DOI: 10.18287/2542-0445-2018-24-4-78-84 УДК 378
Дата поступления статьи: 30/IV/2018 Дата принятия статьи: 30/VII/2018
О.В. Никифорова, Е.И. Соколова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФОРМ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА)
© Никифорова Ольга Валериевна — старший преподаватель кафедры иностранных языков естественно-технических направлений и специальностей, Петрозаводский государственный университет, 185910, Российская Федерация, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, 33. E-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0510-5632.
© Соколова Евгения Ивановна — кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой иностранных языков естественно-технических направлений и специальностей, Петрозаводский государственный университет, 185910, Российская Федерация, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, 33. E-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4524-8010
АННОТАЦИЯ
Развитие всех форм непрерывного образования требует рассмотрения взаимодействия формального, неформального и информального видов образования. В статье рассматриваются официальные документы, в которых официально закрепляются термины «формальное, неформальное и информальное образование». Раскрывается влияние информального образования как наименее исследованного на мотивацию к обучению длиною в жизнь и на формирование целостной картины мира, в котором культурная и образовательная составляющие являются приоритетными. Анализируются имманентные функции форм непрерывного образования, понимаемого широко как часть культурного кода нации и сопровождающее человека от его рождения через всю жизнь.
Представлена актуальная ситуация с внедрением всех форм непрерывного образования в Петрозаводском государственном университете (ПетрГУ). Описывается педагогическое исследование, проведенное авторами со студентами ПетрГУ. Для исследования применялись методы как письменного, так и устного анкетирования. Представленные результаты исследования позволяют сделать вывод о тесной взаимосвязи информального и формального (профессионального) образования, а также об их позитивном взаимовлиянии на мотивацию к обучению. Таким образом, взаимодействие всех трех форм непрерывного образования является необходимым интегрированным базисом для актуализации научно-исследовательского и образовательного потенциала современного студента. Творческий потенциал современного студента во многом зависит от степени вовлеченности в образовательный процесс, представленный всеми формами непрерывного образования. Для перехода на качественно новый уровень образовательного процесса в рамках новой модели образования, ориентированной на результат, необходимо повышать уровень мотивации студентов к саморазвитию, уделяя достаточное внимание информальной составляющей непрерывного образования.
Ключевые слова: непрерывное образование, формальное образование, неформальное, информальное.
Цитирование. Никифорова О.В., Соколова Е.И. Взаимодействие форм непрерывного образования (на примере Петрозаводского государственного университета) // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2018. Т. 24. № 4. С. 78-84. Б01: http://doi.org/10.18287/2542-0445-2018-24-4-78-84.
© ®
This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution License Which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited. (CC BY 4.0)
DOI: 10.18287/2542-0445-2018-24-4-78-84 Submitted: 30/IV/2018
UDC 378 Accepted: 30/VII/2018
O.V. Nikiforova, E.I. Sokolova
INTERACTION OF ALL FORMS OF LIFELONG LEARNING (ON THE EXAMPLE OF PETROZAVODSK STATE UNIVERSITY)
© Nikiforova Olga Valerievna — senior lecturer, Department of Foreign Languages of Natural and Technical Sciences, Petrozavodsk State University, 33, Lenin Street, Petrozavodsk, 185910, Republic of Karelia, Russian Federation. E-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0510-5632
© Sokolova Eugenia Ivanovna — Candidate of Pedagogical Sciences, head of the Department of Foreign Languages of Natural and Technical Sciences, Petrozavodsk State University, 33, Lenin Street, Petrozavodsk, 185910, Republic of Karelia, Russian Federation.
E-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4524-8010
ABSTRACT
The article considers formal, non-formal and informal types of education in integrity due to the development and interaction of all forms of lifelong learning. The official documents that formalize the terms of formal, non-formal and informal education are reviewed. Moreover the article reveals the impact of the informal education as the least studied on the motivation to lifelong learning and on the developing a holistic view of the world when cultural and educational components are top-priority. The article analyzes the immanent functions of the lifelong learning forms which are understood widely as a part of the nation cultural code and accompany a person throughout his/her life. The relevant situation with lifelong learning forms having been introduced at the Petrozavodsk State University (PetrSU) is presented. The pedagogical research conducted by the authors with PetrSU students is described.
The study methods were opinion polls and a questionnaire survey. The research results reveal the synergy of informal and formal (professional) education and their interconnection and mutually stimulation. Thus, the interaction of the three lifelong learning forms is the necessary integrated basis for updating a modern student research and educational potential. A modern student creative potential in many respects depends on the involvement degree into the educational process presented with all forms of lifelong learning.
To obtain a qualitatively new level of educational process and move to a result-oriented educational model teachers and students should be highly motivated. The higher level of motivation could be achieved through the informal component of lifelong learning.
Key words: formal, non-formal and informal education, lifelong learning.
Citation. Nikiforova O.V., Sokolova E.I. Vzaimodeistvie form nepreryvnogo obrazovaniia (na primere Petrozavodskogo gosudarstvennogo universiteta) [Interaction of all forms of lifelong learning (on the example of Petrozavodsk State University)]. Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriia, pedagogika, filologiia [Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology], 2018, Vol. 24, no. 4, pp. 78—84. DOI: http:// doi.org/10.18287/2542-0445-2018-24-4-78-84.
Введение
Развитие непрерывного образования подразумевает поиск и внедрение разнообразных форм и возможностей обучения как внутри, так и вне официальной системы, стимулирование внедрения педагогических и методических инноваций, более широкое внедрение информационно-компьютерных технологий. «Меморандум о непрерывном образовании Европейского союза» был принят на Лиссабонском саммите в 2000 г [Меморандум], а в 2004 г. Совет по Образованию ЕС принял определение неформального и информального обучения [Представление...].
В России новые формы образовательного процесса были заимствованы из европейской концепции. Общественной палатой и Национальным исследовательским университетом «Высшая школа
экономики» в 2007 г. были даны экспертные заключения, обозначившие неформальное и инфор-мальное образование в качестве значимого элемента современных образовательных систем [Харченко 2014]. Идея информального образования получила легитимность в государственной программе РФ «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009—2012 гг.», где было определено информаль-ное образование которое «реализуется за счет самообразования граждан в насыщенной культурно-образовательной среде» [Образование...]. Принятие этих документов явилось стимулом к исследованиям в области непрерывного образования. В результате исследований закрепились понятия формального, неформального, информального видов обучения. Развитию категорий формальное, нефор-
Таблица l
Количество публикаций по формам образования
Таблица 2 Различия неформального, формального и информального образования
мольное, информальное в немалой степени способствовало широкое внедрение коммуникационных возможностей сети Интернет, цифровых технологий. Петрозаводский государственный университет как опорный вуз является лидером Республики Карелия в области внедрения цифровых технологий в образовательный процесс, что позволяет повысить уровень мотивации к информальному обучению, оптимизировать учебный процесс, широко применять модульный подход в обучении и, наконец, вынести ряд модулей в форму самостоятельного обучения на дистанционной основе.
Статистические данные
Формальная и неформальная формы образования достаточно широко изучены и представлены в поле педагогических исследований, но инфор-мальное образование до сих пор изучено мало, что подтверждается количеством публикаций.
Поэтому задачей нашего исследования было более детально рассмотреть феномен информаль-ного образования, его значимость в целостной системе НО и взаимодействие с остальными формами НО.
Различие между формальным и неформальным образованием рассматривается в таблице 2 и оценивается с точки зрения цели, выбора времени, содержания, и результата по завершении обучения и уровня контроля.
Функции непрерытного образования
Все формы непрерывного образования, понимаемого широко как часть культурного кода нации, сопровождают человека от его рождения через всю жизнь, выполняя различные функции.
Table l
Amount of publications on types of education
Table 2
Formal, non-formal and informal types of education distinctions
Среди функций неформальной иинформальной форм непрерывного образования условно можно выделить:
— компенсаторную (восполняющую пробелы в базовом образовании) — формальное образование,
— адаптивную (оперативная подготовка и переподготовка в меняющейся социальной ситуации) — неформальное образование
— развивающую (удовлетворение духовных запросов личности, потребностей творческого роста) — информальное образование [Дамесин Рено, Фай-олле Жакай, Флеури Николас, Малакуин Маттью и Роде Николас 2014].
Таким образом, можно говорить о диалектическом взаимодействии двух сторон НО:
— внешней — реализуется за счет функционального включения личности в образовательный процесс и обеспечивает преемственность ступеней образования;
— и внутренней — формирует преемственность образования во внутреннем мире личности.
Следовательно, все формы непрерывного образования гармонично дополняют друг друга, помогая человеку вырабатывать смысловые и жизненные ориентиры в течение всей жизни. Формальное образование обеспечивает официальную образовательную траекторию обучающегося с последующим государственным сертификатом, неформальное выступает как компенсаторный или адаптивный механизм образования, помогая конструктивно преодолевать ситуации профессионального и социального жизненного кризиса, а информальное выступает как путь и средство творческого роста личности, ее самоактуализации и самореализации [Мануеладу Боис-Реймонд]. Самообразование также является важной частью информального образования, в результате чего появляется новый субъект НО — аутодидакты.
Формальное образование 2O 3OO OOO
Неформальное образование 3i5 OOO
Информальное образование 3O OOO
Форма образования Цель Время обучения Содержание Сертификация
Формальное Получение общих и специальных компетенций Фиксированное Определяется ФГОС Получение аттестата, диплома или сертификата
Неформальное Получение необходимых компетенций на данном этапе жизни По договоренности Определяется потребностями обучающегося Получение сертификата
Информальное Удовлетворение интереса Через всю жизнь Определяется мотивацией Нет
Реализация аспектов непрерывного образования в Петрозаводском государственном университете
Формальный аспект НО в Петрозаводском государственном университете успешно реализуются через многоуровневую систему высшего образования: бакалавриат, специалитет, магистратура, ор-динатура,аспирантура, дополнительное профессиональное обучение [petrsu.ru/ education].
Неформальный аспект непрерывного образования в Петрозаводском государственном университете актуализируется через Открытый университет ПетрГУ, который начал работу в феврале 2010 года. Слушатели Открытого университета — люди самого разного возраста: от школьников и студентов до работающих граждан и пенсионеров. Открытый университет предлагает более 20 курсов — просветительских и обучающих, таких как «Как не болеть, если ты живешь в Карелии», «Великие музеи мира», «Основы работы в Интернете» и др. (всего около 25курсов), которые ежегодно посещают свыше тысячи человек [petrsu.ru/otkrytyjuniversitet].
Неформальное образование студентов реализуется через большое разнообразие факультативных творческих объединений — студенческий театр, певческие и танцевальные ансамбли, прославленный академический хор ПетрГУ, театральная студия BEST, студенческий туристический клуб «Сампо», студия современного декоративно-прикладного творчества (всего около 30) [petrsu.ru/arts].
Собственно информальное образование
Информальное образование — это образование, происходящее вне рамок педагогически организованного процесса и лишенное его основных атрибутов. Термин «информальный» заимствован из английского языка (informal). В этимологическом онлайн-словаре On-line Etymology Dictionary слово описывается как употребляемое с середины пятнадцатого столетия в значении «неоформленный, существующий не по правилам формальной логи-
ки, неофициальный». Префикс т употреблен в значении «без-», что позволяет трактовать термин как образование без процедурных формальностей или неоформленное образование [etymonline.com].
По существу и содержанию это тот же процесс приобретения знаний и умений, углубления миропонимания и обогащения личностного потенциала, который мы видим в формальном и неформальном образовании. Отличие заключается в том, что он протекает вне стен учреждений, входящих в систему образования, а в социальных институтах, выполняющих иные функции в общественном разделении труда — в семье, сфере труда, в разного рода формальных и неформальных группах и объединениях [Салберг 1999]. Исходя из сути инфор-мальной составляющей НО, ее гораздо труднее облечь в конкретные цифры и результаты, чем другие компоненты НО, поскольку это во многом область внутренней работы личности, где замеры произвести возможно лишь опосредованно. Тем не менее творческое развитие личности современного студента невозможно без информального образования, которое стимулируется современными цифровыми технологиями, в частности сетью Интернет.
Исследование
Мы исследовали образовательный сегмент, который представляет информальную составляющую непрерывного образования с целью подтвердить гипотезу о том, что информальное образование становится важным инструментом личностного развития. Исследование проводилось методом анкетирования и устных опросов, на срезе студентов естественно-научных и технических направлений и специальностей с первого по пятый курс (бакалавриат и первый курс магистратуры, всего в исследовании приняло участие 207 студентов).
В процессе анкетирования студентам было предложено ответить на ряд вопросов, касающихся их самостоятельного образования и степени их вовлечения винформальную составляющую НО (рис. 1).
Рис. 1. Причины поиска новых знаний
Figure 1. Reasons of new knowledge search
Анализ данных анкетирования показал следующее:
— Большинство студентов — 88 % часто по собственной инициативе обращаются к источникам, чтобы узнать новое;
Наиболее значимыми причинами для обращения к поиску новых знаний 51 % студентов указали стремление к внутреннему развитию, 68 % респондентов назвали недостаток знаний в профессиональной области, и 46 % опрошенных считают, что причиной является недостаток знаний вообще, 29 % студентов уверены, что учебные занятия стимулируют их к поиску чего-то нового, а также общение с друзьями и общение с родителями (39,5 и 13 % соответственно) мотивируют студентов на самостоятельную работу по поиску новой информации. Результаты анкетирования студентов соотносятся с упомянутыми выше функциями информального образования — компенсаторной (в диаграмме — недостаток знаний), адаптивной (в диаг-
рамме - недостаток знаний в профессиональной области) и развивающей (в диаграмме стремление к внутреннему развитию) (рис. 2).
Нельзя не отметить тот факт, что 100 % респондентов обдумывают полученные ими самостоятельно знания, что указывает на достаточно высокое развитие их внутренней мотивации учения и саморазвития.
64,5 % анкетируемых отметили, что приобретенные знания помогают им лучше разобраться в себе, для 58 % процентов — это наиболее эффективный метод понять окружающих, также приобретенные знания студенты используют, чтобы ставить долгосрочные цели и краткосрочные цели (44 и 47 % соответственно)
Интересно отметить, что 100 % студентов указали Интернет, как наиболее часто используемый источник для самостоятельного приобретения новых знаний, вторым по значимости источником
применениеполученнхзнании енных знаний
Рис. 2. Применение полученных знаний Figure 2. Application of the obtained knowledge
Рис. 3. Источники знаний
Figure 3. Knowledge sources
44 % респондентов указали книги, в то же время лишь для 24 % опрошенных таким источником являются преподаватели. При этом студенты отметили, что преподаватели специальности и английского языка (84 и 50 % соответственно) наиболее часто мотивируют их на самостоятельное узнавание нового.
В опросе принимали участие студенты от 17 лет до 21 года. Большинство респондентов составили студенты 19 лет — 31 %, 18 лет — 24 %, 20 лет — 25,5 %. Согласно данным опроса, ответы всех возрастных групп на предложенные вопросы практически не отличаются. Однако анализ ответов на вопрос о том, что вас заставляет самостоятельно обратиться к поиску новых знаний, студенты 1-го и 2-го курсов (18—19 лет) чаще отмечали недостаток знаний вообще и недостаток знаний в профессиональной области, в то время как студенты 3-го и 4-го курсов (20—21 год) указывали стремление к внутреннему развитию.
Ответы респондентов выявили небольшие различия с точки зрения гендерного анализа (из опрошенных девушки составляли 53,5 %, а юноши — 46,5 %) в области индивидуального целеполага-ния — девушки чаще выбирали долгосрочные цели, в то время как юноши предпочли краткосрочные цели. В сфере личностного развития девушкам интереснее разбираться во внутренних мотивах поведения окружающих, а юноши предпочли понять побудительные мотивы собственной внутренней рефлексии.
Вышоды
В результате исследования выявлено, что студенты показали высокий уровень вовлеченности в информальное образование, которое приобретает все более важную роль и становится значимой компонентой непрерывного образования. Исходя из анализа данных анкетирования, следует, что ин-формальное образование тесно связано с формальным, поскольку 89 % обучающихся отметили, что именно преподаватели специальных дисциплин побуждают их к углублению знаний в профессиональной области. Отрадно отметить, что 52 % респондентов называют дисциплину «английский язык» в качестве мотиватора самостоятельного обращения к усвоению нового знания. Исследование показало, что все три составляющие тесно взаимосвязаны между собой.
Заключение
Единство всех форм образования позволяет находить новые пути, выстраивать новые образовательные модели, опираясь на фундаментальные психолого-педагогические научные исследования, социальные тенденции и современные технологии [Соколова 2016]. Формальные и информальные отношения в образовании связывают большинство его составляющих. Мы учимся не только в школе, детском саду, в церкви, в семье, в общении с друзьями — нас воспитывает, обучает и образовывает
архитектура и реклама, чтение книг и телевидение, общение в реальной жизни и социальных сетях. Творческий потенциал современного студента вом-ногом зависит от степени вовлеченности в образовательный процесс, представленный всеми формами непрерывного образования. Таким образом, взаимодействие всех трех форм непрерывного образования является необходимым интегрированным базисом для актуализации научно-исследовательского и образовательного потенциала современного студента.
Библиографический список
Меморандум... — Меморандум непрерывного образования Европейского Союза URL: http:// www.znanie.org/docs/memorandum. html.
Представление. — Представление Укрепления потенциала и программ сотрудничества, организованное департаментом образования Совета Европы. URL: https://www.coe.int/en/web/education/ programme)
Харченко 2014 — Харченко Л.Н. Проектирование программы неформального образования и психологической поддержки преподавателя в первые годы работы в вузе // Directmedia. 2014. URL: https:// books.google.ru/books?isbn=5457910768.
Образование. — Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009—2012 годы. URL: https:// www.hse.ru/data/590/394/1235/program.doc.
Дамесин Рено 2014 — Дамесин Рено, Файолле Жакай, Николас Флеури, Малакуин Маттью и Роде Николас. Проблемные задачи, актеры и методы в неформальном и информальном образовании и их валидизация в Европе. 2014. URL: https://www.etui.org/ .../Challenges-actors-and-practices
Мануеладу Боис-Реймонд — Мануеладу Боис-Реймонд. Исследование связи между формальным и информальным образованием, Центр Молодежных Исследований, университет г. Ляйден (Нидерланды). URL: https://www.eurodesk.it/.../COE_formal_and_ nonformal_education...
petrsu.ru/education — https://petrsu.ru/page/ptoday/ svedenia/education#t20c; petrsu.ru/otkrytyjuniversitet; https://petrsu.ru/structure/660/ otkrytyjuniversitet#t20c.
petrsu.ru/arts — URL: https://petrsu.ru/page/socio/ arts#t20c.
etymonline.com — URL: https://www. etymonline.com/ word/informal.
Салберг 1999 — Салберг П. Мостики к обучению: признание и значение информального образования в молодежной деятельности. 1999. URL: https:// www.aegee.org/wp-content/uploads/.../NFE_book.pdf.
Соколова 2016 — Соколова Е.И. Субъекты непрерывного образования: терминологический аспект // Тематический сборник научных трудов по социально-гуманитарным проблемам: материалы региональной научно-практической заочной конференции «Гуманитарные аспекты высшего профессионального образования». Макеевка: ДонНАСА, 2016. Вып. 6. С. 227-233. URL: docplayer.ru/52465992-Akademicheskie-chteniya.html.
References
Memorandum... — Memorandum nepreryvnogo obrazovaniia Evropeiskogo Soiuza [Memorandum of lifelong learning of the European Union]. Available at: http:/ /www.znanie.org/docs/memorandum.html [in Russian].
Predstavlenie... — Predstavlenie Ukrepleniiapotentsiala i programm sotrudnichestva, organizovannoe departamentom obrazovaniia Soveta Evropy [Presentation of Capacity Building and Cooperation Programs, organized by the Council of Europe Education Department]. Available at: https://www.coe.int/en/web/education/programme [in Russian].
Kharchenko 2014 — Kharchenko L.N. Proektirovanie programmy neformal'nogo obrazovaniia i psikhologicheskoi podderzhki prepodavatelia v pervye gody raboty v vuze [Program design of informal education and psychological support of a teacher during the first working years in the university]. Directmedia, 2014. Available at: https:// books.google.ru/books?isbn=5457910768 [in Russian].
Obrazovanie... — «Obrazovanie i razvitie innovatsionnoi ekonomiki: vnedrenie sovremennoi modeli obrazovaniia v 2009—2012 gody» [«Education and development of innovative economy: introduction of the modern model of education in 2009—2012»]. Available at: https:// www.hse.ru/data/590/394/1235/program.doc [in Russian].
Damesin Renaud 2014 —Damesin Renaud, Fayolle Jacky, Fleury Nicolas, Malaquin Mathieu and Rode Nicolas. Problemnye zadachi, aktery i metody v neformal'nom i informal'nom obrazovanii i ikh validizatsiia v Evrope [Challenges, actors and practices of non-formal and informal learning and its validation in Europe], 2014. Available at: https://www.etui.org/.../Challenges-actors-and-practices [in English].
Manuela du Bois Reymond — Manuela du Bois-Reymond Issledovanie sviazi mezhdu formal'nym i informal'nym obrazovaniem, Tsentr Molodezhnykh Issledovanii, universitet g. Liaiden (Niderlandy) [Study on the links between formal and non-formal education, Centre for Youth Studies, Leiden University (Netherlands)]. Available at: https://www.eurodesk.it/.../COE_formal_and_ nonformal_education... [in Italian].
petrsu.ru/education; https://petrsu.ru/page/ptoday/ svedenia/ education#t20c;
petrsu.ru/ otkrytyjuniversitet; https: //petrsu.ru/ structure/ 660/otkrytyjuniversitet#t20c [in Russian].
petrsu.ru/arts — Available at: https://petrsu.ru/page/ socio/arts#t20c [in Russian].
etymoline — Available at: https://www.etymonline.com/ word/informal [in English].
Sahlberg 1999 — Sahlberg P. Mostiki k obucheniiu: priznanie i znachenie informal'nogo obrazovaniia v molodezhnoi deiatel'nosti [Building Bridges for Learning: the Recognition and Value of Non-formal Education in Youth Activity], 1999. Available at: https://www.aegee.org/ wp-content/uploads/.../NFE_book.pdf [in English].
Sokolova 2016 — Sokolova E.I. Sub''ektynepreryvnogo obrazovaniia: terminologicheskii aspekt [Subjects of lifelong learning: terminological aspect]. In: Tematicheskii sbornik nauchnykh trudov po sotsial'no-gumanitarnym problemam. Materialy regional'noi nauchno-prakticheskoi zaochnoi konferentsii «Gumanitarnye aspekty vysshego professional'nogo obrazovaniia» [Thematic digest of scientific works on social and humanitarian problems. Materials of regional research and practical virtual conference «Humanitarian Aspects of Higher Education»]. Makeevka: DONNASA, 2016, Issue 6, pp. 227-233. Available at: docplayer.ru/52465992-Akademicheskie-chteniya.html [in Russian].