РОЛЬ СУПЕРВИЗИИ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПЛАНОВ
И НАМЕРЕНИЙ ПСИХОЛОГОВ
В.Н. Петрова (Томск)
Аннотация. Рассматриваются проблемы профессионального становления психологов, обсуждается специфика профессиональных планов и намерений начинающих психологов и успешных психологов-практиков, роль супервизии в их успешной профессиональной реализации.
Ключевые слова: профессиональное становление, профессиональные планы и намерения, супервизия психологов, профессиональная реализация.
Психология сравнительно недавно стала проникать в различные сферы жизни человека и общества. Предметом психологии как профессии являются решение проблем в социальной, профессиональной, личностной сферах, а также психодиагностика, консультирование и многое другое. Специалисты-психологи выполняют достаточно редкую миссию: повышение психологической грамотности людей и передачу (транслирование) психологической культуры нынешним и последующим поколениям [5, 9]. А вот проблемы изучения профессии психолога как таковой пока еще мало исследованы. И для того чтобы понять, что представляет собой психолог как профессионал, необходимо понять особенности его профессионального самосознания. На наш взгляд, основным способом изучения профессионального самосознания практикующего психолога является супервизия.
Нет сомнения в том, что главным инструментом в работе психолога является он сам, его личность. Профессиональное самосознание психолога включает представление о себе как члене профессионального сообщества, носителе особой профессиональной психологической культуры, в том числе определенных профессиональных норм, правил, традиций, присущих данному профессиональному сообществу [11]. Чтобы отношения с клиентом были эффективными, «помогающими», необходимо осознание и принятие самого себя [1].
Центральная категория, которая отражает сущность взаимодействия человека и профессии, - это профессиональное развитие как способ реализации профессиональных планов и намерений. Профессиональное развитие в психологии рассматривается как «фундаментальный процесс изменения человека, как объяснительный принцип становления профессионализма и как ценность профессионального сообщества» [6. С. 106]. Профессиональное развитие обычно отождествляют с прогрессивным изменением человека: созреванием, формированием, саморазвитием, самосовершенствованием.
Основой профессионального развития у психолога являются: высокая степень личной ответственности; терпимость, безоценочное отношение к людям; интерес и уважение к другому человеку; стремление к самопознанию, саморазвитию; оригинальность, находчивость, разносторонность; любознательность и обучаемость; тактичность, воспитанность; склонность к сопереживанию; инициативность; целеустремленность, настойчивость; инту-
иция, умение прогнозировать события; умение хранить тайну; творческое начало; эрудированность [2].
Ярко выраженная ориентация на ценность другого человека обостряет важность восприятия психологом самого себя, своих возможностей и личных проблем как меры воздействия на окружающих людей. Заглянув в себя, психолог получает реальную возможность познать других, сравнить их потребности с собственными. Уже на первой стадии адаптации к профессии должно возникнуть понимание того, что для создания «помогающих» отношений с клиентом необходимо осознание и принятие самого себя [5].
Деятельность практического психолога как некоторая система не сводится к сумме образующих ее элементов, она обладает особым интегративным качеством, которое задается объектом профессиональной деятельности. Объект деятельности имеет двойственную природу: с одной стороны, это человек во всем богатстве его субъектности, с другой - это элементы общественной культуры, которыми владеет практический психолог и которые служат «строительным материалом» для социализации и развития клиента [10]. Таким образом, профессиональная активность практического психолога является деятельностью по организации деятельности его клиентов; организуя и направляя их деятельность (учение, труд, общение и т.д.), практический психолог обеспечивает разностороннее развитие личности, становление ее субъектом собственной жизнедеятельности, что подразумевает определенный уровень развития личности самого психолога.
Следует отметить, что профессиональная деятельность практического психолога находится в самой тесной взаимосвязи с другими видами его деятельности, повседневным общением и личностным развитием. Эта особенность профессиональной деятельности практического психолога приводит к необходимости овладения ею на индивидуально-личностном уровне, который подразумевает постоянное профессионально-личностное развитие и саморазвитие. Специфика профессиональной деятельности психо-лога-практика позволяет предположить, что для развития профессионализма практических психологов особое значение имеет именно личностное развитие. В результате связующим звеном между личностью и деятельностью выступает профессиональное самосознание, которое позволяет в процессе формирования достигать оптималь-
№ 30
Сибирский психологический журнал
2008 г.
ного результата как в личностном росте, так и в профессиональной деятельности [7].
Еще раз подчеркнем: на наш взгляд, единственным реальным способом изучения профессионального самосознания психологов является супервизия.
Супервизия является необходимым инструментом успешной практики современного психолога. Такие явления, как инконгруентность психолога, не-принятие и непонимание клиента, перенесенные реакции на клиента, «пустые» сеттинги, «пробуксовки», застой процесса, влияние личных проблем психолога и т.д., если не будут своевременно распознаны, могут существенно снижать эффективность его работы. Супервизия призвана помочь вовремя обнаружить и предотвратить эти трудности [4].
Супервизия позволяет специалистам акцентировать внимание на цели и направлении своей работы, формировать системные подходы к стратегии и тактике проводимого лечения, планировать и прогнозировать эффекты терапии и вмешательств, а также осознавать свои ошибки и корректировать индивидуальные планы клиента.
Уровни супервизии определяются целью супервизии, соотносятся с уровнем профессиональной подготовки супервизируемого: начинающие психологи нуждаются, скорее, в практическом обучении выполнения приемов психотерапии и в личностно-профессиональной поддержке (обучающий уровень), а практикующие специалисты - в анализе качества работы и обратной связи более квалифицированного специалиста (сертификационный уровень) [8].
Супервизия первого (базового) уровня - супервизия как личностно-профессиональная поддержка, помощь и совет более квалифицированного специалиста начинающему психологу с целью повышения его профессионализма и уверенности, развития необходимых личностно-профессиональных качеств; наставничество в выборе направления и стиля работы. Обычно это совместный поиск и позитивное подкрепление ресурсов молодого специалиста, способствующие развитию таких личностно-профессиональных качеств, как эмпатия, конгруэнтность, аутентичность, спонтанность, активность, способность к концептуализации и др.
Супервизия второго (сертификационного) уровня -супервизия как форма повышения квалификации практикующих психотерапевтов с использованием директивной коррекции стиля работы. Это достаточно формализованные и структурированные встречи психотерапевта или группы психотерапевтов с более опытным коллегой, имеющим не только достаточную теоретическую подготовку, но также большой практический и методологический опыт. Супервизия этого уровня включает преимущественно обсуждение трудностей и ошибок в проведении различных методов психотерапии и рекомендации по их устранению.
Опыт работы с психологами в рамках супервизии позволил нам прийти к некоторым обобщениям. Профессиональное самосознание начинающих психологов
характеризуется высоким уровнем самоуважения, осознанием себя сложившейся личностью и носителем социально-желательных характеристик, принятием себя. Подобная картина оценки себя как специалиста складывается у начинающих психологов в процессе представления себя в прошлом, настоящем и будущем. В прошлом респонденты данной группы воспринимают себя немного зависимыми от внешних обстоятельств, в настоящее время они уверенные в себе специалисты, уже не склонные быть полностью зависимыми, более самостоятельные, считают себя достаточно уверенными и опытными специалистами, при этом видят себя сильными психологами в будущем. В то же время они более активны, чем пассивны, более общительны и импульсивны, чем обратное. Подобная тенденция наблюдается в представлении о себе как психологе в будущем.
Поведенческий компонент профессионального самосознания начинающих специалистов-психологов характеризуется зависимостью от членов группы, стремлением принимать групповые стандарты и ценности, но в идеальном представлении о себе и своем поведении наблюдается тенденция к независимому поведению. Начинающие психологи общительны, имеют достаточное количество контактов и эмоционально близких связей в своем коллективе. Поведение молодых психологов в коллективе отличается стремлением уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в группе. Они менее стремятся участвовать в групповой жизни, добиваться более высокого статуса. Как ни странно, в идеальном представлении о себе начинающие специалисты-психологи видят себя менее склонными к принятию борьбы и менее общительными.
Для профессионального самосознания опытных психологов характерно наличие чувства удовлетворенности собственным поведением, уровнем достижений, особенностями личности, чувством принятия себя. Опытные психологи знают о своих сильных сторонах, уверены в себе, склонны рассчитывать на собственные силы в решении профессиональных задач и проблем, способны держаться принятой линии поведения. В прошлом опытные психологи оценивают свою силу как специалиста гораздо ниже, чем в настоящий момент. Опытные психологи экстраверты, но не ярко выраженные; определенный уровень интровертированности им все-таки соответствует. Профессиональное самосознание опытных специалистов характеризуется определенным уровнем активности, они склонны проявлять спокойные эмоциональные реакции; для профессии психолога немаловажно уметь трезво и здраво мыслить. Это люди, которые склонны доверять разуму, нежели поддаваться сиюминутному настроению, но в то же время они не оставляют свои чувства и некую профессиональную интуицию без должного внимания. Профессиональный опыт научил их владеть собой, что, несомненно, помогает в работе.
Поведенческий компонент профессионального самосознания опытных специалистов-психологов характери-
Супервизш
зуется зависимым поведением в группе, достаточным уровнем общительности и контактности, в то же время тенденцией избегания борьбы. Опытным психологам, как и начинающим, комфортнее быть подчиняющимися, зависимыми от коллектива, не занимать определенную точку зрения в спорах и конфликтах, сохраняя нейтральную позицию, при этом иметь множество контактов и связей в группе. В идеальном представлении о себе опытные психологи, как и начинающие специалисты, воспринимают себя более независимыми, способными противопостоять коллективу, а также еще более общительными. Но в отличие от начинающих психологов, опытные специалисты в идеальном представлении видят себя более общительными, более склонными принимать борьбу, т.е. способными занять определенную позицию в групповом споре или конфликте.
Начинающих психологов больше, чем опытных специалистов, в своей профессии привлекает то, что их работа является одной из важнейших в обществе, это работа с людьми, требующая постоянного творчества, самосовершенствования, соответствующая их способностям и характерам, дающая возможность достижения социального признания и уважения. Но это совсем не значит, что опытных психологов данные характеристики профессии не привлекают. Просто их они привлекают в меньшей степени.
В целом профессиональное самосознание специали-ста-психолога имеет трехуровневую структуру: когнитивный компонент - профессиональный Я-образ, знание и представление о своей профессии; эмоционально-оценочный компонент - профессиональная самооценка, отношение к себе как к психологу; поведенческий компонент - стремление к профессиональному са-
мосовершенствованию, удовлетворенность профессиональной деятельностью.
Становление профессионального самосознания спе-циалистов-психологов характеризуется изменением представления о себе, отношения к себе, а также имеет достаточно позитивный и яркий характер. Профессиональная Я-концепция характеризуется высоким самоуважением, принятием себя, положительным отношением к себе как психологу, достаточно высокой оценкой своих качеств как специалиста (независимость в профессии, уверенность в себе как в психологе, общительность, развитые волевые стороны личности). Как ни странно, зависимое поведение в коллективе, склонность к нейтральной позиции не влияют на самооценку, уровень притязаний, удовлетворенность собой как профессионалом в процессе становления профессионального самосознания. Представление о себе в будущем имеет позитивную окраску, наблюдается возможность дальнейшего профессионального развития и самосовершенствования.
Наличие позитивного отношения к себе как психологу, несомненно, помогает в работе, дает чувство уверенности, силы и желание дальнейшего успешного развития. Осознание себя носителем особой профессиональной культуры приносит чувство удовлетворенности в профессии и в жизни. Профессиональная деятельность психолога находится в самой тесной взаимосвязи с другими видами его деятельности, повседневным общением и личностным развитием. Особенности профессиональной деятельности специалиста-психолога приводят к необходимости овладения ею на индивидуально-личностном уровне, который подразумевает постоянное профессионально-личностное развитие и саморазвитие.
Литература
1. Батаршев А.В., Алексеева И. Ю., Майорова Е.В. Диагностика профессионально важных качеств. СПб.: Питер, 2007. 192 с.
2. Бодров В.А. Психология профессиональной деятельности: Теоретические и прикладные проблемы. М.: Ин-т психологии РАН, 2006. 623 с.
3. Вачков М.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог»: Учеб. пособие / Под ред. И.Б. Гриншпуна. Москва: Изд-
во Мос. психол.-соц. ин-та; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2002. 464 с.
4. Винер Дж., Майзен Р., Дакхэм Дж. Супервизия супервизора: Практика в поиске теории. М., 2006. 534 с.
5. Григорович Л.А. Введение в профессию «психолог»: Учеб. пособие. М.: Гардарики, 2004. 192 с.
6. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития: Учеб. пособие. М.: Академия, 2006. 240 с.
7. Климов Е.А. Психология профессионала. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 400 с.
8. Кулакова С.А. Практикум по супервизии в консультировании и психотерапии. СПб.: Речь, 2002. 236 с.
9. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: Учеб. пособие / Под ред. Л.М. Митиной. М.: Академия, 2005. 336 с.
10. Профессиональная пригодность: субъектно-деятельностный подход / Под ред. В.А. Бодрова. М.: Ин-т психологии РАН, 2004. 390 с.
11. Психологические основы профессиональной деятельности: Хрестоматия / Сост. В.А. Бодров. М.: ПЕР СЭ; Логос, 2007. 885 с.
12. Толочек В.А. Современная психология труда: Учеб. пособие. СПб.: Питер, 2006. 479 с.
THE ROLE OF SUPERVISING IN REALIZATION OF PROFESSIONAL PLANS AND INTENTIONS OF PSYCHOLOGISTS Petrova V.N. (Tomsk)
Summary. This article was designed to examine the problems of psychologist professional establishment. The author performed the specifics of professional plans and intentions typical for entry- and high-level psychologists and focused on role of supervising in psychologist professional actualization. Key words: professional establishment, professional plans and intentions, supervising of psychologists, professional actualization.