Научная статья на тему 'Формирование личностных качеств в структуре учебной деятельности студентов'

Формирование личностных качеств в структуре учебной деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1627
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ЛИЧНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / СИСТЕМОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / УСПЕШНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / LEARNING ACTIVITY / PROFESSIONALLY-IMPORTANT QUALITIES / PERSONALITY / STUDENTS / SYSTEMOGENETIC APPROACH / SUCCESS OF EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Слепко Юрий Николаевич, Ледовская Татьяна Витальевна

В статье обсуждаются результаты эмпирического исследования проблемы формирования качеств личности как профессионально важного качества студентов, обучающихся в педагогическом вузе. Качества (черты) личности рассматриваются как подсистема психологической структуры деятельности, реализуемой в условиях учебно-профессионального обучения. Она, в свою очередь, рассматривается в контексте формирования других подсистем деятельности (мотивов, целей, программы, информационной основы деятельности, принятия решений), выделяемых в единую систему в системогенетическом подходе В. Д. Шадрикова. Основой для анализа формирования личностных качеств в условиях учебно-профессионального обучения авторы выделяют концепцию профессионального становления и реализации личности Ю. П. Поваренкова и его представления о психологической структуре субъекта труда. По мнению авторов статьи, эти подходы позволяют проводить анализ профессионального развития на личностном (психологическом) уровне, тогда как другие существующие подходы ограничиваются лишь предметным уровнем анализа деятельности. Особый интерес представляют результаты анализа взаимосвязи между формированием учебной деятельности и личностными качествами. Ставя задачей подробный анализ процесса формирования личностных качеств, авторы применяет методы корреляционного анализа, множественного регрессионного анализа, анализа корреляционного отношения. Используемые в работе методы позволили авторам уточнить существующие представления не только о связи успешности учебной деятельности и личностных качеств, но и о влиянии последних на успешность обучения студентов. Также авторами осуществлен анализ взаимовлияния реализуемой в процессе обучения деятельности на личностные качества как профессионально важные качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Personal Qualities in the Structure of Students’ Educational Activity

The article discusses the results of the empirical study of the problem of professional intellect formation as a professionally important quality of students enrolled in pedagogical higher school. Professional intelligence is seen as a subsystem of the psychological structure of the activities implemented in conditions of educational and vocational training. It is considered in the context of the formation of other subsystem activities (motives, goals, programmes, information bases, decision-making), allocated to a single system in V. D. Shadrikov’s systemogenetic approach. The basis for the analysis of professional intelligence formation in terms of teaching and training the author identifies the concept of professional development and realization of the person by Yu.P. Povarionkov and his ideas about the psychological structure of the subject. According to the authors, these approaches allow making the analysis of professional development at the individual (psychological) level, while other existing approaches are limited to the objective analysis of the activity level. The results of the analysis of the relationship between the formation of educational activity and professional intelligence are of particular interest. Posing the problem of the in-depth analysis of the professional intelligence formation, the author uses the methods of the correlation analysis, multiple regression analysis, correlation analysis of the relationship. Used in the work methods allowed the author to clarify existing concepts not only about the relationship of success of the educational activity and professional intelligence, but also on the impact of the latter one students’ success. The authors also made an analysis of mutual influence implemented in the course of training activities on the professional intelligence as a professionally important quality.

Текст научной работы на тему «Формирование личностных качеств в структуре учебной деятельности студентов»

УДК 159.99

Ю. Н. Слепко, Т. В. Ледовская

Формирование личностных качеств в структуре учебной деятельности студентов

Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РГНФ № 15-06-10290 «Системогенетическая концепция профессионального становления и сопровождения личности на современном этапе социально-экономического развития общества»

В статье обсуждаются результаты эмпирического исследования проблемы формирования качеств личности как профессионально важного качества студентов, обучающихся в педагогическом вузе. Качества (черты) личности рассматриваются как подсистема психологической структуры деятельности, реализуемой в условиях учебно-профессионального обучения. Она, в свою очередь, рассматривается в контексте формирования других подсистем деятельности (мотивов, целей, программы, информационной основы деятельности, принятия решений), выделяемых в единую систему в системогенетическом подходе В. Д. Шадрикова. Основой для анализа формирования личностных качеств в условиях учебно-профессионального обучения авторы выделяют концепцию профессионального становления и реализации личности Ю. П. Поваренкова и его представления о психологической структуре субъекта труда. По мнению авторов статьи, эти подходы позволяют проводить анализ профессионального развития на личностном (психологическом) уровне, тогда как другие существующие подходы ограничиваются лишь предметным уровнем анализа деятельности. Особый интерес представляют результаты анализа взаимосвязи между формированием учебной деятельности и личностными качествами. Ставя задачей подробный анализ процесса формирования личностных качеств, авторы применяет методы корреляционного анализа, множественного регрессионного анализа, анализа корреляционного отношения. Используемые в работе методы позволили авторам уточнить существующие представления не только о связи успешности учебной деятельности и личностных качеств, но и о влиянии последних на успешность обучения студентов. Также авторами осуществлен анализ взаимовлияния реализуемой в процессе обучения деятельности на личностные качества как профессионально важные качества.

Ключевые слова: учебная деятельность, профессионально важные качества, личность, студенты, системогенетический подход, успешность учебной деятельности.

Yu. N. Slepko, T. V. Ledovskaya

Formation of Personal Qualities in the Structure of Students' Educational Activity

The article discusses the results of the empirical study of the problem of professional intellect formation as a professionally important quality of students enrolled in pedagogical higher school. Professional intelligence is seen as a subsystem of the psychological structure of the activities implemented in conditions of educational and vocational training. It is considered in the context of the formation of other subsystem activities (motives, goals, programmes, information bases, decision-making), allocated to a single system in V. D. Shadrikov's systemogenetic approach. The basis for the analysis of professional intelligence formation in terms of teaching and training the author identifies the concept of professional development and realization of the person by Yu.P. Povarionkov and his ideas about the psychological structure of the subject. According to the authors, these approaches allow making the analysis of professional development at the individual (psychological) level, while other existing approaches are limited to the objective analysis of the activity level. The results of the analysis of the relationship between the formation of educational activity and professional intelligence are of particular interest. Posing the problem of the in-depth analysis of the professional intelligence formation, the author uses the methods of the correlation analysis, multiple regression analysis, correlation analysis of the relationship. Used in the work methods allowed the author to clarify existing concepts not only about the relationship of success of the educational activity and professional intelligence, but also on the impact of the latter one students' success. The authors also made an analysis of mutual influence implemented in the course of training activities on the professional intelligence as a professionally important quality.

Keywords: learning activity, professionally-important qualities, personality, students, systemogenetic approach, success of educational activity.

Постановка проблемы. В современных психолого-педагогических исследованиях психологии труда учителя [4; 5; 6] личностным особенностям отводится первостепенная роль в определении факторов, способствующих эффективности педагогической деятельности. Так, Л. М. Митина,

представляя труд педагога как «сложнейшую полисубъектную, полимотивированную, целостную психическую реальность» [5, с. 28], отводит личности педагога среди других компонентов его труда (деятельность и общение) ведущую роль в решение педагогических задач.

© Слепко Ю. Н., Ледовская Т. В., 2016

Между тем формирование личности педагога и предпосылок успешности его труда начинается задолго до начала освоения самостоятельной профессиональной деятельности. Важнейшим этапом здесь является учебно-профессиональное обучение, когда личностные качества начинают приобретать характер профессионально важных качеств (далее - ПВК). Последние представляют собой «индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения» [9, с. 86].

Многочисленные исследования структуры и содержания ПВК позволили Ю. П. Поваренкову [7] «выделить пять подструктур индивидуальных качеств, которые могут выступать в качестве ПВК: профессиональную направленность, профессиональный опыт, профессиональную одаренность, профессиональное самосознание, свойства (качества) личности (характер, темперамент)» [7, с. 183]. Обращаясь в настоящем исследовании к изучению свойств личности, мы должны, вслед за Ю. П. Поваренковым, понимать, что, с одной стороны, «в структуре характера выделяется целый набор качеств, которые, так или иначе, влияют на эффективность любой профессиональной деятельности...», с другой - «выделяется группа качеств, которые важны только для отдельных видов деятельности» [7, с. 184].

В связи с этим логика психологического анализа особенностей формирования личностных качеств в условиях учебно-профессионального обучения должна включать в себя решение следующих задач:

— Как происходит формирование личностных качеств будущего специалиста в условиях учебно-профессиональной деятельности? Какие качества личности оказывают влияние на успешность ее освоения?

— Какими изменениями сопровождается формирование психологической структуры личностных качеств?

— Как формирование личностных качеств связано с формированием учебной деятельности?

— Помимо этого важно учитывать, что личностные качества, выступая в роли профессионально важных, отражают лишь один из блоков психологической структуры деятельности как на этапе профессионального обучения, так и на этапе самостоятельной профессиональной деятельности. В связи с этим важно учитывать, что успешность освоения и реализации профессиональной деятельности будет зависеть от мотивов деятельности, ее целей, особенностей програм-

мирования и информационного обеспечения, принятия решений.

Конечно, объем настоящей публикации не позволит отразить решение всех указанных вопросов, поэтому перейдем к анализу тех, которые непосредственно связаны с результатами исследования формирования личностных качеств в условиях учебно-профессионального обучения.

Программа и методы исследования. В качестве выборки исследования выступили студенты педагогического вуза (п=118), обучающиеся по профилю «Начальное образование». С целью решения поставленных задач были использованы следующие методы и методики:

— Для изучения личностных качеств была использована стандартная методика «Личностный опросник 16 PF» Я. СайеП [8]. Данный опросник позволяет оценить уровень сформированности шестнадцати черт личности, выделенных автором в рамках диспозиционной теории личности.

— С целью изучения успешности учебной деятельности были использованы результаты академической успеваемости (далее - АУ).

— Для изучения сформированности учебной деятельности студентов были использованы результаты экспертной оценки. В качестве экспертов выступили преподаватели, систематически работающие со студентами. Далее перейдем к анализу полученных результатов.

Анализ результатов исследования

1. Формирование личностных качеств в условиях учебно-профессиональной деятельности и их влияние на успешность ее освоения

Анализ абсолютных показателей позволяет выделить следующие основные тенденции формирования черт личности студентов на разных курсах обучения. Во-первых, было установлено, что лишь на 1 курсе наблюдается достаточно большое количество черт, имеющих крайне высокий уровень выраженности (>7 стенов). К таковым относятся «доброта», «высокая совестливость», «мягкосердечность», «проницательность» и «высокий самоконтроль поведения». Начиная со 2 курса и до окончания обучения лишь две черты - «смелость» и «склонность к чувству вины» -сохраняют высокую выраженность. Это, на наш взгляд, говорит о том, что при поступлении в университет абитуриенты обладают специфическими личностными характеристиками, определяющими выбор профиля обучения. Однако включение в новые условия учебно-профессионального обуче-

ния заставляет меняться и подстраиваться под них, что приводит не к смене ведущих личностных черт, а к изменениям в структуре личности. Эти изменения, как показывает анализ средних значений, не сводятся к замене одних черт личности другими. Во-вторых, частично этот тезис подтверждается анализом различий в уровне сформи-рованности черт личности на разных курсах обучения. Между первым и вторым курсом в отношении сразу восьми черт личности наблюдается качественное изменение степени их выраженности. То есть включение в новые условия деятельности приводит к качественному изменению личности студента. При этом если между вторым и третьим курсами лишь в отношении трех черт личности наблюдаются статистически достоверные различия, то на четвертом курсе таких черт шесть. В-третьих, интересен анализ вариативности значений черт личности в группах студентов разных курсов. На протяжении всего обучения показатели вариативности сохраняются на высоком уровне (Оу>24 %), а ее динамика имеет отчетливый циклический характер: рост на втором, спад на третьем, вновь рост на четвертом курсе. На наш взгляд, это говорит о высокой мере индивидуальности в проявлении личностных черт студентов-педагогов. Так, например, вариативность показателей ^ у этих же студентов на каждом курсе не превышает 5 %. Это говорит о том, что подготовка к решению профессиональных задач, связанных с преподаванием в школе, требует значительно меньшего проявления индивидуальности, чем формирование отношения к себе как будущему педагогу, к объектам своей работы - ученикам, родителям, коллегам.

Таблица1

Формирование психологической структуры личности

В контексте такого результата интересен анализ влияния личностных черт студентов на успешность их учебной деятельности. При этом ранее [2; 6; 7] было установлено, что, например, интеллектуальные способности студентов не оказывают прямого положительного влияния на

успешность учебно-профессионального обучения. В отношении нашей выборки тоже было установлено, что корреляция между успешностью обучения и отдельными интеллектуальными способностями, а также уровнем ^ находится в пределах от 0,24 до 0,38. В отношении связи уровня выраженности черт личности и успеваемости были получены следующие результаты:

— На первом курсе характерно преобладание отрицательных связей между уровнем выраженности черт личности и академической успеваемости. Несмотря на минимальное количество статистически значимых связей, можно предположить, что преобладание отрицательных корреляций свидетельствует о наличии противоречия между требованиями новой деятельности и представлениями студентов о себе и о способах освоения новой деятельности.

— На втором, третьем и четвертом курсах количество отрицательных связей значительно уменьшается, однако число статистически достоверных связей по-прежнему невелико. Такой результат, с одной стороны, должен восприниматься как противоречивый, так как в начале статьи мы ссылались на исследования Л. М. Митиной о роли личности педагога в обеспечении успешности его деятельности. С другой же стороны, такой результат должен рассматриваться как вполне закономерный. Поясним этот тезис. Во-первых, как и в отношении интеллекта, коэффициенты корреляции между успеваемостью и личностными чертами на каждом курсе обучения находятся в пределах от 0,25 до 0,37. Это свидетельствует о парциальном вкладе способностей и личностных свойств в успешность учебно-профессиональной деятельности. Во-вторых, отсутствие большого числа статистически значимых корреляций говорит о том, что линейное, причинно-следственное объяснение не позволяет раскрыть специфику влияния тех или иных психологических факторов на успешность обучения. В-третьих, нелинейный характер связи требует иного подхода к пониманию роли тех или иных психологических особенностей в обеспечении успешности учебной деятельности. В частности, понимание личностных свойств и интеллектуальных способностей как одного из блоков психологической структуры деятельности требует проведения структурного анализа к понимаю особенностей их формирования. К результатам последнего мы и перейдем далее.

Показатели психологической структуры 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс

ИКС 48 30 52 54

ИДС 34 34 34 24

ИОС 14 -4 18 30

Примечание. ИКС - индекс когерентности структуры; ИДС - индекс дивергентности структуры; ИОС - индекс организованности структуры

2. Формирование психологической структуры личностных качеств

Представленные в таблице 1 показатели формирования психологической структуры личности студентов позволяют сформулировать ряд выводов.

Мы можем видеть, что динамика когерентности структуры черт личности имеет разную степень выраженности в зависимости от курса обучения: при переходе на второй курс обучения она падает, на третьем - растет, на четвертом курсе рост замедляется, но сохраняется ее положительная динамика. При этом на протяжении трех курсов обучения сохраняется в неизменном виде ди-вергентность структуры, которая падает лишь на четвертом курсе. Сочетание динамики этих двух показателей, на наш взгляд, хорошо согласуется с представлениями Ю. П. Поваренкова о формировании психологической структуры личности в период учебно-профессионального обучения [7]. Начало обучения в вузе характеризуется сохранением типичных для школьного периода представлений студента о себе, о формах и способах учебной деятельности. Как только между первым и вторым курсами происходит принятие новой деятельности, отмечается перестройка структуры личности за счет отказа от старых представлений о себе и принятия и закрепления новых. Это отражается в росте когерентности на третьем курсе обучения и сохранении ее высоких показателей на четвертом. При этом важно обратить внимание на показатель организованности структуры (ИОС), который на втором курсе приобретает отрицательный знак. Это говорит о том, что в течение второго курса обучения происходит качественная перестройка структуры личности, вслед за которой на третьем и четвертом курсах наблюдается рост ее организованности.

Итак, обобщая анализ психологической структуры, отметим следующее. Отсутствие большого числа статистически значимых положительных и отрицательных связей между сформированностью черт личности и успешностью обучения может объясняться тем, что формирование личности в период обучения в вузе не представляет собой простой смены одних более выраженных качеств личности другими. Структурные изменения должны оказывать влияние на все этапы организации учебной деятельности, а не только на способы получения необходимого учебного результата. Поэтому и успешность обучения должна зависеть не только от сформированности отдельных блоков психологической структуры деятельности,

но и от ее функционирования как целостного психологического образования. С целью частичной проверки данного предположения перейдем к анализу связи между сформированностью учебной деятельности и личностными качествами студентов разных курсов.

3. Анализ формирования личностных качеств в контексте формирования учебной деятельности

Анализ связи между успешностью обучения и сформированностью учебной деятельности показал наличие положительной корреляции между этими показателями на высоком уровне значимости - г=0,35 при p<0,001. При этом динамика силы связи по курсам обучения представляет собой особый интерес. Так, на первом курсе статистически значимой связи установлено не было. Это вполне закономерно, так как требования преподавателей к результатам обучения входят в противоречие с типичными для школьного обучения способами деятельности. На втором курсе мы наблюдаем резкий рост корреляции между успеваемостью и сформированностью учебной деятельности: г=0,81 при p<0,001. Это говорит о том, что принятие новых форм учебной деятельности практически гарантирует ее высокую результативность. На третьем и четвертом курсах сохраняется высокая сила связи между этими показателями, однако коэффициенты корреляции уже несколько ниже: г=0,59 при p<0,001 и г=0,50 при p<0,05 соответственно.

Анализ связи сформированности учебной деятельности и личностных черт показал результаты, практически идентичные представленному в первом пункте статьи анализу связи успеваемости и личностных черт. На втором, третьем, четвертом курсах присутствуют от двух до трех черт личности, статистически значимо связанных с успеваемостью. При этом коэффициенты корреляции не превышают значений 0,35 при низких уровнях значимости ф<0,05). С одной стороны, это говорит о том, что, как и в отношении интеллектуальных способностей, роль личностных черт опосредована влиянием на успеваемость других факторов: мотивации, удовлетворенности обучением и выбранной профессией, общего уровня интеллекта и отдельных интеллектуальных способностей. Однако, опираясь на исследования Л. М. Митиной [5], мы предполагали, что связь личностных черт и успеваемости будет носить более выраженный характер. Неподтверждение этой гипотезы может быть обосновано следующим. Во-первых, отсутствие линейных связей между показателями ука-

зывает на потенциальное наличие оптимальных значений в уровне выраженности тех или иных черт личности. Во-вторых, качественные изменения в уровне выраженности большого числа черт личности на разных курсах обучения, а также обнаруженные значительные изменения в динамике формирования структуры личности позволяют говорить, что успешность обучения зависит не от уровня выраженности отдельных черт, а от того, как функционирует вся структура личности. В-третьих, экспертная оценка сформированности учебной деятельности, а также оценка академической успеваемости отражают предметно-действенный аспект учебной деятельности [9, с. 23]. В свою очередь, анализ личностных свойств как профессионально важных качеств отражает психологический аспект деятельности, в котором внешние проявления деятельности не обязательно должны носить линейный, прямо пропорциональный характер.

Конечно, сформулированные выводы требуют уточнения и проведения дополнительного исследования и анализа. Ввиду ограниченности объема настоящей публикации перейдем к формулировке основных выводов изучения проблемы формирования личностных качеств в структуре учебной деятельности студентов.

Резюме

Как формирование личностных качеств связано с формированием учебной деятельности?

— Анализ динамики формирования личностных качеств показал наличие качественных различий в уровне их выраженности на разных курсах обучения. Это свидетельствует о том, что условия учебно-профессиональной деятельности требуют от обучающегося постоянной работы над формированием представлений о себе, о своем месте в выбранной профессии и др. Помимо этого, сохранение высокой вариативности в уровне выраженности черт личности в течение всего периода обучения указывает на большую степень индивидуальности в формировании личности будущего педагога.

— В ходе анализа полученных результатов было установлено наличие качественных изменений в функционировании психологической структуры личности на разных курсах обучения. Это позволило, с одной стороны, подтвердить и уточнить полученные ранее результаты исследований В. Д. Шадрикова, Ю. П. Поваренкова о динамике принятия новых условий деятельности, с другой - обосновать отсутствие линейных зависимостей между успешностью деятельности и

уровнем сформированности отдельных личностных качеств обучающихся.

— Сравнительный анализ формирования учебной деятельности и личностных качеств также показал отсутствие линейной зависимости между этими показателями. Полученный результат мы объясняем тем, что успеваемость и экспертная оценка успешности формирования учебной деятельности отражают предметно-действенный аспект деятельности, тогда как в психологическом аспекте учебная деятельность обеспечивается спецификой комплексного функционирования всех блоков психологической структуры деятельности обучающегося.

Библиографический список

1. Дедовская, Т. В. Индивидуально-типологические особенности студентов вуза с разными показателями успешности учебной деятельности [Текст] : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Т. В. Дедовская. - Ярославль, 2010. - 23 с.

2. Дедовская, Т. В. Успешность учебной деятельности студентов с разными индивидуально-типологическими особенностями [Текст] / Т. В. Дедовская // Ярославский педагогический вестник. Научно-методический журнал. Серия «Гуманитарные науки». - 2010. - № 2 (62). - С. 226-229.

3. Мазилов, В. А. Новые перспективы психологии деятельности [Текст] / В. А. Мазилов, Ю. Н. Слепко // Вопросы психологии. - 2015. - № 1. - С. 162-163.

4. Маркова, А. К. Психология труда учителя [Текст] : кн. для учителя / А. К. Маркова. - М. : Просвещение, 1993. - 192 с.

5. Митина, Д. М. Психология труда и профессионального развития учителя [Текст] / Д. М. Митина. -М. : Академия, 2004. - 320 с.

6. Поваренков, Ю. П. Оценка эффективности педагогической деятельности [Текст] / Ю. П. Поваренков, Ю. Н. Слепко. - Ярославль : ЯГПУ, 2011. - 167 с.

7. Поваренков, Ю. П. Проблемы психологии профессионального становления личности [Текст] / Ю. П. Поваренков. - Саратов : СГСЭУ, 2013. - 400 с.

8. Рукавишников, А. А. Пособие по применению личностного опросника Р. Кеттелла 16 РБ [Текст] /

A. А. Рукавишников, М. В. Соколова. - Ярославль, НПЦ «Психодиагностика», 2000. - 25 с.

9. Шадриков, В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности [Текст] /

B. Д. Шадриков ; репр. воспр. текста издания 1982 г. -М. : Логос, 2007. - 192 с.

10. Шадриков, В. Д. Психология деятельности человека [Текст] / В. Д. Шадриков. - М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. - 464 с.

ШЫ^гаЛсЬевк] $р1$ок

1. Ledovskaja, Т. V. Individua1'no-tipo1ogicheskie osobennosti studentov vuza s raznymi pokazate1jami

22!

uspeshnosti uchebnoj dejatel'nosti [Tekst] : avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk / T. V Ledovskaja. - Jaroslavl', 2010. - 23 s.

2. Ledovskaja, T. V. Uspeshnost' uchebnoj dejatel'nosti studentov s raznymi individual'no-tipologicheskimi osobennostjami [Tekst] / T. V. Ledovskaja // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. Nauchno-metodicheskij zhurnal. Serija «Gumanitarnye nauki». - 2010. - № 2 (62). - S. 226-229.

3. Mazilov, V A. Novye perspektivy psihologii dejatel'nosti [Tekst] / V. A. Mazilov, Ju. N. Slepko // Voprosy psihologii. - 2015. - № 1. - S. 162-163.

4. Markova, A. K. Psihologija truda uchitelja [Tekst] : kn. dlja uchitelja / A. K. Markova. - M. : Prosveshhenie, 1993. - 192 s.

5. Mitina, L. M. Psihologija truda i professional'nogo razvitija uchitelja [Tekst] / L. M. Mitina. - M. : Akademi-ja, 2004. - 320 s.

6. Povarenkov, Ju. P. Ocenka jeffektivnosti pedagog-icheskoj dejatel'nosti [Tekst] / Ju. P. Povarenkov, Ju. N. Slepko. - Jaroslavl' : JaGPU, 2011. - 167 s.

7. Povarenkov, Ju. P. Problemy psihologii professional'nogo stanovlenija lichnosti [Tekst] / Ju. P. Povarenkov. - Saratov : SGSJeU, 2013. - 400 s.

8. Rukavishnikov, A. A. Posobie po primeneniju lich-nostnogo oprosnika R. Kettella 16 PF [Tekst] / A. A. Rukavishnikov, M. V. Sokolova. - Jaroslavl', NPC «Psihodiagnostika», 2000. - 25 s.

9. Shadrikov, V. D. Problemy sistemogeneza profes-sional'noj dejatel'nosti [Tekst] / V. D. Shadrikov ; repr. vospr. teksta izdanija 1982 g. - M. : Logos, 2007. - 192 s.

10. Shadrikov, V. D. Psihologija dejatel'nosti che-loveka [Tekst] / V. D. Shadrikov. - M. : Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2013. - 464 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.