Научная статья на тему 'Роль информационно-образовательного интернет-пространства в непрерывном образовании личности'

Роль информационно-образовательного интернет-пространства в непрерывном образовании личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1091
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕРНЕТ / НЕФОРМАЛЬНОЕ И ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / САМООБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / LIFELONG LEARNING / INTERNET ENVIRONMENT / NON-FORMAL AND INFORMAL EDUCATION / SELF-DIRECTED LEARNING / INFORMATION AND EDUCATIONAL ONLINE ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лызь Наталья Александровна, Истратова Оксана Николаевна

Значительная часть неформального и информального образования, обеспечивающего непрерывность и целостность образования личности, сегодня реализуется в интернет-пространстве. Эти процессы весьма отличны от традиционной образовательной деятельности и незначительно изучены. Цель статьи: проанализировать возможности информационно-образовательного интернет-пространства в непрерывном образовании личности, систематизировать особенности деятельности обучающихся в интернет-пространстве, выделить формы информационно-образовательной деятельности, обеспечивающие непрерывное образование. Исследование основано на постнеклассической методологии, в нем применены методы теоретического анализа проблемы, сравнительно-сопоставительного анализа, ориентирующих обобщений. Показано, что Интернет становится информационно-образовательным пространством непрерывного образования, когда его возможности «встречаются» с потребностями и целями субъекта, реализующимися в его информационно-образовательной деятельности. На основе анализа понятий информационного поведения, информационно-коммуникационной деятельности, учебно-познавательной деятельности в Интернете, саморегулируемого обучения и самообразовательной деятельности охарактеризованы особенности и формы информационно-образовательной деятельности в интернет-пространстве. Впервые показан многоаспектный и самоорганизуемый характер такой деятельности, ее личностная, педагогическая и Интернет-обусловленность. Результаты могут служить основой для дальнейших исследований проблемы непрерывного образования, реализующегося в интернет-пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лызь Наталья Александровна, Истратова Оксана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INFORMATION AND EDUCATIONAL INTERNET ENVIRONMENT IN A PERSONALITY’S LIFELONG LEARNING

A large part of non-formal and informal education, ensuring the continuity and integrity of the education, is now realized online. These processes are very different from traditional educational activities and have been poorly understood. The purposes of the article are: to analyze the possibilities of information and educational Internet environment in the lifelong education; to systematize the characteristics of the online students’ activities; to identify the forms of information and educational activities that provide lifelong learning. The study is based on post-non-classical methodology. Literature review, methods of comparative analysis and orienting generalizations were used. It is shown that the Internet becomes an online learning environment for lifelong learning when its capabilities “meet” the individual’s needs and goals, which are realized in his or her informational and educational activities. Based on the analysis of the concepts of informational behavior, information and communication activities, educational and cognitive online activity, self-regulated learning and self-directed learning, the features and forms of online information and educational activities are highlighted. The multidimensional and self-managing nature of such activities and its personal, pedagogical and Internet regulation are shown for the first time. The results can be used as a basis for further research of the problem of lifelong leaning in Internet environment.

Текст научной работы на тему «Роль информационно-образовательного интернет-пространства в непрерывном образовании личности»

Непрерывное образование в течение жизни

УДК 378.016 + 004.738.5 DOI: 10.14529/ped190104

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВА В НЕПРЕРЫВНОМ ОБРАЗОВАНИИ ЛИЧНОСТИ

Н.А. Лызь, О.Н. Истратова

Южный федеральный университет, г. Таганрог, Россия

Значительная часть неформального и информального образования, обеспечивающего непрерывность и целостность образования личности, сегодня реализуется в интернет-пространстве. Эти процессы весьма отличны от традиционной образовательной деятельности и незначительно изучены. Цель статьи: проанализировать возможности информационно-образовательного интернет-пространства в непрерывном образовании личности, систематизировать особенности деятельности обучающихся в интернет-пространстве, выделить формы информационно-образовательной деятельности, обеспечивающие непрерывное образование. Исследование основано на постнеклассической методологии, в нем применены методы теоретического анализа проблемы, сравнительно-сопоставительного анализа, ориентирующих обобщений. Показано, что Интернет становится информационно-образовательным пространством непрерывного образования, когда его возможности «встречаются» с потребностями и целями субъекта, реализующимися в его информационно-образовательной деятельности. На основе анализа понятий информационного поведения, информационно-коммуникационной деятельности, учебно-познавательной деятельности в Интернете, саморегулируемого обучения и самообразовательной деятельности охарактеризованы особенности и формы информационно-образовательной деятельности в интернет-пространстве. Впервые показан многоаспектный и самоорганизуемый характер такой деятельности, ее личностная, педагогическая и Интернет-обусловленность. Результаты могут служить основой для дальнейших исследований проблемы непрерывного образования, реализующегося в интернет-пространстве.

Ключевые слова: непрерывное образование, Интернет, неформальное и информальное образование, самообразование, информационно-образовательная деятельность.

Введение. Переосмысливая в контексте тенденций развития мира понятие образования в самом широком смысле, можно говорить о нем как о непрерывном процессе постоянного целенаправленного накопления человеком жизненного и профессионального опыта, процессе целостного личностно-профессионального развития, осуществляемого в течение всей жизни. Не случайно все больше внимания уделяется непрерывному образованию, которое рассматривается как сложная, динамическая, открытая социально-педагогическая система, совокупность средств, способов и форм приобретения, углубления и расширения образования, обеспечивающая рост потенциала личности в течение жизни [6].

С появлением новых каналов и источников информации, с ростом возможностей доступа к информационным сегментам совре-

менного мира формальное образование, осуществляемое в рамках образовательных организаций, утрачивает возможность реализации всех основных функций образования [22]. Полноту и целостность непрерывному образованию придают взаимосвязь формального, неформального и информального образования: неформальное образование, как правило, реализующееся в организациях дополнительного образования, на занятиях с наставником или репетитором, выполняет функции актуализации, дополнения и интеграции знаний, умений, навыков; информальная составляющая образования, являющаяся неотъемлемым атрибутом жизнедеятельности и протекающая вне рамок системы образования, за счет реализации личных целей и интересов человека способствует преодолению дискретности образования [9]. Если оценивать вклад каждой

составляющей в формирование опыта человека на протяжении всей его жизни, то, вероятно, информальное образование окажется сегодня на ведущих позициях.

Под информальным образованием понимается реализуемый в ходе повседневной жизни и профессиональной деятельности процесс освоения новых знаний и навыков из ресурсов окружающей среды, индивидуальная познавательная деятельность, которая не имеет атрибутов педагогической формы [12]. Ин-формальное образование может побуждаться сиюминутным или стойким интересом к чему-то, возникновением вопроса (ситуации), побуждающего к поиску ответа, или случайностью [12]. Неформальное образование, как правило, более целенаправленно, однако оно также побуждается внутренними мотивами и может организовываться самим обучающимся, что обусловливает общность ряда характеристик этих двух форм образования и позволяет исследователям рассматривать их совместно [20].

Усиление позиций неформального и ин-формального образования в современном мире обусловлено как социальными тенденциями, актуализирующими постоянное самообразование, так и развитием информационно-коммуникационных технологий, образовательных интернет-ресурсов и информационных структур, позволяющих любому человеку самостоятельно улучшать знания и умения, дополняя формальное образование [12, 15, 17, 20, 24]. «Сам Интернет, по сути, уже является в определенной мере дистанционным образованием, хотя как таковой он не связан ни с одним образовательным учреждением или формальным обучением» [18, с. 90]. По данным социологического исследования [17] 67,6 % респондентов имеют опыт обучения в Интернете, 16,8 % пользователей активно занимаются самообразованием в сети, используя открытые онлайн-курсы, системы дистанционного обучения и т. д.; Интернет как образовательную среду используют предприниматели (80 %), аспиранты, магистранты, докторанты (65 %), а также представители научной, гуманитарной интеллигенции (64,7 %); для самостоятельного профессионального развития постоянно используют Интернет 59,5 % респондентов.

Постановка проблемы. С одной стороны, Интернет как информационно-образовательное пространство имеет значительный и

неиспользуемый в полной мере потенциал [15], с другой стороны, он содержит многочисленные факторы риска [1, 13, 14, 17]. Рассматривая Интернет как информационно-образовательное пространство, можно говорить о том, что во многих своих сегментах оно не является достаточно управляемым, не обеспечивает целенаправленность и безопасность деятельности обучающегося. В связи с этим в реализации идей непрерывного образования целесообразно сопровождение образования, реализующегося посредством Интернета, что невозможно без изучения характеристик информационно-образовательного интернет-пространства и особенностей деятельности в нем. Цель статьи: проанализировать возможности информационно-образовательного интернет-пространства в непрерывном образовании личности, систематизировать особенности деятельности в интернет-пространстве, выделить формы информационно-образовательной деятельности обучающихся, обеспечивающие непрерывное образование.

Как указывает И.А. Колесникова, «социально-педагогическая действительность XXI века во многом обрела постнеклассиче-ские черты, но научное осмысление непрерывного образования продолжает осуществляться в рамках классической педагогики» [8, с. 2]. Поэтому изучение проблемы образования в интернет-пространстве требует уточнения концепций обучающегося человека и образовательной деятельности. Распространение в науке современной постнеклассической картины мира приводит к рассмотрению человека как сложной, открытой саморазвивающейся системы [7]. В связи с этим особое внимание необходимо уделять процессам мотивации, самоорганизации и саморазвития деятельности, а также обучающемуся как ее субъекту; опираться на концепции самостоятельной (самоуправляемой) образовательной деятельности. В изучении информационно-образовательной реальности целесообразно использовать системный и синергетиче-ский подходы, требующие учета целостности, иерархического строения, многоуровне-вости и нелинейности взаимосвязей в изучаемых явлениях; учитывать многообразие деятельности в интернет-пространстве, особенности информационного, коммуникативного и других видов поведения пользователей Интернет.

Интернет как информационно-образовательное пространство. Интернет может рассматриваться как огромное хранилище информации, используемой с помощью информационно-коммуникационных технологий в образовательных целях. Он может способствовать повышению эффективности деятельности, в том числе образовательной, в силу многообразия информации, оптимальности временных затрат, доступности [2]. К числу инструментов интернет-пространства, обеспечивающих образовательную деятельность, относят: платформы, включающие онлайн-курсы или предоставляющие средства для создания профиля компетенций, электронного портфолио и пр., сайты социального обучения, инструменты Web 2.0 (блоги, вики, мессенд-жеры, YouTube, Facebook и др.), мобильные технологии [20]. Таким образом, Интернет выступает не только хранилищем и поставщиком информации, но и средством активизации, управления и оптимизации образовательной деятельности.

Под информационно-образовательным пространством понимают неразрывное единство информационных ресурсов, технологий и средств информационного взаимодействия, обеспечивающих получение информации субъектами образовательного процесса в образовательных целях [3, 5]. В таком пространстве выделяется три «измерения»: во-первых, субъекты образования, во-вторых, средства обучения и электронные информационно-образовательные ресурсы, в-третьих, электронные технологии и средства коммуникации [1]. Интернет может выступать в качестве информационно-образовательного пространства, способствующего непрерывному образованию, поскольку обладает следующими характеристиками [3, 14, 15, 17, 20]: предоставляет огромный по объему контент и средства для информационного поиска, практически не имея пространственных и временных ограничений; обеспечивает избыточность, мультимедийность, многоаспектность, динамичность информации; предоставляет средства для работы с информацией (ее создания, преобразования, распространения), а также для дистанционной коммуникации; обладает высоким психоактивным потенциалом, предоставляет мотивационные стимулы в познании мира и себя самого. Все это позволяет пользователю удовлетворять информационные и образовательные потребности, потреб-

ности в личностном и профессиональном развитии; создает возможности для развития автономности личности, индивидуализированного самообразования, саморазвития, самореализации. Информационно-образовательная среда Интернет может рассматриваться как пространство осуществления самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов, совокупность компонентов информационного, социального, виртуального, предметно-пространственного окружения и условий, способствующих развивающему влиянию на студентов [14].

С точки зрения реализации процесса образования важен как информационно-образовательный потенциал интернет-пространства, так и цели обучающихся, их способность и готовность использовать этот потенциал для обогащения собственного опыта и развития. Таким образом, Интернет становится информационно-образовательным пространством непрерывного образования, когда его возможности «встречаются» с потребностями и целями субъекта, реализующимися в его информационно-образовательной деятельности. Для описания особенностей и форм такой деятельности проведем аналитический обзор различных видов деятельности (поведения) пользователей в Интернете.

Особенности деятельности в интернет-пространстве. К настоящему времени в науке накоплен определенный потенциал для изучения деятельности человека в Интернете: разработаны понятия интернет-поведения, информационного поведения, медиаповеде-ния, интернет-обусловленного поведения (опосредованного Интернетом взаимодействия). Интернет-поведение считается более узким понятием по сравнению с концептом «медиаповедение», которое, в свою очередь, «перекрывается» понятием информационного поведения - поведения индивида в многомерном и разнообразном информационном мире [16]. Однако большинство исследователей под информационным поведением понимают только его формы, реализующиеся в интернет-пространстве .

В информационном поведении наиболее изучены процессы интернет-поиска. Наряду с психологическими моделями, описывающими действия человека по поиску информации, и типовыми моделями поведения (тактиками) пользователей при тематическом поиске информации построены формализованные веро-

ятностные модели, обучающиеся из данных о пользовательских действиях (clicklogs). В отличие от моделей поисковых действий более широкие модели информационного поведения слабо разработаны и не формализованы. Наиболее полная модель предложена Т. Уилсоном [26]. Она включает: пользователя информации, пользовательские потребности, удовлетворенность (неудовлетворенность) пользователя результатами поискового запроса, передачу информации между пользователями, обмен, использование и запрос информации. При этом автор описывает стадии и факторы информационного поведения, рассматривая информационное поведение в контексте общего поведения человека, а информационные потребности - в контексте жизненных [26]. Данная модель, акцентирующая внимание не только на действиях, но и на субъекте деятельности с его целями и потребностями, может служить основой для понимания структуры и психологических особенностей информационно-образовательной деятельности обучающихся.

Следует отметить, что такая деятельность детерминируется не только самим субъектом, но и средой, в которой она реализуется. К основным характеристикам интернет-обуслов-ленного поведения относят [13]: постоянно возрастающую интенсивность интернет-контактов пользователя; гибридный характер коммуникации; использование Интернета в двух режимах - целенаправленный поиск информации и бесцельный браузинг. Интернет придает специфику и образовательной деятельности: в условиях существенной избыточности информационной среды она становится информационно-образовательной.

Из исследований, относящихся к образовательной деятельности в интернет-пространстве, можно отметить разработанную Л.К. Раицкой с соавторами концепцию информационно-коммуникационной деятельности и учебно-познавательной деятельности в Интернете. В отличие от рассмотренного выше информационного поведения в сети Интернет, данные виды деятельности не являются спонтанными и самоорганизуемыми со стороны самого субъекта. Так, информационно-коммуникационная деятельность рассматривается как «совокупность специально организованных информационно-коммуникационных взаимодействий личности, которые опосредованы, с одной стороны, реализацией

психолого-акмеологического содержания интернет-технологий; с другой - психолого-акмеологической технологией создания профессионально-образовательной среды» [2, с. 68]. Учебно-познавательная деятельность студентов в Интернете изначально организуется в условиях высшего учебного заведения при внешнем к обучающемуся целеполагании, однако информационная среда позволяет преодолевать ряд ограничений такой деятельности, результатом чего является внутренне мотивированное освоение новых для студентов знаний и способов деятельности, а также личностное развитие обучающихся [15]. К основным видам учебно-познавательной деятельности студентов в интернет-пространстве относят [15]: поисковую деятельность, практическое освоение новых технологий, интернет-коммуникацию в познавательных целях, деятельность по созданию контента, в том числе коллективное творчество, обучение с использованием различных технологий и ресурсов сети Интернет.

Таким образом, деятельность обучающихся в интернет-пространстве имеет самостоятельный характер и может определяться различными факторами: во-первых, самой личностью, ее целями, потребностями, интересами, умениями, способностями; во-вторых, спецификой интернет-пространства, его средствами и возможностями; в-третьих, педагогическими факторами. Последние не являются значимыми в информальном образовании, а имеют место только в том случае, если деятельность осуществляется в русле реализации образовательных задач и/или в специально организованных средах и формах. Также в контексте нашего исследования важным представляется следующее утверждение Л.К. Раицкой: «Учебно-познавательная деятельность студентов в интернет-среде представляет собой оптимальную форму естественной интеграции самостоятельной работы и самопознания с целеполаганием личности» [14, с. 6].

Самостоятельная и самообразовательная деятельность обучающихся в интернет-пространстве. В связи с избыточностью, многоаспектностью, динамичностью информации и сетевым характером ее организации любую информационную или учебную деятельность в интернет-пространстве можно рассматривать как самостоятельную. По степени самостоятельности учебная деятельность

может относиться к разным уровням [10]: начальному - индивидуальное выполнение учебных заданий по предписанным правилам, алгоритмам, плану; среднему - самостоятельная работа с частичной заданностью, в которой регламентируются требования к результату и/или содержанию работы, но обучающийся остается свободен в выборе подхода, контента, способов деятельности и пр.; высокому - самоорганизуемая деятельность от постановки задачи и планирования процесса ее решения до самоконтроля результатов. В зарубежной науке активная роль обучающегося в планировании, самоорганизации и самооценке учебной деятельности подчеркивается в концепции саморегулируемого обучения (self-regulatedlearning). Организация саморегулируемого обучения основана на фазовой модели, включающей: (а) планирование, (б) выполнение и волевой контроль и (с) рефлексивные процессы [27].

В современных работах наряду с понятиями учебной и учебно-познавательной деятельности используется более широкое понятие образовательной деятельности, включающее организацию собственного обучения, самообразование, выбор и реализацию собственной образовательной траектории. Самообразовательная деятельность студентов в своей развитой форме рассматривается как учебно-познавательная деятельность, направленная на профессиональное саморазвитие и самореализацию личности, имеющая внутренние источники (профессиональное самосознание, самостоятельность, самоактуализация) и механизмы самоуправления (рефлексию, самопознание, самоорганизацию, самоконтроль) [11]. Самообразовательную деятельность представляют как систему, включающую мо-тивационно-ценностный, интеллектуально-когнитивный, операционально-деятельност-ный и аналитико-оценочный компоненты [4]. В зарубежной науке все большее распространение получает концепция самонаправляемого образования или самообучения directed1earning), опирающаяся на идею о том, что концептуализация и установление целей обучения, планирование, поиск ресурсов, осуществление стратегий обучения и оценка результатов находятся под контролем обучающегося [21]. Обучение на протяжении всей жизни и самообучение являются взаимосвязанными понятиями и образуют основу друг для друга [25]. Самообучение реализуется в первую очередь в интернет-пространстве

и критически важно для обеспечения успешного накопления значимого для обучающихся опыта [23]. Поэтому в современных работах широко исследуется проблематика инфор-мального онлайн-самообучения (informal online self-directed learning; informal communitye Learning) и показано, что оно основано на таких мотивационных факторах, как любопытство, интерес, внутренняя потребность в самосовершенствовании, свобода и выбор, контроль и вовлеченность [19, 24].

Таким образом, результаты исследований позволяют говорить о том, что деятельность обучающихся в интернет-пространстве может характеризоваться разными уровнями самостоятельности: от начального до высокого. Тем не менее эта деятельность осуществляется не изолированно, а в социальном контексте, в контакте с преподавателями и сверстниками. Использование образовательных возможностей, предоставляемых интернет-пространством, ведет к трансформации характера деятельности обучающегося: изменению мотивации и регуляции деятельности, росту самоорганизации при снижении внешнего управления.

Информационно-образовательная деятельность обучающихся в интернет-пространстве. Проведенный анализ позволяет выделить следующие характеристики информационно-образовательной деятельности (ИОД):

- ИОД направлена на решение образовательных задач или осуществляется параллельно с достижением других целей (удовлетворением различных потребностей) посредством сети Интернет, имея результатом расширение жизненного, образовательного, профессионального опыта человека;

- имеет самостоятельный характер, проявляющийся на разных уровнях: от индивидуального выполнения действий до самоорганизуемой и самообразовательной деятельности;

- является личностно и интернет-обус-ловленной, а также педагогически обусловленной, если осуществляется в контексте реализации образовательных задач и/или в специально организованных формах;

- реализуется через поисковую, познавательную, коммуникативную, информационно-созидательную (создание контента) активность человека.

К формам информационно-образовательной деятельности, обеспечивающим непрерывное образование, относятся:

1) формальная ИОД - сопровождает освоение основных или дополнительных образовательных программ (изучение предусмотренных программой онлайн-курсов; использование систем дистанционного обучения, образовательных интернет-ресурсов, электронных библиотек и пр.);

2) неформальная ИОД - способствует целенаправленному расширению и углублению опыта, удовлетворению устойчивых образовательных интересов, потребностей личностного и профессионального развития при прямой или косвенной ее организации со стороны преподавателей, наставников, профессионалов (освоение самостоятельно выбранных онлайн-курсов; участие в вебинарах, видеоконференциях, онлайн-олимпиадах, конкурсах и т. п.; использование образовательных и развивающих интернет-ресурсов и пр.);

3) информальная ИОД - сопровождает повседневную деятельность человека, решение жизненных и профессиональных задач и способствует стихийному накоплению опыта (участие в группах социальных сетей, форумах, чатах, направленный поиск и обмен информацией, свободная гипертекстовая навигация с чтением текстов, просмотром видео и пр.).

Функционально ИОД обеспечивает непрерывность и целостность образования через распространенную в цифровом обществе активность человека в сети Интернет; с позиции личности ИОД позволяет оптимизировать образовательный процесс, дополнить и расширить собственный опыт, решить задачи самообразования и саморазвития.

Заключение. Проведенный анализ позволяет говорить о значительных возможностях информационно-образовательного интернет-пространства в непрерывном образовании личности, которые реализуются посредством информационно-образовательной деятельности обучающихся. Выделенные характеристики и формы такой деятельности могут служить основой для дальнейших исследований проблемы, в которой особый интерес представляет неформальная и информальная ИОД, поскольку, во-первых, неформальное и ин-формальное образование все более расширяется и «становится стилем жизни человека, стремящегося к максимальной реализации своего потенциала» [12, с. 45], во-вторых, эти формы деятельности весьма отличны от традиционной учебной деятельности и крайне незначительно изучены. Информационно-образовательная деятельность в интернет-

пространстве во многом обладает самоорганизуемым и саморазвивающимся характером, однако специфика интернет-пространства придает этой деятельности черты неопределенности и риска. Рассмотрение рисков и ограничений ИОД, а также психологической структуры такой деятельности является перспективой исследования, закладывающего основы для разработки способов сопровождения образования, реализующегося посредством сети Интернет.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-29-22019.

Литература

1. Абдуразаков, М.М. Представление информационно-образовательной среды в образовательном киберпространстве / М.М. Абдуразаков, О.Н. Цветкова, И.В. Миронова // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - Т. 8, № 6-1. - С. 167-172.

2. Гагарин, А. В. Личностно-профессио-нальное развитие студентов в информацион-но-средовых взаимодействиях / А.В. Гагарин, Л. К. Раицкая, Л.А. Быстрякова // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Социально-экологические технологии. - 2013. - № 1. - С. 63-76.

3. Диких, Э.Р. Подготовка студентов бакалавриата к профессиональной педагогической деятельности в информационно-образовательном пространстве: дис. ... канд. пед. наук /Э.Р. Диких. - Омск, 2014. - 193 с.

4. Иванищева, Н.А. Образование и самообразование студента: грани сопряжения в контексте социально-андрагогической парадигмы / Н.А. Иванищева // Вестник Оренбург. гос. пед. ун-та. - 2016. - № 4. -С. 268-275.

5. Иванова, Е. О. Дидактика в информационном обществе / Е. О. Иванова, И.М. Осмоловская // Педагогика. - 2009. - № 10. -С. 8-15.

6. Ипполитова, Н.В. Личностный аспект реализации принципа непрерывности в профессиональном образовании /Н.В. Ипполитова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2015. - Т. 7, № 1. -С. 7-12.

7. Клочко, В.Е. Системная антропологическая психология: понятийный аппарат / В.Е. Клочко, Э.В. Галажинский, О.М. Красно-рядцева, О. В. Лукьянов // Сибирский психол. журнал. - 2015. - № 56. - С. 9-20.

8. Колесникова, И.А. Непрерывное обра-

зование как феномен XXI века: новые ракурсы исследования / И.А. Колесникова // Непрерывное образование: XXI век. - 2013. - № 1 (1). -С. 2-18.

9. Котлярова, И.О. Информальное образование в системе непрерывного образования научно-педагогических работников / И. О. Котлярова, М. Прохазка // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». -2016. - Т. 8, № 4. - С. 16-22.

10. Лызь, Н.А. Организация деятельности студентов в высшем образовании / Н.А. Лызь, И.С. Лабынцева. - Ростов н/Д.; Таганрог: Южный федерал. ун-т, 2018. - 125 с.

11. Медведев, И.Ф. Категориальный анализ самообразования / И. Ф. Медведев // Мир науки, культуры, образования. - 2015. -№ 6 (55). - С. 96-99.

12. Павлова, О.В. Технологии информаль-ного образования / О.В. Павлова // Академия проф. образования. - 2013. - № 3-4. - С. 43-49.

13. Привалова, И.В. Интернет-обуслов-ленное поведение молодежи: содержание понятия и его характеристики / И.В. Привалова // Образовательные технологии и общество. - 2017. - Т. 20, № 3. - С. 397-408.

14. Раицкая, Л.К. Дидактическая концепция самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов в интернет-среде: автореф. дис. ... докт. пед. наук /Л.К. Раицкая. - М., 2013. - 55 с.

15. Раицкая, Л.К. Оптимизация учебно-познавательной деятельности студентов в интернет-среде / Л.К. Раицкая // Вестник МГИМО Университета. - 2013. - № 1 (28). -С. 18-21.

16. Фаблинова, О.Н. Поведение в Интернете как объект изучения социальных наук / О.Н. Фаблинова // Социологический альманах. -2015. - № 6. - С. 543-549.

17. Чванова, М.С. Исследование влияния Интернета на социальные потребности пользователей /М.С. Чванова, М.В. Храмова, И.А. Слетков и др. // Вестник Тамбов. ун-та. Серия «Гуманитарные науки». - 2016. - Т. 21, № 12 (164). - С. 7-25.

18. Щуров, И.А. Трансформация непрерывного образования инженеров в условиях форсированного развития и применения информационно-коммуникационных технологий / И.А. Щуров, С.Д. Ваулин // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». -2018. - Т. 10, № 1. - С. 78-101.

19. Bonk, C.J. Understanding the self-directed online learning preferences, goals, achievements, and challenges of MIT open-courseware subscribers / C.J. Bonk, M.M. Lee, X. Kou et al. // Educational Technology and Society. - 2015. - Vol. 18, № 2. - P. 349-365.

20. Galanis, N. Supporting, evaluating and validating informal learning. A social approach / N. Galanis, E. Mayol, M. Alier, F. José Garcia-Penalvo // Computers in Human Behavior. -2016. - Vol. 55, Part A. - P. 596-603.

21. Kim, R. Leveraging a personalized system to improve self-directed learning in online educational environments / R. Kim, L. Olfman, T. Ryan, E. Eryilmaz // Computers & Education. -2014. - Vol. 70. - P. 150-160.

22. Lyz, N. Life-creating education: new educational meanings in modern world / N. Lyz, A. Opryshko // On the Horizon. - 2016. - Vol. 24, no. 4. - P. 377-386.

23. Nasri, N.M. Self-directed learning through the eyes of teacher educators / N.M. Nasri // Ka-setsart Journal of Social Sciences. - 2017.

24. Song, D. Motivational factors in self-directed informal learning from online learning resources / D. Song, C.J. Bonk // Cogent Education. - 2016. - Vol. 3, no. 1.

25. Tekkol, I.A. An investigation of self-directed learning skills of undergraduate students / I.A. Tekkol, M. Demirel // Frontiers in Psychology. - 2018. - Vol. 9, iss. 23.

26. Wilson, T.D. Human information behavior / T.D. Wilson //Informing Science. - 2000. -Vol. 3, no. 2. - P. 49-56.

27. Zimmerman, B.J. Can computer-based learning environments (CBLES) be used as self-regulatory tools to enhance learning? / B.J. Zimmerman, K.E. Tsikalas // Educational Psychologist. - 2005. - Vol. 40, no. 4. - P. 267-271.

Лызь Наталья Александровна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии и безопасности жизнедеятельности, Инженерно-технологическая академия, Южный федеральный университет, г. Таганрог, n1yz@sfedu.ru.

Истратова Оксана Николаевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности, Инженерно-технологическая академия, Южный федеральный университет, г. Таганрог, oksana-istratova@yandex.ru.

Поступила в редакцию 10 января 2019 г.

DOI: 10.14529/ped190104

THE ROLE OF INFORMATION AND EDUCATIONAL

INTERNET ENVIRONMENT IN A PERSONALITY'S LIFELONG LEARNING

N.A. Lyz', nlyz@sfedu.ru,

O.N. Istratova, oksana-istratova@yandex.ru

Southern Federal University, Taganrog, Russian Federation

A large part of non-formal and informal education, ensuring the continuity and integrity of the education, is now realized online. These processes are very different from traditional educational activities and have been poorly understood. The purposes of the article are: to analyze the possibilities of information and educational Internet environment in the lifelong education; to systematize the characteristics of the online students' activities; to identify the forms of information and educational activities that provide lifelong learning. The study is based on post-non-classical methodology. Literature review, methods of comparative analysis and orienting generalizations were used. It is shown that the Internet becomes an online learning environment for lifelong learning when its capabilities "meet" the individual's needs and goals, which are realized in his or her informational and educational activities. Based on the analysis of the concepts of informational behavior, information and communication activities, educational and cognitive online activity, self-regulated learning and self-directed learning, the features and forms of online information and educational activities are highlighted. The multidimensional and self-managing nature of such activities and its personal, pedagogical and Internet regulation are shown for the first time. The results can be used as a basis for further research of the problem of lifelong leaning in Internet environment.

Keywords: lifelong learning, Internet environment, non-formal and informal education, self-directed learning, information and educational online activities.

The reported study was funded by RFBR according to the research project № 18-29-22019.

References

1. Abdurazakov M.M., Tsvetkova O.N., Mironova I.V. [Presentation of Information and Educational Environment in the Educational Cyberspace]. Historical and Social Educational Ideas, 2016, vol. 8, no. 6-1, pp. 167-172. (in Russ.) DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-6/1-167-172

2. Gagarin A.V., Raitskaya L.K., Bystryakova L.A. [Personal-Professional Development of Students in Information and Environmental Interactions]. Bulletin of MGGU Named after M.A. Sholokhov. Socio-Environmental Technology, 2013, no. 1, pp. 63-76. (in Russ.)

3. Dikikh E.R. Podgotovka studentov bakalavriata k professional'-noy pedagogicheskoy deya-tel'nosti v informatsionno-obrazovatel'nom prostranstve. Diss. kand. ped. nauk [Preparation of Undergraduate Students for Professional Teaching Activities in the Information and Educational Space. Diss. Cand. (Pedagogy)]. Omsk, 2014. 193 p.

4. Ivanishcheva NA. [Education and Self-Education: Moments of Blending in Terms of Socio-Andragogical Paradigm]. Bulletin of the Orenburg State Pedagogical University, 2016, no. 4, pp. 268-275. (in Russ.)

5. Ivanova E.O., Osmolovskaya I.M. [Didactics in the Information Society]. Pedagogy, 2009, no. 10, pp. 8-15. (in Russ.)

6. Ippolitova N.V. [Personal Aspect of Continuity Principle in Professional Education]. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences, 2015, vol. 7, no. 1, pp. 7-12. (in Russ.)

7. Klochko V.E., Galazhinskiy E.V., Krasnoryadtseva O.M., Luk'yanov O.V. [System Anthropological Psychology: Framework of Categories]. SiberianJournal of Psychology, 2015, no. 56, pp. 9-20. (in Russ.) DOI: 10.17223/17267080/56/2

8. Kolesnikova I.A. [Lifelong Education in the 21st Century: New Research Perspectives]. Lifelong Education: 21st Century, 2013, no. 1 (1), pp. 2-18. (in Russ.) DOI: 10.15393/j5.art.2013.1941

9. Kotlyarova I.O., Prochazka M. [Informal Learning in Continuing Education of Scientific-Pedagogical Employees]. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences, 2016, vol. 8, no. 4, pp. 16-22. (inRuss.) DOI: 10.14529/ped160402

10. Lyz' N.A., Labyntseva I.S. Organizatsiya deyatel'nosti studentov v vysshem obrazovanii [Organization of Students' Activity in Higher Education]. Rostov-na-Donu, Taganrog, Yuzhnyy feder-al'nyy universitet Publ., 2018. 125 p.

11. Medvedev I.F. [Categorical Analysis of Self-Education]. World of Science, Culture, Education, 2015, no. 6 (55), pp. 96-99. (in Russ.)

12. Pavlova O.V. [Technologies of Informal Education]. Academy of Professional Education, 2013, no. 3-4, pp. 43-49. (in Russ.)

13. Privalova I.V. [Internet-Mediated Youth Behavior: The Content of the Concept and its Characteristics]. Educational Technologies and Society, 2017, vol. 20, no. 3, pp. 397-408. (in Russ.)

14. Raitskaya L.K. Didakticheskaya kontseptsiya samostoyatel'noy uchebno-poznavatel'noy deyatel'nosti studentov v internet-srede. Avtoref. dokt. diss. [Didactic Concept of Self-Reliant Learning and CognitiveActivities of Students in the Internet Environment. Abstract of Doct. Diss.]. Moscow, 2013. 55 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Raitskaya L.K. [Optimizing Learning and Cognitive Activities of University Students in the Internet Environment]. Bulletin of MGIMO University, 2013, no. 1 (28), pp. 18-21. (in Russ.)

16. Fablinova O.N. [Behavior on the Internet as an Object of Social Sciences Study]. Sociological Almanac, 2015, no. 6, pp. 543-549. (in Russ.)

17. Chvanova M.S., Khramova M.V., Sletkov I.A., Kiseleva I.A., Molchanov A.A., Kotova N.A. [The Research of the Internet on Socials Needs of Users]. Tambov University Review. Series Humanities, 2016, vol. 21, no. 12 (164), pp. 7-25. (in Russ.)

18. Shchurov I.A., Vaulin S.D. [Transformation of Continuing Education of Engineers under Forced Development and Information-Communication Technologies Usage]. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences, 2018, vol. 10, no. 1, pp. 78-101. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped180111

19. Bonk C.J., Lee M.M., Kou X., Xu S., Sheu F.-R. Understanding the Self-Directed Online Learning Preferences, Goals, Achievements, and Challenges of MIT Opencourseware Subscribers. Educational Technology and Society, 2015, vol. 18, iss. 2, pp. 349-365.

20. Galanis N., Mayol E., Alier M., José Garcia-Penalvo F. Supporting, Evaluating and Validating Informal Learning. A Social Approach. Computers in Human Behavior, 2016, vol. 55, part A, pp. 596-603. DOI: 10.1016/j.chb.2015.08.005

21. Kim R., Olfman L., Ryan T., Eryilmaz E. Leveraging a Personalized System to Improve Self-Directed Learning in Online Educational Environments. Computers & Education, 2014, vol. 70, pp. 150-160. DOI: 10.1016/j.compedu.2013.08.006

22. Lyz N., Opryshko A. Life-Creating Education: New Educational Meanings in Modern World. On the Horizon, 2016, vol. 24, iss. 4, pp. 377-386. DOI: 10.1108/OTH-06-2016-0028

23. Nasri N.M. Self-Directed Learning through the Eyes of Teacher Educators. Kasetsart Journal of Social Sciences, 2017. DOI: 10.1016/j.kjss.2017.08.006

24. Song D., Bonk C.J. Motivational Factors in Self-Directed Informal Learning from Online Learning Resources. Cogent Education, 2016, vol. 3, iss. 1. DOI: 10.1080/2331186X.2016.1205838

25. Tekkol I. A., Demirel M. An Investigation of Self-Directed Learning Skills of Undergraduate Students. Frontiers in Psychology, vol. 9, iss. 23. DOI: 10.3389/fpsyg.2018.02324

26. Wilson T.D. Human Information Behavior. Informing Science, 2000, vol. 3, iss. 2, pp. 49-56.

27. Zimmerman B.J., Tsikalas K.E. Can Computer-Based Learning Environments (CBLES) Be Used as Self-Regulatory Tools to Enhance Learning? Educational Psychologist, 2005, vol. 40, iss. 4, pp. 267-271. DOI: 10.1207/s15326985ep4004_8

Received 10 January 2019

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

FOR CITATION

Лызь, Н.А. Роль информационно-образовательного интернет-пространства в непрерывном образовании личности / Н.А. Лызь, О.Н. Истратова // Вестник ЮУр-ГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». -2019. - Т. 11, № 1. - С. 33-41. БО!: 10.14529^190104

Lyz' N.A., Istratova O.N. The Role of Information and Educational Internet Environment in a Personality's Lifelong Learning. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2019, vol. 11, no. 1, pp.33-41. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped190104

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.