Научная статья на тему 'Личностные особенности психолога профессионала'

Личностные особенности психолога профессионала Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
9308
1193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ ПСИХОЛОГА / ЭМОЦИИ ЧЕЛОВЕКА / ПРОФЕССИЯ ПСИХОЛОГ / СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ЛИЧНОСТИ / PERSONALITY OF THE PSYCHOLOGIST / EMOTIONS OF THE PERSON / PROFESSION PSYCHOLOGIST / FORMATION TO PERSONALITIES / PROFESSIONAL FORMATION / PROFESSIONALISM TO PERSONALITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Никитина Наталья Борисовна

В статье раскрывается понятие «личность психолога», раскрыты механизмы формирования личности профессионала. Показана роль эмоций в личностном становлении психолога. Влияние эмоций на развитие личности и деятельности. Представлены необходимые личностные качества помогающие в работе психолога и раскрыты те качества, которые мешают профессиональному становлению. В статье рассмотрены исследования, проведенные со студентами первого, второго, третьего, четвертого и пятого курсов психологических факультетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal features of the psycholodist of the professionala

The notion "personality of the psychologist" opens in article, раскрытыmechanisms of the shaping to personalities of the professional. Role emotion is Shown in larval formation of the psychologist. Influence of emotions on development of the person and activity. Necessary personal qualities helping with work of the psychologist are shown and those qualities which stir to professional formation are opened. In article are considered studies, called on with student first, the second, the third, the fourth and fifth course psychological faculty

Текст научной работы на тему «Личностные особенности психолога профессионала»

УДК 159 ББК Ю941.19

Н. Б. Никитина Личностные особенности психолога профессионала

В статье раскрывается понятие «личность психолога», раскрыты механизмы формирования личности профессионала. Показана роль эмоций в личностном становлении психолога. Влияние эмоций на развитие личности и деятельности. Представлены необходимые личностные качества помогающие в работе психолога и раскрыты те качества, которые мешают профессиональному становлению. В статье рассмотрены исследования, проведенные со студентами первого, второго, третьего, четвертого и пятого курсов психологических факультетов.

Ключевые слова: личность психолога, эмоции человека, профессия психолог, становление личности, профессиональное становление, профессионализм личности.

N. B. Nikitina

Personal features of the psycholodist of the professionala

The notion "personality of the psychologist" opens in article, раскрыты mechanisms of the shaping to personalities of the professional. Role emotion is Shown in larval formation of the psychologist. Influence of emotions on development of the person and activity. Necessary personal qualities helping with work of the psychologist are shown and those qualities which stir to professional formation are opened. In article are considered studies, called on with student first, the second, the third, the fourth and fifth course psychological faculty.

Key words: personality of the psychologist, emotions of the person, profession psychologist, formation to personalities, professional formation, professionalism to personalities.

Личность психолога является его орудием труда, ее полнота и целостность приобретает важное значение для эффективности труда.

Специфика профессиональной деятельности психолога позволяет предполагать, что для развития профессионализма психологов особое значение имеет именно личностное развитие. Связующим звеном между личностью и деятельностью выступает профессиональное самосознание, которое позволяет в процессе своего формирования достигать оптимального результата, как в личностном росте, так и в профессиональной деятельности [2, с. 46].

Для эффективности профессиональной деятельности также важно эмоциональное состояние психолога.

В исследовании, проведенном Л. М. Бечтолдом, Э. Э. Вернером,

Р. Б. Кеттеллом и Дж. Е. Древдалом, получен следующий психологический портрет эффективного психолога: это личность с творческим мышлением, склонная к самоанализу, любящая работать в одиночестве, независимая и самоуверенная, но всегда готовая воспользоваться новыми возможностями для приобретения нового опыта, эмоционально устойчивая, наделена развитым чувством самоконтроля, не привержена

стандартам, обладает гибким мышлением и легко адаптируется. Формирование эмоций человека - важнейшее условие развития его как личности. Только став предметом устойчивых эмоциональных отношений, идеалы, обязанности, нормы поведения превращаются в реальные мотивы деятельности. Эмоции человека объясняются сложностью отношений между предметами его потребностей, конкретными условиями возникновения и деятельностью, направленной на их достижения. Эмоции считаются одним из механизмов регуляции внешней и внутренней деятельности, а также состояния организма, всех его систем [12, с. 83].

Эмоциональные процессы влияют на деятельность и участвуют в формировании функциональных состояний. Эмоции неразрывно связаны с волевыми процессами. Человек не только отражает действительность в своих ощущениях, восприятиях, представлениях, понятиях и эмоциях, но еще и действует, изменяя окружающую среду в связи со своими потребностями, намерениями и интересами [5, с. 206].

Эмоциональные и волевые процессы связаны таким образом, что воля выступает как средство регуляции, корректировки негативного влияния эмоций на деятельность. Эмоции придают субъективный тон волевому усилию, содействуют повышению его потенциала.

Профессия психолог относится к тому числу профессий, которые наиболее подвержены к возникновению синдрома эмоционального выгорания.

Эмоциональное выгорание - это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности, а также процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального,

умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы [7, с. 282].

Психологу крайне важны не только степень его научной оснащенности, но и уровень его собственного личностного развития, умение понимать и принимать индивидуальность и неповторимость другого. Важны навыки и сочувственного отношения к человеку, и осознание происходящего в данной ситуации [6, с. 28].

К необходимым личностным качествам можно отнести: высокую степень личной ответственности; терпимость (толерантность); тактичность и воспитанность; инициативность; стремление к самопознанию, саморазвитию; оригинальность, находчивость, разносторонность интересов; целеустремленность, настойчивость; интуицию, умение прогнозировать события; эрудированность; умение хранить тайну.

Можно назвать ряд качеств, которые препятствуют эффективной профессиональной деятельности психолога. Это: психическая и эмоциональная неуравновешенность; агрессивность; замкнутость; нерешительность; отсутствие склонности к работе с людьми; неумение понять позицию другого человека; ригидность мышления, неспособность изменять способы решения задач в соответствии с изменяющимися условиями среды; низкий интеллектуальный уровень развития; низкий уровень психологической культуры [13, с. 187].

Профессиональное становление личности рассматривается в работах многих авторов (Б. Г. Ананьева, А. Г. Ас-молова, Е. М. Борисова, Н. И. Виноградова, Е. Н. Волкова, Э. Ф. Зеер, М. В. Каминская Е. А. Климов, Т. В. Кудрявцев,

Н. В. Кузьмина, Б. Г. Ломова, А. К. Маркова, Л. М. Митина, В. Д. Шадрикова и др.).

В своих работах Э. Ф. Зеер определил следующие концептуальные положения профессионального становления личности:

- профессиональное становление личности имеет историческую и социокультурную обусловленность;

- ядром профессионального становления является развитие личности в процессе профессионального обучения, освоения профессии и выполнения профессиональной деятельности;

- профессиональная жизнь позволяет человеку реализовать себя, предоставляет личности возможности для самоактуализации;

- индивидуальная траектория профессиональной жизни человека определяется нормативными и ненормативными событиями, случайными обстоятельствами, а также иррациональными влечениями человека [4, с. 41].

Профессиональное становление субъекта выражается в развитии его личности и индивидуальности за счет приобретения профессионализма и формирования индивидуального стиля деятельности [3, с. 43].

Для анализа психологических проблем профессионального развития личности особый интерес представляют работы зарубежных ученых А. Маслоу, Дж. Сьюпера, Дж. Холонда.

Профессионал - это человек, который успешно адаптировался к профессии и овладел психологическими средствами труда [8, с. 419].

Из этого следует, что профессионализацию можно рассматривать как процесс формирования личности профессионала, начинающийся с момента выбора профессии и длящийся в течении всей профессиональной жизни человека [6, с. 340].

Успешность профессионального становления во многом зависит от особо-

го состояния человека, которое Б. Д. Па-рыгин назвал «психологической готовностью». Оно сопровождает проявления жизнедеятельности человека, объединяя его побудительные и исполнительные силы и возможности, направляя его энергию на самореализацию в профессиональной деятельности [13, с. 7] .

По мнению И. А. Шмелевеой формирование психологической готовности во многом зависит от активной позиции человека по отношению к своему профессиональному становлению, от принятия ответственности за выбранный профессиональный путь, от адекватного отношения к себе и своим профессиональным возможностям, от развития самопознания. В любом случае профессия должна пробуждать любопытство, нравиться, быть романтичной, увлекательной, вызывать положительные эмоции, приносить удовлетворение, стимулировать непрерывный познавательный и практический интерес и обогащают духовную жизнь.

В работе Укке Ю. М. опубликована следующая психограмма профессии психолог:

- внимание, стремление понять позицию других,

- дружелюбие, общительность,

- способность стать лидером,

- вежливость, общительность,

- руководство здравым смыслом, следование предписаниям,

- жизнерадостность,

- терпеливость, упорство,

- большое чувство ответственности,

- способность выполнять работу, полную разнообразия,

- энтузиазм в трудовой деятельности,

- тщательность деятельности,

- схватывание новых идей, самостоятельность суждений,

- аккуратность и последовательность в работе,

- способность к планированию своего будущего,

- способность к устным высказываниям,

- хорошая память,

- способность обучать других,

- умение заботиться о больных,

- умение заботиться о посторонних.

Именно эти качества и навыки рекомендуется автором развивать людям, которые хотят избрать профессию психолога.

Психолог должен знать свои личностные особенности, способности, недостатки, возможности, сильные и слабые стороны, способы компенсации недостатков. Он должен уметь регулировать свои эмоциональные состояния, мобилизовать свои психологические функции (память, внимание, мышление), осуществлять поиск и анализ необходимой научной профессиональной информации, тренировать профессионально важные качества [1, с. 37].

Очень важно сочетание потребности в достижениях, силы «Я» и самокритичности, эмоциональной устойчивости, жизнерадостности и оптимизма [10, с. 28].

По мнению А. А. Реан, процесс лич-ностно- профессионального развития происходят следующие прогрессивные структурные изменения личности:

1. Изменение направленности личности:

- расширение круга интересов и изменение системы потребностей;

- актуализация мотивов достижения;

- возрастание потребности в самореализации и саморазвитии.

2. Увеличение опыта и повышение квалификации:

- повышение компетентности;

- развитие и расширение умений и навыков;

- освоение новых алгоритмов решения профессиональных задач;

- повышение креативности деятельности.

3. Развитие сложных частных способностей.

4. Развитие профессионально важных качеств, определяемых спецификой деятельности.

5. Развитие личностно- деловых качеств.

6. Повышение психологической готовности [11, с. 470].

Выбор профессии - актуальный вопрос настоящего времени. Быстрый темп жизни, многочисленные институты, которые готовят специалистов - психологов. Все это предъявляет высокие требования к будущим специалистам. Становление профессионала должно проходить быстро и активно. Так как на рынке труда не много вакансий для работы, но много желающих работать по данной специальности.

Исследования, проведенные со студентами первого, второго, третьего, четвертого и пятого курсов показали, что выбор профессии психолог обусловлен следующими факторами, которые мы отобразили в таблице (табл. 1).

Таблица 1

Обоснование выбора профессии Частота выборов данного ответа Общее число тестируемых

Нравиться работать с людьми, хочу помогать другим 32 135

Хочу разобраться в себе 24 135

Интерес к данной профессии 38 135

Наличие способностей, черт характера к профессии 17 135

Желание общаться с людьми и собственная общительность 17 135

Повысить свою самооценку 5 135

Высшее образование 4 135

Непонимание меня другими людьми 3 135

Случайно 8 135

Нет ответа 6 135

Престижностью 6 135

Интересно то, что было дано много ответов о выборе профессии для того чтобы разобраться в себе. По мнению Е. А. Климова преимущество профессионала, по-видимому, в том и состоит, что во всем, что он производит, будь то вещественные объекты, процессы, мысли или поступки, он соответствует себе, но и в то же время он полнее узнает самого себя.

Обучение в институте необходимо для получения определенной профессиональной подготовки, а так же для формирования будущей системы психологической деятельности. Профессиональная деятельность формируется под влиянием множества мотивов. Ее успешность зависит не только от приоб-

яния мотивации. Замотивированный человек более успешен, он быстрее и качественней выполняет определенные виды деятельности [9, с. 92].

Изучив работы разных авторов и на основе имеющихся данных диагностики можно сделать следующие выводы:

- Профессиональная жизнь позволяет человеку реализовывать себя, само-актуализироваться;

- Развитие личности является основой профессионального становления;

- Профессиональное становление личности имеет историческую и социокультурную обусловленность;

- Процесс профессионального становления личности имеет свои закономерности и особенности, хотя он индивидуален и неповторим;

- Индивидуальная траектория профессиональной жизни человека определяется нормативными и ненормативными событиями, случайными обстоятельствами, а также иррациональными влечениями человека;

- Знание психологических особенностей профессионального развития позволяет человеку осознанно проектировать свою профессиональную биографию, творить свою историю.

ретенных знаний и умений, но и от вли-

Список литературы

1. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. М. : Академия, 1996. 224 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Деркач А. А., Зазыкин В. Г., Маркова А. К. Психология развития профессионала. М., 2000. 125 с.

3. Ефимова Н. С. Социальная психология. М. : ФОРУМ ; ИНФРА-М, 2008. 192 с.

4. Зеер Э. Ф. Психология профессий. М. : Академический Проект ; Фонд Мир, 2008. 336 с.

5. Карпова А. В. Психология труда. М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 352 с.

6. Климов Е. . Психолог : Введение в профессию. М. : Академия, 2007. 208 с.

7. Лукацкий М. А., Остренкова М. Е. Психология. М. : Эксмо, 2007. 416 с.

8. Мещерякова Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. СПб. : ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. 672 с.

9. Митина Л. М. Психологическое сопровождение выбора профессии. М. : Московский психоло-го-соц. ин-т : Флинта, 2003. 184 с.

10. Реан А. А. Психологический атлас человека. СПб. : ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. 651 с.

11. Таланов В. Л., Малкина-Пых И. Г. Справочник практического психолога. СПб. ; М.,2005. 928 с.

12. Шмелева И. А. Введение в профессию // Психология. СПб. : Питер, 2007. 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.