Научная статья на тему 'Научно-образовательный центр Европейского Севера (к 70-летию Поморского госуниверситета им. М. Ломоносова)'

Научно-образовательный центр Европейского Севера (к 70-летию Поморского госуниверситета им. М. Ломоносова) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-образовательный центр Европейского Севера (к 70-летию Поморского госуниверситета им. М. Ломоносова)»

КУРСОМ РЕФОРМ

В. БУЛАТОВ, профессор, ректор В. ГОЛДИН, профессор, проректор

Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова

В ноябре нынешнего года исполняется 70 лет Поморскому государственному университету. Из них 45 лет он носит имя М.В. Ломоносова. Пример прославленного земляка, замечательного ученого-энциклопедиста, чья научная мысль на века опередила время, в котором он жил, служит путеводным компасом и критерием творческой целеустремленности для коллектива нашего вуза. Стремление к высотам знаний увлекло его из отеческих краев в столичные пределы, но, став великим подвижником науки и основателем Московского университета, Ломоносов мечтал и о создании университета на родной его сердцу поморской земле. Это проистекало также из его убежденности в том, что могущество России будет прирастать Севером и Сибирью, а их освоение требует, в свою очередь, развития научных знаний и образования.

Возросший интерес к идеям преображения региона в конце XIX - начале XX века выдвинул на повестку дня и вопрос о создании университета в Архангельске. Но удалось открыть здесь лишь учительский институт в 1916 году, деятельности которого помешала гражданская война. В 20-е годы в Архангельске несколько лет работал Практический институт народного образова-

Научно-

образовательный центр Европейского Севера

(К 70-летию Поморского

госуниверситета

им. М. Ломоносова)

ния. Эти учебные заведения в полной мере можно считать историческими прародителями нашего вуза. Началом же его официальной истории принято считать решение исполнительного комитета Северного края от 23 октября 1932 года об открытии в Архангельске с 1 ноября вечернего педагогического института, а 15 ноября его студенты приступили к занятиям. Статус государственного Архангельский педагогический институт получил в 1938 году, когда в нем в соответствии с постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР (от 25 августа 1938 года) открылось дневное отделение. Институт разместился в здании старейшего учебного заведения Севера - Архангельской епархиальной духовной семинарии, имевшей двухвековую историю. Ее уникальная библиотека и сегодня является гордостью университета.

В 1934 году в структуре педагогического института создаются факультеты: исторический, естествоведческий, физико-математический, языка и литературы. В 1938 году при педагогическом институте открылся учительский институт, просуществовавший до 1952 года. Вуз продолжал развиваться не только в мирное время, но и в трудные годы Великой Отечественной войны, когда в Архангельском государствен-

ном педагогическом институте открылись факультет иностранных языков и географический факультет.

В послевоенные десятилетия вуз наращивал свой потенциал, укрепляя кадры, открывая новые факультеты и специальности, создавая отделения в других городах Архангельской области.

В канун юбилея нельзя не вспомнить имена ученых, докторов наук и профессоров, ныне ушедших из жизни, которые работали в разные годы в нашем вузе и закладывали основы научных исследований и подготовки высококвалифицированных специалистов: ученого - энциклопедиста Н.Я. Новомбер-гского (юриста, историка, медика, одного из основателей отечественного регионоведения), историков М.В. Клочкова, Н.И. Ульянова и Г.Г. Фру-менкова, 18 лет возглавлявшего в качестве ректора Архангельский педагогический институт, филологов И.Е. Аничкова и А.И. Матюшкина-Герке, литературоведов Ш.З. Галимова, П.В. Соболева, Г.М. Фридляндера (в дальнейшем академика АН СССР), педагога и естествоиспытателя Б.Е. Райкова, математика В.А. Рохлина, ботаника Н.Г. Крас-нопевцева и др.

В 1990-е годы происходит качественное обновление и становление вуза как учебного заведения университетского типа. 15 ноября 1991 году решением Правительства России Архангельский государственный педагогический институт был преобразован в Поморский государственный педагогический университет имени М.В. Ломоносова. Два года спустя, по представлению министерств иностранных дел России и Норвегии, поддержанному Министерством образования Российской Федерации, постановлением Правительства РФ (от 14 августа 1993 года) вуз был преобразован в Поморский международный педагогический университет имени М.В. Ломоносова.

Соучредителем международного университета в Архангельске выступил университет Тромсё (Норвегия). Международный статус всемерно способствовал развитию вуза, налаживанию широкого и всестороннего сотрудничества с зарубежными партнерами. С другой стороны, университет всемерно содействовал развитию связей России со странами Скандинавии и Финляндии, налаживанию взаимопонимания и делового партнерства в Баренцевом Евро-Арктическом регионе, учрежденном в 1993 году. Преобразование ПМПУ в декабре 1996 года в Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова стало воплощением в жизнь давней мечты архангелогородцев о собственном полноценном классическом университете и явилось результатом динамичного и всестороннего развития вуза.

В сентябре 1999 года на VIII съезде Евразийской ассоциации университетов, состоявшемся в Минске, Поморский университет был принят членом этой организации.

Разрабатывая и последовательно осуществляя стратегию развития университета - сначала педагогического, а затем классического, руководство и коллектив нашего вуза взяли курс на сотрудничество и интеграцию с ведущими университетами и академическими учреждениями страны. Наиболее плодотворным для Поморского университета является многолетнее содружество с Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова. Его имя не только формально связывает наши вузы, но и стимулирует становление современного университета на родине первого российского академика. Большой личный вклад в сотрудничество между университетами вносит ректор МГУ, почетный доктор ПГУ, академик В.А. Садовничий. Мы чрезвычайно признательны за много-

летнюю дружбу и всемерную поддержку коллективу Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена и его ректору, почетному доктору ПГУ, академику РАО Г.А. Бордовскому. Мы также благодарны и еще одному нашему другу и наставнику в деле строительства университета - нашему земляку, вице-президенту Российской академии наук Н.П. Лаверову, чью помощь в научном развитии вуза и в налаживании взаимного сотрудничества с академическими учреждениями трудно переоценить.

Тесное взаимодействие на основе договоров о содружестве связывает Поморский государственный университет с Российской академией государственной службы при Президенте РФ, Российским научным центром «Курчатовский институт» и целым рядом других вузов и академических учреждений страны.

В современную эпоху значение университетов как центров науки, образования и культуры стремительно возрастает. А в регионах они призваны играть определяющую роль в общественном и культурном развитии местных социумов. Это в полной мере относится к Поморскому государственному университету имени М.В. Ломоносова. В основе избранной им стратегии лежит ориентация на комплексное развитие научной сферы и системы вузовского и послевузовского образования с целью подготовки специалистов, способных на основе знания опыта освоения северных территорий решать актуальные проблемы в различных областях жизни региона.

Если конкретизировать вышесказанное, то университет видит свои задачи в том, чтобы: 1) осуществлять подготовку и переподготовку специалистов по широкому комплексу специальностей и отраслей знаний, в которых нуждается регион, профессионально

подготовленных к работе в условиях Севера; 2) развивать научно-исследовательскую инфраструктуру и формировать научные школы и направления, обеспечивающие решение актуальных проблем науки, образования, подготовки научно-педагогических кадров, а также целостное изучение Русского Севера; 3) изучать и использовать опыт освоения Севера России, Европы и мира для наращивания социально-экономического потенциала региона; 4) участвовать в разработке перспективных программ и общей стратегии его развития; 5) расширять систему международного сотрудничества на Севере в научно-образовательной и культурной сферах, международных отношений посредством интеграции с зарубежными высшими учебными заведениями в деле подготовки и переподготовки специалистов и проведении научных исследований.

Сегодня Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова - один из крупнейших вузов на Европейском Севере России. В его составе - 3 института, 19 факультетов, более 60 кафедр, более 20 научных подразделений, филиалы в Северодвинске, Коряжме и Нарьян-Маре. В ПГУ обучаются по 33 специальностям и направлениям более 12 тыс. студентов очного, заочного и вечернего отделений. Открыта аспирантура по 22 специальностям 12 отраслей наук, в которой занимаются научными исследованиями более 400 аспирантов. Работает докторантура, действуют докторские диссертационные советы по историческим и биологическим наукам, кандидатские диссертационные советы по философским и филологическим наукам.

За 10 лет пребывания в статусе университета количество учебных специальностей и направлений увеличилось в 2,5 раза, число студентов - в 2,1 раза,

научных подразделений - в 11 раз. Единое информационное пространство объединяет все подразделения университета, а «Интернет-центр» нашего вуза предоставляет преподавателям, аспирантам и студентам свободный доступ к глобальным информационным ресурсам.

В университете развернута система послевузовского образования, профессиональной переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров, специалистов различных отраслей экономики, культуры, образования. Институт управления, права и повышения квалификации ПГУ несколько лет активно участвует в реализации в Архангельской области государственной программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации (Президентская программа). В ноябре 2001 года решением главы администрации Архангельской области А.А. Ефремова в составе Поморского университета открыт Центр кадрового резерва, призванный осуществлять мониторинг состояния управленческих кадров в области, организацию базы данных, подготовку и повышение квалификации государственных и муниципальных служащих.

С середины 90-х годов в университете совместно с норвежскими специалистами ведется подготовка специалистов (на базе высшего образования) по нефтяному инжинирингу для развивающегося нефтегазового комплекса.

Важным направлением деятельности университета является переквалификация военнослужащих, уволенных в запас, на гражданские специальности, которую с 1993 года осуществляет региональный Центр «Гуманитарная конверсия». В 1999 году постановлением правительства России он был преобразован в межрегиональный Центр по переподготовке военнослужащих в

Архангельской, Вологодской, Мурманской областях, республике Карелия и Ненецком автономном округе. Ответственные гуманитарные задачи решают женский кризисный центр и социальная клиника при факультете социальной работы, а также юридическая клиника университета.

Поморский университет обладает сегодня широким спектром высококвалифицированных кадров, среди которых доктора наук - по 13 и кандидаты наук - по 17 отраслям научных знаний. Удельный вес дипломированных специалистов в вузе увеличился за последние 10 лет почти в 2 раза. Абсолютное большинство профессорско-преподавательского состава Поморского университета составляют его выпускники, окончившие аспирантуру и докторантуру и защитившие диссертации в нашем вузе или в ведущих университетах и научных учреждениях страны. Средний возраст преподавателей в университете составляет сегодня 38 лет, в том числе докторов наук - 50 лет и кандидатов наук - 45 лет, и это внушает надежды на успешное решение проблем, стоящих перед вузом.

С 1993 года в университете реализуется целевая программа «Доктора наук». Она позволила качественно укрепить научно-педагогический потенциал вуза кадрами специалистов высшей квалификации: нашими преподавателями было защищено около 40 докторских диссертаций, а в настоящее время над ними работает более 60 человек

Учеными университета ведется исследовательская работа по 16 основным научным направлениям, имеющим приоритетный характер для развития современной науки и техники. В вузе разрабатывается более 50 коллективных научных тем. Осуществляется 20 международных научных проектов. Сложилось свыше 20 научных школ и

направлений, возглавляемых авторитетными учеными, докторами наук и профессорами.

При всем многообразии научных интересов и тематики, разрабатываемой учеными университета, исследования по проблемам Севера - междисциплинарного и в немалой степени международного характера - имеют приоритетное и стратегическое значение для нашего университета.

Системное изучение Севера, всестороннее осмысление уникального опыта его освоения, своеобразия сосуществования здесь человека и природы, характера межчеловеческих и социальных отношений, укладов жизни коренных этносов, познание особенностей формирования северных государств, анализ международных отношений на колоссальном пространстве северных территорий мира - все это предполагает использование различных глобальных научных подходов, в том числе логики становления и развития северной цивилизации.

Особое значение в осмыслении роли и предназначения Севера имеет проблема пространства как духовного, философского, культурного и геополитического явления. Речь идет о своеобразии «жизни на краю», на грани или за гранью возможного, когда чрезвычайно актуальной становится тема выживания человека и его культуры, и в этих условиях в полной мере проявляются глубинные основы и истинные качества души человеческой.

Изучение исторических корней, традиций освоения и развития Русского Севера, особенностей психологии и менталитета северян является чрезвычайно важным для понимания современных проблем и нахождения путей их решения. В течение нескольких десятилетий ученые нашего вуза плодотворно ведут работу в рамках научного направления «История и культура Ев-

ропейского Севера с древнейших времен до наших дней». Оно объединяет усилия историков, культурологов, религиоведов, фольклористов и филологов университета, работающих в творческом содружестве с российскими и зарубежными коллегами. Ежегодно выходят в свет 10-15 книг ученых нашего университета по этой тематике.

В ходе этих исследований происходит все более глубокое познание Русского Севера как уникального исторического региона, сокровищницы русской культуры и памятника мирового значения. Европейский Север России был и продолжает быть связующим мостом между Европой и Азией и представляет собой северо-западную оконечность православной цивилизации, граничащей с другими ветвями христианства. С этой территории начиналось освоение Сибири и Дальнего Востока, Арктики и северных морей, развивались интенсивные экономические и культурные связи с европейскими странами. При этом Архангельский Север, будучи органичной составной частью европейской культуры, географически и геополитически, в историческом и социокультурном отношении является регионом, связывающим обширное североевропейское пространство России и находящимся на исторической границе с азиатской цивилизацией.

В начале 90-х годов наш университет выступил инициатором создания Поморской энциклопедии - свода знаний о нашем крае. Первый том - «История Архангельского Севера», подготовленный в основном силами ученых университета, вышел в свет в конце 2001 года. Сейчас коллектив авторов, возглавляемый профессором ПГУ Н.М. Бызовой, завершает работу над томом «Природа». Идет подготовка других томов - «Культура», «Экономика», «Города, населенные пункты, люди». Главным редактором «Поморской эн-

циклопедии» является наш земляк, вице-президент РАН Н.П. Лаверов, а его заместителем - ректор ПГУ, член-корреспондент РАО, профессор В.Н. Булатов.

Изучение прошлого и на этой основе осмысление настоящего и будущего Русского Севера ведется нашими учеными и в более широком сравнительно-историческом контексте - в сопоставлении с развитием территорий и этносов соседних североевропейских государств. Примечателен международный исследовательский проект «Государство, религия и этносы на Севере. 700 - 1990», осуществлявшийся учеными ПГУ в течение 90-х годов совместно с коллегами из университетов Северной Европы. Сейчас на его научной базе разработан международный проект учебника истории Баренцева Евро-Арктического региона (БЕАР). Наш университет выступил одним из инициаторов создания постоянно действующего Киркенесского семинара историков (с участием ученых европейских стран, США и Канады) для обсуждения актуальных проблем исторического опыта освоения и развития Севера.

В ПГУ одним из ведущих предметов исследования становится скандинави-стика/нордистика. В сентябре 2001 года в Архангельске успешно прошла XIV конференция по изучению скандинавских стран и Финляндии, в которой приняло участие более 200 российских и зарубежных ученых. Это уже вторая подобная конференция, проведенная в нашем вузе (в 1989 году была организована XI по счету конференция). Сопоставительное изучение исторического прошлого и современных проблем Русского Севера и соседних стран позволяет наметить пути их решения, использовать опыт наших соседей, активизировать плодотворное международное сотрудничество на Се-

вере Европы в рамках Баренцева региона, «Северного измерения» и др.

Уникальность северной природы и цивилизации, потребность в бережном отношении к окружающей среде, в выборе оптимальных природоохранных путей модернизации Севера выводят на первый план в исследованиях тему экологии, постановку экологического образования и воспитания. Поэтому одним из ведущих научных направлений в ПГУ является «Экология Европейского Севера», которое возглавляет профессор Ю.Г. Шварцман, директор Центра экологических исследований, входящего в сеть экологических центров БЕАР.

Другим приоритетным и успешно развивающимся направлением ПГУ является «Стратегия развития региона: модернизация структуры экономики и системы управления для обеспечения устойчивого развития Севера», возглавляемое профессором Ю.Ф. Лукиным. Чрезвычайная актуальность этой тематики выделяется в связи с развернувшейся сегодня дискуссией о новом («новом великом») освоении Севера.

Поморский университет осуществляет широкий круг научных исследований в области образования и воспитания, охраны здоровья, физического и духовного развития детей на Европейском Севере, ведет разработку новых образовательных концепций и технологий. Эта работа координируется Поморским научным центром ПГУ и Северо-Западным отделением Российской академии образования. Особое значение мы придаем исследовательской программе «Развитие образования и образовательного пространства на Европейском Севере», которую ПГУ реализует совместно с зарубежными партнерами. По этой тематике в конце 90-х годов и в начале XXI века проведены научные конференции и издано несколько книг.

В последние годы в университете сложился и успешно развивается ряд новых направлений научной деятельности. Среди них - разработки по гендер-ной проблематике, координируемые Центром гендерных исследований ПГУ (директор - профессор Е.В. Кудряшо-ва) и осуществляемые в тесном взаимодействии с зарубежными и в первую очередь скандинавскими коллегами. Совместно с партнерами из Германии, Норвегии и Финляндии реализуются актуально значимые исследовательские проекты в социальной сфере.

Исключительно важной представляется работа Института развития ребенка ПГУ и СЗО РАО (директор - профессор А.В. Грибанов) над комплексной программой «Дети Севера: здоровье, рост и развитие» в творческом содружестве с российскими и скандинавскими (прежде всего норвежскими) коллегами. Накоплен ценный опыт работы с умственно отсталыми и ранее считавшимися не способными к учебе детьми (программы «Диарусс», «Мы можем», экспериментальный класс «Особый ребенок»). Интересна и содержательна деятельность Центра индивидуального сопровождения развития ребенка, где оказывается консультативно-реабилитационная помощь детям с проблемами в развитии.

Учитывая своеобразие Архангельской области, где располагаются Российский центр атомного судостроения, атомный испытательный полигон и планируется строительство атомной ТЭЦ, обостряются проблемы утилизации ядерных отходов и создания новых видов энергетики, в Поморском университете активно разрабатывается соответствующая физико-теоретическая и физико-техническая тематика. К приоритетным направлениям НИР в университете относятся исследования по физике сконденсированного состояния вещества, плазмы, теории столк-

новений и по новым перспективным направлениям ядерной энергетики. Эти работы ведутся в тесном контакте с РНЦ «Курчатовский институт», Сев-машвтузом и предприятиями Северодвинска. Профессор В.И. Матвеев является руководителем научной программы «Взаимодействие тяжелых ионов с веществом и плазмой», а профессор Л.И. Меньшиков возглавляет научное исследование «Каскадный жидкосолевой подкритический реактор - пережигатель радиоактивных отходов».

К числу ведущих отраслей хозяйства на Севере относятся лесная и лесоперерабатывающая промышленность. Ученые ПГУ способствуют решению ее проблем в рамках разрабатываемой темы «Состояние и использование растительных ресурсов Европейского Севера России».

На протяжении нескольких десятилетий в нашем вузе успешно развиваются традиции ломоносововедения. В ноябре, в канун дня рождения М.В. Ломоносова, в университете ежегодно проводятся «Ломоносовские чтения», получившие несколько лет назад статус международных. Наряду с этим форумом, собирающим российских и зарубежных ученых и преподавателей, в апреле каждый год проводятся «Ломоносовские чтения» молодых ученых, аспирантов и студентов. Их результаты публикуются в специальных сборниках. За последнее десятилетие в вузе издано около 20 монографий и научных сборников, посвященных ломоносовской тематике, научному наследию нашего великого земляка и современным проблемам науки и образования, связанным с этой тематикой.

Добавим, что Поморский университет выступил одним из инициаторов учреждения 10 лет назад - в 1992 году -Ломоносовского фонда в Архангельске, играющего сегодня важную роль в

культурной и научной жизни региона. Фонд поддерживает тесные связи с Российской академией наук и с целым рядом других учреждений нашей страны, а также с общественностью США, Германии, Франции, скандинавских стран и Финляндии.

В новый век университет вступил со своим научным журналом - «Вестник Поморского университета», который издается с 2001 года в трех сериях: «Гуманитарные и социальные науки», «Возрастная физиология, педагогика, психология» и «Естественные и точные науки». Более 10 лет у нас в вузе издается газета «Ломоносовец».

В этом году исполняется 10 лет издательскому центру университета, который за время своего существования превратился в современный, хорошо оснащенный комплекс, в котором работают высококвалифицированные специалисты. Ежегодно здесь публикуются несколько десятков монографий, учебных пособий, сборников и других необходимых для университета и региона изданий, а также методическая, художественная и иная литература.

Богатейшие традиции международного сотрудничества, сложившиеся в последнее десятилетие, расширяют границы нашего образовательного пространства, всемерно стимулируют интеллектуальный поиск и научное творчество и дают нам значительные материальные и технические ресурсы для развития.

Поморский университет имеет соглашения о сотрудничестве с 25 зарубежными вузами из 10 стран мира, участвует в программах ТЕМПУС - ТА-СИС, крупных межгосударственных проектах: «Александр Герцен» - с Германией, «Инновации в преподавании французского языка» - с Францией. Совместно с университетом Южного Мэна (США) создана юридическая клиника.

И, конечно же, особо значима роль университета в развитии международных отношений на Европейском Севере, прежде всего - со скандинавскими странами и Финляндией. В 1993 году, после подписания Киркенесской декларации о сотрудничестве в Баренцевом Евро-Арктическом регионе, Поморский университет выступил инициатором и организатором международной конференции в Архангельске «Баренцев регион: сотрудничество в области образования и научных исследований», положившей начало реального создания единого научно-образовательного и культурного пространства, охватывающего северные территории Норвегии, Швеции, Финляндии и России. В ходе этой конференции министры иностранных дел А.В. Козырев и Ю.Й. Холст торжественно открыли Норвежско-Поморский центр в нашем университете. Так начала складываться инфраструктура международного сотрудничества в нашем вузе.

В дальнейшем ее пополнили информационный Баренц-центр и Скандинавская библиотека ПГУ. В 2001 году был создан Баренцев виртуальный университет (БВУ) - ассоциация научных и образовательных организаций региона. В апреле 2002 года на базе Поморского университета и при поддержке других вузов Архангельска был открыт офис БВУ. Цель Баренцева виртуального университета - создание благоприятной образовательной среды для студентов, обучающихся в вузах региона, а также обеспечение свободного обмена научными идеями. Эти задачи планируется решать современными техническими средствами в сети Интернет. Сплав богатого методического опыта российских участников в «традиционном» обучении и наработок зарубежных вузов в области дистанционного образования обещает нам плодотворное сотрудничество и конкретные

результаты уже в ближайшее время. На повестке дня стоит и создание Центра мультимедийных технологий ПГУ при поддержке Баренц-секретариата.

В нашем вузе силами своих и зарубежных преподавателей изучается сегодня 11 иностранных языков - главным образом северных стран. Студенты университета имеют возможность знакомиться с зарубежным опытом, европейскими технологиями и методиками в родных стенах. Ежегодно у нас в университете работают в среднем 5055 иностранных преподавателей. Широко распространен обмен студентами, аспирантами и преподавателями с вузами других стран. Телеконференции стали обычной формой международных образовательных программ и проектов на целом ряде факультетов нашего университета.

Договоры о сотрудничестве ПГУ с целым рядом зарубежных вузов предполагают обучение наших студентов за границей, оно включается в учебные планы. Примером эффективной программы является изучение норвежского языка. В течение каждого учебного года норвежские преподаватели обучают студентов нашего университета по интенсивной программе. Затем студенты продолжают учебу в Университете Тромсе и сдают экзамен, который в Поморском университете засчитыва-ется как государственный. Похожие системы действуют и при изучении ряда других иностранных языков.

Другой пример совместного обучения - курс рыночной экономики, где лекции читают норвежские преподаватели, семинары ведут их российские коллеги, а затем следует ознакомительная практика на предприятиях Норвегии. В целом различного рода практические занятия за рубежом стали эффективной формой включенного обучения на многих факультетах нашего университета. Определенное распрос-

транение получило согласованное обучение, когда студенты начинают учиться в Поморском университете, а затем получают дипломы бакалавра или магистра за границей.

Интересным опытом стал проект «Лулео - Помор». Шведское правительство выделило целевым назначением 2 миллиона долларов для обучения 18 студентов ПГУ в университете Лу-лео. В течение года в Архангельске шла подготовительная работа: интенсивно изучался шведский язык, сравнивались учебные планы по различным специальностям, велось преподавание дополнительных курсов. В результате трехгодичное обучение в ПГУ было признано как шведский бакалавриат. Осенью 1998 года студенты были зачислены на различные факультеты университета Лулео и в 2001 году получили дипломы магистров.

Свидетельством высокого международного признания Поморского университета является систематическое посещение его высокопоставленными иностранными гостями и обсуждение широкого комплекса проблем, значимых для Русского и Европейского Севера. Назовем лишь некоторые имена: король Швеции Карл XVI Густав, премьер-министр Норвегии Х. Бундевик, маршал сейма Польши М. Плажински и др.

За заслуги в развитии международного сотрудничества 11 ученых, организаторов науки и образования, общественных и политических деятелей из 6 стран мира получили звание почетного доктора Поморского государственного университета.

Среди почетных докторов университета, наших сограждан, помимо ранее названных Н.П. Лаверова, В.А. Садов-ничего и Г.А. Бордовского, следует назвать и такие известные имена, как А.О. Чубарьян - академик, директор Института всеобщей истории РАН, А.А. Михайлов - профессор, вице-президент

Международной ассоциации литературных критиков, В.А. Болотов - профессор, первый заместитель министра образования РФ, А.А. Вешняков - председатель Центральной избирательной комиссии, В.К. Егоров - профессор, президент-ректор Российской академии государственной службы.

За 70 лет существования наш вуз выпустил более 36 тыс. учителей, а в последние годы и более 2000 специалистов непедагогического профиля -юристов, менеджеров, управленцев, физиков, математиков, социальных работников, журналистов. Среди выпускников университета - десятки докторов и сотни кандидатов наук, работающих в Архангельской области и в других регионах страны.

В числе первоочередных проблем, стоящих сегодня на повестке дня университета и его ученого совета, - обсуждение и принятие новой пятилетней программы развития вуза. Она охватывает широкий комплекс проблем укрепления кадрового, научно-педагогического потенциала, перестройки образовательного процесса в соответствии с современными требованиями, развития его материально-технической и научно-экспериментальной базы, углубления научно-исследовательской деятельности, дальнейшей интеграции научной работы и учебно-воспитательного процесса, совершенствования системы послевузовского образования и профессиональной переподготовки специалистов, аспирантуры и докторантуры, развития международного научного и образовательного сотрудничества, социальной сферы и др.

Прекрасно понимая, что становле-

ние современного университета, отвечающего высоким отечественным и мировым требованиям, - длительный процесс, на который уйдут многие годы и даже десятилетия, мы стремимся вместе с тем, интенсивно осваивая лучший опыт российских и зарубежных университетов, динамично и поступательно двигаться вперед во благо нашего Отечества и Русского Севера, как это делал наш великий земляк М.В. Ломоносов, заслуживший в результате в свой адрес прекрасные слова А.С. Пушкина: «он сам был... первым нашим университетом».

Литература

1. Поморская энциклопедия. Т.1: История

Архангельского Севера. - Архангельск: Поморский государственный университет, 2001.

2. Булатов В.Н. Русский Север. В 5 книгах.

- Архангельск: Поморский государственный университет, 1997 - 2002.

3. Лукин Ю.Ф. История, экология, эконо-

мика в меняющейся России: взгляд из Архангельска. - Архангельск: Поморский государственный университет, 2001.

4. Теребихин Н.М. Лукоморье (очерки ре-

лигиозной геософии и маринистики Северной России). - Архангельск: Поморский государственный университет, 1999.

5. Голдин В.И, Журавлев П.С. Поморский

государственный университет на рубеже веков. Научно-исследовательская деятельность. - Архангельск: Поморский государственный университет, 2000.

6. Международная деятельность Поморс-

кого государственного университета имени М.В. Ломоносова. - Архангельск: Поморский государственный университет, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.