УДК 159.9:378
DOI: 10.26140/anip-2019-0802-0095
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ
© 2019
Истратова Оксана Николаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности Института компьютерных технологий и информационной безопасности Лызь Наталья Александровна, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой психологии и безопасности жизнедеятельности Института компьютерных технологий и информационной безопасности Южный федеральный университет (347922, Россия, Таганрог, улица Чехова, 2, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье приведены результаты психологического анализа информационно-образовательной деятельности (ИОД) обучающихся в интернет-пространстве. Концептуальная модель такой деятельности, включающая описание структурных и процессуальных компонентов, инвариантных и вариативных составляющих, представлена как система частных моделей: онтологической, морфологической, аксиологической и праксиологической. Описана взаимосвязь внешних действий и внутренних регуляторов, дифференцированных по видам информационно-образовательной деятельности, позволяющая дополнить, эмпирически верифицировать и объединить в систему частные модели информационно-образовательной деятельности. Эмпирически определен вклад каждого вида ИОД в общую информационно-образовательную деятельность обучающихся. Показано доминирование учебно-познавательного и поисково-познавательного видов в общей информационно-образовательной деятельности обучающихся, а также особая значимость развлекательно-познавательной ИОД как разновидности информального образования современных студентов. Описаны структурные составляющие (действия) для каждого вида ИОД и выделены их инварианты: поиск и анализ информации, общение с экспертами в сети, просмотр познавательного видео. Выявлены ведущие мотивы ИОД (учебно-познавательный и учебно-профессиональный) а также отмечена выраженность мотива саморазвития и самореализации как инвариантного личностного мотива для всех видов информационно-образовательной деятельности. Показана связь эмоций познавательного комплекса с ведущей мотивацией информационно-образовательной деятельности.
Ключевые слова: информационно-образовательная деятельность, интернет-пространство, концептуальная модель, онтологическая модель, морфологическая модель, аксиологическая модель, праксиологическая модель, действия, мотивы, эмоции, психологический анализ деятельности, студенты.
CONCEPTUAL MODEL OF STUDENTS' INFORMATION-EDUCATIONAL ACTIVITY IN THE INTERNET
© 2019
Istratova Oksana Nikolaevna, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor in Department of Psychology and Safety of Existence of Institute of Computer Technologies and Information Security Lyz' Natalia Alexandrovna, Doctor of Pedagogics, the head of the Department of Psychology and Safety of Existence of Institute of Computer Technologies and Information Security Southern Federal University (347922, Russia, Taganrog, Chekhov Street, 2, e-mail: [email protected])
Abstract. The article presents the results of the psychological analysis of students' information-educational online activity. The conceptual model of such activity includes a description of the structural and procedural, invariant and variable components. This model is presented as a system of particular models: ontological, morphological, axiological, and praxeo-logical. It is described the interrelation of external actions and internal regulators, that are differentiated by types of information-educational activities. It supplements, empirically verifies and integrates particular models of information-educational activity into the system. The empirical research showed the contribution of each type of students' information-educational activities to the general one. The dominance of educational-cognitive and searching-cognitive types in the general information-educational activity of students, as well as the special significance of entertaining-cognitive activities as a type of modern students' informal education are shown. The structural components (actions) for each type of information-educational activity are described. Their invariants are highlighted: search and analysis of information, communication with experts in the network, viewing educational video. It is identified leading motives of information-educational activity: educational-cognitive and educational-professional. The explicitness of the motive of self-development and self-realization as an invariant personal motive for all types of information-educational activities is noted. The interrelation between the emotions of the cognitive complex and the leading motivation of information-educational activity is shown.
Keywords: information-educational activity, Internet, conceptual model, ontological model, morphological model, axi-ological model, praxeological model, actions, motives, emotions, psychological analysis of activity, students.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важ- и пр.) приобретает характер информационно-образова-
ными научными и практическими задачами. Развитие тельной. Для эффективного педагогического управле-
интернет-пространства и информационно-коммуника- ния такой деятельностью необходимо ее разностороннее
ционных технологий ведет к существенным изменени- изучение и системное представление. Настоящая статья
ям в образовательной реальности, трансформируя не вносит вклад в понимание информационно-образова-только содержание, формы и средства обучения, но и тельной деятельности в интернет-пространстве посред-
характер деятельности обучающихся. Все большее рас- ством построения ее концептуальной модели.
пространение получает онлайн-обучение, и предполага- Анализ последних исследований и публикаций, в ко-
ется, что в перспективе значительная часть образования торых рассматривались аспекты этой проблемы и на
будет осуществляться в интернет-пространстве [1, 2]. которых основывается автор; выделение неразрешен-Традиционная учебная деятельность в условиях роста ных раньше частей общей проблемы. В психологиче-
информационной избыточности среды и свободы вы- ской науке накоплен значительный опыт исследования
бора (траектории, места и времени обучения, ресурсов сущности, структуры, динамики деятельности челове-314 Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 2(27)
психологические науки
Истратова Оксана Николаевна, Лызь Наталья Александровна КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННО ...
ка, доказана универсальность ее общей архитектуры. В классических работах ведущих отечественных психологов (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков и др.) деятельность рассматривается как динамическая система взаимодействия субъекта с миром; целенаправленная активность, реализующая потребности субъекта. Она характеризуется произвольностью, внутренней детерминацией, надситу-ативностью, устойчивостью по отношению к реализуемой цели. Обобщенная модель деятельности может быть представлена как система из четырех частных моделей: онтологической, морфологической, аксиологической, праксиологической [3]. Именно эти теоретико-методологические предпосылки и ракурсы рассмотрения положены в основу психологического анализа и построения частных моделей информационно-образовательной деятельности в интернет-пространстве (ИОД). В качестве теоретической базы также выступили: отечественная теория учебной деятельности [4, 5], представления о самостоятельной (самоуправляемой) деятельности обучающихся [6-12], характеристики деятельности в дистанционном образовании и в интернет-пространстве [11, 13-15].
Формирование целей статьи (постановка задания). Целью исследования стало построение концептуальной модели ИОД обучающихся. В связи с новизной изучаемой проблемы при построении модели ИОД оказалось необходимым эмпирическое «достраивание» теоретически выверенного конструкта и интеграция частных моделей на уровне содержательного описания и анализа взаимосвязи внешнего и внутреннего «планов» деятельности. Поэтому для построения модели были проведены эмпирические исследования, результаты которых использовались для решения данной задачи.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Онтологическая модель информационно-образовательной деятельности описывает ее сущностные основы и детерминанты. ИОД, как и любая другая, характеризуется субъектностью, активностью, предметностью, целенаправленностью, осознанностью; имеет цель, предметное содержание, средства и способы, результат. Информационно-образовательная деятельность - это самостоятельная личностно, социально и интернет обусловленная познавательная, поисковая, коммуникативная и информационно-созидательная активность субъекта, реализующаяся посредством сети интернет, направленная на решение образовательных задач и/ или имеющая результатом расширение его жизненного, образовательного, профессионального опыта [16]. Личностная обусловленность проявляется в самостоятельном и субъектном характере ИОД, ее зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей, а также от мотивационной и технологической готовности субъекта к ее реализации. Социальная обусловленность отражает влияние факторов разных уровней: общественно-культурных и технико-технологических тенденций развития социума; прямого или косвенного педагогического управления деятельностью обучающихся; взаимодействия с наставниками и сверстниками. Интернет, как фактор, обусловливающий ИОД, определяет привлекательность и «затягивающий» характер деятельности, нелинейность деятельности обучающегося, специфичность работы когнитивных процессов, снижение ответственности за производимые действия.
Морфологическая модель информационно-образовательной деятельности описывает ее форму и строение. Центральным компонентом ИОД является субъект, осуществляющий субъект-объектные и субъект-субъектные взаимодействия, реализуя тот или иной вид активности. В структуре ИОД можно выделить следующие ее виды: учебно-познавательная - близкая к традиционной деятельность по освоению знаний и умений в процессе работы с электронными образовательными ресурсами
интернет-пространства; поисково-познавательная - деятельность, связанная с поиском информации о конкретном явлении (факте, процессе, понятии) в сети интернет; коммуникативно-познавательная - расширение знаний и умений в процессе взаимодействия с другими пользователями сети интернет; информационно-созидательная
- деятельность по созданию, презентации, трансляции собственного контента; развлекательно-познавательная
- как правило, нецеленаправленная активность в сети, сопровождающаяся просмотром новостных лент социальных сетей, относительно хаотичной гипертекстовой навигацией и пр. Каждый вид ИОД предполагает релевантные ему действия и операции, часть которых являются инвариантными, а часть - вариативными, зависящими от индивидуальных особенностей и условий деятельности.
Аксиологическая модель информационно-образовательной деятельности определяет ее ценностно-смысловые основания и связанные с ними мотивационные регуляторы. Значимые для субъекта ценности самообразования, саморазвития, самореализации, а также стремление удовлетворить познавательные, социальные и другие потребности определяют характер мотивов и целей ИОД. По источнику, находящемуся в ценностно-смысловой сфере человека, можно выделить четыре группы мотивов ИОД: познавательные (интерес к получению знаний, любознательность, получение удовольствия от интеллектуальной деятельности и др.); профессиональные (желание освоить профессиональный опыт, стать профессионалом, повысить квалификацию и др.); социальные (стремление к общению, достижениям, признанию, высокому социальному статусу и др.); личностные (чувство самоуважения и честолюбия, понимание развивающего значения образования, потребность в саморазвитии, стремление к самоутверждению, самореализации и др.).
Праксиологическая модель информационно-образовательной деятельности описывает процесс ее реализации, а также факторы ее эффективности. Обобщенная структура ИОД представлена мотивационно-ориенти-ровочным, исполнительно-операционным, контрольно-оценочным звеньями. Процессуальная структура ИОД включает компоненты / стадии, предполагающие последовательность взаимосвязанных внешних и внутренних действий: 1) постановка / принятие цели; 2) планирование и поиск ресурсов; 3) исполнение; 4) отслеживание / рефлексия результатов; 5) завершение или коррекция деятельности или коррекция цели. При этом принятие цели, исполнение и отслеживание результатов являются инвариантными компонентами, а остальные - вариативными. Это связано с тем, что функционирование ИОД зависит от локализации управления в континууме «внутреннее - внешнее». По степени участия самого субъекта (обучающегося) в реализации управленческих функций можно выделить три вида ИОД [16]: частично регулируемая, саморегулируемая и самоуправляемая. К внешним факторам эффективности ИОД можно отнести наполнение интернет-пространства, качество методического обеспечения, организацию онлайн-обучения и компетентность педагогов/ наставников. Внутренние факторы эффективности ИОД определяются характеристиками обучающихся: компетенциями в сфере информационно-коммуникационных технологий и онлайн-об-щения, метакогнитивными способностями и когнитивными стилями, мотивацией, умениями саморегуляции и самоуправления, волевыми качествами.
В совокупности рассмотренные частные модели информационно-образовательной деятельности позволяют достаточно полно представить ее обобщенную концептуальную модель. Для уточнения этой модели необходимо описание содержательных особенностей деятельности и установление взаимосвязи ее внешнего и внутреннего «планов». Для этого было проведено эмпирическое исследование с участием студентов первого курса
(17-19 лет) 1Т-направлений и специальностей Южного федерального университета (164 человека). Методом исследования выступило анкетирование по специально созданной анкете в соответствии с пятью выделенными в морфологической модели видами ИОД. Респондентам предлагалось описать действия и оценить вклад каждого вида деятельности в их информационно-образовательную деятельность в целом. Аксиологический аспект модели эмпирически конкретизировался в выявлении мотивов каждого вида ИОД, а также в рассмотрении эмоционального отношения обучающихся к информационно-образовательной деятельности в целом. Для этого респонденты с специальном бланке делали по 3 выбора из 18 эмоций, а затем результаты были структурированы в эмоциональные комплексы [17].
Содержательное наполнение морфологической модели ИОД было реализовано через описание действий, составляющих каждый ее вид. Так, учебно-познавательная ИОД описывалась респондентами через следующие формы активности / действия (представлены в порядке убывания по частоте упоминания участниками исследования): изучение электронных ресурсов (учебников, пособий, документов, книг) (30 %), отработка учебных навыков на тренажерах / выполнение практических заданий и лабораторных работ (24 %), прохождение он-лайн-курсов и вебинаров (13 %), поиск необходимой информации (13 %), просмотр учебного видео /лекций (8 %), обсуждение интересующего вопроса с экспертами в сети (8 %), выполнение контрольных работ (4 %). Поисково-познавательная ИОД описана респондентами через следующие виды действий: выбор и использование поисковых систем (26 %), отбор релевантной информации (26 %), анализ информации (анализ информации из разных источников, сопоставление результатов поиска) (23 %), ввод запроса (по ключевым словам и фразам) (19 %), анализ отзывов на материал для дальнейшего принятия решения о его использовании (6 %). Коммуникативно-познавательная ИОД представлена в описаниях респондентов в следующих действиях: обсуждение вопросов в чате /форуме (38 %), общение с экспертами в интересующей области (16 %), распределение ролей в чате при выполнении совместного проекта (13 %). По 6 % «набрали» следующие действия: создание чата, участие в видеоконференциях, групповое принятие решения, анализ информации, совместный сбор данных. Также в данном виде деятельности был представлен ответ: «рефлексия полученного опыта совместного решения задачи» (3 %). Информационно-созидательная ИОД описана следующим образом: создание контента (32 %), загрузка контента (15 %), изучение предметной области и технологий по созданию контента (12 %), поиск путей зарабатывания денег на представлении своего контента (12 %); реклама контента (9 %), создание пространства для размещения контента (9 %), обсуждение контента в сети / работа с обратной связью (9 %); развитие навыков по созданию контента (2 %). Действия, составляющие развлекательно-познавательную ИОД, представлены следующим образом: просмотр новостных лент (28 %), поиск информации по интересующему вопросу (22 %), общение в сети с экспертами и на форумах (19 %), просмотр онлайн-видео (12 %), создание поисковых запросов (7,5 %), «блуждание» по сети (9 %).
Таким образом, в перечисленных действиях можно выделить следующие инварианты, общие для нескольких видов ИОД: общение с экспертами, просмотр познавательного видео, поиск информации, анализ информации. Остальные составляющие определяют специфику каждого вида ИОД, представленных у обучающихся в разной степени, что представлено в таблице 1.
Как видно из таблицы, информационно-образовательная деятельность в интернет-пространстве реализуется у студентов в основном в традиционных формах: учебно-познавательной и поисково-познавательной, что подтверждено статистически в сравнении с коммуни-
кативно-познавательной ИОД (на уровне тенденции) и информационно-созидательной ИОД. Иными словами, в основном ИОД реализуется студентами путем получения знаний и умений в процессе различных форм онлайн-обучения и поиска информации в интернет-пространстве.
Таблица 1 - Распределение видов ИОД и их выраженности у студентов
ИОД (26 %) Понсково-ИОД (25 %) Коммуникатнвно- ИОД(17%> Икформацн онно-созндательная ИОД (13%) Развлекательно-ИОД (19 %)
Учебно- познавательная ИОД (26 %} Различий нет ф*аш= 1.757 (р < 0,05) Ф*юш= 2.S5 (р<0,01) Различии нет
Поисково- познавательная ИОД (25 %) Различий нет ср'аш = 2.01 (р £ 0,05) Ф*»ш= 3.106 (Р<0,01) Различии нет
Как правило, эти два вида деятельности тесно связаны между собой. Обсуждение вопросов, связанных с решением образовательных задач, (коммуникативно-познавательная ИОД) выражена меньше, но статистическая проверка полученных данных показала, что данные различия с первыми двумя видами ИОД находятся в зоне неопределенности, что говорит о том, что данный вид тоже значим в ИОД студентов. Стоит отметить, что с распространением проектных и интерактивных методов обучения необходимость коммуникации и обмена опытом участников повышается, что способствует распространению коммуникативно-познавательного вида ИОД в информационно-образовательной деятельности обучающихся в целом. Наименьшая распространенность информационно-созидательной УД, возможно, связана с тем, что респондентами были студенты первого курса, которые еще не имеют большого опыта создания и представления своего контента именно в образовательных целях. Следует отметить, что не было обнаружено различий доминирующих видов ИОД с развлекательно-познавательной. На наш взгляд, это еще раз подтверждает правомерность выделения данного вида ИОД как информального образования, распространяющегося в современных условиях высокой информационной динамики, мобильности кадров, повышенных требований к разносторонней профессиональной и общекультурной эрудиции будущего специалиста и обогащающего опыт субъектов, в том числе и образовательный [18-20].
Аксиологическая модель ИОД была апробирована в аспекте эмпирического изучения мотивов каждого из выделенных видов ИОД. Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Мотивы информационно-образовательной деятельности студентов
Учебно- | Поисково- | Коммуннкативно- Информационно- 1 Развлекательно-созидательная УД | познавательная УД
Я 1 Учебно-познавательный и профессиональный интерес (53% 145% / 7%) Самореализация и самоутверждение (33% 1 14%)
Саморазвитие и самообразование (по 20%), личный интерес (по 7%) Взаимопомощь и обмен опытом (13% / 30% / 5%)
Подготовка к контрольным учебным мероприятиям (20%) работа с актуальной информацией (14%), квалификации (7%), решение конкретных учебных задач (7%) Оценка информации н расстановка приоритетов (57%); организация деятельности (23%) Получение прибыли от продвижения (24%), тренировка ■учебных навыков (13%) Любопьпство (25%), «быть в тренде» (19%), занять себя в свободное время (8%), отвлечься от руганы (17%), релаксация (14%)
Представленные в аксиологической модели группы мотивов (познавательные, профессиональные, коммуникативные, личностные) нашли свое отражение в результатах эмпирического исследования. Принимая во внимание, что деятельность человека (в том числе и информационно-образовательная) полимотивирована, можно увидеть, что познавательная мотивация более характерна для учебно-познавательной и поисково-познавательной ИОД, однако косвенно присутствует и в других видах (любопытство, тренировка учебных навыков). Профессиональная группа мотивов также больше выражена в первых двух видах ИОД, однако представлена и в коммуникативно-познавательной ИОД, а также, можно предположить, что мотив «быть в тренде» также может быть обусловлен профессиональными интересами. Коммуникативные мотивы ожидаемо представлены в коммуникативно-познавательном виде ИОД, где студенты приводили примеры, как правило,
психологические науки
Истратова Оксана Николаевна, Лызь Наталья Александровна КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННО ...
из такой формы групповой работы, как проектная деятельность, говоря о важности не только распределения ролей и организации совместной деятельности, но и об обсуждении важной для проекта информации (как правило, после ее поиска), фильтрации излишней информации и т.д. Однако коммуникативные мотивы оказались особенно актуальны для информационно-созидательной деятельности: студенты отмечали важность не только презентации своего контента, но и получения обратной связи по нему (обсуждение достоинств и ограничений, обмен советами по улучшению контента, по его применению). Мотив обмена опытом представлен также и в развлекательно-познавательной ИОД. Личностные мотивы широко проявились во всех видах ИОД: наиболее инвариантным, на наш взгляд, можно назвать мотив саморазвития, который представлен в вариантах собственно саморазвития, самообразования и самореализации. Таким образом, практически для всех видов ИОД актуален данный вид мотивации, что подтверждает положение онтологической модели ИОД о самостоятельном и субъектном характере ИОД. Отметим, что, если познавательная мотивация больше выражена в учебно- и поисково-познавательных видах ИОД, то личностная мотивации доминирует в информационно-созидательной и развлекательно-познавательной ИОД. Данная картина подтверждает, что информационно-образовательная деятельность осуществляется в разных ее видах, каждый из которых связан с решением как образовательных, так и специфических задач, вне собственно учебно-познавательной мотивации, что также способно расширить опыт обучающегося в процессе достижения личностных целей. Это говорит о реализации посредством ИОД как формального и неформального, так и информального образования.
Эмоциональная окраска ИОД как показатель удовлетворения образовательных потребностей и достижения целей была изучена по аналогии с исследованием эмоционального отношения к интернет-пространству Фондом развития Интернет «Дети России Онлайн» [17]. Результаты представлены на рисунке 1.
Страха н Несбывшихся
враждебности надежд
■ Позитивные эмоциональные комплексы ■ Негативные эмоциональные комплексы
Рисунок 1 - Эмоциональное отношение обучающихся к ИОД.
Результаты показывают, что в основном это положительные эмоции. Причем эмоции познавательного комплекса (интерес, любознательность, удивление; 42,5 %) доминируют над эмоциями коммуникативного (надежда, доверие, уверенность; 23,8 %) комплекса (ф*э = 2,871; р < 0,01) и эмоциями комплекса удовольствшЛрадость, удовлетворение, счастье, восхищение, восторг; 18,8 %) (ф*эмп = 3,734; р < 0,01). Данная картина полностью согласуется с выявленными результатами по доминированию учебно-познавательной мотивации у обучающихся. Негативные эмоции представлены в гораздо меньшей степени: комплекс стыда (стыд, унижение, вина; 2,3 %), комплекс страха и враждебности (страх, опасность, гнев, тревога; 3,9 %), комплекс несбывшихся надежд (печаль, разочарование; 8,7%). Выраженность последнего комплекса, скорее всего, связана с неудачами первого опыта организованного для студентов онлайн-изучения одной из учебных дисциплин, что отражено в комментариях респондентов. Г.В. Солдатова с коллегами связывает данные эмоции с негативным опытом общения
в интернет-пространстве [17]. Более детальное изучение вопроса, насколько эмоции от интернет-пользования в целом отличаются от таковых, связанных именно с образовательной деятельностью в интернет-пространстве, может быть определено как перспектива исследования.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
Таким образом, теоретически построенная концептуальная модель информационно-образовательной деятельности обучающихся в интернет-пространстве нашла свое подтверждение в эмпирической верификации частных моделей. Так, было показано, что:
- актуальность мотивации саморазвития подтверждает положение о самостоятельном и субъектном характере ИОД в онтологическом аспекте;
- при верификации морфологической модели выявлены инвариантные для всех видов ИОД действия: поиск и анализ информации, обсуждение интересующих тем с экспертами, просмотр учебного видео;
- выявлено доминирование учебно-познавательного и поисково-познавательных видов ИОД в общей ИОД, показана распространенность развлекательно-познавательного вида ИОД как информального образования;
- в аксиологическом аспекте выявлены доминирующие мотивы для каждого вида ИОД, а также инвариантная мотивация: познавательная, саморазвития, обмена опытом;
- прослежена связь внешних и внутренних структурных составляющих ИОД: познавательные действия (изучение литературы, просмотр учебного и познавательного видео, поиск и анализ информации) обусловлены познавательной (учебно-познавательный интерес, любопытство), профессиональной, личностной (саморазвитие, самореализация) мотивацией с доминированием эмоций познавательного комплекса (интерес, любопытство, удивление); коммуникативные действия (обмен опытом, общение с экспертами) обусловлены как познавательной, коммуникативной, так и личностной мотивацией;
- в эмоциональной окраске ИОД обучающихся доминируют позитивные эмоции, что может служить показателем удовлетворенности образовательных потребностей обучающихся посредством ИОД.
Перспективами исследования можно определить следующие его направления: дальнейшая детальная верификация предложенной концептуальной модели ИОД (проработка праксиологической модели с анализом процесса ИОД, изучение целей и ценностей обучающихся в аксиологической модели ИОД и т.д.); изучение роли индивидуальных особенностей обучающихся в эффективности их ИОД.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Лукша П., Песков Д. Будущее образования: глобальная повестка. Доклад Global Education Futures [электронный ресурс]. URL: http:// www.edu2035.org/pdf/GEF.Agenda_ru_fuU.pdf
2. Ilyashenko, L.K., Vaganova, O.I., Smirnova, Z.V., Prokhorova, M.P., Gladkova, M.N. Forming the competence of future engineers in the conditions of context training. International Journal of Mechanical Engineering and Technology. Volume 9, Issue 4, April 2018, Pages 10011007.
3. Суходольский Г. В. Основы психологической теории деятельности. — М.: Изд-во ЛКИ, 2008. — 168 с.
4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. — 384 с.
5. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений. — М: Академия, 1999. — 288 с.
6. Kim R., Olfman L., Ryan T., EryilmazE. Leveraging a Personalized System to Improve Self-Directed Learning in Online Educational Environments // Computers & Education, 2014. Vol. 70. Issue 1, Pages 150-160.
7. Куликова С.С. Самостоятельная образовательная деятельность студентов в информационной среде // Человек и образование. 2007. № 1-2 (10-11). С. 100-103.
8. Медведев И.Ф. Категориальный анализ самообразования //Мир науки, культуры, образования. 2015. № 6 (55). С. 96-99.
9. Нижегородцева Н.В., Жукова Т.В. Методика комплексной диагностики психологической структуры учебной деятельности студентов и готовности к обучению в вузе // Ярославский педагогический
вестник. 2015. № 1. Том II. С. 119-123.
10. Новиков А.М. Структура образовательной деятельности обучающихся //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. № 4. С. 3-12.
11. Раицкая Л.К. Дидактическая концепция самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов в интернет-среде // автореферат дис. ... доктора педагогических наук /Российский университет дружбы народов (РУДН). Москва, 2013. 55 с.
12. Sumuer E. Factors Related to College Students' Self-Directed Learning with Technology // Australasian Journal of Educational Technology. 2018. Vol. 34, Issue 4. Pages 29-43.
13. Гагарин А.В., Раицкая Л.К. Образование и развитие личности в информационно-коммуникационной деятельности // Вестник МГИМО Университета. 2013. № 2 (29). С. 178-182.
14. Горюнова Л.Н. Развитие моделей информационного поведения с позиции обобщенной психологической теории деятельности // Вестник Санкт-Петербургского Университета. 2008. Сер. 12. Вып. 3. С. 439-444.
15. Кудрина Е.В. Структура учебной деятельности студентов вузов в условиях дистанционного обучения // Вестник Костромского го-сударственногоуниверситета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2010. Т. 16. № 4. С. 54-57.
16. Лызь Н.А., Истратова О.Н. Информационно-образовательная деятельность: виды, факторы, риски //Педагогика. 2019 (в печати).
17. Солдатова Г.В., Зотова Е.Ю., Чекалина А.И., Гостимская О.С. Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об интернете / Под ред. Г.В. Солдатовой. — М., 2011. — 176 с.
18. Лызь Н.А., Истратова О.Н. Роль информационно-образовательного интернет-пространства в непрерывном образовании личности //Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2019. - Т. 11, № 1. С. 33-41.
19. Galanis N., MayolE., AlierM., José Garcia-PenalvoF. Supporting, Evaluating and Validating Informal Learning. A Social Approach. Computers in Human Behavior, 2016, vol. 55, part A, pp. 596-603.
20. Song D., Bonk C.J. Motivational Factors in Self-Directed Informal Learning from Online Learning Resources. Cogent Education, 2016, vol. 3, Iss. 1, https://doi.org/10.1080/2331186X.2016.1205838
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-2922019
Статья поступила в редакцию 28.04.2019 Статья принята к публикации 27.05.2019