Научная статья на тему 'Образовательные потребности педагогических кадров в современном дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС до, результаты исследования'

Образовательные потребности педагогических кадров в современном дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС до, результаты исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1808
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / СТАТУСНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / АДАПТАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ДУХОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Задворная М.С

Современный этап развития образования в России характеризуется активизацией процессов модернизации. Общий смысл, общее направление модернизации образования остается единым системные и органичные изменения в образовании с целью приведения его в соответствие с требованиями современной жизни, создание механизмов постоянного обновления образования, его целенаправленной ориентации на актуальные и перспективные потребности личности, общества и государства. Сущность новых направлений развития российского образования определяет ряд ратифицированных правительством документов, способствующих вхождению страны в мировое образовательное пространство и стимулирующих интеграционные образовательные процессы. Подобные изменения имеют высокую значимость для педагогических работников дошкольного образования. Автором статьи анализируются результаты проведенного в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования исследования «Образовательные потребности педагогических кадров в современном дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС ДО». Целью исследования было выявление образовательных потребностей, запросов и затруднений педагогических кадров в современном дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС ДО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Задворная М.С

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательные потребности педагогических кадров в современном дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС до, результаты исследования»

13. Пичугин В.Г. Эмоциональная устойчивость. - Москва, 2009.

14. Самигуллина А.С. Семиотика концептов: к проблеме интерпретации субъективных смыслов. - Уфа, 2006. - 120 с.

15. Семёнова Ф.О., Узденова А.М. Влияние прокрастинации на развитие исполнительской деятельности в подростковом возрасте // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2012. № 83. С. 847-856.

16. Ситаров В.А., Ковров В.В., Сикорская Л.Е. Педагогика и образование XXI в // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 1. С. 215-218.

17. Скрипкина Н.В. Ценностные аспекты социально-психологического взаимодействия педагогов с детьми // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. № 1 (166). С. 22-26.

18. Соболева Н.В., Тихонова О. К вопросу семейных ценностей и отцовства в современном обществе // В сборнике: Современные проблемы и перспективные направления инновационного развития науки сборник статей международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2017. С. 196-198.

19. Хабибуллина З.Н. Значение идей русского космизма в современном обществе // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 8-4. С. 208-211.

20. Хальзова О.Е. Развитие коллизийной личностной функции учащегося // Педагогика. 2008. № 2. С. 122-124.

21. Черникова В.Е. Межэтническая коммуникация в контексте современного поликультурного пространства // Вестник Калмыцкого университета. 2014. № 3 (23). С. 113-118.

22. Шапошникова Т.Д. Культурологические ориентиры современной педагогической компаративистики // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2012. № 4. С. 114-124.

23. Шукшина Л.В. Иллюзорное сознание и его функции // Интеграция образования. 2006. № 4. С. 149-153.

24. Янгузин А.Р. Духовные ценности в современной России // Евразийский юридический журнал. 2016. №12 (103). С.216-217.

УДК: 378.046.4

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В СОВРЕМЕННОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО, РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

ЗадворнаяМ.С., 2018

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, старший преподаватель кафедры дошкольного образования, Санкт-Петербург

Аннотация: современный этап развития образования в России характеризуется активизацией процессов модернизации. Общий смысл, общее направление модернизации образования остается единым - системные и органичные изменения в образовании с целью приведения его в соответствие с требованиями современной жизни, создание механизмов постоянного обновления образования, его целенаправленной ориентации на актуальные и перспективные потребности личности, общества и государства. Сущность новых направлений развития российского образования определяет ряд ратифицированных правительством документов, способствующих вхождению страны в мировое образовательное пространство и стимулирующих интеграционные образовательные процессы. Подобные изменения имеют высокую значимость для педагогических работников дошкольного образования. Автором статьи анализируются результаты проведенного в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования исследования «Образовательные потребности педагогических кадров в современном дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС ДО». Целью исследования было выявление образовательных потребностей, запросов и затруднений педагогических кадров в современном дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС ДО.

Ключевые слова: материальные потребности, профессионально-трудовые потребности, статусные потребности, адаптационные потребности, духовные потребности, непрерывное образование.

THE LEARNING NEEDS OF PEDAGOGICAL STAFF IN MODERN PRESCHOOL INSTITUTION IN ACCORDANCE WITH THE GEF TO, THE RESULTS OF THE STUDY

Zadvornaya M. S., 2017

Saint-Petersburg Academy of postgraduate pedagogical education senior lecturer in early childhood

education, Saint Petersburg

Abstract: the modern stage of education development in Russia is characterized by intensification of processes of modernization. The General meaning, the General direction of modernization of education is one systemic and organic changes in education with the purpose of bringing it into conformity with the requirements of modern life, the establishment of mechanisms for continuous updating of education, its focus on the current and future needs of individuals, society and the state. The essence of the new directions of development of Russian education determines the number of ratified by the government of documents supporting the country's entry into the world educational space and stimulating the integration of educational processes. Such changes are of high importance for pedagogical workers of preschool education. The author of the article analyzes the results held in Saint-Petersburg Academy of postgraduate pedagogical education research «Educational needs of teachers in modern preschool educational institution in accordance with FGOS DO». The aim of the study was to identify the educational needs, demands and difficulties of teachers in the modern preschool educational institution in accordance with FGOS DO.

Keywords: material needs, vocational needs, status requirements, adaptation needs, spiritual needs, continuing education

Изменения политического, социального, экономического характера, которые происходят в современном обществе, оказывают непосредственное влияние на ход модернизации в системе образования. Образовательная ситуация в современной России характеризуется рядом противоречий, требований к непрерывности, прогрессивности и адаптивности образовательного процесса, профессиональной мобильности специалистов, которые его осуществляют. Развитие и модернизация образовательной системы в настоящее время совершается в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». Данный закон базируется на идеях самоопределения личности, ее самореализации и интеграции в мировой и национальной культуре, а также формирования у обучающихся компетенций, адекватных современной картине мира. При этом закон «Об образовании в Российской Федерации» предполагает развитие идей непрерывного образования, его гуманитаризации, социально-культурной ориентации, использования в обучении новых информационных технологий и др., что позволяет скорректировать стереотипы обучения и воспитания [4].

Вышеобозначенные процессы затрагивают и сферу дошкольного образования, которое рассматривается в качестве первого уровня общего образования. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) требует тщательного анализа педагогической деятельности в каждой конкретном дошкольном образовательном учреждении (далее - ДОУ). В современных условиях возрастает роль повышения квалификации кадров, так как именно от этого зависит развитие дошкольного образования, как в содержательном, так и в организационно-управленческом аспекте. Время и усилия, которые требуются, чтобы новые идеи и новые технологии образования вошли в практику, в большей степени зависят от готовности и способности педагога изменить свою деятельность, осваивая новшества и совершенствуясь [3]. Профессиональное развитие современного педагога является результатом его профессиональной деятельности, которая, в свою очередь, характеризуется процессуальными количественными и качественными изменениями в профессионально значимых структурах личности. В результате педагог стремится достичь определенного уровня самоорганизации в своей профессиональной деятельности, приводящей его к процессу самообразования и профессионального

самосовершенствования. Педагог всегда был и остаётся центральной фигурой, но на современном этапе модернизации образования общество нуждается в педагогических работниках нового формата. Это будут настоящие педагоги нового времени. В профессиональном стандарте учитываются современные реалии российского образования, а по замыслу разработчиков и международные нормы. Решающая роль в профессиональной деятельности педагога принадлежит его теоретической, методической и практической подготовке, определяющей готовность эффективно решать задачи обучения, воспитания и развития личности ребенка [2].

Исследования ученых Е.В. Бруя, О.Н. Дувалиной, Г.И. Атамановой, А.В. Мудрика, О.И. Мезенцевой, Е.В. Кузнецовой показывают, что сложившаяся практика профессиональной деятельности педагога в условиях образовательного учреждения должна основываться на поиске и реализации новых подходов в раскрытии и привлечении, прежде всего, творческого потенциала педагогических кадров. Следовательно, появляется необходимость дальнейшего проведения исследований как в области подготовки к «преподаванию», так и в области общей и профессиональной культуры педагога в ее широком понимании.

Актуальность и значимость исследования «Образовательные потребности педагогических кадров в современном дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС ДО», проводимого кафедрой дошкольного образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (далее - СПб АППО) заключалось:

в своевременности определения и выявления образовательных потребностей, запросов и затруднений педагогических кадров ДОУ в соответствии с изменениями системы педагогического образования;

получении информации о готовности педагогических кадров ДОУ к работе в новых условиях, умении проектировать и реализовывать образовательный процесс с учетом ФГОС ДО;

выявлении основных проблем, которые испытывают педагогические работники ДОУ в ходе реализации ФГОС ДО;

уточнении содержания запросов, в рамках которых респонденты испытывают потребность повышения квалификации;

выявлении мотивационных условий, благоприятных для профессионального и личностного развития педагогических кадров в условиях реализации ФГОС ДО;

определении основных направлений и форм обучения педагогических кадров ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО.

В качестве измерительного инструментария при оценке образовательных потребностей педагогических кадров в современном дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС ДО была разработана анкета для воспитателей и специалистов, состоящая из тридцати основных вопросов, согласно целям исследования, и трех дополнительных, позволяющих выявить демографические характеристики респондентов. Сбор информации осуществлялся посредством заполнения анкет для педагогических работников ДОУ в электронной форме с использованием googl диска.

Варианты ответов, предусмотренные при оценке и дальнейшей обработке оценки образовательных потребностей педагогических кадров в современном дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС ДО, были представлены в соответствии с пятью блоками (Н.Б. Тейтельман): первый блок - материальные потребности; второй блок - профессионально-трудовые потребности; третий блок - статусные потребности; четвертый блок - адаптационные потребности; пятый - духовные потребности.

В анкетировании приняли участие 460 педагогов дошкольных образовательных учреждений из 18 районов Санкт-Петербурга.

Совокупный респондент - это воспитатель (72,4%) - женщина от 30 до 50 лет - 64,4%; до 30 лет - 12,7 % и почти треть опрошенных - 22,9% - это так называемые, «возрастные воспитатели» (51-60 лет и более) (рис.1).

г

Менее 30 59 12.7%

31-40 155 33.5%

41-50 143 30.9%

51-60 В2 17.7%

Более 60 24 5.2%

Рисунок 1. Возраст педагогов, работающих в ДОУ Санкт-Петербурга

Более половины опрошенных специалистов (53 %) имеют стаж работы до 15 лет, среди них 18,4 % - молодые специалисты со стажем работы до 5 лет, 10% респондентов имеют стаж работы более 30 лет. Из опрошенных респондентов 258 человек (55,7 %) имеют высшее педагогическое образование, 166 человек (35,9 %) - среднее педагогическое образование, у 29 человек (6,3 %) - высшее непедагогическое образование и 10 человек (2,2 %) имеют среднее непедагогическое образование.

Представим некоторые результаты, полученные в ходе проведенного исследования. Первый блок вопросов анкеты включал в себя вопросы об удовлетворенности респондентов своей работой. Следует отметить, что для большинства педагогов 70,4% мотивом выбора педагогической профессии стало желание работать с детьми (рис. 2). Более половины опрошенных респондентов (56,2%) удовлетворены своей работой, и только 5,2% частично не удовлетворены, в основном это педагоги со стажем работы от 16 до 25 лет и их не устраивает оплата труда.

Рисунок 2. Мотивы выбора профессии педагогами ДОУ

Следующий блок вопросов касался профессионально-трудовых потребностей педагогов: их профессиональных компетентностей и трудовых навыков. В том числе этот блок включал в себя вопросы о развитии современного педагогического образования.

Ответы педагогов показали информированность педагогов об изменениях, происходящих в системе образования, большинство респондентов (74,9%) считают, что в современных условиях система педагогического образования должна измениться (рис. 3).

Рисунок 3. Диаграмма ответов педагогов об изменении системы педагогического образования в современных условиях

Более 70% опрошенных, независимо от их возраста, стажа и образования, осведомлены о введении профессионального стандарта педагога, 50 % респондентов относится положительно к его введению, однако 23,5% педагогов считают, что принятие профессионального стандарта будет ограничивать их педагогическое творчество, а 25,5% отмечают, что в принятии профессионального стандарта нет необходимости, так как есть действующие нормативные документы, регламентирующие деятельность педагогов. Тем не менее, введение профессионального стандарта педагогов не пугает, так (43,8 %) респондентов считает, что их профессиональный уровень соответствует требованиям стандарта. Респондентам, отметившим свой профессиональный уровень как недостаточный, было предложено определить, что они готовы сделать, чтобы приблизить свой профессиональный уровень к требованиям стандарта. 80 % респондентов считают, что это посещение курсов повышения квалификации, 57,2 % выбирают самообразование, 28,1 % - дистанционное обучение, 26,1 % - сетевые профессиональные сообщества.

Отвечая на вопрос: «Ощущаете ли Вы в своей повседневной работе нехватку знаний по каким-либо направлениям?», только 5,6 % респондентов ответили, что у них нет затруднений. Те же респонденты, которые испытывают затруднения, отмечают, что ощущают дефицит знаний в области педагогики (10,4 %), психологии (40,8 %). Самым сложным для себя респонденты считают: работу с детьми с ОВЗ, с детьми с девиантным поведением и с одаренными детьми, а также с детьми, для которых русский язык является неродным; треть опрошенных испытывают трудности в проектировании образовательных программ, индивидуальных маршрутов развития и в организации взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста. Таким образом, полученные результаты анкетирования дают возможность при курсовом и внутрикорпоративном повышении квалификации педагогов ДОУ учитывать затруднения, испытываемые на практике. При разработке программ повышения квалификации в системе дополнительного профессионального образования учитывать, что, принимая решение о прохождении курсов повышения квалификации, большинство респондентов в первую очередь обращают внимание на тематику курсов (88,1%).

Для выявления статусных потребностей педагогов респондентам было предложено выбрать суждения, которые, на их взгляд, определяют профессиональную подготовку современных педагогов (воспитателей), работающих в настоящее время в сфере дошкольного образования. Большинство педагогов разных возрастных категорий с любым образованием и разным стажем работы (83,3%) согласны с тем, что уровень профессиональной подготовки воспитателей в основном соответствует современным требованиям, но при этом педагогам необходима постоянная переподготовка либо повышение квалификации, так как в настоящее время педагоги испытывают большую потребность в новых знаниях. Было отмечено так же, что современному педагогу (воспитателю) необходимо владеть умением пользоваться компьютером (72,4%). Практически все педагоги со средним образованием, как педагогически, так и непедагогическим отметили, что опыт, полученный в повседневной работе, дает больше, чем полученное профессиональное образование (82,5%). А вот то, что воспитателю необходимо высшее образование согласны не все: каждый третий педагог разных возрастных категорий и с разным стажем работы вообще с этим не согласен; чуть меньше половины респондентов (40%), имеющих среднее образование так же считают, что иметь высшее образование совсем необязательно. Скорее это связано с тем, что данную группу респондентов вполне устраивает полученное ими образование и менять они ничего не хотят. Однако (65,4%) респондентов независимо от возраста, стажа и образования отмечают потребность в непрерывном образовании и профессиональном развитии.

Основными мотивами, побуждающими педагогов развивать свой профессионализм, являются: возросшие требования к уровню профессиональной подготовки (54,4%), профессиональные проблемы, требующие новых знаний для их решения (47,7%), а также потребность в самосовершенствовании (43,8%). Таким образом, мы можем отметить, что в современных условиях развития образования респонденты испытывают потребность в повышении квалификации. Это может быть: повышение квалификации в различных учреждениях дополнительного профессионального

образования, корпоративное обучение в ДОУ с использованием новых интерактивных форм обучения, организация различных педагогических конкурсов, что позволит педагогам не только пополнить копилку педагогических знаний и умений, но и даст возможность расти профессионально. Кроме того, как отмечают Р.М. Шерайзина и М.С. Задворная «непрерывное образование взрослых в личностном аспекте характеризуется как движение человека по траектории образования, как поступательный рост творческого потенциала личности по мере включения в разные ступени образования», а «личностно-профессиональный компонент в непрерывном образовании выражается в организации и проведении самим человеком разных способов самообразовательной деятельности, как в области формального, так и в сфере неформального и информального образования. Особая роль здесь отводится профессионально-ориентированному самообразованию» [1].

В анкету были включены и вопросы на определение адаптационных потребностей педагогов: включение педагогов в новые сферы социальной реальности, освоение новых видов деятельности в результате получения образования. Вопросы касались использования педагогами современного оборудования (интерактивные доски, интерактивные песочницы, ТИСА) (рис. 4) и включения их в новую профессиональную деятельность, связанную с появлением новых областей (тьютор, воспитатель-аниматор, супервизор, виртуальный консультант) (рис. 5).

Рисунок 4. Диаграмма использования педагогами современного оборудования в ДОУ

В рамках исследования было выявлено, что большинство педагогов (80,8%), независимо от возраста, стажа работы и образования, хотели бы научиться пользоваться различным современным оборудованием. Таким образом, в настоящее время идет информатизация всех процессов в образовании. Большинство педагогов пользуются компьютером и проектором при подготовке к занятиям, рассылают информацию родителям по электронной почте. Новый федеральный государственный стандарт для всех ступеней общего образования содержит в качестве требования к условиям образовательного процесса профессиональную ИКТ-компетентность педагога, то есть квалифицированное использование средств ИКТ при решении профессиональных задач. У абсолютного большинства педагогов ДОУ сформированы профессиональные ИКТ-компетентности. Но необходимо обучение по использованию интерактивной доски и других средств информатизации

на базе ИМЦ, СПб АППО.

Рисунок 5. Диаграмма включения педагогов в новую профессиональную деятельность (тьютор, воспитатель-аниматор, супервизор, виртуальный консультант)

Только 22,9% респондентов готово к включению в новую профессиональную деятельность; у 48% есть желание, но недостаточно знаний; и почти треть респондентов новая профессиональная деятельность не интересует (рис. 5). Таким образом, для освоения новой профессиональной роли (тьютор, воспитатель-аниматор, супервизор, виртуальный консультант) необходимо проведение очных и дистанционных курсов повышения квалификации.

Последний блок вопросов касался духовных потребностей педагогов, их самореализации в духовной сфере, включенности в духовную жизнь, приобщенности к культуре в соответствии с уровнем, характером и качеством образования. включенность педагога в педагогическое творчество, инновационную деятельность, исследовательский поиск?

Да 368 79.5% Нет 22 4.8% Затрудняюсь ответить 73 15.8%

Г

Рисунок 6. Диаграмма повышения уровня педагогической культуры педагогами ДОУ

Почти 80% респондентов считают, что педагогическое творчество, инновационная деятельность, исследовательский поиск будут являться стимулом повышения уровня педагогической культуры педагога (рис. 6). Столько же респондентов посчитали, что их собственная педагогическая деятельность является стимулом для повышения духовного и культурного уровня.

К этому же блоку были отнесены вопросы, связанные с профессиональными конкурсами. Следует отметить, что больше половины опрошенных считает, что профессиональные конкурсы нужны. При этом только половина респондентов принимала участие в них раньше (51,6%). И треть педагогов не желают принимать участие в профессиональных конкурсах вообще (27,9%).

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что большинство педагогов информированы об изменениях, происходящих в системе образования вообще и в дошкольном образовании в частности и независимо от возраста, стажа и образования большинство опрошенных считает, что в связи с введением Федерального образовательного стандарта система дошкольного образования изменилась. Введение профессионального стандарта не пугает воспитателей - большинство опрошенных считает, что их профессиональный уровень соответствует его требованиям. При этом больше половины всех респондентов независимо от возраста, стажа и образования, имеют потребность в непрерывном образовании и профессиональном развитии. Основными мотивами, побуждающими педагогов развивать свой профессионализм, являются следующие: возросшие требования к уровню профессиональной подготовки, профессиональные проблемы, требующие новых знаний для их решения, а также потребность в самосовершенствовании.

Таким образом, в ходе исследования были выявлены основные проблемы, которые испытывают педагогические работники ДОУ в ходе введения и реализации ФГОС ДО:

- почти половина педагогов испытывают нехватку знаний в области психологии, а каждый второй - в основах документооборота и составления отчетности;

- больше половины респондентов считают для себя самым сложным работать с детьми с ОВЗ, с детьми с девиантным поведением, с одаренными детьми, с детьми, для которых русский язык является неродным;

- треть опрошенных респондентов не готова проектировать образовательные программы, индивидуальные маршруты развития.

Благодаря проведенному исследованию были определены запросы в рамках, которых респонденты испытывают потребность повышения квалификации: каждый второй опрошенный педагог считает, что повышение квалификации необходимо проводить в очной форме, только треть опрошенных предпочитают дистанционную форму повышения квалификации и больше всего востребованы курсы повышения квалификации инновационной и предметно-методической направленности. Принимая решение о прохождении курсов повышения квалификации, большинство респондентов в первую очередь обращают внимание на тематику курсов; стоимость и место проведения является существенным для педагогов.

В ходе исследования выявлены мотивационные условия благоприятные для профессионального и личностного развития педагогических кадров в условиях реализации ФГОС ДО:

- инновационная деятельность в ДОУ;

- выявление и представление новых образовательных технологий и оригинальных методик, форм диссеминации передового педагогического опыта ДОУ, способствующих развитию качества образования;

- поиск и разработка вариантов определения уровня развития профессиональный компетенций у педагогов ДОУ и выявления профессиональных затруднений.

Мотивационные условия предусматривают оказание помощи в развитии творческого потенциала и профессионально-личностного роста педагогических работников (конкурсы, фестивали, гранты, особые условия аттестации).

Основные направлениями и формами методической поддержки педагогических кадров ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО могут стать:

- реализация системы методической поддержки педагогов, обеспечивающих реализацию стандарта (консультационные пункты, семинары практико-ориентированной направленности, тьюторские центры), в том числе в дистанционном режиме;

- создание механизмов адекватного и гибкого реагирования на актуальные запросы ДОУ, творческих, «пилотных» команд и отдельных педагогов по вопросам введения и реализации ФГОС ДО. Например, постоянно функционирующий семинар для педагогических работников; создание рабочих творческих групп по реализации ФГОС ДО созданных в СПб АППО;

- организация и разработка научно-методического и дидактического обеспечения введения и реализации ФГОС ДО: ежемесячно проводятся тематические методические объединения для методистов ИМЦ СПб с целью, которых является организация научно-методического сопровождения педагогических кадров системы дошкольного образования по проблематике ФГОС ДО и вопросам апробации введения Профессионального стандарта педагога в условиях современного ДОУ.

Учитывая, что основой профессионального стандарта педагога являются две базовые трудовые функции:

а) проектирование и реализация образовательных программ дошкольного образования и проектирования;

б) реализация образовательного процесса в соответствии с образовательными программами дошкольного образования, будет предусмотрена разработка и реализация практико-ориентированных дополнительных образовательных программ повышения квалификации, организация конкурсов и мероприятий в рамках диссеминации передового педагогического опыта ДОУ Санкт-Петербурга, охватывающих весь кадровый потенциал кафедры дошкольного образования Института детства СПб АППО и «пилотных» площадок города по апробации введения Профессионального стандарта педагога в условиях современного ДОУ.

Таким образом, проведенное исследование позволило сделать ряд выводов, базирующихся на мнении современного педагога ДОУ, а именно необходимость:

- изменения методов и методик обучения;

- краткосрочных очных курсов повышения квалификации;

- интерес к вопросам модернизации дополнительного образования в рамках курсов повышения квалификации.

Список литературы:

1. Задворная, М.С., Шерайзина Р.М. Актуальность непрерывного образования как условия личностно-профессионального развития педагога дошкольного образования / М.С. Задворная, Р.М. Шерайзина // Историческая и социально-образовательная мысль Том 8 - 4/1. -2016. - С. 175-179.

2. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Зарегистрирован в Минюсте России 06.12.2013. №30550.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 № 1115.

4. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

УДК 159.92

ПРОБЛЕМА ПОНИМАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ВОСПРИЯТИЯ СОБЫТИЙ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

НечаеваА.С., 2018 «Оренбургский государственный педагогический университет» Институт Педагогики и психологии кафедра Возрастной и педагогической психологии. Оренбург.

Аннотация: в статье представлен теоретический анализ, направленный на освещение теоретических основ рассмотрения профессионального самоопределения в контексте восприятия событий жизненного пути. Анализ включает рассмотрение определения понятия профессиональное самоопределение и подходы к проблеме психологических основ профессионального самоопределения. Статья содержит представления о том, что процессы профессионального самоопределения соотносятся с выбором образа жизни, жизненного пути, личностным самоопределением и целостным представлением личности о собственном жизненном пути.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, жизненное самоопределение, жизненный путь.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

THE PROBLEM OF UNDERSTANDING THE PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION IN THE CONTEXT OF THE PERCEPTION OF THE EVENTS OF THE LIFE WAY

Nechaeva A.S, 2018 Orenburg State Pedagogical University Institute of Pedagogy and Psychology chair of Age and Pedagogical Psychology. Orenburg.

Abstract: the article presents a theoretical analysis aimed at covering the theoretical bases for the examination of professional self-determination in the context of the perception of life events. The analysis includes consideration of the definition of the concept of professional self-determination and approaches to the problem of the psychological foundations of professional self-determination. The article contains the notion that the processes of professional self-determination are correlated with the choice of lifestyle, life path, personal self-determination and a holistic view of the individual about one's own life path.

Keywords: professional self-determination, life self-determination, life path.

Выбор профессии - один из событийных моментов в цепочке чередующихся выборов, через которые оформляется жизненный путь личности. Но как и любое другое событие жизненного пути свою смысловую оформленность оно приобретает только лишь в контексте целостной картины жизненной перспективы. Что делает принципиальным уточнения понимания особенностей профессионального самоопределения в контексте целостного представления личности о собственном жизненном пути.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.