Научная статья на тему 'Становление и развитие педагогической регионологии: постановка проблем'

Становление и развитие педагогической регионологии: постановка проблем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буторина Татьяна Сергеевна, Смягликова Елена Альбертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие педагогической регионологии: постановка проблем»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Т.С. Буторина, Е.А. Смягликова

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕГИОНОЛОГИИ:

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

В историко-педагогической науке за последнее время накоплен значительный исследовательский материал по региональной образовательной политике Российского государства. Актуальной проблемой региональных историко-педагогических исследований является осмысление теоретических идей и практической деятельности видных просветителей и педагогов прошлого. Мы поддерживаем мнение академика З.И. Равкина о значимости изучения деятельности педагогов, которое предостережет от изображения истории как «спектаклей без действующих лиц». В этом плане региональные исследования призваны стать важным источником для создания более полной картины развития отечественной педагогической мысли, выявления регионально-национальных образовательных ценностей, поскольку они формировались не только в центре творческим трудом выдающихся педагогов, но и на местах - теоретиками и практиками, часто оригинально и по-новому решавшими сложные педагогические проблемы [9].

Историко-педагогический опыт региона позволяет определить характерные особенности развития образовательно-воспитательного процесса на местах. В этой связи представляется целесообразным рассмотреть наиболее существенные этапы становления и развития педагогической регионо-логии, развитие региональных исследований в истории отечественной педагогической мысли.

Одним из первых к данной проблеме обратился М.В. Ломоносов (1711-1765). В его педагогическом учении особое место занимает анализ развития просвещения на национальных территориях, характеристика поморской народной педагогики, становление прогрессивной педагогической мысли народов России. М.В. Ломоносов считал, что молодое поколение необходимо воспитывать на прогрессивных традициях. По его мнению, для формирования «чувства памяти» следует отбирать в культуре прошлого самое ценное, что накоплено народным опытом, народной мудростью [1].

Элементы историко-педагогической регионо-логии встречаются в произведениях архангельского историка и педагога В.В. Крестинина (17291795), ученика и продолжателя М.В. Ломоносова. В.В. Крестинин, как и М.В. Ломоносов, был разносторонним ученым: историком и географом, педагогом и этнографом, занимался организацией народного образования и решением общественно-экономических вопросов. В.В. Кре-стинин высоко оценивал роль просвещения и науки в экономическом развитии Северного края, в повышении культуры двинского народа.

В научной литературе имеется ряд публикаций, непосредственно посвященных культурной истории Архангельска и деятельности В.В. Крес-тинина. Все они носят биографический характер и содержат отрывочные данные об ученом-кра-еведе В.В. Крестинине как культурном деятеле, создателе в Архангельске первого в России частного «Общества для исторических исследований» (1759-1768). В.В. Крестинин вместе с купцом А.И. Фоминым (1735-1802) подготовил городской «Наказ» от Архангельска в екатерининскую Комиссию по Уложению (1767). «Наказ», получивший высокую общественную оценку, отражал нужды и интересы местных жителей, купцов и промышленников Архангельска. Большое внимание в документе было уделено вопросам образования, которые рассматривались как самые неотложные.

Для характеристики социально-культурной ситуации г. Архангельска наряду с опубликованными материалами (законодательные акты 6080-х гг. XVIII в.; материалы о деятельности Уложенной Комиссии 1767 г.; записки путешественников и др.) нами использованы разнообразные архивные источники. Среди них - донесения архангелогородских губернаторов, материалы Комиссии о коммерции и, особенно ценные, документы из фондов Государственного архива Архангельской области (ГААО). Нами анализировались материалы из фондов губернской канцелярии, личных канцелярий губернаторов 80-90-х гг.

18

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2007

© Т.С. Буторина, Е.А. Смягликова, 2007

XVIII в., архив магистрата, городской думы, Приказа общественного призрения, директора народных училищ и т.д. [2]. Мы выявили целый ряд малоизвестных материалов, хранящихся в ГААО. К ним относятся, прежде всего, донесения и челобитные, составленные В.В. Крестининым, отдельные письма ведомственных лиц с характеристикой его деятельности и другие документы, позволяющие получить представление об общественной и просветительской деятельности В.В. Крестинина.

Для характеристики просветительской деятельности на Архангельском Севере использовались произведения В.В. Крестинина и А.И. Фомина, опубликованные в «Новых ежемесячных сочинениях» и в других изданиях Академии наук (1786-1792 гг.). В наше время получила освещение преимущественно научная деятельность

B.В. Крестинина (С.Н. Валк, А.А. Куратов, О.В. Овсянников, С.Л. Пештич, А.В. Смирнов, Л.И. Цветкова, Ф.И. Черняховский, Е.М. Эпштейн и др.). Им написано свыше 20 работ по русской историографии, этнографии и географии Севера. Однако просветительская деятельность В.В. Крестинина, тесно связанная с общественной и социальной жизнью Архангельска, остается недостаточно изученной. Заслуживают внимания важнейшие первоисточники: В.В. Крестинин «Исторический опыт

0 сельском старинном домостроительстве Двинского народа в Севере» (1785), В.В. Крестинин «Краткая история о городе Архангельском» (1792),

C.Ф. Огородников «Очерк истории города Архангельска в торгово-промышленном отношении» (1890), Ф.Ф. Шперк «Краткий очерк народного образования в городе Архангельске» (1905) и др.

Анализ научной литературы, содержащей характеристику главных отраслей Архангельского Севера, показывает, что экономика развивалась крайне не равномерно. В Х^-Х'УИ вв. развитие региона проходило вполне успешно, но указ Петра

1 о запрещении «отпуска товаров за границу» (1722) нанес ощутимый удар по Архангельску Тем не менее, с 1733 г. возобновилось строительство кораблей в Архангельске. Указом Екатерины II город на Двине был уравнен в торговых правах с Санкт-Петербургом [8]. Однако отдаленность, экономическая и культурная замкнутость Северного края оказали определенное влияние на явную недооценку успехов самого города в XVIII веке [6].

Развитие отечественной торговли и промышленности вызвало острый недостаток в специаль-

ных познаниях и общих культурных навыках торгово-промышленных слоев общества. В связи с этим появился ряд отечественных проектов по организации коммерческого образования и начального обучения для низших сословий. В.В. Крестинин предлагал охватить системой гимназического обучения все посадское и отчасти сельское население и ставил перед ним задачи не только профессионального, но и общественнополитического характера. В проекте городской гимназии он рассматривал вопрос о необходимости в процессе обучения воспитывать «сознательных граждан», знающих государственные законы и общественные права [7].

Эти идеи явились дальнейшим развитием демократической тенденции в мировоззрении В.В. Крестинина, для которого вопросы переустройства общества на новых началах были неразрывно связаны с успехами культуры и образования. Вопросы обучения и воспитания детей В.В. Крестининым широко освещались в его исторических и географических трудах, в письмах к отечественным ученым. Главную причину отставания отечественного земледелия, торговли, промышленности, а также бедности населения и плохих нравов он видел в слабости развития народного образования.

В.В. Крестинин отстаивал передовые принципы системы образования: всеобщего доступного, равного для мальчиков и девочек; бесплатного - для детей бедных родителей; единой государственной школы, управляемой Академией наук с помощью органов местного самоуправления; связи школы с общественной жизнью; единства научного образования с нравственным воспитанием; общего среднего образования - с профессиональным [10].

Начавшаяся в петровскую эпоху борьба против «раболепства, уничтожающего народные дарования и честь всего народа» характеризовалась им в статье «Об употреблении над детьми му-жескаго пола власти родительской и власти учительской, по старинному воспитанию Двинского народа» (1790) как один из главных успехов, достигнутых в XVIII веке [4]. Эти успехи В.В. Крести-нин связывал с переменами в сфере обучения и воспитания. В работе «Историческое известие о нравственном воспитании детей у двинских жителей» (1787) автором обосновывается зависимость характера воспитания у северного «двинского народа» от географических, климатических,

социально-экономических, исторических и культурных особенностей Архангельского Севера [5].

Возникновению регионального направления в истории отечественной педагогики предшествовало развитие аналогичного направления в рамках общегражданской истории. Регионология, как одно из направлений исторической науки, стала складываться в России в первой трети XIX века. В этот период ученик М.П. Погодина К.Н. Лебедев ввел понятие «местная история» для обозначения генезиса регионов.

На изучении местной истории настаивал В.О. Ключевский, утверждавший, что это позволяет иметь «готовый и наиболее обильный материал для исторической социологии». Осмысление местной истории, в том числе и истории образования, первоначально было связано со сбором данных по истории конкретных регионов в целом. По инициативе графа П.Н. Румянцева в начале XIX века начались архивные изыскания в Архангельской, Вятской, Новгородской, Смоленской и Харьковской губерниях. В своей деятельности П.Н. Румянцев опирался на местных историков -любителей старины и преподавателей учебных заведений. Труды первых местных «летописцев» заложили основу для дальнейших исследований в области истории образования в регионах и до настоящего времени служат ценнейшим, а в ряде случаев и единственным первоисточником.

В первой половине XIX века достаточно активно происходит обобщение прогрессивных традиций народного воспитания. Изучение региональной педагогической практики с актуализацией социальной значимости образования, становления российской педагогики как самостоятельной отрасли научного знания. В работах прогрессивных российских историков и педагогов этого периода региональные аспекты отчетливо не выражены. На передний план ими выдвигались задачи, связанные с воспитанием любви к Родине (А.И. Герцен, Н.М. Карамзин, С.П. Шевы-рев и др.). Идея о зависимости характера воспитания от местных (региональных) условий стала одной из ведущих в педагогическом наследии В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.Г Чернышевского, К.Д. Ушинского.

Однако региональный компонент историкопедагогической науки носил неявно выраженный, главным образом описательный характер. Значительное усиление интереса к региональной истории, начиная с 1860-х годов, связано с последстви-

ями проведения буржуазных реформ, когда передовая научная мысль обратилась к изучению исторического прошлого регионов России. Выдвинутая А.П. Щаповым (1860) концепция «областной» истории, имела принципиальное значение для деятельности провинциальных историков дооктябрьского периода, поскольку она теоретически доказывала их право на разработку истории своего края.

Развитие региональной историографии и регионального направления в историко-педагогической науке в 20-х годах XX века продолжалось в форме педагогического краеведения. Последовавшие вскоре репрессивные процессы над ака-демиками-историками С. Ф. Платоновым, Е.В. Тарле, экономистами Н.Д., Кондратьевым А.В. Чаяновым и др. на несколько десятилетий остановили деятельность краеведческих организаций и обществ, поставили вне закона «кулацкое» краеведение. Фактический разгром региональной историографии означал наложение существенных ограничений на тематику, а главное -на содержание работ по истории регионального образования. Тем не менее, начиная с конца 1940-х годов, региональная тематика в историкопедагогических исследованиях находит отражение (Г.Н. Волков, Д.М. Городенко, З.И. Равкин, Т.П. Синицына и др.).

На рубеже XX-XXI веков теоретический анализ литературы показал, что философские взгляды современных ученых (Б.М. Бим-Бад, М.В. Богуславский, Т.С. Буторина, Б.С. Гершунский,

Н.Д. Никандров, Г.В. Осипов, З.И. Равкин и др.) ориентируют педагогов на изучение историкопедагогического общероссийского и регионального опыта. Историко-педагогический опыт региона позволяет выявить и рассмотреть характерные особенности развития образования в национальных рамках, раскрыть сильные и слабые стороны образовательно-воспитательного процесса на местах.

В настоящее время на Архангельском Севере ведется большая научная работа по изучению общей истории региона (В.Н. Булатов, Т.С. Буторина, В.И. Голдин, А.А. Куратов, И.Р. Луговская, Е.И. Овсянкин, В.В. Тевлина, Г.Г. Фруменков и др.), историко-педагогического опыта образования и воспитания в XVШ-XIX вв. (Г.В. Аверкиева, Т.С. Буторина, С.В. Заозерская, М.А. Калинина, С.Ю. Мосягина, П.Т. Синицына, С.С. Щеки-на и др.), влияния интеркультурного фактора на

20

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2007

развитие образования (И.В. Приходько), особенностей национального образования (И.З. Сково-родкина), вопросов религиозно-нравственного воспитания (Л.Н. Квашнина) и др.

Проведенные историко-педагогические и опытно-экспериментальные исследования, как отмечает Т. С. Буторина, позволили выявить особую область педагогического поиска - педагогическую регионологию, предметом которой является изучение толерантности региональных и национальных приоритетов, историко-педагогических и социально-культурных особенностей региона, влияющих на формирование и развитие в нем личности [1].

На необходимость учета социокультурных особенностей среды обратил внимание немецкий педагог А. Дистервег. По его мнению, высказанному в статье «О природосообразности и культуро-сообразности в обучении» (1832), образование и воспитание являются одновременно и постоянной категорией, и историческим явлением. В первом случае они подчиняются общему для всех времен и народов началу, каким он считал приро-досообразность; во втором - они различны в разные эпохи у разных народов и определяются принципом культуросообразности [3].

В связи с реформированием системы российского образования в XXI веке, развитием нового мышления педагоги ощутили необходимость более углубленного изучения педагогической мысли прошлого, возвращения незаслуженно забытых имен просветителей, изучение их трудов, так как многие исторические научно-педагогические положения актуальны и в наши дни. Региональные исследования в области образования обогащают историко-педагогическую науку как фактологически, так и методологически.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что развитие педагогической регионологии осуществляется на фоне общероссийских тенденций и традиций, включая в себя социально-экономическую и культурно-историческую специфику конкретного региона. Педагогическая регионология как направление историко-педагогической науки участвует в осмыслении прошлого и попытках прогнозировать будущее. Вместе с тем региональная тематика занимает особую область исследования в истории образования и воспитания и характеризуется специфическим социально-педагогическим наполнением.

Библиографический список

1. Буторина Т. С. Педагогическая регионоло-гия. Научная школа. - Архангельск: Изд-во Архангельского гос. техн. ун-та, 2006. - 186 с.

2. ГААО, ф. 1, оп. 1, т. 6, д. 11459 (Переписка с Московским университетом о присылке сведений о проданных книгах Александром Фоминым (1775)); ГААО, ф. 1, оп. 2, т. 1, д. 232 (Предписание генерал-губернатора Тутолмина о назначении купца Фомина временным директором народных училищ); ГААО, ф. 43, оп. 2, д. 50 (Дело об открытии в городе Архангельске главного и малого народных училищ); ГААО, ф. 61, оп. 1, д. 2 (Ведомости о состоянии учебных заведений Архангельской губернии); ГААО, ф. 61, оп. 1, д. 1 (Об открытии 22 сентября 1786 г. в городе Архангельске Главного народного училища); ГААО, ф. 61, оп. 1, д. 778 (О преобразовании уездных училищ в городские училища с 6-летним обучением по Положению от 31 мая 1872 г.).

3. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. - М.: Учпедгиз, 1856. - 374 с.

4. Крестинин В.В. Об употреблении над детьми мужескаго пола власти родительской и власти учительской, по старинному воспитанию Двинского народа // Новые ежемесячные сочинения. -1790. - Ч. 52. - Окт. - С. 27-44.

5. Крестинин В.В. Историческое известие о нравственном воспитании детей у двинских жителей // Новые ежемесячные сочинения. - 1787. -Ч. 17. - Нояб. - С. 3-12; Ч. 18. - Дек. - С. 20-49.

6. Огородников С. Ф. Очерк истории города Архангельска в торгово-промышленном отношении. - СПб, 1890. - С. 220-223.

7. Полякова У.М. Василий Васильевич Крес-тинин и общественная жизнь Архангельска второй половины XVIII века: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. - М., 1959. - 21 с.

8. Поморская энциклопедия: В 5 т. / Под ред. Н.П. Лаверова. Т. 1: История Архангельского Севера / Под ред. В.Н. Булатова; сост. А.А. Кура-тов. - Архангельск: Помор. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, 2001. - 483 с.

9. Равкин З.И. Формирование ценностных ориентаций личности в духовно-нравственной сфере (XIX-XX вв.). - М., 2002. - С. 155.

10. Смирнов А.В. Школа и педагогическая мысль на Европейском Севере России в XVIII веке: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1961. -16 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.