УДК 159.9
Ю. Н. Слепко
Развитие психологической системы учебной деятельности в подростковом возрасте
Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РГНФ № 15-06-10290 «Системогенетическая концепция профессионального становления и сопровождения личности на современном этапе социально-экономического развития общества»
Статья посвящена анализу проблемы развития психологической системы учебной деятельности в период обучения в основной и средней школе. С целью объяснения психологических особенностей развития учебной деятельности автором выбран теоретический подход, разрабатываемый в рамках теории системогенеза деятельности В. Д. Шадрикова. Согласно данному подходу психологическая структура учебной деятельности включает шесть функциональных блоков - мотивы деятельности, цели, программирование, информационная основа деятельности, блок принятия решений, блок учебно-важных качеств. Структура анализа психологической системы учебной деятельности является традиционной для анализа системогенеза деятельности и включает несколько уровней анализа. На компонентном уровне анализа раскрываются содержание и динамика развития компонентов блоков системы учебной деятельности; на функциональном уровне анализа показано изменение роли функциональных блоков в обеспечении успешности учебной деятельности в 5-11 классах обучения; на структурном уровне показано изменение основных показателей системы в процессе обучения в основной и средней школе - когерентности (интегрированности), дивергентности (дифференцированности), организованности, а также проведен анализ ведущих и базовых компонентов и блоков психологической системы учебной деятельности.
Ключевые слова: учебная деятельность, В. Д. Шадриков, структура, система, психологическая система учебной деятельности, подростковый возраст.
Yu. N. Slepko
Development of the Educational Activity Psychological System in Teenage Years
The article is devoted to the analysis of the problem of development of the educational activity psychological system in the period of study in the comprehensive and secondary schools. With the purpose to explain psychological features of the educational activity development, the author chose a theoretical approach, developed within the framework of V. D. Shadrikov's theory of systemogenesis. According to this approach, the psychological structure of the educational activity includes six functional blocks -motives of activity, goals, programming, information basis for activities, a decision-making unit, a block of instructively important qualities. The structure of the analysis of the psychological system of learning activity is traditional for the analysis of systemic activity and includes several levels of the analysis. At the component level of the analysis the content and dynamics of development of the components of the blocks of the educational activity system are revealed; the functional level of the analysis shows the change in the role of functional blocks in ensuring the success of the learning activity during the 5-11 grades of learning; at the structural level the change in the main indicators of the system in the process of studying in the comprehensive and secondary schools -coherence (integration), divergence (differentiation), organization, and analysis of the leading and basic components and blocks of the psychological system of the learning activity.
Keywords: educational activity, V. D. Shadrikov, structure, system, a psychological system of the educational activity, adolescence.
Постановка проблемы
Учебная деятельность, являясь одним из трех основных видов деятельности человека [4], сопровождает его развитие на достаточно длительном временном промежутке - от окончания дошкольного возраста и до начала трудовой деятельности. Согласно традиционной периодизации психического развития ее роль на каждом возрастном этапе разная. Так, согласно Д. Б. Эльконину, «учебная деятельность детей является ведущей деятельностью в этот период (младший школьный. - Ю. С.). При ее осуществ-
лении у ребенка происходит интенсивное формирование интеллектуальных и познавательных сил. Ведущее значение учебной деятельности определяется также и тем, что через нее опосредуется вся система отношений ребенка с окружающими взрослыми, вплоть до личностного общения в семье» [9, с. 72]. С наступлением подросткового возраста учебная деятельность теряет статус ведущей, на смену ей «возникает и развивается особая деятельность, заключающаяся в установлении интимно-личных отношений между подростками. Эта деятельность была названа
© Слепко Ю. Н., 2017
деятельностью общения» [9, с. 73]. Важно, что учебная деятельность в подростковом возрасте сохраняет статус основного вида деятельности -она продолжает развиваться, занимать достаточно большой объем времени для подростка, оказывать серьезное влияние на развитие большинства сторон его жизнедеятельности.
Изучение психологической системы учебной деятельности (далее - ПСУД) в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте [5; 6] позволило нам установить, что динамика ее развития в период обучения в начальной школе неравномерна - в 1 и 2 классах наблюдается оптимизация и формирование новой для учащегося системы деятельности. Лишь с 3 класса и далее в 4-м ПСУД переходит к состоянию оптимального функционирования, обеспечивая успешность деятельности учащегося. Между тем возникает вопрос, какова дальнейшая динамика развития ПСУД в связи со сменой ведущего вида деятельности, появлением новых условий жизнедеятельности учащегося; продолжает ПСУД функционировать на достигнутом уровне или она развивается дальше и приобретает новые психологические особенности? Эти, а также ряд других вопросов позволили сформулировать задачи, результатам решения которых и посвящена настоящая статья:
— Как взаимосвязаны успешность деятельности и развитие функциональных блоков ПСУД?
— Какими качественными и количественными особенностями характеризуется ПСУД в начале подросткового возраста?
— Каково направление и содержание развития ПСУД в течение подросткового возраста? Перейдем к описанию результатов исследования.
Программа и методы исследования
В качестве объекта исследования выступили учащиеся 5-11 классов общеобразовательной школы г. Ярославля: п = 259, в том числе учащиеся 5 классов - 27 человек, 6-х - 53, 7-х - 60, 8-х - 29, 9-х - 43, 10-х - 27, 11-х - 20. Ввиду того, что анализ половых особенностей испытуемых не входит в задачи нашего исследования, учет распределения по полу не производился.
Основой для организации и проведения исследования стало представление о психологической системе деятельности (ПСД), сформулированное в теории системогенеза В. Д. Шадрикова [1; 7; 8]. Согласно последней ПСД представляет собой «психологическую структуру деятельности, организованную в плане выполнения функций конкретной деятельности (в плане достиже-
ния конкретной цели), направленную на получение конкретного результата» [8, с. 139]. Компонентный состав ПСД представляет собой шесть основных функциональных блоков (конструктов): мотивы деятельности, цели, программа, информационная основа (ИОД), принятие решений и учебно-важные качества (УВК). Соответственно данной конструкции были подобраны методы эмпирического исследования:
— Мотивация: опросник «Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению» (А. М. Прихожан, 2000); «Опросник терминальных ценностей» (И. Г. Сенин, 1991).
— Цели: анкета «Цели учебной деятельности» (Н. П. Ансимова, 2001).
— Программа: опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В. И. Моросанова, 1999).
— Информационная основа деятельности: тест «Сравнение похожих рисунков» у. Kagan, 1965); «Опросник самоотношения» (С. Р. Пантилеев, 1993).
— Принятие решений: опросник «Методика определения уровня развития рефлексивности» (А. В. Карпов, 2004).
— Учебно-важные качества: тест «Школьный тест умственного развития» (М. К. Акимова и др.); тест «Тест умственных способностей» (И. Г. Сенин и др., 1996); тест «CPQ» Р. Кеттелла.
— Для оценки успешности учебной деятельности использовались показатели академической успеваемости обучающихся. Перейдем к описанию полученных результатов.
Анализ результатов исследования
I. Взаимосвязь успешности деятельности и развития функциональных блоков ПСУД. В одном из наших исследований [6] мы показали, что в конце младшего школьного возраста ведущими функциональными блоками, обеспечивающими успешность учебной деятельности, являются представления учащихся о программе деятельности, блок принятия решений и учебно-важных качеств. При этом как в старшем дошкольном, так и в течение младшего школьного возраста происходит смена ведущих блоков учебной деятельности, что говорит о постоянном изменении требований деятельности к учащемуся. В связи с полученными результатами можно предположить, что начало подросткового возраста также ведет к смене ведущих блоков учебной деятельности по причине появления новых условий деятельности и новых требований к ее эффективности. Результаты анализа показали следующее:
1. Было установлено, что ведущими блоками ПСУД у учащихся 5 класса являются мотивация деятельности (познавательная, достижения, значимость общественной жизни), программирование (моделирование и оценка результатов деятельности), принятие решений (рефлексивность) и учебно-важные качества (осведомленность, классификация, обобщение и уровень Таким образом, мы видим, что включение ребенка в новые условия обучения в основной школе приводит к значительному увеличению числа значимых для достижения успешности его деятельности психологических характеристик. По всей видимости, это является естественным следствием изменения и расширения содержания образовательной программы основной школы.
2. Мы видим, что сохраняется высокая значимость тех функциональных блоков, которые обеспечивали успешность учебной деятельности в конце младшего школьного возраста; при этом также возрастает роль мотивационного блока.
Полученный результат свидетельствует о том, что переход из младшего школьного в подростковый возраст не сопровождается резкой сменой функциональных характеристик учебной деятельности. Даже наоборот - последние дополняются новыми показателями. Сравнивая полученный результат с данными переходного периода из старшего дошкольного в младший школьный возраст [6], следует отметить, что механизмы принятия новых условий деятельности в начале младшего школьного и подросткового возрастов разный. В первом случае мы наблюдаем значительные изменения в содержании ведущих функциональных блоков ПСУД (снижение роли моти-вационно-целевого блока, отсутствие значимости ИОД и принятия решений); во втором подобных изменений не наблюдается.
Можно предположить, что смена ведущих функциональных блоков ПСУД происходит позже - в течение подросткового возраста. Для проверки данного предположения обратимся к результатам исследования взаимосвязи успешности учебной деятельности и развития ПСУД в 6-11 классах. Учитывая достаточно большой объем полученных результатов, охарактеризуем наиболее значимые из них.
1. В 6-7 классах происходит увеличение числа значимых функциональных блоков
ПСУД. Фактически все блоки имеют статистически значимую положительную связь (г) с успешностью учебной деятельности. При этом статистически значимые г умеренной силы (0,20-0,59)
позволяют говорить о наличии так называемого парциального вклада компонентов учебной деятельности в обеспечение ее успешности. Это является как следствием тесных взаимодействий блоков друг с другом, так и отражением системного характера в реализации функции ПСУД [8, с. 140].
2. В 8-10 классах наблюдается постепенное снижение числа значимых для обеспечения успешности деятельности блоков. Ведущими становятся мотивационно-целевой, программирование, ИОД и УВК.
3. Значительные изменения происходят в 11 классе: лишь блок программирования и УВК (вербальные и мнемические способности) статистически значимо отрицательно коррелирует с успешностью учебной деятельности. В остальных случаях значимых взаимосвязей обнаружено не было. Полученный результат может свидетельствовать как о значительном изменении требований деятельности к обучающемуся в конце подросткового возраста, так и о существенных изменениях в ПСУД. Учитывая, что данные процессы являются взаимосвязанными, далее необходимо обратиться к анализу динамики развития ПСУД в течение подросткового возраста. Это позволит более детально объяснить полученные результаты.
II. Развитие ПСУД в подростковом возрасте. В первую очередь, обратимся к результатам сравнительного анализа развития ПСУД при переходе из младшего школьного в подростковый возраст (Таблица 1).
Таблица1
Показатели функционирования ПСУД в конце младшего школьного и начале подросткового возраста___
Показатели 4 класс 5 класс
ИКС -1,07* 0,37
ИДС -1,02 0,20
ИОС -0,99 0,38
Примечание Здесь и далее:
ИКС - индекс когерентности структуры (функция числа положительных значимых связей в структуре и меры их значимости); ИДС - индекс дивергентности структуры (функция числа и значимости отрицательных связей в структуре); ИОС - индекс организованности структуры (функция общего количества положительных и отрицательных связей, а также их значимости). * - ввиду того, что количество изучаемых компонентов в структуре блоков деятельности разное, значения показателей структуры стандартизированы 7-преобразованием данных
Мы видим, что при переходе в 5 класс наблюдается значительный рост интегрированности ПСУД (ИКС), который сопровождается и ростом ее дифференцированности (ИДС). Естественно, что включение новых компонентов в функционирование системы приводит и к увеличению числа разнонаправленных связей между ними. Однако интеграционные процессы в системе деятельности в начале подросткового возраста все-таки преобладают, что отражено в росте организованности системы (ИОС).
Полученный результат хорошо согласуется с описанными выше результатами изучения взаимосвязи успешности деятельности и ее функциональных блоков. Включение ребенка в новые условия освоения образовательной программы в основной школе приводит к тому, что система его деятельности не разрушается под воздействием новых требований среды, а наоборот активизируется. Напомним, что в другом нашем исследовании [6] было установлено, что переход из старшего дошкольного в младший школьный возраст сопровождается обратным процессом - интегри-рованность системы снижается, растет ее диф-ференцированность, что приводит к снижению уровня организованности ПСУД первоклассника. Таким образом, мы можем предполагать, что процессы перехода из старшего дошкольного в младший школьный возраст и далее в подростковый обеспечиваются разными механизмами принятия и освоения учебной деятельности: в 1-м классе практически сразу наступает дезорганизация системы, в 5-м система активизируется для установления соответствия новым условиям.
Между тем интерес представляет вопрос о том, как ПСУД развивается дальше - после перехода в подростковый возраст. Представленные в Таблице 2 результаты анализа позволяют сделать ряд следующих выводов.
Во-первых, переход в новые условия деятельности в подростковом возрасте сопровождается значительным ростом интегрированности и диф-ференцированности ПСУД. При этом пик инте-грированности приходится на два года обучения - в 6 и 7 классах. Таким образом, можно говорить, что с конца младшего школьного возраста (3-4 класс) и до 6-7 классов ПСУД характеризуется положительной динамикой развития функциональных характеристик. Подтверждением тому является наиболее высокая академическая успеваемость учащихся именно в 6 классе.
Во-вторых, несмотря на достаточно резкий рост интегрированности ПСУД с 4 по 7 класс,
нельзя не обратить внимание и на столь же значительное возрастание показателя дифференци-рованности. На наш взгляд, это свидетельствует о том, что в ПСУД идет постоянный поиск оптимального способа функционирования. При этом тот факт, что системы учебной деятельности в 57 классах являются гомогенными, свидетельствует именно не о перестройке, а об оптимизации системы деятельности обучающегося.
Таблица 2
Показатели функционирования ПСУД в под-
ростковом возрасте
Показатели Класс обучения
5 6 7 8 9 10 11
ИКС 888 1516 1562 915 1051 921 846
ИДС 201 239 179 351 306 306 358
ИОС 687 1277 1383 564 745 615 488
Гомогенность г = 0,68, p < 0,001
Г = 0,51, p < 0,001
Г = 0,54, p < 0,001
Г = 0,36, p < 0,01
г = 0,54, p < 0,001
г = 0,79, p < 0,001
Примечание: гомогенность - под гомогенностью структур
следует понимать их качественную однородность, то есть равное влияние элементов структуры на ее функционирование.
В-третьих, в 8 классе наблюдается обратный началу подросткового возраста процесс резкого спада интегрированности ПСУД. Столь же значительное снижение дифференцированности, сопровождаемое двукратным ростом организованности, свидетельствует о том, что оптимизационные процессы завершаются и далее идет процесс формирования ПСУД. При этом, учитывая непрерывность учебной деятельности в основой школе на достаточно большом промежутке времени, а также гомогенность систем в 7-11 классах, можно говорить не о качественной перестройке и формировании нового содержания в ПСУД, а о приобретении ею определенной и законченной формы.
Конечно, полученные результаты требуют гораздо более глубокого и внимательного анализа. Однако ограниченность объема настоящей публикации требует перейти к формулировке выводов исследования.
Резюме
1. В ходе анализа было показано, что при переходе в подростковый возраст сохраняется и повышается роль тех функциональных блоков, которые обеспечивали успешность учебной деятельности в конце младшего школьного возраста. Также было установлено, что развитие функциональных связей ПСУД и успешности деятельности в подростковом возрасте характеризуется как наличием постоянно значимых блоков (мотива-ционный, программирование, УВК), так и меняющейся значимостью для обеспечения успешности деятельности отдельных блоков (цели, ИОД, принятие решений).
2. Анализ развития ПСУД показал, что начало подросткового возраста сопровождается значительным ростом показателей интегрированности и дифференцированности. Дальнейшее снижение этих показателей и последующая относительная их стабилизация позволяют говорить о том, что развитие ПСУД в период обучения в основной и старшей школе проходит этапы оптимизации, формирования и функционирования.
3. Исследование показало, что на протяжении младшего школьного [5], подросткового возрастов ПСУД проходит ряд этапов в своем развитии. При этом стабилизация системы в период обучения в старшей школе позволяет предположить, что включение обучающегося в новые условия учебно-профессионального обучения приведет к новым изменениям в функционировании ПСУД. В связи с этим актуальной задачей является продолжение исследования на новом объекте.
Библиографический список
1. Мазилов, В. А. Новые перспективы психологии деятельности [Текст] / В. А. Мазилов, Ю. Н. Слепко // Вопросы психологии. - 2015. - № 1. - С. 162-163.
2. Поваренков, Ю. П. Оценка эффективности педагогической деятельности [Текст] / Ю. П. Поваренков, Ю. Н. Слепко. - Ярославль : ЯГПУ, 2011. - 167 с.
3. Поваренков, Ю. П. Проблемы психологии профессионального становления личности [Текст] / Ю. П. Поваренков. - Саратов : СГСЭУ, 2013. - 322 с.
4. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн ; Изд. 2. - М. : Изд-во Минпросвещения РСФСР, 1946. - 704 с.
5. Слепко, Ю. Н. Психологическая система учебной деятельности в старшем дошкольном возрасте [Текст] / Ю. Н. Слепко // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - № 2. - С. 216-220.
6. Слепко, Ю. Н. Формирование психологической системы учебной деятельности в младшем школьном возрасте [Текст] / Ю. Н. Слепко, А. Э. Цымбалюк // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - № 2. -С. 221-226.
7. Шадриков, В. Д. Общая психология [Текст] / В. Д. Шадриков, В. А. Мазилов. - М. : Юрайт, 2015. -411 с.
8. Шадриков, В. Д. Психология деятельности человека [Текст] / В. Д. Шадриков. - М. : Институт психологии РАН, 2013. - 464 с.
9. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. : Педагогика, 1989. - 560 с.
Bibliograficheskij spisok
1. Mazilov, V A. Novye perspektivy psihologii dejatel'nosti [Tekst] / V A. Mazilov, Ju. N. Slepko // Voprosy psihologii. - 2015. - № 1. - S. 162-163.
2. Povarenkov, Ju. P. Ocenka jeffektivnosti pedagogicheskoj dejatel'nosti [Tekst] / Ju. P. Povarenkov, Ju. N. Slepko. - Jaroslavl' : JaGPU, 2011. - 167 s.
3. Povarenkov, Ju. P. Problemy psihologii profession-al'nogo stanovlenija lichnosti [Tekst] / Ju. P. Povarenkov. - Saratov : SGSJeU, 2013. - 322 s.
4. Rubinshtejn, S. L. Osnovy obshhej psihologii [Tekst] / S. L. Rubinshtejn ; Izd. 2. - M. : Izd-vo Minpro-sveshhenija RSFSR, 1946. - 704 s.
5. Slepko, Ju. N. Psihologicheskaja sistema uchebnoj dejatel'nosti v starshem doshkol'nom vozraste [Tekst] / Ju. N. Slepko // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. -2017. - № 2. - S. 216-220.
6. Slepko, Ju. N. Formirovanie psihologicheskoj sis-temy uchebnoj dejatel'nosti v mladshem shkol'nom vozraste [Tekst] / Ju. N. Slepko, A. Je. Cymbaljuk // Jaroslav-skij pedagogicheskij vestnik. - 2017. - № 2. - S. 221226.
7. Shadrikov, V D. Obshhaja psihologija [Tekst] / V. D. Shadrikov, V. A. Mazilov. - M. : Jurajt, 2015. -411 s.
8. Shadrikov, V. D. Psihologija dejatel'nosti cheloveka [Tekst] / V. D. Shadrikov. - M. : Institut psihologii RAN, 2013. - 464 s.
9. Jel'konin, D. B. Izbrannye psihologicheskie trudy [Tekst] / D. B. Jel'konin. - M. : Pedagogika, 1989. -560 s.