Т. В.Яковлева
Подготовка руководителей дошкольных образовательныхучреждений.
ЧИППКРО
УДК 371.12+378.091.398
Подготовка руководителей дошкольных образовательных учреждений к управлению реализацией федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в системе повышения квалификации
Г. В. Яковлева
Training of heads' preschool educational institutions for the management of implementation of the Federal State Educational Standard of preschool education in advanced training system
G. V. Yakovleva
Аннотация. Предложена система подготовки руководителей дошкольных образовательных организаций к управлению реализацией федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Реализация на практике требований Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, Профессионального стандарта «Педагог», невозможна без активного и целенаправленного участия в этих процессах управленческих кадров дошкольных образовательных учреждений, обеспечивающих непосредственное управление образовательным процессом и его организационно-методическое сопровождение на уровне дошкольного образовательного учреждения. Автором обоснована проблема организации системы дополнительного профессионального образования руководителей дошкольных образовательных учреждений в целях освоения инновационных методов управления в условиях реализации ФГОС ДО; представлено содержание и организация курсовой подготовки руководителей дошкольных образовательных учреждений по образовательной профессиональной программе «Инновационные методы управления ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО», описаны активные формы организации учебных занятий с руководителями.
Abstract. The system of training of heads' preschool educational organizations for managment of implementation of the Federal State Educational Standard of preschool education is offered. Realization in practice of the requirements of the Federal Law "About Education in the Russian Federation", the Federal State Educational Standard of Pre-School Education, the Professional Standard "Teacher" is impossible without active and purposeful participation in these processes of management personnel of pre-school educational institutions that provide direct management of the educational process and ots organizational and methodological support at the level of preschool educational institutions. The author substantiates the problem of organization of the system of additional professional education of heads ' pre-school educational institutions in order to master innovative management methods in the context of the implementation of FSES PE; The content and organization of training course for the heads' pre-school educational institutions on the educational professional program "Innovative methods of managing the pre-school educational establishment in the conditions of the implementation of FSES PE", is presented the active forms of the organization of training sessions with managers are described.
Ключевые слова: система повышения квалификации, образовательные профессиональные программы, внутренняя система оценки
Научно-теоретический журнал
81
Выпуску4 (29) • 201в
о соД'Ио,^
____ Гипотезы, дискуссии, размышления
ЧИППКРО
качества образования, основная образовательная программа ДОУ, условия реализации.
Keywords: Advanced training system, educational professional programs, internal system of education quality assessing, basic educational PEI program, conditions of implementation.
Современная образовательная политика в сфере дошкольного образования направлена на реализацию требований Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, Профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Данные процессы невозможны без четкого и спланированного управления со стороны руководителя дошкольного образовательного учреждения.
Реализация на практике требований Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, Профессионального стандарта «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель), не возможна без активного и целенаправленного участия в этих процессах управленческих кадров дошкольных образовательных учреждений, обеспечивающих непосредственное управление образовательным процессом и его организационно-методическое сопровождение на уровне ДОУ [1].
Стратегические задачи развития дошкольных образовательных учреждений в условиях реализации современных требований к данному уровню образования выдвигают новые требования к системе управления образованием. Она должна стать более гибкой и динамичной, особенно в нижних эшелонах управления, более открытой, информационно и технологически оснащенной, нацеленной на обеспечение развития образования, его доступности, высокого качества и эффективности введения и реализации ФГОС дошкольного образования. В системе управления образованием на всех уровнях должна быть весомо представлена инновационная составляющая, обеспечивающая системно-
деятельностный и компетентностный подход к управлению [2].
Условия жизни в современном обществе требуют от руководителя умений быстро принимать решения, ориентироваться в огромном потоке информации, непрерывно учиться, развивать и реализовывать себя в разных сферах. Важной задачей учреждений повышения квалификации педагогов становится формирование и развитие у них способностей к самоорганизации, саморазвитию для достижения высокого уровня продуктивности профессиональной деятельности. В этих условиях в системе дополнительного профессионального педагогического образования особую актуальность приобретает поиск инновационных методов и приемов управления, содержания, форм и методов внутрифирменного обучения педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО, самоопределения педагога ДОУ в профессиональной деятельности. Поэтому особенно важно в деятельности учреждений дополнительного образования не только обеспечивать слушателям определенный объем знаний, но и систематически развивать практические способы инновационной деятельности по решению управленческих задач на основе современных знаний в области управления образовательными системами.
Все выше сказанное актуализирует проблему подготовки руководителей ДОУ к реализации ФГОС ДО в системе дополнительного профессионального образования. В системе дополнительного профессионального образования руководителям может быть предложена образовательная программа «Инновационные методы управления ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО».
Данная образовательная программа предполагает создание условий для развития профессиональной компетентности руководителей дошкольных образовательных учреждений в направлении перехода с репродуктивного уровня выполнения действий и операций на творческий уровень, в направлении гармонизации и усложнения деятельностных и коммуникативных компонентов профессионально-управленческой деятельности, активного использования инноваций в управлении в практической деятельности.
Целью подготовки руководителей дошкольных образовательных учреждений по данной
Научно-теоретический журнал
82
Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров
Г. В.Яковлева
Подготовка руководителей дошкольных, образовательныхучреждений.
ЧИППКРО
программе может быть определено формирование у руководителей ДОУ обобщенных способов управленческой деятельности, основанных на использовании инновационных методов управления; развитие системного видения управляемых и проектируемых объектов на основе современных и актуальных направлений развития системы образования в Российской Федерации; обеспечение повышения уровня профессиональной готовности руководителей к управлению современным ДОУ в условиях реализации ФГОС дошкольного образования [3; 4]. Задачами программы может быть определено освоение слушателями теоретических знаний и практических способов управленческой деятельности в сфере дошкольного образования:
- формирование у слушателей дополнительных знаний, необходимых для эффективного управления ДОУ;
- освоение наиболее эффективных способов и технологий профессиональной управленческой деятельности в системе образования;
- освоение инновационных методов управления;
- формирование у слушателей необходимых компетенций для осуществления организационно-управленческой, информационно-аналитической, проектировочной, исследовательской, финансово-экономической деятельности.
В программе необходимо выделить те профессиональные компетенции руководящих работников, качественное изменение которых предполагается осуществлять в процессе обучения, связанные с определенными Профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» требованиями, например:
- способность к руководству разработкой программы стратегического развития образовательной организации;
- умение применять методы системного и стратегического анализа;
- применять программно-проектные методы организации деятельности;
- умение управлять реализацией стратегии и текущей деятельностью образовательной организации;
- применять инновационные методы управления ДОУ в условиях современной образовательной политики;
- умение осуществлять управление ресурсами образовательного учреждения.
В содержание разделов образовательной программы целесообразно включать проблемы управления дошкольным образовательным учреждением в новых социально-экономических условиях, новые подходы к организации делопроизводства (новый документооборот), нормативно-правовое обеспечение аттестации педагогических работников ДОУ. В ходе семинарских занятий целесообразно акцентировать внимание слушателей на новых подходах к методической работе, на процессе управления методической работой в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО. Особое внимание руководителей необходимо обратить на обсуждение проблемы управления проектированием развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования [5; 6].
В ходе обсуждения проблемы управления изменениями слушателей необходимо познакомить с механизмами управления проектированием и реализацией основной образовательной программы ДОУ, технологиями включения педагогов в данный процесс. Целесообразно рассмотреть вопрос организации деятельности Творческих групп, методических объединений, на которые возлагается ответственность за создание данного программного продукта.
Серьезное внимание в работе по данной образовательной программе отводится проблеме проектирования внутренней системы оценки качества.
В целях обеспечения готовности руководителей дошкольных образовательных организаций к проектированию внутренней системы оценки качества образования необходимо уточнить организационную структуру, на которую возложена ответственность за оценку качества образования.
В ходе семинарского занятия слушателям может быть предложено заполнить экспертные карты оценивания Программы развития как стратегического документа в управленческой деятельности; качества основной образовательной программы ДОУ (оценивая описанные ус-
Научно-теоретический журнал
83
Выпуск,4 (29) • 2016
о соД'Ио,^
____ Гипотезы, дискуссии, размышления
ЧИППКРО
ловия ее реализации), качества развивающей предметно-пространственной среды ДОУ.
Данный вид деятельности обеспечивает подготовку руководителей к самостоятельному проектированию модели внутренней системы оценки качества в ДОУ [7].
Таким образом, выстроенная и реализованная система повышения квалификации, основанная на содержании актуальной по востребо-вательности образовательной профессиональной программе, обеспечивает подготовку руководителей ДОУ к реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Библиографический список:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3.
2. Поташник М. М. Управление качеством образования / М. М. Поташник. - М. : Педагогическое общество России, 2000. - 448 с.
3. Ильина А. В. Содержательно-процессуальные аспекты разработки и реализации модульных курсов в дополнительном профессиональном образовании / А. В. Ильина // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2014. - № 1 (18). - С. 98-109.
4. Кеспиков В. Н. Особенности построения мониторинга качества общего образования на региональном уровне / В. Н. Кеспиков, М. И. Со-лодкова, Д. Ф. Ильясов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. -2012. - № 4 (13). - С. 6-25.
5. Зверева В. И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы / В. И. Зверева. - М. : Просвещение, 1992. - 320 с.
6. Маркова А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. - М. : Знание, 1996. -309 с.
7. Подходы к разработке общеобразовательными организациями внутренних систем оценки качества образования : методические реко-
мендации для руководителей образовательных организаций / М. И. Солодкова, А. В. Копте-лов ; под ред. В. Н. Кеспикова. - Челябинск : ЧИППКРО, 2015. - 80 с.
References:
1. Federal Law "About Education in the Russian Federation" [Ob obrazovanii v Rossijskoj Fe-deracii] of 12/29/2012 No. 273-FZ.
2. Potashnik M. M. Quality Management of Education [Upravlenie kachestvom obrazovanija] / M. M. Potashnik. Moscow: Pedagogical Society of Russia, 2000. 448 p.
3. Ilyina A. V. Content-processual aspects of the development and implementation of modular courses in additional professional education [So-derzhatel'no-processual'nye aspekty razrabotki i realizacii modul'nyh kursov v dopolnitel'nom pro-fessional'nom obrazovanii] // Scientific support of a system of advanced training, 2014, No. 1 (18), pp. 98-109.
4. Kespikov V. N., Solodkova M. I., Ilyasov D. F. Features of the monitoring of the quality of general education at the regional level [Osobennosti postroenija monitoringa kachestva obshhego obrazovanija na regional'nom urovne] / V. N. Kespikov, M. I. Solodkova, D. F. Ilyasov // Scientific support of a system of advanced training, 2012, No. 4 (13), pp. 6-25.
5. Zvereva V. I. Organizational pedagogical activity of head' school [Organizacionno-pedagogicheskaja dejatel'nost' rukovoditelja shko-ly] / V. I. Zvereva. Moscow: Znanie, 1992. 320 p.
6. Markova A. K. Psychology of Professionalism [Psihologija professionalizma] / A. К. Marko-va. Moscow: Znanie, 1996. 309 p.
7. Approaches to the development by general education organizations of internal systems for assessing the quality of education: methodological recommendations for heads of educational organizations / M. I. Solodkova, A. V. Koptelov, ed. by V. N. Kespikova. Chelyabinsk: CIRIPSE, 2015. 80 p.
Научно-теоретический журнал
84
Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров