► ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
УДК 37.01:004 ББК 74.026.9
НЕФОРМАЛЬНОЕ И ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ АДАПТИВНОГО СЕТЕВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА1
INFORMAL AND NON-FORMAL EDUCATION IN THE CONTEXT OF AN ADAPTIVE NETWORKED EDUCATIONAL ENVIRONMENT
Бояринов Дмитрий Анатольевич
Доцент кафедры математики и информатики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Смоленский государственный университет», кандидат педагогических наук, доцент
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается адаптивное сетевое образовательное пространство применительно к реализации идей неформального и информального образования. Отмечаются существенные особенности информального образования. Анализируются такие технологии обучения, как обучение на рабочем месте и «перевернутое обучение». Отмечается потенциал технологии обучения на цифровом рабочем месте в плане реализации идей неформального и информального образования. Приводятся
Boyarinov Dmitry A.
Assistant Professor at the Department of Mathematics and Computer Science, Smolensk State University, PhD in Education, Associate Professor
E-mail: [email protected]
Abstract. The adaptive networked educational environment in relation to the implementation of the ideas of informal and non-formal education is discussed in the article. Significant features of non-formal education are noted. Learning technologies such as inservice education and blended learning are analyzed in the article. The potential of the technology of learning in the digital workplace in the field of implementation of the ideas of informal and non-formal education is noted. The main conditions for the realization of
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и администрации Смоленской области в рамках научного проекта № 18-413-670007.
основные условия реализации этого потенциала: наличие информационного взаимодействия между рабочим местом обучающегося и образовательным пространством; поддержка всего спектра форм цифрового обучения; привлечение работодателей к обучению своих сотрудников. Выявляются основные факторы выполнения этих условий: широкое применение информационно-коммуникационных технологий и внедрение перевернутого обучения. При выполнении данных условий адаптивное сетевое образовательное пространство приобретает механизмы взаимодействия с обществом (представленным, в частности, микросоциальным окружением учащихся, сетевыми сообществами, общественными организациями и институтами) и экономикой (представленной, в частности, бизнес-сообществом, работодателями и профессионалами), что придает ему принципиально новые свойства. В частности, это способствует решению актуальной проблемы общественной аккредитации организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и отдельных образовательных программ.
this potential are given: the presence of information interaction between the students workplace and the educational environment; the support of the whole range of different forms of digital learning; the presence of the means of attracting employers to train their employees. Two main factors for fulfilling these conditions - the widespread use of information and communication technologies and the introduction of blended learning - are identified in the article. Subject to the given conditions the adaptive networked educational environment acquires the mechanisms for interaction with society (represented, in particular, by the micro-social environment of students, network communities, public organizations and institutions) and the economy (represented, in particular, by the business community, employers and professionals). It renders the learning environment the fundamentally new qualities. In particular, it contributes much to the solution of the actual problem of public accreditation of educational organizations and of individual educational programs.
Ключевые слова: адаптивное сетевое образовательное пространство, неформальное обучение, информальное обучение, обучение на рабочем месте, перевернутое обучение, обучение
Keywords: adaptive networked educational environment, informal learning, non-formal learning, in-service education, blended learning, lifelong learning.
в течение всей жизни.
Социально-экономические изменения, происходящие в последние годы и десятилетия во всех развитых странах, вызывают повышенный интерес к образованию, выходящему за рамки традиционного формального, - неформальному и информальному. Адаптивность, гибкость и мобильность, присущие данным видам образования, особенно востребованы в современном мире. Соответственно, развивается интерес научного сообщества к данным проблемам. С другой стороны, еще одной фундаментальной и всеобъемлющей социальной тенденцией, находящей отражение в педагогической мысли, является повсеместное и всеобщее внедрение информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ).
Наше исследование направлено на изучение области, в которой задачи неформального и информального образования решаются средствами ИКТ. К этой области относится адаптивное сетевое образовательное пространство. На концептуальном уровне адаптивное сетевое образовательное пространство мы трактуем как коммуникативную информационно-образовательную среду, отражающую личностные установки и личностные смыслы субъектов, создающую условия для их вовлечения в разнообразные формы совместной деятельности, обеспечивающую условия для формирования динамической системы субъектов, объединяющихся в микро- и макрогруппы, реализующих различные взаимопересе-кающиеся и личностно значимые задачи.
Основные вопросы, ответы на которые мы даем в рамках данного исследования: какие технологии обучения наиболее пригодны для реализации идей неформального и ин-формального образования в условиях адаптивного сетевого образовательного пространства и какие требования к пространству, которые необходимо учитывать в процессе его проектирования, возникают вследствие этого?
Понятийный аппарат неформального и информального образования к настоящему моменту разработан в достаточной для целей нашего исследования степени. Так, И. К. Бирюкова дает такое определение неформального образования: «...любое образование, которое приобретается или может быть приобретено вне системы формального базового и дополнительного образования» [1, с. 20]. Мы будем также в дальнейшем использовать следующее определение информального образования: «индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер» [2, с. 18].
Существенная черта информального образования заключается в том, что оно не всегда и не в полной мере определяется волей и целеполаганием индивида. Эта особенность составляет основное отличие информального образования от формального и неформального образования. Таким образом, можно сделать вывод о том, что информаль-ное образование зачастую в определенной степени автономно от таких свойств личности, как мотивация, воля и целеполагание. При этом ход образовательного процесса в рамках информального образования определяется, в первую очередь, познавательным аспектом взаимодействия личности с окружающей ее информационной средой. Данная среда совершенно необязательно будет содержать в себе какие-то компоненты, специально спроектированные с дидактическими целями. Отмеченный нами выше специфический, не всегда целенаправленный, часто стохастический характер процесса информального образования расходится с традиционным видением педагогического процесса как целенаправленного и специально организованного. Несмотря на этот факт, проблемы информально-го образования в последнее время становятся объектом все более пристального внимания в отечественной и зарубежной педагогике.
Анализ текущего состояния педагогической мысли в сфере неформального и информального образования в совокупности с нашим подходом к педагогическому проектированию сетевого адаптивного образовательного пространства позволил выделить две тесно взаимосвязанные и наиболее перспективные, на наш взгляд, технологии обучения -обучение на рабочем месте и «перевернутое обучение».
В последнее десятилетие отмечается значительный рост педагогических исследований в области обучения на рабочем месте. В первую очередь, речь идет об обучении на цифровых рабочих местах. Цифровое обучение (digital learning) при этом определяется как любой набор методов, основанных на ИКТ, который может быть применен для поддержки учебного процесса [3, с. 3]. Д. Ифенталер (D. Ifenthaler) в своем исследовании отмечал исключительную актуальность проблемы анализа возможностей ИКТ как инструмента обеспечения неформального и информального обучения [3, с. 3].
Обучение, основанное на работе (work-based learning), рассматривается как инструмент развития рабочих компетенций и содействия повышению эффективности труда персонала. В его рамках можно выделить три подкласса - «обучение о работе», «обучение посредством работы» и «обучение на работе» (learning about work, through work, at work) [3, c. 3]. Очевидно, к области нашего интереса относятся два последних подкласса из перечисленных. Существенным элементом в проблематике обучения на рабочем месте является цифровое обучение. Возможности этого обучения значительно развиваются по мере прогресса современной компьютерной техники и программного обеспечения. В настоящее время, как отмечает Д. Ифенталер, основной потенциал цифрового обучения сконцентрирован в следующих сферах [3, с. 3]:
• игровое обучение (game-based learning);
• объемные (в плане количества участников) открытые онлайн-курсы (massive open online courses);
• социальные сети в обучении (social networks);
• обучающая аналитика (learning analytics);
• мобильные или расширенные мобильные приложения (mobile or augmented applications).
Для предприятий и организаций новые информационные технологии обеспечивают создание индивидуализированной компьютерной обучающей среды в сколь угодно малом масштабе. Использование ИКТ позволяет существенно изменить процесс обучения на рабочем месте. При этом имеет место существенная экономия ресурсов (как финансовых, так и временных), обеспечивается максимально простой доступ к обучающим ресурсам и создается гибкая обучающая среда. Согласно мнению Д. Ифенталера, основные возможности ИКТ применительно к обучению на рабочем месте - это поддержка информального обучения и стимулирование обучения на протяжении всей жизни [3, с. 4].
При этом обучающиеся на цифровом рабочем месте являются «конструкторами» своего собственного обучающего пространства, что очень хорошо пересекается с гуманистической парадигмой обучения и идеями личностно-ориентированного обучения, положенными нами в основу концепции адаптивного сетевого образовательного пространства. В условиях обучения на рабочем месте возникает принципиальный вопрос: какова роль деятельности на рабочем месте во всем процессе обучения как едином целом? Ответ на него представляется очевидным - вне рабочего места (с применением технологий дистанционного обучения или более традиционно - находясь физически в стенах учебного заведения) обучающийся взаимодействует с преподавателем (тьютором).
В процессе взаимодействия с преподавателем изучаются теоретические аспекты дисциплины. Далее на рабочем месте каждый обучающийся индивидуально отрабатывает практические навыки. Однако данная схема организации учебного процесса не является единственно возможной. Более того, современные исследования показывают, что существует альтернативная схема, более эффективная в определенных условиях [4, с. 104].
Перевернутое обучение (flipped learning) определяется как «педагогический подход, в рамках которого прямые указания перемещаются из группового образовательного пространства в индивидуальное образовательное пространство, и результирующее групповое пространство трансформируется в динамическую, интерактивную образовательную среду, в рамках которой преподаватель направляет обучающихся в применении [ранее изученных самостоятельно] концептов и учит креативному поведению в изучаемой предметной области» [5].
Как отмечают в своей работе Ф. Сарсар и Ю. Йилмаз (F. Sarsar, Y. Yilmaz), перевернутое обучение является эффективной технологией обучения на цифровом рабочем месте [4, с. 93]. Ключевым условием эффективности использования данной технологии обучения является доступность онлайн-обучения, то есть, прежде всего, наличие доступа с рабочего места в сеть Интернет. При этом обучающиеся изучают общие теоретические сведения по дисциплине в онлайн-режиме в рамках какой-либо системы управления обучением (например, Moodle). Детали содержания учебного материала по предмету обсуждаются в рамках традиционных учебных занятий.
Перевернутое обучение представляет собой новый подход к обучению на рабочем месте, сочетая онлайн-общение и непосредственное (face-to-face) общение для того, чтобы обеспечить обучающимся наилучший учебный опыт [4, с. 94]. Перевернутое обучение, реализуемое в сочетании с цифровым обучением на рабочем месте, позволяет обеспечить доступное обучение за счет гибкой адаптивной индивидуализированной организации учебного процесса без каких-либо ограничений по времени или месту проведения.
Генезис идей перевернутого обучения тесно связан с особенностями обучения в течение всей жизни. Применительно к обучению взрослых на рабочем месте технологии обучения обладают определенными преимуществами (как применительно к обучающимся, так и применительно к организациям) по отношению к традиционным способам организации обучения.
К основным достоинствам относятся высокая эффективность в финансовом отношении, широкий спектр доступного учебного материала, простота доступа к учебному материалу и простота включения в учебный процесс. Однако имеются и негативные факторы. К ним, в первую очередь, относится недостаток мотивации, являющийся, применительно к обучению взрослых посредством педагогических технологий, барьером в обучении. Как отмечают Ф. Сарсар и Ю. Йилмаз, в процессе обучения сотрудники организации могут демонстрировать недостаток вовлеченности в обучение и вообще выпадать из процесса онлайн учебной деятельности [4, с. 93].
Вместе с тем теория обучения взрослых утверждает значимость принципа активности в обучении [4, с. 94]. Обучающиеся должны быть активными и сами участвовать в проектировании процесса своего обучения. Соответственно, необходимы механизмы
устранения барьеров в обучении. Практика показывает, что обучение взрослых требует высокого уровня интерактивности, взаимодействия обучающегося и обучаемого. Ф. Сарсар и Ю. Йилмаз в своей работе особо подчеркивают значение следующего принципа: «Взрослые учатся тогда, когда активно участвуют в процессе» [4, с 93].
Если в процессе онлайн-обучения происходит изоляция обучающихся взрослых от их социального окружения, они могут выпасть из процесса обучения и переключиться на какие-то иные, более актуальные задачи. Соответственно, подходы к проектированию процесса обучения взрослых должны учитывать принципы андрагогики. Один из современных методов, позволяющий снять отмеченный выше барьер, - перевернутое обучение, при котором обучающийся приобретает знания онлайн и обсуждает и социализирует их в традиционной классной форме.
Обобщая рассмотренные выше вопросы, можно отметить, что обучение на цифровом рабочем месте (и, в частности, перевернутое обучение) обладает значительным потенциалом в плане реализации идей неформального и информального обучения. Для того чтобы в полной мере реализовать этот потенциал в рамках сетевого адаптивного образовательного пространства, необходимо, на наш взгляд, выполнение ряда условий.
Во-первых, наличие информационного взаимодействия между рабочим местом обучающегося и образовательным пространством.
Во-вторых, поддержка всего спектра форм цифрового обучения (по классификации Д. Ифенталера, рассмотренной выше). Выполнение первых двух условий может быть в полной мере обеспечено за счет широкого применения ИКТ.
В-третьих, привлечение работодателей к обучению своих сотрудников. Фактором, способствующим выполнению третьего условия, является внедрение перевернутого обучения, привлекательность которого для работодателей неоднократно отмечается зарубежными исследователями. Заметим, что данный фактор нуждается в экспериментальной проверке в отечественных условиях.
При выполнении данных условий адаптивное сетевое образовательное пространство приобретает механизмы взаимодействия с обществом (представленным, в частности, микросоциальным окружением учащихся, сетевыми сообществами, общественными организациями и институтами) и экономикой (представленной, в частности, бизнес-сообществом, работодателями и профессионалами), что придает ему принципиально новые свойства. В частности, это способствует решению актуальной проблемы общественной аккредитации организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и отдельных образовательных программ. Эта проблема находит свое отражение, в частности, в федеральных нормативных документах (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3, Статья 96. Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ) [6].
Список литературы
1. Бирюкова И. К. Неформальное образование: понятие и сущность // Изв. Волгоградского гос. пед. ун-та. - 2012. - Т. 74, № 10. - С. 18-20.
2. Бояринов Д. А. Проблема управления качеством информального образования // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 6. - URL: http://www. science-education.ru/ru/artide/view?id=27248 (дата обращения: 30.09.2018).
3. Ifenthaler D. How we learn at the digital workplace // Digital Workplace Learning: Bridging Formal and Informal Learning with Digital Technologies / ed. D. Ifenthaler. - Berlin: Springer International Publishing, 2018. - P. 3-8.
4. Sarsar F., Yilmaz Yu. Designing Flipped Learning for Digital Workspace Learning // Digital Workplace Learning: Bridging Formal and Informal Learning with Digital Technologies/ ed. D. Ifenthaler. - Berlin: Springer International Publishing, 2018 г. -P. 93-106.
5. Flipped Learning Network. 2014. - URL: https://flippedlearning.org/definition-of-flipped-learning/ (дата обращения: 30.09.2018).
6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция). - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 30.09.2018).
7. Богуславский М. В., Неборский Е. В. Перспективы развития системы высшего образования в России // Интернет-журнал «Науковедение». - 2015. - Т. 7, № 3. -URL: https://naukovedenie.ru/PDF/111PVN315.pdf (дата обращения: 20.08.2018).
8. Богуславский М. В., Неборский Е. В. Концепция развития системы высшего образования в России // Интернет-журнал «Мир науки». - 2016. - Т. 4, № 5. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/07PDMN516.pdf (дата обращения: 20.08.2018).
9. Богуславский М. В., Куликова С. В., Романов А. А. Формирование и деятельность учителя: исторический опыт передачи образованности и культуры // Психолого-педагогический поиск. - 2016. - № 3. - С. 15-27.
References
1. Biryukova I. K. Neformalnoe obrazovanie: ponyatie i sushchnost. Izv. Volgogradskogo gos. ped. un-ta. 2012, Vol. 74, No. 10, pp. 18-20.
2. Boyarinov D. A. Problema upravleniya kachestvom informalnogo obrazovaniya. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2017, No. 6. Available at: http://www.sci-ence-education.ru/ru/article/view?id=27248 (accessed: 30.09.2018).
3. Ifenthaler D. How we learn at the digital workplace. In: Ifenthaler D. (ed.) Digital Workplace Learning: Bridging Formal and Informal Learning with Digital Technologies. Berlin: Springer International Publishing, 2018. Pp. 3-8.
4. Sarsar F., Yilmaz Yu. Designing Flipped Learning for Digital Workspace Learning. In: Ifenthaler D. (ed.) Digital Workplace Learning: Bridging Formal and Informal Learning with Digital Technologies. Berlin: Springer International Publishing, 2018. Pp. 93-106.
5. Flipped Learning Network. 2014. Available at: https://flippedlearning.org/definition-of-flipped-learning/ (accessed: 30.09.2018).
6. Federalnyy zakon "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" ot 29.12.2012 No. 273-FZ (poslednyaya redaktsiya). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140174/ (accessed: 30.09.2018).
7. Boguslavskiy M. V., Neborskiy E. V. Perspektivy razvitiya sistemy vysshego obra-zovaniya v Rossii. Internet-zhurnal "Naukovedenie". 2015, Vol. 7, No. 3. Available at: https://naukovedenie.ru/PDF/lllPVN315.pdf (accessed: 20.08.2018).
8. Boguslavskiy M. V., Neborskiy E. V. Kontseptsiya razvitiya sistemy vysshego obra-zovaniya v Rossii. Internet-zhurnal "Mir nauki". 2016, Vol. 4, No. 5. Available at: URL: https://mir-nauki.com/PDF/07PDMN516.pdf (accessed: 20.08.2018).
9. Boguslavskiy M. V., Kulikova S. V., Romanov A. A. Formirovanie i deyatelnost uchite-lya: istoricheskiy opyt peredachi obrazovannosti i kultury. Psikhologo-pedagogicheskiy poisk. 2016, No. 3, pp. 15-27.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2019, № 1
Статья поступила в редакцию 01.12.2018 The article was received on 01.12.2018