Научная статья на тему 'Становление и профессионализм психолога'

Становление и профессионализм психолога Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5154
577
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГА / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИЯ "ПСИХОЛОГ" / PROFESSION "PSYCHOLOGIST" / PROFESSIONAL FORMATION / ACTIVITY OF THE PSYCHOLOGIST / PROFESSIONALISM TO ACTIVITY / PROFESSIONALISM TO PERSONALITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Никитина Наталья Борисовна

В статье представлены результаты тестирования психологов, студентов психологического факультета и людей, обращающихся на консультацию к психологам. Тестируемые дают определение понятию «психолог-профессионал». В работе раскрыты разные подходы к изучению профессионального становления психолога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation and professionalism of the psychologist

In article are presented results of the testing psychologist, student of the psychological faculty and people, addressing on consultation to psychologist. Testable give the determination a notion psychologist a professional. In work reveal; open different approaches to study of the professional formation of the psychologist.

Текст научной работы на тему «Становление и профессионализм психолога»

уДК 15

ББК Ю 941

Н. Б. Никитина

г. Чита

становление и профессионализм психолога

В статье представлены результаты тестирования психологов, студентов психологического факультета и людей, обращающихся на консультацию к психологам. Тестируемые дают определение понятию «психолог-профессионал». В работе раскрыты разные подходы к изучению профессионального становления психолога.

Ключевые слова: профессиональное становление, деятельность психолога, профессионализм деятельности, профессионализм личности, профессионализация, профессия «психолог».

N. B. Nikitina

Chita

The formation and professionalism of the psychologist

In article are presented results of the testing psychologist, student of the psychological faculty and people, addressing on consultation to psychologist. Testable give the determination a notion psychologist - a professional. In work reveal; open different approaches to study of the professional formation of the psychologist.

Keywords: professional formation, activity of the psychologist, professionalism to activity, professionalism to personalities, профессионализация, profession "psychologist".

Все, что связано с профессионализмом, всегда вызывает интерес у специалистов разных наук и практиков.

Профессия «психолог» относится к категории помогающих. Доминирует в ней социальный интерес, интерес к человеку, к людям, к взаимодействиям между ними.

Психологическая помощь людям, участие в принятии ответственных решений, связанных с безопасностью человека, влекут за собой высокий уровень нравственности, личной ответственности за последствия профессиональной деятельности [11, с. 89].

В своих исследованиях Н. В. Кузьмина показала, что профессионалами высокого класса становятся примерно около 5 % тех, кто занят в том или ином виде профессиональной деятельности. У остальных же успехи существенно скромнее, а, следовательно, ниже самореализация в профессиональных и жизненных достижениях, что, в конечном счете, сказывается на самооценке личности, приводит к негативным для нее последствиям. Потребности в самореализации являются у большинства людей наименее удовлетворенными, а значит всегда остроактуальными [7, с. 418].

Изучение профессионализма связанно, прежде всего, с проблематикой психологии труда, в которой сформировалось самостоятельное научное направление - психология профессионализма.

Перспективным направлением изучения профессионализма является его рассмотрение в неразрывной связи с развитием (в

том числе личностно-профессиональным) субъекта труда. Это направление является акмеологическим. Как свидетельствуют ак-меологические исследования, развития профессионализма у специалистов различных профессий осуществляется по сходным закономерностям, которые связаны с формированием акмеологических инвариантов профессионализма [10, с. 469].

Акмеологические инварианты профессионализма бывают:

1. Общими, то есть полностью независящими от специфики деятельности;

2. Специфическими или особенными, в определенной мере отражающими специфику профессиональной деятельности (например, для профессий класса «человек-человек»), коммуникабельность и коммуникативные умения, умения оказывать психологические воздействия.

К необходимым личностным качествам можно отнести: высокую степень личной ответственности; терпимость (толерантность); тактичность и воспитанность; инициативность; стремление к самопознанию, саморазвитию; оригинальность, находчивость, разносторонность интересов; целеустремленность, настойчивость; интуицию, умение прогнозировать события; эрудированность; умение хранить тайну.

Можно назвать ряд качеств, которые препятствуют эффективной профессиональной деятельности психолога. Это: психическая и эмоциональная неуравновешенность; агрессивность; замкнутость; нерешительность;

отсутствие склонности к работе с людьми; неумение понять позицию другого человека; ригидность мышления, неспособность изменять способы решения задач в соответствии с изменяющимися условиями среды; низкий интеллектуальный: уровень развития; низкий уровень психологической культуры [14, с. 187].

Н. С. Пряженников отмечает, что по мнению К. К. Платонова сущность профессионализма - это проявления профессионального мастерства [9, с. 36].

Мастерством в психологии труда называется свойство личности, приобретенное с опытом, как высший уровень профессиональных умений в определенной области, достигнутой на основе гибких навыков и творческого подхода.

Профессиональное становление личности рассматривают многие авторы (Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Е. М. Борисова, Е. Н. Волков, Э. Ф. Зеер, М. В. Каминская, Е. А. Климов, Т. В. Кудрявцев, Н. В. Кузьмина, Б. Г. Ломов,

А. К. Маркова, Л. М. Митина, В. Д. Шадриков и другие).

Профессиональное становление субъекта выражается в развитии его личности и индивидуальности за счет приобретения профессионализма и формирования индивидуального стиля деятельности.

Для анализа психологических проблем профессионального развития личности особый интерес представляют работы зарубежных ученых А. Маслоу, Дж. Сьюпера, Дж. Холонда.

Профессионал - это человек, который успешно адаптировался к профессии и овладел психологическими средствами труда [7, с. 419].

Из этого следует, что профессионализацию можно рассматривать как процесс формирования личности профессионала, начинающийся с момента выбора профессии и длящийся в течении всей профессиональной жизни человека [4, с. 340].

Успешность профессионального становления во многом зависит от особого состояния человека, которое Б. Д. Парыгин назвал «психологической готовностью». Оно сопровождает проявления жизнедеятельности человека, объединяя его побудительные и исполнительные силы и возможности, направляя его энергию на самореализацию в профессиональной деятельности [11, с. 7] .

По мнению И. А. Шмелевой формирование психологической готовности во многом зависит от активной позиции человека по

отношению к своему профессиональному становлению, от принятия ответственности за выбранный профессиональный путь, от адекватного отношения к себе и своим профессиональным возможностям, от развития самопознания. В любом случае профессия должна пробуждать любопытство, нравиться, быть романтичной, увлекательной, вызывать положительные эмоции, приносить удовлетворение, стимулировать непрерывный познавательный и практический интерес и обогащать духовную жизнь [11, с. 12].

Специфика профессиональной деятельности психолога позволяет предполагать, что для развития профессионализма психологов особое значение имеет именно личностное развитие. Связующим звеном между личностью и деятельностью выступает профессиональное самосознание, которое позволяет в процессе своего формирования достигать оптимального результата, как в личностном росте, так и в профессиональной деятельности [1, с. 46].

Профессионализм деятельности - это качественная характеристика субъекта деятельности - представителя данной профессии, определяющаяся мерой владения им современным содержанием и современными средствами решения профессиональных задач, продуктивными способами ее осуществления. Несмотря на то, что отмеченная характеристика названа качественной, ее можно описать и с помощью количественных критериев и показателей [7, с. 468].

Профессионализм деятельности характеризуется, прежде всего, высокой продуктивностью деятельности. В то же время исследования, проведенные в акмеологии в последние годы, показали, что целесообразно рассмотрение профессионализма не только в деятельностном контексте, но и в неразрывной связи и с личностным, что согласуется с важнейшим методологическим принципом единства деятельности и личности (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, Б. Ф. Ломов). Поэтому возникла настоятельная необходимость рассматривать категорию профессионализма в более широком контексте, в деятельностном и личностном проявлениях. Действительно, в процессе становления профессионализма деятельности личность обязательно развивается. При этом речь может идти как минимум о четырех направлениях данного развития: личностно-профессиональном,

профессионально-квалификационном, профессионально-должностном и нравственном (Е. Н. Богданов, А. С. Гусева, А. А. Деркач,

В. М. Дьякова, В. Г. Зазыкин, А. М. Омаров,

A. А. Реан, В. М. Шепель и др.) [1, с. 58].

Профессионализм личности - качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень развития профессионально важных и личностно-деловых качеств, акмеологических составляющих профессионализма, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие специалиста [10, с. 467].

Профессионализм личности также должен включать в себя профессиональные стандарты, ориентирующие на высокое качество выполнения деятельности - «профессионал своего дела», систему нравственных норм, делающих профессионалов в известной мере личностями исключительными. Таким образом, профессионализм накладывает на субъекта труда определенные жесткие обязательства, не только отражающие качество деятельности, но и влияющие на систему его отношений. Профессионал ограничен рамками высоких стандартов [2, с. 149].

Формирование и развитие профессионализма связано с определенными условиями и факторами.

Личностно-профессиональное развитие - это процесс формирования личности и ее профессионализма в саморазвитии, профессиональной деятельности и профессиональных взаимодействиях (А. А. Деркач,

B. М. Дьячков, Е. А. Климов, А. А. Реан).

В процессе личностно-профессионального развития происходят различные прогрессивные структурные изменения личности психолога.

1. Изменение направленности личности: расширение круга интересов и изменение системы потребностей; актуализация мотивов достижения; возрастание потребности в самореализации психолога и саморазвитии.

2. Увеличение опыта и повышение квалификации психолога: повышение компетентности психолога; развитие умений психолога и расширение навыков психологической работы; освоение новых алгоритмов решения профессиональных задач; повышение креативности деятельности психолога.

3. Развитие сложных частных способностей.

4. Развитие профессионально важных качеств, определяемых спецификой деятельности (консультирование, коррекция, психопросвещение, профориентация).

5. Развитие личностно-деловых качеств: эмпатия; коммуникативные способности; умение слушать; высокая степень личной ответственности; терпимость (толерантность); умение хранить тайну.

6. Повышение психологической готовности.

Существуют различные уровни развития профессионализма. Их оценка должна базироваться на системе акмеологических показателей, в которых должны быть представлены личностный и деятельный аспекты. Она включает в себя следующие показатели:

- продуктивность или эффективность деятельности;

- уровень квалификации и профессиональной компетентности;

- оптимальная интенсивность и напряженность труда;

- точность и надежность деятельности;

- организованность;

- низкая зависимость от внешних факторов;

- владение современным содержанием и современными средствами решения профессиональных задач;

- стабильность высоких показателей деятельности;

- уровень развития личностно-деловых и профессионально важных качеств;

- уровень мотивации достижений;

- возможность развития субъекта труда как личности;

- направленность на достижение положительных социально значимых целей.

По мнению А. А. Мироедова, если деятельность специалиста характеризуется высоким профессионализмом с опорой на данную систему показателей, то у него высокий акмеологический уровень. Но необходимо учитывать и то, что содержание акмеологи-ческого уровня может зависеть и от специфики профессиональной деятельности [6, с. 67].

Э. Ф. Зеер определил следующие концептуальные положения профессионального становления личности:

- профессиональное становление личности имеет историческую и социокультурную обусловленность;

- ядром профессионального становления является развитие личности в процессе профессионального обучения, освоения профессии и выполнения профессиональной деятельности;

- профессиональная жизнь позволяет человеку реализовать себя, предоставляет личности возможности для самоактуализации;

- индивидуальная траектория профессиональной жизни человека определяется нормативными и ненормативными событиями, случайными обстоятельствами, а также иррациональными влечениями человека [3, с. 41].

Нами было проведено тестирование среди специалистов психологов, а также среди тех людей, которые обращались на консультации к психологам. Сами психологи дают такие определения психологу-профессионалу (табл. 1).

Таблица 1

Определения психолого-профессионала, данные психологами

Варианты ответов

Психолог профессионал Знающий специалист, имеющий богатый опыт работы Умеющий правильно выявить запрос Спокойный человек Ответственный человек Умеющий работать над собой

Частота ответов 17 7 8 4 6

Всего опрошено 42

Клиенты дали следующее определение психологу профессионалу (табл. 2):

Таблица 2

Определения психолога-профессионала, данные клиентами

Варианты ответов

Психолог профессионал Знающий специалист Специалист, умеющий оказать реальную помощь Умеющий слушать Спасатель Человек всегда готовый к новому

Частота ответов 32 16 8 3 2

Всего опрошено 61

Психологи чаще других ответов давали ответ - «знающий специалист», возможно, это связано с тем, что для эффективной работы психологу постоянно необходимо повышать свой профессиональный: уровень, заниматься самообразованием. И это подтвердили все опрошенные психологи, ответив на вопрос о необходимости самообразования. Но мы видим, что не только специалисты главным отмечают знания и практический опыт, люди, обращающиеся на консультации к психологам, также ценят именно знания и умения специалиста.

Как же получить необходимый опыт и знания, если, отвечая на вопросы о знаниях, полученных в институте, 76 % психологов ответили, что они недостаточны и требуют пополнения, 64 % опрошенных специалистов отметили необходимость практического опыта.

Исследования, проведенные со студентами первого, второго, третьего, четвертого и пятого курсов показали, что выбор профессии психолога обусловлен следующими факторами, которые мы отобразили в таблице (табл. 3).

Таблица 3

Обоснование выбора профессии Частота выборов данного ответа Общее число тестируемых

Нравиться работать с людьми, хочу помогать другим 32 135

Хочу разобраться в себе 24 135

Интерес к данной профессии 38 135

Наличие способностей, черт характера к профессии 17 135

Желание общаться с людьми и собственная общительность 17 135

Повысить свою самооценку 5 135

Высшее образование 4 135

Непонимание меня другими людьми 3 135

Случайно 8 135

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Престижностью 6 135

Нет ответа 6 135

Интересно то, что было дано много ответов о выборе профессии для того, чтобы разобраться в себе. По мнению Е. А. Климова «преимущество профессионала, по-видимому, в том и состоит, что во всем, что он производит, будь то вещественные объекты, процессы, мысли или поступки, он соответствует себе, но и в то же время он полнее узнает самого себя» [5, с. 31].

Л. М. Митина считает, что «профессионализм это особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Понятие "профессионализма" - не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека» [8, с. 79].

Соотнося профессионализм с различными аспектами зрелости специалиста, А. К. Маркова выделяет четыре вида профессиональной компетентности: специальную, социальную, личностную, индивидуальную.

Специальная или деятельностная проф-компетентность характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике.

Социальная профкомпетентность характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе приемами профессионального общения.

Личностная профкомпетентность характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации, способность специалиста планировать свою про-

фессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему.

Индивидуальная профкомпетентность характеризует владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации.

Профессиональная компетентность формируется уже на стадии профессиональной подготовки специалиста. Следует различать понятие «компетентность» и «квалификация». Присвоение квалификации специалисту требует от него не опыта в этой профессии, а соответствия приобретенных в процессе обучения знаний и умений образовательному стандарту. Квалификация - это степень и вид профессиональной подготовленности, позволяющий специалисту выполнять работу на определенном рабочем месте. Специалист приобретает квалификацию прежде, чем начинает складываться соответствующий профессиональный опыт.

Понятие «профессионализм» является более широким, чем понятие «профессиональная компетентность». Быть профессионалом - это не только знать, как делать, но и уметь эти знания реализовывать, добиваясь необходимого результата. Важна и результативность деятельности, и соотнесение ее с затратами, то есть при оценке профессионализма речь должна идти об эффективности профессиональной деятельности [10, с. 52].

Существующая система профессиональной аттестации психологов ориентирована в основном на оценку его квалификации и компетентности, отсутствует единая точка зрения на критерий профессионализма психолога, не уделяется достаточного внимания оценке психолога как целостной личности, которая может оказывать существенное влияние на психическое и духовное развитие людей. Данная проблема осложняется тем, что основная часть профессиональной деятельности практического психолога проходит в конфиденциальной обстановке и поэтому возможность ее объективной оценки значительно затруднена.

Список литературы

1. Деркач А. А., Зазыкин В. Г., Маркова А. К. Психология развития профессионала. М., 2000. 125 с.

2. Ефимова Н. С. Социальная психология. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. 192 с.

3. Зеер Э. Ф. Психология профессий. М.: Академический Проект; Фонд Мир, 2008. 336 с.

4. Карпова А. В. Психология труда. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 352 с.

5. Климов Е. А. Психолог: Введение в профессию. М.: Академия, 2007. 208 с.

6. Лукацкий М. А. Психология. М.: Эксмо, 2007. 416 с.

7. Мещерякова Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. 672 с.

8. Митина Л. М. Психологическое сопровождение выбора профессии. М. : Московский психол.-соц. ин-т; Флинта, 2003. 184 с.

9. Пряжников Н. С. Психологический смысл труда. М., 1997. 352 с.

10. Реан А. А. Психологический атлас человека. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. 651 с.

11. Шмелева И. А. Введение в профессию. Психология. СПб.: Питер, 2007. 256 с.

уДК Ю 940

ББК 370. 153

Ю. В. Сутурина

г. Чита

Роль эмпатии и алекситимии в педагогической деятельности преподавателей вуза

В статье представлены результаты исследования проявления эмпатии, как профессиональнозначимого и личностного качества педагогов высшей школы. Подвергнута анализу сниженная способность преподавателей к вербализации своих эмоциональных состояний, т. е. склонность к алексетимии. Приведены результаты эмпирических исследований взаимосвязи эмпатии и алекситимии с академической успеваемостью студентов.

Ключевые слова: преподаватели высшего учебного заведения, эмпатия, алекситимия, академическая успеваемость, студенты.

Y. V. Suturina

Chita

Role empathy and alexithymy in pedagogical doing of teachers of higher educational institution

At the article is represented a results of research of the appearing of empathy, as professional-main and larval quality of the teachers of higher school. The subjected to analysis reduced ability of the teachers to verbalization of their own emotional conditions - aptitude to аlexithymy. They are brought empirical studies intercoupling empathy and акх^Ь^^^ with academic progress students.

Key words: teachers of higher educational institution, empathy, аIexithymy, academic progress, students.

Современные тенденции в системе высшего профессионального образования демонстрируют значимость проблемы профессионализма профессорско-преподавательского состава, от которого зависит не только качество подготовки будущих специалистов, но и их личностное развитие. Очевидно, что педагогическая деятельность осуществляется в процессе взаимодействия со студентами, поэтому роль профессионально-значимымых и личностных качеств при осуществлении этой деятельности неоспорима. Одним из таких качеств преподавателей, рассматриваемых в данной работе, является эмпатия.

К настоящему моменту в отечественной психологии существует достаточно много обзоров литературы по проблемам эмпатии [2, с. 147-159], истории развития представлений о ней в философии [4] и психологии. Мы же рассматриваем педагогическую эмпатию, как профессионально-значимое качество личности педагога, проявляющееся в ситуации общения и взаимодействия, в понимании внутреннего мира учащихся, эмоциональном приобщении к их жизни. Эмпатийные переживания преподавателя реализуются в формах помогающего поведения, то есть речь идет о действенной педагогической эмпатии, обеспечивающей успешность меж-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.