Научная статья на тему 'Формирование информационной основы учебной деятельности студентов в период обучения в вузе'

Формирование информационной основы учебной деятельности студентов в период обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
442
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОСНОВА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СИСТЕМОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / УСПЕШНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / TRAINING ACTIVITIES / INFORMATION BASE OF EDUCATIONAL ACTIVITY / SYSTEM GENETIC APPROACH / SUCCESS OF EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слепко Юрий Николаевич, Цымбалюк Анна Эдуардовна

В статье проводится обсуждение результатов эмпирического исследования проблемы формирования информационной основы учебной деятельности студентов, обучающихся в педагогическом вузе. Информационная основа учебной деятельности рассматривается авторами как подсистема психологической системы деятельности, реализуемой в условиях учебно-профессионального обучения. Она рассматривается в контексте формирования других подсистем деятельности (мотивов, целей, программы, принятия решений, учебно-важных качеств), выделяемых в единую систему в системогенетическом подходе В. Д. Шадрикова. Как базу для анализа формирования информационной основы учебной деятельности в условиях учебно-профессионального обучения авторы выделяют концепцию профессионального становления и реализации личности Ю. П. Поваренкова и его представления о психологической структуре субъекта труда. По мнению авторов статьи, эти подходы позволяют проводить анализ учебно-профессионального развития на личностном (психологическом) уровне, тогда как другие существующие подходы ограничиваются лишь предметным уровнем анализа деятельности. Формирование информационной основы учебной деятельности включает качественные и количественные изменения на разных курсах обучения, разных этапах учебно-профессиональной деятельности. Ставя задачей более детальный анализ процесса формирования информационной основы учебной деятельности, авторы применяют методы корреляционного анализа, множественного регрессионного анализа, анализа корреляционного отношения. Используемые в работе методы позволили авторам уточнить существующие представления не только о связи успешности учебной деятельности и психологических особенностей ее информационной основы, но и о влиянии последней на успешность обучения студентов. Также авторами осуществлен анализ взаимовлияния реализуемой в процессе обучения деятельности на психологические особенности ее информационной основы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the Information Base of Students’ Educational Activity during Study in Higher Education Institution

In the article the discussion of the results of the empirical research of the problem of forming the information base of the educational activity of students enrolled in pedagogical University is made. The information basis of the educational activity is considered by the authors as a subsystem of the system of psychological activities implemented under the conditions of teaching and vocational training. It is considered in the context of the formation of other subsystems of the activity (motives, goals, programmes, decision-making, educational and important qualities), allocated into a single system in V. D.Shadrikov’s system genetic approach. The basis for the analysis of the formation of the information base of the educational activity in the conditions of educational and vocational training is due to the authors the concept of professional development and realization of personality by Yu.P. Povarionkov and his understanding of the psychological structure of the subject of work. According to the authors, these approaches allow them to analyse training and professional development at the individual (psychological) level, while other existing approaches are limited to the level of the analysis of the subject. Formation of the information base of the educational activity includes qualitative and quantitative changes in various courses of study, the different stages of teaching and professional activities. As the target is a more detailed analysis of the formation of the information base of the educational activity, the authors applied the methods of the correlation analysis, multiple regression analysis, correlation analysis of relationships. The use of these methods allowed the authors to clarify existing ideas not only about the relationship of success of educational activities and psychological characteristics of its information base, but also on the impact of the latter on the success of student learning. Also, the authors carried out the analysis of intocorrelation of activity done in the learning process on the psychological characteristics of its information base.

Текст научной работы на тему «Формирование информационной основы учебной деятельности студентов в период обучения в вузе»

УДК 159.99

Ю. Н. Слепко, А. Э. Цымбалюк

Формирование информационной основы учебной деятельности студентов

в период обучения в вузе

Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РГНФ № 15-06-10290 «Системогенетическая концепция профессионального становления и сопровождения личности на современном этапе социально-экономического развития общества»

В статье проводится обсуждение результатов эмпирического исследования проблемы формирования информационной основы учебной деятельности студентов, обучающихся в педагогическом вузе. Информационная основа учебной деятельности рассматривается авторами как подсистема психологической системы деятельности, реализуемой в условиях учебно-профессионального обучения. Она рассматривается в контексте формирования других подсистем деятельности (мотивов, целей, программы, принятия решений, учебно--важных качеств), выделяемых в единую систему в системогенетическом подходе В. Д. Шадрикова. Как базу для анализа формирования информационной основы учебной деятельности в условиях учебно-профессионального обучения авторы выделяют концепцию профессионального становления и реализации личности Ю. П. Поваренкова и его представления о психологической структуре субъекта труда. По мнению авторов статьи, эти подходы позволяют проводить анализ учебно-профессионального развития на личностном (психологическом) уровне, тогда как другие существующие подходы ограничиваются лишь предметным уровнем анализа деятельности. Формирование информационной основы учебной деятельности включает качественные и количественные изменения на разных курсах обучения, разных этапах учебно-профессиональной деятельности. Ставя задачей более детальный анализ процесса формирования информационной основы учебной деятельности, авторы применяют методы корреляционного анализа, множественного регрессионного анализа, анализа корреляционного отношения. Используемые в работе методы позволили авторам уточнить существующие представления не только о связи успешности учебной деятельности и психологических особенностей ее информационной основы, но и о влиянии последней на успешность обучения студентов. Также авторами осуществлен анализ взаимовлияния реализуемой в процессе обучения деятельности на психологические особенности ее информационной основы.

Ключевые слова: учебная деятельность, информационная основа учебной деятельности, системогенетический подход, успешность учебной деятельности

Ju. N. Slepko, A. E. Tsymbaluk

Formation of the Information Base of Students' Educational Activity during Study in Higher Education Institution

In the article the discussion of the results of the empirical research of the problem of forming the information base of the educational activity of students enrolled in pedagogical University is made. The information basis of the educational activity is considered by the authors as a subsystem of the system of psychological activities implemented under the conditions of teaching and vocational training. It is considered in the context of the formation of other subsystems of the activity (motives, goals, programmes, decision-making, educational and important qualities), allocated into a single system in V. D.Shadrikov's system genetic approach. The basis for the analysis of the formation of the information base of the educational activity in the conditions of educational and vocational training is due to the authors the concept of professional development and realization of personality by Yu.P. Povarionkov and his understanding of the psychological structure of the subject of work. According to the authors, these approaches allow them to analyse training and professional development at the individual (psychological) level, while other existing approaches are limited to the level of the analysis of the subject. Formation of the information base of the educational activity includes qualitative and quantitative changes in various courses of study, the different stages of teaching and professional activities. As the target is a more detailed analysis of the formation of the information base of the educational activity, the authors applied the methods of the correlation analysis, multiple regression analysis, correlation analysis of relationships. The use of these methods allowed the authors to clarify existing ideas not only about the relationship of success of educational activities and psychological characteristics of its information base, but also on the impact of the latter on the success of student learning. Also, the authors carried out the analysis of intocorrelation of activity done in the learning process on the psychological characteristics of its information base.

Keywords: training activities, information base of educational activity, system genetic approach, success of educational activity.

Постановка проблемы

Эффективность любого вида деятельности (игровой, учебной, профессиональной) определяется специфическими особенностями сформированно-

сти и организации психологической системы деятельности. Однако информационная основа деятельности (далее - ИОД) как один из ее компонентов занимает особое место в ее формировании и

© Слепко Ю. Н., Цымбалюк А. Э., 2016

функционировании. Под ИОД, вслед за В. Д. Шадриковым, будем понимать «совокупность информации, характеризующей предметные и субъективные условия деятельности и позволяющей организовать деятельность в соответствии с вектором "цель-результат"» [7, с. 65-66]. Конкретизируем идею о важности ИОД более подробно.

Во-первых, адекватность ИОД позволяет субъекту устанавливать соответствие между представлением о цели деятельности и ее результатом. Во-вторых, ее точность дает возможность выделять конкретные показатели результата, которые были запланированы на этапе постановки цели. В-третьих, полнота ИОД создает условия для учета всех сторон деятельности, необходимых для получения соответствующего цели результата. Соответственно, информация о предметных и субъективных условиях деятельности и представляет собой те сведения, которые должен учитывать человек для получения необходимого результата.

В узком смысле информацию, необходимую для реализации деятельности, можно понимать как оперирование единицами информации, необходимыми для выполнения деятельности на предметно-действенном уровне [7, с. 23]. Однако последние исследования В. Д. Шадрикова и В. А. Мазилова по проблеме внутреннего мира человека [1; 6; 8] позволяют выделить в ИОД два типа информации, обеспечивающих эффективность деятельности. «Когда информация, связанная с деятельностью, передается работнику другими людьми или текстом, это будет информация-значение. Когда необходимая для деятельности информация постигается самим работником, извлекается из его опыта, внутреннего мира, это будут мысли-значения. Между этими видами информации существует глубокая связь, но их не следует отождествлять» [8, с. 193]. Взаимосвязь информации-значения и мыслей-значений еще сильнее, когда «в случае получения информации от других моделей и технических средств человек всегда переводит ее в субъективную информацию, наделяя ее своим пониманием, связывая с субъективной мотивацией и переживаниями» [8, с. 193]. Работа с информацией на этом уровне реализуется в психологическом аспекте деятельности - «как осуществление сознательной цели, проявление воли, внимания, интеллектуальных свойств и т. д.» [7, с. 24].

Учитывая, что предметом настоящего исследования является анализ формирования ИОД в период учебно-профессионального обучения сту-

дентов педагогического вуза, необходимо конкретизировать ряд моментов.

1. Информация-значение приобретается студентом на сенсорно-перцептивном уровне, когда действуют закономерности формирования сенсорно-перцептивных механизмов, с помощью которых происходит восприятие (отражение) сигналов, несущих профессионально важную информацию [8, с. 193]. Эффективность отражения информации-значения на этом уровне определяется свойствами продуктивности психических процессов, среди которых мышление занимает особое место. Последнее, с нашей точки зрения, связано с тем, что педагогическая деятельность, являясь объектом освоения в период обучения в педагогическом вузе, требует от студента особых компетенций по решению педагогических задач. Соответственно, «в качестве показателей продуктивности мышления могут выступать количество решенных в единицу времени задач и скорость решения заданного числа задач... Качество мышления будем характеризовать в соответствии с правильностью решения поставленных задач. Показателями надежности могут служить время, затраченное на правильное решение задач, и вероятность правильного решения заданного числа задач в заданный интервал времени» [8, с. 186].

Не вдаваясь, ввиду ограниченности объема настоящей публикации, в более детальные отличия педагогических задач от задач других типов деятельности, отметим, что для описания и объяснения особенностей педагогического мышления может быть использовано понятие «когнитивный стиль мыслительной деятельности» [1, с. 283-284].

2. Как мы уже говорили, получаемая на сенсорно-перцептивном уровне информация переводится студентом в субъективную информацию, наделяемую своим пониманием и связываемую с субъективной мотивацией и переживаниями. Как следствие, информация «перемещается» на когнитивный уровень ИОД, где устанавливается ее функциональная значимость, ценность для выполняемой деятельности. И опять же, учитывая, что педагогическая деятельность обладает существенной спецификой в сравнении с другими типами деятельности, можно предполагать, что качественная характеристика субъективной информации будет относиться к принятию студентом себя и других, отношению к себе как будущему педагогу, восприятию значимости для собственной деятельности оценок других (учеников, родителей, администрации и др.) и пр. Соответственно, эта сторона информации может быть отражена в особенностях самоотноше-

ния как проявления отношения к себе, ожиданий отношения других, готовности конкретных действий в отношении к себе.

Учитывая вышеизложенное, в настоящем исследовании были поставлены следующие задачи:

— Изучить процесс формирования ИОД студентов педагогического вуза на сенсорно-перцептивном уровне, где деятельность мышления занимает ведущую роль в решении познавательных задач.

— Изучить формирование ИОД на когнитивном уровне, проявляющемся в изменениях субъективной информации.

— Охарактеризовать особенности взаимодействия процессов формирования ИОД на двух рассматриваемых уровнях в период учебно-профессионального обучения студента педагогического вуза.

Программа и методы исследования

В качестве выборки исследования выступили студенты педагогического вуза (п=118), обучающиеся по профилю «Начальное образование». С целью решения поставленных задач были использованы следующие методы и методики.

— Для изучения особенностей формирования ИОД на сенсорно-перцептивном уровне нами был использован тест Дж. Когана «Сравнение похожих рисунков» [9; 10], позволяющий оценить степень выраженности крайних проявлений когнитивного стиля «Импульсивность - рефлективность». Данный стиль характеризует скорость принятия решений человеком в ситуациях необходимости выбора правильного варианта. При этом различия между разными типами людей проявляются не только в скорости, но и в качестве аналитической деятельности в ситуации принятия решений [1, с. 284].

— Для изучения особенностей формирования ИОД на когнитивном уровне нами был использован «Опросник самоотношения» В. В. Столина, С. Р. Пантилеева [5]. Результаты его использования позволяют охарактеризовать три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности: 1) глобальное самоотношение; 2) самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутосимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе; 3) уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я» [5].

— С целью изучения успешности учебной деятельности были использованы результаты академической успеваемости (далее - АУ), а также результаты экспертной оценки сформированно-

сти компонента психологической системы деятельности - информационная основа учебной деятельности. В качестве экспертов выступили преподаватели, постоянно работающие со студентами. Далее перейдем к анализу полученных результатов.

Анализ результатов исследования

Формирование ИОД на сенсорно-перцептивном уровне. С нашей точки зрения, ИОД на сенсорно-перцептивном уровне может быть рассмотрена как способы работы с информацией, поступающей студенту из внешних источников. К последним можно отнести поступление информации от преподавателей, других студентов, других источников (разные типы литературы и пр.). Соответственно, определяя в качестве способа работы с информацией стиль когнитивной деятельности, мы можем рассмотреть последний в векторе рефлексивно-импульсивного отражения поступающей информации. Представленные в таблице 1 и на рисунке 1 результаты исследования формирования этого когнитивного стиля позволяют выделить ряд важных моментов.

Таблица1

Динамика формирования когнитивного стиля «рефлексивность-импульсивность»_

курс обучения Мх* СКО

1 курс 106,2 6,059 5,70

2 курс 102,1 14,413 14,12

3 курс 97,8 14,425 14,75

4 курс 94,6 15,077 15,93

Примечание. Здесь и далее: Мх - среднее арифметическое; СКО - среднеквадратическое отклонение; ^ - коэффициент вариации.

* - показатель рассчитан как разница между числом ошибок в тесте и временем выполнения заданий. С целью перевода данных из отрицательной шкалы в положительную данные стандартизировались ^-преобразования данных) и далее переводились в шкалу со средним значением = 100 баллов и сигмой = 15.

Во-первых, динамика формирования когнитивного стиля характеризуется постепенным переходом от импульсивности к рефлексивности решения задач в течение каждого курса обучения. Оценивая различия между курсами, мы установили, что в течение каждого года обучения изменения носят количественный характер (различия между курсами статистически недостоверны - p>0,05). Качественные, закономерные изменения происходят только после второго курса обучения, когда различия между импульсивностью и рефлексивностью становятся статисти-

чески достоверны на высоком уровне значимости - p<0,001.

Во-вторых, качественный характер изменений способа работы с информацией на втором курсе приводит к изменению связи этого способа с успешностью деятельности (АУ). Если на первом курсе обучения различия в успеваемости между «рефлексивными» и «импульсивными» студентами не носили статистически значимого характера, то уже на втором и третьем курсах более успешными становятся студенты с преобладанием рефлексивного когнитивного стиля (на втором курсе достоверность различий p<0,05, на третьем - p<0,01). Рост достоверности различий и показателя критерия Т-Вилкоксона со второго по третий курсы говорит о повышении значимости рефлексивности в обеспечении успешности учебной деятельности. Далее на 4 курсе различия перестают иметь характер достоверности, что

может свидетельствовать как об адаптации импульсивных студентов к решению задач именно таким способом, так и о снижении успешности обучения рефлексивных студентов.

В-третьих, во взаимосвязи когнитивного стиля и успешности деятельности, скорее, верна идея о том, что именно выработка индивидуального способа работы с информацией импульсивных студентов является условием успешности обучения. Об этом может свидетельствовать анализ корреляционного отношения между данными показателями, результаты которого представлены в таблице 2. Мы видим, что в течение всего периода обучения именно уровень сформированно-сти когнитивного стиля определяет успешность обучения, а не наоборот.

Рисунок 1. Динамика формирования когнитивного стиля «рефлексивность-импульсивность»

Таблица 2

Оценка взаимовлияния когнитивного стиля «рефлексивность-импульсивность» и успешности учебной деятельности1__

КС «Р-И» 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс АУ (у)

х—у2 у—х3 х—у у—х у—х у—х у—х у—х

0,77 0,48 0,99 0,65 0,77 0,68 0,96 0,76

Примечание. 1 - средством оценки влияния является методика расчета корреляционного отношения - п;

2 - влияние х—- оценка влияния сформированности когнитивного стиля на АУ;

3 - влияние у—х - оценка влияния АУ на сформирован-ность когнитивного стиля;

* и выделение - отмечено преимущественное влияние когнитивного стиля на АУ, и наоборот.

На наш взгляд, здесь нет противоречия между тем, что, с одной стороны, чем старше курс, тем

более рефлексивными становятся студенты, с другой - что на каждом курсе именно когнитивный стиль определяет успешность деятельности. Условия деятельности на каждом курсе остаются неизменными для всех студентов. Вопрос в том, как эти условия принимаются самими студентами, то есть как последние работают с информацией. Поэтому именно способы мыслительной деятельности определяют успешность деятельности, а не наоборот. На наш взгляд, это еще раз подтверждает высказанную выше идею В. Д. Шадрикова о том, что «в случае получения информации от других моделей и технических средств человек всегда переводит ее в субъективную информацию, наделяя ее своим пониманием, связывая с субъективной мотивацией и переживаниями» [8, с. 193].

Соответственно, проблема заключается не только в том, как студент работает с информацией (рефлексивно-импульсивно), но и в том, как происходит перевод ее на субъективный уровень, как происходит ее связь с внутренним миром. К анализу последнего перейдем далее.

II. Формирование ИОД на когнитивном уровне. Выбрав в качестве показателя формирования ИОД на когнитивном уровне самоотношение, под последним мы подразумеваем наличие трех уровней отношения студента к себе:

— «интегральное чувство «за» или «против» собственно «Я» (интегральное самоотношение);

— дифференцированное отношение к себе в форме уважения, симпатии, интереса и ожидание отношения к себе других;

— готовность относится к себе определенным образом и использовать это отношение в поведении и деятельности [5].

Результаты исследования формирования самоотношения, представленные в таблице 3, позволяют выделить следующие важные моменты.

Во-первых, интегральный показатель самоотношения (8) на протяжении всего периода обучения остается практически неизменным. Различия между 1 и 2-4 курсами статистически недостоверны. Это позволяет предположить, что резких, кардинальных изменений в понимании себя за время обучения в вузе не происходит. Изменения касаются отдельных сторон отношения к себе, что и отразилось в полученных результатах.

Во-вторых, в динамике формирования компонентов самоотношения можно выделить три тенденции, связанные с периодом обучения в вузе:

— цикличностью формирования характеризуются ожидаемое отношение других (спад на 2 курсе, рост на 3, спад на 4), самопоследовательность (спад на 2, рост на 3 и 4 курсах), самообвинение (рост на 2, спад на 3 и 4 курсах);

— позитивным развитием (ростом) характеризуются самоуважением (качественный рост со 2 курса до конца обучения), самоинтерес (качественный рост со 2 курса до конца обучения) и самоуверенность (качественный рост с 3 курса до конца обучения);

— спадом в течение трех лет обучения характеризуются аутосимпатия (резкий рост на 4 курсе) и восприятие отношения других (продолжение качественного спада на 4 курсе).

— Объяснение полученного результата является, ввиду ограниченности объема, задачей другой статьи. Однако особый интерес вызывают результаты анализа корреляционного отношения

компонентов самоотношения и успешности учебной деятельности. В таблице 4 мы видим, что в течение всего периода обучения (за редким исключением на третьем курсе) успешность обучения влияет на глобальное, на дифференцированное, на выраженное на уровне действий отношение студента к себе.

— Таким образом, возникает проблема. На сенсорно-перцептивном уровне способы работы с информацией (когнитивный стиль) определяют успешность учебной деятельности (таблица 2), тогда как на когнитивном уровне успешность деятельности определяет отношение студента к себе. То есть переход информации из объективной в субъективную сопровождается тем, что на субъективном уровне успешность деятельности определяет понимание и связывание информации с субъективной мотивацией и переживаниями. Здесь проблема заключается в необходимости понимания того, каков механизм перехода от влияния субъекта на успешность деятельности (когнитивного стиля на академическую успеваемость) к влиянию успешности деятельности на субъекта (академической успеваемости на понимание информации). Мы можем предположить, что лишь анализ деятельности как системы, включающей мотивы, цели и другие компоненты, позволит понять этот механизм.

Таблица 3

Формирование самоотношения

в период обучения в вузе

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс

Мх ^ Мх ^ Мх ^ Мх ^

Б 90 6 91 6 91 5 91 5

I 77 12 76 19 80 14 82 11

II 80 12 81 14 71 21 84 14

III 56 20 54 26 59 17 51 18

IV 90 11 82 22 90 14 90 16

1 73 20 76 23 71 18 84 11

2 79 22 76 27 76 19 65 23

3 81 16 78 21 79 20 82 19

4 77 13 72 17 79 11 75 17

5 51 28 62 33 58 37 56 41

6 87 16 86 17 88 16 90 16

7 71 24 68 28 76 22 71 20

Примечание. Здесь и далее: Б - интегральное чувство «за» или «против» «Я»; I - самоуважение; II -аутосимпатия; III -ожидаемое отношение от других; IV - самоинтерес; 1 - самоуверенность; 2 - отношение других; 3 - самопринятие; 4 - саморуководство, самопоследовательность; 5 - самообвинение; 6 - самоинтерес; 7 - самопонимание.

Таблица 4

Оценка взаимовлияния компонентов самоотношения и успешности учебной деятельности

Компоненты самоотношения 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс

х—у1 у—х2 х—у у—х у—х у—х у—х у—х

Б 0,44 0,43 0,65 0,81 0,51 0,58 0,49 0,61

I 0,36 0,65 0,78 0,80 0,48 0,39 0,38 0,76

II 0,43 0,54 0,59 0,96 0,38 0,58 0,69 0,76

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

III 0,25 0,28 0,28 0,69 0,37 0,57 0,49 0,68

IV 0,24 0,55 0,38 0,71 0,24 0,63 0,38 0,47 АУ

1 0,23 0,53 0,27 0,72 0,41 0,39 0,43 0,66 (у)

2 0,14 0,55 0,44 0,93 0,41 0,51 0,51 0,58

3 0,28 0,53 0,27 0,60 0,43 0,25 0,27 0,49

4 0,13 0,46 0,61 0,82 0,34 0,64 0,32 0,75

5 0,24 0,43 0,69 0,85 0,35 0,60 0,42 0,85

6 0,27 0,58 0,17 0,83 0,40 0,65 0,49 0,60

7 0,27 0,47 0,42 0,55 0,45 0,41 0,57 0,79

Примечание. 1 - влияние x—у - оценка влияния сформированном^ самоотношения на АУ; 2 - влияние у—^ - оценка влияния АУ на сформированность самоотношения; * и выделение - отмечено преимущественное влияние само отношения на АУ, и наоборот.

Резюме

Поводя итоги краткого анализа процесса формирования ИОД в период обучения в вузе, необходимо сформулировать ряд выводов:

— Было установлено, что процесс формирования ИОД на сенсорно-перцептивном уровне характеризуется последовательным ростом значимости рефлексивности в обеспечении успешности учебной деятельности студентов.

— Формирование ИОД на когнитивном уровне сопровождается разнонаправленными тенденциями, связанными как с курсом обучения студента, так и с ростом или спадом успешности его деятельности. Изменение отношения к себе характеризуется ростом, спадом, стагнацией на разных курсах обучения и зависит прежде всего от успешности учебной деятельности.

— Полученные результаты позволили сформулировать проблемный вопрос о том, как происходит переход информации из объективного (сенсорно-перцептивного) на субъективный (когнитивный) уровень. Решение вопроса может быть связано со следующими возможными направлениями дальнейшего исследования проблемы. Во-первых, рассмотрение полученных результатов в связи с особенностями формирования других компонентов психологической системы учебной деятельности (мотивы, цели, программа, принятие решений, учебно-важные качества). Во-вторых, расширение объекта исследования (ИОД) за счет анализа других когнитивных стилей (например, «полезависимость - поленезави-симость», «ригидный - гибкий познавательный

контроль», «конкретная - абстрактная концептуализация» и др.) [1]. В-третьих, включение в анализ процесса формирования ИОД определения роли других психических функций (ощущения, восприятия, памяти, представления, воображения, внимания) и разных свойств их продуктивности [8, с. 183-186].

Библиографический список

1. Когнитивная психология [Текст] / под ред. В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова. - М. : ПЕР СЭ, 2002. - 480 с.

2. Мазилов, В. А. Новые перспективы психологии деятельности [Текст] / В. А. Мазилов, Ю. Н. Слепко // Вопросы психологии. - 2015. - № 1. - С. 162-163.

3. Поваренков, Ю. П. Оценка эффективности педагогической деятельности [Текст] / Ю. П. Поваренков, Ю. Н. Слепко. - Ярославль : ЯГПУ, 2011. - 167 с.

4. Поваренков, Ю. П. Проблемы психологии профессионального становления личности [Текст] / Ю. П. Поваренков. - Саратов : СГСЭУ, 2013. - 400 с.

5. Поваренков, Ю. П. Психология профессионального становления личности (основы психологической концепции профессионализации) [Текст] / Ю. П. Поваренков. - Курск : КГПИ, 1991. -132 с.

6. Столин В. В. Опросник самоотношения [Текст] / В. В. Столин, С. Р. Пантилеев // Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы. - М. : Изд-во Московского университета, 1988. - С. 123-130.

7. Шадриков, В. Д. Общая психология : учебник для академического бакалавриата [Текст] / В. Д. Шадриков, В. А. Мазилов. - М. : Юрайт, 2015. -411 с.

8. Шадриков, В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности [Текст] / В. Д. Шадриков ; репр. воспр. текста издания 1982 г. -М. : Логос, 2007. - 192 с.

9. Шадриков, В. Д. Психология деятельности человека [Текст] / В. Д. Шадриков. - М. : Институт психологии РАН, 2013. - 464 с.

10. Carretero-Dios, H. Role of the Matching Familiar Figures Test-20 in the Analysis of Theoretical Validity of the Reflection-Impulsivity: A Study with Personality [Text] / H. Carretero-Dios, M. De los Santos-Roig, G. Buela-Casal // International Journal of Psychological Research. - 2009. - № 2(1). - P. 6-15.

11. Kagan, J. Matching Familiar Figures Test [Text] / J. Kagan. - Cambridge: Harvard University, 1965.

Bibliograficheskij spisok

1. Kognitivnaja psihologija [Tekst] / pod red. V. N. Druzhinina, D. V Ushakova. - M. : PER SJe, 2002. - 480 s.

2. Mazilov, V A. Novye perspektivy psihologii dejatel'nosti [Tekst] / V. A. Mazilov, Ju. N. Slepko // Voprosy psihologii. - 2015. - № 1. - S. 162-163.

3. Povarenkov, Ju. P. Ocenka jeffektivnosti pedagogicheskoj dejatel'nosti [Tekst] / Ju. P. Povarenkov, Ju. N. Slepko. - Jaroslavl' : JaGPU, 2011. - 167 s.

4. Povarenkov, Ju. P. Problemy psihologii professional'nogo stanovlenija lichnosti [Tekst] / Ju. P. Povarenkov. - Saratov : SGSJeU, 2013. - 400 s.

5. Povarenkov, Ju. P. Psihologija professional'nogo stanovlenija lichnosti (osnovy psihologicheskoj koncepcii professionalizacii) [Tekst] / Ju. P. Povarenkov. - Kursk : KGPI, 1991. - 132 s.

6. Stolin V. V. Oprosnik samootnoshenija [Tekst] / V. V Stolin, S. R. Pantileev // Praktikum po psihodiagnostike. Psihodiagnosticheskie materialy. - M. : Izd-vo Moskovskogo universiteta, 1988. - S. 123-130.

7. Shadrikov, V. D. Obshhaja psihologija : uchebnik dlja akademicheskogo bakalavriata [Tekst] / V. D. Shadrikov, V. A. Mazilov. - M. : Jurajt, 2015. -411 s.

8. Shadrikov, V D. Problemy sistemogeneza professional'noj dejatel'nosti [Tekst] / V D. Shadrikov ; repr. vospr. teksta izdanija 1982 g. - M. : Logos, 2007. -192 s.

9. Shadrikov, V. D. Psihologija dejatel'nosti cheloveka [Tekst] / V. D. Shadrikov. - M. : Institut psihologii RAN, 2013. - 464 s.

10. Carretero-Dios, H. Role of the Matching Familiar Figures Test-20 in the Analysis of Theoretical Validity of the Reflection-Impulsivity: A Study with Personality [Text] / H. Carretero-Dios, M. De los Santos-Roig, G. Buela-Casal // International Journal of Psychological Research. - 2009. - № 2(1). - P. 6-15.

11. Kagan, J. Matching Familiar Figures Test [Text] / J. Kagan. - Cambridge: Harvard University, 1965.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.