Научная статья на тему 'Просветительская деятельность М. И. Сибирцева, Архангельского педагога, исследователя и священника'

Просветительская деятельность М. И. Сибирцева, Архангельского педагога, исследователя и священника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
339
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ / ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВОСЛАВНОГО ДУХОВЕНСТВА / М.И. СИБИРЦЕВ / АРХАНГЕЛЬСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ / ЕПАРХИАЛЬНЫЙ УЧИЛИЩНЫЙ СОВЕТ / ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ / ЕПАРХИАЛЬНОЕ ЖЕНСКОЕ УЧИЛИЩЕ / M.I. SIBIRTSEV / EDUCATION IN THE ARKHANGELSK PROVINCE / ENLIGHTENING ACTIVITIES OF THE ORTHODOX CLERGY / ARKHANGELSK THEOLOGICAL SEMINARY / EPARCHIAL COLLEGE COUNCIL / CHURCH SCHOOLS / EPARCHIAL FEMALE COLLEGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чувакова Елена Васильевна

Статья посвящена изучению просветительской деятельности православного духовенства в Архангельской губернии во второй половине XIX начале XX века. Автор определяет содержание термина «просветительская деятельность» как педагогическую категорию в отношении к православному духовенству и раскрывает его на примере многогранного служения М.И. Сибирцева, явившего образец просветительского подвижничества в губернии в исследуемый период.Духовное и светское образование, начальный период служения в alma mater и стиль педагогического общения М.И. Сибирцева представлены автором как факторы, повлиявшие на результаты его просветительской деятельности. Выпускник Архангельской духовной семинарии И.И. Сергиев (Кронштадтский) почитал М.И. Сибирцева как наставника и учителя. Сыновья М.И. Сибирцева Иустин, Николай и Евгений стали известными российскими учеными. Автор акцентирует внимание на уникальности его одновременного служения образованию, науке и православию.В статье рассматривается деятельность М.И. Сибирцева в Архангельской духовной семинарии, в Епархиальном женском училище, в церковно-приходской школе при Рождественском храме г. Архангельска в должности первого председателя Епархиального училищного совета, выявляется значение деятельности для развития образования в Архангельской губернии. Автор анализирует труды М.И. Сибирцева и определяет их актуальность для современной педагогической науки и практики.Впервые в статье раскрывается педагогическое содержание неопубликованных проповедей М.И. Сибирцева, обнаруженных в Государственном архиве Архангельской области. Автор выявляет ценностный потенциал наследия М.И. Сибирцева для периода истории педагогики второй половины XIX начала XX века и для духовно-нравственного воспитания в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чувакова Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENLIGHTENING ACTIVITIES OF M.I. SIBIRTSEV A TEACHER, RESEARCHER AND A PRIEST FROM ARKHANGELSK

This paper studies the enlightening activities of the Orthodox clergy in the Arkhangelsk province during the second half of the 19th and early 20th centuries. The author defines enlightening activities as a pedagogic category in relation to the Orthodox clergy and further explains it by taking the multifaceted service of M.I. Sibirtsev as a brilliant example of devotion to the case of enlightenment. The author looks at Sibirtsev’s work at the Arkhangelsk Theological Seminary, Eparchial Female College, and Church School and as a Chairman of the Eparchial College Council. His activities are studied in terms of their importance for the development of education in the Arkhangelsk province. The author analyzes Sibirtsev’s works (“Experience of Biblical Natural History…” and “Historical Note on the Arkhangelsk Theological Seminary”) and evaluates their importance for modern pedagogy and teaching practice. For the first time the article presents the pedagogical content of Sibirtsev’s unpublished sermonsfound in the State Archive of the Arkhangelsk Region. The author reveals the value potential ofM.I. Sibirtsev’s legacy for the history of pedagogy of the second half of the 19th and early 20th centuryas well as for the spiritual and moral education nowadays.

Текст научной работы на тему «Просветительская деятельность М. И. Сибирцева, Архангельского педагога, исследователя и священника»

УДК 2-725(470.11)(045)+2-752(470.11)(045)

ЧУВАКОВА Елена Васильевна, аспирант кафедры педагогики, психологии и профессионального обучения института педагогики и психологии Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова, заместитель руководителя отдела образования Архангельской и Холмогорской епархии. Автор 6 научных публикаций

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ М.И. СИБИРЦЕВА, АРХАНГЕЛЬСКОГО ПЕДАГОГА, ИССЛЕДОВАТЕЛЯ И СВЯЩЕННИКА

Статья посвящена изучению просветительской деятельности православного духовенства в Архангельской губернии во второй половине XIX - начале XX века. Автор определяет содержание термина «просветительская деятельность» как педагогическую категорию в отношении к православному духовенству и раскрывает его на примере многогранного служения М.И. Сибирцева, явившего образец просветительского подвижничества в губернии в исследуемый период.

Духовное и светское образование, начальный период служения в alma mater и стиль педагогического общения М.И. Сибирцева представлены автором как факторы, повлиявшие на результаты его просветительской деятельности. Выпускник Архангельской духовной семинарии И.И. Сергиев (Кронштадтский) почитал М.И. Сибирцева как наставника и учителя. Сыновья М.И. Сибирцева - Иустин, Николай и Евгений - стали известными российскими учеными. Автор акцентирует внимание на уникальности его одновременного служения образованию, науке и православию.

В статье рассматривается деятельность М.И. Сибирцева в Архангельской духовной семинарии, в Епархиальном женском училище, в церковно-приходской школе при Рождественском храме г. Архангельска в должности первого председателя Епархиального училищного совета, выявляется значение деятельности для развития образования в Архангельской губернии. Автор анализирует труды М.И. Сибирцева и определяет их актуальность для современной педагогической науки и практики.

Впервые в статье раскрывается педагогическое содержание неопубликованных проповедей М.И. Сибирцева, обнаруженных в Государственном архиве Архангельской области. Автор выявляет ценностный потенциал наследия М.И. Сибирцева для периода истории педагогики второй половины XIX - начала XX века и для духовно-нравственного воспитания в современных условиях.

Ключевые слова: образование в Архангельской губернии, просветительская деятельность православного духовенства, М.И. Сибирцев, Архангельская духовная семинария, Епархиальный училищный совет, церковно-приходские школы, Епархиальное женское училище.

© Чувакова Е.В., 2014

В настоящее время процесс деформации моральных норм в молодежной среде порождает у россиян потребность в обращении к традиционным духовно-нравственным ценностям. В связи с этим актуальным становится изучение просветительской деятельности и педагогических взглядов видных представителей православного духовенства в Архангельской губернии второй половины XIX - начала XX века, которое позволит не только сохранить региональный педагогический опыт, но и обогатить содержание новой модели духовно-нравственного воспитания в современной школе.

Образцом просветительского подвижничества в губернии в указанный период стал Михаил Иванович Сибирцев (1822-1912) -одаренный педагог, естествовед, историк, священник и проповедник, отец большой семьи, воспитавший девятерых детей, среди которых видные отечественные ученые Иустин, Николай и Евгений Сибирцевы.

Впервые личность и служение М.И. Сибир-цева как главы семейства ученых получили отражение в статьях и книге Л.А. Варфоломеева. Отдельные аспекты его жизни и деятельности рассматривались в трудах Ю.В. Балакшиной, В.А. Волынской, Я.А. Гуралецкой, Л.Н. Квашниной, А. М. Кононова, Т. А. Санакиной, П.Т. Синицыной, В.В. Фофановой и др.

Цель данной работы - систематизировать данные о просветительской деятельности М.И. Си-бирцева в аспекте развития образования в Архангельской губернии и актуализации ее для современной педагогической науки и практики.

Исследование основано на документах фондов Государственного архива Архангельской области (ГААО), фонда 803 Российского государственного исторического архива (РГИА), научных публикациях, материалах «Архангельских епархиальных ведомостей», трудах и проповедях М.И. Сибирцева.

При определении содержания термина «просветительская деятельность» как педаго-

гической категории в отношении к православному духовенству мы руководствовались трудами Д.Н. Ушакова, С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, а также толкованием его в христианской педагогике (И.И. Сергиев (Кронштадтский), ГА. Каледа, Е.В. Шестун и др.). М.И. Сибирцев характеризует просвещение как «освобождение от духовной тьмы грехов и беззаконий Светом христианской Истины» и поясняет, что «знание, идеи ума, <.. .> неоправдываемыя прекрасными и благородными поступками, были бы пустым, безплодным созерцанием» [5, с. 166].

Таким образом, просветительская деятельность духовенства нами понимается как распространение знаний о мире и человеке с целью образования и нравственного совершенствования народа, развития науки и культуры.

Михаил Иванович Сибирцев родился в 1822 году в селе Ровдино Шенкурского уезда в семье потомственного, в четвертом поколении, священника. Как один из лучших выпускников Архангельской семинарии, в 1843 году он был послан в Горыгорецкий земледельческий институт (Могилёвская губ.), по окончании которого в 1846 году вернулся в alma mater. Получив духовное и светское образование, в семинарии М.И. Сибирцев преподавал естественную историю и сельское хозяйство, латинский и греческий языки, алгебру, арифметику, геометрию, географию, физику, Библейскую историю и другие предметы. В 1848 году он был назначен на должность смотрителя Училищной библиотеки и Архива1, 23 года состоял библиотекарем семинарии, 4 года - помощником инспектора, в периоды с 1867 по 1878 год и с 1891 по 1894 год - членом правления семинарии2. По воспоминаниям современников, как преподаватель и воспитатель М.И. Сибирцев «производил неизгладимое впечатление на сердца юношей: его отношения к ним всегда отличались характером благозаботливых отношений чадолюбивого отца к детям» [9, с. 397].

1 ГААО (Гос. арх. Арханг. обл.). Ф. 73. Оп. 1. Д. 289. Л. 63

2 Там же. Ф. 29. Оп. 2. Т. 6. Д. 12. Л. 9.

В семинарии «он оказал серьезное влияние» на И.И. Сергиева (Кронштадтского), причисленного в 1990 году к лику святых Русской православной церкви, с которым у М.И. Сибирцева сложились долгие и прочные отношения. Многолетняя переписка между ними прервалась со смертью И. Кронштадтского [1, с. 39].

Одновременно М.И. Сибирцев трудился на научном поприще. В 1852 году Вольным экономическим обществом за статьи, посвященные земледелию на Архангельском Севере, он был награжден двумя серебряными медалями. Русское географическое общество выразило ему искреннюю признательность за предоставление климатических сведений.

Всероссийскую известность М.И. Сибирцев обрел после выхода в свет в Петербурге (1867) его фундаментального труда «Опыт би-блейско-естественной истории, или описательное изложение библейской геологии, ботаники и зоологии», рекомендованного Священным Синодом для всех духовных училищ и семинарий [3, с. 9]. В нем он собрал материал о предметах естественной истории для «служения к объяснению Священного Писания» [5, с. 2], объединил научные знания и вероучение, представил мир природы как наглядный образ в духовно-нравственном воспитании личности [11, с. 34-44]. Эта книга и сегодня является уникальной в своем роде и может быть использована как учебное пособие для подготовки преподавателей Основ православной культуры.

Помимо исследований в области естествознания М.И. Сибирцев проявлял интерес к краеведению. Ценность для педагогической науки представляет его «Историческая записка

об Архангельской духовной семинарии», где он прослеживает этапы формирования и развития духовной школы, дает краткий список ректоров, характеризует преподавателей и программу обучения с периода основания, описывает посещение семинарии различными высо-

3 ГААО. Ф. 28. Оп. 1. Д. 20. Л. 3.

4 Там же. Л. 7 об.

копоставленными правительственными лицами и перечисляет «особенно замечательных» выпускников [10, с. 188-202]. В настоящее время эта работа остается одним из базовых источников региональной педагогической историографии.

В 1880 году М.И. Сибирцев принял священный сан. По выходе в 1884 году «Правил о церковно-приходских школах» его назначили председателем впервые учрежденного Епархиального училищного совета. Подавая пример, Михаил Иванович открыл в своем приходе при Рождественском храме первую в Архангельске церковно-приходскую школу для детей и состоял в ней законоучителем. За 6 лет существования школы в ней выучились 220 детей из бедных семей, большую часть составляли девочки. Ученики школы получали начальное образование и воспитывались в православной традиции. В 1888 году Сибирцев впервые организовал при храме чтения о предметах веры и христианского благочестия для взрослых [4, с. 78-82]. Его отчет о состоянии церковно-приходских школ епархии на 1884/85 учебный год стал серьезным анализом организации этого типа образовательных учреждений в губернии. В каждом приходе Епархиальным училищным советом предварительно был проведен опрос, который, принимая во внимание местные условия, определил наличие помещений для занятий и квартиры для учителя, средств для их отопления и освещения, для приобретения учебных принадлежностей и жалованья учителю, количество учеников3. В заключении Отчета М.И. Сибирцев выделил главнейший недостаток церковно-приходских школ - в подготовке учителей - и пришел к выводу, что «именно в Архангельской епархии преимущественно необходимы особые учителя или учительницы, и по дальности расстояний, препятствующей в случае треб священникам заниматься в школе и по другим обстоятельствам»4.

М.И. Сибирцев способствовал решению этой проблемы, преподавая в 1880-1889 годах

в Архангельском епархиальном женском училище, в 1882-1884 годах возглавляя его Совет. В 1881/1882 учебном году в училище был открыт седьмой педагогический класс для подготовки заканчивающих курс к учительской деятельности. За 1884-1885 годы в Архангельской губернии количество церковно-приходских школ увеличилось с 28 до 515. В 1900 году их уже насчитывалось 2566, а специально подготовленные учителя составляли 34 % от общего числа преподавателей церковно-приходских школ, большинство из них - выпускницы Епархиального женского училища7.

Как проповедник М.И. Сибирцев прославился до принятия священного сана - когда семинарские преподаватели обязывались произносить при архиерейских служениях проповеди в кафедральном соборе [9, с. 398].

«Архангельские епархиальные ведомости» за период с 1888 по 1912 год опубликовали 30 его поучений на церковные праздники и важные исторические события, а также 6 стихотворений, раскрывающих литературный дар автора. В ГААО нами были обнаружены 5 неопубликованных его проповедей 1907 года. Каждое наставление М.И. Сибирцева имеет педагогический аспект. В одном из поучений он сравнивает духовное развитие личности с расцветом окружающего мира в летнее время8. Природа священником представлена как источник осмысления жизни человека, воспитания чувства красоты и ответственного, бережного отношения к внешнему и внутреннему миру. В другом поучении, приводя в пример жизнь первых христиан, М.И. Сибирцев призывает к трудолюбию, т. к. в труде христиане видят «не унизительное рабство, но божественное

5 ГААО. Ф. 28. Оп. 1. Д. 20. Л. 5.

6 РГИА (Рос. гос. ист. арх.). Ф. 803. Оп. 10. Д. 3. Л. 237.

7 Там же. Л. 13.

8 ГААО. Ф. 29. Оп. 1. Д. 2180. Л. 3-6.

9 Там же. Л. 24.

10 Там же. Л. 26.

11 Там же. Л. 23.

установление, обязательное для всех людей»9. Раскрывая смысл главной евангельской заповеди любви к ближнему, он подчеркивает особенность христиан - «любить даже и тех, которые их ненавидят»10.

В семейном воспитании М.И. Сибирцев советует родителям не искать для детей мирских благ, богатства, почести, но заботиться прежде всего об их внутреннем духовном состоянии. По его мнению, задача родителей - воспитывать детей как чад Божиих и молитва о детях есть одна из первых их обязанностей. Основанием скорби родителей о детях должно быть желание им спасения от греха, а не самолюбие и страх нанесения позора фамилии. Молитва родителей о детях еще более должна крепнуть при удачных внешних обстоятельствах, если при этом дети сохраняют нравственные поро-ки11 [7, с. 132-133].

По воспоминаниям очевидцев, как наставник и проповедник М.И. Сибирцев обладал «неотразимой силой убеждения» [8, с. 200].

Таким образом, просветительская деятельность М.И. Сибирцева складывалась в единстве служения образованию, науке и православию. Его труды на благо общества были достойно отмечены, в т. ч. орденами святого Станислава IV и III степени, святого князя Владимира IV степени, святой Анны II и I степени. Но главная оценка его служения - в учениках и детях.

И. Кронштадтский, посещая малую родину, всегда навещал своего бывшего учителя, часто служил с ним вместе в Троицком соборе Архангельска. В благодарственной телеграмме на освящение Сурского подворья в Архангельске он обратился к нему со словами «маститый мой отец и учитель» [6, с. 697]. Среди деятелей,

на которых повлиял М.И. Сибирцев, - «архиереи и священники, педагоги от сельского учителя до профессора академии и университета, врачи, чины гражданские и военные» [12, с. 418].

М.И. Сибирцев заложил основы организации церковно-приходских школ, учитывая особенности региона, участвовал в развитии женского профессионального педагогического

образования в губернии. Воспитательный потенциал его наследия основан на ценностях знания, человека, семьи, труда, природы, нравственности, заключенных в образовательных традициях Русского Севера [2, с. 46], выступающих как фундамент духовно-нравственного становления юношества в современных условиях.

Список литературы

1. Балакшина Ю.В. Годы учения Ивана Сергиева в Архангельских духовных школах (і838-185і) // Кронштадтский пастырь: церков.-ист. альм. Вып. II. М., 2008. С. 21-54.

2. Буторина Т.С. Педагогическая регионология: учеб. пособие. Архангельск, 2004. 100 с.

3. Варфоломеев Л.А. Сибирцевы - семья архангельская. Архангельск, 1996. 149 с.

4. Иустин Михайлович Сибирцев. Труды. Творческая биография. Библиография: сб. / сост. Е.И. Тропичева, науч. ред. Н.А. Шумилов. Архангельск, 2007. 352 с.

5. Опыт библейско-естественной истории, или описательное изложение библейской геологии, ботаники и зоологии / тост. преп. Арханг. дух. семинарии М.И. Сибирцевым. СПб., 1867. 346 с.

6. Освящение церкви Сурского подворья в г. Архангельске // Арханг. епарх. вед. 1907. 30 окт. (№ 20). Ч. неофиц. С. 685-699.

7. Православие на Архангельской земле, XVII-XX вв.: арх. док. и ист. материалы: хрестоматия / авт.-сост. Л.В. Гундакова, Т.А. Санакина, В.В. Фофанова, под общ. ред. А.А. Куратова. Архангельск, 2005. 160 с.

8. Протоиерей М.И. Сибирцев (некролог) // Арханг. епарх. вед. 1912. і апр. (№ 7). Ч. неофиц. С. 199-201.

9. Пятидесятилетие службы протоиерея М.И. Сибирцева // Арханг. епарх. вед. 1896. 30 июля (№ 14).

Ч. неофиц. С. 396-412.

10. Сибирцев М.И. Историческая записка об Архангельской духовной семинарии, читанная в собрании 12 декабря 1877 года // Чтения в обществе любителей духовно-нравственного просвещения: материалы для истории русской церкви. 1877. Ч. і. № 5. С. 188-202.

і і. Чувакова Е.В. Педагогическое наследие М.И. Сибирцева о мире природы как наглядном образе при изучении основ религиозной культуры и в духовно-нравственном воспитании личности // Помор. летописец: альм. Вып. V 2012. C. 34-44.

12. Шестидесятилетие службы настоятеля Архангельского кафедрального собора М.И. Сибирцева // Арханг. епарх. вед. 1906. 30 июля (№ і4). Ч. неофиц. С. 410-419.

References

1. Balakshina Yu.V Gody ucheniya Ivana Sergieva v Arkhangel’skikh dukhovnykh shkolakh (1838-1851) [School Years of Ivan Sergiev in Arkhangelsk Theological Schools (1838-1851). Kronshtadtskiy pastyr’. Tserkov.-ist. al’m. [Kronstadt Pastor. Literary Miscellany on the History of the Church]. Iss. 2. Moscow, 2008, pp. 21-54.

2. Butorina T.S. Pedagogicheskaya regionologiya [Pedagogical Regional Studies]. Arkhangelsk, 2004. 100 p.

3. Varfolomeev L.A. Sibirtsevy - sem’ya arkhangel’skaya [The Sibirtsevs - an Arkhangelsk Family]. Arkhangelsk, 1996. 149 p.

4. Iustin Mikhaylovich Sibirtsev. Trudy. Tvorcheskaya biografiya. Bibliografiya [Iustin Sibirtsev. Works. Biography. Bibliography]. Comp. by Tropicheva E.I. Arkhangelsk, 2007. 352 p.

5. Opytbibleysko-estestvennoy istorii, ili opisatel’noe izlozhenie bibleyskoygeologii, botaniki izoologii [Experience of Biblical Natural History, or A Narrative Description of Biblical Geology, Botany, and Zoology]. Comp. by Sibirtsev M.I. St. Petersburg, 1867. 346 p.

6. Osvyashchenie tserkvi Surskogo podvor’ya v g. Arkhangel’ske [Consecration of the Church of Sura Monastery in Arkhangelsk]. Arkhangel’skie eparkhial’nye vedomosti, 1907, 30 Oct. (no. 20). Unofficial part, pp. 685-699.

7. Pravoslavie naArkhangel’skoy zemle, XVII—XXvv.: arkh. dok. i ist. materialy [Orthodoxy on Arkhangelsk Soil, 17th -20th Centuries: Archival Documents and Historical Materials]. Comp. by. Gundakova L.V et al. Ed. by Kuratov A.A. Arkhangelsk, 2005. 160 p.

8. Protoierey M.I. Sibirtsev (nekrolog) [Archpriest M.I. Sibirtsev (Obituary)]. Arkhangel’skie eparkhial’nye vedomosti, 1912. 1 April (no. 7). Unofficial part, pp. 199-201.

9. Pyatidesyatiletie sluzhby protoiereya M.I. Sibirtseva [The Fiftieth Anniversary of Archpriest M.I. Sibirtsev’s Service]. Arkhangel’skie eparkhial’nye vedomosti, 1896. 30 July (no. 14). Unofficial part, pp. 396-412.

10. Sibirtsev M.I. Istoricheskaya zapiska ob Arkhangel’skoy dukhovnoy seminarii, chitannaya v sobranii 12 dekabrya 1877 goda [Historical Note on the Arkhangelsk Theological Seminary, Read at the Meeting on 12 December 1877]. Chteniya v obshchestve lyubiteley dukhovno-nravstvennogo prosveshcheniya: materialy dlya istorii russkoy tserkvi [Readings in the Society for Spiritual and Moral Education: Materials for the History of the Russian Church]. 1877. Part. 1. no. 5, pp. 188-202.

11. Chuvakova E.V. Pedagogicheskoe nasledie M.I. Sibirtseva o mire prirody kak naglyadnom obraze pri izuchenii osnov religioznoy kul’tury i v dukhovno-nravstvennom vospitanii lichnosti [Pedagogical Legacy of M.I. Sibirtsev on the Nature as a Visual Image for Studying the Foundations of Religious Culture and for a Person’s Spiritual and Moral Education]. Pomor. letopisets: al’m. [The Pomor Chronicle: Literary Miscellany]. Iss. 5. Comp. by Sanakina T.A. Arkhangelsk, 2012, pp. 34-44.

12. Shestidesyatiletie sluzhby nastoyatelya Arkhangel’skogo kafedral’nogo sobora M.I. Sibirtseva [The Fiftieth Anniversary of the Service of Arkhangelsk Cathedral Provost M.I. Sibirtsev]. Arkhangel’skie eparkhial’nye vedomosti, 1906. 30 July (no. 14). Unofficial part, pp. 410-419.

Chuvakova Elena Vasilyena

Postgraduate Student, Institute of Pedagogics and Psychology, Northern (Arctic) Federal University named after M.V Lomonosov (Arkhangelsk, Russia);

Department of Education, Diocese of Arkhangelsk and Kholmogory;

ENLIGHTENING ACTIVITIES OF M.I. SIBIRTSEV - A TEACHER, RESEARCHER

AND A PRIEST FROM ARKHANGELSK

This paper studies the enlightening activities of the Orthodox clergy in the Arkhangelsk province during the second half of the 19th and early 20th centuries. The author defines enlightening activities as a pedagogic category in relation to the Orthodox clergy and further explains it by taking the multifaceted service of M.I. Sibirtsev as a brilliant example of devotion to the case of enlightenment.

The author looks at Sibirtsev’s work at the Arkhangelsk Theological Seminary, Eparchial Female College, and Church School and as a Chairman of the Eparchial College Council. His activities are studied in terms of their importance for the development of education in the Arkhangelsk province. The author analyzes Sibirtsev’s works (“Experience of Biblical Natural History...” and “Historical Note on the Arkhangelsk Theological Seminary”) and evaluates their importance for modern pedagogy and teaching practice.

For the first time the article presents the pedagogical content of Sibirtsev’s unpublished sermons found in the State Archive of the Arkhangelsk Region. The author reveals the value potential of M.I. Sibirtsev’s legacy for the history of pedagogy of the second half of the 19th and early 20th century as well as for the spiritual and moral education nowadays.

Keywords: education in the Arkhangelsk province, enlightening activities of the Orthodox clergy, M.I. Sibirtsev, Arkhangelsk Theological Seminary, Eparchial College Council, church schools, Eparchial Female College.

Контактная информация: адрес: 163002, г. Архангельск, ул. Ильинская, д. 3;

e-mail: elena-chuvakova@mail.ru

Рецензент - Сковородкина И.З., доктор педагогических наук, профессор, директор института педагогики и психологии Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.