НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
С ИМЕНЕМ М.В. ЛОМОНОСОВА...
К 250-летию дня памяти М.В. Ломоносова
Чем дальше уходит от нас время Михаила Васильевича Ломоносова, тем он становится нам ближе и дороже... Размышляя над судьбой ученого, понимаем, что основа его характера, черты личности будущего академика были определены уникальной социально-культурной средой нашего Архангельского Севера, духовными и нравственными поморскими корнями. Через всю жизнь он пронес любовь к своей малой родине, до мельчайших островов помнил родную речку Курополку, Куростров, деревню Мишанинскую. Ломоносов, живя в Санкт-Петербурге, помогал чем мог своим землякам - рыбакам, щедро угощал их питерскими разносолами. Иногда находятся люди, которые критикуют Ломоносова за то, что он после своего ухода с Севера никогда не приезжал в родные места. Да, так сложилось. К сожалению, не каждый из нас, сегодня живущих, может похвастаться тем, что не забывает родительский дом, родные пенаты, могилы предков, передает память о них будущим поколениям. Любовь Ломоносова к малой родине вернулась к нам через века в разных ипостасях. Имя первого российского академика открывает нам, его землякам, путь к решению самых разных региональных проблем: и экономических, и культурных, и образовательных.
Мы гордимся тем, что в год 250-летия со дня рождения М.В. Ломоносова его имя присвоили Архангельскому государственному педагогическому институту. Это было крупное политическое событие и для страны, и для Архангельской области. Именно оно активизировало научно-исследовательскую работу преподавателей всех вузов области вокруг имени ученого. С 1969 года в области начинают проводиться Ломоносовские чтения как смотр научного потенциала региона, как площадка для обсуждения социально-экономических
проблем региона. На них традиционно принимаются реальные проекты, подписываются конкретные документы о развитии различных сфер экономики, науки, культуры, образования, здравоохранения области. В 1990 году на Ломоносовских чтениях Т.С. Буториной была озвучена идея о том, что на родине первого российского академика должен быть создан университет имени Ломоносова, Ломоносовский фонд и Ломоносовский исследовательский институт. Идея была поддержана ректором В.Н. Булатовым, администрацией области, Российской академией наук в лице академика Н.П. Лаверова. В результате через 25 лет мы все это имеем на Архангельской земле. Отрадно, что и появлению федерального университета мы в большой степени обязаны нашему земляку. Иногда говорят, что Ломоносов мечтал об университете у себя на родине. К сожалению, документального подтверждения этому нет. Лишь в 1911 году, в честь 200-летия со дня рождения ученого, на собраниях общественности Архангельска предлагалось организовать здесь народный университет как просветительский центр.
Глубоко символично, что ломоносовское движение на Архангельском Севере активизировало развитие университетского движения. В XX веке высшее образование на Архангельском Севере было представлено тремя профильными вузами, которые сыграли главную роль в развитии науки в регионе, стали кузницей кадров для промышленных предприятий, систем образования и здравоохранения Северо-Западного региона России. Новые времена вызвали потребность в специалистах, подготовленных по образовательным стандартам международного уровня, в т. ч. для работы в Арктике, роль которой возрастает с каждым годом. Поэтому в начале третьего тысячелетия
164
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
все более уверенно зазвучала идея создания в Архангельске современного классического университета федерального значения. В июне 2010 года, учитывая наличие современной материально-технической базы, кадрового потенциала и ориентацию на обеспечение безопасности страны в Арктическом регионе, было принято решение Правительства РФ о создании на базе Архангельского государственного технического университета Северного (Арктического) федерального университета. Ему было присвоено имя нашего земляка.
Это ко многому нас обязывает. Имя Ломоносова является системообразующим символом, способствующим активизации всех сторон деятельности вуза как в области качественной подготовки специалистов, так и в постановке научно-исследовательской работы. В контексте стратегии развития современного университета важно опираться на идеи великого земляка. Так, Ломоносов представлял Академию, университет и гимназию как единое целое.
В 1764 году, незадолго до смерти, Ломоносов вернулся к структуре и содержанию университетского образования. В «Предложениях об устройстве и уставе Петербургской академии» он писал: «Для сохранения людского здоровья и для попечения о нем нужно основать факультет медицинский. Для увеличения общественного благосостояния и для создания разных жизненных благ необходимо устроить факультет философский» [1, c. 123]. Основным принципом функционирования факультета, по мнению Ломоносова, должен стать принцип общественной потребности в кадрах, т. е. при установлении числа университетских кафедр следовало исходить не из количества имеющихся в данное время кандидатов, пригодных для замещения профессорских вакансий, а из потребностей страны. Это необходимо для того, чтобы «план университета служил во все будущие годы».
В работах Ломоносова раскрывается идея значимости общей образованности, многосторонности, энциклопедизма университетского
образования, его фундаментальности. Профессиональное образование, подчеркивал он, следует получать на основе общего образования.
Центр университетского образования составляют студенты. Поэтому Ломоносов считал, что образование должно быть тесно связано с воспитанием молодых людей. Он разработал систему поощрения и наказания студентов, учета их успехов в учении. Позднее, следом за Ломоносовым, Мечников отмечал, что обучение без воспитания - меч в руках сумасшедшего. Ученый рекомендовал вести индивидуальную работу со студентами, особо выделял талантливых учеников, предлагал обучать их за границей, «не менее десяти человек за пять лет». Это позволило бы подготовить способных русских ученых и отказаться от привлечения иностранных специалистов.
Ломоносов отстаивал идею об «обязательной инавгурации» университета, под которой подразумевал следующее: когда создана соответствующая материально-техническая база, имеется кадровый потенциал, студенты, необходимо придать университету международный вес, равноправность с зарубежными учреждениями. «Инавгурация» должна «воодушевить университет на успех» [2, с. 498].
Таким образом, мы видим, что именно Ломоносов заложил традиции университетского образования в России. Они основаны на образовании классического образца, основными показателями которого являются светскость образования, фундаментальность, научность. В традициях отражается особый дух уважения знания, просвещения, стремления служить Отечеству. Ломоносов считал, что в классических университетах должны трудиться не только рядовые преподаватели, но и академики, для которых главным является преданность делу, высокий профессионализм. Он внедрил принципиально новый подход к комплектованию научно-педагогических кадров высшей школы, основанный на принципе выборности. Это давало возможность отбирать действительно достойных преподавателей.
165
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Важным условием успешности работы профессоров в университете Ломоносов считал соединение преподавательской и научной деятельности. Он боролся за наделение преподавателей особыми, «отменитыми» привилегиями, за создание для них нормальных рабочих условий. Университет должен иметь право присуждать ученые степени, а университетские должности следует приравнивать к чинам, установленным «Табелью о рангах». Ломоносов высказывал мысль о выделении для академии и университета «особой мызы» с землями, угодьями, где можно вести опыты, наблюдения. Он предлагал улучшать материальные условия жизни семей ученых, вдов, их детей, заботился о сохранении здоровья членов Академии. Вслед за Ломоносовым все выдающиеся отечественные ученые XVIII, XIX, начала XX века преподавали в классических университетах и вели на их базе научную работу. Продолжая ломоносовские традиции, они являли собой пример высокой нравственности, духовности, культуры, уважения образованности.
Современное отечественное высшее образование претерпевает значительные изменения. И вновь возникают вопросы, на которые в середине XVIII века пытался найти ответы Ломоносов, наш первый русский академик. Выбирая пути стратегии развития университетов, содержания высшего образования, мы должны знать, хранить, беречь собственные самобытные традиции и исходить из знаменитого правила «не навреди».
Идеи великого ученого актуальны, востребованы и сегодня. Поэтому в Северном (Арктическом) федеральном университете с первых дней его существования активно работает единственный в России специализированный научно-образовательный центр «Ломоносовский институт». При его создании мы исходили из того, что изучение жизненного пути, исследование творческой и научной деятельности Михаила Ломоносова необходимо сосредоточить именно на Архангельской земле. Наш северный край, который является родиной
великого ученого, должен стать центром ломо-носововедения.
НОЦ «Ломоносовский институт» стал преемником Ломоносовского историко-культурного исследовательского центра, организованного 20 лет назад в Поморском государственном университете. На его базе был реализован целый ряд крупных гуманитарных проектов, в т. ч. создание Ломоносовского фонда, подготовка «Поморской энциклопедии». Именно тогда начали активно изучать народную педагогику Архангельского Севера, зародилась педагогическая регионология.
Поморская лаборатория - научное подразделение центра, созданного по инициативе доктора педагогических наук, профессора Т.С. Буториной (1991). В работе лаборатории основное внимание уделялось накоплению и обобщению аналитических материалов по актуальным направлениям развития духовной культуры Поморья (РА. Ханталин, О.Н. Голов-ченко, С.О. Шаляпин); изучению поморской этнопедагогики (Т.С. Буторина, Т.Н. Плешкова, А.А. Сёмин, Т.Н. Соловьёва); разработке концепции и плана-проспекта «Поморской энциклопедии» (Т.С. Буторина, РА. Ханталин). При осуществлении проекта учитывалось то, что в Архангельске ранее не издавались труды обобщающего справочно-информационного характера, в связи с чем необходимо было систематизировать источники, аккумулирующие использование регионального компонента в учебно-воспитательной работе со студентами и учащимися. Предстояло начать разработку учебных программ по формированию культуры речи учащихся в условиях поморских говоров, подготовку справочных изданий по истории, литературе, географии, политологии и другим предметам, изучаемым в школьных и вузовских гуманитарных циклах.
Сотрудники лаборатории вели исследования на общественных началах. Появились публикации о деятельности ученых в средствах массовой информации. Начатые исследования заинтересовали руководителей Института
166
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
национальных проблем образования Минобразования РФ (ИНПО РФ, г. Москва). В декабре 1992 года, согласно приказу члена-корреспондента Российской академии образования профессора М.Н. Кузьмина, возглавлявшего ИНПО РФ, лаборатория получила официальное признание. Руководство ИНПО одобрило планы работы лаборатории и обеспечило финансовую поддержку сотрудников. Была издана монография Т.С. Буториной «Ломоносов и педагогика» (1994). РА. Хан-талин сформировал творческий коллектив, силами которого подготовлены два учебных пособия для студентов и учащихся: «Словарь-справочник политолога» (1993), «Основы политологии. Курс лекций» (1996). Сотрудники лаборатории взаимодействовали с областным отделом народного образования и областным Институтом переподготовки и повышения квалификации работников образования. По заказу областного отдела народного образования коллектив лаборатории осуществил разработку национально-регионального компонента для издания соответствующих учебных программ и учебников.
Такую многоплановую исследовательскую деятельность продолжил научно-образовательный центр «Ломоносовский институт» САФУ В настоящее время его миссия заключается в развитии ломоносововедения как фундаментального научного направления; ломоносовского движения как в регионе, так в России и за рубежом; культурно-просветительской и информационно-образовательной деятельности в Евро-Арктическом регионе; актуализации Ломоносовских научно-образовательных традиций; привлечении молодежи в сферу науки, культуры и образования.
Одной из приоритетных задач института была подготовка и празднование 300-летия М.В. Ломоносова. В рамках реализации юбилейной программы создана электронная база исследовательских данных о жизни и деятельности великого помора, сформирована научная Ломоносовская библиотека. В 2004 году от-
крыта Ломоносовская аудитория университета, в которой проводятся встречи со студентами, учащимися школ, конференции для работников образования. Еще один инновационный проект института - виртуальный музей Ломоносова. Работает сайт, посвященный первому российскому академику. В 2013 году сотрудники центра выпустили в свет четвертый том «Поморской энциклопедии» - «Культура Архангельского Севера».
НОЦ стал инициатором и организатором установки памятного знака родителям ученого на его родине в с. Ломоносово. Приведена в порядок могила народного учителя И.П. Спе-хина в селе Заболотье Холмогорского района. По инициативе В.Б. Рушайло, члена Совета Федерации от Архангельской области, осуществлено издание Ломоносовской библиотеки.
Специалисты, работающие в НОЦ, занимаются подготовкой к изданию программ по курсу «Ломоносововедение» для разных типов учебных заведений, учебного пособия с грифом Российской академии естествознания. Выпущена монография «Теоретические основы системно-дидактического обеспечения образовательного процесса в условиях информатизации общества» (авторы - Е.В. Ширшов и Т.С. Буторина) [3]. Восьмым изданием в Москве, в издательском центре «Академия» опубликован учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования «История педагогики и образования» под редакцией З.И. Васильевой, авторы - З.И. Васильева, Н.В. Седова, Т.С. Буторина и др. В данном учебнике имеются главы, раскрывающие развитие просвещения и педагогической мысли в Московском государстве XVII века; школьного дела в России XVIII века; просветительской педагогики России XVIII века в аспекте идей М.В. Ломоносова [4]. В январе 2014 года совместно с Московской патриархией и Московским государственным университетом выпущена коллективная монография «Ломоносов и православие» [5].
167
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Научная работа «Ломоносовского института» осуществляется в том числе в аспекте влияния педагогических идей М.В. Ломоносова на развитие отечественной педагогической науки и образовательной практики; проводится изучение ломоносовских идей как целостных педагогических феноменов; осмысление их позитивного потенциала в качестве концептуальных основ развития отечественной системы образования и педагогической науки.
Ученый являлся представителем интеллектуальной элиты Архангельской и Российской земли, основателем отечественной педагогики как науки. Широко понимая назначение педагогики, М.В. Ломоносов считал ее неотъемлемой частью мировой и русской культуры. Формирование молодого поколения российского юношества в духе общечеловеческой нравственности, поощрения к познанию окружающего мира, научных и культурных ценностей - эти основополагающие ломоносовские идеи остаются значимыми и сегодня. Историко-педагогические традиции, заложенные М.В. Ломоносовым, оказывают существенное влияние на современную педагогическую науку и во многом определяют вектор ее развития [6].
Изучение толерантности региональных и национальных приоритетов, историко-педагогических и социально-культурных особенностей региона, влияющих на формирование и развитие личности, являются приоритетными задачами научной школы педагогической регионологии (основатель - Т.С. Буторина) [7]. Под ее руководством выполнено 43 фундаментальных и прикладных исследования. Т.С. Буториной выделен Ломоносовский период в истории отечественной педагогической науки; разработана оригинальная концепция национально-регионального компонента в образовании, направленная на модернизацию содержания образования, учебно-воспитательного процесса в разных образовательных учреждениях; обоснована и раскрыта сущность народной поморской педагогики; обеспечено научно-мето-
дическое сопровождение процесса внедрения инновационных научных разработок, программ для общеобразовательных школ, учреждений среднего и высшего профессионального образования.
Изучение актуальных проблем современной образовательной теории и практики в контексте развития Ломоносовских традиций осуществлялось членами научно-образовательного центра в процессе разработки следующих научных тем и проектов:
- «Поморская семья как фактор безопасности личности» (грант РГНФ № 08-06-00094а, 2008-2010 годы) [8];
- «Российской землей рожденный...» (грант РГНФ № 09-06-94042к/К, 2009 год);
- «Научно-методическое обеспечение непрерывного профессионально-педагогического образования в условиях Архангельской области» (Аналитическая ведомственная целевая программа Министерства образования и науки РФ, 2009-2010 годы);
- «Научно-методическое обеспечение непрерывного профессионально-педагогического образования в условиях Архангельской области» (Программа проведения научных исследований, выполняемых подведомственными Министерству образования и науки РФ высшими учебными заведениями, в рамках государственного задания на оказание услуг (выполнение работ), 2011 год) [9];
- «Концептуальные основы обеспечения безопасности личности в условиях образовательного пространства Евро-Арктического региона» (Программа проведения научных исследований, выполняемых подведомственными Министерству образования и науки РФ высшими учебными заведениями, в рамках государственного задания на оказание услуг (выполнение работ), 2012-2023 годы) [10].
Ломоносовская тематика была представлена в содержании проектов центра, участвовавших в конкурсах научных работ Министерства образования и науки РФ:
168
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
- «Инновационная научно-педагогическая деятельность как фактор закрепления молодежи в науке и образовании Евро-Арктического региона России»;
- «Концептуальные основы создания ресурсного центра подготовки научно-педагогических кадров в Евро-Арктическом регионе»;
- «Ломоносовские идеи в педагогике и образовании: историко-педагогический опыт и современность»;
- «Региональная среда как фактор безопасности личности».
Данные исследования носят как фундаментальный, так и прикладной характер и основываются на системном, аксиологическом, личностно-ориентированном, компетентност-ном подходах. Результаты исследований применимы при разработке государственной и региональной образовательной политики, учитывающей позитивные возможности историко-педагогических традиций в воспитании и обучении. Концептуальные идеи, содержащиеся в ряде научных работ, инициируют инновационные процессы в учреждениях высшего и среднего профессионального образования; могут использоваться для обновления содержания базовой (обязательной) и вариативной (профильной) частей учебных циклов основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры, разработки программ повышения квалификации преподавателей, т. к. способствуют формированию у педагогов и обучающихся ценностного отношения к образованию и культуре.
Следует отметить, что в рамках деятельности НОЦ активно поддерживаются и развиваются связи с научной общественностью Германии. В феврале 2014 года Т.С. Буторина как руководитель Ломоносовского института вошла в состав делегации САФУ и приняла участие в открытии в немецком городе Фрайберге «Дома Ломоносова». В ходе этой поездки заключен ряд важных договоренностей по сотрудничеству между САФУ и Фрайбергской горной академией, на базе которой работает
«Дом Ломоносова». В мае 2014 года делегация из Фрайберга побывала в Архангельске и на родине ученого, где были возложены венки к памятнику Ломоносова, памятному знаку родителям ученого.
Члены научно-образовательного центра организовали секцию «Молодые ломоносовове-ды», в которой занимаются ученики и учителя МБОУ «Общеобразовательная гимназия № 3», МБОУ № 51, МБОУ № 11 и др. Для них проведены круглые столы на темы: «Ломоносов и современность», «Личная судьба М.В. Ломоносова», «Поморская семья: традиция
и современность», «Воплощение идей М.В. Ломоносова в жизнь», «Роль и значение научного наследия М.В. Ломоносова в современном географическом образовании школьников», «Арктический вектор в исследованиях Ломоносова», «Имя Ломоносова на карте мира», «Северорусская школа», «Любо говорить о Ломоносове» и др.
Ежегодно ученики принимают участие в школьных Ломоносовских чтениях, лучшие доклады представляются на научных студенческих конференциях, а результаты исследований публикуются в сборниках научных статей.
Наследие и дела великого академика живут в памяти народной. Свидетельством этого являются торжества по поводу его юбилеев, ежегодные Ломоносовские чтения. Его имя присвоено родному селу ученого, ряду географических объектов, многим учреждениям и организациям образования, науки и культуры, в т. ч. школам, гимназиям, университетам (Московскому государственному и Северному (Арктическому) федеральному).
В год 300-летнего юбилея ученого Т.С. Буторина высказала идею создания «Ломоносовской усадьбы» в селе Ломоносово Холмогорского района. Она была поддержана президентом России В.В. Путиным. Осуществление этого проекта является для нас, ломоносовцев, приоритетным направлением в деятельности.
Имя Ломоносова сегодня является стержнем, оно концептуально определяет стратегию
169
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
развития образования, науки и университета в целом, накладывает особую ответственность на каждого из нас. Неслучайно памятник Ломоносову работы скульптора Мартоса стоит
спиной к университету, лицом к Северной Двине. Ломоносов как бы защищает нас от всех невзгод. Будем же достойны памяти и дел нашего великого земляка.
Список литературы
1. Ломоносов М.В. Полн. собр. соч.: в 11 т. Т 10. Служебные документы, письма. 1734-1765 гг. / гл. ред.
С.И. Вавилов. М.; Л., 1957.
2. Ломоносов М.В. Полн. собр. соч.: в 11 т. Т 9. Служебные документы. 1742-1765 гг. / гл. ред. С.И. Вавилов. М.; Л., 1955.
3. ШиршовЕ.В., Буторина Т.С. Теоретические основы системно-дидактического обеспечения образовательного процесса в условиях информатизации общества: моногр. Архангельск, 2011. 434 с.
4. Васильева З.И., СедоваН.В., Буторина Т.С. и др. История педагогики и образования: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования / под ред. З.И. Васильевой. 8-е изд., перераб. М., 2014. 432 с.
5. М.В. Ломоносов и православие: сб. ст. о творчестве М.В. Ломоносова. М., 2014. 495 с.
6. Буторина Т.С. Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века. М., 2005. 298 с.
7. Буторина Т.С. Педагогическая регионология: науч.-метод. пособие. Архангельск, 2000. 68 с.
8. Поморская семья как фактор безопасности личности: сб. науч. и учеб.-метод. материалов / отв. за вып. А.С. Ми-хашина. Архангельск, 2010. Вып. 3. 155 с.
9. Научно-методическое обеспечение непрерывного профессионально-педагогического образования в условиях Архангельской области (отчет о проведении НИР, прошедший депонирование): отчет о научно-исследовательской работе за 2011 год, ФГАНУ «Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти», регистрационный номер 02201251230 от 14.12.2011.
10. Концептуальные основы обеспечения безопасности личности в условиях образовательного пространства Евро-Арктического региона (отчет о проведении НИР, прошедший депонирование): отчет о научно-исследовательской работе за 2013 год, ФГАНУ «Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти», регистрационный номер 02201452167 от 30.12.2013.
References
1. Lomonosov M.V. Poln. sobr. soch.: v 111. T. 10. Sluzhebnye dokumenty, pis’ma. 1734-1765gg. [Lomonosov M.V Complete Works: In 11 Vols. Vol. 10. Official Documents, Letters. 1734-1765]. Ed. by Vavilov S.I. Moscow, Leningrad, 1957.
2. Lomonosov M.V. Poln. sobr. soch.: v 111. T. 9. Sluzhebnye dokumenty. 1742-1765gg. [Lomonosov M.V. Complete Works: In 11 Vols. Vol. 9. Official Documents. 1734-1765]. Ed. by Vavilov S.I. Moscow, Leningrad, 1955.
3. Shirshov E.V., T.S. Butorina T.S. Teoreticheskie osnovy sistemno-didakticheskogo obespecheniya obrazovatel’nogo protsessa v usloviyakh informatizatsii obshchestva [Theoretical Bases of the Systems and Didactic Support for the Teaching Process in the Information Society]. Arkhangelsk, 2011. 434 p.
4. Vasil’eva Z.I., Sedova N.V, Butorina T.S., et al. Istoriyapedagogiki i obrazovaniya [The History of Pedagogy and Education]. 8th ed. Moscow, 2014. 432 p.
5. M.V. Lomonosov i pravoslavie: sb. st. o tvorchestve M.V. Lomonosova [M.V Lomonosov and Orthodoxy: Collected Papers on the Work of M.V. Lomonosov]. Moscow, 2014. 495 p.
6. Butorina T.S. Lomonosovskiy period v istorii russkoy pedagogicheskoy mysli XVIII veka [Lomonosov Period in the History of Russian Pedagogical Thought of the 18th Century]. Moscow, 2005. 298 p.
7. Butorina T.S. Pedagogicheskaya regionologiya [Pedagogical Regional Studies]. Arkhangelsk, 2000. 68 p.
8. Pomorskaya sem’ya kak faktor bezopasnosti lichnosti [The Pomor Family as a Factor of Personal Safety]. Arkhangelsk, 2010. Iss. 3. 155 p.
170
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
9. Methodological Support for Lifelong Professional Teacher Education in the Arkhangelsk Region (Deposit Report on R&D): A Report on R&D for 2011. Centre for Information Technologies and Systems of Executive Authorities, reg. no. 02201251230 of 14.12.2011 (in Russian).
10. The Conceptual Framework for Ensuring Human Security in the Educational Space of the Euro-Arctic Region (Deposit Report on R&D): A Report on R&D for 2013. Centre for Information Technologies and Systems of Executive Authorities, reg. no. 02201452167 of 30.12.2013 (in Russian).
БУТОРИНА Татьяна Сергеевна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики, директор научно-образовательного центра «Ломоносовский институт» Северного
(Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова.
БОРЧУК Ангелина Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова.
МИХАШИНА Алла Станиславовна, кандидат педагогических наук, доцент, и. о. заведующей кафедрой педагогики Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова.
ПоСТникоВА Маргарита игоревна, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры педагогики Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова.
ХАнТАЛин рудольф Афанасьевич, кандидат исторических наук, профессор кафедры социологии и политологии Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова.
Ширшов Евгений Васильевич,доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры менеджмента Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова.
Контактная информация: Буторина Татьяна Сергеевна адрес: 163002, г. Архангельск, наб. Северной Двины, д. 17;
e-mail: [email protected] Борчук Ангелина Васильевна адрес: 163002, г. Архангельск, наб. Северной Двины, д. 17;
e-mail: [email protected] Михашина Алла Станиславовна адрес: 163002, г. Архангельск, наб. Северной Двины, д. 17;
e-mail: [email protected] Постникова Маргарита Игоревна адрес: 163002, г. Архангельск, наб. Северной Двины, д. 17;
e-mail: [email protected] Ханталин Рудольф Афанасьевич адрес: 163002, г. Архангельск, наб. Северной Двины, д. 17;
e-mail: [email protected] Ширшов Евгений Васильевич адрес: 163002, г. Архангельск, наб. Северной Двины, д. 17;
e-mail: [email protected]
© Буторина Т.С., Борчук А.В., Михашина А.С., Постникова М.И., Ханталин Р.А., Ширшов Е.В., 2015
171