Научная статья на тему 'Исторические традиции деятельности педагога дошкольного образования'

Исторические традиции деятельности педагога дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / СИСТЕМА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИСТОРИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ / PEDAGOGICAL HERITAGE / SYSTEM OF PRESCHOOL EDUCATION / HISTORICAL TRADITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шерайзина Роза Моисеевна, Задворная Марина Станиславовна

В статье рассматриваются исторические традиции деятельности педагога дошкольного образования. Приводятся данные, раскрывающие историографию исследуемого вопроса: условия и особенности работы педагогов дошкольников, подготовки и повышения квалификации. В статье описывается вклад лучших представителей педагогического сообщества в процесс становления и развития дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шерайзина Роза Моисеевна, Задворная Марина Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical traditions of teacher's preschool education activities

The article discusses the historical traditions of the activity of the teacher at system of preschool education. The data revealing the historiography of the studied issue are presented: the conditions and peculiarities of the work of teachers of preschool children, training and advanced training. The article describes the contribution of the best representatives of the pedagogical community in the process of formation and development of pre-school education.

Текст научной работы на тему «Исторические традиции деятельности педагога дошкольного образования»

занятия, ответы на вопросы, задание на самостоятельную работу).

5) Исполнительно-именной блок (должность, звание, ФИО, подпись, дата).

6) Блок времени (для каждого вопроса или задания).

На этапе проверки процесса подготовки обучающихся к занятию и оказания им необходимой консультационной помощи необходимо: а) удостовериться, что командирами подразделений организован процесс самостоятельной работы и есть все необходимое для их успешной подготовки; б) ознакомить с методикой проведения занятия и требованиями, которые будут предъявлены к обучающимся; в) провести индивидуальное консультирование обучающихся, особенно готовящих доклады, содоклады и сообщения.

На этапе контроля и оценки готовности к занятию следует определить физическое и морально-психологическое состояние обучающихся, их нацеленность на достижение максимально высоких результатов.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение продуктивности использования данного теоретического подхода показало, что проектирование конкретной методики подготовки конкретного занятия на основе управленческого подхода позволяет повысить эффективность деятельности преподавателя на 30-40% и сэкономить при этом столь необходимое для решения других творческих задач время.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дарбинян, Э.В. Модель ценностно-формирующего обучения «Педагогике» курсантов военных институтов войск Росгвардии и ее реализация в предметном образовании / Э.В. Дарбинян, А.П. Шарухин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 4 (146). - С. 56-60.

2. Шарухина, Т.Г. Управление развитием педагогического творчества преподавателей вузов МВД России : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Шарухина Татьяна Геннадьевна. - СПб., 2002. - 36 с.

REFERENCES

1. Darbinyan, E.V. and Sharakhin, A.P. (2017), "Model of the valuable forming training in "Pedagogics" of cadets of military institutes of troops of the National Guard of the Russian Federation and its realization in subject education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (146), pp. 56-60.

2. Sharukhina, T.G. (2002), Management of development of pedagogical works of teachers of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, dissertation, St. Petersburg.

Контактная информация: apsha@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 14.04.2019

УДК 37.014

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Роза Моисеевна Шерайзина, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, Новгородский государственный университет имени Я. Мудрого, Великий Новгород; Марина Станиславовна Задворная, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (СПб АППО)

Аннотация

В статье рассматриваются исторические традиции деятельности педагога дошкольного образования. Приводятся данные, раскрывающие историографию исследуемого вопроса: условия и особенности работы педагогов дошкольников, подготовки и повышения квалификации. В статье

описывается вклад лучших представителей педагогического сообщества в процесс становления и развития дошкольного образования.

Ключевые слова: педагогическое наследие, система дошкольного образования, исторические традиции.

HISTORICAL TRADITIONS OF TEACHER'S PRESCHOOL EDUCATION

ACTIVITIES

Roza Moiseevna Sherayzina, the doctor of pedagogical sciences, professor, Department chair, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University; Marina Stanislavovna Zadvornaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Department chair, St. Petersburg Academy of

postgraduate pedagogical education

Annotation

The article discusses the historical traditions of the activity of the teacher at system of preschool education. The data revealing the historiography of the studied issue are presented: the conditions and peculiarities of the work of teachers of preschool children, training and advanced training. The article describes the contribution of the best representatives of the pedagogical community in the process of formation and development of pre-school education.

Keywords: pedagogical heritage, system of preschool education, historical traditions.

ВВЕДЕНИЕ

Понимание сущности такого неоднозначного явления как деятельность педагога, правильная оценка роли его в социально-экономическом, культурном и историческом аспекте, определение перспектив и форм его дальнейшего совершенствования базируется на основе анализа исторических традиций деятельности педагога дошкольного образования и возможно лишь с учетом развития системы дошкольного образования, выявления традиций в опыте прошлого, установления связей и преемственности между передовым в теории и практике деятельности педагога на всех этапах народного образования.

Исследования, проведенные отечественными учеными (И.В. Бестужев-Лада, Е.А. Виноградова, Н.П. Гришаева, Т. Данилина, Г.Е. Зборовский, В. А. Зебзеева, Е.Ю. Иванова, Т.Ж. Калдыбаева, Н.А. Короткова, Т.В. Кузьменко, А.В. Меренков, Л. Мигеева, Л.М. Митина, В.А. Сластенин и др.) позволяют критически оценить богатейшее педагогическое наследие и проследить на различных этапах становления и развития дошкольного образования вклад лучших представителей педагогического сообщества.

Используя архивные, исторические источники, описывающие деятельность педагогов дошкольного образования, мы постараемся проследить, условия и особенности их работы, подготовки и повышения квалификации педагога, отношения общества к педагогу.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Изучение исторических источников позволяет нам сделать вывод, что впервые слово «педагог» возникло в Древней Греции в период Античности и трактовалось как «де-товодитель». Это понятие использовалось по отношению к рабу, который провожал ребенка своего господина на занятия, а дома наблюдал за его поведением. Нельзя не отметить, что на работорговых рынках детоводители стоили очень дорого и предпочтение отдавали женщинам-спартанкам, которых приобретали для ухода и присмотра за детьми, а также домашнего воспитания. Причиной дороговизны женщин-спартанок заключалась в воспитании их с раннего детства в традициях спартанской системы воспитания и умении руководить и ставить детей перед необходимостью себя слушаться. Женщины-спартанки превосходно владели методикой умственного, физического и нравственного воспитания.

С течением времени слово «педагог» утратило первоначальное значение и стало характеризовать людей, которые занимаются обучением, воспитанием и образованием ребенка.

Уже в середине XVIII в. были предприняты первые попытки по обеспечению государственной поддержки воспитания детей дворянских сословий с самых ранних лет в элитных закрытых учебно-воспитательных заведениях, которыми в России стали институты благородных девиц и кадетские корпуса, а также детей лишенных присмотра родителей в воспитательных домах. Злободневной в то время являлась проблема привлечения к работе с детьми воспитателей и нянь. Воспитатель - лицо, осуществляющее воспитание, принимающее на себя ответственность за условия жизни и развития личности другого человека. Серьезное внимание уделялось подготовке воспитателей, которая в основном осуществлялась практическим способом, а также в малочисленных специальных школах.

В начале XIX в. начинают открываться детские приюты, что было связано с развитием общественной практики воспитания детей. Организационные основы, содержание и методы работы в новых для России воспитательных учреждениях были разработаны В.Ф. Одоевским, который придавал большое значение подбору персонала в приюты. Он считал, что «работать в приютах должны были женщины, отличающиеся грамотностью, высокой нравственностью, любящие детей и на практике освоившие методы работы с детьми», а К. Д. Ушинский обосновал необходимость специального педагогического образования педагогов, отмечая важность фундаментальной подготовки педагогов на основе антропологического подхода, обязательного усвоения современных методов и средств, используемых лучшими педагогами-практиками.

Родоначальником детских садов традиционно принято считать немецкого педагога Ф. Фребеля, благодаря которому в России в 1866 г. был открыт первый не оплачиваемый детский сад, который получил название «народный детский сад» открытый в г. Санкт-Петербурге для детей горожан из низших слоев населения при благотворительном «Обществе дешевых квартир». Ф. Фребель считал, что необходимо организовать специальную подготовку «детских садовниц и садовников», основанную на знании детской природы, национальной культуры и методов работы с детьми. В этом же году А. С. Симонович открыла частный платный детский сад для детей высших слоёв общества. А.С. Симонович утверждала, что «только тот педагог может работать с детьми, кто располагает сведениями о педагогике, способен быть не только педагогом, но и психологом, а также кто понятен детям и умеет держать себя в руках». В эти же годы создаются фребелевские общества, содействовавшие подготовке женщин-садовниц для семей и детских садов, для них проводились лекции по дошкольному воспитанию.

В последующие годы общественность обратила внимание на потенциал детского сада в претворении в жизнь социальных задач, связанных с обеспечением присмотра и ухода за детьми из небогатых семей. В начале ХХ в. прогрессивная педагогическая общественность энергично выступила за признание значимости целенаправленного дошкольного воспитания, организацию специальной подготовки матерей и руководительниц детского сада, что обсуждалось на педагогических съездах по вопросам народного образования, организации дошкольного воспитания, подготовки женщин к педагогической деятельности и т.д.

Известный педагог Е.И. Тихеева, создала оригинальную теорию дошкольного воспитания. Е.И. Тихеева, устанавливая требования к воспитателю, отмечала, что «атмосфера в детском саду должна быть радостной и это возможно при широком использовании игры, живой речи и коллективных форм работы» [3]. Большое внимание организации, содержанию и методам общественного дошкольного воспитания уделяла и Н.К. Крупская. Она считала, что воспитателю следует обладать способностью «влезть в шкурку ребенка» [3], проникнуться его замыслами и увлечениями, постигать его внутренний мир, быть похожим ему по духу и эмоциональной отзывчивости.

В этот же период большее внимание уделяется проблемам, связанным с изменениями требований к личности педагога. Одним из основных качеств педагога считается, стремление донести до сознания ребенка соответствующее его возрасту содержание или

умение. Обобщение исторических взглядов на роль педагога-дошкольника в развитии, воспитании и обучении детей позволило выделить функции его деятельности: воспитательно-образовательную, учебно-методическую, социально-педагогическую.

Нельзя не отметить, что система педагогического образования дошкольных работников начала складываться еще в дореволюционные годы и первоначально обучение осуществлялось в общественных и общественно-государственных учебных заведениях, таких как фребелевские курсы (петербургские, пермские, киевские и др.), а также краткосрочные курсы общества «Детский труд и отдых» в Москве.

В учебную программу курсов подготовки педагогических работников было включено изучение основ психологии, гигиены, теории занятий по системе Ф. Фребеля, была и альтернатива - это учебные программы включающие изучение истории педагогики, дошкольного воспитания, детской литературы, различных методик работы с детьми, а также выразительное чтение, ручной труд, организацию и проведение подвижных игр. В обязательном порядке в программу обучения включалось прохождение практики в детском саду. В 1936 году инструкцией Наркомпроса РСФСР Высшие Фребелевские курсы в Петрограде и Киеве были приравнены к высшим учебным заведениям, а Московские педагогические курсы при обществе воспитательниц и учительниц им. Д.И. Тихомирова к двухгодичным учительским институтам СССР [1].

Таким образом, была организована государственная подготовка педагогов в таких городах как Петроград, Москва, Пермь, где уже был опыт подготовки дошкольных работников к деятельности в детских садах. Педагоги обучались четыре года: первые два года они изучали вопросы общеобразовательной направленности, а последующие два были посвящены специальной методической и практической подготовке. Необходимость развития высшего и среднего педагогического образования обусловила появление на базе педагогического факультета Второго МГУ Высших научно-педагогических курсов, целью которых была подготовка и переподготовка специалистов дошкольного профиля. Открытие дошкольных отделений в педагогических техникумах позволило организовать подготовку заведующих детскими садами. Тем не менее в течение долгого периода, основная масса педагогов дошкольников обучалась на краткосрочных курсах, ставших в дальнейшем основой существующей ныне системы дополнительного профессионального образования.

В качестве путей улучшения подготовки и переподготовки кадров на последнем съезде по дошкольному воспитанию предлагалось: создать длительные курсы обучения педагогов дошкольного образования; организовать повышение квалификации в процессе самой работы; организовать краткосрочные курсы трёх типов: «для наиболее отсталых групп, в том числе и для нацмен», для «средних групп работников» и для «актива».

В 1932 г. была утверждена общая программа детского сада, обеспечивающая успех отечественной системе дошкольного воспитания. Отечественная система общественного дошкольного воспитания потребовала разработки нового содержания и методов работы дошкольных учреждений. Значительный вклад в разработку дошкольной педагогики в советский период привнесли ученые Е.А. Аркин, Е.А. Флерина, А.П. Усова, которые создали, новую ветвь в системе педагогических наук - советскую дошкольную педагогику.

Стремительное увеличение дошкольных учреждений в последующие годы и острый дефицит кадров привел в 60 - 70-е гг. к возникновению новой формы обучения - одногодичных педклассов в средней школе, что было связано с принятием в 1958 г. закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования СССР». Выпускники средней школы получали не только общее образование, но и профессиональную подготовку для работы в одной из отраслей народного хозяйства, образования (воспитатель детского сада) и культуры. Помимо структурной реорганизации и введения в школы первичной профессиональной подготовки предусматривалось расширение сети дошкольного образования. В советский период профессия воспитателя, не была столь же престижна как профессия учителя, но воспитатели старших и подготовительных

групп, оценивались родителями, как специалисты по работе с детьми, способные подготовить ребенка к школе.

Таким образом, мы можем утверждать, что с развитием системы общественного воспитания подготовка педагогов претерпела кардинальные изменения: от «садовниц», обеспечивающих уход за детьми к педагогам дошкольного образования, выстраивающим образовательный процесс в соответствии с требованиями современной науки. Нельзя не отметить, что траекторией становления и развития педагогов дошкольников стал путь от женщин-энтузиастов к специалистам с высшим педагогическим образованием. Главным событием в 70-е годы стала научная разработка отдельных аспектов подготовки педагогических кадров для системы дошкольного воспитания осуществляемая на кафедре дошкольной педагогики Московского педагогического государственного института им. В.И. Ленина, что позволило не только аргументировать значимость содержание, форм и методов подготовки студентов, но и внедрения их в практику педагогических вузов всей страны. В последующие годы Л.В. Поздняк создал теоретические основы подготовки для дошкольных учреждений управленческих кадров. Это позволило выделить две специальности, по которым проводилась подготовка специалистов дошкольного профиля: «дошкольная педагогика и психология», обеспечившая подготовку преподавателей соответствующих дисциплин и «педагогика и методика дошкольного образования». К середине 80-х гг. в нашей стране функционировало более 60 факультетов дошкольного воспитания в пединститутах и свыше 280 педучилищ, готовивших дошкольных работников.

В настоящее время в России идёт становление современной системы дошкольного образования, которая ориентирована на вхождение в мировое образовательное пространство, на социальный запрос.

Современный педагог дошкольного образования — это специалист с основательной психолого-педагогической подготовкой, с высоким уровнем профессиональных компетенций, позволяющих осуществлять индивидуальный маршрут развития каждого ребенка, устанавливать взаимодействие с родителями воспитанника, обеспечивать результативность образовательного процесса, а также интеграцию образовательных областей и видов деятельности дошкольника.

В современных условиях выстроена гибкая система переподготовки и повышения квалификации педагогов дошкольного образования, используются модульные образовательные программы в системе профессионального образования, что дает возможность конструировать индивидуальный образовательный маршрут и программу повышения квалификации с учетом актуальных для обучающихся интересов и уровня квалификации. В современных условиях очень важно мобильно реагировать на новые требования к подготовке педагогов позволяет модульная система построения образовательных программ вузов и институтов повышения квалификации, что подчеркивает «необходимость осуществления многоуровневого непрерывного обучения педагогов дошкольных образовательных учреждений включает организацию обучения педагогов на базе дошкольных образовательных учреждений, информационно-методических муниципальных центров, на базе организаций дополнительного профессионального образования и способствует реализации индивидуальных стратегий становления и развития педагогов как профессиональных, так и личностных» [2].

По мнению российских ученых в ближайшие годы дополнительное профессиональное образование будет активно развиваться, динамика его развития значительно опередит развитие других видов образования.

ВЫВОДЫ

Таким образом, проведенный научно-исторический анализ показал, что подготовка педагогов дошкольников для системы дошкольного воспитания менялись на протяжении всего периода его существования от курсовой до средней специальной, затем до высшей и,

наконец, до сочетания двух последних. Подготовка современного педагога дошкольного образования должна отвечать требованиям, предъявляемым к инновационной деятельности; необходимо модернизировать структуры такой деятельности педагога, формировать готовность к использованию новейших образовательных программ, технологий. Современный педагог должен совершенствовать свое педагогическое мастерство, являющееся высшим уровнем педагогической деятельности, и проявляющемся в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волобуева, Л.М. Подготовка педагога дошкольного образования: уроки истории и вызовы современности / Л.М. Волобуева // Дошкольник: методика и практика воспитания и обучения. - 2014. - № 1. - С. 27-32.

2. Задворная, М.С. Становление и развитие педагогов дошкольной образовательной организации в процессе непрерывного обучения / М.С. Задворная // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 2 (168). - С. 138-142.

3. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика : учебное пособие / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. -М. : Академия, 2000. - 416 с. - ISBN 5-7695-0816-7.

REFERENCES

1. Volobueva, L.M. (2014), "Preparation of a teacher of preschool education: lessons of history and challenges of modernity", Preschooler: methods and practices of education and training, No. 1, pp. 27-32.

2. Zadvornaya M.S. (2019) "Formation and development of teachers of the preschool educational organization in the course of continuous training", Uchenyye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 168, No. 2, pp. 138-142.

3. Kozlova S.A. and Kulikova T.A. (2000), Preschool pedagogy: studies, manual, Akademiya, Moscow, ISBN 5-7695-0816-7.

Контактная информация: marina-slavovna@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 14.04.2019

УДК 799.31

ВОСПИТАНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ В СИСТЕМЕ «СТРЕЛОК-ОРУЖИЕ-МИШЕНЬ» У ЮНЫХ СТРЕЛКОВ-ПУЛЕВИКОВ НА ОСНОВЕ ОПЕРАТИВНЫХ

ДАННЫХ СТАБИЛОМЕТРИИ

Вероника Викторовна Шиленок, старший преподаватель, Московский педагогический государственный университет (МПГУ)

Аннотация

В статье рассматривается актуальность включения в систему подготовки юных стрелков-пулевиков методов аппаратного контроля и диагностики - стабилоплатформа стабило-МБН, стабилан-01, стрелковый тренажер «SCATT WS1», способствующих оптимизации показателей устойчивости системы «стрелок-оружие-мишень» и результативности стрельбы. Актуальность данной темы обусловлена внесенными корректировками в правила проведения квалификационных и финальных стрельб, а также добавлению смешанных видов упражнений в пулевой стрельбе. Изменения, коснувшиеся времени и количества выполняемых выстрелов, способствовали повышению нагрузки на опорно-двигательный аппарат юного спортсмена, что в свою очередь предъявляет запрос к тренерам-практикам и методистам, с целью разработки компенсаторных методик, способствующих снижению напряжения задействованных во время тренировок и соревнований групп мышц. Изучение устойчивости юного стрелка-пулевика и методики ее корректировки средствами аппаратного контроля позволили, всесторонне рассмотреть динамику изменений показателей устойчивости системы «стрелок-оружие-мишень» у юных стрелков пулевиков (специализация пистолет). Своевременная коррекция изготовки, техники подъема и удержания оружия позволяет снизить риск возникновения автоматизированных ошибок в технике исполнения выстрела, что способствует повышению результативности стрельбы. Эксперимент проводился на базе спортивной школы олимпийского резерва № 9 «Шаболовка» в течение 4-х недель,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.