Научная статья на тему 'Татьяна Сергеевна буторина: ученый, педагог, личность'

Татьяна Сергеевна буторина: ученый, педагог, личность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
474
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Татьяна Сергеевна буторина: ученый, педагог, личность»

ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА БУТОРИНА: УЧЕНЫЙ, ПЕДАГОГ, ЛИЧНОСТЬ

Татьяна Сергеевна Буторина родилась 5 июля 1946 года в с. Емецк Холмогорского района Архангельской области. После успешного окончания Вельской общеобразовательной средней школы 4 работала с 1964 по 1965 год старшей пионервожатой в школе № 2 г Вельска. В 1965 году поступила на отделение истории историко-филологического факультета в Архангельский государственный педагогический институт имени М.В. Ломоносова (АГПИ). В 1969 году Татьяна Сергеевна закончила АГПИ и работала учителем истории и организатором внеклассной и внешкольной воспитательной работы в школе № 2 г. Вельска. В 1976 году успешно окончила аспирантуру Ленинградского государственного педагогического института имени А.И. Герцена.

Т.С. Буторина является представителем северной педагогической династии Моховиковых. Общий стаж профессионально-педагогической деятельности в образовании данной династии насчитывает около 400 лет. Пример педагогов, которые привили любовь Тане Моховиковой к учебе, позволил выбрать ей будущую профессию учителя, а позже и преподавателя

высшей школы. Учеба в педагогическом институте заложила фундамент ее будущей научно-исследовательской деятельности. Историческое отделение АГПИ выбрала потому, что со школьной скамьи очень любила историю. Любовь к научно-исследовательской работе позволила ей успешно закончить аспирантуру, а затем и докторантуру под руководством профессора Т.Н. Мальковской.

В 1976 году Т. С. Буторина успешно защитила кандидатскую диссертацию на тему «Стиль педагогического руководства классного руководителя как фактор формирования коллектива старшеклассников», а в 1990 году - докторскую диссертацию «Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII в.». В 1992 году она получила ученое звание профессора. Так в Архангельской области появился первый доктор педагогических наук. Педагогическая деятельность Т. С. Буториной была высоко оценена государством в 1982 году. Ей вручили знак «Отличник просвещения», в 1997 году присвоили почетное звание «Заслуженный работник высшей школы».

Существенен вклад Т. С. Буториной в создание новых концепций, технологий в образовании и науке на уровне фундаментальных и прикладных исследований в области теории и истории педагогики, ломоносововедения, традиций поморского народного воспитания.

В результате проведенных исследований актуализирована роль первого российского академика М.В. Ломоносова как представителя интеллектуальной элиты Архангельской и Российской земли, основателя отечественной педагогики как науки. Широко понимая назначение педагогики, М.В. Ломоносов считал ее неотъемлемой частью мировой и русской культуры.

Формирование нового поколения российского юношества в духе общечеловеческой нравственности, поощрения к познанию окружающего мира, научных и культурных ценностей -эти основополагающие ломоносовские идеи остаются значимыми и сегодня. Историко-пе-дагогические традиции, заложенные М.В. Ломоносовым, оказывают существенное влияние на современную педагогическую науку и во многом определяют вектор ее развития. В связи с этим актуальным представляется изучение ломоносовских идей как целостных феноменов в аспекте 300-летия со дня рождения первого российского академика. Методологические положения концепции развития историко-педаго-гического знания в контексте ломоносовских педагогических идей являются теоретическим основанием для проектирования тематики дальнейших исследований, инициирования поиска механизмов использования позитивного потенциала историко-педагогических традиций.

Т.С. Буторина обосновала идею систематизации традиций семейного воспитания на Русском Севере, в странах Баренц-региона и Северной Европы, актуализировала поиск педагогических механизмов использования воспитательного потенциала народного опыта в современных условиях. Практическая реализация результатов научной деятельности Т. С. Буториной способствовала формированию у школьников и студентов устойчивого интереса к изучению традиций народного воспитания в крестьянских семьях

Русского Севера и странах Баренц-региона, подчеркнула значимость ценности семейного воспитания в современном обществе. Благодаря этому 2012 год в Архангельской области был объявлен Годом поморской семьи.

В научных трудах Т.С. Буториной представлены основные положения женского воспитания и образования с этнопедагогических позиций, раскрывающих социальную значимость женщины-матери, женских инициатив в решении современных проблем общества. На уровне разработки и конструирования региональной образовательной и семейной политики Т. С. Буто-рина: 1) разработала и опубликовала программу «Семья - микрорайон - малый город России» (на примере г. Новодвинска) с учетом основных принципов национально-региональной концепции семейной политики; 2) являлась членом рабочей группы по разработке проекта областного закона «О государственной семейной политике в Архангельской области»; 3) участвовала в обосновании международной программы дополнительного образования «Развитие рынка труда для экономического роста Архангельской области» для одиноких женщин и матерей с низким уровнем образования и доходов (совместно с Фолькуниверситетом, г. Уппсала, Швеция).

Идеи, концепции, проекты, подготовленные и реализованные на протяжении многолетней профессиональной педагогической и научно-педагогической деятельности Т.С. Буториной, позволяют эффективно решать проблему девальвации общечеловеческих ценностей и традиций, актуализируют приоритетные образовательные и социокультурные проблемы политики и демографического развития Архангельской области.

Результаты ее научно-педагогической и общественной деятельности задействованы не только в образовательной политике региона, но и на всероссийском и международном уровнях. Они имеют высокий рейтинг эффективности при совершенствовании содержания и методов воспитания: в общеобразовательных учреждениях; системе дополнительного педагогического образования учителей; деятельности социальных учреждений; социально-педагогических центрах помощи

семье и детям с определенными особенностями характера; центрах педагогического и медико-психологического консультирования и реабилитации в рамках приоритетных национальных проектов.

Т.С. Буторина разработала и внедрила в образовательный процесс учебных заведений различного типа 14 научно-практических концепций. В данных концепциях выделена объединяющая и приоритетная цель научных исследований - изучение инновационного характера отечественного историко-педагогического знания. Научная новизна заключается в открытии таких направлений исследовательского поиска, как использование народного воспитательного опыта в современных условиях; сравнительное изучение ценностных оснований воспитания и образования в российском и зарубежном педагогическом опыте; исторические аспекты педагогической регионологии и педагогическое ломоносововедение.

Так, основные положения концепции национально-регионального компонента используются в образовательном процессе школ, вузов, институтов переподготовки и повышения квалификации Северо-Запада и Центра России и поддержаны европейской педагогической общественностью, опубликованы в США и Германии. Ее авторская концепция сравнительного этнопедагогического женского воспитания и образования внедрена в странах Баренц-региона. Разработанная Т. С. Буториной концепция деятельности первой на Северо-Западе областной школы «Педагога-исследователя» на базе Архангельского областного института переподготовки и повышения квалификации работников образования в системе дополнительного профессионального образования не имеет аналогов. Только за период с 2000 по 2014 год обучение в ней прошли более 300 чел., из них 15 слушателей стали дипломированными победителями в приоритетном национальном проекте «Образование».

Т.С. Буторина являлась руководителем рабочей группы по разработке концепции преобразования педагогического института в педагогический университет, подготовке педагогических кадров университетского уровня; инициатором

развития ломоносовского движения в регионе; автором идеи создания Ломоносовского фонда, ломоносовской аудитории, ломоносовской усадьбы, ломоносовского института как научно-образовательного центра.

В целях подготовки кадров высшей квалификации для региона Т. С. Буторина организовала региональный диссертационный совет при Архангельском государственном техническом университете по защите кандидатских диссертаций (2000-2004) и объединенный диссертационный совет по защите кандидатских и докторских диссертаций при Поморском государственном университете имени М.В. Ломоносова (ПГУ) (2007-2010). Она являлась председателем диссертационного совета ДМ 212.008.06, а также заместителем председателя диссертационного совета при Карельском педагогическом университете.

Под научным руководством и консультированием Т. С. Буториной защищено 46 диссертаций, в т. ч. две на соискание ученой степени доктора педагогических наук. За последние 5 лет выполнено и защищено 6 кандидатских и одна докторская диссертация. В настоящее время под ее руководством работает 4 соискателя. Подготовленные ею для системы непрерывного образования Архангельского Севера и Северо-Западного федерального округа (Вологда, Петрозаводск, Киров и др.) высококвалифицированные специалисты работают преподавателями колледжей, вузов, заведующими кафедрами, деканами, проректорами.

Т.С. Буторина являлась научным руководителем гранта Российского гуманитарного научного фонда 08-06-00094а «Поморская семья как фактор безопасности личности» (2008-2010), проекта № 3.1.1/5853 «Научно-методическое обеспечение непрерывного профессионально-педагогического образования в условиях Архангельской области» аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)», научно-исследовательской работы по тематическому плану САФУ 1.1.11 «Научно-методическое обеспечение непрерывного профессионально-педагогического образования в условиях

Архангельской области» (2011), научно-исследовательской работы, выполняемой в рамках государственного задания 6.6051.2011 «Концептуальные основы обеспечения безопасности личности в условиях образовательного пространства Евро-Арктического региона» (2012, 2013).

Т. С. Буторина имеет патент на отраслевую разработку «Функциональная модель процесса проектирования электронного учебно-методического комплекса дисциплины (ЭУМКД)», свидетельство № 7217 от 10.11.2006. Она автор более 700 научных и научно-методических трудов, в т. ч. 20 монографий, 30 учебных и учебно-методических пособий. Четыре статьи опубликовано в журналах, индексируемых в международных системах цитирования (Scopus), индекс Хирш - 7. Татьяна Сергеевна - соавтор учебного пособия и учебника для бакалавриата «История образования и педагогической мысли за рубежом и в России» (под ред. З.И. Васильевой), учебное пособие выдержало 7 изданий; инициатор подготовки и издания «Поморской энциклопедии» в 5 томах, главный редактор тома «Культура Архангельского Севера». Представленные ею основные положения диссертационных исследований, другие научные проекты, концептуальные идеи и их положения неоднократно признавались научной и педагогической общественностью на региональных, российских и международных конференциях.

Только за последние 10 лет она приняла участие более чем в 30 международных и всероссийских конференциях (Архангельск, Вологда, Екатеринбург, Казань, Калининград, Москва, Санкт-Петербург, Пермь, Петрозаводск, Челябинск, Варде (Норвегия), Эрланген и Фрайберг (Германия), Стокгольм и Уппсала (Швеция), Тромсе (Норвегия) и др.). Основные результаты исследовательской работы Т. С. Буториной получили положительную оценку на Всемирном педагогическом конгрессе ЮНЕСКО (Париж, Франция), Европейском педагогическом форуме (Дортмунт, Германия), международных конференциях стран Баренц-региона (Финляндия, Норвегия, Швеция), ежегодных международных Ломоносовских чтениях.

Научные труды профессора Т. С. Буториной и ее учеников правомерно квалифицировать как актуальное и приоритетное научное направление по педагогической регионологии в теории и истории педагогики. Приоритетными направлениями исследований Т. С. Буториной являются: проблемы этнопедагогики; образование женщин в различных этнических и социокультурных контекстах; генезис историко-педагогического знания (XVIII-XXI века); исследование роли личности в истории науки; изучение традиций и тенденций развития народной педагогической мысли на Европейском Севере; актуализация историко-педагогических идей в контексте безопасности личности в современном социокультурном и образовательном пространстве циркумполярных территорий.

Особо следует отметить результаты научно-практической работы Т. С. Буториной на уровне системы непрерывного образования:

- разработан и внедрен для различных типов образовательных учреждений учебно-методический комплекс из 37 учебных программ, методических рекомендаций, учебных пособий, примерных программ воспитания с этнопеда-гогическим наполнением с целью обновления содержания образования и воспитания с учетом традиций региональной, российской, европейской культуры;

- уточнены критерии отбора областных инновационных образовательных программ в рамках приоритетного национального проекта «Образование»;

- как проректор по учебной работе Архангельского государственного технического университета (1997-2006) она способствовала гуманитаризации и гуманизации образовательной среды университета через развитие студенческого самоуправления, создание кафедры педагогики, психологии и профессионального обучения, разработку и внедрение спецкурсов по традициям семейного воспитания, осуществление проекта «Лаборатория молодой студенческой семьи».

Не менее значимыми являются результаты научно-педагогической, научно-исследовательской и практико-ориентированной деятельности

профессора Т. С. Буториной на уровне международного сотрудничества в области образования и женского движения. Этнопедагогиче-ские характеристики образа жизни северной женщины, выявленные Т. С. Буториной, нашли отражение в российско-шведском проекте «Социальное партнерство в дополнительном образовании взрослых» (2004-2006). Ею апробирована программа спецкурса «Женское воспитание в семье на примере стран Баренц-региона: история и современность» для студентов педагогических вузов, системы повышения квалификации учителей. Идеи значимости народных семейных традиций Русского Севера, роли женщины в социуме нашли отражение в практической деятельности Т. С. Буториной как члена учредительного комитета Архангельского отделения международной общественной ассоциации благотворительных фондов «МАМА» и общероссийского благотворительного фонда защиты семьи, материнства и детства «МАМА». Проблемы социальной защищенности северной женщины поддержаны на норвежской Женской конференции в г. Альта, Женском форуме арктических стран в г. Тром-се, при реализации проекта «Шесть женщин политиков Северо-Запада России в Германии» (Франкфурт) и т. д.

Практическая реализация концептуальных положений осуществлялась в разные годы в Ломоносовском исследовательском центре на базе ПГУ и Архангельского областного института переподготовки и повышения квалификации работников образования. Благодаря инициативе Т.С. Буториной на базе Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова создан научно-образовательный центр «Ломоносовский институт», задачами которого являются развитие ломоно-сововедения как фундаментального научного направления, пропаганда ломоносовских научно-образовательных идей в Евро-Арктическом регионе, организация и координация усилий по подготовке и переподготовке научных и научно-педагогических кадров, привлечение молодежи в сферу науки, культуры и образования,

развитие ломоносовского движения в регионе и стране. Т. С. Буторина возглавляет «Ломоносовский институт».

За особые заслуги в деле воспитания подрастающего поколения, подготовке научных и научно-педагогических кадров для областей Северо-Западного федерального округа (Вологда, Петрозаводск, Киров, Псков и др.), за существенный вклад в развитие педагогической науки Т. С. Буторина в 1984 году награждена медалью «Ветеран труда», а в 2003 году - орденом Дружбы. Ее деятельность высоко оценена общественностью региона. Она является Кавалером № 1 премии имени М.В. Ломоносова от Холмогорского района (2001); Почетным членом Ломоносовского фонда (2004); лауреатом IX Всероссийского конкурса «Женщина - директор года 2005»; ей присвоено звание «Почетный гражданин муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» (2011). Т.С. Буторина - обладатель главной региональной общественной награды Архангельской области «Достояние Севера» (2009); нагрудного знака «За заслуги перед городом Архангельском» (2011); награждена медалью Российской академии наук «300 лет со дня рождения М.В. Ломоносова» и является лауреатом премии имени М.В. Ломоносова за научно-внедренческую работу «Теория и практика ломоносововедения: подготовка и издание серии книг, посвященных жизни и деятельности М.В. Ломоносова» (2011). Т.С. Буторина неоднократно поощрялась почетными грамотами администрации Архангельской области и Архангельского областного Собрания депутатов. Ей объявлена благодарность Фонда американо-российского культурного сотрудничества за содействие в проведении торжественного вечера в Вашингтоне, посвященного 300-летию М.В. Ломоносова.

За особый вклад в научно-педагогическую, научно-исследовательскую и общественную деятельность ей присвоено звание «Почетный гражданин города Архангельска» (2013). Она ведет большую общественную и просветительскую работу среди населения Архангельска и Ар-

хангельской области как вице-президент Ломоносовского фонда, как член Общественной палаты Архангельской области, как член президиумов областного и городского Совета женщин и т. п. Т. С. Буторина возглавляла в Архангельской области региональный Народный штаб

по выборам В.В. Путина в президенты РФ. Ее дея-тельность была высоко оценена - Т. С. Бу-ториной вручено благодарственное письмо президента. 7 мая 2012 года она была приглашена в Кремль на инаугурацию президента РФ В.В. Путина.

ДЕМЧЕНКО Зинаида Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики высшей школы экономики, управления и права Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова*

МИХАШИНА Алла Станиславовна, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики высшей школы психологии и педагогического образования Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова**

Zinaida A. Demchenko

Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov 40 prosp. Leningradskiy, Arkhangelsk, 163009, Russian Federation;

e-mail: [email protected]

Alla S. Mikhashina

Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov 40 prosp. Leningradskiy, Arkhangelsk, 163009, Russian Federation;

e-mail: [email protected]

Поступила: 25.05.2016

Received: 25 May 2016

*Адрес: 163009, г. Архангельск, просп. Ленинградский, д. 40; e-mail: [email protected]

"Адрес: 163009, г. Архангельск, просп. Ленинградский, д. 40; e-mail: [email protected]

НАШИ РЕЦЕНЗЕНТЫ

Агапов М.Г., доктор исторических наук, заведующий сектором социальной антропологии Института проблем освоения Севера Сибирского отделения РАН (г. Тюмень);

Голдин В.И., доктор исторических наук, профессор кафедры регионоведения, международных отношений и политологии высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова;

Дрегало А.А., доктор философских наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления высшей школы экономики, управления и права Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова;

Зашихин А.Н., доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова;

Иванова М.Г., доктор исторических наук, профессор, ученый секретарь Удмуртского института истории, языка и литературы Уральского отделения РАН (г. Ижевск);

Колычев П.М., доктор философских наук, профессор кафедры философии Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики;

Макаренко В.П., доктор философских и политических наук, профессор Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону);

Новикова Н.И., доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела Крайнего Севера и Сибири Института этнологии и антропологии РАН (Москва);

Оконская Н.К., доктор философских наук, профессор кафедры философии и права гуманитарного факультета Пермского национального исследовательского политехнического университета;

Окунев Ю.П., доктор культурологических наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления высшей школы экономики, управления и права Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова;

Поликарпов А.М., доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой перевода и прикладной лингвистики высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова;

Репневский А.В., доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова;

Руденко А.М., доктор философских наук, профессор кафедры философии и истории института сферы обслуживания и предпринимательства (филиала в г. Шахты) Донского государственного технического университета и кафедры социально-гуманитарных дисциплин Ростовской государственной консерватории (академии) им. С.В. Рахманинова;

Рябев В.В., доктор социологических наук, профессор кафедры философии, истории и социологии Мурманского государственного технического университета;

Сидорова Т.А., доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и речевой культуры высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова;

Симашко Т.В., доктор филологических наук, профессор кафедры общего и германского языкознания гуманитарного института филиала САФУ имени М.В. Ломоносова в г. Северодвинске Архангельской области;

Теребихин Н.М., доктор философских наук, профессор кафедры культурологии и религиоведения, директор Центра сравнительного религиоведения и семиотики высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова;

Фесенко Э.Я., кандидат филологических наук, професссор, профессор кафедры теории и истории литературы, заместитель директора по научной работе гуманитарного института филиала САФУ имени М.В. Ломоносова в г. Северодвинске Архангельской области;

Шапаров А.Е., доктор политических наук, доцент, профессор кафедры социологии и политологии высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.