Электронный ресурс] // Uis.unesco: [сайт]. URL: http://uis.unesco.org/sites/default/files/documents/isced-2011-ru.pdf (дата обращения: 03.02.2018).

5. О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.: распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 №2227-р [Электронный ресурс] // Гарант: [портал]. URL: http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/70006124/ (дата обращения: 03.11.2017).

6. О Федеральной целевой программе развития образования на 20062010 годы: постановление Правительства РФ от 23.12.2005 №803 [Электронный ресурс] // Гарант: [портал]. URL:http://base.garant.ru/189041/ (дата обращения: 28.10.2017).

7. О Федеральной целевой программе развития образования на 20112015 годы: постановление Правительства РФ от 07.02.2011 №61 [Электронный ресурс] // Гарант: [портал]. URL: http://base.garant.ru/55170694/ (дата обращения: 28.10.2017).

8. О Федеральной целевой программе развития образования на 20162020 годы: постановление Правительства РФ от 23.05.2015 №497 [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки России: [сайт]. URL: https://минобрнауки.рф/документы/5930/файл/4787/FCPRO_na_2016-2020_gody.pdf (дата обращения: 28.10.2017).

9. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ [Электронный ресурс] // Гарант: [портал]. URL: http://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 23.11.2017).

10. Об утверждении проекта профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации»: проект приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 23.06.2016 г. [Электронный ресурс] // Гарант: [портал]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56574265/ (дата обращения: 18.11.2017).

11. Окерешко А.В. Информальное образование: опыт определения понятия Непрерывное образование взрослых // Материалы Международного форума. СПб.: ИНОВ, 2015. С. 67-72; 350 с.

12. Окерешко А.В. Стимулирование педагогов к информальному образованию в процессе повышения их квалификации: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Великий Новгород, 2016. 263 с.

13. Развитие образования на 2013-2020 годы: Государственная программа Российской Федерации [Электронный ресурс] // Консорциум Кодекс: [сайт]. URL: http://docs.cntd.ru/document/499091784 (дата обращения: 14.12.2017).

14. Якушкина М.С. Анализ состояния и перспектив развития неформальных производственных практик // Перспективы науки и образования. 2013. №4. С. 39-48.

15. Final Report of Sixth International Conference on Adult Education «Confintea VI» [Электронный ресурс]. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/ 0018/001877/187790e.pdf (дата обращения: 23.11.2017).

16. Madhu Singh. Global Perspectives on Recognising Non-formal and Informal Learning. Why Recognition Matters // Technical and Vocational Education and Training: Issues, Concerns and Prospects. Hamburg: UNESCO Institute for Lifelong Learning, 2015.

Chekulaeva Yuliya Alekseevna,

The Federal State Budget Scientific Institution

«Institute of Education Management of the Russian Academy of Education»,

the Scientific researcher,

chekulaeva1@yandex.ru

CURRENT ISSUES OF LIFE-LONG LEARNING SYSTEM

IN RUSSIAN FEDERATION AND POSSIBLE WAYS OF THEIR SOLUTION CONSIDERING INTERNATIONAL

EXPERIENCE

Annotation

Key definitions of life-long learning are set out in this article. An actual situation of life-long learning system in Russian Federation is determined. Foreign experience of knowledge and competences recognition of non-formal and informal learning is presented. Keywords:

life-long professional learning; formal learning; non-formal learning; informal learning; convergent and divergent models.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.